Методическая разработка для детей раннего возраста 2-3 лет «Прыгающие пальчики» 20.10.2023г.
методическая разработка (младшая группа)

Ионцева Елена Николаевна

Методическая разработка

 для детей  раннего возраста 2-3 лет

Воспитатель: Ионцева Е.Н

« Прыгающие пальчики»

«Рука -  это своего рода внешний мозг!»

                                                           Э.Кант

Цель кружка : организация системы работы, направленная на развитие мелкой моторики рук у детей 2-3 лет посредством пальчиковых игр и упражнений, на способность согласовывать движения и речь.                                                                                                                                         

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка

для детей раннего возраста 2-3 лет

Воспитатель: Ионцева Е.Н

« Прыгающие пальчики»

«Рука - это своего рода внешний мозг!»

Э.Кант

Актуальность

Развитие мелкой моторики у детей имеет большое значение. Педагоги и психологи придают большое значение развитию мелких движений пальцев рук, ручной моторике. Проблема развития мелкой мускулатуры рук дошкольников является очень важной, педагогам следует проводить углубленную работу в этом направлении. Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ребенка, так как развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Мелкая моторика рук также взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление.

Направление: Данная программа предназначена для правильного развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста и своевременной помощи в формировании последовательной координации движений пальцев рук и навыков ручной умелости.

Цель кружка : организация системы работы, направленная на развитие мелкой моторики рук у детей 2-3 лет посредством пальчиковых игр и упражнений, на способность согласовывать движения и речь. Задачи кружка:

Обучающая – познакомить детей с разнообразием стихотворных строк, одновременным движением пальцев и формировать правильное звукопроизношение. Учить детей упражнениям пальчиковой гимнастики, работая с каждым пальчиком.

Развивающая– развивать мелкую моторику пальцев, кистей рук; совершенствовать движения рук; стимулировать развитие речи, игровые способности через пальчиковые игры. Воспитывающая –научить проявлять желание, заинтересованность к пальчиковым играм. Формировать положительно эмоциональный настрой, усидчивость, художественный вкус, произвольное внимание, логическое мышление, память.

Форма работы: с подгруппами, индивидуально. Возраст детей, участвующих в реализации данной программы: 2-3 года

Для развития моторики рук на занятиях данного кружка используются следующие приемы, игры и упражнения:

- самомассаж кистей рук -пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры -выполнение движений с мелкими предметами (мозаика, конструктор, счетные палочки ) -рисование пальчиками

Необходимые материалы и оборудования:

- резиновые игрушки, мячики

- конструктор, мозаика, счетные палочки, мелкие игрушки, пуговицы

- фигурки пальчикового театра

- картотека пальчиковых игр

- картотека потешек, загадок

- куклы Би-ба-бо

Организация работы кружка: Образовательная деятельность проводятся 1 раз в неделю в течение всего учебного года, 4 занятия в месяц; 32 занятия в год. График работы кружка: вторник, 16:00. Срок реализации программы - 2023-2024 учебный год

Месяц

Содержание

Задачи

Сентябрь

Д/и «Цветные колечки», «Пирамидка»

Упражнять детей в нанизывании колец на стержень. Развивать глазомер. Знакомить с цветом.

Самомассаж рук

Упражнять детей в поглаживании тыльной и ладонной поверхностей кисти рук подушечками 2-5 пальцев.

Пальчиковая гимнастика «Сорока – белобока»

Выполнять круговые движения по ладони левой руки указательным пальцем правой руки, по очереди загибать все пальчики.

  1. Самомассаж – катать по очереди каждым пальчиком камушки.
  1. Упражнять детей в катании камушка по столу каждым пальчиком.

Д/и «Оденем куклу на прогулку»

Упражнять детей в одевании и раздевании кукол.

Октябрь

Д/и Чудесный мешочек «Что растет в огороде»

Определять на ощупь предметы, развивать тактильные ощущения.

Пальчиковая гимнастика «Капуста»

Упражнять в выполнении различных имитационных движений.

Перекладывание из одной емкости в другую

Формировать умения действовать по указанию педагога- брать большим и указательным пальцем фасоль. Развивать гибкость пальцев.

  1. «Морковка» - раскрась по образцу.

Д/и «Прищепки»

Способствовать формированию умений пользоваться прищепками, держать прищепку тремя пальцами , сжимать и разжимать ее.

