Самообразование
методическая разработка (младшая группа)

Белякова Татьяна Владимировна

Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности в работе с детьми младшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie_2_ml.24-25.docx20.9 КБ

Предварительный просмотр:

План по самообразованию на тему: «Развитие речи детей во второй младшей группе с использованием пальчиковых игр и нетрадиционных технологий» на 2024-2025учебный год.

Воспитателя группы№2 Беляковой Татьяны Владимировны
Актуальность:
 
«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев» - В.А. Сухомлинский.
«Рука – это, своего рода, внешний мозг человека» - писал Кант.

Речь в жизни человека - это наиважнейшая функция, необходимая каждому. Без речи, без звучащего слова, жизнь была бы скучна и не интересна. Благодаря речи мы общаемся, передаем опыт, регулируем деятельность и поведение.

Возраст от 3 до 4 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка. Главная задача педагога в области развития речи детей младшего дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, родного языка. Доказано, что мысль и глаз ребёнка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук является мощным средством повышения работоспособности головного мозга. От того, насколько ловко научится ребёнок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.
Для развития речи детей я использую в своей работе пальчиковые игры и нетрадиционные технологии. Я выбрала тему по самообразованию «Развитие речи детей во второй младшей группе с использованием пальчиковых игр и нетрадиционных технологий», так как эта тема очень актуальна и имеет немаловажное значение в жизни наших воспитанников. Организованные игры, в том числе и пальчиковые, сопровождаемые речью, превращаются в своеобразные маленькие спектакли. Они увлекают детей и приносят им радость. Работа по развитию мелкой моторики предполагает тесное общение с детьми и родителями. Что благоприятно влияет на отношения и дружескую атмосферу в детском коллективе.

Цель: Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности в работе с детьми младшего дошкольного возраста.

Задачи:

1. Сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речевой деятельностью детей.

2. Совершенствовать мелкую моторику детей через пальчиковые игры;
3. Систематизировать работу по совершенствованию пальчиковой моторики;
4.
 Повысить компетентность родителей в вопросе о влиянии пальчиковых игр на речь детей младшего возраста, о нетрадиционных формах работы с детьми.
5. Содействовать нормализации речевой функции.
6. Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность.

Методы и приёмы работы:
Традиционные:
Массаж кистей рук.
Пальчиковая гимнастика, физкультминутки.
Пальчиковые игры со стихами, со скороговорками.
Пальчиковый театр.
Нетрадиционные технологии:
Лепка из пластилина с использованием природного материла (крылаток, шишек, семечек и т.д.)
Конструирование из бумаги в технике оригами, работа с конструктором.
Шнуровки, пазлы, мозаика.

Дидактические игры.

Игры с мелкими предметами.

Работа со счётными палочками.
Нетрадиционные техники рисования: кистью, пальцем, ватной палочкой.
Ручной труд: нанизывание бус.
Рисование по трафаретам, штриховка.

Дорисовка (по принципу симметрии).

Форма работы:

Сентябрь.

Подбор методической литературы.
Подбор материала по теме самообразования.

Работа с детьми:

Разглаживание скомканных бумажных комочков из цветной бумаги.

Катание между ладонями карандашей, орехов, шариков.

Разрывание бумаги (путём отрывания кусочков от листа).

«Нарисуй клубочки от точки» методом «наращивания», не отрывая карандаш от бумаги.

Октябрь.
Начать работу с детьми по массажу кистей.

Разучивание новых пальчиковых игр.

«Собираем урожай» - лепка разноцветных шариков из пластилина. – «Что это?» (называние похожих на шарики по цвету овощей и фруктов).

«Сложи кубики» из 4-х частей.

« Чудесный мешочек» - овощи и фрукты определить на ощупь.

«Ежи и ежата» - вставка семечек в большой или маленький пластилиновый комочек.

Ноябрь.

Разучивание и чтение стихотворений с движениями.

 «Чудесный мешочек» - определить на ощупь резиновые игрушки.

 «Подарок для мышек и мышат» - сортировка семечек тыквы и подсолнуха.

«Найди вторую половинку» - разрезные картинки.

«Игрушки». Разрезные картинки из 4-х частей.

«Строим забор» из счетных палочек - закрепление знаний о цвете и размере.

Декабрь.

Разучивание с детьми физкультминуток.

