Раскрытие творческого потенциала у дошкольников через патриотическое воспитание
материал (старшая группа) на тему
патриотическое воспитание дошкольников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
raskrytie_tvorcheskogo_potentsiala_.docx | 35.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Нижневартовска детский сад №37 «Дружная семейка»
Воспитатель: Ловчикова Т.И.
Раскрытие творческого потенциала дошкольников через патриотическое воспитание посредством знакомства с природой родного края.
«Красота родного края, открывается благодаря сказке, фантазии, творчеству – это источник любви к Родине. Понимание и чувствование величия, могущество Родины приходит к человеку постепенно и имеет своими истоками красоту».
В.А.Сухомлинский
В разных частях земного шара природа отличается. Даже на территории одной страны могут быть отличия, эта наша большая страна Россия. В России, в разных местах, природа разнообразна, сильно отличаться от природы других мест.
Поэтому родная природа для каждого человека - своя. Например, для меня, природа родного края, это горы - красивые отвесные скалы, склоны, покрытые травой, лесами, загадочные камни, горные реки, растения, характерные только для этих мест. Для других родной край природы - это холодное северное море, седые волны, косяки рыб, за которыми отправляются рыболовные сейнера. А для третьих - это море южное, с песчаными или галечными пляжами, с жарким солнцем над ними, с виноградниками, которые растут по всему побережью. Есть родная природа - простой лесок, обычная зеленая лужайка, привычные птицы, простые знакомые цветы. Тому, кто здесь живет, такая природа покажется слишком незамысловатой. А тому, кто раньше такого не видел, наоборот, необыкновенной.
“Заставить любить Родину, природу нельзя, но помочь полюбить – можно”– сказал Н. Сладков.
Формирование чувства любви к природе родного края, происходит через воспитание положительного отношения к тем местам, где он родился и живет, умения видеть и понимать красоту окружающей жизни, желания больше узнать об особенностях родного края, людях-первооткрывателях, культуре, истории и окружающей природе. Нравственные качества не возникают путем естественного «созревания». Их развитие осуществляется в процессе накопления и освоения конкретных фактов, а зависит это от средств и методов воспитания, от условий в которых живет ребенок.
Цели:
Формирование у детей старшего дошкольного возраста знаний о природе родного края. Бережного отношения к природе и природным богатствам нашего края.
Задачи:
Образовательные:
- приобретение знаний о природе родного края;
- познакомить детей с символикой Югры. Дать представление о растительном и животном мире Югры;
- научить видеть и понимать красоту живой природы;
- сформировать навыки экологически грамотного и безопасного поведения;
- познакомить детей с существующими в природе взаимосвязями растений, животных и человека.
Воспитательные:
- сформировать уважительное, бережное отношения к природе;
- Формировать гражданскую позицию, чувство гордости за свою малую Родину.
- воспитывать такие личностные качества как доброта, честность, взаимопомощь.
Развивающие:
- развивать потребности общения с природой;
- развивать эмоционально доброжелательное отношение к растениям и животным, нравственные и эстетические чувства;
- развивать умения и навыки правильного взаимодействия с природой.
Раскрытие творческого потенциала у детей происходит через совокупность педагогических средств и создаваемых условий. Поддерживание интереса детской любознательности. Обогащать знания детей с учетом индивидуальных особенностей. Стремление познавать новое через самостоятельную деятельность и организованную, совместную деятельность с педагогами и родителями. Побуждать детей к творческой деятельности, чтобы знания находили отражение в играх, рисовании, лепке, аппликации, чтении стихов, составлении рассказов, рассматривание книг, альбомов.
Этапы:
I этап - подготовительный:
- подбор материала о родном крае;
- составление перспективного плана работы с детьми и родителями с учетом разнообразия форм и методов работы.
II этап – организационный:
- реализация проекта на базе старшей группы МАДОУ ДС №37 «Дружная семейка».
III этап – итоговый:
- альбом рисунков «Животные и Растения Красной книги Югры»,
- создание плаката «Правила поведения в природе».
