Представление опыта работы: «Использование блоков Дьенеша как средство развитие логического мышления у детей дошкольного возраста»
статья по математике на тему

Коршунова Елена Евгеньевна

     Формирование логического мышления - важная составная часть педагогического процесса.

     Решается она в основном средствами занимательности в обучении математике.

     Математика дает реальные предпосылки для развития логического мышления.

     Задача воспитателя – помочь детям в полной мере проявить свои способности, развить инициативу, самостоятельность, руководить умственной деятельностью детей, организовывать и направлять ее.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty_korshunova_e.e._2017_g.docx47.26 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА

МОСКВЫ ШКОЛА № 572

( ГБОУ ШКОЛА № 572)

109559, г. Москва,  Тихорецкий б-р, д. 8А        тел/факс 8(495)358-27-01          572@edu.mos.ru

Эстафета педагогического мастерства воспитателей дошкольных отделений ГБОУ «Школа № 572»

«Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста посредством инновационных технологий»

Представление опыта работы: «Использование блоков Дьенеша как средство развитие логического мышления у детей дошкольного возраста»

Воспитатель дошкольного отделения -7:

                                               Коршунова Елена Евгеньевна

2017 г.

Условия возникновения и становления опыта

«НЕ НАСИЛЬСТВЕННО ПРЕПОДАВАТЬ

 МИЛЕЙШИЙ ДЕТЯМ НАУКУ,

А ПОСРЕДСТВОМ ИГРЫ,

ТОГДА ТЫ ЛУЧШЕ УВИДИШЬ,

КТО К ЧЕМУ СКЛОНЕН»

                                                                                                                               СОКРАТ

     Формирование логического мышления - важная составная часть педагогического процесса.

     Решается она в основном средствами занимательности в обучении математике.

     Математика дает реальные предпосылки для развития логического мышления.

     Задача воспитателя – помочь детям в полной мере проявить свои способности, развить инициативу, самостоятельность, руководить умственной деятельностью детей, организовывать и направлять ее.

      Первоначальным источником познания детей является чувственное восприятие, полученное из опыта и наблюдений.

     В процессе чувственного познания у них формируются представления – образы предметов, их свойств, отношений.

     Понимание логических определений, понятий находится в прямой зависимости от того, как дети пройдут первую чувственную ступень познания.

     Чем богаче будут их естественно-научные представления о количественных и пространственных свойствах и отношениях реальных предметов, тем легче им будет в дальнейшем путем обобщения и абстрагирования перейти от этих представлений к математическим понятиям.

     В связи с этим дошкольник является субъектом естественно-математического пространства и этому отводится важное место в системе дошкольного образования.

АКТУАЛЬНОСТЬ ОПЫТА

Проблема развития познавательного интереса дошкольников - одна из  актуальных в педагогике.

   Актуальность опыта заключается в изучении познавательных интересов и развитии логического мышления на занятиях и в повседневной жизни у детей дошкольного возраста,  в создании оптимальных условий для развития у них логического мышления через грамотное построение целостного педагогического процесса.

     Дошкольники проявляют высокую познавательную активность, они буквально забрасывают старших разнообразными вопросами об окружающем мире. Исследуя предметы, их свойства и качества, дети пользуются разнообразными обследовательскими действиями: умеют группировать объекты по цвету, форме, величине, назначению, количеству; умеют составить целое из 4-6 частей; осваивают счёт.

     Перед педагогами стоит задача: развивать умственные способности детей, логическое мышление, умение рассуждать, отстаивать свое мнение.

Обучать детей нужно только в системе и на основе личностно – ориентированной модели общения,  которая направлена на развитие познавательных знаний, охрану его физического и психического здоровья, наличие между взрослыми и детьми отношений сотрудничества и партнерства.

     Только в этом случае ребенок, посещающий детский сад, в дальнейшем может  стать интересным, интеллектуальным человеком.

