Самообразование
методическая разработка (младшая группа)
Роль сказки в развитии речи детей младшего дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoobrazovaniya_zapadnova_i.e_2023g.docx | 20.06 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Ханты - Мансийского автономного округа ГОРОДСКОЙ ОКРУГ ГОРОД ПЫТЬ-ЯХ
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Прогимназия «Созвездие»
ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ
На тему:
Роль сказки в развитии речи детей младшего дошкольного возраста
Воспитатель:
Западнова И.Е
Пыть-Ях, 2023-2024гг
План по самообразованию
Роль сказки в развитии речи детей младшего дошкольного возраста
Дата начала работы над темой: 01.09.2023 г.
Дата окончания: 31.05.2024 г.
«Сказка – это зёрнышко, из которого прорастает эмоциональная оценка ребёнком жизненных явлений». (В. А. Сухомлинский).
Проблема
В настоящее время наблюдается тенденция снижения интереса как взрослых, так и детей к чтению художественной литературы, особенно в печатном формате. Все реже родители покупают детям книги, зачастую заменяя чтение компьютерными играми и просмотром телевизионных программ и мультфильмов. А ведь такая подмена негативно сказывается на развитии детей, в том числе на развитии речи. Необходимо помочь родителям дошкольников понять, какую роль играет сказка в жизни детей, как можно и нужно использовать сказки в общении с ребенком.
Актуальность
Роль художественных произведений в жизни младших дошкольников очень важна. Самым интересным и актуальным жанром является сказка. Сказка для детей – это особый мир, источник представлений о времени и пространстве, о связи человека с природой, с предметным миром. Сказки помогают в развитии связной речи детей младшего, помогают правильно строить диалоги, расширяют словарный запас, делают речь ребенка эмоциональной, образной и красивой.
Сказка доступна пониманию дошкольника. Ее композиция, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определенные по своей нравственной сути образы, выразительный язык, динамика событий, особые причинно-следственные связи и явления делают е особенно интересной и волнующей для детей. Сказка является незаменимым инструментом формирования нравственно здоровой личности ребенка, помогает понять на доступном ему языке красоту окружающего мира.
В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг к другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искажены представления о духовных и нравственных качествах: о доброте, милосердии, справедливости. С рождения ребенок нацелен на идеал хорошего, поэтому уже с самого младшего возраста необходимо показать нравственную и духовную суть каждого поступка. Такие нравственные категории, как добро и зло, хорошо и плохо, целесообразно формировать как своим примером, а также с помощью народных сказок, в том числе о животных. Почему же сказка так эффективна при работе с детьми, особенно в младшем дошкольном возрасте?
1. В младшем дошкольном возрасте восприятие сказки становится специфической деятельностью ребенка, что позволяет ему свободно мечтать и фантазировать.
2. Воспринимая сказку, ребенок, с одной стороны, сравнивает себя со сказочным героем, и это позволяет ему почувствовать и понять, что не у него одного есть такие проблемы и переживания. С другой стороны, посредством сказочных образов ребенку предлагаются выходы из различных сложных ситуаций, пути разрешения возникших конфликтов, позитивная поддержка его возможностей и веры в себя. При этом ребенок отождествляет себя с положительным героем.
Цель: выявить и изучить особенности воспитательной роли народной сказки.
Задачи:
• повысить собственный уровень знаний путём (изучения необходимой литературы, посещения РМО, самообразования);
• разработать перспективный план работы с детьми и родителями;
• подготовить (провести) консультацию для педагогов на тему: «Использование сказки в развитии речи детей 3-4 лет».
Образовательный процесс можно осуществлять:
• в ходе непосредственно образовательной деятельности;
• в ходе режимных моментов;
• в процессе совместной деятельности педагога с детьми;
• при организации самостоятельной детской деятельности.
Реализация программы по самообразованию осуществляется по двум направлениям:
1. Совместная деятельность с детьми.
2. Взаимодействие с родителями.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
• теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы;
• анализ учебных планов, учебников и учебных программ;
• изучение и обобщение педагогического опыта;
• педагогическое наблюдение.
Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в конкретизации теоретического и практического материала по проблеме взаимодействия воспитателей и родителей детей второй младшей группы.
Перспективный план самообразования педагога
Месяц | Деятельность педагога | Совместная деятельность педагога с детьми | Работа с родителями |
Сентябрь | Подбор и изучение методической литературы. Подбор материала необходимых для работы с детьми. Постановка целей и задач по данной теме. | Чтение и пересказ сказки «Курочка Ряба» Рассматривание иллюстраций к сказкам. | Консультация «Сказка в жизни вашего ребенка» |
Октябрь | Работа с интернет – ресурсами для изучения передового опыта педагогов по изучению проблемы воспитания нравственных качеств дошкольников. | Знакомство со сказками «Колобок», «Репка», «Теремок»; | Наглядно-информационное сотрудничество «Что и как читать дома детям». |
Ноябрь | Изучение темы: «Использование сказок в работе с детьми» Создание картотеки сказок для работы с детьми. | Прослушивание звукозаписей детских сказок. Рассматривание иллюстраций к сказкам. | Конкурс среди детей и их родителей "Мой любимый сказочный герой" |
Декабрь | Пополнение библиотеки группы новыми красочными книгами с русскими народными сказками и дисками. | Чтение сказки "Теремок" и дидактическая игра "Найди знакомого героя сказки" | Родительское собрание: «Сказка ложь – да в ней намек» Привлечь родителей пополнить библиотеку новыми книгами, атрибутами театрализованных. игр |
Январь | Изучение темы: «Сказка как средство духовно – нравственного развития личности ребенка» Применять цитаты из сказок в режимных моментах. | Показ настольного театра по сказкам «Репка», «Колобок», Курочка Ряба». | Анкетирование родителей «Роль сказки в воспитании детей». |
Февраль | Изготовление пальчикового театра по сказкам «Репка», «Колобок», Курочка Ряба» | Настольно- печатные игры по мотивам сказок (лото, разрезные картинки) «Парные картинки». | Приобщение родителей к изготовлению пальчикового театра |
Март | Обустроить уголок ряженья Изготовление настольно –печатных игр по мотивам сказок. | Беседы «Какие сказки я знаю» | Консультация для родителей: «Как выбрать полезную книгу" |
Апрель | Изучение темы: «Роль сказки в воспитании детей». | Рассматривание иллюстраций к сказкам, Д/И «Назови меня» | Индивидуальные консультации и беседы с родителями на темы: «Как подружить ребенка с книгой», «Особенности чтения сказок о животных». |
Май | Самоанализ плана по самообразованию. | Обыгрывание сказки «Репка» | Презентация: «Какая прелесть эти сказки» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г. Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников».
Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г.Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников»....
План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Агрессивность у детей дошкольного возраста»
Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем не только для педагогов и психологов, но и для общества в целом. Увеличение числа детей, склонных к агрессивным формам повед...
План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Нравственное и этическое развитие воспитанников детского дома дошкольного возраста»
Цель: способствовать формированию у детей этических и нравственных норм поведения Задачи:1. воспитание нравственных чувств, привычек, норм;2....
Анализ работы по самообразованию Тема самообразования: Развитие мелкой моторики рук через нетрадиционную аппликацию.
Необходимым элементом подготовки ребенка к школе, к письму является тренировка тонко координированных движений руки, зрительно-моторных координаций. В связи с этим ,эта тема , считается актуальн...
План самообразования по теме «Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И.
План самообразования по теме«Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И....
План работы По самообразованию На 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»
План работыПо самообразованиюНа 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»...
2020-2022 гг: Тема по самообразованию №1 за 2020г; Тема по самообразованию № 2, 3 за 2021 г; тема по самообразованию № 4 за 2022 г.
ГБОУ Школа №1400 8ДКМладшая группа № 2Воспитатель- Фролова Елена Владимировна Тема по самообразованию 2020-2021 уч. год. ...