Педагогический проект «Волонтерское движение в детском саду»
проект (средняя группа)
Исходя из этого, актуальным является вопрос о создании волонтерского движения в детском саду, как социальном институте, который должен
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Педагогический проект «Волонтерское движение в детском саду» | 262.36 КБ |
Педагогический проект «Волонтерское движение в детском саду» | 24.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
О проекте Тип проекта: практико-ориентированный, творческий, индивидуально-развивающий, информационно-просветительский По количеству участников: групповой По продолжительности: долгосрочный (1 год и дольше). Работа в данном направлении будет продолжаться в дальнейшем. Участники проекта: дети, родители, педагоги.
Этапы проекта Этапы реализации проекта Первый этап (подготовительный) - Разработка проекта, программы волонтерской деятельности, положение о деятельности волонтерского движения. - Постановка целей, задач, предварительная работа с детьми, родителями. -Подбор методической литературы, проведение диагностики Второй этап (основной) - методическая работа с педагогами ДОУ, - внедрение программы волонтерского движения в воспитательный процесс - реализация плана мероприятий Третий этап (заключительный) -обобщение результатов работы
Актуальность: Стремительные политические, социально-экономические изменения, происходящие сегодня в обществе, создали условия для частичной подмены духовно-нравственных ценностей материальным благополучием. Формировать гуманные представления у детей с помощью замечаний, наставлений и порицаний невозможно. Важно воспитывать у детей способность видеть, понимать и разделять огорчения и радости другого. Актуальность организации детского волонтерского движения несомненна и привлекает внимание всё больше педагогов, родителей. Своим примером волонтёры указывают правильный путь, доказывают, что будущее за физически здоровыми, духовно-нравственными людьми с активной жизненной позицией и творческим потенциалом, способными к самосовершенствованию, гармоничному взаимодействию с другими людьми, способными прийти на помощь слабым и оступившимся. Ведущая педагогическая идея в организации волонтерского движения в ДОУ способствует позитивной социализации дошкольника через активную деятельность, где они выступают инициаторами и организаторами позитивных изменений в своем дошкольном учреждении и ближайшем социальном окружении и выявлению результатов, на основе которых будет расти у детей самоуважение к себе. Исходя из этого, актуальным является вопрос о создании волонтерского движения в детском саду, как социальном институте, который должен готовить к жизни.
Актуальность: Для волонтера ценны такие качества как трудолюбие, доброжелательность к окружающим людям, забота и бережное отношение к природе, отзывчивость и милосердие. Основным мотивом, побуждающим детей к трудовой деятельности, является их желание помочь взрослым. Волонтерство в дошкольном учреждении способствует развитию у детей милосердия, как умения пожалеть слабого, маленького, больного; бескорыстно помочь нуждающимся без напоминания и подсказки; отказаться от чего-то значимого, интересного для себя. Новизна проекта. Благотворительная деятельность в таких сферах, как образование является важнейшим факторам нравственного развития. В соответствии с целевыми ориентирами ФГОС ДО, духовно-нравственная культура складывается из установки на положительное отношение к миру, на понимание того, что все люди равны вне зависимости от их социального происхождения, этнической принадлежности, религиозных верований, физических и психических особенностей, на проявление патриотических чувств, на знание традиций своей семьи и своей Родины.
Цель: Создать в детском саду волонтерское движение, объединив воедино активных, творческих педагогов, заинтересованных родителей и детей дошкольного возраста и их участие в добровольных, социально важных акциях и мероприятиях. Внедрить волонтерскую практику в деятельность детского сада, направленную на развитие духовно-нравственной личности дошкольников; формирование у воспитанников высокого патриотического сознания.
Задачи: 1. Формировать коммуникативные способности дошкольников, навыки сотрудничества, позитивные установки на добровольческую деятельность. 2. Воспитание духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией, способности к совершенству и гармоничному взаимодействию с другими людьми, воспитывать: нравственные качества (доброту, отзывчивость, взаимопомощь), самостоятельность, инициативность, ответственность. 3. Формирование у воспитанников чувства собственного достоинства как представителя своего народа. Способствовать повышению значения семейных ценностей. 4. Создать возможность родителям и педагогам приобретать новые знания, полноценно развивать свой творческий потенциал и уверенность в себе; 5. Расширить представления о волонтерском движении у воспитанников детского сада, педагогов, родителей детского сада 6. Дать практические навыки участия в волонтерском движении всем участникам образовательного процесса; 7. Сформировать инициативную группу педагогов и родителей, участвующую в данном движении;
8. Создать методические рекомендации по организации волонтерства в детском саду и распространить опыт работы в других детских садах; 9. Составить план мероприятий и реализовать его в течение 2018– 2019 учебного года. 10. Разработать новые формы и методы, объединяющие усилия педагогов и родителей, по воспитанию у детей милосердия, трудолюбия, доброты, толерантности. 11.Создание условий для реализации основных направлений ФГОС дошкольного образования, достижения целевых ориентиров дошкольного образования.