     Меня, как педагога,  глубоко заинтересовала эта  проблема, и весь свой опыт я посвятила изучению развивающих игр по блокам Дьенеша.

     Система Дьенеша, пожалуй, менее популярна среди родителей, чем, скажем, система Монтессори или Никитина. А между тем, логические игры этого замечательного венгерского педагога заслуживают самого пристального внимания. Ведь они способствуют развитию логического мышления, комбинаторики, аналитических способностей, формируют навыки, необходимые для решения логических задач: умение выявлять в объектах разнообразные свойства, называть их, адекватно обозначать словом их отсутствие, абстрагировать и удерживать в памяти одно, одновременно два или три свойства, обобщать объекты по одному, двум или трем, свойствам.

     Блоки Дьенеша дают и первое представление о таких сложнейших понятиях информатики как алгоритмы, кодирование информации, логические операции.

     Игры с блоками Дьенеша способствуют развитию речи: малыш вынужден строить высказывания с союзами "и", "или", частицей "не" и др. Подобные игры способствуют ускорению процесса развития у дошкольников простейших логических структур мышления и математических представлений.

      Круг задач, решаемых методикой, достаточно обширен: это

  • Развитие образного мышления (ощущения, восприятия, представление)
  • Развитие логического мышления( анализ, синтез. сравнение, обобщение, классификация)
  • Развитие вариативности мышления творческих способностей, фантазии, воображения, конструктивных умений, увеличение объема внимания и памяти
  • Развитие речи, умение высказывать и обосновывать свои суждения.

А самое главное, играть этими кубиками будет интересно и малышам двух-трех лет и пятилетним дошколятам. А некоторые игры заинтересуют даже первоклашек!

Ведущая педагогическая идея опыта

заключается в создании целостной системы материалов по развитию логического мышления у дошкольников, систематизируемых в доступной и увлекательной форме.       

     Выделение обучающих и  развивающих задач подчиняю основной цели: развитию познавательно-творческих способностей детей, что обосновано идеями развивающего обучения, на которых базируется мой опыт.

     Дети радуются своим достижениям и новым возможностям. Они нацелены на творческие проявления и доброжелательное отношение к окружающим. Индивидуальный подход помогает каждому ребёнку проявить свои умения и склонности в разнообразной увлекательной деятельности.

     Обучение ведёт за собой развитие. В условиях рационально построенного обучения, учитывая возрастные возможности дошкольников, можно сформировать у них полноценные представления об отдельных математических понятиях.

     Обучение при этом рассматривается как непременное условие развития, которое в свою очередь становится управляемым процессом, связанным с активным формированием математических представлений и логических операций.

     При таком подходе не игнорируется стихийный опыт и его влияние на развитие ребёнка, но ведущая роль отводится целенаправленному обучению.

Длительность работы над опытом

        Осмысление проблемы  развития логического мышления детей, дошкольного возраста на современном этапе, позволил  мне сформулировать цель моей работы,  которая    заключалась в изучении вопросов развития логических игр с применением  новых информационных технологий,  с использованием современных программ.

Работа в данном направлении ведется мною третий год. Длительность работы над опытом осуществляла в два этапа.

1 этап – подготовительный

На первом этапе для достижения поставленной цели мной были сформулированы следующие задачи:

1.Изучить теоретическую часть развития вопроса.

2. Создать соответствующую предметно-развивающую среду.

3. Разработать перспективный план работы.

4. Провести диагностику познавательных интересов детей

     При решении поставленных задач изучала и анализировала психолого-педагогическую и методическую литературу, современный передовой опыт по проблеме логического  развития, готовила тесты и анкеты для родителей,  разработала диагностический инструментарий,   с помощью которого выявляла уровни выполнения  детьми программы по математике.
Разработала перспективный план работы по всем возрастным группам.

Создала предметно-развивающую среду, которая включала в себя: дидактические средства: наглядный материал (книги, компьютер) блоки Дьенеша, модели, экспериментирование; практические (игровые) методы и приёмы.

