Доклад выступления на конференции "ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ И СЕМЬИ В ЦЕЛЯХ ВОЗРОЖДЕНИЯ И ПОДДЕРЖАНИЯ ТРАДИЦИИ СЕМЕЙНЫХ ЧТЕНИЙ КАК ОДНОЙ ИЗ ФОРМ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА"
статья
В статье рассматривается роль семейного чтения для духовного развития ребенка и для сплочения семьи. Особое внимание уделяется формам взаимодействия дошкольного учреждения и родителей для возрождения и поддержания традиции семейных чтений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
buryak.2024_doklad.docx | 38.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Е. А. Буряк
МАДОУ № 11 «Ромашка»
г. Южно– Сахалинск
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ И СЕМЬИ В ЦЕЛЯХ ВОЗРОЖДЕНИЯ И ПОДДЕРЖАНИЯ ТРАДИЦИИ СЕМЕЙНЫХ ЧТЕНИЙ КАК ОДНОЙ ИЗ ФОРМ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА
Аннотация: В статье рассматривается роль семейного чтения для духовного развития ребенка и для сплочения семьи. Особое внимание уделяетсяформам взаимодействия дошкольного учреждения и родителей для возрождения и поддержания традиции семейных чтений. Рассматривается опыт автора статьи по созданию единого пространства с целью возрождения семейных чтений.
2024 год объявлен в Российской Федерации Годом Семьи. Одна из целей такого решения – защита и сохранение семейных традиций, среди которых немаловажное место до последнего времени занимало семейное чтение. Например, И. Грекова, советский математик и русский прозаик, в статье «Детство и слово» вспоминает: ««Одно из самых ярких моих воспоминаний – папа, читающий нам вслух. Нынче этот обычай – семейное чтение вслух – практически вывелся. Все поглотил и подмял под себя «кубический бог» – компьютер (телевизор)… . А я хочу с благодарностью вспомнить о чтении вслух – незаслуженно забытом семейном обычае. Каждый вечер мы трое, накормленные, умытые, приготовленные к предстоящему торжеству, лежали
в своих кроватях, мама пристраивалась рядом со своим рукоделием
(большая искусница!), а папа брал книгу, низко опускал старинный,
пепельно просвечивающийся, некой лодке подобный абажур настольной лампы и начинал читать…» [1]. Но, к сожалению, сегодня, в век глобальной информатизации и компьютеризации, ценность книги теряется. И это страшно.
Ведь роль семейного чтения в развитии ребенка очень важна:
- Совместное чтение и обсуждение прочитанной книги укрепляет семейные связи, сближает всех членов семьи.Совместное сопереживание герою сплачивает взрослых и детей. Тем более, впечатления, передающие голос матери или отца, являются наиболее сильными и остаются в памяти надолго, практически до конца жизни.
- Семейные чтения могут приносить не только пользу, но и удовольствие.
- Семейное чтение – это процесс воспитания ребенка, формирование его духовных качеств без назидательности
- Они повышают у дошкольника авторитет родителей, так как ребенок, слушая чтение, может задавать вопросы, ответы на которых знают родители.
- Дошкольник может полюбить книгу, еще не научившись читать. Он пока только слушает, но через этот процесс слушания соприкасается с окружающим миром, перенимает опыт других поколений, расширяет свое представление о Земле [1].
Таким образом, совместное чтение сближает взрослых и детей, стимулирует и наполняет содержанием редкие и радостные минуты духовного общения, воспитывает в ребенке доброе и любящее сердце.
Многие родители в наше время из-за нехватки времени и в силу некомпетентности очень мало уделяют времени чтению со своими детьми, многие считают это занятие несерьезным, пустой тратой времени, а есть такие, которые просто не знают, как организовать домашнее чтение.
Для того, чтобы выяснить, как в семьях сегодняшних дошкольников проводят свободное время, мы провели опрос среди воспитанников старшей группы о том, как они проводят вечернее время в семье. Результаты опроса показаны в диаграмме.
Рис.1. Результаты опроса «Чем заняты дети вечером в семье?»
Как следует из результатов опроса, 85% детей отдают предпочтение компьютеру, телефонам и телевизору. И только 5% детей родители читают книги, или дети сами читают, если умеют читать или рассматривают рисунки. То есть, мы видим, что чтение занимает в досуге семьи весьма скромное место.
Полученные факты не могут не настораживать. Ребенок практически невовлекается взрослыми членами семьи в деятельность с книгой. Частопричиной того, что младший школьник не имеет охоты и практикичтения, является отсутствие читательских традиций в семье. Ведьизвестно, насколько сильно влияет личный пример взрослыхна дошкольников.
Поэтому очень большую роль в работе по приобщению дошкольников к чтению художественной литературы играет взаимодействие педагогов дошкольной образовательной организации с семьями своих воспитанников.
