Самообразование
методическая разработка (средняя группа)
«Нравственно – патриотическое воспитание детей среднего дошкольного возраста»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoobrazovaniya_zpadnova_i.e_2024g.docx | 32.27 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Ханты - Мансийского автономного округа ГОРОДСКОЙ ОКРУГ ГОРОД ПЫТЬ-ЯХ
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Прогимназия «Созвездие»
САМООБРАЗОВАНИЕ
На тему:
«Нравственно – патриотическое воспитание детей среднего дошкольного возраста»
Воспитатель:
Западнова И.Е
Пыть-Ях, 2024-2025гг
План по самообразованию
«Нравственно – патриотическое воспитание детей среднего дошкольного возраста»
Дата начала работы над темой: 01.10.2024 г.
Дата окончания: 31.05.2025 г.
Актуальность:
Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребенок, чему он изумляется, и что вызывает отклик в его душе. И хотя, многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.
Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Принятая государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», ориентирована на все социальные слои и возрастные группы граждан России. Если мы не научим ребенка любить свою страну, кому она будет нужна? Кто будет радоваться ее достижениям и болеть ее горестями?
Судьбы Родины в руках человека. Родина, такова какой мы ее сами сделаем. Патриотизм, применительно к ребенку дошкольного возраста, определяется как потребность участвовать во всех делах и на благо семьи, детского сада, родного поселка, Родины, представителей живой природы, наличие у детей таких качеств, как сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства и осознание себя частью окружающего мира. Но невозможно воспитать чувство собственного достоинства, уверенность в себе, полноценную личность, без уважения к истории и культуре своего Отечества, к его государственной символике.
Цель: Формирование духовности, нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста.
Задачи:
• Знакомить детей с краем, в котором они живут;
• знакомить детей с символами родного края (герб, флаг).
• продолжать воспитывать у ребёнка любовь и привязанность к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу, краю;
• продолжать формировать бережное отношение к природе и всему живому;
• продолжать развивать интерес к русским традициям и промыслам;
• формировать благожелательные взаимоотношения в группе, межличностные отношения;
• формировать умение оценивать свои поступки и поступки других.
Ожидаемый результат:
У детей сформируются:
- представления о крае, в котором они живут, о традициях родного края;
- представления о флаге и гербе родного края;
- межличностные отношения;
- умение оценивать свои поступки и поступки других.
- чувства любви к своим близким, дому, городу, родному краю, животным, растениям.
У детей появится чувство любви, доброты к окружающим, к своей малой родине, краю в котором они живут.
1 этап – Подготовительный
- Определение цели, задач образовательной деятельности;
- Создание развивающей среды в группе;
- Планирование деятельности;
- Подготовить консультации для родителей;
- Составление перспективного планирования по работе с детьми, их родителями.
2 этап – Основной
- Совместная образовательная деятельность с детьми, родителями;
- Реализация планов.
3 этап – Заключительный
- Обобщение опыта по теме;
- Составление отчёта по результатам перспективного планирования;
- Подготовка и показ презентации коллегам.
Перспективный план работы с детьми в средней группе на 20024-2025гг.
Тема:
«Нравственно – патриотическое воспитание детей среднего дошкольного возраста»
Цель: Формирование духовности, нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста.
Формы работы
Октябрь
«Бабушки и дедушки»
Расширение представлений о семье, учить ориентироваться в родственных отношениях, воспитывать у детей доброе, внимательное, уважительное отношение к старшим, стремление помогать им.
Беседа: «Бабушка и дедушка в семье»
«Моя семья. Традиции»
Формировать представление о мире семьи; актуализировать эмоциональный опыт детей семейных взаимоотношений; способствовать развитию доброжелательности, терпимости, понимания, взаимопомощи. Закрепить домашний адрес, семейные праздники. Воспитывать желание заботиться о близких, развивать чувство гордости за свою семью.
Беседа: «Семья и родной дом»
Чтение сказки «Гуси-лебеди»
«Улицы моего города"
Формировать знания детей о соблюдении правил уличного движения в городе. Закрепить виды пассажирского транспорта: наземный, подземный, воздушный, водный. Воспитывать любовь к своему городу.