      На основе логических блоков  изготовила игровой материал. Старалась, чтобы игровые упражнения и игры отличались занимательностью и соответствовали  уровню сложности заданий.

      Игры я составила на основе комплекта геометрических фигур. Каждая фигура характеризуется четырьмя признаками: одной из четырех форм, одним из четырех цветов,  одним из двух размеров, одним из двух видов толщины.

       Заметила, что блоки Дьенеша помогли мне в изучении основных свойств геометрических фигур по их признакам и по существующим во множестве геометрическим отношением, включать подмножества в состав множества.

      Если  вижу, что мои дошкольники усвоили свойства геометрических фигур, ввожу специальный код, графически изображающий данные свойства.      Это позволяет развивать способность у детей к моделированию и замещению свойств, умение кодировать и декодировать.

     Практика  моей работы подтверждает, что обучение наиболее продуктивно, если оно идет в контексте практической и игровой деятельности, когда созданы условия, при которых знания, полученные детьми ранее, становятся необходимые им, так как помогают решить практическую задачу, а потому усваиваются легче и быстрее.

2 этап – практический  

  Исходя из этого,  выделила ряд задач, над которыми работала углубленно: это:

1.Обучение детей операциям: анализа – синтеза, сравнения, классификации, упорядоченности действий, ориентировке в пространстве.  

 2. Развитие у детей: логического  мышления, речи (умение рассуждать, доказывать), произвольности  внимания, познавательных интересов, творческого воображения.    

3. Воспитание  коммуникативных навыков, стремление к преодолению трудностей, уверенность в себе, желание вовремя прийти  на помощь сверстникам.

         Вариантом логических игр для детей использовала игры с обручами.

При подготовке к подобным играм  вначале формирую у детей четкое представление о внутренней и внешней области по отношению к некоторой замкнутой линии. Кладу на пол обруч, обвожу указкой то место, которое находится внутри обруча, и добавляю, что вся остальная часть пола находится вне обруча. Задаю вопрос, где сидит ребенок (внутри или вне обруча). Затем предлагаю ребенку стать внутри обруча.

       Все это можно повторить с веревочкой, положив ее на пол так, чтобы она образовала замкнутую линию. Разомкнув эту линию, дети убеждаются в том, что по отношению к ней нет таких мест, о которых можно было бы сказать, что они находятся внутри или вне этой линии.  

      Перед проведением игры с двумя обручами необходима следующая подготовительная работа: показываю детям два обруча разного цвета, например, синий и красный, и располагаю их на полу. Выясняется, какое место (какая часть пола) находится внутри обоих обручей; внутри синего, но вне красного обруча; внутри красного, но вне синего обруча; вне обоих обручей.

      Затем ребенку предлагаю стать внутри обоих обручей, другому - внутри синего, но вне красного, третьему - внутри красного, но вне синего, а четвертому - вне обоих обручей.

      В ходе практического этапа проводила также диагностику, интегрированные занятия, дидактические игры, вела наблюдения и беседы с детьми, давала тестовые задания, создавала проблемные ситуации.

         Проводила мониторинг,  открытые занятия, развлечения  и развлекательные мероприятия, используя сказки, задачи – шутки, загадки, считалки, головоломки, сценарии проведения математических досугов.

          Выступала  на родительских собраниях, круглых столах, педагогических советах, методических объединениях по проблеме «Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста».

Теоретическую базу опыта составляют:

  • научные исследования и публикации, в которых отражены основные результаты научных поисков (статьи, монографии, сборники научных трудов и т.д.);
  • методическая литература (статьи в специализированных журналах, например, в "Дошкольном воспитании", пособия для воспитателей детского сада и родителей, сборники игр и упражнения, методические рекомендации и т.д.);
  • передовой педагогический опыт по формированию элементарных математических представлений у детей в детском саду и семье,
  • опыт и идеи педагогов-новаторов

     В основе опыта лежат идеи Е.И. Пановой, З.А. Михайловой, В.В. Воскобовича, Б.Н. Никитина, М.А. Беженова.

