Педагогический проект волонтерского движения в детском саду «Шаг к добру»
проект (подготовительная группа)

Алабугина Оксана Валериевна

                                                                                                                                                                                 

Волонтерство - это синоним слова «доброволец». Поэтому волонтерство - прежде всего инициатива. У детей начинает формироваться активная жизненная позиция, умение ориентировать в социуме, жить среди людей и по возможности помогать им.

В начале учебного года дети старшего возраста заметили, что малыши не всегда с желанием идут в детский сад, стали задавать вопросы: «Почему малыши плачут? Почему не хотят идти в детский сад? Они плачут, потому, что не умеют одеваться? Как мы можем им помочь полюбить детский сад?» и др.

   Так пришла педагогическая идея в организации волонтерского движения в ДОУ. Волонтёрская деятельность (от лат.Voluntarius — добровольно) — это широкий круг деятельности, включающий традиционные формы взаимопомощи и самопомощи, официальное предоставление услуг и другие формы гражданского участия, которая осуществляется добровольно на благо широкой общественности без расчета на денежное вознаграждение.

Добровольцы, с точки зрения закона Российской Федерации - физические лица, осуществляющие благотворительную деятельность в форме безвозмездного выполнения работ, оказания услуг (добровольческой деятельности). Работа волонтера сплачивает людей в единственном стремлении - стремлении делать добро.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_volontery.docx293.34 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад №27»

Педагогический проект

волонтерского движения в детском саду  

 «Шаг к добру»

C:\Users\ДС №35\Desktop\ФОТО И ВИДЕО\2017-2018\9 мая фото\IMG-20180510-WA0022.jpg

Авторы проекта:

 Алабугина Оксана Валериевна

высшая квалификационная категория

Липунова Елена Николаевна

высшая квалификационная категория

ЗАТО Северск - 2021

Содержание

  1. Введение…………………………………………………………………………………………………………………………………………..3
  2. Паспорт проекта…………………………………………………………………………………………………………………………………8
  3. Содержание проекта……………………………………………………………………………………………………………………………13
  1. Календарный план реализации проекта в ДОУ с  указанием сроков реализации по этапам…………………………………....13
  2. Календарный план реализации проекта на группе…………………………………………………………………………………….17
  1. Оценка эффективности реализации проекта………………………………………………………………………………………………. 18
  2. Перспективы развития проекта………………………………………………………………………………………………………………19
  3. Используемая литература……………………………………………………………………………………………………………………..22

  1. Введение

Спешишь на помощь безвозмездно,
И не считаешь, что герой!
Ты хочешь быть всегда полезным –
Тебе подходит эта роль!

Актуальность проекта 

Детство – время активного социального «развертывания» растущего человека и освоение им социокультурных достижений и ценностей, период пробы и самоопределения в постоянно расширяющихся и усложняющихся контактах. Социализация личности ребенка в современное время протекает в экстремальных

условиях: изменения в политической, экономической, социальной и социокультурной системе.

В настоящее время в России волонтёрство рассматривается как стратегический ресурс госудаственно-общественного развития. Воспитательное значение примера социальной инициативы, глубина ее воздействия, на самого инициатора и его ближайшее окружение могут оказывать моральное и духовное влияние, сопоставимое с эффективностью специально организованной воспитательной работой образовательных учреждений, профессиональных педагогов, семьи.

   Волонтерство - это синоним слова «доброволец». Поэтому волонтерство - прежде всего инициатива. У детей начинает формироваться активная жизненная позиция, умение ориентировать в социуме, жить среди людей и по возможности помогать им.

В начале учебного года дети старшего возраста заметили, что малыши не всегда с желанием идут в детский сад, стали задавать вопросы: «Почему малыши плачут? Почему не хотят идти в детский сад? Они плачут, потому, что не умеют одеваться? Как мы можем им помочь полюбить детский сад?» и др.

   Так пришла педагогическая идея в организации волонтерского движения в ДОУ. Волонтёрская деятельность (от лат.Voluntarius — добровольно) — это широкий круг деятельности, включающий традиционные формы взаимопомощи и самопомощи, официальное предоставление услуг и другие формы гражданского участия, которая осуществляется добровольно на благо широкой общественности без расчета на денежное вознаграждение.

Добровольцы, с точки зрения закона Российской Федерации - физические лица, осуществляющие благотворительную деятельность в форме безвозмездного выполнения работ, оказания услуг (добровольческой деятельности). Работа волонтера сплачивает людей в единственном стремлении - стремлении делать добро.

Проблема проекта

Отсутствие опыта у детей старшего дошкольного возраста социально - нравственной позиции, связанной с различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.

Мы растим новое поколение российских граждан. Пройдет время, и они начнут на различных уровнях управлять общественными и государственными процессами, открывать новые горизонты в науке, технике, искусстве. Но будут ли они физически и духовно подготовленными к такой деятельности? Это зависит от нас, взрослых, от того, насколько мы сможем сформировать у них духовно – нравственные принципы и стабильный интерес к здоровому образу жизни.

Ведущая педагогическая идея  в организации волонтерского движения в ДОУ способствует   позитивной социализации  дошкольника через активную деятельность, где они выступают инициаторами и организаторами позитивных изменений в своем дошкольном учреждении и ближайшем социальном окружении и  выявлению результатов, на основе которых будет расти у детей самоуважение к себе.

