Публикация статьи "Особенности работы с родителями педагога - психолога дошкольного образовательного учреждения"
статья

Никифорова Вера Глебовна

Стаья опубликована в сборнике "Детскиц сад как среда развития ребенка". Под ред. проф. Ю.С. Мануйлова. - Нижний Новгород: Центр научных иныестиций, 2018. - 366с.:ил.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Статья54.5 КБ

Предварительный просмотр:

Специфика работы с родителями педагога-психолога ДОУ

          Одной из ценностей в жизнедеятельности нашего детского сада является  осознание семьи как основной среды личностного развития ребенка, ориентация на образовательные потребности и запросы родителей воспитанников детского сада.

    К годовым задачам плана работы  нашего педагогического коллектива относится оптимизация современных видов деятельности педагога и родителей по сохранению и укреплению здоровья детей.

Социально-экономические преобразования, которые произошли в нашей стране в конце XX – начале XXI века не могли отразиться на воспитании детей в семье. В настоящее время наблюдаются:

  • ухудшение физического, психического, социального здоровья детей;
  • рост социально-психологической тревожности, усталости, напряжения;
  • трудности семейной жизни на фоне кризисов;
  • личностные проблемы родителей (неполные семьи, материальные трудности, тревога и страх в связи со снижением безопасности жизни);
  • общие проблемы всей страны (наркомания, алкоголизм, войны, экология, быстро растущий научный технический прогресс).

Семье, безусловно, требуются внимание, поддержка и сопровождение со стороны специалистов дошкольного профиля (педагогов, психологов, логопедов и др.). В сложившихся условиях взаимодействие детского сада с семьей является важнейшим направлением дошкольного учреждения. Оно позволяет совместно выявлять, осознавать и решать проблемы воспитания детей.

Основной тенденцией современного подхода к проблеме работы с семьей является обучение родителей самостоятельному решению жизненных задач, в т.ч. воспитанию своих детей. Большое внимание важно уделять и развитию рефлексии, формированию мотивации быть успешным родителем. А из этого следует некое изменение в системе «воспитатель-родитель». От воспитателя требуются большие усилия: критические переоценки собственного опыта, желание узнать новое, а главное - готовность к этому. Но воспитатель как раз и не всегда готов к этой деятельности. Существует некая помеха сотрудничества воспитателей и родителей в реализации принципов взаимодействия. Причинами, ограничивающими это взаимодействие, может быть следующее:

с позиции педагогического коллектива:

  • низкая самооценка;
  • отсутствие необходимых знаний и навыков об организации совместной деятельности;
  • функциональная загруженность;
  • низкий уровень развития диалогического общения в отношении с родителями;
  • низкий уровень понимания связи между развитием ребенка и развитием семьи;
  • боязнь родителей из-за уже имеющегося негативного опыта общения;

с позиции семьи:

  • защита своей семьи от постороннего вмешательства;
  • сложившееся отношение к детскому саду как к обслуживающему семью институту, взявшему на себя функцию воспитания;
  • отсутствие опыта совместной с педагогами деятельности.

Для педагогического коллектива важно быть чуткими к запросам семьи и компетентными в решении современных задач воспитания и образования. Поэтому проблема работы с родителями решается у нас в двух направлениях: просвещение и обучение воспитателей, просвещение и обучение родителей.

С педагогами в нашем дошкольном учреждении систематически проводятся консультации общие и индивидуальные, семинары, практикумы, круглые столы, тренинги с целью оказания психологической, педагогической помощи в установлении контакта с родителями. В ходе этих мероприятий заметно повышается компетентность педагогов.

В целях активизации участия родителей в образовательном процессе ДОУ используются разнообразные формы взаимодействия с семьей:

  • день открытых дверей для родителей;
  • совместные физкультурные занятия, праздники;
  • беседы и консультации специалистов;
  • совместные музыкальные праздники, развлечения;
  • итоговые занятия для родителей;
  • Родительский клуб;
  • Школа для родителей с детьми.

      Психологическая служба ДОУ, которую я представляю, работе с родителями уделяет особое внимание. Ведется большая и плодотворная работа. Наряду с индивидуальными формами весьма результативными оказываются формы групповой работы: встречи, беседы, лекции, тренинги, собрания.

   Более пяти лет в нашем детском саду действует психологический родительский  клуб «Искусство быть семьей». Мы понимаем потребность родителей в элементарных психологических и педагогических знаниях. Понимаем трудность становления семьи и родительства. И именно в родительском клубе видим одну из форм активного развития семейной культуры, где родители могут поделиться своим опытом, найти ответы на волнующие их вопросы развития и воспитания детей, найти пути решения проблем семейных отношений. Клуб – это объединение, которое позволяет организовать активный процесс общения родителей и предоставляет им возможность личностного роста, творческого проявления.

