Педагогический проект волонтерского движения в детском саду «Шаг к добру»
проект (подготовительная группа)
Волонтерство - это синоним слова «доброволец». Поэтому волонтерство - прежде всего инициатива. У детей начинает формироваться активная жизненная позиция, умение ориентировать в социуме, жить среди людей и по возможности помогать им.
В начале учебного года дети старшего возраста заметили, что малыши не всегда с желанием идут в детский сад, стали задавать вопросы: «Почему малыши плачут? Почему не хотят идти в детский сад? Они плачут, потому, что не умеют одеваться? Как мы можем им помочь полюбить детский сад?» и др.
Так пришла педагогическая идея в организации волонтерского движения в ДОУ. Волонтёрская деятельность (от лат.Voluntarius — добровольно) — это широкий круг деятельности, включающий традиционные формы взаимопомощи и самопомощи, официальное предоставление услуг и другие формы гражданского участия, которая осуществляется добровольно на благо широкой общественности без расчета на денежное вознаграждение.
Добровольцы, с точки зрения закона Российской Федерации - физические лица, осуществляющие благотворительную деятельность в форме безвозмездного выполнения работ, оказания услуг (добровольческой деятельности). Работа волонтера сплачивает людей в единственном стремлении - стремлении делать добро.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_volontery.docx | 293.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №27»
Педагогический проект
волонтерского движения в детском саду
«Шаг к добру»
Авторы проекта:
Алабугина Оксана Валериевна
высшая квалификационная категория
Липунова Елена Николаевна
высшая квалификационная категория
ЗАТО Северск - 2021
Содержание
- Введение…………………………………………………………………………………………………………………………………………..3
- Паспорт проекта…………………………………………………………………………………………………………………………………8
- Содержание проекта……………………………………………………………………………………………………………………………13
- Календарный план реализации проекта в ДОУ с указанием сроков реализации по этапам…………………………………....13
- Календарный план реализации проекта на группе…………………………………………………………………………………….17
- Оценка эффективности реализации проекта………………………………………………………………………………………………. 18
- Перспективы развития проекта………………………………………………………………………………………………………………19
- Используемая литература……………………………………………………………………………………………………………………..22
- Введение
Спешишь на помощь безвозмездно,
И не считаешь, что герой!
Ты хочешь быть всегда полезным –
Тебе подходит эта роль!
Актуальность проекта
Детство – время активного социального «развертывания» растущего человека и освоение им социокультурных достижений и ценностей, период пробы и самоопределения в постоянно расширяющихся и усложняющихся контактах. Социализация личности ребенка в современное время протекает в экстремальных
условиях: изменения в политической, экономической, социальной и социокультурной системе.
В настоящее время в России волонтёрство рассматривается как стратегический ресурс госудаственно-общественного развития. Воспитательное значение примера социальной инициативы, глубина ее воздействия, на самого инициатора и его ближайшее окружение могут оказывать моральное и духовное влияние, сопоставимое с эффективностью специально организованной воспитательной работой образовательных учреждений, профессиональных педагогов, семьи.
Волонтерство - это синоним слова «доброволец». Поэтому волонтерство - прежде всего инициатива. У детей начинает формироваться активная жизненная позиция, умение ориентировать в социуме, жить среди людей и по возможности помогать им.
В начале учебного года дети старшего возраста заметили, что малыши не всегда с желанием идут в детский сад, стали задавать вопросы: «Почему малыши плачут? Почему не хотят идти в детский сад? Они плачут, потому, что не умеют одеваться? Как мы можем им помочь полюбить детский сад?» и др.
Так пришла педагогическая идея в организации волонтерского движения в ДОУ. Волонтёрская деятельность (от лат.Voluntarius — добровольно) — это широкий круг деятельности, включающий традиционные формы взаимопомощи и самопомощи, официальное предоставление услуг и другие формы гражданского участия, которая осуществляется добровольно на благо широкой общественности без расчета на денежное вознаграждение.
Добровольцы, с точки зрения закона Российской Федерации - физические лица, осуществляющие благотворительную деятельность в форме безвозмездного выполнения работ, оказания услуг (добровольческой деятельности). Работа волонтера сплачивает людей в единственном стремлении - стремлении делать добро.
Проблема проекта
Отсутствие опыта у детей старшего дошкольного возраста социально - нравственной позиции, связанной с различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.
Мы растим новое поколение российских граждан. Пройдет время, и они начнут на различных уровнях управлять общественными и государственными процессами, открывать новые горизонты в науке, технике, искусстве. Но будут ли они физически и духовно подготовленными к такой деятельности? Это зависит от нас, взрослых, от того, насколько мы сможем сформировать у них духовно – нравственные принципы и стабильный интерес к здоровому образу жизни.
