Авторская статья. Особенности проектирования индивидуального образовательного маршрута педагога дошкольного образовательного учреждения
статья

Петрова Инна Васильевна

Особенности проектирования

индивидуального образовательного маршрута

педагога дошкольного образовательного учреждения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nastavnichestvo_3.docx19.12 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности проектирования

индивидуального образовательного маршрута

педагога дошкольного образовательного учреждения

И. В. Петрова, старший воспитатель

Л.А. Кузора, воспитатель

МАДОУ «Тяжинский детский сад №3 «Золотой ключик»

пгт.Тяжинский, Кемеровская область - Кузбасс

    

В статье описана актуальность саморазвития педагога на протяжении всего профессионального пути, дано определение «индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ) педагога», а также описан алгоритм его разработки.

 Ключевые слова: индивидуальный образовательный маршрут, ИОМ,

наставничество, педагогический работник, саморазвитие.

Концепция модернизации российского образования ставит задачу такого качества дошкольного образования, которое связано с созданием условий для развития личности ребенка, способной реализовать себя в социальной среде. В связи с этим предполагается, что появится новое содержание профессионально-педагогической деятельности педагогов дошкольных образовательных учреждений, их готовность осваивать и внедрять инновации, востребованные в новой образовательной ситуации.

Данные нововведения связаны с изменениями в современной системе образования. Если раньше основным носителем знаний был педагог, то теперь, с развитием информационных технологий его может заменить любое информационное устройство. При реализации ФГОС ДО отметим, что к педагогу предъявляются новые требования: он должен научить детей совершенно новым компетенциям: умению учиться, общаться со сверстниками и жить в поликультурном пространстве. Невозможно научить будущему, используя вчерашние методы обучения – это была одна из основных идей Джона Дьюи, американского педагога психолога и философа. С ним трудно не согласиться, учитывая современное состояние педагогики как науки и запросы общества.

В июне 2022 года в целях признания особого статуса педагогических работников, в том числе педагогов-наставников, президент Российской Федерации В.В. Путин личным указом постановил «…провести в 2023 году в Российской Федерации год педагога и наставника.» [1]. В Кемеровской области с 2020 года реализуются принципы индивидуализации обучения и наставничество педагогов. Индивидуальный образовательный маршрут (далее – ИОМ) – это «…долгосрочная образовательная программа самосовершенствования педагогического работника в рамках дополнительного профессионального образования, реализуемая на основе мотивированного выбора образовательных альтернатив» [2]. В контексте практического применения можно определить ИОМ как организационно-методический документ, отражающий план конкретных мероприятий, направленных на непрерывное профессиональной и личностное развитие педагога сроком от года до пяти лет в зависимости от выявленных затруднений, конкретной ситуации в образовательном учреждении и локальных задач (например, подготовки к аттестации или реализации конкретной образовательных линий).

Алгоритм разработки ИОМ предусматривает следующие этапы.

1. Самоопределение/определение воспитателя. Определяется необходимость в методическом сопровождении педагога.

2. Диагностика/самодиагностика достижений, профессиональных дефицитов и затруднений. Осуществляется посредством анализа локальной документации, а также тематического планирования самого педагога, беседа с воспитателем, наблюдение, посещение учебных занятий, анкетирование педагога. В анкете рассматриваются 5 блоков педагогических затруднений: общепедагогические, методические, психолого-педагогические, информационные и коммуникативные.

3. Составление дорожной карты ИОМ. Наставник помогает подобрать курсовую подготовку; инновационные для конкретного педагога совместные пробно-поисковые действия; программу участия в мероприятиях для ликвидации по устранению профессиональных дефицитов; распространение актуального педагогического опыта; повышение квалификационной категории воспитателей [2].

Важное место в формировании и реализации ИОМ занимают консультации (индивидуальные, подгрупповые, групповые). Педагоги информируются о возможностях методической работы в образовательных учреждениях и возможностях обучения и развития профессиональных компетенций вне образовательного учреждения (курсовое обучение в системе повышения квалификации, городских или поселковых методических объединениях, открытых мероприятиях, фестивалях и т.п.).

4. Данный маршрут представляет собой гибкий документ, позволяющий педагогу вариативно перемещаться и менять образовательные события по разработанному алгоритму.

