Самообразование
методическая разработка (средняя группа)

Западнова Ирина Евгеньевна

«Нравственно – патриотическое воспитание детей среднего дошкольного возраста»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovaniya_zpadnova_i.e_2024g.docx32.27 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Ханты - Мансийского автономного округа ГОРОДСКОЙ ОКРУГ ГОРОД ПЫТЬ-ЯХ

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Прогимназия «Созвездие»

САМООБРАЗОВАНИЕ

На тему:

 «Нравственно – патриотическое воспитание детей среднего  дошкольного возраста»


                                                                                                                       Воспитатель:

Западнова И.Е

Пыть-Ях, 2024-2025гг

План по самообразованию

«Нравственно – патриотическое воспитание детей среднего  дошкольного возраста»

Дата начала работы над темой: 01.10.2024 г.

Дата окончания: 31.05.2025 г.

Актуальность:

Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребенок, чему он изумляется, и что вызывает отклик в его душе. И хотя, многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Принятая государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», ориентирована на все социальные слои и возрастные группы граждан России. Если мы не научим ребенка любить свою страну, кому она будет нужна? Кто будет радоваться ее достижениям и болеть ее горестями?

Судьбы Родины в руках человека. Родина, такова какой мы ее сами сделаем. Патриотизм, применительно к ребенку дошкольного возраста, определяется как потребность участвовать во всех делах и на благо семьи, детского сада, родного поселка, Родины, представителей живой природы, наличие у детей таких качеств, как сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства и осознание себя частью окружающего мира. Но невозможно воспитать чувство собственного достоинства, уверенность в себе, полноценную личность, без уважения к истории и культуре своего Отечества, к его государственной символике.

Цель: Формирование духовности, нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста.

Задачи:

• Знакомить детей с краем, в котором они живут;

• знакомить детей с символами родного края (герб, флаг)

• продолжать воспитывать у ребёнка любовь и привязанность к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу, краю;

• продолжать формировать бережное отношение к природе и всему живому;

• продолжать развивать интерес к русским традициям и промыслам;

• формировать благожелательные взаимоотношения в группе, межличностные отношения;

• формировать умение оценивать свои поступки и поступки других.

Ожидаемый результат:

У детей сформируются:

- представления о крае, в котором они живут, о традициях родного края;

- представления о флаге и гербе родного края;

- межличностные отношения;

- умение оценивать свои поступки и поступки других.

- чувства любви к своим близким, дому, городу, родному краю, животным, растениям.

У детей появится чувство любви, доброты к окружающим, к своей малой родине, краю в котором они живут.

1 этап – Подготовительный

- Определение цели, задач образовательной деятельности;

- Создание развивающей среды в группе;

Планирование деятельности;

- Подготовить консультации для родителей;

- Составление перспективного планирования по работе с детьми, их родителями.

2 этап – Основной

- Совместная образовательная деятельность с детьми, родителями;

- Реализация планов.

3 этап – Заключительный

- Обобщение опыта по теме;

- Составление отчёта по результатам перспективного планирования;

- Подготовка и показ презентации коллегам.

Перспективный план работы с детьми в средней группе на 20024-2025гг.

Тема:

 «Нравственно – патриотическое воспитание детей среднего  дошкольного возраста»

Цель: Формирование духовности, нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста.

Формы работы

Октябрь

«Бабушки и дедушки»

Расширение представлений о семье, учить ориентироваться в родственных отношениях, воспитывать у детей доброе, внимательное, уважительное отношение к старшим, стремление помогать им.

Беседа«Бабушка и дедушка в семье»

«Моя семья. Традиции»

Формировать представление о мире семьи; актуализировать эмоциональный опыт детей семейных взаимоотношений; способствовать развитию доброжелательности, терпимости, понимания, взаимопомощи. Закрепить домашний адрес, семейные праздники. Воспитывать желание заботиться о близких, развивать чувство гордости за свою семью.

