Доклад выступления на конференции "ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ И СЕМЬИ В ЦЕЛЯХ ВОЗРОЖДЕНИЯ И ПОДДЕРЖАНИЯ ТРАДИЦИИ СЕМЕЙНЫХ ЧТЕНИЙ КАК ОДНОЙ ИЗ ФОРМ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА"
статья

Буряк Екатерина Алексеевна

В статье рассматривается роль семейного чтения для духовного развития ребенка и для сплочения семьи. Особое внимание уделяется формам взаимодействия дошкольного учреждения и родителей для возрождения и поддержания традиции семейных чтений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл buryak.2024_doklad.docx38.66 КБ

Предварительный просмотр:

Е. А. Буряк

МАДОУ № 11 «Ромашка»

 г. Южно– Сахалинск

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ И СЕМЬИ В ЦЕЛЯХ ВОЗРОЖДЕНИЯ И ПОДДЕРЖАНИЯ ТРАДИЦИИ СЕМЕЙНЫХ ЧТЕНИЙ КАК ОДНОЙ ИЗ ФОРМ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА

Аннотация: В статье рассматривается роль семейного чтения для духовного развития ребенка и для сплочения семьи. Особое внимание уделяетсяформам взаимодействия дошкольного учреждения и родителей для возрождения и поддержания традиции семейных чтений. Рассматривается опыт автора статьи по созданию единого пространства с целью возрождения семейных чтений.

2024 год объявлен в Российской Федерации Годом Семьи. Одна из целей такого решения – защита и сохранение семейных традиций, среди которых немаловажное место до последнего времени занимало семейное чтение. Например, И. Грекова, советский математик и русский прозаик, в статье «Детство и слово» вспоминает: ««Одно из самых ярких моих воспоминаний – папа, читающий нам вслух. Нынче этот обычай – семейное чтение вслух – практически вывелся. Все поглотил и подмял под себя «кубический бог» – компьютер  (телевизор)… . А я хочу с благодарностью вспомнить о чтении вслух – незаслуженно забытом семейном обычае. Каждый вечер мы трое, накормленные, умытые, приготовленные к предстоящему торжеству, лежали
в своих кроватях, мама пристраивалась рядом со своим рукоделием
(большая искусница!), а папа брал книгу, низко опускал старинный,
пепельно просвечивающийся, некой лодке подобный абажур настольной лампы и начинал читать…» [1]. Но, к сожалению, сегодня, в век глобальной информатизации и компьютеризации, ценность книги теряется. И это страшно.
Ведь роль семейного чтения в развитии ребенка очень важна:

  1. Совместное чтение и обсуждение прочитанной книги укрепляет семейные связи, сближает всех членов семьи.Совместное сопереживание герою сплачивает взрослых и детей. Тем более, впечатления, передающие голос матери или отца, являются наиболее сильными и остаются в памяти надолго, практически до конца жизни.
  2. Семейные чтения могут приносить не только пользу, но и удовольствие.
  3. Семейное чтение – это процесс воспитания ребенка, формирование его духовных качеств без назидательности
  4. Они повышают у дошкольника авторитет родителей, так как ребенок, слушая чтение, может задавать вопросы, ответы на которых знают родители.
  5. Дошкольник может полюбить книгу, еще не научившись читать. Он пока только слушает, но через этот процесс слушания соприкасается с окружающим миром, перенимает опыт других поколений, расширяет свое представление о Земле [1].

Таким образом, совместное чтение сближает взрослых и детей, стимулирует и наполняет содержанием редкие и радостные минуты духовного общения, воспитывает в ребенке доброе и любящее сердце.

Многие родители в наше время из-за нехватки времени и в силу некомпетентности очень мало уделяют времени чтению со своими детьми, многие считают это занятие несерьезным, пустой тратой времени, а есть такие, которые просто не знают, как организовать домашнее чтение.

Для того, чтобы выяснить, как в семьях сегодняшних дошкольников проводят свободное время, мы провели опрос среди воспитанников старшей группы о том, как они проводят вечернее время в семье. Результаты опроса показаны в диаграмме.

Рис.1. Результаты опроса «Чем заняты дети вечером в семье?»

Как следует из результатов опроса, 85% детей отдают предпочтение компьютеру, телефонам и телевизору. И только 5% детей родители читают книги, или дети сами читают, если умеют читать или рассматривают рисунки. То есть, мы видим, что чтение занимает в досуге семьи весьма скромное место.

Полученные факты не могут не настораживать. Ребенок практически невовлекается взрослыми членами семьи в деятельность с книгой. Частопричиной того, что младший школьник не имеет охоты и практикичтения, является отсутствие читательских традиций в семье. Ведьизвестно, насколько сильно влияет личный пример взрослыхна дошкольников.

Поэтому очень большую роль в работе по приобщению дошкольников к чтению художественной литературы играет взаимодействие педагогов дошкольной образовательной организации с семьями своих воспитанников.