Ведущая педагогическая идея в организации волонтерского движения в ДОУ способствует позитивной социализации дошкольника через активную деятельность, где они выступают инициаторами и организаторами позитивных изменений в своем дошкольном учреждении и ближайшем социальном окружении и выявлению результатов, на основе которых будет расти у детей самоуважение к себе.
Стремительные политические, социально-экономические изменения, происходящие сегодня в обществе, создали условия для частичной подмены духовно-нравственных ценностей материальным благополучием. Формировать гуманные представления у детей с помощью замечаний, наставлений и порицаний невозможно. Важно воспитывать у детей способность видеть, понимать и разделять огорчения и радости другого.
Актуальность организации детского волонтерского движения несомненна и привлекает внимание всё больше педагогов, родителей. Своим примером волонтёры указывают правильный путь, доказывают, что будущее за физически здоровыми, духовно-нравственными людьми с активной жизненной позицией и творческим потенциалом, способными к самосовершенствованию, гармоничному взаимодействию с другими людьми, способными прийти на помощь слабым и оступившимся. Ведущая педагогическая идея в организации волонтерского движения в ДОУ способствует позитивной социализации дошкольника через активную деятельность, где они выступают инициаторами и организаторами позитивных изменений в своем дошкольном учреждении и ближайшем социальном окружении и выявлению результатов, на основе которых будет расти у детей самоуважение к себе.
Исходя из этого, актуальным является вопрос о создании волонтерского движения в детском саду, как социальном институте, который должен готовить к жизни.
Для волонтера ценны такие качества как трудолюбие, доброжелательность к окружающим людям, забота и бережное отношение к природе, отзывчивость и милосердие. Основным мотивом, побуждающим детей к трудовой деятельности, является их желание помочь взрослым. Волонтерство в дошкольном учреждении способствует развитию у детей милосердия, как умения пожалеть слабого, маленького, больного; бескорыстно помочь нуждающимся без напоминания и подсказки; отказаться от чего-то значимого, интересного для себя.
Новизна проекта
Благотворительная деятельность в таких сферах, как образование является важнейшим факторам нравственного развития. В соответствии с целевыми ориентирами ФГОС ДО, духовно-нравственная культура складывается из установки на положительное отношение к миру, на понимание того, что все люди равны вне зависимости от их социального происхождения, этнической принадлежности, религиозных верований, физических и психических особенностей, на проявление патриотических чувств, на знание традиций своей семьи и своей Родины.
Приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины и, опираясь на систему духовно-нравственных ценностей, таких как человеколюбие, справедливость, честь, совесть, воля, личное достоинство, вера в добро стремление к исполнению нравственного долга перед собой, своей семьей и своим Отечеством.
Цель проекта:
Создать в детском саду волонтерское движение, объединив воедино активных, творческих педагогов, заинтересованных родителей и детей дошкольного возраста и их участие в добровольных, социально важных акциях и мероприятиях. Внедрить волонтерскую практику в деятельность детского сада, направленную на развитие духовно-нравственной личности дошкольников; формирование у воспитанников высокого патриотического сознания.
Ключевые задачи проекта:
1. Формировать коммуникативные способности дошкольников, навыки сотрудничества, позитивные установки на добровольческую деятельность.
2. Воспитание духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией, способности к совершенству и гармоничному взаимодействию с другими людьми, воспитывать: нравственные качества (доброту, отзывчивость, взаимопомощь), самостоятельность, инициативность, ответственность.
3. Формирование у воспитанников чувства собственного достоинства как представителя своего народа. Способствовать повышению значения семейных ценностей.
4. Создать возможность родителям и педагогам приобретать новые знания, полноценно развивать свой творческий потенциал и уверенность в себе;
5. Расширить представления о волонтерском движении у воспитанников детского сада, педагогов, родителей детского сада
6. Дать практические навыки участия в волонтерском движении всем участникам образовательного процесса;
7. Сформировать инициативную группу педагогов и родителей, участвующую в данном движении;
8. Создать методические рекомендации по организации волонтерства в детском саду и распространить опыт работы в других детских садах;
9. Составить план мероприятий и реализовать его в течение 2018– 2020 учебных годов .
10. Разработать новые формы и методы, объединяющие усилия педагогов и родителей, по воспитанию у детей милосердия, трудолюбия, доброты, толерантности.
11.Создание условий для реализации основных направлений ФГОС дошкольного образования, достижения целевых ориентиров дошкольного образования.