Стремительные политические, социально-экономические изменения, происходящие сегодня в обществе, создали условия для частичной подмены духовно-нравственных ценностей материальным благополучием. Формировать гуманные представления у детей с помощью замечаний, наставлений и порицаний невозможно. Важно воспитывать у детей способность видеть, понимать и разделять огорчения и радости другого.

Актуальность организации детского волонтерского движения несомненна и привлекает внимание всё больше педагогов, родителей. Своим примером волонтёры указывают правильный путь, доказывают, что будущее за физически здоровыми, духовно-нравственными людьми с активной жизненной позицией и творческим потенциалом, способными к самосовершенствованию, гармоничному взаимодействию с другими людьми, способными прийти на помощь слабым и оступившимся. Ведущая педагогическая идея в организации волонтерского движения в ДОУ способствует позитивной социализации дошкольника через активную деятельность, где они выступают инициаторами и организаторами позитивных изменений в своем дошкольном учреждении и ближайшем социальном окружении и выявлению результатов, на основе которых будет расти у детей самоуважение к себе.

Исходя из этого, актуальным является вопрос о создании волонтерского движения в детском саду, как социальном институте, который должен готовить к жизни.

Для волонтера ценны такие качества как трудолюбие, доброжелательность к окружающим людям, забота и бережное отношение к природе, отзывчивость и милосердие. Основным мотивом, побуждающим детей к трудовой деятельности, является их желание помочь взрослым. Волонтерство в дошкольном учреждении способствует развитию у детей милосердия, как умения пожалеть слабого, маленького, больного; бескорыстно помочь нуждающимся без напоминания и подсказки; отказаться от чего-то значимого, интересного для себя.

Новизна проекта 

Благотворительная деятельность в таких сферах, как образование является важнейшим факторам нравственного развития. В соответствии с целевыми ориентирами ФГОС ДО, духовно-нравственная культура складывается из установки на положительное отношение к миру, на понимание того, что все люди равны вне зависимости от их социального происхождения, этнической принадлежности, религиозных верований, физических и психических особенностей, на проявление патриотических чувств, на знание традиций своей семьи и своей Родины.

           Приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины и, опираясь на систему духовно-нравственных ценностей, таких как человеколюбие, справедливость, честь, совесть, воля, личное достоинство, вера в добро стремление к исполнению нравственного долга перед собой, своей семьей и своим Отечеством.

Цель проекта:

           Создать в детском саду волонтерское движение, объединив воедино активных, творческих педагогов, заинтересованных родителей и детей дошкольного возраста и их участие в добровольных, социально важных акциях и мероприятиях. Внедрить  волонтерскую  практику в деятельность детского сада, направленную на  развитие  духовно-нравственной личности дошкольников; формирование у воспитанников высокого патриотического сознания.

Ключевые задачи проекта:   

1.  Формировать коммуникативные способности дошкольников, навыки сотрудничества, позитивные установки  на добровольческую деятельность.

2.  Воспитание  духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией, способности к совершенству и гармоничному взаимодействию с другими людьми, воспитывать: нравственные качества (доброту, отзывчивость, взаимопомощь), самостоятельность, инициативность, ответственность.

3. Формирование   у воспитанников чувства собственного достоинства как представителя своего народа. Способствовать повышению значения семейных ценностей.

4.  Создать возможность родителям и педагогам приобретать новые знания, полноценно развивать свой творческий потенциал и уверенность в себе;                                            

5. Расширить представления о волонтерском движении у воспитанников детского сада, педагогов, родителей детского сада

6. Дать практические навыки участия в волонтерском движении всем участникам образовательного процесса;

7. Сформировать  инициативную группу педагогов и родителей, участвующую в данном движении;

8. Создать методические рекомендации  по организации волонтерства в детском саду и распространить опыт работы в других детских садах;

9.  Составить план мероприятий и реализовать его в течение 2018– 2020 учебных годов .

10.  Разработать новые формы и методы, объединяющие усилия педагогов и родителей, по воспитанию у детей милосердия, трудолюбия, доброты, толерантности.

11.Создание условий для реализации основных направлений ФГОС дошкольного образования, достижения целевых ориентиров дошкольного образования.

 Предполагаемый результат

Развитие добровольческой (волонтерской) деятельности у воспитанников, их родителей и сотрудников образовательного учреждения направленной на бескорыстное оказание социально значимых услуг на местном уровне способствующей личностному росту и развитию выполняющих эту деятельность добровольцев.

- участие детей в волонтерском движении поможет им освоить основную компетенцию, без которой человек не может жить - коммуникативную компетентность;

- они научатся вступать в контакт, высказывать свою точку зрения, слушать, понимать и принимать точку зрения собеседника, вести дискуссию;

- они будут готовы решать социальные задачи, адекватно вести себя в различных жизненных ситуациях, в том числе и конфликтных.

При этом важно, что у них не только сформируется негативное отношение к плохому, но и обеспечены способы социальной активности, позволяющие перейти от пассивного неодобрения к активным действиям в среде сверстников.