     Развивающие игры Б.П. Никитина создают своеобразный микроклимат для развития творческих сторон интеллекта. При этом эти игры развивают такие интеллектуальные качества как внимание, память, умение классифицировать материал, способность к комбинированию.

     Игры В.В. Воскобовича  отражают игровую технологию интеллектуально – творческого развития детей, что позволяет организовать работу с детьми коллективно, по подгруппам, в самостоятельной игровой деятельности, а также на занятиях.

     Методика М.А. Беженова отражает теоретические и практические идеи внедрения в практику работы новых  методов обучения  по математическому развитию.

     Игровые задачи З.А. Михайловой содержат занимательный материал, который окажет помощь воспитателю в активации мыслительных процессов детей при организации,  учит последовательно и логически мыслить, догадываться, умственно напрягаться.  

     Развитие логического мышления у детей постоянно развивается, совершенствуется и обогащается результатами научных исследований и передового педагогического опыта.

    В настоящее время благодаря усилиям ученых и практиков создана, успешно функционирует и совершенствуется научно-обоснованная методическая система по развитию математических представлений у детей. Её основные элементы - цель, содержание, методы, средства и формы организации работы  теснейшим образом связаны между собой и   обуславливают друг друга.

     Ведущим и определяющим среди них является цель, так как она ведёт к выполнению социального заказа общества детским садом, подготавливая детей к изучению основ наук (в том числе и математики) в школе.

     В работах Е.И.Пановой изложены    методические рекомендации по использованию дидактических игр и логических блоков.
    Одним из наиболее эффективных пособий на мой взгляд являются логические блоки Дьенеша, которые способствуют развитию у детей креативного мышления, памяти, воображения и других психических процессов. Самостоятельности  в выполнении простых, логико-математических действий, их осознание, развитие способности детей управлять собой, в жизненных ситуациях.   Выполнение действий по алгоритму создает основу совершенствования умения контролировать ход своих решений.
 

Технология опыта

Исходя из актуальности проблемы,  мною была поставлена цель:  определить, насколько эффективно использование блоков Дьенеша  при обучении  детей математике в детском саду и в семье.

Цели и задачи:

1.Развитие элементов логического мышления с использованием блоков Дьенеша

2.Совершенствование навыков классификации путем подбора развивающих игр

3.Обучение анализу логических закономерностей и умению делать правильные умозаключения

4 Предметно-развивающая среда и игровой материал

5.Активизация памяти и мышления в процессе игр

6. Закрепление навыков ориентировки в пространстве.

     Данные задачи решаются мной во всех видах деятельности; на занятиях, в играх, в самостоятельной деятельности детей.

     Развитие логическое мышления у детей – процесс длительный и весьма трудоемкий; прежде всего для самих детей – уровень мышления каждого очень специфичен. В своей работе я рассмотрела закономерности развития логического мышления на разных возрастных этапах. Мысленно  распределяю детей на три группы:

 Такое разделение помогает ориентироваться в подборе занимательного материала и задач, предупреждает возможные перегрузки «слабых» детей, потерю интереса (ввиду отсутствия усложнений) – у «сильных». Детям, справляющимся с логическими задачами на среднем уровне, я предлагаю варианты подобных задач, а так же подключаю к играм соревновательного характера.

     Особый подход необходим к «слабым» детям. Учитывая их психические  и физические особенности, я стараюсь внушить им уверенность в себе, подвести к самостоятельному решению простых задач. В случае быстрого утомления, вид деятельности сменяется.

     Такая форма взаимодействия с воспитанниками очень эффективна. Она помогает сплотить коллектив, дает возможность самоутвердиться успевающим детям и почувствовать уверенность в своих силах – более слабым.  

      С родителями ведется широкая консультационная работа. Особую роль играют «сильные» дети: отлично справившись с конкретной задачей они, по моей просьбе (или самостоятельно) «подключаются» к тем, кто испытывает серьезные трудности.

