Представление опыта работы: "Квест-игра, как интегрированное средство развития ребенка"
опыты и эксперименты (старшая группа)

Костенко Наталья Владимировна

Опыт работы "Квест, как интегрированное средство развития ребенка"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekst_kvest_kostenko.docx15.04 КБ

Предварительный просмотр:

Опыт работы «Квест-игра как форма организации образовательной деятельности дошкольников»

на примере экологической квест-игры “Спасем природу”

1 слайд

Сегодня я хочу поделиться с вами замечательной идеей, как сделать образовательный процесс в детском саду более познавательным, активным, а самое главное интересным, как дать любому дошкольнику возможность почувствовать себя в ситуации успеха.

В своей работе я отдаю приоритет игровым формам как ведущему виду деятельности дошкольников.

2 слайд

Наблюдения и анализ игровой деятельности показали, что большинство детей имеют низкий уровень заинтересованности в получении результата, не умеют действовать в команде, не способны самостоятельно решать проблемные ситуации.

Моя педагогическая находка для решения этой проблемы — Квест - технология. Это игровая технология, которая имеет четкую дидактическую задачу, план игры, ведущего (наставника) и четкие правила.

3 слайд

Квест-технологию впервые разработали в 1995 году. Попытку перенести виртуальный компьютерный квест в реальность, предприняли в азиатских странах в 2007 году, вслед за ними его стали внедрять и в Европе, а в России квесты стали применять в 2013 году.

Проблемой квестов в нашей стране занимаются Андреева М. В., Быховский Я. С., Николаева Н. В., Сокол И. Н. Ирина Николаевна Сокол в своих работах описала основные условия при подготовке квестов для детей дошкольного возраста, отличающие развивающие квесты для детей от квестов для взрослых. Выделила особенности детских квестов и для организации и проведения квестов разработала структуру квестов и алгоритм их построения. Подробно описала принципы, которые необходимо учитывать при разработке.

4 слайд

Что такое Квест? (от англ. Quest- поиск, поиск приключений) – это игровая педагогическая технология, которая способствует формированию решений определённых задач на основе компетентного выбора альтернативных вариантов через реализацию определённого сюжета.

Квест – это командная игра. Идея игры проста – команда или команды, выполняя различные задания (интеллектуального, спортивного характера), перемещаются из одного места в другое, а на этапе завершения игры получают ответ на основную загадку. Но изюминка такой организации игровой деятельности состоит в том, что, выполнив одно задание, дети получают подсказку к выполнению следующего, что является эффективным средством повышения двигательной активности и мотивационной готовности к познанию и исследованию. Такую игру можно проводить как в помещении (в группе, в музыкальном или спортивном зале), так же на улице.

5 слайд

Квест-игра дает возможность при объединении различных видов детской деятельности ненавязчиво реализовывать задачи каждого из 5-ти направлений развития и образования ребенка. В ходе реализации квест-игры можно естественным образом осуществлять интеграцию образовательных областей, комбинировать разные виды детской деятельности и формы работы с детьми, решать образовательные задачи в совместной деятельности взрослого и детей, самостоятельной деятельности дошкольника, даже активно взаимодействовать с семьями воспитанников.

6 слайд

Цель квест-игры: активизировать познавательные и мыслительные процессы участников, реализовать проектную игровую деятельность, отработать на практике умения детей.

Детские квесты помогут реализовать следующих задач:

Образовательные - вовлечение каждого ребенка в активный познавательный процесс, участники усваивают новые знания и закрепляют имеющиеся.

Развивающие - развитие интереса, творческих способностей, воображения, мышления, логики, познавательной активности.

Воспитательные - формируются навыки взаимодействия со сверстниками, умение договариваться, взаимопомощь и др.

7 Слайд

Для эффективной организации детских квестов следует придерживаться определенных принципов:

1. Доступность заданий – не должны быть чересчур сложны для ребёнка.

2. Системность – задания должны быть логически связаны друг с другом, а также с заданиями ранее пройденных квестов.

3. Эмоциональная окрашенность заданий. Методические задачи должны быть спрятаны за игровыми формами и приёмами.