Предполагаемый результат
Развитие добровольческой (волонтерской) деятельности у воспитанников, их родителей и сотрудников образовательного учреждения направленной на бескорыстное оказание социально значимых услуг на местном уровне способствующей личностному росту и развитию выполняющих эту деятельность добровольцев.
- участие детей в волонтерском движении поможет им освоить основную компетенцию, без которой человек не может жить - коммуникативную компетентность;
- они научатся вступать в контакт, высказывать свою точку зрения, слушать, понимать и принимать точку зрения собеседника, вести дискуссию;
- они будут готовы решать социальные задачи, адекватно вести себя в различных жизненных ситуациях, в том числе и конфликтных.
При этом важно, что у них не только сформируется негативное отношение к плохому, но и обеспечены способы социальной активности, позволяющие перейти от пассивного неодобрения к активным действиям в среде сверстников.
Инновационных технологий помогают детям не только в накоплении социального опыта, но и усиливает желание малышей не пропускать ни одного увлекательного дня в детском саду.
Внедрение волонтерского движения в дошкольном учреждении на основе свободного объединения родителей, педагогов и детей, деятельность которых продиктована доброй волей, а не принуждением приведет к более эффективному формированию у дошкольников таких качеств как милосердие, ответственность, самостоятельность; оптимизации детско-родительских отношений; повышению рейтинга образовательного учреждения, так как всеми участниками проекта будет осознанно принято единое образовательное пространство «Семья – детский сад – социум».
Спроектированная система волонтерского движения в ДОУ обеспечит повышение профессиональной компетентности педагогических работников.
Создание волонтёрской деятельности в детском саду позволит:
- создать в коллективе атмосферу, стимулирующую эффективность воспитания и привлечение семьи к целенаправленному педагогическому процессу дошкольного учреждения;
-организовать самостоятельную деятельность детей,
-разработать диагностический инструментарий, методические рекомендации по использованию волонтерской деятельности для педагогов и родителей и апробировать их в ДОУ.
-расширить представление о волонтерском движении у детей 3-7 лет, педагогов детского сада, родителей воспитанников;
-приобщить детей и родителей воспитанников к социокультурным нормам, традициям семьи, общества, государства.
-формировать у детей предпосылки толерантного отношения к другим людям независимо от культурной среды и этнической принадлежности;
-привлечь родителей воспитанников в образовательный процесс ДОУ;
-обеспечить преемственности целей, задач и содержания образования дошкольного и начального общего образования.
-организовать целенаправленную работу в ДОУ благотворительной и добровольческой направленности, через взаимосвязь поколений – дети, взрослые и пожилые люди.
Нормативно правовая база проекта
- Всеобщая декларация прав человека (1948 г.);
- Конвенция о правах ребенка (1989 г.);
- Всеобщая Декларация Добровольцев, принятая на XVI Всемирной конференции Международной ассоциации добровольческих усилий (Амстердам, январь, 2001 г., Международный Год добровольцев) при поддержке Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций и Международной ассоциации добровольческих усилий (IAVE);
- Конституция Российской Федерации (ч. 4 и 5 ст. 13, ч. 2 ст.19, ст. 30);
- Федеральный закон «Об образовании»
- Гражданский кодекс Российской Федерации (ст. 117);
- Концепция содействия развитию благотворительной деятельности и добровольчества в Российской Федерации, одобрена распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2009 г. ;
- Федеральный закон от 01.01.01 г. «Об общественных объединениях»;
- Федеральный закон от 28 июня 1995 г. «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений»;
- Федеральный закон от 11 августа 1995 г. » О благотворительной деятельности и благотворительных организациях».
- Примерная Основная Общеобразовательная программа «От рождения до школы» под редакцией Вераксы, Комаровой.
- Рабочая программа «От рождения до школы » под редакцией Вераксы, Комаровой.