Формы и методы реализации:
Наглядные: демонстрации рисунков, плакатов, коллекций, иллюстраций, они дают возможность более детального обследования объектов, репродукции в журналах и книгах о родном крае, наблюдения.
Словесные: способствуют развитию мышления детей. Рассказы, беседы, сообщения - способствует обогащению теоретических знаний детей, являются источником новой информации.
Практические: изготовление рисунков, практические работы (создание своими руками рисунков, композиций, поделок, посвященных природе родного края). Практические методы позволяют воплотить теоретические знания на практике, способствуют развитию навыков и умение детей.
Мультимедийные презентации, использование аудио – и видеоаппаратуры для ознакомления детей с символикой, достопримечательностями родного края, его природных богатствах, животном и растительном мире.
Перспективный план для детей старшего возраста 6-7лет
- Наш детский сад.
Цель: Уточнить знания детей о детском саде. Расширять представления детей о растениях на территории детского сада. Воспитывать у детей желание наблюдать за изменениями в природе ближайшего окружения.
- Экскурсия с родителями «Улицы родного города».
Цель: Уточнить и расширять знания о природе города, вспомнить и сравнить выделяя изменения, происходящие со сменой времени года.
3. Беседа: «Символика родного края»
Цель: Учить детей различать гербы и флаги города Нижневартовска, Ханты-Мансийского округа. Закреплять умение отвечать на вопросы полными ответами. Воспитывать нравственно-патриотические чувства.
4. ОД познавательное развитие: «Жизнь людей на Севере »
Цель: расширять представления детей о природе Севера, его животном и растительном мире. Формировать в понимании образ необъятной России.
Расширение словарного запаса: мох, тундра, северное сияние, пурга.
5. Рисование: «Зимний город».
Цель: Расширять интерес детей к изобразительной деятельности. Совершенствовать умение отражать в рисунке улицы города, двора, участка детского сада. Побуждать передавать в рисунке особенности растительного мира Нижневартовска. Воспитывать любовь к родному городу.
6. «Кто на севере живет? Что на севере растет? »
Цель: Уточнять и расширять знания детей о растительном и животном мире Севера; характерном внешнем виде, повадках.
7. Экскурсия в краеведческий музей имени Шуваева «Животные Севера»
Цель: Уточнять и расширять знания детей о животном мире Севера; характерном внешнем виде, повадках.
8. Лепка: «Животные ХМАО»
Цель: Продолжать учить отражать свои впечатления в изобразительной деятельности. Соблюдать пропорции, составлять композиции. Порекомендовать родителям литературу для ознакомления детей с животным миром Югры.
9. Практические работы - рисунки и поделки на тему «Природа родного края» Помощь родителей в оформлении работ
10. Экологическая дидактическая игра: «Растительный и животный мир».
Цель: Закрепить знание детей о животных и растениях ХМАО, умение различать животных и растения. Знакомить с растениями и животными, занесенными в Красную книгу. Развивать внимание, память, сообразительность.
11. Познавательное развитие «Что такое заповедник»
Цель: познакомить детей с назначением заповедников, «Красной книги», воспитывать бережное отношение к родной природе, патриотические чувства.
12. Рисование, аппликация: «Растительный и животный мир из Красной книги».
Цель: Расширять интерес детей к изобразительной деятельности. Совершенствовать умение передавать в творческой деятельности растительный и животный мир округа. Побуждать к созданию альбома «Животные и Растения Красной книги Югры». Воспитывать уважительное, бережное отношение к природе родного края.
Оформление выставки: «Мой родной край Югорский».
13. Беседа «Безопасное поведение в природе»
Цель: Развивать умения и навыки правильного взаимодействия с природой Закреплять знания детей о правилах поведения в природе. Воспитывать уважение к природе и природным богатствам. Создание рисунков, аппликации «Как можно беречь природу». Объединить работы в создании плаката «Правила поведения в природе».