4. Разумность по времени. Необходимо рассчитать время на выполнение заданий таким образом, чтобы ребёнок не устал и сохранил интерес.

5. Использование разных видов детской деятельности во время прохождения квеста.

6. Наличие видимого конечного результата и обратной связи.

8 Слайд

При подготовке квеста для дошкольников нужно помнить 4 основных условия:

1. Игры должны быть безопасными. Недопустимо ставить к выполнению задачи, которые связаны с риском для здоровья, например, забраться на дерево, спрыгнуть с большой высоты, спуститься в колодец.

2. Вопросы и задания должны соответствовать возрасту. Очень редко дети 5 -7 лет настолько эрудированны, чтобы угадать названия созвездий по картинке или перечислить всех американских президентов.

3. Недопустимо унижать достоинство ребенка. К примеру, нельзя заставлять проглотить гусеницу или танцевать, если ребенок стеснителен.

4. Споры и конфликты надо решать только мирным путем.

На 9 слайде выделены следующие виды квестов:

Линейный - Игра построена по цепочке: разгадав одно задание, участники получают следующее и так до тех пор, пока не пройдут весь маршрут.

Штурмовые - Игроки получают основное задание и перечень точек с подсказками, но при этом самостоятельно выбирают пути решения задач.

Кольцевые - по сути тот же линейный квест, но замкнутый в круг. Команды стартуют с разных точек, которые будут для них финишными.

10 слайд

Структура квеста

Общая игровая цель– известна участникам с самого начала и определяет игровую «легенду», особенности и правила заданий. Независимо от того, заложен элемент соревнования в игру или нет, конечная игровая цель - общая для всех команд. Общая цель является главным «внутренним мотиватором программы».

Этапы игры. В процессе игры игроки последовательно движутся по этапам, решая различные задания (активные, логические, поисковые, творческие и пр.). Прохождение каждого этапа позволяет команде игроков перейти на следующий этап. Команда получает недостающую информацию, подсказку, снаряжение и т.п.

Командный характер действий. Участники объединены в игровые команды, либо все находятся в одной команде. При прохождении этапов команда не разделяется, а действует сообща.

Игроков сопровождает инструктор «Инструктор команды - взрослый». Его задача – обеспечение безопасности, консультации по игровой логистике и особенностям задач, поддержка участников, помощь в решении организационных вопросов и, при необходимости, помощь в организации командного взаимодействия.

11 слайд

Варианты заданий и подсказок в квест-игре.

- Двигательные упражнения, спортивные эстафеты.

- Загадки, вопросы, ребусы.

- Пазлы или лабиринты, где нужно проползти между натянутыми верёвками или преодолеть тоннель, сконструированный из мягких деталей напольного строительного конструктора.

- Игры «Найди отличия», «Что лишнее?» Н-р, детям предлагаются картинки с изображениями предметов, задача — определить лишний предмет, который и станет словом-подсказкой.

- Упражнения на классификацию.

- Логические таблицы.

- Задания на измерения.

- Ориентировка по схемам.

- Выкладывание предметов из палочек, фигур.

-Математические упражнения (счет, решение примеров, арифметические задачи и т.д.).

- Подсказки в виде моделей, схем

- Разрешение противоречий, проблемных ситуаций.

- Творческие задания (сочинение загадок, сказок и т.д.)

12 слайд

Квест, как и любая другая технология, имеет свой алгоритм:

1. Определить цели и задачи.

2. Выбрать место для игры.

3. Сделать паспорт этапов или карту маршрута.

4. Сформировать состав участников (педагоги, дети, родители, рассчитать количество организаторов и помощников).

5. Написать сценарий (конспект).

6. Подготовить задания, атрибутику к игре.

7. Разработать маршрут передвижений.

13 слайд

Я давно начала внедрять квест – технологии. Сначала это были линейные квесты, сюжет которых был построен на основе русских народных сказок. Детям понравилась такая форма образовательных мероприятий.

14 слайд

Сегодня, хочу вам рассказать о проведенной мной экологической квест-игре “Спасем природу!”.

Цель: воспитание чувства любви к природе, уважения ко всему живому, формирование экологической культуры.

