Информационный практико-ориентированный среднесрочный проект в детском саду "Грибное царство"
проект по окружающему миру (средняя группа)
Проект для подготовительной группы детского сада
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gribnoe_tsarstvo_dlya_sayta.docx | 842.07 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Детский сад № 66 «Белочка»
Информационный практико-ориентированный проект
средней продолжительности
в средней группе
«ГРИБНОЕ ЦАРСТВО»
Подготовила:
Родяхина Ю.Б.
Проект «Грибное царство»
" Дети - прирожденные исследователи, неутомимые и старательные. Нужно только по-настоящему увлечь их предметом исследования"
Тип проекта:
Коллективный, информационный практико-ориентированный.
Срок реализации:
среднесрочный (2 месяца)
Актуальность:
Знания о грибах у большинства детей и их родителей заканчиваются тем, что они узнают съедобные/ядовитые грибы. А ведь лесной гриб - лишь крошечная часть огромной грибницы, самого большого живого существа на нашей планете. Красивые лишайники и светящиеся гнилушки, вкусный кефир и пышный хлеб, спасительные лекарства и деликатесный сыр - все это щедро дарит нам грибное царство.
Модель трёх вопросов.
Что мы знаем о грибах | Что мы хотим узнать | Что нужно сделать, чтобы узнать |
Грибы бывают разные | Какие бывают грибы | Спросить у взрослых |
Грибы бывают летом | Где любят расти грибы | Сходить в лес |
Грибы очень красивые | Почему их называют по- разному | Посмотреть в интернете |
У грибов есть шляпки | Как узнать опасный гриб | Позвонить учёным |
Грибы бывают опасные | Кто любит есть грибы в природе | Прочитать в книжке |
Грибы прячутся и их не видно | Что можно делать из грибов | Посмотреть по телевизору программу про природу |
Цель проекта:
Создание условий для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе реализации образовательного проекта; формирование представления у старших дошкольников о разнообразии грибов родного края
Задачи проекта:
- формировать у детей элементарные представления о грибах; их строении, способах и местах произрастания (мир грибов многообразен); сформировать представления детей о значении грибов в природе;
- узнать, откуда берутся названия грибов, узнать, как они устроены, как растут, зачем нужны в природе, приносят ли пользу или вред человеку;
- воспитывать доброе и бережное отношение к миру природы, формировать представление о необходимости сохранения окружающей природы в экологическом равновесии;
- углубить понимание неповторимости каждого гриба в природе, необходимость оберегать их места обитания, необходимости сохранения биоразнообразия грибов;
- обучать детей устанавливать связи и взаимодействия человека с природой;
- развивать семейное творчество и сотрудничество семьи и детского сада;
- развивать умение и навыки использования даров природы для сохранения собственного здоровья;
- познакомить с отличительными признаками съедобных грибов и грибов- двойников;
- показать, какую опасность для жизни человека представляют ядовитые грибы; совместно с ребятами вывести правила сбора грибов;
- способствовать расширению кругозора детей и развитию умения устанавливать причинно-следственные связи; умению работать с дополнительным материалом
- развивать познавательный интерес, умение сравнивать, обобщать, делать выводы на основе полученной информации, анализировать;
- развивать эмоциональную отзывчивость;
- обучать восприятию красоты природы и передаче её через рисунки, лепку, аппликацию;
- расширять, обобщать, активизировать словарь по теме «ГРИБЫ».
- развивать коммуникативные навыки;
- воспитывать интерес к творческим усилиям товарищей, а также личной ответственности за выполнение коллективной работы;
- формировать навыки исследовательской деятельности;
- развивать умения прогнозировать последствия своих действий по отношению к природе;
- активизировать творческие способности детей;
- привлечь внимание общественности к тому, что в результате хозяйственной деятельности человека вырубки лесов, распашки целинных степей, осушения болот многие виды грибов перестали произрастать;
- научиться воссоздавать грибы из материалов с помощью различных техник;
Объект исследования:
Грибы
Предмет исследования:
Многообразие грибов, произрастающих в окрестностях г. Смоленска.
Ожидаемые результаты
- у детей проявится ярко выраженный интерес к объектам и явлениям природы;
- дети будут уверенно отличать узнавать и называть грибы и определять среди них съедобные и несъедобные;
- смогут определять грибы и их названия по атласу;
- будут иметь простейшие представления о некоторых особенностях внешнего вида, строения, питания, местах произрастания; будут знать цикл развития гриба;
- узнают о пользе или вреде, которую приносят людям и животным грибы;
о правилах сбора, обработке, заготовке и хранения;
- узнают как оказывать первую помощь при грибных отравлениях;
- смогут находить сходства и различия грибов -двойников;
- научаться составлять описательный рассказ о грибе с использованием опорной схемы;
- у ребят сформируется стремление к исследованию объектов природы, они научатся делать выводы, устанавливать причинно-следственны связи;
- смогут создавать грибы из материалов с помощью различных техник;
- ребята будут бережно относиться к природе, будут стремиться к правильному поведению по отношению к миру природы;
- ребята научатся вести наблюдения за объектами живой природы, объяснять связи и цепочки в природе, выполнять Законы общего дома природы :
- все живые организмы имеют равное право на жизнь.