Инновационных технологий помогают детям не только в накоплении социального опыта, но и усиливает желание малышей не пропускать ни одного увлекательного дня в детском саду.

Внедрение волонтерского движения в дошкольном учреждении на основе свободного объединения родителей, педагогов и детей, деятельность которых продиктована доброй волей, а не принуждением приведет к более эффективному формированию у дошкольников таких качеств как милосердие, ответственность, самостоятельность; оптимизации детско-родительских отношений; повышению рейтинга образовательного учреждения, так как всеми участниками проекта будет осознанно принято единое образовательное пространство «Семья – детский сад – социум».

Спроектированная система волонтерского движения в ДОУ обеспечит повышение профессиональной компетентности педагогических работников.

Создание волонтёрской деятельности в детском саду позволит:

- создать в коллективе атмосферу, стимулирующую эффективность воспитания и привлечение семьи к целенаправленному педагогическому процессу дошкольного учреждения;

-организовать самостоятельную деятельность детей,

-разработать диагностический инструментарий, методические рекомендации по использованию волонтерской деятельности для педагогов и родителей и апробировать их в ДОУ.

-расширить представление о волонтерском движении у детей 3-7 лет, педагогов детского сада, родителей воспитанников;

-приобщить детей и родителей воспитанников к социокультурным нормам, традициям семьи, общества, государства.

-формировать у детей предпосылки толерантного отношения к другим людям независимо от культурной среды и этнической принадлежности;

-привлечь родителей воспитанников в образовательный процесс ДОУ;

-обеспечить преемственности целей, задач и содержания образования дошкольного и начального общего образования.

-организовать целенаправленную работу в ДОУ благотворительной и добровольческой направленности, через взаимосвязь  поколений – дети, взрослые и  пожилые люди.

Нормативно правовая база проекта

- Всеобщая декларация прав человека (1948 г.);

- Конвенция о правах ребенка (1989 г.);

- Всеобщая Декларация Добровольцев, принятая на XVI Всемирной конференции Международной ассоциации добровольческих усилий (Амстердам, январь, 2001 г., Международный Год добровольцев) при поддержке Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций и Международной ассоциации добровольческих усилий (IAVE);

Конституция Российской Федерации (ч. 4 и 5 ст. 13, ч. 2 ст.19, ст. 30);

- Федеральный закон «Об образовании»

- Гражданский кодекс Российской Федерации (ст. 117);

- Концепция содействия развитию благотворительной деятельности и добровольчества в Российской Федерации, одобрена распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2009 г. ;

- Федеральный закон от 01.01.01 г. «Об общественных объединениях»;

- Федеральный закон от 28 июня 1995 г. «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений»;

- Федеральный закон от 11 августа 1995 г. » О благотворительной деятельности и благотворительных организациях».

- Примерная Основная Общеобразовательная программа «От рождения до школы» под редакцией Вераксы, Комаровой.

- Рабочая программа «От рождения до школы » под редакцией Вераксы, Комаровой.

Кадровое обеспечение проекта

Воспитатели возрастных групп,

Музыкальный руководитель,

Инструктор по ФК,

  1. Паспорт проекта

Структура

Содержание

Примеры и разъяснения

Тема 

«Шаг к добру»

Социальный проект  волонтерское движение в детском саду «Шаг к добру»  для реализации в системе образования на разновозрастное общение между детьми, помощь старших дошкольников младшим в обучении малышей играть в различные игры, одеваться, лепить, рисовать, в формировании активной жизненной позиция, умении ориентироваться в социуме, жить среди людей и по возможности помогать им.

Авторы проекта

Алабугина О.В.

Липунова Е.Н.

воспитатели

Исполнитель проекта

Дети старшей группы

Дети младшей группы

Воспитатели

Родители

Музыкальный руководитель

Инструктор по ФК

МБДОУ «Детский сад № 27»

Цель проекта

Отсутствие у детей старшего дошкольного возраста социально – нравственной позиции, связанной с различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.

Цель: Создать в детском саду волонтерское движение, объединив воедино активных, творческих педагогов, заинтересованных родителей и детей дошкольного возраста и их участие в добровольных, социально важных акциях и мероприятиях. Внедрить  волонтерскую  практику в деятельность детского сада, направленную на  развитие  духовно-нравственной личности дошкольников; формирование у воспитанников высокого патриотического сознания.

Задачи проекта

  • Объединяющая совокупность мероприятий, направленных на устранение первой причины существования проблемы
  • Объединяющая совокупность мероприятий, направленных на устранение второй причины существования проблемы.
  • Объединяющая совокупность мероприятий, направленных на устранение третьей причины существования проблемы

1. Причина: Недостаточно развиты коммуникативные способности, духовно – нравственные качества детей, семейные ценности.

Задача:

  • Формировать коммуникативные способности дошкольников, навыки сотрудничества, позитивные установки  на добровольческую деятельность.
  • Воспитание  духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией, способной  к совершенству и гармоничному взаимодействию с другими людьми, воспитание нравственных качеств детей (доброта, взаимопомощь, отзывчивость), самостоятельности, ответственности, навыков общения в разновозрастном коллективе.