Задачи:

Образовательные:

- закрепить знания детей о растениях и животных; - закрепить знания и навыки поведения в природе; - обобщить и пополнить детские представления о состоянии окружающей среды;

Развивающие:

- развивать наблюдательность, эстетическое отношение к природе; Воспитательные:

- воспитывать у детей желание беречь природу, способствовать осмыслению своего места в ней, ответственность за сохранения красоты и богатства родной природы.

15 Слайд -

Воспитанники расшифровывали слово: “ПРИРОДА”.

Им была предложена карта, на которой были обозначены определенные станции, выполнив задания, они получали подсказки.

16 слайд

Станция «Лесная поляна»

- На этой станции дети должны дорисовать недостающие элементы лесной полянки: -цветы, капли, листья, ствол деревьев и т.д., и назвать растения.

17 слайд

Станция «Птичья»

Ребятам, нужно было выполнить несколько заданий, в которых говорится о птицах.

18 слайд

Станция «Загадочная»

Детям предлагался ряд загадок, которые они должны отгадать и открыть картинку, чтобы узнать, правильно ли они отгадали загадку.

19 слайд

Станция "Сказочная"

Детям задавались экологические вопросы из известных сказок.

1. «Назовите сказку, в которой один из главных героев пострадал из-за несоблюдения санитарно-гигиенических правил» / «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»/

2. «Назовите сказку, в которой описывается уничтожение уникального растения по прихоти девушки». / «Аленький цветочек» /

3. «Назовите сказку об овоще – гиганте» / «Репка» /

4. «Назовите сказку, в которой описывается сбор первоцвета для букета» / «Двенадцать месяцев» /

5. «Назовите сказку, в которой рыба наделена способностью, не присущей ей на самом деле» / «По щучьему велению» /

20 слайд

Станция «Вопросы тетушки Совы» (конверт с вопросами)

Вопросы, что можно и нельзя делать в природе.

21 слайд

Станция «Безопасность в природе»

По картинкам определить, какие ситуации верны.

22 Слайд

Вывод: Квесты помогают активизировать детей и педагогов. Это игра, в которой задействуется одновременно и интеллект участников, их физические способности, воображение и творчество. Здесь необходимо проявить и смекалку, и наблюдательность, и находчивость, и сообразительность, это тренировка памяти и внимания, это развитие аналитических способностей и коммуникативных качеств. Квест-игры одно из интересных средств, направленных на самовоспитание и саморазвитие ребёнка как личности творческой, физически здоровой, с активной познавательной позицией. Что и является основным требованием ФГОС ДО.

В заключении хотелось бы отметить, что квесты – эффективная форма работы по сплочению всех участников образовательного процесса, и созданию комфортного психологического климата в дошкольном учреждении и семье.

Помните, что любая победа, пусть даже в игре – это способ выработать у ребёнка привычку к успеху.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Представление опыта работы: «Использование блоков Дьенеша как средство развитие логического мышления у детей дошкольного возраста»

   Формирование логического мышления - важная составная часть педагогического процесса.     Решается она в основном средствами занимательности в обучении математик...

Представление опыта работы на РМО по направлению "Речевое развитие"

Вопрос развития мелкой моторики детей довольно актуален. Это неоднократно подчеркивается педагогами, психологами и другими специалистами в области дошкольного образования Актуальность работы по развит...

Выступление из опыта работы "Квест-игра", как средство повышения качества дошкольного образования

Квест-игра, как средство повышения качества дошкольного образования...

Представление опыта работы по теме: «Сказка как средство развития речи детей раннего возраста»

Представление опыта работы по теме: «Сказка как средство развития речи детей раннего возраста»...

Представление опыта работы «Применение метода SAND-ART в развитии речи детей дошкольного возраста»

Представлены игры на песке, которые помогают решить задачи по развитию речи дошкольников....

Представление опыта работы в рамках практической педагогики. Пространство развития ребенка: функциональное оформление помещений ДОО.

Безопасность детей — это самая важная задача для воспитателей и всех взрослых, которые его окружают.Чтобы оберегать и защищать ребенка, подготовить его к встрече с различными сложными,...