Цель такого взаимодействия: помочь родителям осознать ценность семейного чтения как эффективного средства воспитания и образования дошкольников и активизировать работу среди родителей по пропаганде и развитию детского чтения в семье, вовлечь каждого родителя в решение проблемы детского чтения.
В ходе работы воспитателей с родителямирешаются следующие задачи:
- знакомство родителей с возрастными особенностями дошкольников-читателей;
- расширение представлений родителей о детской литературе;
- возрождение традиции семейного чтения.
В работе с родителями в данном направлении можно выделить такие формы, как:
- информационно-аналитические;
- познавательные;
- досуговые.
Цель информационно-аналитической формы работы – это организация взаимодействия с родителями. Сюда входит:
- сбор, обработка данных о семейных традициях, об отношении к возрождению или поддержанию семейных чтений;
- выявление наличия у родителей необходимыхзнаний для приобщения детей к художественной литературе;
- изучение запросов и потребностей родителей в информации о том, как развить интерес ребенка к книгам.
Познавательные формы направлены на повышение компетентности родителей в организации домашнего чтения. Они способствуют изменению их отношениюк чтению художественной и познавательной литературы в кругу семьи. Кроме того, эти формы помогают познакомить родителей с приемами и методами для формирования практических навыков чтения книг с учетом возраста, психологического развития, а также интересов детей. На этом этапе мы можем помочь родителям научиться ориентироваться в списках детской литературы, рекомендовать актуальные списки книг для прочтения ребенку дошкольного возраста; провести коллективные или индивидуальные беседы, консультации. Например: «Организация чтения художественной литературы дома или как читать детям книги», «Работа с книгой при чтении дошкольнику», «Как учить с ребенком стихи», «Как беседовать с ребенком о прочитанном произведении» и т.д. Интересен в этом направлении опыт Светланы Резник, исследователя детской литературы, автора семинаров и тренингов по психологии чтения. Вот что пишет она по поводу выбора книг для семейного чтения: «Здесь важны руководства по детскому чтению для родителей, некие списки. В дошкольном возрасте родителю желательно выбирать доступные по возрасту “классические” книжки. Это базовое основание культуры. Во-вторых, книги по обучению чтению. Собрав большую коллекцию букварей и пособий, убедилась, что важно подобрать такие, благодаря которым ребенок не испытывает сопротивления обучению».
Наглядно-информационные формы призваны познакомить родителей с условиями, содержанием и методами воспитания детей в условиях дошкольного учреждения, помогают пересмотреть методы и приемы семейного воспитания, позволяют объективно оценить деятельность педагогов и воспитателей.
Это возможно через проведение:
- открытых занятий по чтению художественной литературы;
Такие занятия по чтению сказки, рассказов о природе, о животных с использованием интерактивной доски, видео и аудиосюжетов с голосами птиц и другими звуками природы практикуются как в старшей, так и средней группе. Дети с удовольствием слушают чтение, смотрят отрывки из мультипликационных фильмов, рисуют героев, отгадывают загадки. Родители, присутствующие на подобных занятиях уходят домой с большим багажом опыта проведения семейных чтений. Начинают понимать, что это время не только для чтения, но и для общения с ребенком, узнавание его мироощущения, воспитание лучших человеческих качеств.
- семинаров-практикумов;
Подобные семинары проводятся раз в 2-3 месяца, и здесь родители не только слушают выступления воспитателей или приглашенных лекторов, но и делятся своим опытом проведения семейных чтений, первыми шагами постижения роли книг в воспитании ребенка.
- тематических творческих выставок;
Здесь можно предложить такие темы, как «Сочиним сказку всей семьей», фотоколлажи «Мама, папа, я и наши друзья - книжки», рисунки-иллюстрации к литературным произведениям, стенды со списками художественной литературы для дошкольников
- проведения мастер-классов;
Интересна форма проведения мастер-класса для родителей и детей «Создаем книги всей семьей». Участникам мастер-классов предлагается сделать книгу, начав с придумывания истории, «ведь она самая важная». Придумав рассказ, участники рисуют его и скрепляют. Простые, на первый взгляд, действия, являются частью общего процесса, в котором дети и родители знакомятся в игровой форме с интересным и увлекательным миром книг: какие они бывают, из чего сделаны, какие хранят тайны, и кто их придумывает/ Причем ребенок не просто наблюдает за процессом, а активно участвует в создании книги. Дети вместе с мамой и папой учатся придумывать и рассказывать свои первые истории, создавать яркие иллюстрации, знакомиться с различными материалами и техниками рисования, конструировать. Благодаря этому развивается образное мышление, тренируется моторика рук, расширяется словарный запас, формируется усидчивость, а главное – поддерживается любовь и интерес к книге, что очень важно для поддержания процесса семейного чтения[2].
