Педагогический проект «Волонтерское движение в детском саду»
проект
Педагогический проект
«Волонтерское движение в детском саду»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ped.proekt_ds_no_80_vesnushka_volonterstvo.docx | 80.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 80 «Веснушка» города Смоленска
Педагогический проект
«Волонтерское движение в детском саду»
Авторы-составители:
заведующий Вербицкая Я.Н.,
старший воспитатель Грязнова О.В.,
учитель-логопед Ковалева Л.С.,
инструктор по физической культуре Волкова А.И.,
музыкальный руководитель Петрова А.Г.,
воспитатели Михельсон Е.Н., Василенкова Н.В.
Г. Смоленск, 2022-2023 г.
Методический паспорт проекта
Структура | Содержание | Примеры и разъяснения |
Тема | «Волонтерское движение в детском саду». | Педагогический проект «Волонтерское движение в детском саду» для реализации в системе образования на разновозрастное общение между детьми, помощь старших дошкольников младшим в обучении малышей играть в различные игры, одеваться, лепить, рисовать, в формировании активной жизненной позиция, умении ориентироваться в социуме, жить среди людей и по возможности помогать им. |
Руководитель проекта | заведующий Вербицкая Я.Н., старший воспитатель Грязнова О.В., учитель-логопед Ковалева Л.С., инструктор по физической культуре Волкова А.И., музыкальный руководитель Петрова А.Г., воспитатели Михельсон Е.Н., Василенкова Н.В. | |
Исполнитель проекта | Воспитанники всех возрастных групп Воспитатели Родители Учитель-логопед, педагог-психолог Музыкальный руководитель Инструктор по физической культуре | МБДОУ «Детский сад № 80 «Веснушка» г. Смоленска |
Юридический адрес исполнителя проекта | МБДОУ «Детский сад № 80 «Веснушка» г. Смоленска Ул. Ударников, 45 а, г. Смоленск | |
Адресация проекта
| Выявление круга возможных потребителей данного проекта. | Проект предназначен инструкторам физкультуры ДОУ, музыкальным руководителям, а также воспитателям подготовительных старших, средних, младших групп. |
Цель проекта | Отсутствие у детей старшего дошкольного возраста социально – нравственной позиции, связанной с различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии. | Цель: Создать в детском саду волонтерское движение, объединив воедино активных, творческих педагогов, заинтересованных родителей и детей дошкольного возраста и их участие в добровольных, социально важных акциях и мероприятиях. Внедрить волонтерскую практику в деятельность детского сада, направленную на развитие духовно-нравственной личности дошкольников; формирование у воспитанников высокого патриотического сознания. |
Задачи проекта |
| 1. Причина: Недостаточно развиты коммуникативные способности, духовно – нравственные качества детей, семейные ценности. Задача:
2. Причина: Не достаточная осведомленность родителей, педагогов и других участников проекта о волонтёрском движении. Задача:
3. Причина: Не достаточен уровень педагогической компетенции воспитателей групп по вопросам волонтёрского движения. Задача:
|
Благополуча-тели проекта | Педагоги, дети, родители. | Дети всех возрастных групп, родители воспитанников, воспитатели, узкие специалисты ДОО. |
Типовые особенности проекта | По характеру создаваемого продукта: оздоравливающий, просветительский, познавательный, развивающий. По профилю знаний: межпредметный проект. По характеру координации: с открытой координацией. По уровню контактов: на уровне ДОУ. По срокам реализации: долгосрочный (2 года) Срок реализации проекта. С 15 сентября 2022 года по май 2025 года. Работа в данном направлении будет продолжаться и в дальнейшем. | Тип проекта: практико-ориентированный, творческий, индивидуально-развивающий, информационно – просветительский.
|
Ожидаемые результаты реализации проекта. |
|
|
Исполнители основных мероприятий. | Перечислить должности педагогов, которые реализуют основные мероприятия. | заведующий Вербицкая Я.Н., старший воспитатель Грязнова О.В., учитель-логопед Ковалева Л.С., инструктор по физической культуре Волкова А.И., музыкальный руководитель Петрова А.Г., воспитатели Михельсон Е.Н., Василенкова Н.В. |
Пояснительная записка
АКТУАЛЬНОСТЬ
А в чём самая большая цель жизни? Я думаю: увеличивать добро в окружающем нас. А добро - это, прежде всего счастье всех людей. Оно слагается из многого, и каждый раз жизнь ставит перед человеком задачу, которую нужно уметь решать. Можно и в мелочи сделать добро человеку, можно и о крупном думать, но мелочь и крупное нельзя разделять. Многое, как я уже говорил, начинается с мелочей, зарождается в детстве и в близком... Д.С. Лихачев
Сейчас много говорят о том, что подрастающее поколение проявляет негативное отношения друг другу. Поэтому задача педагогов - направить свои усилия для успешной социализации ребенка и его социально - личностного развития.
Социализация — это становления личности в процессе усвоения знаний, ценностей и норм социалистического общества. В отличие от других живых существ, чье поведение обусловлено биологически, человек как существо биосоциальное, нуждается в процессе социализации.
Уже с первых дней жизни ребенок является существом социальным, так как его потребности не могут быть удовлетворены без помощи и участия другого человека.
Современные дети живут и развиваются в совершенно иных социокультурных условиях, чем их ровесники 20 лет назад. Занятость родителей, разрыв поколений, технологизация детской субкультуры, отсутствие «дворовой» социализации, изолированность ребенка в семье и другие тенденции негативно отражаются на социализации современных детей. Повышенная агрессивность, дефицит гуманных форм поведения, отчужденность, изолированность выдвигают на первый план задачу социализации детей.
Задача может быть решена при одновременной реализации таких условий, как создание благоприятной социокультурной развивающей среды, гибкое сочетание разных форм и методов работы с детьми с учетом их возможностей и особенностей развития, тесное сотрудничество педагогов группы, специалистов и родителей.
Несмотря на то, что технология «Дети - волонтеры» удивительно простая в использовании давно входит в работу с дошкольниками, ее реализация ранее проходила эпизодически, так как мы не видели, в чем могут быть преимущества данного подхода. Однако с введение ФГОС ДО, (п.2.6.) «становление самостоятельности, целеустремленности и саморегуляции собственных действий» - одна из задач социально-коммуникативного развития ребенка, пришлось пересмотреть подход, к организации условий развития ребенка - дошкольника.