Мероприятия, в рамках проекта: Название мероприятия 1.Мероприятие «Кто такие волонтеры?»- октябрь 2.Участие в праздновании национальных праздников – ноябрь 3.Посещение с родителями и детьми Центра культуры малочисленных народов Севера- ноябрь 4.Посещение с родителями и детьми Музейно культурного центра- ноябрь 5 .«Новогодняя елочка» -декабрь 6 .Мероприятие «2018 год- год добровольца и волонтера» -январь 7.Экологический субботник – февраль 8. Социальное партнерство с социальной службой - март 9 .День здоровья -апрель 10 .Участие в подготовке и проведению мероприятий к Дню Победы -май 11 .Торжественное мероприятие «День Волонтера» -май 12 .Праздник для малышей. День защиты детей -июнь 13 .День Нептуна -июль 14.Праздник мыльных пузырей -август
Тематические блоки при реализации проекта: «Наш любимый детский сад» «Моя семья» «Город Нягань» «Ханты Мансийский Автономный Округ» «Россия» «Культура России» «Государственные праздники России»
Предполагаемые итоги: Сформированность у воспитанников представлений о малой родине, о городе Нягань Тюменской обл , ХМАО- Югре,России , потребности узнавать о культурных ценностях своей страны и края. Сформированность чувства привязанности (патриотических чувств) к своему дому, детскому саду, друзьям, своим близким, любви к своему родному краю, своей малой родине, стране. Повышение педагогической культуры родителей по патриотическому воспитанию детей в семье. Организация фотовыставки «Мое любимое место в г. Нягань» Организация выставок рисунков «Мой дом», «Моя семья». Создание альбомов «Достопримечательности Нягани », «Москва», «Россия». Создание мини-музеев «Народное декаративно-прикладное искусство», «Музей забытых вещей», «День Победы».
Предварительный просмотр:
Педагогический проект «Волонтерское движение в детском саду»
Тип проекта: практико-ориентированный, творческий, индивидуально-развивающий,
информационно-просветительский
По количеству участников: групповой
По продолжительности: долгосрочный (1 год и дольше).
Работа в данном направлении будет продолжается в дальнейшем.
Участники проекта: дети, родители, педагоги, социум.
Автор проекта: Савина. Е.И.
Проблема:
Отсутствие опыта у детей старшего дошкольного возраста в проявлении социально- нравственной позиции, связанной с различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.
Мы растим новое поколение российских граждан. Пройдет время, и они начнут на различных уровнях управлять общественными и государственными процессами, открывать новые горизонты в науке, технике, искусстве. Но будут ли они физически и духовно подготовленными к такой деятельности? Это зависит от нас, взрослых, от того, насколько мы сможем сформировать у них духовно – нравственные принципы и стабильный интерес к здоровому образу жизни.
Ведущая педагогическая идея в организации волонтерского движения в ДОУ способствует позитивной социализации дошкольника через активную деятельность, где они выступают инициаторами и организаторами позитивных изменений в своем дошкольном учреждении и ближайшем социальном окружении и выявлению результатов, на основе которых будет расти у детей самоуважение к себе.
Актуальность темы проекта:
Стремительные политические, социально-экономические изменения, происходящие сегодня в обществе, создали условия для частичной подмены духовно-нравственных ценностей материальным благополучием. Формировать гуманные представления у детей с помощью замечаний, наставлений и порицаний невозможно. Важно воспитывать у детей способность видеть, понимать и разделять огорчения и радости другого.
