Особенности формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе
статья (средняя группа)

Статья особенности формирования элементарных математических представлений у детей старшего дощкольного возраста в психолого-педагогической литературе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе.


Формирование математических представлений у дошкольников является длительным интеллектуальным этапом в развитии личности. Оно включает в себя не только общие, принципиальные, исходные положения философии, педагогики, психологии, математики, но и является основной составляющей в системе педагогических знаний.
Дети в дошкольном возрасте не обладают достаточными интеллектуальными способностями, поскольку их сознание обладает определенным жизненным опытом, который недостаточно осознан и представляет собой скорее потенциальные способности, чем сложившуюся способность реализовывать умения в своей деятельности.
Опыт обучения свидетельствует о том, что развитие мыслительных процессов дошкольников возможно лишь при особой организации обучения, в процессе которого у детей развивается способность точнее и полнее воспринимать окружающий мир, выделять признаки предметов и явлений, раскрывать их связи, замечать свойства и объяснять то или иное наблюдаемое ими явление. Педагог, вовлекая детей в разные виды математических операций, способствует развитию и совершенствованию у них элементарных математических представлений - счет, время, форма, объем и т.д. Так в дошкольном возрасте закладываются основы знаний, необходимых ребенку в школе. Следует отметить, что не все дети имеют склонности и обладают математическим складом ума, поэтому при формировании элементарных математических представлений, ребенок особо нуждается в помощи и поддержке со стороны взрослых, поскольку «математика», являясь сложной наукой, может вызвать определенные трудности, в связи с чем, у дошкольника на этом фоне может снизиться интерес. Этого не следует допускать, поскольку в современном обществе все стремительнее развиваются и активно внедряются в нашу жизнь новые технологии, например, во многих семьях для обучения и развлечения детей приобретают компьютеры. Все это обусловливает необходимость знакомства ребенка с основами элементарных математических представлений и информатики уже в дошкольный период.
Формирование начальных математических знаний и умений у детей дошкольного возраста должно осуществляться так, чтобы обучение давало не только непосредственный практический результат (навыки счета, выполнение элементарных математических операций), но и широкий развивающий эффект.
Формирование элементарных математических представлений - это целенаправленный и организованный процесс передачи и усвоения знаний, приемов и способов умственной деятельности, предусмотренных программными требованиями. Основная его цель - не только подготовка к успешному овладению математикой в школе, но и всестороннее развитие личности .
За последнее десятилетие в системе ДОУ наблюдается активная разработка образовательных альтернатив, издание новых методических материалов, создание комплексных и однопредметных программ. Все эти изменения связаны с разработкой теоретических концепций, лежащих в основе построения обучающих курсов, с отбором их содержания, методов и форм организации деятельности детей.
На сегодняшний день в системе ДОУ имеется ряд альтернативных комплексных программ, каждая из которых предлагает и разрабатывает свою версию решения проблемы предматематического образования ребенка. Несмотря на это, в дошкольном образовании крайне не хватает программ, направленных на формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста. В связи с этим, остроактуальной проблемой для педагогов ДОУ является самостоятельное проведение анализа новой программы по математическому обучению детей дошкольного возраста.
В психолого-педагогической литературе главной и существенной проблемой в формировании элементарных математических представлений является ответ на вопрос - как обеспечить математическое развитие детей старшего дошкольного возраста, отвечающее современным требованиям.
При обучении ребенка счету, как необходимому процессу изучения чисел, важно помнить о том, что счет в дошкольном возрасте бессознательный, а потому сам процесс счета является условным. Если число предметов, находящееся перед глазами, превосходит ограниченный предел, то такое узнавание числа становится затруднительным и даже невозможным. Потому счет, как более трудный вид для понимания детей, должен опираться на пространственные элементы действительности - действительные предметы, которые можно не только потрогать, но и выполнить с ними определенные действия (отнимать, прибавлять).
