ПРОЕКТ творческо-речевой направленности для детей младшего возраста от 2 до 3 лет «Театр на кончиках пальцев»
проект

Вагабова Саният Магомедовна

 

 

 

 

 

ПРОЕКТ

творческо-речевой направленности для детей младшего возраста

от 2 до 3 лет «Театр на кончиках пальцев»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                              Срок реализации проекта: 1 год

 

                                                                                              Разработчики проекта: Вагабова С.М.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Салехард

 

 

 

 

 

Введение

Известно, что в последние годы уровень речевого развития детей заметно снизился. Одной из причин тому является то, что родители меньше говорят с детьми, из-за своей занятости. Дети и сами меньше говорят, потому что больше смотрят телевизор. Они реже делают что-то своими руками, потому что современные игрушки и вещи устроены максимально удобно, но не эффективно для развития моторики (одежда и обувь с липучками вместо шнурков и пуговиц, книжки и пособия с наклейками вместо картинок для вырезания и т.д.)

Сегодня все знают, что игры с пальчиками развивают мозг ребенка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию малыша, они способны улучшить произношение многих звуков. В общем, чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребенок говорит.

Ведь именно развитию кисти принадлежит важная роль в формировании головного мозга и становлении речи. И именно поэтому словесная речь ребенка начинается тогда, когда движения его пальчиков достигают достаточной точности. Ручки ребенка как бы подготавливают почву для последующего развития речи.

Развитие мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка требует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий. Именно поэтому работу по развитию мелкой моторики необходимо начинать с раннего возраста. Кроме того, мелкая моторика взаимодействует с вниманием, воображением, мышлением, памятью и речью ребенка.

В дошкольном возрасте дети принимают активное участие в театрализованной деятельности. Обыгрывают потешки, сказки, стихи, а для этого необходимо участие не только речи, но и общая координация и движения кисти рук. В ходе игры в театр детям часто приходится управлять куклами, делать декорации и реквизит для спектаклей, а для этого необходимо развивать ловкость и координацию своих пальцев.

Театрализованная деятельность помогает ребенку преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость, так же учит ребенка видеть прекрасное в жизни и в людях, так как каждая сказка или литературное произведение для детей всегда имеют нравственную направленность (смелость, доброта).

Театрализованные пальчиковые игры способствуют развитию детской фантазии, воображения, учат искренне сопереживать: радость, печаль, гнев, тревогу и др. Участвуя в театрализованных играх, дети становятся участниками разных событий из жизни людей, животных, растений, что дает им возможность глубже познать окружающий мир. Одновременно театрализованная пальчиковая игра прививает ребенку устойчивый интерес к родной культуре, литературе, театру, позволяет раскрыть творческий потенциал ребенка. Таким образом, театр помогает ребенку развиваться всесторонне.

 

Основная часть

проекта творческо-речевой направленности

«Театр на кончиках пальцев»

Тип: познавательно – творческий

Сроки реализации: долгосрочный проект (в течение учебного года)

Участники проекта: дети, воспитатели, родители

Возраст участников проекта: первая младшая группа

 

 

 

Специфика детско-родительского проекта

Особенность детско-родительского проекта заключается в том, что в проекте принимают участие дети, родители, педагоги. Совместный сбор материалов, изготовление атрибутов, игры, конкурсы, презентации раскрывают творческие способности детей, вовлекают родителей в воспитательный процесс, что, естественно сказывается на результатах. Родители, участвуя в реализации проекта, являются не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и становятся непосредственными участниками образовательного процесса, обогащают свой педагогический опыт, испытывают чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и достижений ребенка.

Актуальность Проекта

Пальчиковые игры и упражнения — уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие речи, пространственного мышления, внимания, воображения, воспитывает быстроту реакции и эмоциональную выразительность.
Очень важным фактором для развития речи является то, что в пальчиковых играх все подражательные действия сопровождаются стихами. Стихи привлекают внимание малышей и легко запоминаются.

Осуществляя тренировку тонких движений пальцев рук, я активно использовала, не только создаваемые конструкции из пальцев рук, в соответствии с предлагаемым стихотворным текстом, но и различные игры и занятия с предметами: природным материалом, бумагой, пластилином, бусами, шнуровками, счётными палочками, спичками, мозаикой, конструктором и т. д. А также использовала различные виды театров: теневого, пальчикового, настольного, перчаточных кукол. Такие занятия, также способствуют взаимодействию мелкой моторики пальцев рук с такими высшими психическими процессами, как память, внимание, мышление, пространственное восприятие, воображение, наблюдательность.

Новизна Проекта

Счастливые улыбки, горящие глаза и счастливые лица детей после спектаклей - свидетельство того, как дети любят театр.

Театральные мероприятия для детей - это особый мир. В нем дети примеряют те роли, которые не только интересны детям, но и открывают их миру сказок. Мир, в котором происходит полноценное детство. Если академические театры играют спектакли для зрителей, если нет зрителей - нет театра, то для театра, в котором играют дети, важен, прежде всего, сам факт игры.