Кадровое обеспечение проекта
Воспитатели возрастных групп,
Музыкальный руководитель,
Инструктор по ФК,
- Паспорт проекта
Структура | Содержание | Примеры и разъяснения |
Тема | «Шаг к добру» | Социальный проект волонтерское движение в детском саду «Шаг к добру» для реализации в системе образования на разновозрастное общение между детьми, помощь старших дошкольников младшим в обучении малышей играть в различные игры, одеваться, лепить, рисовать, в формировании активной жизненной позиция, умении ориентироваться в социуме, жить среди людей и по возможности помогать им. |
Авторы проекта | Алабугина О.В. Липунова Е.Н. | воспитатели |
Исполнитель проекта | Дети старшей группы Дети младшей группы Воспитатели Родители Музыкальный руководитель Инструктор по ФК | МБДОУ «Детский сад № 27» |
Цель проекта | Отсутствие у детей старшего дошкольного возраста социально – нравственной позиции, связанной с различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии. | Цель: Создать в детском саду волонтерское движение, объединив воедино активных, творческих педагогов, заинтересованных родителей и детей дошкольного возраста и их участие в добровольных, социально важных акциях и мероприятиях. Внедрить волонтерскую практику в деятельность детского сада, направленную на развитие духовно-нравственной личности дошкольников; формирование у воспитанников высокого патриотического сознания. |
Задачи проекта |
| 1. Причина: Недостаточно развиты коммуникативные способности, духовно – нравственные качества детей, семейные ценности. Задача:
2. Причина: Не достаточная осведомленность родителей, педагогов и других участников проекта о волонтёрском движении. Задача:
3. Причина: Не достаточен уровень педагогической компетенции воспитателей групп по вопросам волонтёрского движения. Задача:
|
Благополучатели проекта | Педагоги, дети, родители. | Дети подготовительной, старшей, средней, младшей групп (3 – 7 лет), родители воспитанников, педагоги, специалисты ДОУ. |
Типовые особенности проекта | По характеру создаваемого продукта: оздоравливающий, просветительский, познавательный, развивающий. По профилю знаний: межпредметный проект. По характеру координации: с открытой координацией. По уровню контактов: на уровне ДОУ. По срокам реализации: долгосрочный (1 года) Срок реализации проекта. С 1 сентября 2021 года по май 2022 года. Работа в данном направлении будет продолжаться и в дальнейшем. | Тип проекта: практико-ориентированный, творческий, индивидуально-развивающий, информационно – просветительский.
|
Ожидаемые результаты реализации проекта. |
|
|
Исполнители основных мероприятий. | Перечислить должности педагогов, которые реализуют основные мероприятия. | Воспитатели подготовительной группы: Алабугиной О.В., Липунова Е.Н.
|
- Содержание проекта
3.1 Календарный план реализации проекта в ДОУ с указанием сроков реализации по этапам
№ | Этап проекта | Наименование мероприятия | Краткое описание содержание мероприятия | Сроки или период (в мес.) | Ожидаемые результаты | Предшествующие мероприятия | Исполнители |
1
| Подготовительный этап 2021-2022гг. | 1.Обсуждение и утверждение проекта «Шаг к добру» | Рассмотрение актуальности проекта Выступление педагогов | Сентябрь 2021г | Определение направлений работы. Составление плана работы. | Изучение актуальности проблемы | Воспитатели подготовительной группы: Алабугиной О.В., Липунова Е.Н. |
2. Формирование новой и уточнение действующей нормативно - правовой базы ДОУ. | -Организация наставничества детским садом -Составление плана работы проекта «Шаг к добру» | Сентябрь 2021г. | Формирование нормативно - правовой базы ДОУ | Изучение нормативных документов | Воспитатели подготовительной группы: Алабугиной О.В., Липунова Е.Н | ||
3. Проведение анкетирования педагогов, родителей воспитанников.
| -Составление анкет для педагогов, родителей -Анкетирование педагогов, родителей -Анализ анкет педагогов | Октябрь 2021г. | -Выявление уровня компетентности педагогов, родителей, по вопросам духовно - нравственно воспитания детей, волонтерства. | Опросы педагогов, родителей | Воспитатели подготовительной группы: Алабугиной О.В., Липунова Е.Н | ||