В детских садах педагоги реализуют технологию эффективной социализации «Дети - волонтеры», которая предполагает разновозрастное общение между детьми, помощь старших дошкольников младшим. Педагоги помогают старшим дошкольникам научить малышей играть в различные игры, одеваться, лепить, рисовать и т. д.
Волонтерство - это синоним слова «доброволец». Поэтому волонтерство - прежде всего инициатива. У детей начинает формироваться активная жизненная позиция, умение ориентировать в социуме, жить среди людей и по возможности помогать им.
Волонтерство - это бесплатная помощь, в результате своего труда ребенок получает не материальную плату, а «плату» в качестве внутреннего удовлетворения
В начале учебного года дети старшего возраста заметили, что малыши не всегда с желанием идут в детский сад, стали задавать вопросы: «Почему малыши плачут? Почему не хотят идти в детский сад? Они плачут, потому, что не умеют одеваться? Как мы можем им помочь полюбить детский сад?» и др.
Так пришла педагогическая идея в организации волонтерского движения в ДОУ. Волонтёрская деятельность (от лат.Voluntarius — добровольно) — это широкий круг деятельности, включающий традиционные формы взаимопомощи и самопомощи, официальное предоставление услуг и другие формы гражданского участия, которая осуществляется добровольно на благо широкой общественности без расчета на денежное вознаграждение.
Добровольцы, с точки зрения закона Российской Федерации - физические лица, осуществляющие благотворительную деятельность в форме безвозмездного выполнения работ, оказания услуг (добровольческой деятельности). Работа волонтера сплачивает людей в единственном стремлении - стремлении делать добро.
Проблема:
Отсутствие опыта у детей старшего дошкольного возраста социально - нравственной позиции, связанной с различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.
Мы растим новое поколение российских граждан. Пройдет время, и они начнут на различных уровнях управлять общественными и государственными процессами, открывать новые горизонты в науке, технике, искусстве. Но будут ли они физически и духовно подготовленными к такой деятельности? Это зависит от нас, взрослых, от того, насколько мы сможем сформировать у них духовно – нравственные принципы и стабильный интерес к здоровому образу жизни.
Ведущая педагогическая идея в организации волонтерского движения в ДОУ способствует позитивной социализации дошкольника через активную деятельность, где они выступают инициаторами и организаторами позитивных изменений в своем дошкольном учреждении и ближайшем социальном окружении и выявлению результатов, на основе которых будет расти у детей самоуважение к себе.
Стремительные политические, социально-экономические изменения, происходящие сегодня в обществе, создали условия для частичной подмены духовно-нравственных ценностей материальным благополучием. Формировать гуманные представления у детей с помощью замечаний, наставлений и порицаний невозможно. Важно воспитывать у детей способность видеть, понимать и разделять огорчения и радости другого.
Актуальность организации детского волонтерского движения несомненна и привлекает внимание всё больше педагогов, родителей. Своим примером волонтёры указывают правильный путь, доказывают, что будущее за физически здоровыми, духовно-нравственными людьми с активной жизненной позицией и творческим потенциалом, способными к самосовершенствованию, гармоничному взаимодействию с другими людьми, способными прийти на помощь слабым и оступившимся. Ведущая педагогическая идея в организации волонтерского движения в ДОУ способствует позитивной социализации дошкольника через активную деятельность, где они выступают инициаторами и организаторами позитивных изменений в своем дошкольном учреждении и ближайшем социальном окружении и выявлению результатов, на основе которых будет расти у детей самоуважение к себе.
Исходя из этого, актуальным является вопрос о создании волонтерского движения в детском саду, как социальном институте, который должен готовить к жизни.
Для волонтера ценны такие качества как трудолюбие, доброжелательность к окружающим людям, забота и бережное отношение к природе, отзывчивость и милосердие. Основным мотивом, побуждающим детей к трудовой деятельности, является их желание помочь взрослым. Волонтерство в дошкольном учреждении способствует развитию у детей милосердия, как умения пожалеть слабого, маленького, больного; бескорыстно помочь нуждающимся без напоминания и подсказки; отказаться от чего-то значимого, интересного для себя.
Новизна проекта. Благотворительная деятельность в таких сферах, как образование является важнейшим факторам нравственного развития. В соответствии с целевыми ориентирами ФГОС ДО, духовно-нравственная культура складывается из установки на положительное отношение к миру, на понимание того, что все люди равны вне зависимости от их социального происхождения, этнической принадлежности, религиозных верований, физических и психических особенностей, на проявление патриотических чувств, на знание традиций своей семьи и своей Родины.
Приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины и, опираясь на систему духовно-нравственных ценностей, таких как человеколюбие, справедливость, честь, совесть, воля, личное достоинство, вера в добро стремление к исполнению нравственного долга перед собой, своей семьей и своим Отечеством.
Цель проекта:
Создать в детском саду волонтерское движение, объединив воедино активных, творческих педагогов, заинтересованных родителей и детей дошкольного возраста и их участие в добровольных, социально важных акциях и мероприятиях. Внедрить волонтерскую практику в деятельность детского сада, направленную на развитие духовно-нравственной личности дошкольников; формирование у воспитанников высокого патриотического сознания.
Ключевые задачи проекта:
1. Формировать коммуникативные способности дошкольников, навыки сотрудничества, позитивные установки на добровольческую деятельность.
2. Воспитание духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией, способности к совершенству и гармоничному взаимодействию с другими людьми, воспитывать: нравственные качества (доброту, отзывчивость, взаимопомощь), самостоятельность, инициативность, ответственность.
3. Формирование у воспитанников чувства собственного достоинства как представителя своего народа. Способствовать повышению значения семейных ценностей.
4. Создать возможность родителям и педагогам приобретать новые знания, полноценно развивать свой творческий потенциал и уверенность в себе;
5. Расширить представления о волонтерском движении у воспитанников детского сада, педагогов, родителей детского сада
6. Дать практические навыки участия в волонтерском движении всем участникам образовательного процесса;
7. Сформировать инициативную группу педагогов и родителей, участвующую в данном движении;
8. Создать методические рекомендации по организации волонтерства в детском саду и распространить опыт работы в других детских садах;
9. Составить план мероприятий и реализовать его в течение 2018– 2020 учебных годов .
