«Детское наставничество в сообществе ДОУ» Практико-ориентированный проект «Я могу помочь!»
проект (старшая группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_ya_mogu_pomoch.docx | 36.92 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 316»
660127, г. Красноярск, ул. Мате Залки, 6 «Ж», тел. 220–48-61
ОГРН 1022402489350 ИНН / КПП 2465046587/246501001
Электронный адрес: dou316@mailkrsk.ru
Паспорт воспитательной практики:
«Детское наставничество в сообществе ДОУ»
Практико-ориентированный проект «Я могу помочь!»
Авторы проекта:
учитель-логопед Новикова Маргарита Владимировна,
воспитатель Огородникова Ирина Егоровна,
воспитатель Порываева Елена Викторовна
Красноярск, 2023
Полное название воспитательной практики | «Детское наставничество как эффективная форма социально-коммуникативного развития детей с тяжёлыми нарушениями речи». Практико-ориентированный проект «Я могу помочь!». |
Аннотация | Практика взаимодействия детей старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи в реализации одной из форм социального наставничества «дети - детям» в сообществе ДОУ. |
Ключевые слова | Социализация, личность, наставничество, коммуникация, инициатива. |
Актуальность внедрения | Наставничество – универсальная технология передачи опыта, знаний, формирования навыков, компетенций, метакомпетенций и ценностей через неформальное взаимообогащающее общение, основанное на доверии и партнерстве. В современной педагогической практике приоритетные позиции снова занимают наставничество и шефство. Сегодня наставничество выходит на новый уровень. К классическому виду, когда «успешные помогают отстающим», добавляются новые направления: - «развитие талантов»; - «поддержка в инклюзивном образовании; - «реализация индивидуальных образовательных маршрутов». Современное общество нуждается в активной, адаптивной, творческой личности, способной устанавливать бесконфликтное общение. Именно поэтому в Федеральном Государственном стандарте выделена образовательная область «Социально-коммуникативное развитие». Поиск эффективных методов, способствующих успешной коммуникации и позитивной социализации детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи, привел к решению применения технологии наставничества в воспитательно-образовательной практике сообщества ДОУ. Сотрудничество детей обладает огромным образовательным потенциалом, где старшие дети передают свой опыт младшим. |
Цель и задачи проекта | Цель: воспитание нравственных и коммуникативных компетенций детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи через получение ими опыта наставнической деятельности. Задачи:
сотрудничества и взаимопомощи.
условия для самореализации, повышения их социальной активности.
детей к людям вне зависимости от их особенностей и состояния здоровья.
воспитательно-образовательной практике сообщества ДОУ. |
Целевая аудитория проекта | Дети старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи, педагоги группы компенсирующей направленности ДОУ. |
Краткий анализ | Представлен в приложении № 1. |
Технологии и методы реализации | Технологии: личностно-ориентированная, гуманно-личностная, социализации дошкольников Н.П. Гришаевой, проектной деятельности, исследовательской деятельности, здоровьесберегающая, игровая, сторителлинг, геокешинг, коммуникативные, технология мастерских. Методы: словесные, наглядные, игровые, практические, социометрические, объяснительно-репродуктивные, проблемно-ситуативные, стимулирования, методы организации деятельности и формирования опыта поведения. |
Ресурсы | Информационные: сайт образовательной организации ds316krsk.ru], социальная сеть группы [ВКонтакте]. Кадровые: учитель-логопед, воспитатели. Социальное партнёрство: дизайнерская студия «LENFOX» [vk.com/llenfox]. Материально-технические: помещения ДОУ, аудио- и видеоаппаратура. |
Период реализации проекта | Период: 01.09.23 – 01.06.24 В приложении № 2 представлен план-график работы. |
Ожидаемые результаты |
- организация добровольческой команды; - реализация запланированных мероприятий – акции, выступления, добровольческое действие, обмен опытом; - привлечение общественных организаций и социальных партнёров к добровольческой деятельности.