  •  Формирование   у воспитанников чувства собственного достоинства как представителя своего народа. Способствовать повышению значения семейных ценностей.
  • Создание такой ситуации развития, при которой происходит передача опыта (игрового, познавательного, социального) в естественной среде от старших детей к младшим.
  • Возможность проявления инициативы при выборе для себя рода занятий, участников по совместной деятельности.

2. Причина: Не достаточная осведомленность родителей, педагогов и других участников проекта о волонтёрском движении.

Задача:

  •  Создать возможность родителям и педагогам приобретать новые знания, полноценно развивать свой творческий потенциал и уверенность в себе;                                            
  • Расширить представления о волонтерском движении у воспитанников детского сада, педагогов, родителей детского сада
  •  Дать практические навыки участия в волонтерском движении всем участникам образовательного процесса;
  •  Сформировать  инициативную группу педагогов и родителей, участвующую в данном движении;

3. Причина: Не достаточен уровень педагогической компетенции воспитателей групп по вопросам волонтёрского движения.

Задача: 

  • Разработать и провести цикл практических встреч с педагогами групп, направленный на повышение педагогической компетенции воспитателей в вопросах  волонтёрского движения в ДОУ;
  • Сформировать  инициативную группу педагогов и родителей, участвующую в данном движении;
  • Создать методические рекомендации  по организации волонтерства в детском саду и распространить опыт работы в других детских садах;
  • Составить план мероприятий и реализовать его в течение 2019– 2020 учебных годов.
  • Разработать новые формы и методы, объединяющие усилия педагогов и родителей, по воспитанию у детей милосердия, трудолюбия, доброты, толерантности.
  • Создание условий для реализации основных направлений ФГОС дошкольного образования, достижения целевых ориентиров дошкольного образования.

Благополучатели проекта 

 Педагоги, дети, родители.

 Дети подготовительной, старшей, средней,  младшей  групп (3 – 7 лет), родители воспитанников, педагоги, специалисты ДОУ.

Типовые особенности проекта 

По характеру создаваемого продукта:  оздоравливающий, просветительский, познавательный, развивающий.

По профилю знаний: межпредметный проект. 

По характеру координации: с открытой координацией. 

По уровню контактов: на уровне ДОУ.

По срокам реализации: долгосрочный (1 года)

 Срок реализации проекта.

С  1 сентября 2021 года по май 2022 года. Работа в данном направлении будет продолжаться и в дальнейшем.

Тип проекта: практико-ориентированный, творческий,  индивидуально-развивающий, информационно – просветительский.

 

Ожидаемые результаты реализации проекта.

  • Результаты «продукты»,
  • Результаты «эффекты».

  • Развитие добровольческой (волонтерской) деятельности у воспитанников, их родителей и сотрудников образовательного учреждения направленной на бескорыстное оказание социально значимых услуг на местном уровне способствующей личностному росту и развитию выполняющих эту деятельность добровольцев.
  •  Участие в волонтерском движении поможет детям освоить основную компетенцию, без которой человек не может жить - коммуникативную компетентность;
  • Дети научатся вступать в контакт, высказывать свою точку зрения, слушать, понимать и принимать точку зрения собеседника, вести дискуссию;
  •  Они будут готовы решать социальные задачи, адекватно вести себя в различных жизненных ситуациях, в том числе и конфликтных.
  • При этом важно, что у них не только сформируется негативное отношение к плохому, но и будут обеспечены способы социальной активности, позволяющие перейти от пассивного неодобрения к активным действиям в среде сверстников.
  • Спроектированная система волонтерского движения в ДОУ обеспечит своевременное повышение профессиональной компетентности педагогических работников.
  • Создание волонтёрской деятельности в детском саду позволит создать в коллективе позитивную атмосферу, стимулирующую эффективность воспитания и привлечение семьи к целенаправленному педагогическому процессу дошкольного учреждения; организовать самостоятельную деятельность детей, разработать диагностический инструментарий, методические рекомендации по использованию волонтерской деятельности для педагогов и родителей и апробировать их в ДОУ.
  • Расширит представление о волонтерском движении у детей 5-7 лет, педагогов, специалистов детского сада, родителей воспитанников;
  • Приобщит детей и родителей воспитанников к социокультурным нормам, традициям семьи, общества, государства.
  • Сформирует у детей предпосылки толерантного отношения к другим людям независимо от культурной среды и этнической принадлежности;
  • Проект позволит привлечь родителей воспитанников в образовательный процесс ДОУ;
  • Обеспечит преемственности целей, задач и содержания образования дошкольного и начального общего образования.
  • Проект позволит организовать работу ДОУ благотворительной и добровольческой направленности, через взаимосвязь  поколений - дети, взрослые.

Исполнители основных мероприятий.

Перечислить должности педагогов, которые реализуют основные мероприятия.

Воспитатели подготовительной  группы: Алабугиной О.В., Липунова Е.Н.

 

 

  1. Содержание проекта

3.1 Календарный план реализации проекта в ДОУ с  указанием сроков реализации по этапам

Этап проекта

Наименование мероприятия

Краткое описание содержание мероприятия

Сроки или период (в мес.)

Ожидаемые результаты

Предшествующие мероприятия

Исполнители

1

 

Подготовительный этап 2021-2022гг.