     В своей  работе  рассмотрела закономерности развития логического мышления дошкольника на разных возрастных этапах. Начинается мышление маленького ребенка с процесса членения воспринимаемого им предмета,  анализа  частей.

     Ребенок в возрасте  2 лет снимает кольца с башенки, вынимает палочки из коробки, снимает колесики с тачки. Наряду с этим он устанавливает таким же практическим путем и первые связи. Он нанизывает обратно кольца на палочку, складывает картинку из отдельных кусков, красные пуговицы укладывает в одну коробку, синие – в другую. Во всех подобных действиях ребенок обобщает сходные предметы, объединяет их в какие – то группы. Это одна из самых ранних форм синтеза.

     Трехлетний ребенок, рассматривая тачку, показывает отдельные части.  Спрашиваю: «Это что? Это колеса. Это кузов». Так же идет рассматривание  картинок в книжке. Через некоторое время ребенок сам оказывается в состоянии показать отдельные предметы на картинке и ответить на вопросы взрослого.

     А у детей 4 – 5 лет к операции «анализ» присоединяется операция «сравнение». Беседы о предмете с детьми старшего дошкольного возраста ведут к дальнейшему «дроблению цельностей на отдельности».    

     Операция классификации в дошкольном возрасте так же имеет свои уровни. Я заметила  следующую закономерность:- Дети 3 - 4х лет лучше классифицируют предметы (чем картинки и слова);- Дети 5 лет лучше классифицируют картинки (чем предметы и слова);- Дети 6 лет лучше классифицируют слова, нежели предметы и картинки.

     Поэтому мышление младшего дошкольника настолько конкретно, что требует непосредственного восприятия предмета мысли и действия с ним. Старший же дошкольник способен мыслить не только при наличии предмета или его изображения, но и при полном отсутствии его. Поэтому при обучении дошкольников умению классифицировать осуществляю постепенный переход от чувственного материала к словесному.

    Исходя из этого, я пришла к выводу, что развивающая среда должна обязательно включать в себя игровой материал разного уровня сложности.          Для I уровня (младший – средний возраст) рекомендую иметь лото, парные картинки, крупную и гвоздиковую мозаики, набор кубиков, развивающие игры («Сложи узор», «Сложи квадрат»), игры с элементами моделирования и замещения, Блоки Дьенеша,  легкий модульный материал, строительные наборы (напольные, настольные).

     Для развития мелкой моторики рук необходимы специальные дидактические игрушки: вкладыши, шнуровки (с «пришиванием», составлением узора). С этой же целью включаю в обстановку пластиковые контейнеры с крышками разных форм и размеров.

     Для II уровня (средний – старший возраст) использую дидактические игры на сравнение предметов по различным свойствам (цвету, форме, размеру, материалу, функции), группировку по свойствам, на воссоздание целого из частей («Танграм», пазлы), на сериацию по различным свойствам, игры на счет. Важно, чтобы у ребенка всегда была возможность выбора игры, а для этого набор игр должен быть достаточно разнообразным и постоянно меняться (смена примерно 1 раз в 2 месяца).

     Для развития воображения предлагаю дошкольникам предметы – заместители, имеющие определенное сходство с оригиналом, например: геометрические объемные фигуры – «овощи», брусок – «утюг», палочка – «градусник», коробка – «телевизор». Использую экспериментальные игры с песком, водой, глиной, красками, пеной, зеркалом.

      Уже со второй младшей группы – начинается сензитивный период развития знаково – символической функции сознания, это  считаю важным этапом для умственного развития в целом  и формирования готовности к школьному обучению.

     Придумывать такие знаки, модели конечно лучше вместе с детьми, подводя их к пониманию того, что обозначать все можно не только словами, но и графически.