Мини-спектакль - не частое мероприятие в детском саду (не более 1-2 спектаклей в год), и в этой форме работы участвуют, прежде всего, дети, у которых есть определенный успех и естественные наклонности. Выступая на сцене перед своими товарищами, они показывают им примеры живого, выразительного, свободного существования на сцене. А зрители с удовольствием смотрят их хорошо исполненные танцевальные и вокальные номера, им нравится выразительная речь, которая звучит со сцены, они могут легко и быстро погрузиться в мир сказок.

Целью театральных игр как одной из форм театральной деятельности в ДОУ является содействие в художественно-эстетическом развитии и формировании нравственных основ личности ребенка.

Цель Проекта: Объединить усилия дошкольного образовательного учреждения и семьи на развитие мелкой моторики рук детей и навыки монологической и диалогической речи посредством театрализованной деятельности.

Задачи для педагога:

  • показать способы и приёмы проведения пальчиковых игр;
  • познакомить с правилами проведения пальчиковой гимнастики;
  • обогатить предметно-развивающую среду.
  • развивать речь детей, расширять словарный запас.

Задачи для детей:

  • развивать мелкую моторику пальцев рук детей, речевые способности, учитывая возрастные и индивидуальные особенности ребёнка;
  • дать воспитанникам элементарные представления о театре (о том, как нужно вести себя в театре, о куклах, которые учувствуют в представлении, о различных видах театра)
  • продолжать расширять представления детей о сказках, по которым показывают театр.

Задачи для родителей:

  • учитывать опыт детей, приобретенный в детском саду;
  • создавать в семье благоприятные условия для проведения пальчиковых игр дома.
  • повысить компетентность родителей по вопросам развития речи у детей и развития творческих способностей через театральную деятельность.

Направления реализации Проекта

Работа над проектом «Театр на кончиках пальцев» осуществляется с сентября по май и выполняет две основные функции – просветительскую и семейного досуга.

В Проекте можно выделить несколько направлений.

I этап – «Вот они какие наши пальчики»

1. Составление перспективного плана мероприятий проекта.

2. Подбор методической, художественной литературы, иллюстрационных материалов, дидактических, пальчиковых, подвижных игр и т. д.

3. Выявление уровня развития мелкой моторики у детей.

4. Консультация для родителей “Значение мелкой моторики в развитии речи детей раннего возраста”.

5. Пополнение предметно-развивающей среды группы раннего возраста.

II этап – «Этот пальчик…»

1. Реализация разработанной системы работы по развитию мелкой моторики у детей раннего возраста.

2. Повышение педагогической компетентности родителей в вопросах развития мелкой моторики детей группы раннего возраста:

- Мастер – класс для родителей «Развитие мелкой моторики детей в домашних условиях»

- Оформление наглядно- информационного и консультативного материала для родителей

- Памятка для родителей: «Пальчиками играем – сказки повторяем!»

3. Открытое занятие, с демонстрацией внедрения пальчиковых игр в ход ООД

4.Мониторинг уровня развития мелкой моторики у детей группы раннего возраста.

III этап – «Пальчиковый театр малышей»

1. Обобщение итогов работы с детьми и родителями.

2. Анализ эффективности системы работы по развитию мелкой моторики рук у детей раннего возраста

3.Творческая самопрезентация на педсовете по успешности реализации проекта

4. Итоговое НОД по использованию пальчикового театра в образовательной деятельности малышей.

Основное содержание Проекта программы включает:

Реализация образовательного проекта «Театр на кончиках ваших пальцев», предусматривающего развитие у детей речевых навыков посредством театральных мероприятий, проходящих через основные занятия и их взаимосвязи, может быть организована в утренние и вечерние часы в нерегулярные часы, в любое время. свободное время в течение дня, органично включается в различные другие занятия. Главное, что взаимодействие взрослого с ребенком не является формальным.

Этот проект предназначен для обеспечения реализации государственного образовательного стандарта и направлен на создание потенциальных художественных возможностей для детей, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья, а также развитие речевой деятельности.

Привлечение родителей и учащихся к участию в совместной деятельности детей и родителей в соответствии с тематическим планированием.

В пальчиковый театр можно играть по-разному, с ребенком раннего возраста, нужно познакомить его с куколками, дать ему возможность рассмотреть и потрогать героя. Затем надевая поочерёдно персонажей себе на пальчики и общайтесь с ребёнком от их имени. Затем наденьте персонажа на пальчик ребёнку и попробуйте пообщаться друг с другом. Далее можно разыграть сказку перед ребёнком. Можно показать русские народные сказки, такие как «Репка», «Теремок», «Колобок». Предварительно перечитайте сказку ребёнку, поговорите про неё, рассмотрите сюжетные картинки.

Затем можно ребёнку дать возможность выбрать роль одного из персонажей. Показать, как это делается, фигурка надевается на палец, остальные пальцы сжаты в кулачок.

По мере накопления театрального опыта сюжеты можно усложнять, количество персонажей увеличивать.