Цель такого взаимодействия: помочь родителям осознать ценность семейного чтения как эффективного средства воспитания и образования дошкольников и активизировать работу среди родителей по пропаганде и развитию детского чтения в семье, вовлечь каждого родителя в решение проблемы детского чтения.

В ходе работы воспитателей с родителямирешаются следующие задачи:

  • знакомство родителей с возрастными особенностями дошкольников-читателей;
  • расширение представлений родителей о детской литературе;
  • возрождение традиции семейного чтения.

В работе с родителями в данном направлении можно выделить такие формы, как:

  • информационно-аналитические;
  • познавательные;
  • досуговые.

Цель информационно-аналитической формы работы – это организация взаимодействия с родителями. Сюда входит:

  • сбор, обработка данных о семейных традициях, об отношении к возрождению или поддержанию семейных чтений;
  • выявление наличия у родителей необходимыхзнаний для приобщения детей к художественной литературе;
  • изучение запросов и потребностей родителей в информации о том, как развить интерес ребенка к книгам.

Познавательные формы направлены на повышение компетентности родителей в организации домашнего чтения. Они способствуют изменению их отношениюк чтению художественной и познавательной литературы в кругу семьи. Кроме того, эти формы помогают познакомить родителей с приемами и методами для формирования практических навыков чтения книг с учетом возраста, психологического развития, а также интересов детей. На этом этапе мы можем помочь родителям научиться ориентироваться в списках детской литературы, рекомендовать актуальные списки книг для прочтения ребенку дошкольного возраста; провести коллективные или индивидуальные беседы, консультации. Например: «Организация чтения художественной литературы дома или как читать детям книги», «Работа с книгой при чтении дошкольнику», «Как учить с ребенком стихи», «Как беседовать с ребенком о прочитанном произведении» и т.д. Интересен в этом направлении опыт Светланы Резник, исследователя детской литературы, автора семинаров и тренингов по психологии чтения. Вот что пишет она по поводу выбора книг для семейного чтения: «Здесь важны руководства по детскому чтению для родителей, некие списки. В дошкольном возрасте родителю желательно выбирать доступные по возрасту “классические” книжки. Это базовое основание культуры. Во-вторых, книги по обучению чтению. Собрав большую коллекцию букварей и пособий, убедилась, что важно подобрать такие, благодаря которым ребенок не испытывает сопротивления обучению».

Наглядно-информационные формы призваны познакомить родителей с условиями, содержанием и методами воспитания детей в условиях дошкольного учреждения, помогают пересмотреть методы и приемы семейного воспитания, позволяют объективно оценить деятельность педагогов и воспитателей.

Это возможно через проведение:

  • открытых занятий по чтению художественной литературы;

Такие занятия по чтению сказки, рассказов о природе, о животных с использованием интерактивной доски, видео и аудиосюжетов с голосами птиц и другими звуками природы практикуются как в старшей, так и средней группе. Дети с удовольствием слушают чтение, смотрят отрывки из мультипликационных фильмов, рисуют героев, отгадывают загадки. Родители, присутствующие на подобных занятиях уходят домой с большим багажом опыта проведения семейных чтений. Начинают понимать, что это время не только для чтения, но и для общения с ребенком, узнавание его мироощущения, воспитание лучших человеческих качеств.

  • семинаров-практикумов;

Подобные семинары проводятся раз в 2-3 месяца, и здесь родители не только слушают выступления воспитателей или приглашенных лекторов, но и делятся своим опытом проведения семейных чтений, первыми шагами постижения роли книг в воспитании ребенка.

  • тематических творческих выставок;

Здесь можно предложить такие темы, как «Сочиним сказку всей семьей», фотоколлажи «Мама, папа, я и наши друзья - книжки», рисунки-иллюстрации к литературным произведениям, стенды со списками художественной литературы для дошкольников

  • проведения мастер-классов;

Интересна форма проведения мастер-класса для родителей и детей «Создаем книги всей семьей». Участникам мастер-классов предлагается сделать книгу, начав с придумывания истории, «ведь она самая важная». Придумав рассказ, участники рисуют его и скрепляют. Простые, на первый взгляд, действия, являются частью общего процесса, в котором дети и родители знакомятся в игровой форме с интересным и увлекательным миром книг: какие они бывают, из чего сделаны, какие хранят тайны, и кто их придумывает/ Причем ребенок не просто наблюдает за процессом, а активно участвует в создании книги. Дети вместе с мамой и папой учатся придумывать и рассказывать свои первые истории, создавать яркие иллюстрации, знакомиться с различными материалами и техниками рисования, конструировать. Благодаря этому развивается образное мышление, тренируется моторика рук, расширяется словарный запас, формируется усидчивость, а главное – поддерживается любовь и интерес к книге, что очень важно для поддержания процесса семейного чтения[2].