1.Обсуждение и утверждение проекта «Шаг к добру»

Рассмотрение актуальности проекта

Выступление педагогов

Сентябрь

2021г

Определение направлений работы.

Составление плана работы.

Изучение актуальности проблемы

Воспитатели подготовительной  группы: Алабугиной О.В., Липунова Е.Н.

2. Формирование новой и уточнение действующей нормативно - правовой базы ДОУ.

-Организация наставничества детским садом

-Составление плана работы проекта «Шаг к добру»

Сентябрь

2021г.

Формирование нормативно - правовой базы ДОУ

Изучение нормативных документов

Воспитатели подготовительной  группы: Алабугиной О.В., Липунова Е.Н

3. Проведение анкетирования педагогов, родителей воспитанников.

 

-Составление анкет для педагогов, родителей

-Анкетирование педагогов, родителей

-Анализ анкет педагогов

Октябрь 2021г.

-Выявление уровня  компетентности педагогов, родителей, по вопросам духовно - нравственно воспитания детей, волонтерства.

Опросы педагогов, родителей

Воспитатели подготовительной  группы: Алабугиной О.В., Липунова Е.Н

4.Проведение родительского собрания посвященного вопросам духовно - нравственно воспитания детей, волонтерской деятельности.

-Знакомство родителей с проектной деятельностью в ДОУ и волонтерском движении.

-Выступление воспитателей

Анализ анкет родителей воспитанников.

Октябрь 2021г.

Выявление уровня  компетентности родителей, по вопросам духовно - нравственно воспитания детей, волонтерства

Знакомство с работой проекта «Шаг к добру»

Изучение актуальности проблемы.

Опросы педагогов, родителей

Воспитатели подготовительной  группы: Алабугиной О.В., Липунова Е.Н

5. Совершенствование материально-технической базы ДОУ.

Использование ИКТ

для занятий с детьми

-приобретение методической литературы, наглядных пособий, иллюстраций.

Сентябрь - Май 2021-  

 2022гг.

Развитие предметно -пространственной среды  для дошкольников

-Методическое обеспечение воспитательно-образовательного процесса.

Изучение актуальности проблемы

 

Воспитатели подготовительной  группы: Алабугиной О.В., Липунова Е.Н

 

 

6.  План  реализации проекта «Шаг к добру»

 

-Разработка системы перспективного планирования мероприятий, плана работы с социумом

Сентябрь-Май 2021-  2022гг.

-Систематизация накопленного материала. 

Привлечение к сотрудничеству воспитателей других групп, родителей воспитанников

Изучение актуальности проблемы

 

Воспитатели подготовительной  группы: Алабугиной О.В., Липунова Е.Н

7.Круглый стол  для  воспитателей ДОУ «Шаг к добру»

Разработка плана работы  для круглого стола

Май 2021г.

-Систематизация методов, форм, приемов работы с детьми. Совершенствование профессионального мастерства педагогов

Подведение итогов.

Воспитатели подготовительной  группы: Алабугиной О.В., Липунова Е.Н

8. Проведение родительское собрание "Растим волонтера, патриота Родины" (онлайн - конференция)

-Выступление сотрудников детского сада

- Анализ анкет

Сентябрь 2018г-2020г.

Повышение уровня культуры и знаний родителей по вопросам волонтерского движения  детей. Привлечение родителей к сотрудничеству в работе над проектом.

Подведение итогов.

Воспитатели подготовительной  группы: Алабугиной О.В., Липунова Е.Н

1.Кружок «Оригами»

Реализация работы кружка по духовно- с детьми старшей группы

Сентябрь-2021г.-май 2022г.

Систематизация методов, форм, приемов работы с детьми.

Подбор материала

 Воспитатели подготовительной  группы: Алабугиной О.В., Липунова Е.Н

2.«День пожилого человека»

Организация праздника. Изготовление подарков детьми совместно с родителями, пожилым людям.

Ноябрь

2021г.

Организация работы ДОУ  благотворительной и добровольческой направленности, через взаимосвязь  поколений - дети, взрослые и пожилые люди

Подбор материала

Воспитатели подготовительной  группы: Алабугиной О.В., Липунова Е.Н Музыкальный руководитель

Практический этап  2021-2022гг.

3.«День матери»

Праздничный фольклорный концерт детей старшего дошкольного возраста с участие родителей

Ноябрь 2021г.

Организация работы ДОУ  благотворительной и добровольческой направленности, через взаимосвязь  поколений - дети, взрослые и пожилые люди

Подбор материала

Воспитатели подготовительной  группы: Алабугиной О.В., Липунова Е.Н Музыкальный руководитель

 

4.Экскурсия в младшую группу и среднюю группу.

Посещение детей в младшие группу.

Декабрь 2021г.

 Организация  образовательного  процесса в форме совместной деятельности детей, педагогов, родителей

 

Работа с детьми младших групп и воспитателями.

 

Воспитатели подготовительной  группы: Алабугиной О.В., Липунова Е.Н

5.Консультации за круглым столом.

Беседа с воспитателями в ДОУ.

 

Январь 2021г.