Актуальность организации детского волонтерского движения несомненна и привлекает внимание всё больше педагогов, родителей. Своим примером волонтёры указывают правильный путь, доказывают, что будущее за физически здоровыми, духовно-нравственными людьми с активной жизненной позицией и творческим потенциалом, способными к самосовершенствованию, гармоничному взаимодействию с другими людьми, способными прийти на помощь слабым и оступившимся. Ведущая педагогическая идея в организации волонтерского движения в ДОУ способствует позитивной социализации дошкольника через активную деятельность, где они выступают инициаторами и организаторами позитивных изменений в своем дошкольном учреждении и ближайшем социальном окружении и выявлению результатов, на основе которых будет расти у детей самоуважение к себе.
Исходя из этого, актуальным является вопрос о создании волонтерского движения в детском саду, как социальном институте, который должен готовить к жизни.
Для волонтера ценны такие качества как трудолюбие, доброжелательность к окружающим людям, забота и бережное отношение к природе, отзывчивость и милосердие. Основным мотивом, побуждающим детей к трудовой деятельности, является их желание помочь взрослым. Волонтерство в дошкольном учреждении способствует развитию у детей милосердия, как умения пожалеть слабого, маленького, больного; бескорыстно помочь нуждающимся без напоминания и подсказки; отказаться от чего-то значимого, интересного для себя.
Новизна проекта. Благотворительная деятельность в таких сферах, как образование является важнейшим факторам нравственного развития. В соответствии с целевыми ориентирами ФГОС ДО, духовно-нравственная культура складывается из установки на положительное отношение к миру, на понимание того, что все люди равны вне зависимости от их социального происхождения, этнической принадлежности, религиозных верований, физических и психических особенностей, на проявление патриотических чувств, на знание традиций своей семьи и своей Родины.
Приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины и опираясь на систему духовно-нравственных ценностей, таких как человеколюбие, справедливость, честь, совесть, воля, личное достоинство, вера в добро стремление к исполнению нравственного долга перед собой, своей семьей и своим Отечеством.
Цель проекта:
Создать в детском саду волонтерское движение, объединив воедино активных, творческих педагогов, заинтересованных родителей и детей дошкольного возраста и их участие в добровольных, социально важных акциях и мероприятиях. Внедрить волонтерскую практику в деятельность детского сада, направленную на развитие духовно-нравственной личности дошкольников; формирование у воспитанников высокого патриотического сознания.
Ключевые задачи проекта:
1. Формировать коммуникативные способности дошкольников, навыки сотрудничества, позитивные установки на добровольческую деятельность.
2. Воспитание духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией, способности к совершенству и гармоничному взаимодействию с другими людьми, воспитывать: нравственные качества (доброту, отзывчивость, взаимопомощь), самостоятельность, инициативность, ответственность.
3. Формирование у воспитанников чувства собственного достоинства как представителя своего народа. Способствовать повышению значения семейных ценностей.
4. Создать возможность родителям и педагогам приобретать новые знания, полноценно развивать свой творческий потенциал и уверенность в себе;
5. Расширить представления о волонтерском движении у воспитанников детского сада, педагогов, родителей детского сада
6. Дать практические навыки участия в волонтерском движении всем участникам образовательного процесса;
7. Сформировать инициативную группу педагогов и родителей, участвующую в данном движении;
8. Создать методические рекомендации по организации волонтерства в детском саду и распространить опыт работы в других детских садах;
9. Составить план мероприятий и реализовать его в течение 2017– 2018 учебного года.
10. Разработать новые формы и методы, объединяющие усилия педагогов и родителей, по воспитанию у детей милосердия, трудолюбия, доброты, толерантности.
11.Создание условий для реализации основных направлений ФГОС дошкольного образования, достижения целевых ориентиров дошкольного образования.
Этапы реализации проекта
Первый этап (подготовительный)
- Разработка проекта, программы волонтерской деятельности, положение о деятельности волонтерского движения.
- Постановка целей, задач, предварительная работа с детьми, родителями.
-Подбор методической литературы, проведение диагностики
Второй этап (основной)
- методическая работа с педагогами ДОУ,
- внедрение программы волонтерского движения в воспитательный процесс
- реализация плана мероприятий
Третий этап (заключительный)
-обобщение результатов работы
-итоговая диагностика, оценка результатов, выработка рекомендаций по повышению эффективности работы волонтерского движения.
Надо учить наших детей быть готовым поступиться чем-то, что есть у тебя. Сначала в малом, например, уступить игрушку, или лучшее место, или хотя бы не толкаться, не рваться вперед.
Данный вид работы для нас является новым, но очень интересным и детям и взрослым.
