Тема по самообразованию «Развитие интеллекта дошкольников через патриотическое воспитание»
учебно-методический материал (старшая группа)

Самое нужное и самое трудное для семьи и для страны – это воспитать человека.

Нравственно - патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Чувство Родины… Оно начинается у ребёнка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.

Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребенок, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе…

И хотя многие впечатления ещё не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота. Государство, в настоящее время, пытается восстанавливать утраченное в гражданах страны, в том числе и в детях чувство патриотизма и гражданственности. Всем известный факт: формирование личности человека происходит в дошкольном возрасте. Это факт касается и своевременного формирования у дошкольников чувства патриотизма: любви и привязанности, преданности и ответственности, желания трудиться на благо родного края, беречь и умножать его богатство. Встает вопрос – как обеспечить правильно воспитательную работу в ДОУ, чтобы прививать дошкольникам ценностные ориентации, гражданственность, патриотизм и любовь к своей Малой и Большой Родине? Для более плодотворной работы по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста необходимо использовать следующие пути и средства патриотического воспитания:

Непосредственное наблюдение социальной действительности (постоянное обогащения предметно-развивающей среды);

Художественную литературу и все виды искусства;

Народное творчество (приобщение детей к обычаям, традициям, культуре родного народа);

Привлечение семьи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovaniya.docx21.33 КБ

Предварительный просмотр:


Тема по самообразованию 

 «Развитие интеллекта дошкольников через патриотическое воспитание»

2024-25 год

Воспитатель Прокопьева М.В. МАОУ ОСОШ №1 детский сад «Колокольчик»

 «Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к Родине, её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству»

Д. С. Лихачёв

Введение:

Самое нужное и самое трудное для семьи и для страны – это воспитать человека.

Нравственно - патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Чувство Родины… Оно начинается у ребёнка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.

Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребенок, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе…

И хотя многие впечатления ещё не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота. Государство, в настоящее время, пытается восстанавливать утраченное в гражданах страны, в том числе и в детях чувство патриотизма и гражданственности. Всем известный факт: формирование личности человека происходит в дошкольном возрасте. Это факт касается и своевременного формирования у дошкольников чувства патриотизма: любви и привязанности, преданности и ответственности, желания трудиться на благо родного края, беречь и умножать его богатство. Встает вопрос – как обеспечить правильно воспитательную работу в ДОУ, чтобы прививать дошкольникам ценностные ориентации, гражданственность, патриотизм и любовь к своей Малой и Большой Родине? Для более плодотворной работы по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста необходимо использовать следующие пути и средства патриотического воспитания:

Непосредственное наблюдение социальной действительности (постоянное обогащения предметно-развивающей среды);

Художественную литературу и все виды искусства;

Народное творчество (приобщение детей к обычаям, традициям, культуре родного народа);

Привлечение семьи.

Цель работы по самообразованию: Формировать у детей дошкольного возраста нравственно - патриотические отношения и чувства к своей семье, селу, к природе, культуре на основе исторических и природных особенностей родного края.

Задачи:

Проанализировать литературу по данной теме.

Разработать картотеку игр по патриотическому воспитанию детей  в детском саду.

Оформить уголок по патриотическому воспитанию в группе.

Воспитывать у ребенка чувство любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу.

Формировать бережное отношение к природе и всему живому.

Знакомить детей с символами государства (герб, флаг, гимн).

Развивать чувство ответственности и гордости за достижения страны.

Формировать толерантность, чувство уважения к другим народам, их традициям.

Актуальность темы:

Очень важно, чтобы дети как можно раньше поняли, что большая Родина – Россия, Российская Федерация, она одна на всех, кто родился на ее просторах, полюбил ее, кто прилагает усилия, чтобы она стала еще краше, богаче, стала бы могучей державой. И каждому из нас надо уметь быть ей полезным. А для этого надо много знать и уметь; с детства совершать такие дела, которые были бы на благо своего дома, детского сада, города, а в дальнейшем – и на благо всей страны. Знакомство с большой Родиной – Россией – является третьей основной ступенью нравственно-патриотического воспитания детей. Если человек заботится о Родине – значит, он является ее сыном, значит Россия для него – Родина.

Период старшего дошкольного возраста благоприятствует воспитанию патриотических чувств, так как именно в это время происходит формирование культурно-ценностных ориентаций, духовно-нравственной основы личности ребёнка, развитие его эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Также период старшего дошкольного возраста благоприятен для эмоционально-психологического воздействия на ребёнка, т. к. образы восприятия действительности, культурного пространства очень ярки и сильны и поэтому остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма.

Работа в данном направлении поможет мне:

повысить свой теоретический и научно – методический уровень, через подборку и изучение методической литературы;

научить детей любить свою родину и беречь ее;

познакомить детей с государственными праздниками;

сплотить детский коллектив.

Ожидаемые результаты:

У дошкольников повысится уровень сформированных патриотических чувств, правильного отношения к миру, желание приумножать и беречь природу родного края.

У детей появится интерес к истории, местной художественной литературе, природным богатствам родного края.

Возрастёт количество участников проводимых в детском саду конкурсов и акций краеведческой тематики, направленных на развитие творческих способностей, любознательности, воспитание любви к малой Родине.

Расширение представлений детей о малой родине.

Содержание работы:

Знакомство с художественной литературой

консультация для родителей

картотека дидактических игр по патриотическому воспитанию

Изготовление папок передвижек.

Изготовление игры «Мое любимое село Большой Краснояр.»

Изготовление альбома «История села Большой Краснояр.»

