Особенности формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста
консультация

«Элементарные математические представления дошкольников – это начальные сведения о пространстве, форме, величине, времени, количестве, их свойствах и отношениях, которые используются для формирования, а также в процессе овладения и выполнения тех видов деятельности, для которых они необходимы»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 3.docx18.74 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста

«Элементарные представления – это первичные простейшие представления» [7, с. 56].

«Элементарные математические представления дошкольников – это начальные сведения о пространстве, форме, величине, времени, количестве, их свойствах и отношениях, которые используются для формирования, а также в процессе овладения и выполнения тех видов деятельности, для которых они необходимы» [11, с. 33].

«Источником элементарных математических представлений является окружающая реальная действительность, которую ребенок познает в процессе своей разнообразной деятельности, в общении с взрослыми и под их обучающим руководством» [6, с. 15].

Одной из наиболее важных и актуальных задач подготовки детей к школе является формирование у них элементарных математических представлений, умений и навыков, а также развитие логического мышления и познавательных способностей.

«Математическое развитие дошкольников определяется качественными изменениями в формах познавательной активности ребенка, которые происходят в итоге формирования элементарных математических представлений и связанных с ними логических операций.

При систематическом обучении математике дошкольники осваивают специальную терминологию: названия чисел, геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, ромб и др.), элементы фигур (сторона, вершина, основание) и т. п.

В процессе разнообразной перцептивной и продуктивной деятельности у детей с раннего возраста начинают формироваться представления об окружающем их мире: о различных признаках и свойствах предметов – цвете, форме, величине, о пространственном расположении предметов, об их количестве, а также об отношениях людей. Постепенно накапливается сенсорный опыт, который будет являться основой формирования элементарных математических представлений и соответствующих понятий» [31, с. 46].

«Понятие элементарных математических представлений складывается у детей очень рано. Уже в раннем детстве ребенок знакомится с совокупностями предметов, сравнивает эти совокупности, различает их по количеству.

Ребенок рано начинает различать предметы по размеру, цвету, форме, по пространственному расположению и по другим признакам. Подражая взрослым, он пытается примитивно измерять предметы, сначала накладывая одни на другие, затем на глаз и с помощью условных общепринятых мер измерения» [28, с. 15].

Таким образом, создаются все предпосылки для того, чтобы, опираясь на чувственно-действенные восприятия, дети учились распознавать различные величины, пространственные и временные отношения.

«Одновременно дети учатся правильно отражать свои ощущения и представления в слове, пользуясь соответствующими обозначениями.

Усвоение значения слов способствует умению детей обобщать свойства вещей – ведь всякое слово уже в известной мере является обобщением. Кроме того, ребенок не пассивно воспринимает вещи с их свойствами, отношениями, а активно воздействует на них, преобразует их, распоряжается ими во времени и в пространстве» [28, с. 127].

«Программа каждой возрастной группы ДОО включает в себя следующие разделы по формированию элементарных математических представлений у дошкольников: «Количество и счет», «Величина», «Форма», «Ориентировка в пространстве», «Ориентировка во времени».

Программа для детей старшей группы направлена на расширение, углубление и обобщение у них элементарных математических представлений, а также развитие деятельности счета.

В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и совершить преобразования объекта, указать, в какой последовательности объекты вступят во взаимодействие, и т.д.

Продолжают развиваться устойчивость, распределение, переключаемость внимания. Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию.

Дети шестого года жизни уже могут распределять роли до начала игры и строят свое поведение, придерживаясь роли. Игровое взаимодействие сопровождается речью, соответствующей и по содержанию, и интонационно взятой роли. Действия детей в играх становятся разнообразными» [34, с.5-8].

«У детей старшего дошкольного возраста формируется самооценка, которая зависит от осознания того, насколько успешна его деятельность, насколько успешны его сверстники, как его оценивают педагоги и прочие окружающие люди. Ребенок уже может осознавать себя, а также свое положение, занимаемое им в различных коллективах – семье, среди сверстников и т. д.

На смену непосредственности приходит «манерничанье», своеобразное «кривляние». Способность к моделированию: дети могут работать со схемами, графическим планом местности. В этом возрасте деятельности ребенка присуща эмоциональность и повышается значимость эмоциональных реакций» [30, с. 115].