Ноябрь

«Пальчиковая гимнастика «Семья»

Собирать пальчики в ладошку и разгибать поочередно, начиная с мизинца.

Подвижная игра «Зарядка»

Упражнять детей в выполнении движений, согласно тексту.

Упражнение «Пуговицы»»

Формировать умения детей выкладывать простейший узор из пуговиц.

Самомассаж «Ручки греем»

Развивать умения выполнять движения по внешней стороне ладони.

Игра «Художник»

Развивать умения рисовать с помощью волшебной палочки или пальчиком.

Декабрь

Пальчиковая гимнастика «Новогодние игрушки»

Упражнять в поочередном соединении большого пальчика с остальными левой и правой рукой вместе.

Конструирование «Башенка»

Привлекать детей к конструированию башенки.

Д/и «Мой дом»

Укреплять и развивать мелкую моторику пальцев рук.

Настольная игра «Мозаика»

Развивать координацию движений пальцев ведущей руки.

Подвижная игра «Пальчик гуляют»

Упражнять в выполнении движений, согласно тексту.

Январь

Игра «Веселые упражнения с карандашом»

Формировать умения раскатывать карандаш между ладошками. Улучшать координацию движений кисти, движения пальцев рук.

Конструирование из палочек «Заборчик», «Дорожка».

Упражнять детей выкладывать из счетных палочек по образцу.

Игра «Лепим снежки»

Развивать умения скатывать шарики разного размера из салфеток.

Графическое упражнение «Проведи дорожку»

Формировать умения проводить линию от одной картинки к другой.

Февраль

Д/и «Массажный мячик»

Развивать сгибательные и разгибательные мышцы кистей рук. Отрабатывать слаженность движений обеих рук.

Пальчиковая гимнастика «Пять пальцев»

Упражнять детей в поочередном касании пальчиков, начиная с большого, запоминать названия каждого из них.

Самомассаж «Добываем огонь»

Формировать умения энергично растирать ладони друг о друга.

Конструирование из палочек «Лесенка»

Упражнять детей выкладывать из счетных палочек по образцу.

Д/и «Уложим куклу спать»

Упражнять в закреплении навыков раздевания.

Март

Пальчиковое рисование «Букетик для мамы»

Развивать умения детей рисовать пальчиками.

Пальчиковая гимнастика «Этот пальчик.Мамочка.»

Формировать умения поочередно разгибать пальчики.

Конструирование

Развивать умение сооружать машину

Самомассаж «Стряпаем»

Развивать умения имитировать скатывание колобков.

Застегивание и расстегивание пуговиц

Формировать умения детей просовывать пуговицу в большое отверстие.

Апрель

Рисование «Дорисуй ниточки к шарикам»

Развивать умения правильно держать карандаш.

Конструирование «Дорожка»

Развивать умения детей сооружать дорожку, знакомить с деталями строительного материала.

Игра «Спрячь в ладошке»

Укреплять мышцы пальцев и кистей рук.

Упражнение «Обведи шаблон»

Развивать умения детей левой рукой крепко прижимать шаблон к бумаге, а правой обводить его карандашом.

Упражнение «Фонарики»

Формировать умение сжимать и разжимать кулачок.

Май

Игра «Собери бусы»

Упражнять детей в нанизывании крупных деталей на шнурок.

Пальчиковая гимнастика «Пальчики, здравствуйте»

Формировать умения детей соединять поочередно пальчики одной ладони с другой, начиная с большого пальчика.

Игра «Дарики - комарики»

Упражнять в соединении большого и указательного пальцев на обеих руках.

Игра «Где же, где же наши ручки?»

Развивать умения подражать движениям взрослого.

Складывание в бутылочку

Формировать умения бросать мелкие предметы в бутылочку, у которой узкое горлышко.

Упр. «Похлопаем» - хлопать в ладоши тихо и громко по сигналу.

.Упражнение «Накорми птичек» - отры-вать кусочки бумаги,скомкать бумагу в мален-ькие крошки.

Упражнение «Погуляем» - двумя пальцами руки ходить по столу сначала медленно, затем быстро.

.«Склеим чаш-ку» - собрать картинку из 2-х частей.

#1059;пражнение «Конфеты к чаю» - из бумаги сминаем комоч-ки и складываем в вазочку.