4.Проведение родительского собрания посвященного вопросам духовно - нравственно воспитания детей, волонтерской деятельности. | -Знакомство родителей с проектной деятельностью в ДОУ и волонтерском движении. -Выступление воспитателей Анализ анкет родителей воспитанников. | Октябрь 2021г. | Выявление уровня компетентности родителей, по вопросам духовно - нравственно воспитания детей, волонтерства Знакомство с работой проекта «Шаг к добру» | Изучение актуальности проблемы. Опросы педагогов, родителей | Воспитатели подготовительной группы: Алабугиной О.В., Липунова Е.Н | ||
5. Совершенствование материально-технической базы ДОУ. | Использование ИКТ для занятий с детьми -приобретение методической литературы, наглядных пособий, иллюстраций. | Сентябрь - Май 2021- 2022гг. | Развитие предметно -пространственной среды для дошкольников -Методическое обеспечение воспитательно-образовательного процесса. | Изучение актуальности проблемы
| Воспитатели подготовительной группы: Алабугиной О.В., Липунова Е.Н | ||
| 6. План реализации проекта «Шаг к добру»
| -Разработка системы перспективного планирования мероприятий, плана работы с социумом | Сентябрь-Май 2021- 2022гг. | -Систематизация накопленного материала. Привлечение к сотрудничеству воспитателей других групп, родителей воспитанников | Изучение актуальности проблемы
| Воспитатели подготовительной группы: Алабугиной О.В., Липунова Е.Н | |
7.Круглый стол для воспитателей ДОУ «Шаг к добру» | Разработка плана работы для круглого стола | Май 2021г. | -Систематизация методов, форм, приемов работы с детьми. Совершенствование профессионального мастерства педагогов | Подведение итогов. | Воспитатели подготовительной группы: Алабугиной О.В., Липунова Е.Н | ||
8. Проведение родительское собрание "Растим волонтера, патриота Родины" (онлайн - конференция) | -Выступление сотрудников детского сада - Анализ анкет | Сентябрь 2018г-2020г. | Повышение уровня культуры и знаний родителей по вопросам волонтерского движения детей. Привлечение родителей к сотрудничеству в работе над проектом. | Подведение итогов. | Воспитатели подготовительной группы: Алабугиной О.В., Липунова Е.Н | ||
1.Кружок «Оригами» | Реализация работы кружка по духовно- с детьми старшей группы | Сентябрь-2021г.-май 2022г. | Систематизация методов, форм, приемов работы с детьми. | Подбор материала | Воспитатели подготовительной группы: Алабугиной О.В., Липунова Е.Н | ||
2.«День пожилого человека» | Организация праздника. Изготовление подарков детьми совместно с родителями, пожилым людям. | Ноябрь 2021г. | Организация работы ДОУ благотворительной и добровольческой направленности, через взаимосвязь поколений - дети, взрослые и пожилые люди | Подбор материала | Воспитатели подготовительной группы: Алабугиной О.В., Липунова Е.Н Музыкальный руководитель | ||
Практический этап 2021-2022гг. | 3.«День матери» | Праздничный фольклорный концерт детей старшего дошкольного возраста с участие родителей | Ноябрь 2021г. | Организация работы ДОУ благотворительной и добровольческой направленности, через взаимосвязь поколений - дети, взрослые и пожилые люди | Подбор материала | Воспитатели подготовительной группы: Алабугиной О.В., Липунова Е.Н Музыкальный руководитель | |
| 4.Экскурсия в младшую группу и среднюю группу. | Посещение детей в младшие группу. | Декабрь 2021г. | Организация образовательного процесса в форме совместной деятельности детей, педагогов, родителей
| Работа с детьми младших групп и воспитателями.
| Воспитатели подготовительной группы: Алабугиной О.В., Липунова Е.Н | |
5.Консультации за круглым столом. | Беседа с воспитателями в ДОУ.
| Январь 2021г. | Воспитание толерантного отношения к другим людям независимо от культурной среды и этнической принадлежности | Работа с материалом | Воспитатели подготовительной группы: Алабугиной О.В., Липунова Е.Н | ||
6.«День защитника отечества» | Спортивный праздник, изготовление подарок для пап, дедушек, ребят младших групп. | Февраль 2021г. | Организация работы ДОУ благотворительной и добровольческой направленности, через взаимосвязь поколений - дети, взрослые и пожилые люди | Посещение физ. зала | Воспитатели подготовительной группы: Алабугиной О.В., Липунова Е.Н Инструктор по ФК.
| ||
| 7. Консультация для воспитателей групп в ДОУ | Презентация воспитателей по теме: «Волонтерское движение в детском саду» | Февраль 2021г. | Перспективность применения данного опыта | Систематизация накопленного материала | Воспитатели подготовительной группы: Алабугиной О.В., Липунова Е.Н | |