10. Разработать новые формы и методы, объединяющие усилия педагогов и родителей, по воспитанию у детей милосердия, трудолюбия, доброты, толерантности.
11.Создание условий для реализации основных направлений ФГОС дошкольного образования, достижения целевых ориентиров дошкольного образования.
Предполагаемый результат:
- развитие добровольческой (волонтерской) деятельности у воспитанников, их родителей и сотрудников образовательного учреждения направленной на бескорыстное оказание социально значимых услуг на местном уровне способствующей личностному росту и развитию выполняющих эту деятельность добровольцев.
- участие детей в волонтерском движении поможет им освоить основную компетенцию, без которой человек не может жить - коммуникативную компетентность;
- они научатся вступать в контакт, высказывать свою точку зрения, слушать, понимать и принимать точку зрения собеседника, вести дискуссию;
- Они будут готовы решать социальные задачи, адекватно вести себя в различных жизненных ситуациях, в том числе и конфликтных.
При этом важно, что у них не только сформируется негативное отношение к плохому, но и обеспечены способы социальной активности, позволяющие перейти от пассивного неодобрения к активным действиям в среде сверстников.
Инновационные технологии помогают детям не только в накоплении социального опыта, но и усиливает желание малышей не пропускать ни одного увлекательного дня в детском саду.
Внедрение волонтерского движения в дошкольном учреждении на основе свободного объединения родителей, педагогов и детей, деятельность которых продиктована доброй волей, а не принуждением приведет к более эффективному формированию у дошкольников таких качеств как милосердие, ответственность, самостоятельность; оптимизации детско-родительских отношений; повышению рейтинга образовательного учреждения так как всеми участниками проекта будет осознанно принято единое образовательное пространство «Семья – детский сад – социум».
Спроектированная система волонтерского движения в ДОУ обеспечит повышение профессиональной компетентности педагогических работников.
Создание волонтёрской деятельности в детском саду позволит:
- создать в коллективе атмосферу, стимулирующую эффективность воспитания и привлечение семьи к целенаправленному педагогическому процессу дошкольного учреждения;
-организовать самостоятельную деятельность детей,
-разработать диагностический инструментарий, методические рекомендации по использованию волонтерской деятельности для педагогов и родителей и апробировать их в ДОУ.
- расширить представление о волонтерском движении у детей 3-7 лет, педагогов детского сада, родителей воспитанников;
- приобщить детей и родителей воспитанников к социокультурным нормам, традициям семьи, общества, государства.
- формировать у детей предпосылки толерантного отношения к другим людям независимо от культурной среды и этнической принадлежности;
- привлечь родителей воспитанников в образовательный процесс ДОУ;
- обеспечить преемственности целей, задач и содержания образования дошкольного и начального общего образования.
- организовать целенаправленную работу в ДОУ благотворительной и добровольческой направленности, через взаимосвязь поколений – дети, взрослые и пожилые люди.
Нормативно правовая база проекта:
- Всеобщая декларация прав человека (1948 г.);
- Конвенция о правах ребенка (1989 г.);
- Всеобщая Декларация Добровольцев, принятая на XVI Всемирной конференции Международной ассоциации добровольческих усилий (Амстердам, январь, 2001 г., Международный Год добровольцев) при поддержке Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций и Международной ассоциации добровольческих усилий (IAVE);
- Конституция Российской Федерации (ч. 4 и 5 ст. 13, ч. 2 ст.19, ст. 30);
- Федеральный закон «Об образовании»
- Гражданский кодекс Российской Федерации (ст. 117);
- Концепция содействия развитию благотворительной деятельности и добровольчества в Российской Федерации, одобрена распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2009 г. ;
- Федеральный закон от 01.01.01 г. «Об общественных объединениях»;
- Федеральный закон от 28 июня 1995 г. «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений»;
- Федеральный закон от 11 августа 1995 г. » О благотворительной деятельности и благотворительных организациях».
- Устав МБДОУ «Детский сад № 80 «Веснушка».
- Примерная Основная Общеобразовательная программа «От рождения до школы» под редакцией Вераксы, Комаровой.
- Программа развития МБДОУ «Детский сад № 80 «Веснушка».
Кадровое обеспечение проекта:
Воспитатели возрастных групп,
Учитель-логопед,
Музыкальный руководитель,
Инструктор по физической культуре,
Педагог-психолог
Заповеди волонтеров
1. Найди того, кто нуждается в твоей поддержке, помоги, защити его.
2. Раскрой себя в любой полезной для окружающих и тебя самого деятельности.
3. Помни, что твоя сила и твоя ценность – в твоем здоровье.
4. Оценивай себя и своих друзей не по словам, а по реальным отношениям и поступкам.
Кодекс волонтеров:
1. Хотим, чтобы стало модным – Здоровым быть и свободным!
2. Знаем сами и всех научим, как сделать свое здоровье лучше!
3. Акции – нужное дело и важное.
4. Кто тренируется и обучается, у того всегда и все получается.
5. Готовы доказать на деле: Здоровый дух – в здоровом теле! (Участие в конкурсах по пропаганде ЗОЖ)
6. День волонтера. Ждет новичков перевоплощение – испытание, клятва и посвящение! Соблазнов опасных подальше держись. С нами веди интересную жизнь! Думай, когда отвечаешь «нет» и «да» И помни, что выбор есть всегда!