      Основывала я свой выбор по нескольким причинам:

1. Некоторые дети значительно опережают своих сверстников. Они любопытны, пытливы, проявляют большой интерес к новому, неизвестному, при этом обладая неплохим запасом знаний. Это дети, которым дома уделяется большое внимание со стороны взрослых. Такие ребята, придя в детский сад, поднимаются на более высокую ступень, тренируя свой интеллект в игровой деятельности.

2. Программа «Детство», являющаяся основой моей педагогической деятельности, подтверждает своим содержанием востребованность опыта. Однако, на мой взгляд, недостаточность занятий по математическому развитию (1 раз в неделю), на которых в большой мере присутствуют элементы логики, должна компенсироваться в повседневной игровой деятельности.

3. Учитывая психологические особенности детей среднего возраста (начало  формирования  детских  взаимоотношений)  я уделила игре большую роль – роль сближения детей в работе парами, группами.

Исходя из всего, наметила для себя следующий план работы:

  • ознакомиться с опытом педагогов – коллег, работающих по данной схеме.
  • Подготовить развивающую среду с учетом возрастных особенностей детей.
  • Обозначить виды игр, посредством которых будет проводиться целенаправленная работа (игры, активизирующие мышление ребенка, способствующие усвоению им отдельных логических операций).
  • Составить план – схему использования игр в совместной и самостоятельной деятельности.
  • Формы организации работы с логическими блоками.
  • Использование логических блоков на занятиях, в настольных и подвижных играх, в сюжетно-ролевых играх.
  •  Изучить научную литературу, характеризующую психические особенности развития детей пятого года жизни.
  • Подготовить развивающую среду с учетом возрастных особенностей детей.
  •  В течение всего временного промежутка (учебный 2008– 2009 год) наблюдать за особенностями формирования навыков логического мышления у каждого ребенка.

Средством достижения поставленной цели и задач я выбрала игры на развитие логического мышления, творческого и пространственного воображения. Разделила их следующим образом:

  1. Предметные:-

- дидактические  (настольно – печатные) – на нахождение размера, цвета, формы, на классификацию предметов и др.

- развивающие (т.е. имеющие несколько уровней сложности, многообразные в применении): Блоки Дьенеша. В процессе разнообразных действий с логическими блоками (разбиение, выкладывание по определенным правилам, перестроение и др.) дети овладевают различными мыслительными умениями, важными как в плане предматематической подготовки, так и с точки зрения общего интеллектуального развития. К их числу относятся умения анализа, абстрагирования, сравнения, классификации, обобщения, кодирования – декодирования, а также логические операции «не», «и», «или». Я заметила как в этих играх и упражнениях с блоками у малышей развиваются элементарные навыки алгоритмической культуры мышления, способность производить действия в уме - игры на развитие пространственного воображения: строительный материал. С помощью логических блоков дети тренируют внимание, память, восприятие. Эти игры развивают пространственное воображение, учат детей анализировать образец постройки, чуть позже – действовать по простейшей схеме (чертежу).

  1. Словесные: загадки, игры на развитие воображения. Пальчиковые игры: эти игры активизируют деятельность мозга, развивают мышление, мелкую моторику рук, Требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «вверх», «вниз» и т.д. Если ребенок усвоит какую – нибудь одну «пальчиковую игру», он обязательно будет стараться придумать новую инсценировку для других стишков и песенок.
  2. Планируя свою педагогическую деятельность на неделю, я включаю следующую план – схему по организации игровой совместной и самостоятельной деятельности.

СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

понедельник

  • Настольно/печатные дидактические игры;
  • Загадки (на закрепление изученной ранее темы)

Игры на развитие мелкой моторики:

  • Мозаика;
  • Шнуровка;
  • Игры с пересыпным материалом.

вторник

Блоки ДЬЕНЕША

Настольно/печатные

- дидактические игры

среда

Работа со строительным материалом (по схеме и без)

- Блоки ДЬЕНЕША;

- Игры в экспериментальном уголке

четверг

- работа со счетными палочками.