8.«Международный женский день 8 марта» | Праздничный концерт детей-волонтеров старшего дошкольного возраста. | Март 2021. | Организация работы ДОУ благотворительной и добровольческой направленности, через взаимосвязь поколений - дети, взрослые и пожилые люди | Посещение музыкального зала. | Воспитатели подготовительной группы: Алабугиной О.В., Липунова Е.Н Воспитатели групп, Музыкальный руководитель | ||
9.Консультация для родителей групп: «Разнообразные формы и методы по воспитанию волонтерства» | Оформление родительского уголка. | Апрель 2021г. | Изучение разнообразных форм, методов и приемов образовательной деятельности, обеспечивающих эффективную реализацию задач по социально - нравственному воспитанию в условиях дошкольного образовательного учреждения. | Систематизация накопленного материала | Воспитатели подготовительной группы: Алабугиной О.В., Липунова Е.Н | ||
| 10. Конкурс чтецов в старшей и младшей группах «День Победы» | Праздничное мероприятие детей-волонтеров старшего и младшего дошкольного возраста, посвященное дню Победы | Май 2021г. | Организация работы ДОУ благотворительной и добровольческой направленности, через взаимосвязь поколений - дети | -беседы с детьми -встреча с ветеранами -посещение музея -посещение мемориальной доски | Воспитатели подготовительной группы: Алабугиной О.В., Липунова Е.Н Музыкальный руководитель, Инструктор по ФК. | |
3
| Аналитический этап 2019г- 2020г. | 1. Анализ работы с детьми ДОУ старшей и подготовительной группы. | Круглый стол с детьми по реализации проекта «Шаг к добру» | Май 2021г. | Выявление знаний | Реализация проекта «Шаг к добру» | Воспитатели подготовительной группы: Алабугиной О.В., Липунова Е.Н |
2. Анализ работы сотрудников ДОУ по реализации проекта. | Круглый стол с воспитателями по реализации проекта «Шаг к добру» | Май 2021г. | Выявление знаний | Реализация проекта «Шаг к добру» | Воспитатели подготовительной группы: Алабугиной О.В., Липунова Е.Н | ||
3. Подведение итогов | Обобщение опыта работы в виде аналитической справки по итогам работы проекта «Шаг к добру» | Май 2021г. | Выявление проблем, которые могли помешать выполнению проекта или несоблюдению календарного плана работ. | Реализация проекта «Шаг к добру» | Воспитатели подготовительной группы: Алабугиной О.В., Липунова Е.Н |
3.2 Календарный план реализации проекта на группе
СЕНТЯБРЬ
1. Беседа с детьми «Кто такие волонтёры?».
Цель: в доступной форме объяснить детям кто такие волонтёры, для чего они нужны и что они делают.
ОКТЯБРЬ
1. Трудовой десант: «Мусору – нет!».
Цель: воспитывать бережное отношение к природе, приучать детей к соблюдению чистоты на участке.
2. «Неделя добрых дел» - привести книжный уголок в порядок.
Цель: вместе с детьми привести в порядок книги – подклеить, почистить
страницы и т. д.
НОЯБРЬ
1. Акция «Корзинка радости». Сбор подарков (игрушек, книжек) для детей младшего возраста.
Цель: воспитывать в детях любовь и милосердие к другим детям.
2. Беседа «Почему добро побеждает зло?».
Цель: учить детей рассуждать, делать выводы и добре и зле.
ДЕКАБРЬ
- Акция «Берегите ёлочку».
- Цель: сохранение хвойного дерева.
ЯНВАРЬ
1. Беседа с детьми «Что вы сделали доброго?»
Цель: продолжать учить детей делать добрые дела.
2. Акция «День добрых дел»
Цель: предложить детям в течение дня помогать друг другу, другим детям, взрослым и т. д.
ФЕВРАЛЬ
1. День добрых дел – оказание помощи в одевании и раздевании малышам.
Цель: помочь детям ясельной или младшей группе одеться на прогулку и
раздеться с прогулки.
2. Акция – «Покормите птиц зимой» - изготовление кормушек для птиц
вместе с родителями.
Цель: предложить родителям изготовить кормушки для птиц из разных
материалов.
МАРТ
1. Беседа с детьми «Что значит быть добрым?»
Цель: выяснить с детьми, что значит быть добрым, считают ли они себя добрыми и как понимают что такое «добро».
2. Выставка рисунков «Дорогою добра».
Предложить родителям совместно с детьми дома нарисовать рисунки про добрые дела.
Цель: воспитывать у детей милосердие и сострадание к другим людям, животным, птицам и т. д.
АПРЕЛЬ
1. Слушание с детьми песен: «Будьте добры» (муз. А. Флярковского, сл. А. Санина, «Дорога добра» (муз. М. Минкова, сл. ЮЭнтина).
2. Акция «Берегите первоцветы».
Цель: воспитывать бережное отношение к природе, любовь к родному краю.
МАЙ
1. Акция «Бессмертный полк»
Цель: предложить детям вместе с родителями принять участие в акции «Бессмертный полк» в родном городе.
2. Акция «С праздником, ветераны» - концерт ко Дню Победы.
Цель: воспитывать у детей уважение к ветеранам ВОВ.
3. Подарок – «Сказка малышам».
Цель: показать младшим детям сказку-драматизацию.