14. Конкурс чтецов «Славлю, тебя, мой округ Югра»
Цель: Формировать гражданскую позицию, чувство гордости за свою малую Родину через художественную литературу.
Дидактические игры.
Для закрепления используются дидактические игры. Они проводятся в удобное время: утренний прием, прогулка, вечернее время.
«С какого дерева листок?».
Цель игры: закрепить названия деревьев леса.
«У кого какой домик?»
Цель игры: закреплять знания детей о жилищах зверей, птиц, насекомых.
«Чьи припасы»
Цель игры: закреплять знания детей, о том, чем питаются дикие животные.
«Чей хвост, чья голова»
Цель игры: закреплять знания детей о диких животных.
«Зеленая аптека»
Цель игры: закреплять названия лекарственных растений, их полезные свойства.
«Что в лесу растет»
Цель игры: закрепить знания детей о растительном мире округа.
Ожидаемые результаты:
- Дети имеют дифференцированные знания и представления о природе родного города, края.
- Выражать свои впечатления, чувства через художественное творчество.
- Формирование эстетического, творческого подхода к оформлению материалов;
- Развитие наблюдательности, зрительной памяти, воображения, ассоциативного мышления.
- Используют полученную информацию в самостоятельной деятельности (игре, конструировании, труде, общении)
- Распознавать в окружающем мире растения и животных, которые изучили.
- Вести простейшие наблюдения в природе.
По результатам диагностики дети показали следующие результаты:
- Дети имеют первичные представления о природе родного города, округа;
- Знают и называют, могут рассказать о растительном и животном мире округа;
- Понимают красоту родной природы;
- Сформированы первичные понятия о чувстве гордости за Родину, где живут.
- Могут творчески выразить свое отношение к Родине.
Практическая часть:
Создание плаката «Правила поведения в природе».
Придумать и изобразить знак-символ о безопасном поведении в природе (лес, берег реки, поляна…). Объединить созданные знаки на плакате.
Литература:
1. Н.Г. Зеленова, Л.Е. Осипова «Мы живем в России» подготовительная группа. Москва 2008г.
2. И.А.Агапова, М.А.Давыдова Детям о памятных датах и культурных ценностях России. – М.:АРКТИ, 2012.
3. Комарова Т.С. Народное искусство в воспитании детей. М., 1997.
4. Г.М. Блинова Занятия познавательное развитие детей 5-7лет. М., 2009.
5. Аудиоэнциклопедия «Наша страна Россия» 2011.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Раскрытие творческого потенциала у дошкольников через патриотическое воспитание
образовательный проект построения работы...
«Развитие творческого потенциала личности дошкольника через организацию работы по художественно-эстетическому развитию»
Совершенствование воспитательно-образовательного процесса.Создание творческой атмосферы в коллективе....
Педсовет №2. «Развитие творческого потенциала личности дошкольника через организацию работы по художественно-эстетическому развитию».
Педсовет №2. «Развитие творческого потенциала личности дошкольника через организацию работы по художественно-эстетическому развитию».Цель: совершенствовать работу по художе...
Методическая разработка. Статья "Театрализованная деятельность как одно из средств раскрытия творческого потенциала старших дошкольников"
В статье раскрываются: особенности развития творческих способностей в старшем дошкольном возрасте; условия развития, формы и методы организации театрально-игровой деятельности; приёмы по развитию теат...
«Развитие творческого потенциала личности дошкольника через организацию работы по художественно-эстетическому развитию»
Дошкольный возраст даёт прекрасные возможности для развития способностей к творчеству и от того, насколько были использованы эти возможности, во многом будет зависеть творческий потенциал взрослого че...
Роль кружка робототехники в развитии технического и творческого потенциала личности дошкольника через обучение основам технического конструирования и робототехники. Статья Козачок И.Н.
Аннотация: статья посвящена развитию технического и творческого потенциала личности дошкольника через обучение робототехники в дошкольных общеобразовательных учреждениях. Автором описывается опыт созд...