Беседа: «Мой городок, мои улицы»
Сюжетно-ролевая игра: «Машины на улице»
Аппликация: «Автобус едет по улице»
«Правила общения детей».
Воспитывать у детей нравственные нормы : умение общаться с детьми разного возраста, использовать вежливые формы обращения, просить помощи и оказывать ее другим, чувствовать настроение близких, оказывать эмоциональную поддержку.
Беседа: «Учимся быть вежливыми и добрыми»
Дидактическая игра: «Вежливые слова».
Чтение: С. Маршак «Мальчики и девочки»
Проведение дня вежливых слов (1 раз в неделю)
Ноябрь
«Родная страна, мой город»
Расширять знания о родной стране, городе, о государственных и народных праздниках, традициях и обычаях. Многонациональность нашей страны: толерантное отношение к людям разных рас и национальностей. Развивать умение называть символы: герб, флаг, гимн; главные, значимые объекты города: школа, почта, магазины, сбербанк, больница, памятник войнам ВОВ и тд. Воспитывать патриотические чувства у детей.
«Беседа «Государственные символы России».
Коллективная аппликация «Флаг России»
Раскраски «Символы России»
«Поздняя осень»
Продолжать учить детей наблюдать за явлениями природы. Помогать устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями. Расширять и уточнять представления о животных и растениях. Развивать у детей умение различать деревья по окрасу ствола, главное дерево России – березку. Воспитывать любовь к природе, патриотические чувства.
Рисование: «Белая берёза».
Дидактическая игра: «Деревья»
«Свойство материалов»
Совершенствовать умение самостоятельно определять материалы и их свойства и качества. Выявление общих качеств и свойство предметов из разных материалов: горят, намокают, мнутся, рвутся, режутся. Развивать умение сравнивать, группировать, классифицировать предметы по их назначению для человека, предметы, сделанные руками человека. Воспитывать уважение к людям труда.
Беседа: «Расскажите из чего это сделано»
Дидактическая игра: «Предметы, которые нас окружают»
Исследовательская деятельность
«Тонет, не тонет».
Декабрь
«Народная русская игрушка»
Знакомить детей с историей создания матрёшки в России. Формировать интерес к русскому прикладному искусству – деревянной игрушке; дать возможность детям ощутить радость, любовь, доброту, которые приносят людям эти игрушки; воспитывать желание самим создавать и творить по мотивам русского народного творчества.
Беседа «Русская игрушка – матрёшка!»
Аппликация «Украсим матрёшку»
«Что за чудо - эти сказки»
Формировать умение отличать сказку от рассказа, определять поэтическое произведение. Через русские народные сказки закладывать основы нравственности, понимать, где правда, а где вымысел, где зло противостоит добру, почему в сказках добро побеждает, воспитывать любовь к художественной литературе.
Изготовление мини-книжек «По сказкам А. С. Пушкина».
«Зимушка - зима»
Формировать основы экологической культуры. Формировать понятие о том, что в природе все взаимосвязано, что человек не должен нарушать эту взаимосвязь, чтобы не навредить животному и растительному миру. Побуждать детей замечать красоту зимних пейзажей, рассказывать об изменениях в природе. Воспитывать любовь к окружающему миру.
Беседа: «Зимушка - зима»
Рисование «Зима пришла»
Дидактическая игра:
«Животные и птицы России»
Акция «Покормим птиц зимой»
«Новый год у ворот. Традиции русского народа»
Формировать понятие о празднике Нового года. Воспитывать любовь к окружающему миру, традициям.
Рисование: «Наряжаем елку»
Сюжетно-ролевая игра: «Едем в гости на праздник»
Январь
«Рождество Христово»
Знакомить детей с историей возникновения и традициями празднования христианского праздника – Рождества. Воспитывать уважение, интерес к традициям и культуре России.
Раскраски «Рождество Христово»
Народная культура и традиции.
