Проект "Покормите птиц зимой"
проект (старшая группа)

Проект в старшей группе по экологическому воспитанию

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_pokormite_ptits_zimoy.docx197.97 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования

администрации Сергиево-Посадского городского округа

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида № 9»

141300, Московская область, г. Сергиев Посад, ул. Железнодорожная д.22 «б»

Тел: 8(496)548-08-84

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

«ПОКОРМИТЕ ПТИЦ ЗИМОЙ»

(для детей старшей группы)

C:\Users\User\Downloads\Картинки-дети-зимой-кормят-птиц-001.jpg

Подготовила:воспитатель

 Третьякова С.Н.

2022 г.

СОДЕРЖАНИЕ

 Введение

 1. Актуальность проекта.

 2. Описание проекта.

 3. Этапы реализации проекта.

 4. Заключение.

 5. Список литературы.

 Приложение.

Введение

 Взаимодействие человека с природой чрезвычайно острая проблема современности. Трудовая деятельность и образ жизни современного общества превратились в мощную преобразующую силу, которая воздействует на биосферу и нарушает ход ее естественной эволюции. Выход из экологического кризиса, отмечают ученые, техническими средствами невозможен. Экологическое образование выступает необходимым условием преодоления негативных последствий антропогенного влияния на окружающую среду и фактором формирования экологической культуры личности как регулятора отношений в системе «человек – окружающая среда». С принятием законов Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды» и «Об образовании» созданы предпосылки правовой базы для формирования системы экологического образования населения. Началом формирования экологической направленности личности по праву можно считать дошкольное детство, так как в этот период закладывается фундамент осознанного отношения окружающей действительности, накапливаются яркие эмоциональные впечатления, которые надолго, а порой и на всю жизнь, остаются в памяти человека. Воспитание подрастающего поколения с высокой экологической культурой позволит преодолеть целый ряд негативных явлений в жизни общества, гармонизировать отношения человека с другими людьми, с природой, с самим собой как частью природы.

Итак, современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены только при условии формирования экологического мировоззрения у всех людей, повышения их экологической грамотности и культуры.

Актуальность проекта

 В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир. Особое внимание мы решили уделить птицам. Птицы окружают нас круглый год, принося людям пользу и радость. В холодное время года доступной пищи становится значительно меньше, а потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают. И мы, педагоги, совместно с родителями, должны научить воспитанников видеть это, пополняя представления о зимующих птицах, их повадках и образе жизни, создать условия для общения ребенка с миром природы.

Описание проекта

Участники проекта: дети старшей группы, родители воспитанников, воспитатели группы.

Тип проекта: информационно - познавательный, творческий.

Формы работы: образовательная деятельность, познавательно - исследовательская, продуктивная, игровая деятельность, работа с родителями.

Сроки реализации проекта: декабрь-февраль (2021-2022 учебный год)

Цель проекта: формирование экологических знаний о зимующих птицах и

ответственного, бережного отношения к ним.

Задачи проекта:

1. Воспитывать интерес к птицам, заботливое отношение к ним.

2. Формировать  элементарные представления о зимующих птицах, их

строении, способах передвижения, разнообразии.

3. Закрепить знания детей о зимующих птицах, о роли человека в жизни зимующих птиц.

4. Пополнить предметно-развивающую среду группы дидактическими и методическими материалами, оборудованием по теме проекта.

5. Развивать творческие способности детей.

Итоговые мероприятия: 

Выставка совместных творческих работ воспитанников и родителей «Покормим птиц зимой!».

Акция «Птичья столовая» (изготовление кормушек совместно с родителями)

Планируемые результаты:

  • Расширение кругозора детей о зимующих птицах.
  • Проявление у детей интереса к объектам живой природы (зимующим птицам).
  • Развитие у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности.
  • Развитие умения проявлять заботу о птицах.
  • Активное участие воспитанников и родителей в оказании помощи птицам.

Этапы реализации проекта

I этап – подготовительный

Определить тему проекта.

Сформулировать цели и задачи проекта.

Составить план реализации проекта.

Подбор наглядного, информационного материала для реализации проекта.

Подбор материала для продуктивной деятельности.

II этап – основной

Второй этап – непосредственно реализация самого проекта, в рамках которого велась работа по трем направлениям:

• Работа педагога с воспитанниками;

• Работа воспитанников и родителей (законных представителей воспитанников);

• Работа педагога и родителей (законных представителей воспитанников).