5. Рефлексивный анализ реализации ИОМ, представление результатов как разработанных материалов, так и сформированных личностно-профессиональных компетентностей. Рефлексивный анализ целесообразно проводить два раза в год, предусматривая своевременную коррекцию. Предметом рефлексии становится деятельность педагога по реализации индивидуального образовательного маршрута.

Воспитатель детского сада должен обладать определенными компетенциями, которые помогут ему полноценно реализовать свою профессиональную деятельность:

- педагогическая компетенция. Педагог должен обладать знаниями о педагогических методах и технологиях, способах организации образовательного процесса, о возрастных особенностях и потребностях детей разного возраста;

- культурная компетенция. Воспитатель должен обладать необходимыми знаниями и навыками, чтобы эффективно взаимодействовать с представителями разных культур и национальностей и уважать их традиции;

- коммуникативная компетенция – это одна из важнейших компетенций педагога, а именно умение наладить эффективное взаимодействие с детьми, родителями и коллегами.

          Она включает в себя следующие аспекты:

- умение слушать и понимать. Педагог должен проявлять уважение к мнению детей, родителей и коллег, уметь слушать и понимать их, а также проявлять сочувствие и сопереживание;

- навыки делового общения, объяснения, убеждения. Педагог должен уметь грамотно и доступно объяснять детям материал, использовать ясную и точную речь, учитывать особенности возраста и психологического развития;

- навыки невербального общения. Педагог должен уметь использовать жесты, мимику и другие невербальные средства для установления эмоционального контакта с детьми и улучшения понимания и восприятия информации;

- умение разрешать конфликты. Педагог должен уметь находить компромиссы в сложных ситуациях, разрешать конфликты и способствовать установлению конструктивного диалога [2].

          Коммуникативная компетенция является важной составляющей профессиональной компетентности воспитателя и способствует успешной реализации его профессиональных задач.

Таким образом, реализация наставничества в дошкольном образовательном учреждении позволяет решить задачи адаптации молодого педагога к условиям труда, а разработка ИОМ помогает отслеживать результаты проделанной работы, фиксировать новые достижения и составлять отчеты.

Литература

1. Официальный сайт президента России : [сайт].–URL: http://www.kremlin.ru/acts/news/68707 (дата обращения: 06.10.2023). – Текст : электронный.

2. Карслян Е.А. Проектирование индивидуального образовательного маршрута педагога дошкольного образовательного учреждения / Е.А. Карселян. – Текст : электронный  – URL: https://infourok.ru/proektirovanie-individualnogo-obrazovatelnogo-marshrutapedagoga-doshkolnogo-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya-4330485.html  (дата обращения: 06.10.2023).

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Индивидуальный образовательный маршрут воспитателя дошкольной образовательной организации как модели построения системы самообразования».

«Индивидуальный образовательный маршрут воспитателя дошкольной образовательной организации как модели построения системы самообразования»....

Статья "Особенности адаптации детей раннего возраста в дошкольном образовательном учреждении"

Тема «Адаптация детей раннего возраста в дошкольном образовательном учреждении» является актуальной, так как проблема адаптации детей 2-3 года жизни к условиям детского сада имеет бол...

"Проектирование индивидуального образовательного маршрута воспитателя в условиях реализации профессионального стандарта "Педагог".

Предлагаю презентацию собственного образовательного маршрута по теме самообразования: "Развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства". Реализация ИОМ проходит в пе...

Технология проектирования индивидуального образовательного маршрута воспитанника, испытывающего затруднения при освоении содержания основной образовательной программы дошкольного образования

Материал раскрывает механизм проектирования индивидуального образовательного маршрута  воспитанника, испытывающего затруднения при освоении содержания образовательной программы на примере проблем...

Статья" Особенности организации работы по аппликации в дошкольном образовательном учреждении"

Особенности организации работы по аппликации в дошкольном образовательном учреждении...

Публикация статьи "Особенности работы с родителями педагога - психолога дошкольного образовательного учреждения"

Стаья опубликована в сборнике "Детскиц сад как среда развития ребенка". Под ред. проф. Ю.С. Мануйлова. - Нижний Новгород: Центр научных иныестиций, 2018. - 366с.:ил....

Статья "Много есть профессий разных..." для педагогов дошкольных образовательных учреждений

Статья «Много есть профессий разных...» Цель: создание условий для формирования представлений о мире профессий, формирование коммуникативной компетентности воспитанников.Задачи: ...