Знакомить детей с куклами и играми народов Ханты – Манси. Продолжать знакомить детей с народными традициями и обычаями, с народным декоративно-прикладным искусством. Расширять представления о народных игрушках. Продолжать знакомить детей с национальным декоративно-прикладным искусством. Рассказы детям о русской избе и других строениях, их внутреннем убранстве, предметах быта, одежды. Воспитывать любовь к народным традициям.
Игра – развлечение «История одной куклы»
Аппликация «Украшение национальным узором платья для куклы»
Февраль
«Спорт и человек. Спортсмены-олимпийцы»
Формировать знания о спорте, как об основе здоровья человека, о видах спорта, об олимпийских чемпионах России. Воспитывать любовь к окружающему миру, гордость за людей достигших высоких наград государства и мира, в области спорта.
Беседа: «Кто такие спортсмены».
Раскраски на тему «Зимние виды спорта»
«Я и мои друзья».
Формировать у детей понятие о том, что люди не похожи друг на друга (разные имена, фамилии, внешность, характеры, но все они равны; воспитывать у детей уважение и терпимость к окружающим людям, детям, независимо от их социального происхождения, внешнего облика, физических недостатков.
Беседа: «Друг в беде не бросит. Наши добрые дела».
Дидактическая игра:
«Назови ласково»
Формировать представления детей о российской армии, родах войск: воины охраняют границы Родины, есть пехотинцы, танкисты, моряки, летчики, ракетчики, артиллеристы, пограничники. Познакомить с историей защитников земли Русской (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович, Великой Отечественной войны. Воспитывать уважение и гордость к защитникам Отечества.
Беседа: «Мой папа -защитник»
Рассматривание картины «Богатыри» В. Васнецова;
Чтение пословиц о храбрости, героизме («Смелость города берет», «Тот герой, кто за Родину горой»)
Чтение З. Александрова «Дозор». А. Нехода «Летчики».
Аппликация «Подарок для пап и дедушек»
Март
«Мама – самое прекрасное слово на земле».
Формировать у детей любовь и уважение к маме (бабушке, оказывать помощь в домашних делах, проявлять заботу к ней. Развивать умение рассказывать о маме, о её профессии, о её важности для семьи. Формировать знания о том, что бабушка -мама родителей. Закрепить с детьми женские профессии, их значение. Воспитывать любовь и уважение к женщинам.
Дидактическая игра:
«Профессии женщин»
Праздник для мам и бабушек.
Изготовление поздравительных открыток для мам и бабушек.
«Одежда. История русского костюма"
Формировать у детей понятие о том, что одежда в разные времена была разной; познакомить с историей русской одежды, учить ценить труд людей, изготовляющих её.
Развивать понимание значимости одежды для человека. Воспитывать у детей уважение к людям труда, русским традициям и наследию.
Рассматривание костюмов и деталей женской одежды на Руси
Беседа: «Русский костюм. Какой он был. Национальная одежда коренных народов».
Рисование: «Роспись рубашки, платья»
Рассматривание фотографий, предметов одежды людей разных национальностей.
«Я вырасту здоровым, воспитанным и добрым»
Расширение представлений об особенностях человеческого организма (правильное питание, движение, сон, хорошее настроение, положительные эмоции, о соблюдении правил культуры, вежливого общения с окружающими людьми. Воспитывать любовь и уважение к окружающим.
Беседа: «Уроки культуры и нравственности»
Чтение художественной литературы: «Маленькое дело лучше большого безделья»
Апрель
«Книги - источник знаний».
Формировать знания о том, что книга источник знаний, о том, как она появилась и о необходимости ценить труд многих людей, вложенный в книгу: работников типографии, художников, писателей. Научить понимать ценность книги как объекта познания. Воспитывать бережное отношение к книгам.
Беседа: «Книжки, для чего они нужны. Как появилась книжка»
Ручной труд:
«Ремонтируем наши книжки»
«Космонавтика. История и люди».
