Использование элементов живописи, в частности рисование по мокрому в системе психолого - педагогического преодоления негативных эмоциональных состояний.
статья (младшая, средняя, старшая группа)

Рисование по мокрому является не только огромной радостью, но и проработкой эмоционального состояния. также в процессе рисования ребенок эмперическим путем познает природу цвета.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_elementov_zhivopisi_v_sisteme_psihologo.docx18.64 КБ

Предварительный просмотр:

«Использование элементов живописи, в частности рисование по мокрому в системе психолого-педагогического преодоления негативных эмоциональных состояний»

Для каждого здорового ребенка краски - это огромная радость, а для нездорового ребенка они еще могут быть и лекарством. Его радуют красные, желтые, синие цветы, зеленый луг, его красочные платьица. У ребенка есть свои любимые цвета, с которыми он хотел бы жить, видеть их в своей одежде, которыми он хотел бы окружить себя. Ребенок берет цветной карандаш, чтобы в своем творческом порыве самостоятельно сотворить цвет: на листе бумаги, на полу, на стене - где угодно. Но ребенок будет еще более счастлив, когда сможет как следует погрузить в баночку с жидкой краской и закрасить ею большую поверхность. Ребенок имеет при этом правильное, здоровое ощущение, поскольку краска только в растворенном виде находится полностью в своей стихии – ее переливы, мерцание, блеск, сияние лучше всего проявляются в жидком состоянии. В воде краска теряет свою тяжесть, свои земные свойства, твердость. Вот почему полезно и целительно краски для ребенка растворять и наливать из флаконов в небольшие компактные плошечки из которых их легко набирать.

Дети постарше уже отлично понимают, как это делать бережно. Вот ребенок держит кисть в руке и сразу же чувствует, что кисть - это не карандаш, когда у кисти ворсинки не заострены, а образуют широкую плоскость. У кисти, в отличие от карандаша, совеем другая задача, она должна живописать, а не изображать. Ее макают в краску и аккуратно и нежно наносят широкими мазками, один за другим. Перед ребенком стоят три баночки с красками – красная, синяя и желтая и баночка с водой. В которой он каждый раз промывает кисть, особенно перед тем, как макнуть ее в новую краску. Но ребенок хотел бы иметь зеленый цвет, Чтобы нарисовать зеленый луг, листву деревьев. Тогда в чистую баночку мы наливаем сначала синюю краску, а затем желтую, либо прямо на листе бумаги в синюю каплю капаем желтой краской. Ребенок удивлен и потрясен, он переживает, как из земного темного синего и солнечного светлого желтого при смешивании рождается зеленый.

Маленькие дети до смены зубов - это существа подражающие: потому, конечно, идеальная картина - это когда воспитатель или мама и папа сами участвуют в процессе рисования, рисуя что-то красивое. Ребенок наблюдает и хочет сделать то же самое. Во время рисования он приобретает очень важные знания. Он подражает при этом не только внешне, но и проникает в суть вещей, схватывает их характер в их подвижных чертах.

Если ребенок в своем интеллектуальном развитии сильно отстает, не бывает в полной мере деятельным, живым, а напротив - всегда мечтательный, задумчивый, почти сонный, можно способствовать его пробуждению совместным , полными участия и присутствия рисованием всего пережитого и увиденного во время прогулки или совместных домашних дел. Это - мама, она умывается, это - папа, он колет дрова, вот он сам ребенок, сносит полена в кучу, за ним наблюдает кошка. Картина всего разнообразия жизни.

Если же ребенок, наоборот, слишком развит интеллектуально, слишком деятельный, излишне смышлен для своего возраста, тогда для него будет полезно, если ему просто позволят наслаждаться цветом, как таковым. Здесь мы наносим тихий, замкнутый в себе синий цвет, вот из уголочка появляется веселый и лучезарный желтый, светит на синий, поддразнивая его. Между ними мы наносим добрый теплый красный цвет, который немного приободряет хмурый синий, а также немного успокаивает слишком дерзкий желтый.

