Экскурсия по мини-музею "Хозяйка медной горы"
учебно-методический материал (старшая группа)

Цель: Ознакомление детей с разнообразием мира камней, их свойствами и особенностями. Закрепить знания детей о природе родного края и  его природных «богатствах»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekskursiya_po_mini_muzeyu.docx825.44 КБ

Предварительный просмотр:

Экскурсия по мини-музею  «Хозяйка медной горы»

Цель: Ознакомление детей с разнообразием мира камней, их свойствами и особенностями. Закрепить знания детей о природе родного края и  его природных «богатствах»

 Задачи:

1.Актуализировать знания детей о планете Земля, её недрах, камнях.

2. Формировать элементарные представления о живой и неживой природе. 

3. Поддерживать интерес к изучению камней, упражнять в классификации их по разным признакам (цвет, форма, размер, вес, ).

4. Закрепить умение грамматически правильно строить свои ответы на вопросы, умение задавать вопросы, следить за логикой своего высказывания, умение строить доказательную речь,

5. Дать представление об областях использования камней;

6.Учить вести беседу, высказывать свою точку зрения, слушать сверстников.

Формировать положительный эмоциональный настрой в коллективе.

7. Расширить  знания детей об Урале, уточнить представления о писателе П.П. Бажове , его сказах

        Содержание экскурсии

Воспитатель:  Ребята, вы любите путешествовать?

Ответы детей: Да!

Сегодня я предлагаю отправиться в путешествие  в гости к самой Хозяйке Медной горы. Согласны? (Да).

Воспитатель: Готовы? Раз, два, три – повернитесь, в стране камней очутитесь! Мы попали в музей Хозяйки медной горы.

Отгадайте загадку:

В серёжках у мамы огнём он горит.

В пыли, на дороге ненужным лежит.

Меняет он форму, меняет он цвет.

А в стройке годится на тысячу лет.

Тяжёлый, большой – одному не поднять,

А может быть лёгким – в ладошке лежать.

Кто, дети, загадку мою отгадал?

Кто этот предмет по приметам узнал?

Ответы детей: Камень!

Я хочу вам рассказать вам  сказ, послушайте внимательно.

Так вот, жил-был мастер каменных дел Данила, он был знаток своего дела, любил мастерить из камней диковинные вещи, получил он однажды от богатого помещика заказ, сделать вазу, Данила согласился.

 Он был недоволен своим изделием из камня и пытался его исправить. В один из томных вечеров, пришло к нему видение. Появилась женщина неведомой красоты, которая сказала. «Если ты хочешь стать самым лучшим из каменных мастеров, сделай цветок, который ярче солнца и затмит всё вокруг.» Данила подумал и решил всё же изготовить этот цветок и отправился на поиски материала…

Давайте же посмотрим какие камни он встретил по пути и чем они могут пригодиться в окружающем нас мире, чем они полезны и что из них можно изготовить.

Воспитатель: Сегодня мы поговорим о камнях и узнаем много интересного про них. Где можно встретить камни?

Ответы детей: Во дворе, на берегу реки, у моря, на участке детского сада, в лесу на дороге.

Воспитатель: А вы знаете, откуда берутся камни?

Все камни появились каждый по-своему, поэтому и состав у них разный.
Некоторые из них образовались из вещества, которое называется магма и находится глубоко под землёй. Это вещество содержит в себе газы, и когда их количество увеличивается, в магме возникает большое давление, отчего она выходит на поверхность земли. Там магма застывает в течение долгих лет и образует твёрдую породу. Такая порода называется минерал.
На поверхности земли на минералы начинают воздействовать дождь, снег и ветер. От этих воздействий минералы меняются, сливаясь друг с другом и образуя камни.
Есть и другой способ образования камней. В нём участвуют ракушки, морские организмы и растения, которые после полного жизненного цикла собираются на дне озёр, морей и рек под действием движения воды. Такие многолетние накопления приводят к образованию минералов, а из них впоследствии складываются камни.