Содержание проекта
Календарный план реализации проекта с указанием сроков реализации по этапам:
№ | Этап проекта | Наименование мероприятия | Краткое описание содержание мероприятия | Сроки или период | Ожидаемые результаты | Предшествующие мероприятия | Исполнители | Механизмы контроля |
1 | Подготовительный этап 2022-2023 гг. | 1.Обсуждение и утверждение проекта «Дети волонтеры» | Рассмотрение актуальности проекта Выступление педагогов
| Сентябрь 2022-2025 гг. | Определение направлений работы. Составление плана работы. | Изучение актуальности проблемы | Старший воспитатель, воспитатели старшей и младшей групп. | Заведующий 2022-2025 гг. |
2. Формирование новой и уточнение действующей нормативно - правовой базы ДОУ.
| -Организация наставничества детским садом -Составление плана работы проекта «Дети волонтеры» - Составление Положения о проектной деятельности в ДОУ | Сентябрь 2022-2025 гг. | Формирование нормативно- правовой базы ДОУ | Изучение нормативных документов | Старший воспитатель, педагоги групп. | Заведующий 2022-2025 гг. | ||
3. Проведение анкетирования педагогов, родителей воспитанников.
| -Составление анкет для педагогов, родителей -Анкетирование педагогов, родителей -Анализ анкет педагогов | Январь 2023-2025 гг. | -Выявление уровня компетентности педагогов, родителей, по вопросам духовно -нравственно воспитания детей, волонтерства. | -Опросы педагогов, родителей | Старший воспитатель, воспитатели | Заведующий 2023-2025 гг. | ||
| 4.Проведение общего родительского собрания посвященного вопросам духовно -нравственно воспитания детей, волонтерской деятельности. | -Знакомство родителей с Положением о проектной деятельности ДОУ -Выступление воспитателей Анализ анкет родителей воспитанников
| Декабрь 2022-2025 гг. | Выявление уровня компетентности родителей, по вопросам духовно -нравственно воспитания детей, волонтерства Знакомство с работой проекта «Дети волонтеры» | -Изучение актуальности проблемы -Опросы педагогов, родителей | Старший воспитатель, воспитатели | Заведующий 2022-2025 гг. | |
4. Совершенствование материально-технической базы ДОУ. | Использование ИКТ для занятий с детьми -приобретение методической литературы, наглядных пособий, иллюстраций. | Сентябрь- Май 2022-2025 гг. | Развитие предметно-пространственной среды для дошкольников -Методическое обеспечение воспитательно- образовательного процесса. | -Изучение актуальности проблемы
| Воспитатели групп. | Заведующий 2022-2025 гг. | ||
5. План реализации проекта «Дети волонтеры» | -Разработка системы перспективного планирования мероприятий, плана работы с социумом | Сентябрь-Май 2022-2025 гг. | -Систематизация накопленного материала Привлечение к сотрудничеству воспитателей других групп, родителей воспитанников | -Изучение актуальности проблемы | Старший воспитатель, воспитатели | Заведующий 2022-2025 гг. | ||
6. Педагогический совет воспитателей ДОУ «Дети волонтеры» | Разработка плана работы для педагогического совета | Май 2022-2025 гг. | -Систематизация методов, форм, приемов работы с детьми. Совершенствование профессионального мастерства педагогов | -Изучение актуальности проблемы -Подбор материала | Старший воспитатель, воспитатели, узкие специалисты | Заведующий 2022-2025 гг. | ||
| 7. Общее родительское собрание "Растим волонтера, патриота Родины" | - Собрание -Выступление сотрудников детского сада - Анализ анкет | Сентябрь 2022-2025 гг. | Повышение уровня культуры и знаний родителей по вопросам волонтерского движения детей. Привлечение родителей к сотрудничеству в работе над проектом. | -Изучение актуальности проблемы -Подбор материала | Заведующий, старший воспитатель, воспитатели | Заведующий 2022-2025 гг. | |
2 | Практический этап 2022-2025 гг. | 1.Релизация программ доп.образования | Реализация работы программ доп.образования по духовно-нравственному направлению | Сентябрь-2022-2025 гг. | Систематизация методов, форм, приемов работы с детьми. | -Подбор материала | Старший воспитатель, воспитатели, узкие специалисты | Заведующий 2022-2025 гг. |
| 2.«День пожилого человека» | Изготовление подарков детьми совместно с родителями, пожилым людям | Ноябрь 2022-2025 гг. | Организация работы ДОУ благотворительной и добровольческой направленности, через взаимосвязь поколений - дети, взрослые и пожилые люди | Подбор материала | Воспитатели групп. Музыкальный руководитель
| Заведующий 2022-2025 гг. | |
| 3.«День матери» | Праздничный фольклорный концерт детей старшего дошкольного возраста с участие родителей | Ноябрь 2022-2025 гг. | Организация работы ДОУ благотворительной и добровольческой направленности, через взаимосвязь поколений - дети, взрослые и пожилые люди | Подбор материала | Старший воспитатель Воспитатели групп, Музыкальный руководитель
| Заведующий ноябрь 2022-2025 гг. | |
|
| 4.Экскурсия в младшую группу и среднюю группу. | Посещение детей-волонтеров в младшую группу, совместно с родителями и воспитателями. | Декабрь 2022-2025 гг. | Организация образовательного процесса в форме совместной деятельности детей, педагогов, родителей | -Работа с родителями
| Воспитатели групп. | Заведующий Декабрь 2022-2025 гг. |
| 5.Консультации за круглым столом. | Беседа с воспитателями в ДОУ.
| Январь 2023-2025 гг. | Воспитание толерантного отношения к другим людям независимо от культурной среды и этнической принадлежности | Работа с материалом | Воспитатели групп. | Заведующий Январь 2023-2025 гг. | |
| 6.«Рождественские встречи» | Мероприятие для детей-волонтеров и их родителей, посвященное библейским историям | Январь 2023-2025 гг. | Организация работы ДОУ благотворительной и добровольческой направленности, через взаимосвязь поколений - дети, взрослые и пожилые люди | Беседы с воспитателями других групп | Воспитатели групп.