Наиболее трудным для дошкольников является усвоение ориентировки во времени, поскольку время не имеет наглядной формы. В этом случае важно знать возрастные особенности развития. Так, в раннем детстве ребенок хорошо овладевает умением учитывать пространственное расположение предметов. Для него определенный конкретный предмет является центром, точкой отсчета, по отношению к которой ребенок только и может определять направление, и лишь к концу дошкольного возраста у него появляется ориентировка в пространстве, независимая от собственной позиции. При организации занятий с детьми, направленных на изучение ориентировки во времени, педагогу следует помнить о том, что, ребенок, осваивая представления о времени суток, главным ориентиром для себя считает свои собственные действия. И на основании этого, педагогу следует предлагать конкретные примеры из жизни ребенка, например: утром умываются, завтракают; днем играют, занимаются, обедают; вечером ложатся спать. Представления о временах года усваиваются аналогично, по мере знакомства с сезонными явлениями природы.
Следующим немаловажным элементарным представлением является эталон. Эталон - форма, цвет, название предмета. При этом дети в этом возрасте с большим трудом усваивают представления о величине предметов, поскольку к началу дошкольного возраста они имеют представление только об отношениях по величине между двумя одновременно воспринимаемыми предметами. Постепенно от усвоения отдельных эталонов формы, цвета ребенок переходит к усвоению связей и отношений между ними, представлений о признаках, по которым свойства предметов могут изменяться и различаться. Педагог при организации занятий по этому направлению должен создать такую специально организованную деятельность, в которой будут четко прослеживаться различия. Например, что формы можно сгруппировать, отделив прямолинейные от криволинейных. Кроме общих эталонов величины у детей складываются представления об отдельных ее измерениях - длине, ширине, высоте.
Используя творческие приемы (рисование, конструирование, аппликации), педагог будет способствовать закреплению представлений. Так, при попытке соотнести эти модели с предметами, ребенок будет замечать ошибки, несоответствия, а, следовательно, будет стремиться их исправлять.
При формировании элементарных математических представлений и понятий о количественных характеристиках и отношениях вещей дети получают возможность отделять друг от друга разные параметры: длина, площадь, объем, вес - все это абсолютно разные величины, имеющие определенную единицу измерения. Педагог, грамотно организовывая переход ребенка от внешних ориентировочных действий к действиям в уме, путем постепенной замены внешних действий словесными образами, способствует развитию у дошкольников отвлеченного числа характеристики количественных отношений предметов, действий с числами и математическими знаками без опоры на образы. Такой переход является важной составляющей умственного развития детей старшего дошкольного возраста.
В дошкольном возрасте в наибольшей степени способствует изучению начал математики развитие элементарных математических представлений. Педагогическая практика свидетельствует о том, что у детей дошкольного возраста педагоги, как правило, формируют мыслительные операции, необходимые для овладения основами научных понятий, создавая тем самым, внутренние условия для перехода к новым формам памяти, мышления, воображения. Отметим, что для математического стиля мышления характерны четкость, краткость, расчлененность, точность и логичность мысли, умение пользоваться символикой.
Однако ребенок дошкольного возраста еще не обладает достаточными способностями для того, чтобы связывать друг с другом временные, пространственные и причинные последовательности, включать их в более широкую систему отношений. Он способен лишь отражать действительность на уровне представлений, которые усваиваются им в результате непосредственного восприятия вещей и деятельности с ними, поэтому к практическому результату элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста относятся: счет, время, длина, объем, геометрические представления и величина.
В значительной степени дети в дошкольном возрасте развивают их самостоятельно, независимо и спонтанно. На практике часто возникают случаи, когда взрослые пытаются преждевременно навязать ребенку математические понятия, тогда он выучивает их только словесно, поскольку в отличие от взрослых, ребенок еще не различает, что можно считать само собой разумеющимся, а что нет.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое пособие и рекомендации для педагогов в организации логико – математических игр при формировании элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.

Методическое пособие для воспитателей в помощь при написании конспектов НОД по формированию математических представлений у дошкольников старших групп и при подготовке к школе....

Конспект родительского собрания «Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством использования дидактических игр и пособий математического содержания»

Конспект родительского собрания "Формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством использования дидактических игр и пособий маткматического...

Тетрадь по формированию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста детей ЗПР .

Тетрадь по формированию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста детей ЗПР ....

Особенности формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста

laquo;Элементарные математические представления дошкольников – это начальные сведения о пространстве, форме, величине, времени, количестве, их свойствах и отношениях, которые используются для ф...