- фотоотчетов об экскурсиях в библиотеку и совместных занятиях в библиотеке;
- размещение информации на сайте учреждения.
Досуговые формы призваны устанавливать теплые, неформальные отношения между педагогами и родителями, а также более доверительные отношения между родителями и детьми. Это могут быть:
- развлечения и праздники;
Интересным форматом проведения совместных праздников могут стать Дни семейных чтений. В рамках которых дети с помощью взрослых рассказывают и инсценируютте сказки, которые им читали родители, участвуют в играх-викторинах по сказкам. Старшие братья и сестры могут рассказать об интересных книгах «Все о сказках и не только…» для ребят помладше в увлекательной форме рассказать, какие книги представлены на выставке. Здесь же могут проходить чтения вслух с использованием приема прерванного чтения и придумывания своего сюжета.
- литературные викторины по прочитанным книжкам;
Для подготовки к этому мероприятию воспитатели дают родителям небольшой список книг для семейного чтения. Дети слушают, запоминают и затем без труда отвечают на вопросы викторины.
- конкурсы юных чтецов, рисунков, рукописных книг;
И здесь опять хочется отметить важность тесного сотрудничества с библиотекой, которую мы регулярно посещаем с детьми.
- благотворительные акции, например «Подари книгу детскому саду» и др.
Семья – явление интегрированное, включающее в себя не толькобиологическую и социальную, но и нравственную,экологическую и духовную составляющие. Только семья может статьбазой дляразвития общества – при условии присутствия вней гармонии, заключающейся в взаимопонимании и взаимнойответственности и разумной осознанности всех поступков.
Необходимо, чтобы традиции семьи сталисвоего рода «призмой», позволяющей выработать у ребенка гуманное,реалистичное, ответственное сознание. Именно книга, как хранилище и источник духовногоопыта человечества, может стать одним из основных средств духовного развития ребенка в семье.Особенность семейного чтения состоит в том, что родители с помощью книги напрямую занимаются воспитаниемсвоего ребенка, формированием его духовных качеств. В минуты таких совместных чтений наблюдается тесное эмоциональное взаимодействие, взрослый и ребенок начинают вместе сопереживатьгероям книги, общаются, а совместныепереживания и общение сплачивают семью.
Список источников
- Соловьева Ю.И. Традиции семейного чтения как фактор духовного развития ребенка /Вестник ПСТГУ IV: Педагогика. Психология 2005. Вып. 1. С. 66–74
- Библиотека в формировании семейного чтения: методические рекомендации в помощь библиотекарям / Централизованная библиотечная система города Ярославля, Центральная библиотека имени М. Ю. Лермонтова; сост. Н. И. Фондо. - Ярославль, 2019. – 26 с. - (Дата обращения 12.04.2024).
- «Библиотека и семья: инновационные формы и методы работы» [Электронный ресурс] // URL: http://peschanmcb.rnd.muzkult.ru/media/2020/05/25/1254245643/ – (Дата обращения 12.04.2024).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педсовет Тема: «Совершенствование взаимодействия коллектива дошкольного учреждения и семьи с целью эффективного решения задач физического воспитания и оздоровления воспитанников, поиска оптимальных форм работы с родителями».
Задачи:1) Направить усилия педагогогического коллектива на повышение уровня работы с родителями.2) Способствовать поиску и освоению новых подходов в работе с родителями с целью эффективного решения з...
Доклад "Организация работы по возрождению традиций семейного чтения в ДОУ"
Организация работы по возрождению традиций семейного чтения в ДОУ...
Статья «Семейный клуб как одна из форм развития самостоятельной творческой конструктивно-модельной деятельности детей»
Реализуя программу детского сада «Солнышко», разработанную в соответствии с ФГОС ДО, комплексную вариативную программу «От рождения до школы» Н.Е. Вераксы, и парциальную программу по конструированию в...
Семейный клуб как одна из форм развития творческих способностей ребенка и семьи
Развитие творческих способностей всех участников образовательного процесса...
Возрождение традиции семейного чтения в жизни современной семьи.
Культура всегда теснейшим образом связана со временем и видоизменяется в соответствии с общим вектором движения общества. Она отразила все неожиданные повороты современной жизни, её бесконечно м...
Доклад Совершенствование взаимодействия коллектива дошкольного учреждения и семьи с целью эффективного решения задач физического воспитания и оздоровления воспитанников, поиска оптимальных форм работы с родителями».
Цель: совершенствование взаимодействия коллектива ДОУ и семьи для эффективного решения задач физического воспитания дошкольников: создание системы взаимодействия ДОУ и семьи по физическому развитию и ...
Презентация к выступлению "Сотрудничество детского дошкольного учреждения и семьи в рамках социального коммуникативного развития"
quot;Сотрудничество детского дошкольного учреждения и семьи в рамках социального коммуникативного развития"...