Формировать знания о космосе, о луне, звездах, солнце, планетах, о том, что русский человек первым побывал в космосе, о героическом труде космонавтов для пользы науки страны. Воспитывать любовь к окружающему миру, желание узнавать новое о своей стране, о покорителях космоса.
Беседа: «Первый космонавт. Этот загадочный космос»
Аппликация «Космический корабль»
Учить детей различать и называть различные типы и виды домов: каменные, деревянные, кирпичные, высотные, в несколько этажей, деревенская изба, современные здания. Дать детям знание о том, что такое архитектура. Воспитывать чувство восхищения красотой родного поселка, желание сделать его еще красивее.
Беседа: «Архитектура России»
Рисование: «Мой родной дом»
«Природа родного края. По страницам «Красной книги»
Формировать знания детей о природе родного края. Познакомить детей с Красной книгой России. Развивать экологическое мышление, бережное отношение к природе
Беседа: «Чем богат наш край родной»
Май
«История Великой Отечественной войны. День Победы»
Закрепить знания детей о том, как защищали свою Родину люди в годы Великой Отечественной войны. Воспитывать чувство гордости за Родину, уважения к ветеранам.
Беседа: «9 Мая – День Победы»
Экскурсия и возложение цветов к памятнику павшего война.
Чтение рассказов и стихов о войне.
«Мир искусства России"
Формировать знания о мире искусства России: театры, музеи, выставки, галереи, цирки, балет. О том, как они появилась и о необходимости ценить труд людей, работающих в этой сфере. Научить понимать ценность искусства как объектов познания и истории русского народа. Воспитывать чувство гордости за Родину, за людей, прославивших Россию.
Просмотр презентации «Музеи и театры»
«Законы, по которым мы живем»
Расширять знания детей о правилах и законах в семье, государстве, детском саду; о правах каждого человека. Познакомить с понятием: "Гражданин". Воспитывать любовь к окружающему миру, желание узнавать новое о себе, о своей стране.
Беседа "Мы все разные, но мы все равны".
Рисование: «Я и мои родители»
Дидактическая игра: «Права ребенка»
Работа с родителями
Месяц
Содержание работы
Октябрь
Рекомендации: «Роль сюжетной игры в социальном развитии детей дошкольного возраста»
Ноябрь
Консультация: «Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. Государственная символика России"
Декабрь
Консультация: «Духовно – нравственное воспитание детей. Правила общения в окружающем мире»
Январь
Стенд: «Познавательное развитие детей через знакомство с окружающим и социальным миром»
Февраль
Консультация: «Семья и семейные ценности. Традиции».
Беседа: "Наши добрые дела, их значение для окружающего мира»
Март
Беседа: «Согласие между родителями - средство в развитие нравственности у детей»
Апрель
Памятка: «Гордись своим именем улица. Известные имена нашего поселка»
Май
Консультация: «Терапия материнской любовью и добротой к окружающему миру»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г. Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников».
Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г.Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников»....
План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Агрессивность у детей дошкольного возраста»
Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем не только для педагогов и психологов, но и для общества в целом. Увеличение числа детей, склонных к агрессивным формам повед...
План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Нравственное и этическое развитие воспитанников детского дома дошкольного возраста»
Цель: способствовать формированию у детей этических и нравственных норм поведения Задачи:1. воспитание нравственных чувств, привычек, норм;2....
Анализ работы по самообразованию Тема самообразования: Развитие мелкой моторики рук через нетрадиционную аппликацию.
Необходимым элементом подготовки ребенка к школе, к письму является тренировка тонко координированных движений руки, зрительно-моторных координаций. В связи с этим ,эта тема , считается актуальн...
План самообразования по теме «Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И.
План самообразования по теме«Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И....
План работы По самообразованию На 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»
План работыПо самообразованиюНа 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»...
2020-2022 гг: Тема по самообразованию №1 за 2020г; Тема по самообразованию № 2, 3 за 2021 г; тема по самообразованию № 4 за 2022 г.
ГБОУ Школа №1400 8ДКМладшая группа № 2Воспитатель- Фролова Елена Владимировна Тема по самообразованию 2020-2021 уч. год. ...