  • фотоотчетов об экскурсиях в библиотеку и совместных занятиях в библиотеке;
  • размещение информации на сайте учреждения.

Досуговые формы призваны устанавливать теплые, неформальные отношения между педагогами и родителями, а также более доверительные отношения между родителями и детьми. Это могут быть:

- развлечения и праздники;

Интересным форматом проведения совместных праздников могут стать Дни семейных чтений. В рамках которых дети с помощью взрослых рассказывают и инсценируютте сказки, которые им читали родители, участвуют в играх-викторинах по сказкам. Старшие братья и сестры могут рассказать об интересных книгах «Все о сказках и не только…» для ребят помладше в увлекательной форме рассказать, какие книги представлены на выставке. Здесь же могут проходить чтения вслух с использованием приема прерванного чтения и придумывания своего сюжета.

- литературные викторины по прочитанным книжкам;

Для подготовки к этому мероприятию воспитатели дают родителям небольшой список книг для семейного чтения. Дети слушают, запоминают и затем без труда отвечают на вопросы викторины.

- конкурсы юных чтецов, рисунков, рукописных книг;

И здесь опять хочется отметить важность тесного сотрудничества с библиотекой, которую мы регулярно посещаем с детьми.

- благотворительные акции, например «Подари книгу детскому саду» и др.

Семья – явление интегрированное, включающее в себя не толькобиологическую и социальную, но и нравственную,экологическую и духовную составляющие. Только семья может статьбазой дляразвития общества – при условии присутствия вней гармонии, заключающейся в взаимопонимании и взаимнойответственности и разумной осознанности всех поступков.

Необходимо, чтобы традиции семьи сталисвоего рода «призмой», позволяющей выработать у ребенка гуманное,реалистичное, ответственное сознание. Именно книга, как хранилище и источник духовногоопыта человечества, может стать одним из основных средств духовного развития ребенка в семье.Особенность семейного чтения состоит в том, что родители с помощью книги напрямую занимаются воспитаниемсвоего ребенка, формированием его духовных качеств.  В минуты таких совместных чтений наблюдается тесное эмоциональное взаимодействие, взрослый и ребенок начинают вместе сопереживатьгероям книги, общаются, а совместныепереживания и общение сплачивают семью.

Список источников

  1. Соловьева Ю.И. Традиции семейного чтения как фактор духовного развития ребенка /Вестник ПСТГУ IV: Педагогика. Психология 2005. Вып. 1. С. 66–74
  2. Библиотека в формировании семейного чтения: методические рекомендации в помощь библиотекарям / Централизованная библиотечная система города Ярославля, Центральная библиотека имени М. Ю. Лермонтова; сост. Н. И. Фондо. - Ярославль, 2019. – 26 с. - (Дата обращения 12.04.2024).
  3. «Библиотека и семья: инновационные формы и методы работы» [Электронный ресурс] // URL: http://peschanmcb.rnd.muzkult.ru/media/2020/05/25/1254245643/ – (Дата обращения 12.04.2024).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педсовет Тема: «Совершенствование взаимодействия коллектива дошкольного учреждения и семьи с целью эффективного решения задач физического воспитания и оздоровления воспитанников, поиска оптимальных форм работы с родителями».

 Задачи:1) Направить усилия педагогогического коллектива на повышение уровня работы с родителями.2) Способствовать поиску и освоению новых подходов в работе с родителями с целью эффективного решения з...

Доклад "Организация работы по возрождению традиций семейного чтения в ДОУ"

Организация работы по возрождению традиций семейного чтения в ДОУ...

Статья «Семейный клуб как одна из форм развития самостоятельной творческой конструктивно-модельной деятельности детей»

Реализуя программу детского сада «Солнышко», разработанную в соответствии с ФГОС ДО, комплексную вариативную программу «От рождения до школы» Н.Е. Вераксы, и парциальную программу по конструированию в...

Семейный клуб как одна из форм развития творческих способностей ребенка и семьи

Развитие творческих способностей всех участников образовательного процесса...

Возрождение традиции семейного чтения в жизни современной семьи.

Культура всегда теснейшим образом связана со временем и видоизменяется в соответствии с общим вектором движения общества.  Она отразила все неожиданные повороты современной жизни, её бесконечно м...

Доклад Совершенствование взаимодействия коллектива дошкольного учреждения и семьи с целью эффективного решения задач физического воспитания и оздоровления воспитанников, поиска оптимальных форм работы с родителями».

Цель: совершенствование взаимодействия коллектива ДОУ и семьи для эффективного решения задач физического воспитания дошкольников: создание системы взаимодействия ДОУ и семьи по физическому развитию и ...

Презентация к выступлению "Сотрудничество детского дошкольного учреждения и семьи в рамках социального коммуникативного развития"

quot;Сотрудничество детского дошкольного учреждения и семьи в рамках социального коммуникативного развития"...