Перспективное планирование "Обеспечение психологического благополучия с детьми среднего дошкольного возраста"
методическая разработка (средняя группа)

Черданцева Татьяна  Владимировна

Для обеспечения эмоционального благополучия у детей среднего дошкольного возраста необходимо одно условие - это содание социальной ситуации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл perspektivnoe_planirovanie.docx25 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

                                           «Детский сад №39»

                                                                                 

                       

                               Перспективное планирование

   «Обеспечение психологического благополучия с детьми

                        среднего дошкольного возраста»

                                                                                Составила воспитатель:

                                                                                      Черданцева Т.В.

                                                                                                                                                                               

                                     

                                         

                                            г. Усолье – Сибирское

                                                         2024г.

                             

                                                  Актуальность  

      Когда ребенок здоров и счастлив, и находится в мире с самим собой, он переносит все свои чувства на взаимоотношения с окружающими его людьми. В последнее время во всем мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья детского населения.

Какие факторы могут агрессивно воздействовать на ухудшение здоровья детей:

 - экологические проблемы;

 - некачественная вода;

 - химические добавки в продуктах питания;

 - отрицательно бытовые факторы и многие другие.

     ДОУ – это первое звено валеологического образования. Педагоги на основе валеологических знаний формируют у детей убеждения и привычки к здоровому образу жизни, обеспечивая тем самым полноценное физическое и психическое здоровье детей.

      Предлагаемый материал будет способствовать тому, что дети будут понимать, что между мыслями, чувствами и поведением в процессе общения существует тесная связь, и что эмоциональные проблемы связаны не только с определенными ситуациями, но и с их первым восприятием и пониманием.

Цель:

 - дать возможность детям понять формирование навыков самостоятельной деятельности, социальной ответственности, способность чувствовать и понимать себя и других.

Задачи:

 - научить понимать себя и уметь быть в мире самим собой;

 - развивать адекватную оценочную деятельность, направленную на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей;

 - воспитывать интерес к окружающим, развивать чувства понимания и сопереживания к другим людям.

Тема НОД

          Задачи

                       Содержание

    Это - я

Способствовать гармонизации образа «я». Помочь ребенку познать свой внутренний мир. Сформировать чувство самооценки.

1.Беседа «Твое имя»

2.Дидактическая игра «Кто я?» (см. приложение)

3. Дидактическая игра «Кто как на свет появился?» (см. приложение)

4.Подвижная игра «Садовник» (см.  приложение)

5.Оформление дневника «Мой дневник»

Темы: «Это-я», «Я-маленький», «Мой рост, вес»

 Мальчик и

   девочка

Дать понятие о половых различиях людей. Развивать поло-ролевую идентификацию. Закрепить правила поведения с противоположным полом.

1.Беседа «Мальчик и девочка»

2.Сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Дочки-матери

3.Подвижные игры: «Джентльмены», «Горячий стул», «Комплименты»

4.Чтение художественной литературы об уважительном отношении к женщинам, о мужественных поступках мужчин

  Восприятие

       мира

Закрепить знания об органах чувств, их значение в процессе коммуникации.

1.Рассматривание иллюстраций с описанием внешнего облика человека

2.Беседа об органах чувств и их значении для жизни человека

3.Подвижная игра «Построй в ряд»

4. Игра с дидактическим пособием «Что такое хорошо, что такое плохо» (см. в приложении)

   Моя семья

Учить пониманию чужих поступков и умению активно вступать в контакт со взрослыми, формировать чувство «семьи».

1.Детско-родительская игра «Моя семья»

2. Дидактическая игра «Найди свой цветок», «Апельсин»

3.Подвижная игра «Цветик-семицветик»

4.Памятка для родителей: «Семь великих и обязательных «не» (см. в приложении)

        Мое

  настроение

Развивать чувство собственной значимости, навыки само-рефлексии. Повысить общий эмоциональный фон и улучшить психологический климат в группе.