Воспитание толерантного отношения к другим людям независимо от культурной среды и этнической принадлежности

Работа с материалом

Воспитатели подготовительной  группы: Алабугиной О.В., Липунова Е.Н

6.«День защитника отечества»

Спортивный праздник, изготовление подарок для пап, дедушек, ребят младших групп.

Февраль 2021г.

Организация работы ДОУ  благотворительной и добровольческой направленности, через взаимосвязь  поколений - дети, взрослые и пожилые люди

Посещение физ. зала

Воспитатели подготовительной  группы: Алабугиной О.В., Липунова Е.Н Инструктор по ФК.

 

 

7. Консультация для воспитателей групп в ДОУ

Презентация воспитателей по теме: «Волонтерское движение в детском саду»

Февраль 2021г.

Перспективность применения данного опыта

Систематизация накопленного материала 

Воспитатели подготовительной  группы: Алабугиной О.В., Липунова Е.Н 

8.«Международный женский день 8 марта»

Праздничный концерт детей-волонтеров старшего дошкольного возраста.

Март

2021.

Организация работы ДОУ  благотворительной и добровольческой направленности, через взаимосвязь  поколений - дети, взрослые и пожилые люди

Посещение музыкального зала.

Воспитатели подготовительной  группы: Алабугиной О.В., Липунова Е.Н Воспитатели групп,

Музыкальный руководитель

9.Консультация для родителей групп: «Разнообразные формы и методы по воспитанию волонтерства» 

Оформление родительского уголка. 

Апрель 2021г.

Изучение разнообразных форм, методов и приемов образовательной деятельности, обеспечивающих эффективную реализацию задач по социально - нравственному воспитанию в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Систематизация накопленного материала 

Воспитатели подготовительной  группы: Алабугиной О.В., Липунова Е.Н

 

 

 

 

10. Конкурс чтецов в старшей и младшей группах «День Победы»

Праздничное мероприятие детей-волонтеров старшего и младшего  дошкольного возраста, посвященное дню Победы

Май 2021г.

Организация работы ДОУ  благотворительной и добровольческой направленности, через взаимосвязь  поколений - дети

-беседы с детьми

-встреча с ветеранами

-посещение музея

-посещение мемориальной доски

Воспитатели подготовительной  группы: Алабугиной О.В., Липунова Е.Н Музыкальный руководитель, Инструктор по ФК.

 

 

Аналитический этап 2019г- 2020г.

1. Анализ работы с детьми ДОУ старшей и подготовительной группы.

Круглый стол с детьми по реализации проекта  «Шаг к добру»

Май 2021г.

Выявление знаний

Реализация проекта «Шаг к добру»

Воспитатели подготовительной  группы: Алабугиной О.В., Липунова Е.Н

2. Анализ работы сотрудников ДОУ по реализации проекта.

Круглый стол с воспитателями по реализации проекта «Шаг к добру»

Май 2021г.

Выявление знаний

Реализация проекта «Шаг к добру»

Воспитатели подготовительной  группы: Алабугиной О.В., Липунова Е.Н

3. Подведение  итогов

Обобщение опыта работы в виде аналитической справки по итогам работы проекта «Шаг к добру»

Май 2021г.

Выявление проблем, которые могли  помешать выполнению проекта или несоблюдению календарного плана работ.

Реализация проекта «Шаг к добру»

Воспитатели подготовительной  группы: Алабугиной О.В., Липунова Е.Н

3.2 Календарный план реализации проекта на группе

СЕНТЯБРЬ

1. Беседа с детьми «Кто такие волонтёры.

Цель: в доступной форме объяснить детям кто такие волонтёры, для чего они нужны и что они делают.

ОКТЯБРЬ

1. Трудовой десант«Мусору – нет!».

Цель: воспитывать бережное отношение к природе, приучать детей к соблюдению чистоты на участке.

2. «Неделя добрых дел» - привести книжный уголок в порядок.

Цель: вместе с детьми привести в порядок книги – подклеить, почистить

страницы и т. д.

НОЯБРЬ

1. Акция «Корзинка радости». Сбор подарков (игрушек, книжек) для детей младшего возраста.

Цель: воспитывать в детях любовь и милосердие к другим детям.

2. Беседа «Почему добро побеждает зло?».

Цель: учить детей рассуждать, делать выводы и добре и зле.

     ДЕКАБРЬ

  1. Акция «Берегите ёлочку».
  2. Цель: сохранение хвойного дерева.

ЯНВАРЬ

1. Беседа с детьми «Что вы сделали доброго?»

Цель: продолжать учить детей делать добрые дела.

2. Акция «День добрых дел»

Цель: предложить детям в течение дня помогать друг другу, другим детям, взрослым и т. д.

    ФЕВРАЛЬ

1. День добрых дел – оказание помощи в одевании и раздевании малышам.

Цель: помочь детям ясельной или младшей группе одеться на прогулку и

раздеться с прогулки.

2. Акция – «Покормите птиц зимой» - изготовление кормушек для птиц

вместе с родителями.

Цель: предложить родителям изготовить кормушки для птиц из разных

материалов.

МАРТ

1. Беседа с детьми «Что значит быть добрым?»

Цель: выяснить с детьми, что значит быть добрым, считают ли они себя добрыми и как понимают что такое «добро».