 

Ресурсное обеспечение:

• настольные театры: «Репка», «Курочка Ряба» и т. д.

• пальчиковый театр: «Теремок», «Репка», «Колобок» и т.д.

• шапочки к сказке «Репка», «Заюшкина избушка», «Колобок»

• дидактические пособия из фетра и сюжетные картинки по сказакам

• дидактические игры: лото «Сказки», шнуровки по мотивам сказок «Теремок», «Колобок», «Репка».

 

План работы детско-родительского проекта «Театр на кончиках пальцев»

месяц

Совместная работа с детьми

(задачи занятий)

Работа с родителями

Сентябрь

Имитационные движения детей по потешкам: «Ладушки», «Ранним-рано поутру», песенка «Дуда»- картинки на фланелеграфе.

Заучивание с детьми потешек

(родительский уголок)

Покачивание куклами детьми под песню «К нам гости пришли».

Показ кукольного театра рукавичек по мотивам русской народной сказки в обработке Н.Сорокиной «Поспешили - насмешили»

Изготовление рукавичек сказочных героев: гусь, корова, курочка

Октябрь

Игра с настольными игрушками: кошка, курочка с цыплятами, козочка-иммитационные движения детей, подражая образу животных и птиц.

 

Помощь в изготовлении пальчиков-кукол из перчаток -7 козлят, волк и коза

Повторение пройденного- потешки, разыгрывание детьми кукольного спектакля «Поспешили-насмешили»- задействовать активных детей.

Закрепление родителями русских народных потешек с малышами.

Ноябрь

Игра-пение с движением песни «Кот Васька», «Лиса по лесу ходила - прибаутка, «Петушок» - обыгрывание с детьми песенки с куклами-рукавичками

Изготовление родителями кукол-рукавичек: петушок, котик

Показ кукольного спектакля русской народной сказки «Кот, петух, лиса»

Изготовление дидактических пособий из фетра

Декабрь

Кукольный спектакль рукавичек по русской народной сказке «Снегурочка»

Помощь в изготовлении кукол-рукавичек: Снегурочка, подружки- 2 шт.

Игра с движением (обыгрывание) под потешку «Заиньки и лисичка»

 

Взаимосвязь с социумом сходить с ребенком в музей кукол,

Кукольный спектакль перчаточного театра по сказке «Рукавичка»

Взаимосвязь с социумом сходить с ребенком в кукольный театр на представление

Январь

Игровое упражнение «Ладушки», «Три весёлых братца», потешка «Пальчик- мальчик»

Кукольный спектакль пальчиковый «Дануся»

Заучивание потешек с ребёнком

«В гости к кукле Кате»

«Мишка с куклой пляшут полечку»

Изготовление тряпичной куклы Кати

Февраль

Разыгрывание потешки «Мышка, мышка, что не спишь?», песенная импровизация «паровоз».

Кукольный спектакль «Как на тоненький ледок»

Изготовление перчаток кукла Ванечки, лошадки

Постановка пальчикового кукольного спектакля «Волк и семеро козлят».

Помощь в изготовлении пальчиков-кукол из перчаток -7 козлят, волк и коза

Март

Театр на фланелеграфе по потешке «Все звери у дела», «Баюшки-баю».

Кукольный спектакль рукавичек «Весёлые гуси»

Помощь в изготовлении рукавичек: 2 гуся-серый и белый

Пальчиковый театр «Кошкин дом»

Помощь в изготовлении героев пальчикового театра

Апрель

Импровизация под потешку «шла собака», «Ай, лады!», «Солнышко»

Помощь в изготовлении героев пальчикового театра

Настольный театр по мотивам русской народной сказки «Колобок»

Изготовление сказочных героев из бумаги

Май

Потешка «Деревьям по подарку»

Кукольный настольный театр «Как коза избушку построила» Повторение ранее выученных потешек

Изготовление дидактических пособий из фетра

Проведение итогового мероприятия в форме театрализации

Показ родителями кукольного театра рукавичек русской народной сказки «Лиса, заяц и петух»

 

Рекомендации по проведению пальчиковых игр:

- перед игрой с ребенком необходимо обсудить ее содержание, сразу при этом отрабатывая необходимые жесты, комбинации пальцев, движения. Это не только позволит подготовить малыша к правильному выполнению упражнения, но и создаст необходимый эмоциональный настрой;

- выполнять упражнения следует вместе с ребенком, при этом демонстрируя собственную увлеченность игрой;

- при повторных проведениях игры дети нередко начинают производить текст частично (особенно начало и окончание фраз). Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движением;

- выбрав два или три упражнения, постепенно заменяйте их новыми. Наиболее понравившиеся игры можете оставить в своем репертуаре и возвращаться к ним по желанию малыша;

- не ставьте перед ребенком несколько сложных задач сразу (к примеру, показывать движения и произносить текст). Объем внимания у детей ограничен, и невыполнимая задача может «отбить» интерес к игре;

- вначале дети испытывают затруднения в выполнении многих упражнений, поэтому отрабатываются движения постепенно и пассивно, с помощью взрослых;

- никогда не принуждайте. Попытайтесь разобраться в причинах отказа, если возможно, ликвидировать их (например, изменив задание) или поменяйте игру;

- стимулируйте подпевание детей, «не замечайте», если они поначалу делают что-то неправильно, поощряйте успехи.