Пальчиковая гимнастика «Лодочка», «Пароход».

#1060;игурки из счетных палочек «Лодка», «Пароход», «Машина», «Парусник», «Самолет».

Упражнение «Животные хотят пить» - наливаем воду из стакана в тарелочку ложкой.

2. Пальчиковая гимнастика «На лужок».

3. Упражнение «Нарви молодой травки» - мелко нарвать зеленую бумагу.

Игра «Веселые ладошки» - завязываем узелки, бантики.

#1048;гра с прищепками «Наряжаем елочку».

Самомассаж шишками.

Упражнение «Клубочки для бабушки» - смотать нитки в клубочки.

#1055;альчиковая гим-настика «Погреемся», «Зимняя прогулка»

Игра «Чудесный мешочек» - определить на ощупь резиновые игрушки.

Упражнение «Собери снежинку» - выкладывание узора счетными палочками. #1059;пражнение «Сосульки» - прикрепить прищепки к полоске картона «крыше».

Упражнение «Погуляем» - ходим двумя пальцами по столу в разном темпе.

Пальчиковая гимнастика «Постираем белье».

2. Упражнение «Помогаем маме» - развешать белье на веревку и закрепить его прищепками.

Упражнение «Остатки запасов» - помоги мышке-норушке рассортировать красную и белую фасоль.

Упражнение «Бусы для мамы»- раскрашивание и нанизывание макарон на ленту.

.Пальчиковая гимнастика «Кроватка», «Стул».

Игры с пуговицами – рассортировать пуговицы по цвету в разные коробочки (желтый, красный, синий, зеленый).

.Игра «Кулачок» - сжимать и разжимать кулачок (кулачок – бутон цветка, проснулся, заснул).

Список использованной литературы.

1. «Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения» С.Е.Большакова

2. «Обучение детей грамоте в игровой форме» И.А.Быкова

3. «Чудеса на песке. Песочная игротерапия» Т.М. Грабенко, Т.Д. Зинкевич- Евстегнеева

4. «Коррекционные, развивающие и адаптирующие игры» Т.М. Грабенко, Т.Д. Зинкевич-Евстегнеева

5. «Обучение детей 2 – 4 лет рисованию, лепке, аппликации в игре» Т.Н.Доронова, С.Г.Якобсон

6. «Развитие детей в изобразительной деятельности» Т.Н. Доронова

7. «Пишем и рисуем на песке. Настольная песочница» Зейц Мариелла

8. «Изобразительная деятельность младших дошкольников» Т.Г. Казакова

9. «Коллективное творчество дошкольников» Т.С. Комарова

10. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» А.В.Никитина

#1048;нтернетресурсы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Ребенок дошкольного возраста как объект дошкольной педагогики".

Ребенок дошкольного возраста как объект дошкольной педагогики...

Методическая разработка плана работы с семьей по теме «Волшебные пальчики»

В плане представлены формы работы с семьей на тему "Волшебные пальчики"....

методическая разработка в раннем возрасте "Мои пернатые друзья"

Методическая разработка по развитию речи в раннем возрасте "Мои пернатые друзья"...

Авторская методическая разработка (старший дошкольный возраст) по окружающему миру: "Дидактическая игра "Круги Луллия".

Дидактическое пособие может быть использовано как средство познавательного развития в работе с детьми дошкольного возраста. Пособие предназначено для детей от 5-7 лет, по формированию у детей понятий,...

Методическая разработка «Знакомим детей второй младшей группы с названиями пальчиков на руках»

В методической разработке описывается занятие по знакомству детей второй младшей группы с названиями пальцев на руках, привлекает внимание ребенка к этой важной части нашего тела...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ТЕМУ: «МЫ В ОТВЕТЕ ЗА ТЕХ, КОГО ПРИРУЧИЛИ»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА  МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА  НА ТЕМУ: «МЫ В ОТВЕТЕ ЗА ТЕХ, КОГО ПРИРУЧИЛИ»...

Методическая разработка в раннем возрасте "Мы для милой мамочки испечем два пряничка".

Задачи:1. Формировать интерес к работе с пластичным материалом (тестом); закрепить способы скатывания округлых форм с последующим их расплющиванием; вызвать интерес к лепке; развивать мелкую моторику...