- в природе все взаимосвязано.
- в природе ничто никуда не исчезает, а переходит из одного состояния в другое.
- к экологическому проекту будут привлечены родители. Экологическое просвещение родителей даст большой плюс в экологическом воспитании детей детского сада.
Методы проекта:
Исследовательские: проблемные вопросы, наблюдение и поиск образцов в природе
Наглядные: муляжи, мультемедийные презентации, энциклопедии, открытки, фотографии, тематические картинки, дидактические игры, модели. Словесные: беседы, чтение художественной литературы.
Ресурсное обеспечение проекта:
1. Кадровое обеспечение.
Участники проекта:
- дети подготовительной группы;
- родители воспитанников (совместная семейная детсковзрослая творческая деятельность, наблюдения, зарисовки);
- воспитатели группы (организация исследований, игры, привлечение к участию в проекте родителей, оформление вместе с детьми результатов исследований; создание условий для развития творческих способностей ребят,
создание минимузея «Грибная сказка», выставка творческих работ);
2. Информационное обеспечение.
- Объекты: иллюстрации, макеты, коллекции, проспекты,
- видео презентации
3. Материально-техническое обеспечение.
-Презентации о съедобных и ядовитых грибах.
- фотоаппарат, мультимедийное оборудование, магнитофон,
Сотрудничество с семьёй:
Консультации «Ловушки для грибника», «Всяк грибок знает свой срок», «Всякий гриб в руки берут, да не всякий гриб в кузов кладут», «Народные приметы о грибах»
Продукт проектной деятельности:
- создание каталога грибов изучаемой местности;
- подборка и описание дидактических игр;
- выставка творческих работ;
- создание минимузея «Грибная сказка»;
- создание презентаций о грибах
Реализация проекта
1 этап. Подготовительный. Постановка цели и задач, определение направлений, объектов и методов исследования, предварительная работа с педагогами, детьми и родителями, выбор оборудования и материалов. | |||||||
1. | Составление плана работы по реализации проекта | ||||||
2. | Создание наглядного раздаточного материала | ||||||
3. | Поисковая работа по подбору иллюстративного материала по теме «Грибы»; | ||||||
4. | Знакомство с литературными произведениями: Русская народная сказка (в обработке В. Даля) «Война грибов с ягодами» Русская народная сказка «Мухоморы» В. Сутеев «Живые грибы» Антон Лукин «Полезные грибы» А. Лопатина «Знакомство с грибами» Чтение рассказов В. Зотова из книги «Лесная мозаика» («Мухомор», «Подберезовик»), Сутеев «Под грибом», Алиева Н. «Гриб-волшебник», Толстой А. «Грибы» | ||||||
5. | Анкетирование среди родителей «Грибники» | ||||||
6. | Просмотр мультфильмов: «Как грибы с Горохом воевали» 1977 «Белый гриб» («Лунтик»203 серия) «Грибок-теремок», «Крот и грибы», Песня для детей – «Тихо спят грибы» Слова С. Скаченкова Уроки тётушки Совы «Про грибы» «В стране грибов»-таллиннфильм, мультфильм на Video.mail.ru
| ||||||
7. | Создание эмблемы проекта | ||||||
8. | Экологический десант (определение, расчистка территории для видовой точки «Грибы») | ||||||
2 этап. Собственно исследовательский. Поиск ответов на поставленные вопросы разными способами | |||||||
Виды деятельности | Сроки | Форма регистрации результата | |||||
1.
| Беседы с детьми: «Путешествие в мир грибов», «Разнообразие грибов», «Роль грибов в природе», «Грибы-двойники» | окябрь | Папки - передвижки | ||||
2. | Музыкальная игра «Грибок»
| На прогулках, в режиме дня | фотографии | ||||
3. | Дидактические игры: « Кто скорее соберет», « Большой -маленький», «Съедобное - несъедобное», «Грибные пазлы», «Четвёртый лишний», «Лабиринты: грибники», «Чудесный мешочек» | В режиме дня | Описание игр, каталог
| ||||
«Такие разные грибы», «Парочки», «Половинки», «Мозаика» | |||||||
4.
| Совместная работа детей и родителей – составление описательного рассказа о грибах с детскими рисунками «Опята - дружные ребята» | Описательный рассказ о грибах с детскими рисунками | |||||
5.
| Создание сенсорного панно «Грибная поляна» | октябрь - ноябрь | Сенсорное панно, фотографии | ||||
6.
| Инсценировка В Сутеев «Под грибом» | ноябрь | Фотографии, конспект.