 

Ожидаемые результаты и критерии оценки результативности Проекта

Реализация Проекта «Театр на кончиках пальцев» направлена на достижение обучающимися следующих личностных результатов:

• Дети закрепили знакомство с русскими народными сказками.

• Дети научились распознавать сказочных героев по иллюстрациям.

• Дети были участниками инсценировок.

• Дети научились создавать в творческих работах образы прочитанного.

• Дети стали чаще прибегать к активной речи как выражению своих чувств и эмоций.

• Родители принимали активное участие в театральной деятельности.

 

Развитие педагогического потенциала

В реализации проекта участвуют как педагоги с опытом работы, так и молодые специалисты. Автором проекта предусмотрено проведение консультаций, мастерских, семинаров-практикумов, мастер-классов по различным темам. Кроме этого, подготавливаются пальчиковые театры, методические комплекты для проведения театрализованных игр.

Результат взаимодействия с родителями (законными представителями) в домашних условиях:

Прослеживается положительная динамика в развитии мелкой моторики рук детей.

Основными требованиями к организации театрализованной деятельности в раннем возрасте являются:

- разнообразие и содержательность тематики, соответствующая данному возрасту;

- постоянное, ежедневное включение театрализованных игр в жизнь ребенка, т.е. во все формы организации педагогического процесса;

- формирование интереса к театрализованным играм, постоянно расширяя игровой опыт, поощряя и развивая стремление детей к театрально-игровой деятельности;

- взаимодействие детей со взрослыми.

Форма работы с детьми и родителями:

- Индивидуальная;

- Групповая.

Заключение

С учётом развивающей функции предметной среды, требующей для своей реализации сочетания традиционных и новых компонентов, обеспечивающих преемственность развития деятельности от простых её форм к более сложным, в группе оборудованы «Центр развития мелкой моторики» «Центр театрализованных игр».

Для привлечения родителей к участию в реализации проекта, был подобран и оформлен наглядно – информационный и консультативный материал для родителей, проведено родительское собрание с участием педагога-психолога и музыкального руководителя. На родительском собрании был проведен мастер-класс по развитию мелкой моторики рук с помощью пальчиковых игр. Благодаря этому, родители приняли активное участие в изготовлении практического материала, оформление пальчикового театра в группе детского сада и в закреплении разучиваемых игр с детьми дома.

Благодаря применению наработанного материала на практике, по результатам диагностического обследования, у воспитанников наблюдается совершенствование речевых навыков, повысился уровень творческих навыков. А также, у многих детей заметно повысился артистизм.

В качестве обобщения проделанной работы, на педагогическом совете была представлена презентация по теме: «Развитие речи через пальчиковые игры».

 

Список используемой литературы:

  1. Белая А. Е., Мирясова В. И., Пальчиковые игры для развития речи дошкольников. Москва: «Профиздат», 2001;
  2. Большакова С.Е. Формирование мелкой моторики рук. Игры и упражнения.[Текст]: учебное пособие/ С.Е. Большакова –Изд-во Сфера, 2015.-64с.
  3. Данилова Л. «Пальчиковые игры» Москва: «Росмэн», 2008;
  4. Драко М.В. Развивающие пальчиковые игры. Минск: «Попурри», 2009;
  5. Диченскова А.М. Страна пальчиковых игр: идея для развития мелкой моторики. Изд. 2-е. -Ростов н/Д: Феникс, 2012.-220 с.
  6. Лыкова И.А. Театр на пальчиках.- Изд-во: Цветной мир, 2013.-154с.
  7. Новицкая О. Н. «Веселые пальчиковые игры» (Москва «Астрель», 2001 год);
  8. Педагогические: пальчиковые игры, упражнения, пальчиковый и теневой театры, пальчиковые стихи, потешки, сказки.
  9. Смирнова Е.А. Система развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста / Е.А. Смирнова - СПб.: ООО «», 2013. – 144 с.
  10. Ткаченко Т.А. Развиваем мелкую моторику. Изд-во: Эксмо/Т.А. Ткаченко.- 2014.-80 с.
  11. Шанина С. Е., Гаврилова А. М. «Играем пальчиками — развиваем речь» Москва, 2008.
  12. Янушко Е.А. Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста (1 – 3 года).
  13. Методическое пособие для воспитателей и родителей. /Е.А. Янушко. – М.: Мозаика - синтез, 2011. – 56 с.         

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_teatr_na_konchikah_paltsev.docx62.75 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОЕКТ

творческо-речевой направленности для детей младшего возраста

от 2 до 3 лет «Театр на кончиках пальцев»

                                                                Срок реализации проекта: 1 год

                                                                Разработчики проекта: Вагабова С.М.