1.Утро радостных встреч

2.Рассказ ан темы: «Когда у меня хорошее настроение, то я…»

3. Дидактическая игра «Мой день» (см. в приложении)

4.Заучивание стихотворения Л. Рыжова «Деловой человек»

5.Рисование: «Хорошее настроение», «Грустное настроение»

    Мой день

   рождения

Дать детям знания о том, как принимать гостей, дарить подарки, веселиться вместе с друзьями.

1.Заполнение дневника «Мой дневник»

Тема: «Мой день рождения»

2.Музыкальные игры «Волшебный стул», «Подарок»

3. Пение песен о дне рождения, хороводные игры

Мы - веселые

      друзья

Развивать чувство юмора, научить детей понимать смешное и учиться шутить самому.

1.Задание на темы: «Отгадывание небылиц», «Смешная история»

2.Чтение художественной литературы юмористического содержания

3.Состовление смешных историй

4.Аппликация на тему: «Смешная страница»

   Вежливый

     разговор

Познакомить с правилами общения и поведения с окружающими людьми.

1.Игры ситуации: «Кот, петух и лиса», «Сорока и медведь», «Лиса и петух»

2.Словесные игры: «Уроки сказки», «Подарки друг другу

3.Сюжетно-ролевая игры: «Интервью», «Звуковое письмо»

Что такое хорошо, что такое плохо

Дать представление о плохих и хороших поступках. Формировать навыки поведения.

1.Решение проблемных ситуаций.

Этюды: «Часовой», «Добрый мальчик», «Хочу, и все», «Эгоист», «Ябедник», «Злюка», «Кривляка».

2.Дидактические игры: «Два друга», «Три характера», Чертенок», «Мальчик наоборот».

«Добрый и злой»

     Разговор

     взглядов

Способствовать развитию эмпатии, рефлексии, положительного микроклимата в группе. Обучать детей формам коллективного общения, формировать нравственные качества и новые навыки взаимоотношения в группе.

1.НОД на темы: «О дружбе», «Мы все знаем и умеем».

2.Подвижные и интеллектуальные игры: «Найди свою половинку», «Ищем клад», «Мы- художники».

3. «Коллективная творческая работа (рисование, аппликация) «Наше дружное творение»

   Мир моих

    фантазий

Развивать рефлексию, творческое воображение, способность к творческой деятельности.

1.Беседа по теме: «Если мы будем делать все наоборот».

2.Заполнение дневника «Мой дневник»

Тема: «Моя мечта».

3.Рисование «Я в волшебной стране».

4.Подвижные игры: Тяни-толкай», «Необычное животное», «Фантастические размышления»

Знакомство с животными и

  растениями

Научить ребенка видеть взаимосвязь между человеком и природой. Воспитывать любовь ко всему живому.

1.Беседа по теме: «Человек и природа».

2.Рассказы детей о любимых животных и растениях.

3.Интеллектуальные игры: «Веселый зоопарк», «Угадай, кто это?».

4.Заполнение дневника «Мой дневник»

Тема: «Домашний любимец»

                                                                                                                                Приложение

                    Дидактическое пособие «Что такое хорошо, что такое плохо»

Цели: учить детей составлять фразы по иллюстрациям; оценивать поступки человека; воспитывать бережное отношение к окружающему (своему дому, двору, улице, детскому саду) и своему здоровью.

Описание: Пособие изготовляется постепенно. Дети и педагог находят иллюстрации, называют вред или пользу изображенного на них: полезно – оформляют в зеленую рамку, вредно – в красную. Листы собирают в папку. Дети в свободное время рассматривают их, раскрашивают, дорисовывают изображения, играют с ними.

                                           Дидактическая игра «Кто я?»

Цель: расширять знания ребенка о самом себе, своем имени, своей фамилии, возрасте.

Оборудование: зеркало, предметные картинки с изображением животных, птиц.

Описание игры: расскажи, что ты знаешь о себе (имя, возраст, цвет и длина волос, цвет глаз, дата рождения, девочка или мальчик). Расскажи на ког ты похож: на маму или папу. Есть ли у тебя признаки, которые присутствуют у какого-либо животного, птицы?

                               Дидактическая игра «Кто как на свет появился»

Цель: закрепить представление детей о том, как появляются на свет живые существа.