| ||||
7. | Подвижные игры «У медведя во бору», «По грибы», Игра "Ягоды, грибы, орехи", Подвижная игра малой подвижности «А мы по лесу шли» | Октябрь - ноябрь | Описание игр
| ||||
8. | Организация в группе минимузея «Грибная сказка» | ноябрь | Фотографии, описание музея | ||||
3 этап. Обобщающий. Обобщение результатов работы по экологическому проекту | |||||||
Виды деятельности | Сроки | Форма регистрации результата | |||||
1.
| Выставка детских работ детей сада «Удивительные грибы» | ноябрь | Выставка фотографии | ||||
2. | Организация выставки совместных работ по теме: «Такие разные грибы». Изготовление совместно с ребенком различными способами: оригами, аппликация, из бросового материала…; | ноябрь | Выставка | ||||
3. | Создание каталога грибов изучаемой местности | ноябрь | Каталог | ||||
4. | Издание книги с произведениями о грибах, иллюстрированные рисунками детей | ноябрь | Книга, рисунки |
Работая над проектом, пришли к выводу:
Результат исследования показал, что видовой состав грибов окрестностей не является значительным (создан каталог «Грибы») Мы увидели и понаблюдали за грибами, которые появляются осенью на экологической тропе.
Мы узнали:
- Грибы это не растения и не животные. Слово «Гриб» означает: «то, что вырывается, вылазит из земли»;
- У детей сформированы элементарные представления о грибах; их строении, способах и местах произрастания;
- Люди называют грибы, исходя из его внешнего вида или учитывая растение, около которого они растут;
- Многие виды грибов активно используются человеком в пищевых, хозяйственных и медицинских целях. Блюда из съедобных грибов традиционно входят в национальные кухни многих народов мира. Во многих странах развито промышленное выращивание съедобных грибов. Но немало среди них и таких, которые опасны для здоровья; 5. Мы увидели, что формы плодовых тел бывают очень разнообразны.
- Шляпочные грибы — шляпка расположена на ножке или сидячая, прикреплённая краем к вертикальной поверхности.
- Веерообразные (например, вешенки)
- Копытообразные плодовые тела (трутовики).
- Шарообразные (грушевидные) плодовые тела (дождевики).
- Мы научились воссоздавать образы грибов из материалов с помощью различных техник; созданные из бумаги, пластилина и папье-маше; позволили обзавестись собственной грибной поляной, не нанося вреда природе.
- На территории детского сада созданы условия для сохранения видового разнообразия съедобных грибов: создана видовая точка «Грибы» с искусственно созданной грибницей, установлены экологические знаки;
- Мы привлекли внимание общественности к тому, что в результате хозяйственной деятельности человека вырубки лесов, распашки целинных степей, осушения болот численность многих видов грибов значительно сократилась.
В результате изучения материала по данной теме было установлено, что удивительный мир грибов в себе еще много неразгаданных загадок.
Литература:
- И. Урмина, Т. Данилина Инновационная деятельность в ДОУ //Москва, Линка- пресс 2009
- Н. А. Виноградова, Е. П. Панкова образовательные проекты в детском саду // Москва, 2008 3. Л. С. Киселева, Т. А. Данилина, Т. С. Лагода, М. Б. Зуйкова Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения // Москва, 2006
- Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса Проектная деятельность дошкольников //Москва, 2009 П
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательный проект в детском саду «Арктика-Антарктика» информационно-практико-ориентированный
В дошкольном возрасте, когда детское восприятие мира и знаний о нем строится на непосредственном интересе, эмоционально особенно актуальны слова Л.С. Выготского "Момент взволнованности, не...
Детско-родительский информационно-практико-ориентированный проект в подготовительной к школе группе «Первый раз — в первый класс!»
Тип проекта:— информационно-практико-ориентированный;— детско-родительский;— долгосрочный....
Информационно-практик-ориентированный социально-педагогический проект, Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста : "Тайны русского Севера".
Нравственно-патриотическое воспитание в дошкольном отделении образовательного комплекса всех уровней, от дошкольного до высшего профессионального, осуществляется на основе интеграции отечественных тра...
Информационно – практико – ориентированный среднесрочный проект в средней группе «Осторожно, огонь!»
Информационно - практико - ориентированный среднесрочный прект "Осторожно, огонь!"...
Информационно – практико – ориентированный среднесрочный проект в средней группе «Осторожно, огонь!»
Информационно - практико - ориентированный среднесрочный прект "Осторожно, огонь!"...
Информационный-практико-ориентированный долгосрочный педагогический проект "Дари добро"
Оснавные цели - это формирование и воспитание у детей морально-нравственных качеств характера: доброты, эмоциональной отзывчивости, сочувствия и сострадания, гуманного отношения к окружающему миру, ув...
Информационно-практик-ориентированный социально-педагогический проект Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста «Тайны русского Севера»
Цель проекта: Формирование у детей старшего дошкольного возраста гражданской позиции, патриотических чувств, любви и уважения к своей Родине. Формирование интереса к творческой познавательно-исследова...