Салехард

Введение

Известно, что в последние годы уровень речевого развития детей заметно снизился. Одной из причин тому является то, что родители меньше говорят с детьми, из-за своей занятости. Дети и сами меньше говорят, потому что больше смотрят телевизор. Они реже делают что-то своими руками, потому что современные игрушки и вещи устроены максимально удобно, но не эффективно для развития моторики (одежда и обувь с липучками вместо шнурков и пуговиц, книжки и пособия с наклейками вместо картинок для вырезания и т.д.)

Сегодня все знают, что игры с пальчиками развивают мозг ребенка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию малыша, они способны улучшить произношение многих звуков. В общем, чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребенок говорит.

Ведь именно развитию кисти принадлежит важная роль в формировании головного мозга и становлении речи. И именно поэтому словесная речь ребенка начинается тогда, когда движения его пальчиков достигают достаточной точности. Ручки ребенка как бы подготавливают почву для последующего развития речи.

Развитие мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка требует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий. Именно поэтому работу по развитию мелкой моторики необходимо начинать с раннего возраста. Кроме того, мелкая моторика взаимодействует с вниманием, воображением, мышлением, памятью и речью ребенка.

В дошкольном возрасте дети принимают активное участие в театрализованной деятельности. Обыгрывают потешки, сказки, стихи, а для этого необходимо участие не только речи, но и общая координация и движения кисти рук. В ходе игры в театр детям часто приходится управлять куклами, делать декорации и реквизит для спектаклей, а для этого необходимо развивать ловкость и координацию своих пальцев.

Театрализованная деятельность помогает ребенку преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость, так же учит ребенка видеть прекрасное в жизни и в людях, так как каждая сказка или литературное произведение для детей всегда имеют нравственную направленность (смелость, доброта).

Театрализованные пальчиковые игры способствуют развитию детской фантазии, воображения, учат искренне сопереживать: радость, печаль, гнев, тревогу и др. Участвуя в театрализованных играх, дети становятся участниками разных событий из жизни людей, животных, растений, что дает им возможность глубже познать окружающий мир. Одновременно театрализованная пальчиковая игра прививает ребенку устойчивый интерес к родной культуре, литературе, театру, позволяет раскрыть творческий потенциал ребенка. Таким образом, театр помогает ребенку развиваться всесторонне.

Основная часть

проекта творческо-речевой направленности

«Театр на кончиках пальцев»

Тип: познавательно – творческий

Сроки реализации: долгосрочный проект (в течение учебного года)

Участники проекта: дети, воспитатели, родители

Возраст участников проекта: первая младшая группа

Специфика детско-родительского проекта

Особенность детско-родительского проекта заключается в том, что в проекте принимают участие дети, родители, педагоги. Совместный сбор материалов, изготовление атрибутов, игры, конкурсы, презентации раскрывают творческие способности детей, вовлекают родителей в воспитательный процесс, что, естественно сказывается на результатах. Родители, участвуя в реализации проекта, являются не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и становятся непосредственными участниками образовательного процесса, обогащают свой педагогический опыт, испытывают чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и достижений ребенка.

Актуальность Проекта

Пальчиковые игры и упражнения — уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие речи, пространственного мышления, внимания, воображения, воспитывает быстроту реакции и эмоциональную выразительность.
Очень важным фактором для развития речи является то, что в пальчиковых играх все подражательные действия сопровождаются стихами. Стихи привлекают внимание малышей и легко запоминаются.

Осуществляя тренировку тонких движений пальцев рук, я активно использовала, не только создаваемые конструкции из пальцев рук, в соответствии с предлагаемым стихотворным текстом, но и различные игры и занятия с предметами: природным материалом, бумагой, пластилином, бусами, шнуровками, счётными палочками, спичками, мозаикой, конструктором и т. д. А также использовала различные виды театров: теневого, пальчикового, настольного, перчаточных кукол. Такие занятия, также способствуют взаимодействию мелкой моторики пальцев рук с такими высшими психическими процессами, как память, внимание, мышление, пространственное восприятие, воображение, наблюдательность.

Новизна Проекта

Счастливые улыбки, горящие глаза и счастливые лица детей после спектаклей - свидетельство того, как дети любят театр.

Театральные мероприятия для детей - это особый мир. В нем дети примеряют те роли, которые не только интересны детям, но и открывают их миру сказок. Мир, в котором происходит полноценное детство. Если академические театры играют спектакли для зрителей, если нет зрителей - нет театра, то для театра, в котором играют дети, важен, прежде всего, сам факт игры.

Мини-спектакль - не частое мероприятие в детском саду (не более 1-2 спектаклей в год), и в этой форме работы участвуют, прежде всего, дети, у которых есть определенный успех и естественные наклонности. Выступая на сцене перед своими товарищами, они показывают им примеры живого, выразительного, свободного существования на сцене. А зрители с удовольствием смотрят их хорошо исполненные танцевальные и вокальные номера, им нравится выразительная речь, которая звучит со сцены, они могут легко и быстро погрузиться в мир сказок.