- дети приобретут позитивный опыт социального взросления и ответственности, осознание позиции «взрослого»; - дошкольники повысят коммуникативное взаимодействие как с детьми раннего возраста, так и со взрослыми; - у детей выработаются позитивные установки к различным видам труда и творчества; - обозначится оптимизация детско- родительских отношений в семье. Итоговое мероприятие – вручение отличительного знака наставника. Результат практики – наставническое движение в сообществе ДОУ. |
Описание проекта. Главный принцип наставничества – это принцип совместной деятельности наставника и наставляемого, условие социально-коммуникативного развития детей – межвозрастное партнёрство. Наставник – это активный ответственный лидер, демонстрирующий желание помочь, научить, быть полезным. Наставляемый - ребёнок младшего дошкольного возраста. Куратор – учитель-логопед, организатор проекта и продуктивного взаимодействия. Направляющие – воспитатели. Организация практики наставничества осуществляется поэтапно: I шаг – мотивация и вовлечение детей с ТНР подготовительной группы (проблемные и игровые ситуации, ситуативная коммуникация, рефлексивный круг) в наставническую деятельность. Практическая реализация позиции помощника обогащает образ Я, вносит в него такие положительные черты, как: «Я тот, кто помогает маленьким и слабым, кто доставляет им радость, кто может защитить их». Первоначально инициатива проявилась у старших детей, когда они заметили нежелание малышей идти в детский сад. Стали разбирать причины и появилось желание помочь младшим – сделать доброе дело. Благодаря инициативе и самостоятельности детей в выборе способов проявления своей заинтересованности проявилась активная форма разновозрастного общения, которая внесла разнообразие в коммуникативные действия от старшего к младшему: «Я, правда могу помочь!» (обнять, пожалеть, что-то подать, почитать, научить, показать/рассказать…). II шаг - создание команды наставников – реализация творческой инициативы. Команда шефов планирует и реализует наставническую деятельность в разных видах сотрудничества регулярно посещая группу малышей в ДОУ, а также, приглашая их к себе в гости. Взаимодействие было разнообразным: в виде выполнения адвент-календаря – 10 дел на 10 дней, «Водопад доброты», спонтанного ситуативного общения, подготовки праздника и подарков, постановки сказки для малышей, совместных акций («Подари улыбку», «Книга – лучший друг ребят», «Мусор собери и в мешок положи»), обмена опытом: дыхательная гимнастика, поиск клада, посадка цветов. Проведение совместных мероприятий помогает дошкольникам приобрести навыки доброжелательного диалога, самостоятельно решать конфликтные ситуации, выражать свои чувства и понимать чувства других людей, контролировать свои эмоциональные реакции. Принципы реализации проекта: 1) добрая воля – любая добровольческая деятельность происходит по желанию; 2) благая цель – в деятельности происходит помощь, поддержка, действия, направленные на улучшение благосостояния человека и общества. III шаг – рефлексивный. Внутренняя и внешняя оценка эффективности и значимости проекта (отзывы целевых групп, индивидуальное оценивание достижений самими участниками), обобщение и распространение опыта взаимодействия (анализ, отчёты; фото- и видеосъёмка, публикации). Знак с символикой для дошкольного волонтёрского движения был разработан социальным партнёром проекта для повышения самооценки и сопричастности к команде «Я могу помочь!», с последующим вручением каждому участнику волонтёрского движения. |
Приложение № 1
Внутренние факторы | Внешние факторы |
Сильные стороны | Возможности |
1. Целесообразность внедрения наставничества в воспитательно-образовательный процесс. 2. Высококвалифицированный педагогический состав. | 1. Внедрение практики наставничества в педагогический процесс. 2. Трансляция опыта на муниципальном уровне. 3. Налаживание конструктивного взаимодействия между детским садом, как открытой социальной системой, и социальными партнёрами с согласованностью действий всех субъектов. 4. Партнёрские отношения с родителями повысят мотивацию к систематическому сотрудничеству в образовательном процессе с ДОУ. |
Слабые стороны | Риски |
1. Отсутствие последовательности действий в практике. 2. Отказ от взаимопомощи и сотрудничества. | 1. Недостаточный период времени для самореализации детской инициативы. 2. Недостаточный уровень заинтересованности. 3. Отказ партнёров от участия в добровольческой деятельности. 4. Проблемы при коммуникативном взаимодействии между детьми старшего и младшего возраста. |
Приложение № 2
План-график реализации воспитательной практики
«Детское наставничество как эффективная форма социально-коммуникативного развития детей с тяжёлыми нарушениями речи»
№ | Наименование этапа | Длитель-ность | Временные рамки проекта (может указываться в днях, месяцах) | |||||||
сентябрь- октябрь 2023 г. | ноябрь 2023 г. | декабрь 2023 г. | январь – февраль 2024 г. | март 2024 г. | апрель 2024 г. | май – июнь 2024 г. | ||||
1 | I шаг – мотивация и вовлечение | 2 месяца | ||||||||
2 | II шаг – создание команды наставников | 6 месяцев | ||||||||
3 | III шаг - рефлексия | 6 месяцев |
*синим цветом в диаграмме наглядно показано, в какой период будет реализован определенный шаг/этап/задача.