- кубики «Сложи узор»,

- конструкторы

пятница

- игры на развитие творческого воображения;

- внесение новой дидактической игры (развивающей)

- работа со строительным материалом (со схемой и без);

- работа со счетными палочками.

      Здесь я предусмотрела следующие пункты: переход одного вида деятельности (игры) из совместной – в самостоятельную; еженедельное внесение в игровую деятельность нового развивающего материала.

     Таким образом, знания, полученные ребенком на занятии по математике, закрепляются в совместной деятельности, после чего переходят в самостоятельную деятельность.

Организация учебно-воспитательного процесса

     Как уже было сказано выше, на первое место по формированию логического мышления у детей,  поставила блоки Дьенеша. Определилась с задачами использования логических блоков на занятиях по математике.

  1. Развивать логическое мышление. Развивать представление о множестве (сравнение, разбиение, классификация)

2. Развивать умение выявлять свойства в объектах, называть их, обозначать объекты по их свойствам, объяснить сходства и различия объектов, обосновать свои рассуждения.

3. Познакомить с формой, цветом, размером, толщиной объектов.

4.Развивать пространственное представление.

5.Развивать знания, умения, навыки для самостоятельного решения учебных и практических задач.

6.Развивать мыслительные процессы, творческие способности, воображение, фантазию, способность к моделированию.

Решение этих задач позволило детям успешно овладеть основами математики.

 Вот основные формы организации, которые я использую в работе с логическими блоками:

  • Занятия (комплексные, интегрированные), обеспечивающие наглядность, системность и доступность, смену деятельности.
  • Совместная и самостоятельная игровая деятельность (дидактические игры, настольно – печатные, подвижные, сюжетно – ролевые игры)
  •  Вне занятий. На первом этапе я использую логические блоки в играх. Начинаю с простейших игр: «Сделай узор», «Воздушные шары», «Запомни узор», «Найди свой домик», «Пригласительный билет». А затем уже знакомлю с играми, где учу младших дошкольников читать кодовое обозначение логических блоков: «Разноцветные шары», «Волшебный ключик», «Поле чудес», «Подари кукле бусы», «Цыпленок», «Рыбка», «Найди и разложи по форме», и т.д.
  • Чтобы моим малышам  было легче классифицировать фигуры, я изготовила карточки для настольно – печатных игр. Все эти игры можно использовать в любой возрастной группе (усложняя или упрощая задания). Когда я вижу, что ребята немного научились выполнять задания, познакомились с кодовыми обозначениями, начинаю использовать логические блоки на заданиях по математике. Для того чтобы поддержать интерес детей к занятиям к обучению, использую разноцветные игровые задачи. В этом возрасте детей привлекают занятия, где есть сюжет, много интересных сказочных персонажей.
  • Занятия, где я использую логические блоки, помогают при изучении нового материала, а также для его закрепления. При знакомстве с геометрическими фигурами предлагаю такие занятия: «Круг», «Треугольник», «Незнайка и его друзья», «Квадрат».Для закрепления цифр – занятия: «На полянке»; для закрепления представления об образовании чисел «4» – «5»: «Пять волшебных сундучков»; для закрепления знаний детьми количественного и порядкового счета – занятие «Поможем Мальвине». Во всех этих конспектах использованы блоки Дьенеша.
  • Использование логических блоков в рисовании, конструировании и моделировании предметов из геометрических фигур разнообразит занятия детей, делает их интересными, помогает легче ориентироваться в пространстве и закономерностях.
  • Все занятия по логическому мышлению я внесла в тематический план работы по математике учебный год. Для более успешного обучения  математике (по блокам Дьенеша), привлекаю родителей, используя разнообразные формы работы с ними:
  • Консультация о подборе игр по формированию логического мышления;
  • Индивидуальные беседы с рекомендациями по каждому конкретному ребенку;
  • Собрания с показом фрагментов занятий (цель – обратить внимание родителей на коммуникативную, речевую и мыслительную стороны развития их ребенка);
  • Совместные игры – занятия с детьми и родителями  (во второй половине дня);
  •  Состязания между командами родителей и детей (используется занимательный материал, логические блоки Дьенеша);
  • Совместный выбор и приобретение дидактических и развивающих игр;  
  • Подбор и демонстрация специальной литературы, направленной на развитие логического мышления;