Почему все камни разные, не похожи друг на друга? Это происходит потому, что найденный камешек состоит из разных минералов, т.е. минералы – это кристаллы. Если внимательно рассмотреть камень, то можно заметить, что часто он бывает разноцветным или в полосочку, или пятнистый, или с разводами неправильной формы (рассмотреть камни).

Воспитатель: Ребята, на глобусе мы видели, что горы есть в разных странах, но именно горы, расположенные в нашей стране знамениты на весь мир. Это Уральские горы (показать картинки). Они знамениты своими Уральскими самоцветами. Существует легенда о происхождении Уральских гор.

В давние, давние времена сверкала на небе радуга. Вся она была из драгоценных камней. Сияли великолепные бриллианты, огоньками вспыхивали красные рубины, зеленые изумруды, фиолетовые аметисты. Дивным светом переливался этот небесный мост. Но люди не хотели любоваться прекрасной радугой. Топорами, молотками, лопатами стали они разрушать прекрасную радугу, прятать обломки драгоценных камней в мешки и рухнул небесный мост.

Дорогие камни смешались с пылью и грязью, превратились в ямы, и не стало волшебной радуги. Но случилось чудо - один конец радуги не рассыпался, а упал на землю и там, где он упал, выросли горы. Люди назвали эти горы Уральскими, и вот теперь в глубине Уральских гор хранятся клады драгоценных камней. Но открываются эти камни не всем, а только людям с чистыми руками и добрым сердцем.

Воспитатель: Какой писатель описал в своих сказах богатства Уральской земли?( Павел Петрович Бажов)

Павел Петрович не понаслышке знал о металле, руде, самоцветах, ведь его дед и отец были горнозаводскими мастерами. Он очень любил свой край, его природу. Его интересовало всё, что связано с Уральскими горами, с их богатством. Он много общался с простым народом, собирал легенды, которые ему рассказывали рабочие горных заводов. А потом эти легенды перелагал в сказы, жанр, который он придумал сам. Кто помнит, что такое сказ? Правильно. (сказ – это сказка на основе достоверных фактов, легенд с некоторым вымыслом).

П.П.Бажов много сказов подарил не только уральскому народу, но и всему миру. «У большого камня женщина какая-то сидит: коса сизо- чёрная и не болтается, а ровно прилипла к спине, на конце ленты, не то красные, не то зелёные, сквозь косу просвечивают и позванивают будто листовая медь. А одежда у ней такая, что другой на свете не найдёшь. Камень, а на глаз как шёлк, хоть рукой погладить. И вокруг неё ящерок видимо- невидимо». Кто это? Это хозяйка медной горы. Показываю куклу, обращаю внимание на одежду в каменьях.

Воспитатель: А кто, ребята, знает, что такое самоцветы? Самоцветы – это камни. Но камни особые: очень красивые, прозрачные, яркие. Никто не окрашивал их – они сами от природы такие: переливаются, сверкают, светятся разными цветами. Поэтому их называют самоцветами.

 Самоцветы очень редкие и дорогие камни. Уральская подземная кладовая самоцветов – самая богатая в мире. Здесь добывают и изумруд, и яшму, и аметист, хризолит, топаз и другие. И самый знаменитый Уральский камень – это малахит.

Воспитатель: Малахит – это единственный в мире узорчатый зелёный минерал. Для детей малахит – это амулет (оберег), его надевают на шею ребёнку для защиты от опасностей. Для России малахит – это роскошь и богатство. В Эрмитаже есть целый малахитовый зал. Самые удивительные предметы из малахита – часы, вазы, колонны. В старину люди верили, что если регулярно пить из малахитовой чаши – научишься понимать язык животных.

Об этих камнях, о богатстве Уральской земли слагали много легенд.