Целью театральных игр как одной из форм театральной деятельности в ДОУ является содействие в художественно-эстетическом развитии и формировании нравственных основ личности ребенка.

Цель Проекта: Объединить усилия дошкольного образовательного учреждения и семьи на развитие мелкой моторики рук детей и навыки монологической и диалогической речи посредством театрализованной деятельности.

Задачи для педагога:

  • показать способы и приёмы проведения пальчиковых игр;
  • познакомить с правилами проведения пальчиковой гимнастики;
  • обогатить предметно-развивающую среду.
  • развивать речь детей, расширять словарный запас.

Задачи для детей:

  • развивать мелкую моторику пальцев рук детей, речевые способности, учитывая возрастные и индивидуальные особенности ребёнка;
  • дать воспитанникам элементарные представления о театре (о том, как нужно вести себя в театре, о куклах, которые учувствуют в представлении, о различных видах театра)
  • продолжать расширять представления детей о сказках, по которым показывают театр.

Задачи для родителей:

  • учитывать опыт детей, приобретенный в детском саду;
  • создавать в семье благоприятные условия для проведения пальчиковых игр дома.
  • повысить компетентность родителей по вопросам развития речи у детей и развития творческих способностей через театральную деятельность.

Направления реализации Проекта

Работа над проектом «Театр на кончиках пальцев» осуществляется с сентября по май и выполняет две основные функции – просветительскую и семейного досуга.

В Проекте можно выделить несколько направлений.

I этап – «Вот они какие наши пальчики»

1. Составление перспективного плана мероприятий проекта.

2. Подбор методической, художественной литературы, иллюстрационных материалов, дидактических, пальчиковых, подвижных игр и т. д.

3. Выявление уровня развития мелкой моторики у детей.

4. Консультация для родителей “Значение мелкой моторики в развитии речи детей раннего возраста”.

5. Пополнение предметно-развивающей среды группы раннего возраста.

II этап – «Этот пальчик…»

1. Реализация разработанной системы работы по развитию мелкой моторики у детей раннего возраста.

2. Повышение педагогической компетентности родителей в вопросах развития мелкой моторики детей группы раннего возраста:

- Мастер – класс для родителей «Развитие мелкой моторики детей в домашних условиях»

- Оформление наглядно- информационного и консультативного материала для родителей

- Памятка для родителей: «Пальчиками играем – сказки повторяем!»

3. Открытое занятие, с демонстрацией внедрения пальчиковых игр в ход ООД

4.Мониторинг уровня развития мелкой моторики у детей группы раннего возраста.

III этап – «Пальчиковый театр малышей»

1. Обобщение итогов работы с детьми и родителями.

2. Анализ эффективности системы работы по развитию мелкой моторики рук у детей раннего возраста

3.Творческая самопрезентация на педсовете по успешности реализации проекта

4. Итоговое НОД по использованию пальчикового театра в образовательной деятельности малышей.

Основное содержание Проекта программы включает:

Реализация образовательного проекта «Театр на кончиках ваших пальцев», предусматривающего развитие у детей речевых навыков посредством театральных мероприятий, проходящих через основные занятия и их взаимосвязи, может быть организована в утренние и вечерние часы в нерегулярные часы, в любое время. свободное время в течение дня, органично включается в различные другие занятия. Главное, что взаимодействие взрослого с ребенком не является формальным.

Этот проект предназначен для обеспечения реализации государственного образовательного стандарта и направлен на создание потенциальных художественных возможностей для детей, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья, а также развитие речевой деятельности.

Привлечение родителей и учащихся к участию в совместной деятельности детей и родителей в соответствии с тематическим планированием.

В пальчиковый театр можно играть по-разному, с ребенком раннего возраста, нужно познакомить его с куколками, дать ему возможность рассмотреть и потрогать героя. Затем надевая поочерёдно персонажей себе на пальчики и общайтесь с ребёнком от их имени. Затем наденьте персонажа на пальчик ребёнку и попробуйте пообщаться друг с другом. Далее можно разыграть сказку перед ребёнком. Можно показать русские народные сказки, такие как «Репка», «Теремок», «Колобок». Предварительно перечитайте сказку ребёнку, поговорите про неё, рассмотрите сюжетные картинки.

Затем можно ребёнку дать возможность выбрать роль одного из персонажей. Показать, как это делается, фигурка надевается на палец, остальные пальцы сжаты в кулачок.

По мере накопления театрального опыта сюжеты можно усложнять, количество персонажей увеличивать.

Ресурсное обеспечение:

• настольные театры: «Репка», «Курочка Ряба» и т. д.

• пальчиковый театр: «Теремок», «Репка», «Колобок» и т.д.

• шапочки к сказке «Репка», «Заюшкина избушка», «Колобок»

• дидактические пособия из фетра и сюжетные картинки по сказакам

• дидактические игры: лото «Сказки», шнуровки по мотивам сказок «Теремок», «Колобок», «Репка».