Беседа«Семья и родной дом»

Чтение сказки «Гуси-лебеди»

«Улицы моего города"

Формировать знания детей о соблюдении правил уличного движения в городе. Закрепить виды пассажирского транспорта: наземный, подземный, воздушный, водный. Воспитывать любовь к своему городу.

Беседа«Мой городок, мои улицы»

Сюжетно-ролевая игра«Машины на улице»

Аппликация«Автобус едет по улице»

«Правила общения детей».

Воспитывать у детей нравственные нормы : умение общаться с детьми разного возраста, использовать вежливые формы обращения, просить помощи и оказывать ее другим, чувствовать настроение близких, оказывать эмоциональную поддержку.

Беседа«Учимся быть вежливыми и добрыми»

Дидактическая игра«Вежливые слова».

Чтение: С. Маршак «Мальчики и девочки»

Проведение дня вежливых слов (1 раз в неделю)

Ноябрь

«Родная страна, мой город»

Расширять знания о родной стране, городе, о государственных и народных праздниках, традициях и обычаях. Многонациональность нашей страны: толерантное отношение к людям разных рас и национальностей. Развивать умение называть символы: герб, флаг, гимн; главные, значимые объекты города: школа, почта, магазины, сбербанк, больница, памятник войнам ВОВ и тд. Воспитывать патриотические чувства у детей.

«Беседа «Государственные символы России».

Коллективная аппликация «Флаг России»

Раскраски «Символы России»

«Поздняя осень»

Продолжать учить детей наблюдать за явлениями природы. Помогать устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями. Расширять и уточнять представления о животных и растениях. Развивать у детей умение различать деревья по окрасу ствола, главное дерево России – березку. Воспитывать любовь к природе, патриотические чувства.

Рисование«Белая берёза».

Дидактическая игра «Деревья»

«Свойство материалов»

Совершенствовать умение самостоятельно определять материалы и их свойства и качества. Выявление общих качеств и свойство предметов из разных материалов: горят, намокают, мнутся, рвутся, режутся. Развивать умение сравнивать, группировать, классифицировать предметы по их назначению для человека, предметы, сделанные руками человека. Воспитывать уважение к людям труда.

Беседа«Расскажите из чего это сделано»

Дидактическая игра«Предметы, которые нас окружают»

Исследовательская деятельность

«Тонет, не тонет».

Декабрь

«Народная русская игрушка»

Знакомить детей с историей создания матрёшки в России. Формировать интерес к русскому прикладному искусству – деревянной игрушке; дать возможность детям ощутить радость, любовь, доброту, которые приносят людям эти игрушки; воспитывать желание самим создавать и творить по мотивам русского народного творчества.

Беседа «Русская игрушка – матрёшка!»

Аппликация «Украсим матрёшку»

«Что за чудо - эти сказки»

Формировать умение отличать сказку от рассказа, определять поэтическое произведение. Через русские народные сказки закладывать основы нравственности, понимать, где правда, а где вымысел, где зло противостоит добру, почему в сказках добро побеждает, воспитывать любовь к художественной литературе.

Изготовление мини-книжек «По сказкам А. С. Пушкина».

«Зимушка - зима»

Формировать основы экологической культуры. Формировать понятие о том, что в природе все взаимосвязано, что человек не должен нарушать эту взаимосвязь, чтобы не навредить животному и растительному миру. Побуждать детей замечать красоту зимних пейзажей, рассказывать об изменениях в природе. Воспитывать любовь к окружающему миру.

Беседа«Зимушка - зима»

Рисование «Зима пришла» 

Дидактическая игра:

«Животные и птицы России»

Акция «Покормим птиц зимой»

«Новый год у ворот. Традиции русского народа»

Формировать понятие о празднике Нового года. Воспитывать любовь к окружающему миру, традициям.

Рисование«Наряжаем елку»

Сюжетно-ролевая игра«Едем в гости на праздник»

Январь

«Рождество Христово»

Знакомить детей с историей возникновения и традициями празднования христианского праздника – Рождества. Воспитывать уважение, интерес к традициям и культуре России.

Раскраски «Рождество Христово»

Народная культура и традиции.