Одну из них, я хочу вам рассказать. Этот камень называется кварц - «волосатик». Если посмотреть на свет, то мы увидим волосы внутри камня.  По легенде, богиня любви Венера, купаясь в горном источнике, потеряла прядь своих чудесных золотых волос. Обнаружила пропажу, когда наступила зима и вода замерзла вместе с волосами. Вначале Венера очень расстроилась. Но волосы в замерзшей воде выглядели так красиво, что богиня решила не забирать их, а чтобы никто не смог посягнуть на божественные локоны, превратила лед в прозрачный камень. И с тех пор люди находят диковинный хрусталь, хранящий волосы Венеры.Красивая легенда? Почти про каждый камень создана легенда. Так люди пытались объяснить появление камней.

Жизнь человека на Урале связана с камнями: и характер, и силу сравнивали с ними. Тот, кто любит аметист, дружбе верен, сердцем чист.

Кто силач и богатырь, носит камешек – сапфир.

Кто секрет хранить умеет, кто таинственно молчит, кто всегда понять сумеет камень ящерок и змеек – темноглазый малахит.

Самоцветный камень красный, будто ломтик ветчины, это главный камень – яшма – сердце сказочной страны. Красный яшмовый узор – красота Уральских гор, будто в чаше, в этой яшме воды чистые озер.

На закат похож гранат, на восход похож агат, эти камни в ожерельях силу солнышка таят.

  • Неспроста говорят, что Урал наш богат.

Изумруды и алмазы ярче солнца горят.

  • Есть у нас малахит, есть руда и гранит

И горючий, самый лучший, уголёк антрацит.

А кто знает, как по-другому называют камни? (Ответы детей). Ребята, все подземные богатства, и камни в том числе, называют полезными ископаемыми. Подумайте, почему «полезные»? (Ответы детей). Да, вы правы, «полезные» потому что они приносят пользу людям.  Ребята, а какую же пользу приносят камни людям? (Ответы детей). А почему «ископаемые»? (Ответы детей)  Верно, ископаемые, потому что они являются «подземными богатствами» и залегают глубоко под землей.  Людям приходится приложить  немало усилий, чтобы добыть полезные камни. Существует огромное множество камней. Я хочу познакомить вас с коллекцией камней. Посмотрите сколько камней . Все они такие разные (Воспитатель показывает коллекцию камней, и дети рассматривают камни). Камней в природе существует очень много, и с ними вы подробно познакомитесь позже. А кто знает, как называют людей, которые ищут и изучают камни? Дети отвечают( геологи)

 Воспитатель: Какие интересные камни . Они разные или одинаковые? (Ответы детей). Да, верно, все камни разные и каждый несет в себе свою тайну. Давайте и мы постараемся открыть тайны камней.

Ребята, мы говорили, что камни не живые. Да? (Дети: да). А вы знаете о том, что в руках умелых мастеров камни оживают и превращаются в замечательные предметы и украшения