| Заведующий Январь 2023-2025 гг. | |
|
| 7. Рождество Христово | Беседа с воспитателями
| Январь 2023-2025 гг. | Приобщение к общечеловеческим, духовно-нравственным ценностям; Воспитание толерантного отношения к другим людям независимо от культурной среды и этнической принадлежности | Посещение младшей группы в старшую группу | Воспитатели групп | Заведующий Январь 2023-2025 гг. |
| 8.«День защитника отечества» | Праздничный концерт детей – волонтеров старшего дошкольного возраста и младшего дошкольного возраста | Февраль 2023-2025 гг. | Организация работы ДОУ благотворительной и добровольческой напровленности, через взаимосвязь поколений - дети, взрослые и пожилые люди | Посещение музыкального зала | Заведующий, старший воспитатель воспитатели Музыкальный руководитель
| Заведующий Февраль 2023-2025 гг. | |
|
| 9. Консультация для воспитателей групп в ДОУ | Презентация воспитателей по теме: «Волонтерское движение в детском саду» | Февраль 2023-2025 гг. | Перспективность применения данного опыта | Систематизация накопленного материала | Старший воспитатель
| Заведующий Февраль 2023-2025 гг. |
| 10. «Международный женский день» | Праздничный концерт детей-волонтеров старшего дошкольного возраста и младшего. | Март 2023-2025 гг. | Организация работы ДОУ благотворительной и добровольческой направленности, через взаимосвязь поколений - дети, взрослые и пожилые люди | Посещение музыкального зала. | Старший воспитатель Воспитатели групп, Музыкальный руководитель
| Заведующий Февраль 2023-2025 гг. | |
| 11.Консультация для родителей групп: «Разнообразные формы и методы по воспитанию волонтерства» | Оформление родительского уголка. | Апрель 2023-2025 гг. | Изучение разнообразных форм, методов и приемов образовательной деятельности, обеспечивающих эффективную реализацию задач по социально - нравственному воспитанию в условиях дошкольного образовательного учреждения. | Систематизация накопленного материала | Воспитатели | Заведующий Апрель 2023-2025 гг. | |
12. Конкурс чтецов в старшей и младшей группах «День Победы»
| Праздничное мероприятие детей-волонтеров старшего и младшего дошкольного возраста, посвященное дню Победы
| Май 2023-2025 гг. | Организация работы ДОУ благотворительной и добровольческой направленности, через взаимосвязь поколений - дети | -беседы с детьми -встреча с ветеранами -посещение музея -посещение мемориальной доски | Старший воспитатель Воспитатели групп, Музыкальный руководитель
| Заведующий, май 2023-2025 гг.
| ||
| Анализ работы с детьми ДОУ младшей и старшей групп. | ЗУН детей по реализации проекта «Дети волонтеры» | Сентябрь 2023-2025 гг. | Выявление знаний детей | Реализация проекта «Дети волонтеры» | Старший воспитатель, воспитатели групп. | Заведующий, сентябрь 2023-2025 гг. | |
3
| Аналитический этап 2023г- 2025 г. | Анализ работы сотрудников ДОУ по реализации проекта. | Анализ деятельности воспитателей по реализации проекта «Дети волонтеры» | Октябрь-декабрь 2024гг. | Выявление знаний детей | Реализация проекта | Старший воспитатель, воспитатели | Заведующий, сентябрь 2024г. |
Подведение итогов | Обобщение опыта работы в виде аналитической справки по итогам работы проекта «Дети волонтеры» | Январь-май 2025 гг. | Выявление проблем, которые могли помешать выполнению проекта или несоблюдению календарного плана работ.
| Реализация проекта «Волонтерское движение в детском саду» | Старший воспитатель | Заведующий, январь-май 2024-2025 гг. |
Программа проекта «Волонтерское движение в детском саду»
на 2022-2025 гг.
Месяц | Тема | Задачи | Содержание работы | Взаимодействие с родителями | |||||
Младшая группа | Старшая группа | Младшая группа | Старшая группа | Младшая группа | Старшая группа | ||||
Сентябрь 2022 г. | 1.Кто такие волонтеры? | Создать условия ознакомления детей о том, что детский сад – это дружная семья. | Беседа «Кто такие волонтеры?». Экскурсия по детскому саду. | Беседы с родителями на тему «Ярмарка чудес» Приобщение детей и родителей воспитанников к социокультурным нормам, традициям семьи, общества, государства. | |||||
2.Наша дружная семья | |||||||||
3.«Правила поведения в детском саду» | Младшая группа знакомиться с правилами личной гигиены. | Взрослые заботятся о детях, а старшие воспитанники - о малышах. | - | Составление правил и обязанностей учеников детей волонтеров. | |||||
4.Помощь в умывании детям младшей группы. | |||||||||
- | Оказание помощи в организации игр с детьми второй младшей группы на прогулке. | Знакомство с новыми дыхательными упражнениями с детьми второй младшей группы на прогулке. | Помощь младшим воспитанникам в организации дыхательных упражнений. | ||||||
Сентябрь 2023 г. | Средняя группа | Подготовительная группа | Средняя группа | Подготовительная группа | Средняя группа | Подготовительная группа | Взаимодействие с родителями | ||
1.«Мы -волонтеры» | Закрепить знания детей о волонтерском движении. | Беседы с детьми на тему «Мы – волонтеры». | Мастер класс для родителей. Приобщение родителей к совместной работе с ДОУ. | ||||||
Октябрь 2022 г | Младшая группа | Старшая группа | Младшая группа | Старшая группа | Младшая группа | Старшая группа | Взаимодействие с родителями | ||
Учимся одеваться. | Научим малышей одеваться. | Создать условия для развития самостоятельности и ответственности, детей. Создать условия для развития театрально-игрового опыта у детей | Развивать умение и желание малышей убирать игрушки на место после игры, в группе и на игровом участке. Практикум «Самообслуживание в условиях семьи» | «Неделя добрых дел» - оказание помощи малышам в трудности в одевании и раздевании. Сказка «Заюшкина избушка» | Консультация на тему «Личностный подход к формированию саморегуляции у дошкольников» | ||||
Учимся убирать за собой игрушки. | Научим малышей убирать за собой игрушки | ||||||||
Театрализованное представление. | |||||||||
Октябрь 2023 г. | Средняя группа | Подготовительная группа | Средняя группа | Подготовительная группа | Средняя группа | Подготовительная группа | Взаимодействие с родителями | ||