- Оценка эффективности реализации проекта
№ п/п | Критерии | Показатели оценки результативности |
1. | Актуальность и значимость | Цель проекта соответствует требованиям ФГОС ДО |
2. | Рентабельность | Проект не требует больших затрат |
3. | Эффективность | Определяется при анализе диагностических данных, мониторинга, анкетировании. |
4. | Воспроизводимость | Можно использовать в других дошкольных учреждениях. |
5. | Оригинальность | Новые подходы к решению духовно-нравственного воспитания детей через волонтерскую деятельность. |
6. | Достижения детьми планируемых результатов | Увеличение числа детей, с высоким уровнем развития на 15%.
|
7. | Результативность работы педагогов | Увеличение доли педагогов оптимально использующих проектную деятельность на 50 %
|
8. | Научно- практические конференции, семинары, совещания различного уровня | Участие, проведение |
9. | Обобщение опыта
| Освещение результатов работы в сети Интернет, на сайте ДОУ, СМИ |
10. | Изменение характера взаимодействия ДОУ с семьёй и социумом
| Увеличение числа родителей осознанно участвующих в воспитательно – образовательном процессе в рамках проекта на 15 %, через совместные мероприятия как волонтеров: праздничные концерты, изготовление подарков, участие в акциях, круглые столы, интересные встречи.
|
- Перспективы развития проекта
Дети быстро адаптировались в создаваемых условиях:
- участие детей в волонтерском движении поможет им освоить основную компетенцию, без которой человек не может жить - коммуникативную компетентность;
- они научатся вступать в контакт, высказывать свою точку зрения, слушать, понимать и принимать точку зрения собеседника, вести дискуссию;
- Они будут готовы решать социальные задачи, адекватно вести себя в различных жизненных ситуациях, в том числе и конфликтных.
Взаимодействие детей проявлялось:
• дети-волонтеры проявляли инициативу в заботе о малышах, а малыши с благодарностью относились к помощи и знакам внимания;
у детей появился опыт вежливого выражения своих просьб, зазвучали слова благодарности;
у малышей заметно увеличился словарный запас, что позволило им самостоятельно находить различные пути общения со старшими детьми и взрослыми;
• дети-волонтеры активно помогали своим подопечным во всех режимных моментах в течение дня. Тем самым они получили отличную возможность почувствовать себя взрослыми и нужными;
в различных совместных действиях дети учились решать спорные вопросы, улаживать конфликты, в игре обменивались опытом и эмоциональным общением;
• многие дети стали пользоваться правом самостоятельного выбора, которого им не хватает в повседневной жизни;
• педагоги поощряли попытки детей поделится разнообразными впечатлениями со взрослыми и другими детьми. Для этого проводились «Рефлексивные круги», с помощью которых ребенок мог высказать свое мнение, ответить на вопросы педагога-психолога.
Межгрупповое взаимодействие по нашим наблюдениям взаимно обогатила: младших продвинуло в своем развитии, а старшим дало возможность быть образцом для подражания. Для детей старшего возраста игра с малышами урок ответственности, первое серьезное дело, которым он руководит.
Анализ проведенной работы и круги рефлексии показали, что старшие мальчики менее активно включились в технологию «Дети-волонтеры», так как в связи с психологическими особенностями мальчики более консервативны, чем девочки. Дети, у которых есть младшие братья и сестры, вначале ситуации месяца использовали свой личный опыт, полученный в семье, который помог им включиться в предложенную ситуацию. Единственные дети в семье чаще обращались за помощью к взрослым или занимали позицию наблюдателя.
Несмотря на выше сказанное считаем, что работа по внедрению технологии показала положительную динамику сформированности и развития у детей саморегуляции поведения, самостоятельности, инициативности и ответственности, а также эмоционального удовлетворения. После посещения младшей группы дети приходили удовлетворенные тем, что они помогали, занимались, играли с малышами как взрослые, проявляя к ним заботу. Приходя в группу и рассказывая, где они были, чем занимались, тем самым они постепенно вызывали интерес и желание других детей попробовать, а потом тоже активно включались в волонтерское движение.
Д. С. Лихачев в своей книги «Письма о добром и прекрасном» писал: «Постепенно дети становятся объектами все более высокой заботы и сами начинают проявлять заботу настоящую и широкую – не только о семье, но и о школе, куда поместила их забота родительская, о своем селе, городе и стране… Забота ширится и становится все более альтруистичной. За заботу о себе дети платят заботой о стариках-родителях, когда они уже ничем не могут отплатить за заботу детей. И эта забота о стариках, а потом и о памяти скончавшихся родителей как бы сливается с заботой об исторической памяти семьи и родины в целом. Если забота направлена только на себя, то вырастает эгоист». [10, 7]
Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что организация деятельности волонтёрского движения в детском саду – это уникальная возможность влиять на формирование качеств, необходимых не только для успешной адаптации и обучению в школе, но и для жизни в современном обществе.
Педагогический коллектив наметил следующие мероприятия по внедрению технологии «Дети - волонтеры» в нашем дошкольном учреждении:
1. Создание бригады волонтеры- родители.