 

II этап. Работа с детьми.

№п/п

Вид образовательной деятельности.

Наименование мероприятия

Задачи

ОО «Познавательное развитие» (ознакомление с миром природы)

1.

Наблюдения:

•за птицами на территории детского сада;

•сравнение голубя и воробья;

•наблюдение и сравнение следов птиц на снегу;

•за птицами у кормушек.

Учить узнавать и различать птиц по оперению, размеру, голосу; развивать наблюдательность, память.

2.

Беседы с детьми:

• «Что ты знаешь о птицах?»  

• «Почему птиц стало меньше?»

• «Трудно птицам зимовать»

• «Помощь пернатым в зимнее время года»

Закреплять знания детей о зимующих птицах, о роли человека в жизни зимующих птиц. Закреплять их названия, внешний вид, строение. Формировать представления детей о том, чем питаются зимующие птицы.

3.

Рассматривание изображений зимующих птиц на иллюстрациях в книгах и журналах ( в течении всего времени);

•Рассматривание альбома «Зимующие птицы».

Продолжать знакомить детей с зимующими птицами, закреплять их названия, внешний вид, строение.

4.

Дидактические игры: 

«Угадай птицу по описанию», «Четвёртый лишний», «Узнай по голосу», «Птички на кормушках», «Угадай птицу», «Кому, какой корм нужен?»

 

Закреплять знания детей о зимующих птицах. Активизировать словарь по теме. Развивать грамматический строй речи, фонематическое восприятие. Закреплять знания детей об особенностях обитания зимующих птиц (чем они питаются).

5.

НОД по ознакомлению с природой

Тема: «Птицы нашего края»

Расширять знания детей о птицах родного края.

Уточнить название птиц; учить различать птиц по двум-трем характерным признакам и особенностям строения тела, движениям.

Обогащать словарный запас и расширять кругозор детей.

Воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помочь им выжить в зимнее время.

ОО «Речевое развитие»

6.

НОД по развитию речи

Тема: «Зимующие птицы» 

Уточнить и расширить представления о зимующих птицах, их строении.

Формировать понятие «зимующие птицы».

Активизировать словарь по теме, учить отвечать на вопросы, составлять предложения.

7.

Отгадывание загадок о зимующих птицах.

Способствовать развитию речи, внимания, памяти, мышления.

8.

Чтение художественной литературы:

М.Горький «Воробьишко»,

В.Сухомлинский «О чем плачет синичка», А. Барто «Синица», А.

Прокофьева «Снегири», 

Т. Евдошенко «Берегите птиц»,

Ю. Никонова«Зимние гости»,

В. Звягина «Воробей».

Приобщение детей к чтению художественной литературы. Расширение представлений о птицах, активизация познавательного интереса.

ОО «Художественно - эстетическое развитие»

9.

НОД по рисованию

Тема: «Снегирь на ветке»

Учить рисовать снегиря методом тычка.

Продолжать формировать у детей обобщенное представление о птицах, расширять знания о зимующих птицах.

10.

НОД по лепке

Тема: «Воробушки на кормушке»
(коллективная композиция).

Учить детей лепить птиц конструктивным способом из четырёх-пяти частей, разных по форме и размеру, с использованием дополнительных материалов (палочки для ножек, бисер для глазок, семечки для клювиков);

развивать чувство формы, способности к композиции;

воспитывать интерес к природе, желание помогать зимующим птицам в холодное время года.

11.

НОД по аппликации

Тема: «Птички - синички»

Учить детей передавать в аппликации образ птицы, вырезывать по частям из цветной бумаги, соблюдая относительную величину. Учить располагать изображения на листе. Развивать эстетическое восприятие.

12.

НОД по аппликации

Тема: «Кормушка для птиц»

Формировать умение располагать на листе бумаги детали аппликации, наклеивать их. Воспитывать заботливое отношение к птицам.

ОО «Социально-коммуникативное развитие»

13.

Труд в природе: подкармливание птиц.

Воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помочь им в зимнее время.

ОО «Физическое развитие»

14.

Подвижные игры:

«Воробушки и кот», «Воробушки и автомобиль», «Перелет птиц», «Совушка», «Птички в гнёздышке», «Вороны и собачка».