План работы детско-родительского проекта «Театр на кончиках пальцев»

месяц

Совместная работа с детьми

(задачи занятий)

Работа с родителями

Сентябрь

Имитационные движения детей по потешкам: «Ладушки», «Ранним-рано поутру», песенка «Дуда»- картинки на фланелеграфе.

Заучивание с детьми потешек

(родительский уголок)

Покачивание куклами детьми под песню «К нам гости пришли».

Показ кукольного театра рукавичек по мотивам русской народной сказки в обработке Н.Сорокиной «Поспешили - насмешили»

Изготовление рукавичек сказочных героев: гусь, корова, курочка

Октябрь

Игра с настольными игрушками: кошка, курочка с цыплятами, козочка-иммитационные движения детей, подражая образу животных и птиц.

Помощь в изготовлении пальчиков-кукол из перчаток -7 козлят, волк и коза

Повторение пройденного- потешки, разыгрывание детьми кукольного спектакля «Поспешили-насмешили»- задействовать активных детей.

Закрепление родителями русских народных потешек с малышами.

Ноябрь

Игра-пение с движением песни «Кот Васька», «Лиса по лесу ходила - прибаутка, «Петушок» - обыгрывание с детьми песенки с куклами-рукавичками

Изготовление родителями кукол-рукавичек: петушок, котик

Показ кукольного спектакля русской народной сказки «Кот, петух, лиса»

Изготовление дидактических пособий из фетра

Декабрь

Кукольный спектакль рукавичек по русской народной сказке «Снегурочка»

Помощь в изготовлении кукол-рукавичек: Снегурочка, подружки- 2 шт.

Игра с движением (обыгрывание) под потешку «Заиньки и лисичка»

Взаимосвязь с социумом сходить с ребенком в музей кукол,

Кукольный спектакль перчаточного театра по сказке «Рукавичка»

Взаимосвязь с социумом сходить с ребенком в кукольный театр на представление

Январь

Игровое упражнение «Ладушки», «Три весёлых братца», потешка «Пальчик- мальчик»

Кукольный спектакль пальчиковый «Дануся»

Заучивание потешек с ребёнком

«В гости к кукле Кате»

«Мишка с куклой пляшут полечку»

Изготовление тряпичной куклы Кати

Февраль

Разыгрывание потешки «Мышка, мышка, что не спишь?», песенная импровизация «паровоз».

Кукольный спектакль «Как на тоненький ледок»

Изготовление перчаток кукла Ванечки, лошадки

Постановка пальчикового кукольного спектакля «Волк и семеро козлят».

Помощь в изготовлении пальчиков-кукол из перчаток -7 козлят, волк и коза

Март

Театр на фланелеграфе по потешке «Все звери у дела», «Баюшки-баю».

Кукольный спектакль рукавичек «Весёлые гуси»

Помощь в изготовлении рукавичек: 2 гуся-серый и белый

Пальчиковый театр «Кошкин дом»

Помощь в изготовлении героев пальчикового театра

Апрель

Импровизация под потешку «шла собака», «Ай, лады!», «Солнышко»

Помощь в изготовлении героев пальчикового театра

Настольный театр по мотивам русской народной сказки «Колобок»

Изготовление сказочных героев из бумаги

Май

Потешка «Деревьям по подарку»

Кукольный настольный театр «Как коза избушку построила» Повторение ранее выученных потешек

Изготовление дидактических пособий из фетра

Проведение итогового мероприятия в форме театрализации

Показ родителями кукольного театра рукавичек русской народной сказки «Лиса, заяц и петух»

Рекомендации по проведению пальчиковых игр:

- перед игрой с ребенком необходимо обсудить ее содержание, сразу при этом отрабатывая необходимые жесты, комбинации пальцев, движения. Это не только позволит подготовить малыша к правильному выполнению упражнения, но и создаст необходимый эмоциональный настрой;

- выполнять упражнения следует вместе с ребенком, при этом демонстрируя собственную увлеченность игрой;

- при повторных проведениях игры дети нередко начинают производить текст частично (особенно начало и окончание фраз). Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движением;

- выбрав два или три упражнения, постепенно заменяйте их новыми. Наиболее понравившиеся игры можете оставить в своем репертуаре и возвращаться к ним по желанию малыша;

- не ставьте перед ребенком несколько сложных задач сразу (к примеру, показывать движения и произносить текст). Объем внимания у детей ограничен, и невыполнимая задача может «отбить» интерес к игре;

- вначале дети испытывают затруднения в выполнении многих упражнений, поэтому отрабатываются движения постепенно и пассивно, с помощью взрослых;

- никогда не принуждайте. Попытайтесь разобраться в причинах отказа, если возможно, ликвидировать их (например, изменив задание) или поменяйте игру;

- стимулируйте подпевание детей, «не замечайте», если они поначалу делают что-то неправильно, поощряйте успехи.

Ожидаемые результаты и критерии оценки результативности Проекта

Реализация Проекта «Театр на кончиках пальцев» направлена на достижение обучающимися следующих личностных результатов:

• Дети закрепили знакомство с русскими народными сказками.

• Дети научились распознавать сказочных героев по иллюстрациям.