   Название клуба «Искусство быть семьей»  выбрано не случайно. Именно семья играет ведущую роль в развитие и становление личности ребенка. В семье он  учится общению с людьми. От внутрисемейных отношений: супружеских, детско-родительских, детско-детских, прародительских зависит эмоциональное благополучие ребенка. Известно выражение: «Чтобы ребенок был хорошим, сделайте его счастливым». Но таковым ребенка может сделать только саморазвивающаяся компетентная личность родителя. Родительская компетентность предполагает рефлексию взрослыми воспитательной роли, собственного опыта взаимоотношений с ребенком. Для этого родители должны переосмыслить свои воспитательные установки и стереотипы мышления, раскрыть свои внутренние резервы. Непросто строить семью, супружеские отношения. Решение семейных проблем требует от супругов зрелости и компетентности, а значит, волевых усилий, способности взять на себя дополнительную нагрузку. Нередко возникает семейная дисгармония: при возникновении в семье проблем нет образцов того, как с этим справиться. В этом случае необходима поддержка социальной грамотности и компетентности. Кроме того многие родители отягощены собственными личными проблемами, и это может препятствовать концентрации на нуждах ребенка.

    Цель работы клуба – помощь в гармонизации семейных отношений на основе коррекции личностных установок родителей.      В содержание работы включены разнообразные формы и методы:

  •  анкетирование
  •  тестирование
  •  игровая терапия
  •  арт-терапия
  •  телесно-ориентированная терапия
  •  кинотренинг
  •  библиотерапия
  •  музыкотерапия

Ведущими формами обучения родителей в условиях клуба являются  тренинги и деловая игра. В ходе тренингов родители осваивают конкретные способы и формы взаимодействия со своими детьми, обретают новый опыт конструктивных отношений. Деловая игра позволяет родителям рефлексивно оценить ту или иную модель поведения, а также дает интересную информацию о жизни семьи.

Встречи членов клуба проводятся 1 раз в месяц. Заканчиваются они обычно душевной беседой за чашкой чая. Группа формируется  на добровольной основе. Некоторые родители в силу своей занятости для посещения выбирают определенные темы, но в основном это постоянные участники. Занятия проводятся в круге. Это дает возможность открытого общения, облегчает взаимодействие, придает гармонию отношениям.                                    

В план встреч входят такие тренинги как:

  • Вы и Ваш ребенок.
  • Зачем человеку семья.
  • Мы родом из детства.
  • Тренинг позитивного мышления.
  • Тренинг родительской компетентности.
  • Как правильно общаться с ребенком.
  • Дефицит любви.
  • Поощрения и наказания.
  • Да здравствует игра!
  • Психология родительства и др.

      В ходе занятий члены клуба получают новый позитивный опыт внутрисемейных отношений, наблюдается снижение уровня  тревожности, повышение коммуникативности, потребности личностного роста. Родители приобретают навыки позитивного общения, развивают умение разрешать конфликтные ситуации, находят решения личных проблем.    

Благодаря клубу меняются родительские установки. Родители начинают понимать причины возникновения конфликтов, учатся вникать в ситуацию, видеть успехи своего ребенка, меняются внутрисемейные отношения.

Таким образом, в основе всей работы нашего дошкольного учреждения лежит плодотворное взаимодействие с родителями. Подобные контакты приносят сторонам обоюдное удовлетворение, а это, значит, развивается конструктивное взаимодействие в системе «педагог-ребенок-родитель».

 Мы убеждены, психологическая и педагогическая работа с детьми не будет эффективна без помощи и поддержки родителей.

      Для нас важно, чтобы каждый родитель сознавал, что рядом с ним существует нежный, хрупкий мир детства, который мы, взрослые, должны понимать, чувствовать, беречь и уважать!

     

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Деятельность педагога-психолога дошкольного образовательного учреждения в рамках психолого-педагогического сопровождения развития ребенка в дошкольном возрасте

В своей работе опираюсь именно на принципы психолого-педагогического сопровождения образовательно-воспитательного процесса.ЦЕЛЬ психолого-педагогического сопровождения ребенка в учебно-воспитательном ...

Волшебная комната в работе педагога-психолога дошкольного образовательного учреждения

Данная презентация отражает работу педагога-психолога в детском саду с использованием специального оборудования сенсорной комнаты. В презентации представлена коррекционно-развивающая программа "Волшеб...

БАЗОВЫЙ ПАКЕТ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ УСЛУГ ПЕДАГОГА - ПСИХОЛОГА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ХОЛДИНГА

Базовый пакет психологических услуг педагога-психолога дошкольного образовательного учреждения в условиях холдинга: Сборник методических материалов для специалистов дошкольных образовательных учрежден...

Протокол заседания Югорского методического объединения педагогов-психологов дошкольных образовательных учреждений

Протокол заседания Югорского методического объединения педагогов-психологов дошкольных образовательных учреждений от 21 октября 2016 года...

Использование ИКТ в работе педагога-психолога дошкольного образовательного учреждения

21 век называют веком информации.  Современные информационные технологии внедряются в различные сферы нашей жизни. Компьютерные технологии становятся неотъемлемой частью современной культуры, в т...