2. Выставка рисунков «Дорогою добра».

Предложить родителям совместно с детьми дома нарисовать рисунки про добрые дела.

Цель: воспитывать у детей милосердие и сострадание к другим людям, животным, птицам и т. д.

АПРЕЛЬ

1. Слушание с детьми песен«Будьте добры» (муз. А. Флярковского, сл. А. Санина, «Дорога добра» (муз. М. Минкова, сл. ЮЭнтина).

2. Акция «Берегите первоцветы».

Цель: воспитывать бережное отношение к природе, любовь к родному краю.

МАЙ

1. Акция «Бессмертный полк»

Цель: предложить детям вместе с родителями принять участие в акции «Бессмертный полк» в родном городе.

2. Акция «С праздником, ветераны» - концерт ко Дню Победы.

Цель: воспитывать у детей уважение к ветеранам ВОВ.

3. Подарок – «Сказка малышам».

Цель: показать младшим детям сказку-драматизацию.

  1. Оценка эффективности реализации проекта

№ п/п

Критерии

Показатели оценки результативности

1.                   

Актуальность и значимость

Цель проекта соответствует требованиям ФГОС ДО

2.                   

Рентабельность

Проект не требует больших затрат

3.                   

Эффективность

Определяется при анализе диагностических данных,  мониторинга, анкетировании.

4.                   

Воспроизводимость

Можно  использовать в других дошкольных учреждениях.

5.                   

Оригинальность

Новые подходы к решению духовно-нравственного воспитания детей через волонтерскую деятельность.

6.                   

Достижения детьми планируемых результатов

Увеличение числа детей, с высоким уровнем развития на 15%.  

 

7.                   

Результативность работы педагогов

Увеличение доли  педагогов  оптимально использующих проектную деятельность на 50 %

 

8.                   

Научно- практические конференции, семинары, совещания различного уровня

Участие, проведение

9.                   

Обобщение опыта

 

Освещение результатов работы в сети Интернет, на сайте ДОУ, СМИ

10.               

Изменение характера взаимодействия ДОУ с семьёй и социумом

 

Увеличение числа  родителей осознанно участвующих в воспитательно – образовательном процессе в рамках проекта на  15 %, через совместные мероприятия как волонтеров: праздничные концерты, изготовление подарков, участие в акциях, круглые столы, интересные встречи.

 

  1. Перспективы развития проекта

Дети быстро адаптировались в создаваемых условиях:

- участие детей в волонтерском движении поможет им освоить основную компетенцию, без которой человек не может жить - коммуникативную компетентность;

- они научатся вступать в контакт, высказывать свою точку зрения, слушать, понимать и принимать точку зрения собеседника, вести дискуссию;

- Они будут готовы решать социальные задачи, адекватно вести себя в различных жизненных ситуациях, в том числе и конфликтных.

Взаимодействие детей проявлялось:

•         дети-волонтеры проявляли инициативу в заботе о малышах, а малыши с благодарностью относились к помощи и знакам внимания;

 у детей появился опыт вежливого выражения своих просьб, зазвучали слова благодарности;

 у малышей заметно увеличился словарный запас, что позволило им самостоятельно находить различные пути общения со старшими детьми и взрослыми;

•         дети-волонтеры активно помогали своим подопечным во всех режимных моментах в течение дня. Тем самым они получили отличную возможность почувствовать себя взрослыми и нужными;

 в различных совместных действиях дети учились решать спорные вопросы, улаживать конфликты, в игре обменивались опытом и эмоциональным общением;

•         многие дети стали пользоваться правом самостоятельного выбора, которого им не хватает в повседневной жизни;

•         педагоги поощряли попытки детей поделится разнообразными впечатлениями со взрослыми и другими детьми. Для этого проводились «Рефлексивные круги», с помощью которых ребенок мог высказать свое мнение, ответить на вопросы педагога-психолога.

Межгрупповое взаимодействие по нашим наблюдениям взаимно обогатила: младших продвинуло в своем развитии, а старшим дало возможность быть образцом для подражания. Для детей старшего возраста игра с малышами урок ответственности, первое серьезное дело, которым он руководит.

Анализ проведенной работы и круги рефлексии показали, что старшие мальчики менее активно включились в технологию «Дети-волонтеры», так как в связи с психологическими особенностями мальчики более консервативны, чем девочки. Дети, у которых есть младшие братья и сестры, вначале ситуации месяца использовали свой личный опыт, полученный в семье, который помог им включиться в предложенную ситуацию. Единственные дети в семье чаще обращались за помощью к взрослым или занимали позицию наблюдателя.

Несмотря на выше сказанное считаем, что работа по внедрению технологии показала положительную динамику сформированности и развития у детей саморегуляции поведения, самостоятельности, инициативности и ответственности, а также эмоционального удовлетворения. После посещения младшей группы дети приходили удовлетворенные тем, что они помогали, занимались, играли с малышами как взрослые, проявляя к ним заботу. Приходя в группу и рассказывая, где они были, чем занимались, тем самым они постепенно вызывали интерес и желание других детей попробовать, а потом тоже активно включались в волонтерское движение.