Цветовые поверхности и переливы, проникающие друг в друга, не принимающие слишком застывших форм, возвращают маленьких «старичков» в правильное , несколько мечтательное русло детского настроения. Рисуя так с маленьким ребенком, мы можем помочь ему, позволив смотреть и подражать или же предоставив его себе самому и его фантазии. При этом мы не должны бояться, что ребенок запачкается. Он хочет пробовать, экспериментировать, он хочет просто бурно выражать свои эмоции по отношению к цвету. Он хочет с ним прыгать и кричать от радости. Поэтому ему необходим специальный фартук, который защитит его одежду и подходящее место, которому не повредят следы его деятельности.

Когда ребенок рисует, мы сами со своими доброжелательными воспитательными принципами должны как можно меньше вмешиваться в этот процесс. Мы можем ожидать, смотреть , что получается, узнавать о его намерениях, чутко ему помогать, незаметно подправлять и вместе с ним получить , наконец, результат, который нас обоих удовлетворит. Зачастую ребенок хочет быть предоставлен себе. Творить из своего внутреннего импульса, осуществлять свои планы. Но, с другой стороны, он так тесно связан с любимыми людьми из своего окружения, что ,напротив, будет очень доволен, если кто-то вместе с ним ненавязчиво занимается творчеством, не оставляя его совсем одного.

Чудесный белый лист бумаги для живописи – это нечто ценное, радостное, светлое. Лучше всего лист с обеих сторон смочить водой и разместить на специальном планшете. В этой деятельности ребенок учиться ловкости и аккуратности.

Ребенок, при помощи красок, должен прийти к внутренней связи с цветом. Цвета должны стать ему друзьями, которых он любит, всех без исключения, но каждый из которых должен поведать ему что-то свое. Синий действует на его душу совсем иначе, чем красный, а желтый - не так как зеленый. Мы называем синий холодным цветом, но он не только холодный, но также и покорный, даже плаксивый, грустный. Когда он радостный, его радость спокойная и совсем другая, чем громкая, искристая радость желтого. Зеленый цвет дарит нам неповторимое умиротворение, но может быть также скучным, обывательским. Красный бывает торжественным, великолепным, но и гневным и агрессивным. Фиолетовый - благочестивым, но и кокетливым. Как много рассказывают краски, какие безграничные возможности для художественной деятельности таят они в себе!

Если ребенок вот так научится любить цвета, их внутреннюю сущность, тогда он будет вновь находить их в природе, смотреть на них глазами, которые светятся сознанием художника. Он будет находить в них и успокоение и движущую силу, он активен, он не глух, он умеет благоговеть и не пресыщен миром.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

День смеха как психологическая профилактика негативных эмоциональных состояний

В психопрофилактике инициатива целиком и полностью исходит от психолога. который предусматривает и помогает создать педагогам  благоприятные условия для воспитания детей.Психологи следят за соблю...

Преодоление негативных эмоциональных состояний у детей с ОВЗ средствами игры

Большенству детей с ОВЗ трудно контролировать, сдерживать свои отрицательные эмоции. По этой причине между детьми часто происходят конфликты с возникновением сильной агрессией. Чтобы помирить детей с ...

"Взаимодействие специалистов ЦДиК и родителей в системе психолого - педагогической коррекции по преодолению заикания у детей "

Мастер - класс специалистов МБОУ ППМС ЦДиК. Подготовили :Баскова О. А. Педагог - психолог первой категории, Тарасенко Р.А учитель - логопед высшей категории, Галлямова А.С учитель-логопед первой...

Упражнения для тренинга преодоления одиночества и негативных эмоциональных состояний

Целью таких тренингов является оказание помощи участникам образовательных отношений (педагогам) в преодолении негативных эмоциональных переживаний и обучение способам противостояния им.Материал пригот...