Мероприятия проведённые планируемые
Название мероприятия
Название мероприятия
1.Мероприятие «Кто такие волонтеры?»- октябрь
2.Участие в праздновании национальных праздников – ноябрь
3.Посещение с родителями и детьми Центра культуры малочисленных народов Севера- ноябрь
4.Посещение с родителями и детьми Музейно культурного центра- ноябрь
5.«Новогодняя елочка» -декабрь
6.Мероприятие «2018 год- год добровольца и волонтера» -январь
7.Экологический субботник – февраль
8. Социальное партнерство с социальной службой - март
9.День здоровья -апрель
10.Участие в подготовке и проведению мероприятий к Дню Победы -май
11.Торжественное мероприятие «День Волонтера» -май
12.Праздник для малышей. День защиты детей -июнь
13.День Нептуна -июль
14.Праздник мыльных пузырей -август
Предполагаемый результат: Развитие добровольческой (волонтерской) деятельности у воспитанников, их родителей и сотрудников образовательного учреждения направленной на бескорыстное оказание социально значимых услуг на местном уровне способствующей личностному росту и развитию выполняющих эту деятельность добровольцев.
- участие детей в волонтерском движении поможет им освоить основную компетенцию, без которой человек не может жить - коммуникативную компетентность;
- они научатся вступать в контакт, высказывать свою точку зрения, слушать, понимать и принимать точку зрения собеседника, вести дискуссию;
- Они будут готовы решать социальные задачи, адекватно вести себя в различных жизненных ситуациях, в том числе и конфликтных.
При этом важно, что у них не только сформируется негативное отношение к плохому, но и обеспечены способы социальной активности, позволяющие перейти от пассивного неодобрения к активным действиям в среде сверстников.
Инновационных технологий помогают детям не только в накоплении социального опыта, но и усиливает желание малышей не пропускать ни одного увлекательного дня в детском саду.
Внедрение волонтерского движения в дошкольном учреждении на основе свободного объединения родителей, педагогов и детей, деятельность которых продиктована доброй волей, а не принуждением приведет к более эффективному формированию у дошкольников таких качеств как милосердие, ответственность, самостоятельность; оптимизации детско-родительских отношений; повышению рейтинга образовательного учреждения так как всеми участниками проекта будет осознанно принято единое образовательное пространство «Семья – детский сад – социум».
Спроектированная система волонтерского движения в ДОУ обеспечит повышение профессиональной компетентности педагогических работников.
Создание волонтёрской деятельности в детском саду позволит создать в коллективе атмосферу, стимулирующую эффективность воспитания и привлечение семьи к целенаправленному педагогическому процессу дошкольного учреждения; организовать самостоятельную деятельность детей, разработать диагностический инструментарий, методические рекомендации по использованию волонтерской деятельности для педагогов и родителей и апробировать их в ДОУ.
Расширить представление о волонтерском движении у детей 5-7 лет, педагогов детского сада, родителей воспитанников;
Приобщить детей и родителей воспитанников к социокультурным нормам, традициям семьи, общества, государства.
Сформировать у детей предпосылки толерантного отношения к другим людям независимо от культурной среды и этнической принадлежности;
Привлечь родителей воспитанников в образовательный процесс ДОУ;
Обеспечить преемственности целей, задач и содержания образования дошкольного и начального общего образования.
Организация работы ДОУ благотворительной и добровольческой направленности, через взаимосвязь поколений - дети, взрослые и пожилые люди, совместно с центром Социальной защиты населения.
Возможности распространения опыта работы.
Организация обучающих семинаров.
Издание методических материалов, информационных бюллетеней, статей.
Размещение информации на сайте.
Издание информационного сборника.
Презентация проекта.
Обычно в конце проживания темы проекта организуется какое-либо яркое событие , которое предоставляет детям возможность продемонстрировать полученные в ходе проекта знания и умения, а также выразить своё эмоциональное отношение к происходившему ранее и происходящему в настоящее время. В нашем проекте это – мероприятие, которое планируется ежегодно в мае, перед выпускным балом в детском саду. Торжественное посвящение в волонтеры - т.е. здесь подводят итоги года, и принимают детей в волонтерское движение, они заменят выпускников, на мероприятии новым волонтерам вручаются галстуки и значки волонтерского отряда «Родничок»
Добродетели сами не вырастают, их надо взращивать в детском сердце, и это не произойдет в один день, а надо иметь терпение и мудрость, чтобы различать когда и какое слово сказать, на что обратить внимание и наверное, самым главным в данном воспитательном процессе является вдохновение и пример педагогов и родителей нашего детского сада.