Оборудование: 3 большие картинки с изображением яйца, икринки, бутылочка с молоком и соской; мелкие картинки с изображением людей, животных, птиц, земноводных, насекомых.

 Описание игры: перед детьми лежат перевернутые изображением вниз картинки с животными, насекомыми, земноводными, людьми. Дети выбирают любую картинку, сообщают каким образом это существо появилось на свет. Затем совмещают маленькую картинку с большой – с изображением яйца, икринки, бутылочки с соской (для млекопитающих).

                                       Подвижная игра «Садовник»

Цели: углублять представление ребенка о самом себе; научить видеть индивидуальные особенности других людей.

Оборудование: мяч

Описание игры: дети встают в круг. Ведущий, Садовник, бросает мяч и говорит: «Я садовником родился, не на шутку рассердился, все цветы мне надоели, кроме Кати». Дальше Садовник рисует словесный портрет (имя, возраст, цвет глаз), Садовником становится Кати.

               Памятка для родителей «Семь великих и обязательных «не»

  1. Не принуждать ребенка к еде. Пищевое – одно из самых страшных насилий над организмом и личностью, приносит вред физический и психический.
  2. Не навязывайте. Уговоры и убеждения – насилие в мягкой форме.
  3. Не ублажать; еда – не средство добиться послушания и не наслаждение, она средство жить.
  4. Не торопить. Еда не тушение пожара, темп еды дело сугубо личное; спешка всегда вредна, а перерывы в жевании необходимы даже корове.
  5. Не отвлекать. Пока ребенок ест, телевизор должен быть выключен, а новая игрушка припрятана.
  6. Не потакать. Нельзя позволить ребенку есть что попало и в каком угодно количестве (например, неограниченные дозы сладкого).
  7. Не тревожиться, поел ли ребенок, вовремя ли и сколько, следите только за качеством пищи.

                                           Дидактическая игра «Мой день»

Цели: рассказать о режиме дня; учить объяснять и доказывать свою точку зрения; учить находить нарушения закономерностей в последовательном ряду.

Оборудование: 3-4 комплекта карточек с изображениями разных режимных моментов.

Описание игры: располагать карточки надо последовательно, в соответствии с режимом (от утреннего подъема до укладывания спать вечером), объяснить детям, почему так, а не иначе следует выкладывать карточки.

Вариант 1. Соревнование «Кто быстрее выложит ряд?»

Вариант 2. «Продолжи ряд». Воспитатель начинает выкладывать последовательность, а ребенок продолжает.

Вариант 3. «Исправь ошибку». Воспитатель выкладывает всю последовательность карточек, нарушив её в одном или в нескольких местах, дети находят и исправляют ошибки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация ФГТ в ГБДОУ. Примерное перспективное планирование.Использование нетрадиционной техники в совместной деятельности по рисованию, с детьми среднего дошкольного возраста.

Цель:  использование нетрадиционной техники по рисованию с детьми среднего  дошкольного возраста.Поставленная цель привела к решению следующих задач:Раскрыть значение техники изображен...

Конспект психологического занятия по рисованию песком с детьми среднего дошкольного возраста «Песочная Сказка»

Целью данного занятия является знакомство с техникой рисования на песке и стабилизировать эмоциональную сферу детей спомощью техники рисования на песке.  Научить детей рисовать указательными паль...

Конспект психологического занятия по рисованию песком с детьми среднего дошкольного возраста.

Тема: «Песочная  Сказка»Подготовил: педагог-психолог Кирьянова Н.В.Цель: Знакомство с техникой рисования на песке, развивать эмоциональную сферу.Задачи:Обучающая:  учить рисовать...

Перспективное планирование игровой деятельности с детьми среднего дошкольного возраста

В данной разработке представлен перечень игр и их названия на год....

Рабочая программа педагога – психолога по психологическому сопровождению детей старшего дошкольного возраста «Психологические занятия с детьми старшего дошкольного возраста «Приключения будущих первоклассников»»

Начало школьной жизни –серьезное испытание для большинства детей, приходящих в первый класс, связанное с резким изменением всего образа жизни. Дети должны привыкнуть к новому коллективу, к новым...