1.Совместные сюжетно-ролевые игры по ситуации месяца. | Создать условия для сюжетно – ролевых игр. | Помогать детям среднего возраста организовывать сюжет ролевой игры. | Сюжетно-ролевые игры. | Анкетирование родителей на тему: «Сюжетно ролевые игры с детьми дома». | |||||
Ноябрь 2022 г. | Младшая группа | Старшая группа | Младшая группа | Старшая группа | Младшая группа | Старшая группа | Взаимодействие с родителями | ||
1.Создадим сказку, театрализованное представление | 1.Создать условия для интереса детей к русским народным сказкам на собственном примере. 2.Вызывать положительные эмоции, желание делать как «Я». Формировать представления детей о трудовых навыках. | Развивать желание и умение показывать кукольные театры. | 1.Кукольный театр «Колобок». 2.Флешмоб. 3.Расчистка снега на участке. | Рекомендация привлечение родителей к подбору художественных произведений для чтения в кругу семьи. 2.подбор музыкальных произведений для флешмоба. 3.Подбор инвентаря. | |||||
2.Музыкально литературное развлечение «Мы любим петь и танцевать» | |||||||||
3.Оказание помощи в расчистке снега на участке группе | |||||||||
Ноябрь 2023 г. | Средняя группа | Подготовительная группа | Средняя группа | Подготовительная группа | Средняя группа | Подготовительная группа | Взаимодействие с родителями | ||
1.Фольклорные встречи. | Развивать интерес у детей к русскому народному фольклору. Приобщать детей к участию в фольклорных встречах. | Праздничная встреча детей-волонтеров среднего дошкольного возраста с детьми подготовительной группы | Изготовление сувениров. | Привлечь родителей к организации фольклорных встреч между группами детей. | |||||
2.«Сказка на новый лад» | Показ детьми-волонтерами русской народной сказки для детей. | Организация работы ДОУ благотворительной и добровольческой направленности | |||||||
Декабрь 2022 г. | Младшая группа | Старшая группа | Младшая группа | Старшая группа | Младшая группа | Старшая группа | Взаимодействие с родителями | ||
1.Игры – забавы. | Учить играть с малышами в игры-забавы | Создать условия для развития, формирования игровой деятельности. Играть с малышами в подвижную игру («Зайка беленький). | Передача игрового опыта в естественных условиях. Учить детей делиться положительными эмоциями во время игры со снегом. | Разучивание с малышами стихов о зиме, о Новом годе. . | Подарки для малышей (снежинки) | Привлечение родителей и детей к совместному изготовлению новогодних игрушек из бросового материала | |||
2.Конструирование из снега на тему «Терем Деда Мороза». | |||||||||
Декабрь 2023 г. | Средняя группа | Подготовительная группа | Средняя группа | Подготовительная группа | Средняя группа | Подготовительная группа | Взаимодействие с родителями | ||
Забавы «Елочные игрушки» (сюрпризные моменты). | Учить детей работать совместно, не ссориться, помогать изготавливать более сложные детали. Закреплять приемы работы с бумагой. | Изготовить елочные игрушки и гирлянды и украсить групповые елки. | Привлечь родителей к работе «Новогодней мастерской». | ||||||
Январь 2023 г. | Младшая группа | Старшая группа | Младшая группа | Старшая группа | Младшая группа | Старшая группа | Взаимодействие с родителями. | ||
1.«Неделя добрых дел» | 1.Создать условия для развития навыков доброжелательного взаимодействия между детьми. 2.Организация совместных игр в группе и на улице (игра в снежки, катание на санках). | 1.Клубный час (презентация) «Красота зимней природы». «Рождественский концерт». | 1.Сопровождение детей ясельной группы с участка до группы. | Ситуативный разговор «Что такое самостоятельность?» | |||||
2.Спортивное развлечение «Зимние радости» | |||||||||
3.Помощь детям младшей группы в уборке постели после сна. | |||||||||
3.Помочь мл.воспитателю в группе. | |||||||||
Январь 2024 г. | Средняя группа | Подготовительная группа | Средняя группа | Подготовительная группа | Средняя группа | Подготовительная группа | Взаимодействие с родителями | ||
1.Беседа «Легко ли быть добрым?» 2.Акция «Покормите птиц зимой!». Создание птичьей столовой на территории детского сада. | 1.Познакомить детей с новым понятием «Добрый человек», вызывать на беседу – рассуждение «Легко ли быть добрым» 2. Вовлечь детей в трудовую деятельность по изготовлению кормушек для птиц; пропагандировать среди дошкольников знаний о пользе птиц; воспитывать желание помогать птицам. | 1.Слушание песен: «Будьте добры!» - автор текста Санин А., композитор Флярковский А.; «Дорога добра» - автор текста Энтин Ю., композитор Минков М. 2. Совместное изготовление кормушек. | 1.Консультация о пользе ЗОЖ «Родители – пример для детей» 2.Загатовка корма для птиц. | ||||||
Февраль 2023 г. | Младшая группа | Старшая группа | Младшая группа | Старшая группа | Младшая группа | Старшая группа | Взаимодействие с родителями | ||
1.Интересные занятия. Фокусы «Цветная водичка», «Волшебная коробочка» 2. Помощь младшей группы в изготовлении «Поздравительной открытки для папы». | 1.Создание условий для развития навыка общения в разновозрастном коллективе. Построение вариативного развивающего образования, ориентированного на уровень развития, проявляющийся у ребенка в совместной деятельности со взрослым и более опытными сверстниками | 1.Познавательно-исследовательская деятельность с детьми младшего возраста «Необычное приключение Колобка». 2. Изготовление открыток. | Праздничный концерт посвященный Дню Защитника Отечества. | ||||||
2. Вызывать положительные эмоции в создании открытки для пап. | |||||||||
Февраль 2024 г. | Средняя группа | Подготовительная группа | Средняя группа | Подготовительная группа | Средняя группа | Подготовительная группа | Взаимодействие с родителями | ||
1.Показ теневого театра «Храбрый заяц» 2. Изготовление пригласительных билетов на праздник | 1. Формирование у воспитанников умение правильно оценивать себя и других 2.Формирование духовности, нравственно – патриотических чувств у детей дошкольного возраста по отношению к старшему поколению. | Театр в музыкальном зале. | 1.Консультация на тему: «Правила поведения в театре». 2. Праздничный концерт. | ||||||