Прогноз возможных негативных последствий и способы их коррекции
Главный принцип отбора в группу – добровольное участие, поэтому следует избегать командования, оценивания, навязывания и многого другого. Способ коррекции отказа добровольного участия - личный пример педагогов и родителей.
Заповеди волонтеров
1. Найди того, кто нуждается в твоей поддержке, помоги, защити его.
2. Раскрой себя в любой полезной для окружающих и тебя самого деятельности.
3. Помни, что твоя сила и твоя ценность – в твоем здоровье.
4. Оценивай себя и своих друзей не по словам, а по реальным отношениям и поступкам. Кодекс волонтеров:
1. Хотим, чтобы стало модным – Здоровым быть и свободным!
2. Знаем сами и всех научим, Как сделать свое здоровье лучше!
3. Акции – нужное дело и важное.
4. Кто тренируется и обучается, У того всегда и все получается.
5. Готовы доказать на деле: Здоровый дух – в здоровом теле! (Участие в конкурсах по пропаганде ЗОЖ)
6. День волонтера. Ждет новичков перевоплощение – испытание, клятва и посвящение! Соблазнов опасных подальше держись. С нами веди интересную жизнь! Думай когда отвечаешь «нет» и «да» И помни, что выбор есть всегда!
Позиция психолога в реализации программы. Анализируя позицию психолога, прежде всего, необходимо отметить ориентацию на личность участников группы, направленность на поддержку в их развитии. Позиция психолога демократична, что означает отказ от командования, оценивания, навязывания и многого другого. Психолог, по-нашему мнению, не исключим из процесса, который он организует. Это значит, что «создавая условия для личностного роста группы, он создает условия для своего личностного роста» (А.Г. Лидерс), это и является основным правом специалиста. Кроме того, необходимо говорить об ответственности психолога за процессы, происходящие в группе, распределении этой ответственности между психологом и участниками. Психолог должен уметь создать атмосферу доверия и безопасности в группе, дать обратную связь участникам группы, быть готовым крайне гибко относиться к программе, учитывая индивидуальные особенности участников как интеллектуальные, так эмоциональные и личностные. Главный принцип отбора в группу – добровольное участие. Если этот принцип соблюдаться не будет, группа будет «буксовать», и достижение целей в таком случае весьма проблематично. Гарантия прав участников программы обеспечивается прежде всего организацией работы и комплектованием групп по следующим принципам:
1. Принцип информированности. Воспитанники заранее имеют право знать о той работе, в которой будут участвовать. Проводится предварительная беседа о том, что означает групповая психологическая работа, какие результаты могут быть получены.
2. Принцип добровольного участия как в целом в программе, так и в отдельных занятиях, упражнениях. Участник должен иметь естественную внутреннюю заинтересованность в изменениях своей личности в ходе работы группы.
3. Принцип доверия, т.е. полноценного межличностного общения на занятиях группы, основанного на взаимном уважении и доверии друг другу.
4. Принцип активности предполагает реальную включенность воспитанников в групповое взаимодействие, вовлечение в ролевые игры, упражнения.
5. Принцип сотрудничества: работа в группе основывается на признании ценности личности другого человека. Все решения принимаются с максимально возможным учетом интересов всех участников группы.
6. Принцип самодиагностики, т.е. самораскрытие участников, осознание и формулирование ими собственных личностно значимых проблем.
7. Принцип безопасности: принимаются все меры предосторожности против физических, моральных и психологических травм у участников.
8. Принцип исследовательской позиции, т.е. в процессе работы в группе создаются такие ситуации, когда воспитанникам необходимо самим найти решение проблемы. Кроме того, содержание и методика проведения занятий с воспитанниками должны учитывать такие общие закономерности организации группового процесса, как групповая динамика, механизмы обратной связи, динамическая позиция ведущего, преемственность между отдельными темами, блоками и т.д. Это творческое сочетание приемов и методов групповой работы как с детьми, так и со взрослыми.