Ручной труд: нанизывание бус, шнуровки.

Развитие мелкой моторики рук в процессе изобразительной деятельности, рисуем нетрадиционным способом (ёлку, новогодние игрушки).

«Поможем бабушке развязать узелки на бельевой веревке».

«Поможем мальчику застегнуть пуговицы на рубашке».

«Шнуровка» - учить вкладывать шнурок в дырочку.

Январь.

Разучивание новых пальчиковых игр, повторение старых.
Рисование по трафаретам, штриховки.

«Витаминный завод» - лепим «витамины» из пластилина и складываем в коробочки.

Пазлы, мозаика, работа со счётными палочками.

Строитель. «Построим дом из кубиков».

Февраль.

Разучивание с детьми словесных игр.

«Собери пирамидку».

«Мячи для котят» - лепка из пластилина.

 «Что спряталось в комочке?» - Разглаживание бумажных комочков с контурными изображениями игрушек.

Рисуем на манке большие и маленькие предметы (мяч, шар, кирпич, кубик).

«Определи на ощупь» - «чудесный мешочек»; Какая, игрушка спряталась?
Март.

Чтение потешек, стихотворений при помощи пальчиков.

Пальчиковый театр.

Конструирование и бумаги в технике оригами

«Нарви молодой травки для кроликов» - мелко порвать зелёную бумагу.

«Кто где живет?» - называние и выкладывание из пластмассовых палочек домиков животных (конура, нора, сарай).

«Сушка белья» - пристегнуть прищепками к веревке одежду кукол, носовые платки.

Апрель.

Использование нетрадиционных методов в работе: лепка с использованием природного материала (семечки, шишки); самомассаж кистей пальцев рук.

«Червячки для грачей» - лепка из пластилина.

«Поможем птицам» - устелить «гнездо» мелкими клочками из ваты.

«3акрути бутылочку» - закручивание пробок на пластмассовых бутылках.

«Собери кубики»  из 4-х частей.

Май.
Повторение пальчиковых игр.

«Красивый одуванчик» - вставка спичек в пластилиновый комочек.

Коллективная работа «Весенний луг» - небольшие цветные листочки бумаги смять, крепко сжать в кулачке, скатать между ладошками и приклеить на общий зеленый фон.

«Кто больше соберёт фасоли?» - Собрать фасоль с ковра.

«Едем на дачу» - собрать грузовик из геометрических фигур.

Шнуровка, застёгивание и расстёгивание пуговиц, молний, липучек, развязывание узелков на бельевой верёвке.

Работа с родителями:

Сентябрь – Май

Анкета для родителей на тему: «Как развита мелкая моторика у Вашего ребенка?»

Консультация для родителей на тему: «Значение развития мелкой моторики рук для детей младшего дошкольного возраста».

Пaмятка для родителей на тему: «Пальчиковые игры».

Рекомендации для родителей

Форма отчётности:

Беседы и консультация, рекомендации для родителей

Фото о работе с детьми по данной теме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г. Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников».

Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г.Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны  воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников»....

План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Агрессивность у детей дошкольного возраста»

Повышенная агрессивность детей яв­ляется одной из наиболее острых про­блем не только для педагогов и психо­логов, но и для общества в целом. Увеличение числа детей, склонных к агрессивным формам повед...

План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Нравственное и этическое развитие воспитанников детского дома дошкольного возраста»

Цель: способствовать формированию у детей этических и нравственных  норм поведения Задачи:1.      воспитание нравственных чувств, привычек, норм;2....

Анализ работы по самообразованию Тема самообразования: Развитие мелкой моторики рук через нетрадиционную аппликацию.

Необходимым элементом подготовки ребенка  к школе, к письму является тренировка тонко координированных движений руки, зрительно-моторных координаций. В связи с этим ,эта тема , считается актуальн...

План самообразования по теме «Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И.

План самообразования по теме«Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И....

План работы По самообразованию На 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»

План работыПо самообразованиюНа 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»...

2020-2022 гг: Тема по самообразованию №1 за 2020г; Тема по самообразованию № 2, 3 за 2021 г; тема по самообразованию № 4 за 2022 г.

                ГБОУ Школа №1400 8ДКМладшая  группа № 2Воспитатель- Фролова Елена Владимировна Тема по самообразованию 2020-2021 уч. год. ...