2. Включение в технологию младших школьников с целью преемственности различных ступеней образования.
3. Совместно с психологом проведение тренингов на повышение самооценки и улучшения межличностных отношений в детских и педагогических коллективов.
Инновационных технологий помогают детям не только в накоплении социального опыта, но и усиливает желание малышей не пропускать ни одного увлекательного дня в детском саду.
- Используемая литература
- О.Л.Князева, М.Д. Маханева. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно- методическое пособие. -2изд; «Детство- Пресс», 1998г.
- Л.Л.Шевченко «Добрый мир».из-во «Подмосковье» 2012г.
- В.Н. Микляева. Нравственно – патриотическое и духовное воспитание дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2013г.
- «Как воспитать настоящего человека» Педагогика, 1990. - (Библиотека учителя)
- «Методика ознакомления детей с природой в детском саду» »/ М., Просвещение, 1992.
- Гришаева Н.. П. Анализ социальных проблем дошкольного воспитания// Управление в дошкольном образовании. 2002 № 5.
- Гришаева Н.. П. Как стать самостоятельным // Комсомольская правда. 2004.7 июня.
- Крылова, Н. И. Здоровьесберегающее пространство в ДОУ.Проектирование, тренинги, занятия [Текст]: методическое пособие/Н. И. Крылова. –Волгоград: издательство «Учитель», 2009.164-169с.
- Богина, Т. Л. Охрана здоровья детей в дошкольных учреждениях методическое пособие/Т. Л. Богина. –М. :Издательство «Мозаика-Синтез»,2006. – С. 94 -96
- Михайленко И. Я., Короткова Н. А. Организация сюжетной игры в детском саду.Пособие для воспитателей Москва 2001г. С. 32-38.
- Расту культурным [Текст]:-Полиграф–Проект Москва 2011. С. 12-24.
- Бачурина, В. Н. Новые развивающие игры для дошколят популярная литература. /В. Н. Бачурина–М. :ДОМ XXI век РИПОЛ классик, 200.–С. 114-118.
- «Как воспитать настоящего человека» Педагогика, 1990. - (Библиотека учителя)
- Адашова T. A. Волонтерство как способ популяризации экологической культуры и туризма: проблемы и перспективы развития / Адашова T.
- A., Косарева Н. В. // Биоразнообразие и антропогенная трансформация природных экосистем : материалы Всерос. науч.-практ. конф., посвященной памяти А. И. Золотухина и Году экологии. – Саратов, 2017. – С. 7-12.
- Амирова Р. И. Волонтерство как инновационная практика в России // Научная мысль XXI века: результаты фундаментальных и прикладных исследований : материалы Междунар. науч.-практ. конф. – Самара, 2017. – С. 80-81.
- Бурченко Т. В. Экологическое волонтерство на благо общества и развития личности обучающегося // Современные подходы к организации образовательного процесса в условиях стандартизации образования : сб. науч. ст. и материалов IV Междунар. науч.-практ. конф. – Архангельск, 2017. – Ч. 2. – С. 181-184.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проект по ознакомлению правил дорожного движения в детском саду «Маленькие пешеходы»
Педагогический проект по ознакомлению правил дорожного движения в детском саду «Маленькие пешеходы»Авторы: воспитатели ГБДОУ д/с №81 Выборгского района г. Санкт-Петербурга-Тарасова Юлия Вл...
Педагогический проект «Волонтерское движение в детском саду»
Педагогический проект «Волонтерское движение в детском саду» •Стремительные политические, социально-экономические изменения, происходящие сегодня в обществе, создали условия для части...
Родительское собрание №2 по теме: "Здоровьесберегающие технологии в педагогическом процессе ДОУ. Волонтерское движение в детском саду".
Конспект родительского собрания к концу первого полугодия....
«Волонтерское движения в детском саду «Твори добро»
Современные дети живут и развиваются в новых социокультурных условиях. Существует много форм работы по социально - коммуникативному развитию дошкольников. Педагоги знают, что в период дошкольного детс...
Консультация для родителей «Зёрнышки добра» ( духовно-нравственное воспитание в детском саду по программе "Добрый мир")
В консультации представлены материалы для родителей....
Педагогический проект «Волонтерское движение в детском саду»
Педагогический проект «Волонтерское движение в детском саду»...
2022-2023 Педагогический проект «Волонтерское движение в детском саду»
Педагогический проект «Волонтерское движение в детском саду» Авторы-составители:заведующий Вербицкая Я.Н.,старший воспитатель Грязнова О.В.,учитель-логопед Ковалева Л.С.,инструктор по...