• Дети были участниками инсценировок.

• Дети научились создавать в творческих работах образы прочитанного.

• Дети стали чаще прибегать к активной речи как выражению своих чувств и эмоций.

• Родители принимали активное участие в театральной деятельности.

Развитие педагогического потенциала

В реализации проекта участвуют как педагоги с опытом работы, так и молодые специалисты. Автором проекта предусмотрено проведение консультаций, мастерских, семинаров-практикумов, мастер-классов по различным темам. Кроме этого, подготавливаются пальчиковые театры, методические комплекты для проведения театрализованных игр.

Результат взаимодействия с родителями (законными представителями) в домашних условиях:

Прослеживается положительная динамика в развитии мелкой моторики рук детей.

Основными требованиями к организации театрализованной деятельности в раннем возрасте являются:

- разнообразие и содержательность тематики, соответствующая данному возрасту;

- постоянное, ежедневное включение театрализованных игр в жизнь ребенка, т.е. во все формы организации педагогического процесса;

- формирование интереса к театрализованным играм, постоянно расширяя игровой опыт, поощряя и развивая стремление детей к театрально-игровой деятельности;

- взаимодействие детей со взрослыми.

Форма работы с детьми и родителями:

- Индивидуальная;

- Групповая.

Заключение

С учётом развивающей функции предметной среды, требующей для своей реализации сочетания традиционных и новых компонентов, обеспечивающих преемственность развития деятельности от простых её форм к более сложным, в группе оборудованы «Центр развития мелкой моторики» «Центр театрализованных игр».

Для привлечения родителей к участию в реализации проекта, был подобран и оформлен наглядно – информационный и консультативный материал для родителей, проведено родительское собрание с участием педагога-психолога и музыкального руководителя. На родительском собрании был проведен мастер-класс по развитию мелкой моторики рук с помощью пальчиковых игр. Благодаря этому, родители приняли активное участие в изготовлении практического материала, оформление пальчикового театра в группе детского сада и в закреплении разучиваемых игр с детьми дома.

Благодаря применению наработанного материала на практике, по результатам диагностического обследования, у воспитанников наблюдается совершенствование речевых навыков, повысился уровень творческих навыков. А также, у многих детей заметно повысился артистизм.

В качестве обобщения проделанной работы, на педагогическом совете была представлена презентация по теме: «Развитие речи через пальчиковые игры».

Список используемой литературы:

  1. Белая А. Е., Мирясова В. И., Пальчиковые игры для развития речи дошкольников. Москва: «Профиздат», 2001;
  2. Большакова С.Е. Формирование мелкой моторики рук. Игры и упражнения.[Текст]: учебное пособие/ С.Е. Большакова –Изд-во Сфера, 2015.-64с.
  3. Данилова Л. «Пальчиковые игры» Москва: «Росмэн», 2008;
  4. Драко М.В. Развивающие пальчиковые игры. Минск: «Попурри», 2009;
  5. Диченскова А.М. Страна пальчиковых игр: идея для развития мелкой моторики. Изд. 2-е. -Ростов н/Д: Феникс, 2012.-220 с.
  6. Лыкова И.А. Театр на пальчиках.- Изд-во: Цветной мир, 2013.-154с.
  7. Новицкая О. Н. «Веселые пальчиковые игры» (Москва «Астрель», 2001 год);
  8. Педагогические: пальчиковые игры, упражнения, пальчиковый и теневой театры, пальчиковые стихи, потешки, сказки.
  9. Смирнова Е.А. Система развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста / Е.А. Смирнова - СПб.: ООО «», 2013. – 144 с.
  10. Ткаченко Т.А. Развиваем мелкую моторику. Изд-во: Эксмо/Т.А. Ткаченко.- 2014.-80 с.
  11. Шанина С. Е., Гаврилова А. М. «Играем пальчиками — развиваем речь» Москва, 2008.
  12. Янушко Е.А. Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста (1 – 3 года).
  13. Методическое пособие для воспитателей и родителей. /Е.А. Янушко. – М.: Мозаика - синтез, 2011. – 56 с.        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа группы общеразвивающей направленности для детей младшего возраста (3-4 года)

Цель: Создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в со...

Модульный стандарт группы общеразвивающей направленности для детей младшего возрастана 2019-2020 учебный год

Развивающая предметно-пространственная среда – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т. п.), материалами, оборудование...

Модульный стандарт группы общеразвивающей направленности для детей младшего возрастана 2019-2020 учебный год

Развивающая предметно-пространственная среда – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т. п.), материалами, оборудование...

Справка по результатам проведения педагогической диагностики в группе общеразвивающей направленности для детей младшего возраста 3-4 года жизни «Радуга»

Оценка индивидуального развития детей раннего возраста, связанная с оценкой эффективности педагогических действий....

Новогодний проект информационно-творческой направленности для детей младшей группы(3-4 года) "Как мы ждали Новый Год"

Проект ориентирован на детей  младшего дошкольного возраста и позволяет создать радостную, эмоциональную атмосферу в преддверии новогоднего праздника....