Знакомить детей с куклами и играми народов Ханты – Манси. Продолжать знакомить детей с народными традициями и обычаями, с народным декоративно-прикладным искусством. Расширять представления о народных игрушках. Продолжать знакомить детей с национальным декоративно-прикладным искусством. Рассказы детям о русской избе и других строениях, их внутреннем убранстве, предметах быта, одежды. Воспитывать любовь к народным традициям.

Игра – развлечение «История одной куклы»

Аппликация «Украшение национальным узором платья для куклы»

Февраль

«Спорт и человек. Спортсмены-олимпийцы»

Формировать знания о спорте, как об основе здоровья человека, о видах спорта, об олимпийских чемпионах России. Воспитывать любовь к окружающему миру, гордость за людей достигших высоких наград государства и мира, в области спорта.

Беседа«Кто такие спортсмены».

Раскраски на тему «Зимние виды спорта»

«Я и мои друзья».

Формировать у детей понятие о том, что люди не похожи друг на друга (разные имена, фамилии, внешность, характеры, но все они равны; воспитывать у детей уважение и терпимость к окружающим людям, детям, независимо от их социального происхождения, внешнего облика, физических недостатков.

Беседа«Друг в беде не бросит. Наши добрые дела».

Дидактическая игра:

«Назови ласково»

Формировать представления детей о российской армии, родах войск: воины охраняют границы Родины, есть пехотинцы, танкисты, моряки, летчики, ракетчики, артиллеристы, пограничники. Познакомить с историей защитников земли Русской (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович, Великой Отечественной войны. Воспитывать уважение и гордость к защитникам Отечества.

Беседа«Мой папа -защитник»

Рассматривание картины «Богатыри» В. Васнецова;

Чтение пословиц о храбрости, героизме («Смелость города берет»«Тот герой, кто за Родину горой»)

Чтение З. Александрова «Дозор». А. Нехода «Летчики».

Аппликация «Подарок для пап и дедушек»

Март

«Мама – самое прекрасное слово на земле».

Формировать у детей любовь и уважение к маме (бабушке, оказывать помощь в домашних делах, проявлять заботу к ней. Развивать умение рассказывать о маме, о её профессии, о её важности для семьи. Формировать знания о том, что бабушка -мама родителей. Закрепить с детьми женские профессии, их значение. Воспитывать любовь и уважение к женщинам.

Дидактическая игра:

«Профессии женщин»

Праздник для мам и бабушек.

Изготовление поздравительных открыток для мам и бабушек.

«Одежда. История русского костюма"

Формировать у детей понятие о том, что одежда в разные времена была разной; познакомить с историей русской одежды, учить ценить труд людей, изготовляющих её.

Развивать понимание значимости одежды для человека. Воспитывать у детей уважение к людям труда, русским традициям и наследию.

Рассматривание костюмов и деталей женской одежды на Руси

Беседа«Русский костюм. Какой он был. Национальная одежда коренных народов».

Рисование«Роспись рубашки, платья»

Рассматривание фотографий, предметов одежды людей разных национальностей.

«Я вырасту здоровым, воспитанным и добрым»

Расширение представлений об особенностях человеческого организма (правильное питание, движение, сон, хорошее настроение, положительные эмоции, о соблюдении правил культуры, вежливого общения с окружающими людьми. Воспитывать любовь и уважение к окружающим.

Беседа«Уроки культуры и нравственности»

Чтение художественной литературы«Маленькое дело лучше большого безделья»

Апрель

«Книги - источник знаний».

Формировать знания о том, что книга источник знаний, о том, как она появилась и о необходимости ценить труд многих людей, вложенный в книгу: работников типографии, художников, писателей. Научить понимать ценность книги как объекта познания. Воспитывать бережное отношение к книгам.

Беседа«Книжки, для чего они нужны. Как появилась книжка»

Ручной труд:

«Ремонтируем наши книжки»

«Космонавтика. История и люди».

Формировать знания о космосе, о луне, звездах, солнце, планетах, о том, что русский человек первым побывал в космосе, о героическом труде космонавтов для пользы науки страны. Воспитывать любовь к окружающему миру, желание узнавать новое о своей стране, о покорителях космоса.