Упражнять в беге, умении быстро находить свой домик; учить двигаться врассыпную, не наталкиваясь друг на друга.

Работа с родителями

* Папка-передвижка «Как помочь птицам пережить зиму»

* Памятка «Кормушки для птиц своими руками».

* Рекомендации родителям по прочтению художественной литературы о

зимующих птицах.

* Приобщить родителей к подбору художественной литературы

(энциклопедии, сказки, рассказы, стихи, загадки) по данной тематике в

книжный уголок группы.

*Рекомендации на совместные прогулки (наблюдение за птицами, обсудить

внешний вид, окраску, почему не улетели; рассказать, где живут и чем

питаются; вместе покормить птиц).

* Конкурс «Кормушка для птиц»

III – этап заключительный

- Размещение кормушек на территории детского сада.

- Подкормка птиц в течение зимнего периода.

- Участие в экологической акции «День зимующих птиц».

- Оформление презентации проекта.

- Подведение итогов конкурса «Кормушка для птиц».

- Выставка совместных творческих работ воспитанников и родителей «Покормим птиц зимой!».

Заключение

В ходе реализации данного проекта у детей сформировалась система знаний о зимующих птицах, гуманное отношение к природе.

Улучшилась предметно-развивающая среда в группе. Активизировалось участие родителей в жизни группы и детского сада.

Считаю, что выбранное мной приоритетным экологическое направление в работе с дошкольниками, перспективная и наиважнейшая задача. И в процессе решения этой задачи можно воспитывать экологически грамотного человека, способного любить, ценить и рационально использовать природные богатства.

У детей идет накопление эмоционально-позитивного опыта общения с природой, что благотворно влияет на всестороннее развитие личности ребенка и появления у него таких качеств как доброта, чувство собственного достоинства, любознательность, самостоятельность, ответственность.

Литература

1. Николаева С.Н. Экологическое воспитание старших дошкольников. М., 2002.

2. Веракса Н.Е., Галимов О.Р. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. Для работы с детьми 4-7 лет. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012.

3. Т.А. Шорыгина «Птицы. Какие они?» М.,2003г.

4. Кравченко И. В., Долгова Т. Л., Прогулки в детском саду. Старшая и подготовительная к школе группы: Методическое пособие / Под ред. Г. М. Киселѐвой, л. И. Понаморѐвой. – М.: ТЦ Сфера, 2017. – 208 с.

5. Бондаренко Т. М., Экологические занятия с детьми 4-6лет: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ЧП Лакоценин С. С., 2007

6. В.Н.Чернякова «Экологическая работа в ДОУ», творческий центр «Сфера» 2008г.

7. Формирование экологической культуры дошкольников: планирование, конспекты занятий /авт. – сост. Л. Г. Киреева, С. В. Бережнова. – Волгоград: Учитель, 2008


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ ТЕМА:ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ ЛЕКСИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ПО СЕРИИ СЮЖЕТНЫХ КАРТИН «КАК ПОМОЧЬ ПТИЦАМ ЗИМОЙ» ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА: ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ

Коррекционно-образовательные цели: формирование лексико-семантической готовности к составлению рассказа по серии сюжетных картин. Уточнение, расширение и активизация словаря по лексической теме «Зимую...

Лепбук "Зимующие птицы" Экологическое воспитание дошкольников.Знакомство детей с птицами, зимующие в нашей местности.

Лепбук «Зимующие птицы» Экологическое воспитание дошкольников. В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно...

Конспект интегрированного познавательного занятия «Зимующие птицы» «Покормите птиц зимой...» с применением ИКТ (старшая группа)

Конспект интегрированного познавательного занятия "Покормите птиц зимой..." с применением ИКТ в старшей группе....

НОД «Трудно птицам зимовать, нужно птицам помогать» : создание условий для закрепления понятия «зимующие птицы» \

НОД «Трудно птицам зимовать, нужно птицам помогать» Цель: создание условий для закрепления понятия «зимующие птицы»Задачи:1.Продолжать учить детей узнавать, запоминать и н...

Акция "Покормите птиц зимой!" Доброта начинается с малого.. Покормите птиц зимой!

Покормите птиц зимой! Покормите птиц зимой, Пусть со всех концов К вам слетятся, как домой, Стайки на крыльцо. Небогаты их корма, Горсть одна нужна, Горсть одна &nda...