 Предлагает их рассмотреть и потрогать, обратить внимание на цвет и форму камней. Какие они – гладкие или шершавые? Предлагает рассмотреть разные камешки. В древности люди делали из таких камней амулеты: считалось, что это защитит их от бед и болезней. Люди давно научились делать из этих камней ювелирные изделия.Дети трогают камни, определяют какие они на ощупь – гладкие или шершавые? Воспитатель предлагает рассмотреть коллекцию камней и украшений.Камни очень красивы, долговечны, необычно блестят.Наши предки наделяли камни сверхъестественной силой. Первобытные люди изображали на них магические знаки. Они считали, что такой камень защищал человека, лечил его, помогал в трудных ситуациях. Позже появились люди - ювелиры. Они из камней делали украшения – серьги, бусы, кольца, браслеты. Камень считался не только украшением, но и талисманом, приносящим удачу, счастье. Воспитатель напоминает детям о том, что в Алтайском крае есть завод по обработке декоративного камня, изделия этого завода выставлены в музеях страны. Воспитатель читает отрывок из сказки:
«Есть, у нас дорогая тятина памятка – малахитова шкатулка. Вот где каменья! Век бы на них глядела. … Танюшка побегала много- мало по хозяйству и забралась в избу поиграть отцовскими камешками. Надела наголовник, серьги навесила… А камни-то ровно ещё краше стали. Так и горят разными огоньками, и светло от них, как при солнышке».
Обращает внимание детей на то, что шкатулка открылась.
Воспитатель и дети рассматривают, что лежит в шкатулке.
Камни бывают и драгоценными. (Показывает камни в кольцах на руках, серьги, подвеску). Я приглашаю вас на выставку камней. Из камней делают украшения и разные предметы. Не правда ли очень красиво!
– Для того чтобы вы больше узнали о камнях, и мастерах каменных дел я дарю вам эту книгу. Показываю энциклопедию . А эта кукла станет хозяйкой в вашем музее. ( кукла в костюме Хозяйки медной горы).
  Как вы думаете, нужен ли камень человеку? Где?
 Одни камни применяются в строительстве зданий, мостов, другие используются при изготовлении памятников, для украшения станций метро. Но есть особые камни – поделочные, драгоценные. (Рассматривание коллекции)
-как вы думаете, где их используют?

Послушайте стихотворения о камнях:

Уральские горы

По каменным плитам

Ведут за собой нас

В страну малахита.

В страну, где не счесть

Драгоценных камней,

В страну работящих

И добрых людей.

Урал очень древний край. Люди издавна знали эти места. Археологи (попутно спросить у детей кто это такие) нашли на Урале не одну стоянку древнего человека. Людей сюда привлекали Уральские горы, которые тянутся с севера на юг на две тысячи километров.(Показать Уральские горы) В этих старых горах скопились залежи полезных ископаемых, которые нужны человеку.

Вот мы и добрались до владений хозяйки медной горы. Давайте посмотрим на ее сокровища.

 Ребята, сегодня мы  закрепили знания о нашем родном крае. Повторили сказы П. П. Бажова. А что вам  запомнилось и понравилось больше всего?

Мы обязательно будем узнавать всё больше и больше,


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Мини- музей камня «В гостях у Хозяйки Медной горы»

Название  Проект мини-музея камня: «В гостях у Хозяйки Медной Горы»Тип   Исследовательско – игровой.По содержанию:  естественно –  научный.По времени проведения:   долгосрочный.ЦельПознакомить детей с...

Схема осуществления проекта «Мини-музей камня «В гостях у Хозяйки Медной горы»

 РазделпрограммыВиды детской деятельности Игровая деятельность  Дидактические игры с камнями  на развитие сенсорных способностей, мелкой моторики: «Отыщи такой же камень», «Узнай на ощупь», «Каменная ...

Конспект прогулки к "Хозяйке медной горы"

Познавательный материал для детей во время прогулки....

Педагогический проект " В гостях у Хозяйки Медной горы"

Проблема нравственно- патриотического воспитания детей в современном мире актуальна и сложна, так как уделяется мало внимание знакомству их с природой России. Живя в стране  богатом полезны...

Проект мини-музей камня "В гостях у хозяйки Медной Горы"

Проект мини-музея камня «В гостях у Хозяйки Медной Горы» знакомит детей с разными видами камней, их особенностями, значением и применением человеком....

Комплексно-тематическое планирование«В гостях у Хозяйки Медной горы» (неделя Урала, уральские горы, сказы Бажова, культура и традиции нашего края, народы, животный и растительный мир Урала)

Воспитывать патриотические чувства, приобщать к культурному наследию родного края; формировать чувство гордости за свой родной край. Формировать представления об Уральском писателе-сказителе П. Б...

Экскурсия по мини-музею "Хозяйка медной горы"

Цель: Ознакомление детей с разнообразием мира камней, их свойствами и особенностями. Закрепить знания детей о природе родного края и  его природных «богатствах»...