Результативность работы

Наблюдая за ростом мыслительной и речевой деятельности, которая очевидна при многоразовом использовании логических операций, утверждаю, что:

  • Дети ознакомились с приемом сравнения, анализа, синтеза, классификации. Могут установить определенную последовательность некоторых событий.
  •  Примерно  детей испытывает устойчивый интерес к развивающим играм.
  • Возросла степень их активности в самостоятельной деятельности. Работа по развитию мышления дошкольников при использовании блоков Дьенеша принесла свои плоды.
  • Дети с легкостью усвоили геометрические фигуры, научились различать предметы по форме, цвету, размеру, толщине.
  •  Заметно развились мыслительные процессы, способность к моделированию и замещению свойств, умение кодировать и декодировать информацию.
  • Дети делают первые шаги по высказыванию суждения, доказательства. Это достаточно сложная речевая деятельность, но она очень необходима.
  • Ребенок умеет объяснять свою позицию, выразить свое мнение и не стесняется этого.
  • Дошкольники, которые логически мыслят стали более раскрепощёнными: у них хорошо развиты познавательные процессы и мыслительные операции, они составляют алгоритмы, кодируют и декодируют информацию, обобщают предметы по одному, двум. трем сходствам и различиям.

  • Все это послужит успешной подготовке их к школе.

Список использованной литературы

1.Рихтерман Т.Д. "Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста". - М. : Просвещение 1982г.

2. Смоленцева А.А. "Сюжетно- дидактические игры с математическим содержанием ".- М. : Просвещение 1987г. стр. 9-19.

3. Ерофеева Т.И. и другие. "Математика дня дошкольников",- М.:   Просвещение 1992г.

4.З.А. Михайлова «Игровые занимательные задачи для дошкольников»

5. Метлина Л.С. "Математика в детском саду". - М. : Просвещение 1984г. стр. 11-22, 52-57, 97-110, 165-168.

6.Тарунтаева Т.В. "Развитие элементарных математических представлений дошкольников", -М.6 Просвещение 1980г. стр.37-40.

7. Л.П. Стасова «Развивающие  математические игра-занятие  детском саду. Воронеж,2008

8. Е.Н. Панова «Дидактические игры-занятия в детском саду» Воронеж, 2007

9. Е.А. Носова, Р.Л. Непомнящая «Логика и математика для дошкольников» Санкт-Петербург, 1997.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логические блоки Дьенеша, как средство развития познавательного интереса у детей дошкольного возраста

Опыт работы по использованию логических блоков Дьенеша в развитии познавтельного интереса у детей дошкольного возраста...

Выступление на педагогическом совете с опытом работы по теме: «Пластилинография – как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста».

Дошкольный возраст-  важный период в жизни ребенка. Именно в этот период идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества....

Кружок «Волшебная ладья» - эффективное средство развития логического мышления у детей дошкольного возраста (Из опыта работы воспитателя Чимбеевой В.Б.)

Актуальность проблемы обучения детей игре в шахматы обусловлена поиском эффективных методов интеллектуального развития детей дошкольного возраста. Игра в шахматы создает условия для формирования таких...

Обобщение педагогического опыта. Игры-головоломки как средство развития логического мышления у детей дошкольного возраста

На современном этапе модернизации дошкольного образования особое внимание уделяется обеспечению качества образования в дошкольном возрасте, что вызывает необходимость поиска способов и средств развити...

Сообщение из опыта работы "Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста посредством использования игровой технологии "Логические блоки Дьенеша"

Работа по развитию логического мышления у детей занимает одно из значимых мест в воспитательно-образовательном процессе. Оно оттачивает ум ребёнка, развивает гибкость мышления, учит логике. Первым пом...