Д. С. Лихачев в своей книги «Письма о добром и прекрасном» писал: «Постепенно дети становятся объектами все более высокой заботы и сами начинают проявлять заботу настоящую и широкую – не только о семье, но и о школе, куда поместила их забота родительская, о своем селе, городе и стране… Забота ширится и становится все более альтруистичной. За заботу о себе дети платят заботой о стариках-родителях, когда они уже ничем не могут отплатить за заботу детей. И эта забота о стариках, а потом и о памяти скончавшихся родителей как бы сливается с заботой об исторической памяти семьи и родины в целом. Если забота направлена только на себя, то вырастает эгоист». [10, 7]

Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что организация деятельности волонтёрского движения в детском саду – это уникальная возможность влиять на формирование качеств, необходимых не только для успешной адаптации и обучению в школе, но и для жизни в современном обществе.

Педагогический коллектив наметил следующие мероприятия по внедрению технологии «Дети - волонтеры» в нашем дошкольном учреждении:

1. Создание бригады волонтеры- родители.

2. Включение в технологию младших школьников с целью преемственности различных ступеней образования.

3. Совместно с психологом проведение тренингов на повышение самооценки и улучшения межличностных отношений в детских и педагогических коллективов.

Инновационных технологий помогают детям не только в накоплении социального опыта, но и усиливает желание малышей не пропускать ни одного увлекательного дня в детском саду.

  1. Используемая литература
  1. О.Л.Князева, М.Д. Маханева. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно- методическое пособие. -2изд; «Детство- Пресс», 1998г.
  2. Л.Л.Шевченко «Добрый мир».из-во «Подмосковье» 2012г.
  3. В.Н. Микляева. Нравственно – патриотическое и духовное воспитание дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2013г.
  4. «Как воспитать настоящего человека» Педагогика, 1990. - (Библиотека учителя)
  5. «Методика ознакомления детей с природой в детском саду» »/ М., Просвещение, 1992.
  6. Гришаева Н.. П. Анализ социальных проблем дошкольного воспитания// Управление в дошкольном образовании. 2002 № 5.
  7. Гришаева Н.. П. Как стать самостоятельным // Комсомольская правда. 2004.7 июня.
  8. Крылова, Н. И. Здоровьесберегающее пространство в ДОУ.Проектирование, тренинги, занятия [Текст]: методическое пособие/Н. И. Крылова. –Волгоград: издательство «Учитель», 2009.164-169с.
  9. Богина, Т. Л. Охрана здоровья детей в дошкольных учреждениях методическое пособие/Т. Л. Богина. –М. :Издательство «Мозаика-Синтез»,2006. – С. 94 -96
  10. Михайленко И. Я., Короткова Н. А. Организация сюжетной игры в детском саду.Пособие для воспитателей Москва 2001г. С. 32-38.
  11. Расту культурным [Текст]:-Полиграф–Проект Москва 2011. С. 12-24.
  12. Бачурина, В. Н. Новые развивающие игры для дошколят популярная литература. /В. Н. Бачурина–М. :ДОМ XXI век РИПОЛ классик, 200.–С. 114-118.
  13. «Как воспитать настоящего человека» Педагогика, 1990. - (Библиотека учителя)
  14. Адашова T. A. Волонтерство как способ популяризации экологической культуры и туризма: проблемы и перспективы развития / Адашова T.
  15. A., Косарева Н. В. // Биоразнообразие и антропогенная трансформация природных экосистем : материалы Всерос. науч.-практ. конф., посвященной памяти А. И. Золотухина и Году экологии. – Саратов, 2017. – С. 7-12.
  16. Амирова Р. И. Волонтерство как инновационная практика в России // Научная мысль XXI века: результаты фундаментальных и прикладных исследований : материалы Междунар. науч.-практ. конф. – Самара, 2017. – С. 80-81.
  17. Бурченко Т. В. Экологическое волонтерство на благо общества и развития личности обучающегося // Современные подходы к организации образовательного процесса в условиях стандартизации образования : сб. науч. ст. и материалов IV Междунар. науч.-практ. конф. – Архангельск, 2017. – Ч. 2. – С. 181-184.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект по ознакомлению правил дорожного движения в детском саду «Маленькие пешеходы»

Педагогический проект по ознакомлению правил дорожного движения в детском саду «Маленькие пешеходы»Авторы: воспитатели ГБДОУ д/с №81 Выборгского района г. Санкт-Петербурга-Тарасова Юлия Вл...

Педагогический проект «Волонтерское движение в детском саду»

Педагогический проект «Волонтерское движение в детском саду» •Стремительные политические, социально-экономические изменения, происходящие сегодня в обществе, создали условия для части...

«Волонтерское движения в детском саду «Твори добро»

Современные дети живут и развиваются в новых социокультурных условиях. Существует много форм работы по социально - коммуникативному развитию дошкольников. Педагоги знают, что в период дошкольного детс...

Педагогический проект «Волонтерское движение в детском саду»

Педагогический проект «Волонтерское движение в детском саду»...

2022-2023 Педагогический проект «Волонтерское движение в детском саду»

Педагогический проект «Волонтерское движение в детском саду» Авторы-составители:заведующий Вербицкая Я.Н.,старший воспитатель Грязнова О.В.,учитель-логопед Ковалева Л.С.,инструктор по...