Нормативно правовая база проекта:
- Всеобщая декларация прав человека (1948 г.);
- Конвенция о правах ребенка (1989 г.);
- Всеобщая Декларация Добровольцев, принятая на XVI Всемирной конференции Международной ассоциации добровольческих усилий (Амстердам, январь, 2001 г., Международный Год добровольцев) при поддержке Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций и Международной ассоциации добровольческих усилий (IAVE);
- Конституция Российской Федерации (ч. 4 и 5 ст. 13, ч. 2 ст.19, ст. 30);
- Федеральный закон «Об образовании»
- Гражданский кодекс Российской Федерации (ст. 117);
- Концепция содействия развитию благотворительной деятельности и добровольчества в Российской Федерации, одобрена распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2009 г. ;
- Федеральный закон от 01.01.01 г. «Об общественных объединениях»;
- Федеральный закон от 28 июня 1995 г. «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений»;
- Федеральный закон от 11 августа 1995 г. » О благотворительной деятельности и благотворительных организациях».
- Устав МКДОУ детский сад «Сказка»
- Основная Образовательная программа МКДОУ детский сад «Сказка»
- Программа развития МКДОУ детский сад «Сказка»
Кадровое обеспечение проекта:
Воспитатели возрастных групп,
Учитель-логопед,
Музыкальные руководители,
Инструкторы по физической культуре
Педагог дополнительного образования
Педагог-психолог
Приложение к проекту
Критерии оценки эффективности проекта:
• Доля (%) педагогов и родителей воспитанников, принявших участия в добровольческих акциях и мероприятиях детского сада
• Уровень толерантности, трудолюбия, милосердия у детей старшего дошкольного возраста.
• Количество партнеров - участников проекта.
Механизм оценки:
• Отзывы целевых групп волонтерского движения (пожилые, одинокие, инвалиды)
• Диагностика.
• Анкетирование.
• Опрос.
Используемая литература:
О.Л.Князева, М.Д. Маханева. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно- методическое пособие. -2изд; «Детство- Пресс», 1998г.
В.Степанов. Мы живем в России. Из-во «Оникс»., М., 2007г.
Л.А. Кодрыкинская. Занятия по патриотическому воспитанию в ДОУ.- Из-во «ТЦ Сфера», 2013.
В.Н. Микляева. Нравственно – патриотическое и духовное воспитание дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2013г.
Л.Б.Фесюкова. Комплесные занятия по воспитанию нравственности. Для 4-7лет. Из-во «ТЦ Сфера», 2010г.
Н.В.Ермолаева «Эстетическое воспитание дошкольников через декоративно-прикладное искусство. Парциальная программа». Оформление. ООО «Издательство «Детство- Пресс», 2011г - 144 стр.
Т.С.Комарова. «Народное искусство в воспитании детей». М.: Издательство «Российское педагогическое агентство» 1997.- 208с.
Л.Я.Шпикалова, Г.А.Поровская «Возращение к истокам: Народное искусство и детское творчество». М.: Гуманит. Изд. Центр Владос, 2000.- 272с
Астахова Н. Ладушки. Энциклопедия детского фольклора. «Печатная слобода», издание 2014. – 141 с. (БЕЛЫЙ ГОРОД).
Л.Л.Шевченко «Добрый мир».из-во «Подмосковье» 2012г.
«Как воспитать настоящего человека» Педагогика, 1990. - (Библиотека учителя)
«Методика ознакомления детей с природой в детском саду» »/ М., Просвещение, 1992.
Предложения по распространению и внедрению результатов проекта в массовую практику и обеспечению устойчивости проекта после окончания его реализации:
№ п\п
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проект "Волонтерское движение "Добрые сердца"
Цель: Создать в детском саду волонтерское движение, объединив воедино активных, творческих педагогов, заинтересованных родителей и детей дошкольного возраста и их участие в добровольных, социально важ...
Программа проекта «Волонтерское движение в детском саду» на 2019- 2020гг.
Творческой группой разработан план...
Родительское собрание №2 по теме: "Здоровьесберегающие технологии в педагогическом процессе ДОУ. Волонтерское движение в детском саду".
Конспект родительского собрания к концу первого полугодия....
Педагогический проект «Волонтерское движение в детском саду»
Педагогический проект «Волонтерское движение в детском саду»...
2022-2023 Педагогический проект «Волонтерское движение в детском саду»
Педагогический проект «Волонтерское движение в детском саду» Авторы-составители:заведующий Вербицкая Я.Н.,старший воспитатель Грязнова О.В.,учитель-логопед Ковалева Л.С.,инструктор по...
2022-2023 Педагогический проект «Волонтерское движение в детском саду»
педагогический проект «Волонтерское движение в детском саду»...