Приложение № 3
Перспективное планирование практико-ориентированного проекта
мероприятия | содержание | участники |
Подготовительный этап 01.09.23 – 30.09.24 | ||
информационно-организационные | - обсуждение идеи проекта и форм решения поставленных задач; - анализ запросов и предложений с определением круга помощи; - примерное планирование мероприятий; - информирование родителей; - привлечение социальных партнёров | Педагоги, дошкольники старшего возраста, родители (законные представители), социальные партнёры |
Основной 01.10.23 – 06.06.24 | ||
«Знакомство» | обмен коммуникативным опытом, вручение подарков | Дошкольники старшего и младшего возраста, педагоги |
«Листопад» | обмен игровым опытом (дыхательная гимнастика) –социальное взросление, коммуникация в детской среде | Дошкольники старшего и младшего возраста, педагоги |
«Айболит» | обмен опытом (привитие социокультурных и гигиенических установок) | Дошкольники старшего возраста, педагоги |
«Дружно лопаты возьмём – горку строить мы пойдём» | активная деятельность (позитивные установки к труду, оптимизация детско-родительских отношений) | Дошкольники старшего и младшего возраста, педагоги, родители |
«Ёлка наряжается, праздник приближается!» | обмен опытом с творческой деятельностью (самореализация и коммуникация, ценностные ориентиры) | Дошкольники старшего возраста, педагоги, родители |
«Театр мочалок» | показ сказки малышам (коммуникативное взаимодействие, инициативная позиция, самореализация в творческой деятельности) | Дошкольники старшего и младшего возраста, педагоги, родители |
«Подари улыбку» | событийная акция (проявление нравственных качеств и социальных эмоций) | Дошкольники старшего и младшего возраста, педагоги |
«Широка моя Сибирь!» | социокультурное взаимодействие (развитие этнической культурной позиции, осознание культурной принадлежности) | Педагоги, дошкольники старшего возраста, родители, социальные партнёры |
«Книга – лучший друг ребят» | активная деятельность (позитивные ценностные установки) | Педагоги, дошкольники старшего возраста, родители |
«Мусор собери и в мешок положи» | трудовой десант (позитивная установка к труду) | Дошкольники старшего и младшего возраста, педагоги |
«Цветущая клумба» | обмен опытом экологического направления (ответственность, активная жизненная позиция) | Дошкольники старшего и младшего возраста, педагоги |
«Играем с малышами» | игровой обмен опытом (проявление социального взросления, коммуникативное взаимодействие) | Дошкольники старшего и младшего возраста, педагоги |
Концерт в честь праздника Победы | социокультурная акция (формирование патриотического сознания) | Дошкольники старшего возраста, педагоги, родители |
Примечание | возможно добавление событийных акций по инициативе детей | |
Рефлексивный 06.06.23 – 20.06.24 | ||
аналитические | - внутренняя и внешняя оценка эффективности и значимости проекта; - обобщение и распространение опыта взаимодействия | Педагоги, дошкольники старшего возраста, родители (законные представители), социальные партнёры |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательный проект в детском саду «Арктика-Антарктика» информационно-практико-ориентированный
В дошкольном возрасте, когда детское восприятие мира и знаний о нем строится на непосредственном интересе, эмоционально особенно актуальны слова Л.С. Выготского "Момент взволнованности, не...
Практика - ориентированный творческий проект «Летние фантазии»
Опыт работы по благоустройству прогулочного участка группы...
Информационный практико-ориентированный краткосрочный проект «Быть здоровым – здорово!»
Проект «Здоровым быть - здорово» - направлен на создание здоровье сберегающего образовательного пространства в группе, способствующего формированию мотивации всех участников образовательного процесса ...
Практико-ориентированный, педагогический проект "Городок сказочных героев"
Сочетание движений с воздействием свежего воздуха является эффективным средством закаливания детей. Повышается сопротивляемость организма ребенка к простудным и инфекционным заболеваниям. В природных ...
Информационный практико-ориентированный среднесрочный проект в детском саду "Грибное царство"
Проект для подготовительной группы детского сада...
Практико-ориентированный долгосрочный проект по благоустройству территории детского сада «Детский сад моей мечты»
Организация развивающей среды в Учреждения с учетом ФГОС ДО строится таким образом, чтобы дать возможность педагогам наиболее эффективно развивать индивидуальность детей с учётом и...