Март 2023 г. | Младшая группа | Старшая группа | Младшая группа | Старшая группа | Младшая группа | Старшая группа | Взаимодействие с родителями | ||
1.Театрализованное представление. 2.Праздник мам. 3. П/и с детьми на улице. | 1.Создать условия для развития театрально-игрового опыта у детей. 2.Поддержка индивидуальности и инициативности детей через не директивную помощь. | 1.«Маша и медведь» | 1.Привлечение к изготовлению театральных атрибутов. 2. Праздничный концерт. | ||||||
2.Мастер - класс «Поздравительная открытка для мамы» 3.Клубный час «Играй-ка» - разучивание п/и «Солнышко и тучка», «Цветные автомобили» и др. | |||||||||
Март 2024 г. | Средняя группа | Подготовительная группа | Средняя группа | Подготовительная группа | Средняя группа | Подготовительная группа | Взаимодействие с родителями | ||
1.Акция «Построй дом для птиц!» | 1.Вовлечь детей в трудовую деятельность по изготовлению скворечников для птиц; пропагандировать среди дошкольников знания о пользе птиц; воспитывать желание помогать птицам. 2. Совершенствовать культурно- гигиенические навыки детей. | 1.Изготовление скворечников. 2. Игра «Помоги трубочисту помыться» | 1.Привлечь пап изготовить скворечники. 2.Консультация на тему «КГН» | ||||||
2. Привет от Мойдодыра. | |||||||||
Апрель 2023 г. | Младшая группа | Старшая группа | Младшая группа | Старшая группа | Младшая группа | Старшая группа | Взаимодействие с родителями | ||
1.Целевые прогулки по территории детского сада. 2.Разучивание стихов о весне, птицах, природе. 3.ПДД 4. Конструирование из мягкого модуля на тему «Космическое пространство» | 1.Создать условия для осознания великой силы добра. Развить коммуникативные навыки детей. позволяющие решать конфликтные ситуации с сверстниками. 2. Развивать у детей память и речь, воспитывать любовь к природе. 3.Развивать навыки правил дорожного. движения. | 1.Наблюдения, беседы. 2.Рассматривание иллюстраций. 3.Игра «Транспорт на улице» 4. Беседы о «Космическом пространстве» | Консультация для родителей «Безопасность ребенка в машине» Конкурс рисунков, поделок. | ||||||
4.Научить детей работать с мягким модулем. | |||||||||
Апрель 2024 г. | Средняя группа | Подготовительная группа | Средняя группа | Подготовительная группа | Средняя группа | Подготовительная группа | Взаимодействие с родителями | ||
1.Операция «Мусору – нет!». 2.Акция «Посади цветок!». 3. «Космос» | 1.Улучшить экологическое состояние территории детского сада, воспитывать бережное отношение к природе. 2.Оказание помощи в озеленение территории детского сада; воспитывать любовь к прекрасному, красоте окружающего мира, ответственность за посаженные растения, трудолюбие и опрятность. 3.Совершенствовать знания детей о космосе | 1.Уборка территории. 2.Работа на клумбе с детьми. 3. Презентация. | 1-2 Субботник 3. Оформление родительского уголка. | ||||||
Май 2023 г. | Младшая группа | Старшая группа | Младшая группа | Старшая группа | Младшая группа | Старшая группа | Взаимодействие с родителями. | ||
1.Развлечение: Я - ты - он - она вместе дружная семья. 2.«В гостях у Светофорчика». 3.Акция «Игрушка на память».
| 1.Создать условия для эмоционального благополучия через уважительное отношение к чувствам и потребностям каждого ребенка. 2. Вспомнить правила поведения у перекрестка. 3. Способствовать формированию заботливого отношения к малышам | Мастер-класс: «Изготовление подарков для малышей» - работа по росписи деревянных игрушек. | Родительское собрание «Что может мой ребенок?» | ||||||
Май 20224 г. | Средняя группа | Подготовительная группа | Средняя группа | Подготовительная группа | Средняя группа | Подготовительная группа | Взаимодействие с родителями. | ||
1.Трудовой десант: «Поможем огороду - вырастим хороший урожай!» 2. «Будь здоров!» 3. Участие детей средней группы на выпускном. | 1.Воспитывать бережное отношение к природе. 2. Воспитывать потребность здорового образа жизни 3. Доброжелательное отношение к окружающим людям | 1.Полив огорода. 2.Спортивное развлечение. 3.Выпускной. | Консультация «Растим волонтера, патриота Родины» |
Оценка эффективности реализации проекта
№ п/п | Критерии | Показатели оценки результативности |
1. | Актуальность и значимость | Цель проекта соответствует требованиям ФГОС ДО |
2. | Рентабельность | Проект не требует больших затрат |
3. | Эффективность | Определяется при анализе диагностических данных, мониторинга, анкетировании. |
4. | Воспроизводимость | Можно использовать в других дошкольных учреждениях. |
5. | Оригинальность | Новые подходы к решению духовно-нравственного воспитания детей через волонтерскую деятельность. |
6. | Достижения детьми планируемых результатов | Увеличение числа детей, с высоким уровнем развития на 15%.
|
7. | Результативность работы педагогов | Увеличение доли педагогов, оптимально использующих проектную деятельность на 50 % |
8. | Научно- практические конференции, семинары, совещания различного уровня | Участие, проведение |
9. | Обобщение опыта | Освещение результатов работы в сети Интернет, на сайте ДОУ, СМИ |
10. | Изменение характера взаимодействия ДОУ с семьёй и социумом
| Увеличение числа родителей осознанно участвующих в воспитательно-образовательном процессе в рамках проекта на 15 %, через совместные мероприятия как волонтеров: праздничные концерты, изготовление подарков, участие в акциях, круглые столы, интересные встречи. |
Перспективы развития проекта
Дети быстро адаптировались в создаваемых условиях:
- участие детей в волонтерском движении поможет им освоить основную компетенцию, без которой человек не может жить - коммуникативную компетентность;
- они научатся вступать в контакт, высказывать свою точку зрения, слушать, понимать и принимать точку зрения собеседника, вести дискуссию;
- Они будут готовы решать социальные задачи, адекватно вести себя в различных жизненных ситуациях, в том числе и конфликтных.