Формы работы с родителями и детьми:

- сотрудничество через консультации,

- беседы,

- совместное изготовление и приобретение дидактического материала.

- специальные занятия по патриотическому воспитанию,

- совместные игры,

- индивидуальная работа,

Таким образом, этапы моей работы можно представить следующим образом:

1 этап – информационно-аналитический и методическая работа. На данном этапе решалась первая задача работы: Сбор и анализ информации по данной проблеме.

2 этап – проектировочный.

3 этап – творческий. Приобретение и создание дидактических игр по патриотическому воспитанию.

4 этап – дополнение патриотического уголка.

Методическая работа

Формы работы. Сроки. Фома отчета.

Сбор и анализ информации, работа с методической и периодической литературой. Сентябрь 2024г. Список использованной литературы.

Организация предметно пространственной – развивающей среды для развития сюжетно – ролевых игр по патриотическому воспитанию. В течение года. Наличие игр по патриотическому воспитанию.

Проведение консультации для родителей Сентябрь-Май.

Работа с детьми.

Специальные занятия по патриотическому воспитанию в течение года конспекты:

Беседа «Моя мама – лучшая на свете», «Что умеет моя бабушка?» «Я горжусь своей семьей», «Мой папа моя гордость!».

Ознакомление с символикой России, родного города, области.

Выставка рисунков «Бабушкины руки»,

Проект «Генеалогическое древо семьи»,

Беседа по теме «Улица, на которой я живу»,

Ознакомление с обычаями  и традициями русского народа.

Ознакомление с различной росписью («городецкая», «хохломская», «дымковская», «гжель» и другие).

Чтение художественной литературы:

А. Ишимова «История России в рассказах для детей». А. Пинчук Моя первая книжка о России»

Сентябрь – ноябрь 2024г.

Беседа «Государственные праздники нашей страны»

Оформление альбома «Символы России», «Моя страна»

Оформление картотеки «Стихи о Родине»

Оформление альбома «История села Большой Краснояр».

Дидактическая игра «Мое любимое село» .

Декабрь 2024г.

Беседа «Животные занесенные в красную книгу Тюменской области ».

Изготовление альбома «Природа родного края».

Беседа «Защитники отечества»

Январь - Февраль

2025 г

Краткосрочный проект «Моя малая Родина».

Ознакомление с обычаями и традициями русского народа.

Беседа по теме «Русские обычаи -

взаимопомощь и гостеприимство».

Беседа «День космонавтики»

Выставка рисунков «Необъятный космос»

Март – апрель 2025г

Выставка детского художественного творчества «День победы».

Изготовление альбома «День победы».

Беседа «герои-дети ВОВ»

Чтение художественной литературы: А. Твардовский «Рассказ танкиста»; А. Митяев «Мешок овсянки».

Отчет по самообразованию Май 2025г.

Работа с родителями

Участие родителей в изготовлении дидактических игр и демонстрационного материала в течение года.

Проведение индивидуальных консультаций и бесед с родителями. В течение года.

-Консультация «Воспитание маленького гражданина» Сентябрь

-Консультация «Воспитание патриотических чувств у дошкольника» Октябрь

-Консультация «Патриотическое воспитание ребенка начинается с семьи» Ноябрь

-Оформление папки - передвижки для родителей

«Азбука патриотизма»Декабрь

-Оформление картотеки патриотическое воспитание детей. Февраль

-Консультация «О старинных русских обычаях детям»

-Консультация «Читаем детям о космосе»Март

-Оформление папки-передвижки для родителей «Нравственно патриотическое воспитание. Моя малая Родина» Апрель

-Оформление папки-передвижки для родителей «Это радость со слезами на глазах» Май

Список используемой литературы

1. Алешина Н. В. «Патриотическое воспитание дошкольников», «Ознакомление дошкольников с окружающим миром и социальной действительностью»

2. Сухомлинский В. А. «Как воспитать настоящего человека»

3. Ушакова З. П. «Истоки патриотизма в семье»

4. Арапова-Пискарева Н. «Мой родной дом». Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников.

5. Арапова-Пискарева Н. «Маленькие Россияне»

6. Джесси Рассел «Воспитание»

7. Е. К. Ривина «Знакомим дошкольников с семьёй и родословной»

8. Г. Н. Жучкова «Нравственные беседы с детьми 5-6 лет»

9. «Я, ты, мы», «Как себя вести» (авт. О. Л. Князева, Р. Б. Стеркина)

10. Зацепина М. Б. "Дни воинской славы. Патриотическое воспитание дошкольников".

11. Козлова С. А. "Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью".


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Равитие интеллекта дошкольника через патриотическое воспитание

Ребенок не рождается патриотом, он им становится!...

Развитие социально- личностных качеств дошкольников через патриотическое воспитание.

Проблема приобщения к социальному миру всегда была и ныне остаётся одной из ведущих в процессе формирования личности ребёнка.Нам как педагогам-дошкольникам, необходимо оказать ребёнку квалифицированну...

«Развитие интеллекта дошкольников через патриотическое воспитание»

Тема самообразование для педагога «Развитие интеллекта дошкольников через патриотическое воспитание»...

Выступление на педагогическом совете по теме самообразования «Развитие речи дошкольников через применения нетрадиционной технологии СУ - ДЖОК».

Выступление на педагогическом совете по теме самообразования  «Развитие речи дошкольников через применения нетрадиционной технологии СУ - ДЖОК».          ...

«Развитие интеллекта дошкольников через патриотическое воспитание»

Формировать у детей дошкольного возраста нравственно - патриотические отношения и чувства к своей семье, городу, к природе, культуре на основе исторических и природных особенностей родного края....