Беседа«Первый космонавт. Этот загадочный космос»

Аппликация «Космический корабль»

Учить детей различать и называть различные типы и виды домов: каменные, деревянные, кирпичные, высотные, в несколько этажей, деревенская изба, современные здания. Дать детям знание о том, что такое архитектура. Воспитывать чувство восхищения красотой родного поселка, желание сделать его еще красивее.

Беседа«Архитектура России»

Рисование«Мой родной дом»

«Природа родного края. По страницам «Красной книги»

Формировать знания детей о природе родного края. Познакомить детей с Красной книгой России. Развивать экологическое мышление, бережное отношение к природе

Беседа«Чем богат наш край родной»

Май

«История Великой Отечественной войны. День Победы»

Закрепить знания детей о том, как защищали свою Родину  люди в годы Великой Отечественной войны. Воспитывать чувство гордости за Родину, уважения к ветеранам.

Беседа«9 Мая – День Победы»

Экскурсия и возложение цветов к памятнику павшего война.

Чтение рассказов и стихов о войне.

«Мир искусства России"

Формировать знания о мире искусства России: театры, музеи, выставки, галереи, цирки, балет. О том, как они появилась и о необходимости ценить труд людей, работающих в этой сфере. Научить понимать ценность искусства как объектов познания и истории русского народа. Воспитывать чувство гордости за Родину, за людей, прославивших Россию.

Просмотр презентации «Музеи и театры»

«Законы, по которым мы живем»

Расширять знания детей о правилах и законах в семье, государстве, детском саду; о правах каждого человека. Познакомить с понятием: "Гражданин". Воспитывать любовь к окружающему миру, желание узнавать новое о себе, о своей стране.

Беседа "Мы все разные, но мы все равны".

Рисование«Я и мои родители» 

Дидактическая игра«Права ребенка»

Работа с родителями

Месяц

Содержание работы

Октябрь

Рекомендации: «Роль сюжетной игры в социальном развитии детей дошкольного возраста»

Ноябрь

Консультация: «Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. Государственная символика России"

Декабрь

Консультация: «Духовно – нравственное воспитание детей. Правила общения в окружающем мире»

Январь

Стенд: «Познавательное развитие детей через знакомство с окружающим и социальным миром»

Февраль

Консультация«Семья и семейные ценности. Традиции».

Беседа: "Наши добрые дела, их значение для окружающего мира»

Март

Беседа: «Согласие между родителями - средство в развитие нравственности у детей»

Апрель

Памятка«Гордись своим именем улица. Известные имена нашего поселка»

Май

Консультация«Терапия материнской любовью и добротой к окружающему миру»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г. Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников».

Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г.Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны  воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников»....

План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Агрессивность у детей дошкольного возраста»

Повышенная агрессивность детей яв­ляется одной из наиболее острых про­блем не только для педагогов и психо­логов, но и для общества в целом. Увеличение числа детей, склонных к агрессивным формам повед...

План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Нравственное и этическое развитие воспитанников детского дома дошкольного возраста»

Цель: способствовать формированию у детей этических и нравственных  норм поведения Задачи:1.      воспитание нравственных чувств, привычек, норм;2....

Анализ работы по самообразованию Тема самообразования: Развитие мелкой моторики рук через нетрадиционную аппликацию.

Необходимым элементом подготовки ребенка  к школе, к письму является тренировка тонко координированных движений руки, зрительно-моторных координаций. В связи с этим ,эта тема , считается актуальн...

План самообразования по теме «Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И.

План самообразования по теме«Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И....

План работы По самообразованию На 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»

План работыПо самообразованиюНа 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»...

2020-2022 гг: Тема по самообразованию №1 за 2020г; Тема по самообразованию № 2, 3 за 2021 г; тема по самообразованию № 4 за 2022 г.

                ГБОУ Школа №1400 8ДКМладшая  группа № 2Воспитатель- Фролова Елена Владимировна Тема по самообразованию 2020-2021 уч. год. ...