Взаимодействие детей проявлялось:
• дети-волонтеры проявляли инициативу в заботе о малышах, а малыши с благодарностью относились к помощи и знакам внимания;
у детей появился опыт вежливого выражения своих просьб, зазвучали слова благодарности;
у малышей заметно увеличился словарный запас, что позволило им самостоятельно находить различные пути общения со старшими детьми и взрослыми;
• дети-волонтеры активно помогали своим подопечным во всех режимных моментах в течение дня. Тем самым они получили отличную возможность почувствовать себя взрослыми и нужными;
в различных совместных действиях дети учились решать спорные вопросы, улаживать конфликты, в игре обменивались опытом и эмоциональным общением;
• многие дети стали пользоваться правом самостоятельного выбора, которого им не хватает в повседневной жизни;
• педагоги поощряли попытки детей поделится разнообразными впечатлениями со взрослыми и другими детьми. Для этого проводились «Рефлексивные круги», с помощью которых ребенок мог высказать свое мнение, ответить на вопросы педагога-психолога.
Межгрупповое взаимодействие по нашим наблюдениям взаимно обогатила: младших продвинуло в своем развитии, а старшим дало возможность быть образцом для подражания. Для детей старшего возраста игра с малышами урок ответственности, первое серьезное дело, которым он руководит.
Анализ проведенной работы и круги рефлексии показали, что старшие мальчики менее активно включились в технологию «Дети-волонтеры», так как в связи с психологическими особенностями мальчики более консервативны, чем девочки. Дети, у которых есть младшие братья и сестры, вначале ситуации месяца использовали свой личный опыт, полученный в семье, который помог им включиться в предложенную ситуацию. Единственные дети в семье чаще обращались за помощью к взрослым или занимали позицию наблюдателя.
Несмотря на выше сказанное считаем, что работа по внедрению технологии показала положительную динамику сформированности и развития у детей саморегуляции поведения, самостоятельности, инициативности и ответственности, а также эмоционального удовлетворения. После посещения младшей группы дети приходили удовлетворенные тем, что они помогали, занимались, играли с малышами как взрослые, проявляя к ним заботу. Приходя в группу и рассказывая, где они были, чем занимались, тем самым они постепенно вызывали интерес и желание других детей попробовать, а потом тоже активно включались в волонтерское движение.
Д. С. Лихачев в своей книги «Письма о добром и прекрасном» писал: «Постепенно дети становятся объектами все более высокой заботы и сами начинают проявлять заботу настоящую и широкую – не только о семье, но и о школе, куда поместила их забота родительская, о своем селе, городе и стране… Забота ширится и становится все более альтруистичной. За заботу о себе дети платят заботой о стариках-родителях, когда они уже ничем не могут отплатить за заботу детей. И эта забота о стариках, а потом и о памяти скончавшихся родителей как бы сливается с заботой об исторической памяти семьи и родины в целом. Если забота направлена только на себя, то вырастает эгоист». [10, 7]
Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что организация деятельности волонтёрского движения в детском саду – это уникальная возможность влиять на формирование качеств, необходимых не только для успешной адаптации и обучению в школе, но и для жизни в современном обществе.
Педагогический коллектив наметил следующие мероприятия по внедрению технологии «Дети - волонтеры» в нашем дошкольном учреждении:
1. Создание бригады волонтеры- родители.
2. Включение в технологию младших школьников с целью преемственности различных ступеней образования.
3. Совместно с психологом проведение тренингов на повышение самооценки и улучшения межличностных отношений в детских и педагогических коллективов.
Инновационных технологий помогают детям не только в накоплении социального опыта, но и усиливает желание малышей не пропускать ни одного увлекательного дня в детском саду.
Библиография проекта.
1.О.Л.Князева, М.Д. Маханева. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно- методическое пособие. -2изд; «Детство- Пресс», 1998г.
2.Л.Л.Шевченко «Добрый мир». из-во «Подмосковье» 2012г.
3.В.Н. Микляева. Нравственно – патриотическое и духовное воспитание дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2013г.
4. «Методика ознакомления детей с природой в детском саду»/ М., Просвещение, 1992.
5.Гришаева Н.П. Анализ социальных проблем дошкольного воспитания// Управление в дошкольном образовании. 2002 № 5.
6.Интернет-ресурсы.
7. Богина, Т. Л. Охрана здоровья детей в дошкольных учреждениях методическое пособие/Т. Л. Богина. - М.: Издательство «Мозаика-Синтез»,2006. – С. 94 -96
8. Михайленко И. Я., Короткова Н. А. Организация сюжетной игры в детском саду.Пособие для воспитателей Москва 2001г. С. 32-38.
9. Бачурина, В. Н. Новые развивающие игры для дошколят популярная литература. /В. Н. Бачурина–М.: ДОМ XXI век РИПОЛ классик, 200.–С. 114-118.
10. Адашова T. A. Волонтерство как способ популяризации экологической культуры и туризма: проблемы и перспективы развития / Адашова T. A., Косарева Н. В. // Биоразнообразие и антропогенная трансформация природных экосистем: материалы Всерос. науч.-практ. конф., посвященной памяти А. И. Золотухина и Году экологии. – Саратов, 2017. – С. 7-12.
16. Амирова Р. И. Волонтерство как инновационная практика в России // Научная мысль XXI века: результаты фундаментальных и прикладных исследований: материалы Междунар. науч.-практ. конф. – Самара, 2017. – С. 80-81.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Волонтерское движение в детском саду как средство формирования инициативы и самостоятельности старших дошкольников»
опыт работы о волонтерском отряде нашего детского сада...
Педагогический проект "Волонтерское движение "Добрые сердца"
Цель: Создать в детском саду волонтерское движение, объединив воедино активных, творческих педагогов, заинтересованных родителей и детей дошкольного возраста и их участие в добровольных, социально важ...
Программа проекта «Волонтерское движение в детском саду» на 2019- 2020гг.
Творческой группой разработан план...
Педагогический проект «Волонтерское движение в детском саду»
Педагогический проект «Волонтерское движение в детском саду» •Стремительные политические, социально-экономические изменения, происходящие сегодня в обществе, создали условия для части...
Родительское собрание №2 по теме: "Здоровьесберегающие технологии в педагогическом процессе ДОУ. Волонтерское движение в детском саду".
Конспект родительского собрания к концу первого полугодия....
2022-2023 Педагогический проект «Волонтерское движение в детском саду»
Педагогический проект «Волонтерское движение в детском саду» Авторы-составители:заведующий Вербицкая Я.Н.,старший воспитатель Грязнова О.В.,учитель-логопед Ковалева Л.С.,инструктор по...