«Различать и называть части суток, дни недели, месяцы, времена года по порядку. Ориентироваться в пространстве и на листе бумаги. Узнавать и называть основные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, ромб, трапеция, овал, шар, куб, цилиндр и др.) и их свойствах. Составлять композиции из фигур. Ребенок должен знать все цифры (0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9), прямой и обратный счет, соседей числа. Сравнение чисел, соотносить цифры (0-9) с количеством предметов.

Вся логика в игровой форме.

  • Гибкий ум и уверенность. Когда дети решают задачи и головоломки на компьютере, они развивают смекалку и уверенность в своих силах.
  • Фундамент для IT. Учим грамотно работать с информацией, развиваем логико-математический интеллект, память и мышление.
  • Глоток «свежего воздуха». Можно потратить 20-30 минут на занимаясь своими делами, пока ребёнок развивается. Кстати, заниматься на компьютере интересно и взрослым.

Элементарные математические представления помогают сформировать в детском саду. Базовые математические способности развивают в школе. А чтобы ребёнок научился рассуждать логически, мыслить нестандартно – обычных арифметических и геометрических задач недостаточно

Уже в дошкольном возрасте желательно выработать привычку ежедневно выполнять задания и упражнения на развитие логического мышления.

Благодаря регулярным занятиям по формирование элементарных математических представлений:

  • ребёнок учится рассуждать, анализировать и делать правильные выводы;
  • развивает сообразительность, память, внимание и интеллект;
  • успехи повышают самооценку, интерес к обучению в школе, вдохновляют на победы в математических олимпиадах и конкурсах.

Заинтересовать дошкольников 5-7 лет проще всего. Главное – предложить разнообразные занимательные задания, сделать процесс решения задач увлекательным, с элементами игры, и обеспечить умеренную сложность задач.

В плане регулярных тренировок в любом возрасте должно быть выполнение заданий минимум 5-7 типов. Это поможет комплексному развитию логики у ребенка, познавательных, творческих и математических способностей.

Среди самых интересных и популярных категорий заданий на логику и смекалку:

  • Классические логические задачи. Учат детей анализировать текст, выделять главное, рассуждать и делать выводы.
  • Арифметические ребусы. Отличная отработка ключевых мыслительных операций: абстрагирование, анализ и синтез, сравнение и другие.
  • Задачи на закономерности, последовательности. Помогают развить аналитические способности и творческое мышление.

Решать задачи на сложение и вычитание в одно действие, сравнивать 2 группы предметов, используя знаки сравнения. Сравнивать предметы по длине, измерять объем жидких и сыпучих тел с помощью условной меры, знать и называть основные цвета спектра и оттенки. Определять время по часам с точностью до 1 часа» [23, с. 185].

«Целенаправленный и организованный процесс передачи и усвоения знаний, приемов и способов умственной деятельности, предусмотренных программными требованиями, является составляющей формирования элементарных математических представлений.

Формирование элементарных математических представлений ставит своей целью не только подготовку к успешному овладению математикой в школе, но и всестороннее развитие детей.

В организованной образовательной деятельности (ООД) по формированию элементарных математических представлений воспитатели используют разнообразные методы такие, как: указание и объяснение, образец, вопросы детям, ответы детей, подвижные игры, беседа, дидактические игры и упражнения, рассказ, показ реальных предметов, картин, описание и другое». [8, с. 23].

При планировании ООД по формированию элементарных математических представлений, воспитатель должен учитывать возрастные и индивидуальные особенности дошкольников, преемственность образовательных программ, степень усвоения программного материала детьми, а также сочетать различные виды детской деятельности, методы, приемы и формы ее организации.

Таким образом, формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста направлена на расширение, углубление и обобщение у них имеющихся знаний, а также на развитие новых понятий и умений. Элементарные математические представления даются детям в детском саду.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе

Статья особенности формирования элементарных математических представлений у детей старшего дощкольного возраста в психолого-педагогической литературе...

Методическое пособие и рекомендации для педагогов в организации логико – математических игр при формировании элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.

Методическое пособие для воспитателей в помощь при написании конспектов НОД по формированию математических представлений у дошкольников старших групп и при подготовке к школе....

Конспект родительского собрания «Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством использования дидактических игр и пособий математического содержания»

Конспект родительского собрания "Формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством использования дидактических игр и пособий маткматического...

Тетрадь по формированию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста детей ЗПР .

Тетрадь по формированию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста детей ЗПР ....