Экскурсия, как одна из форм организации работы по формированию ранней профориентации у дошкольников
статья

Заречная Елена Борисовна

Важным средством развития представлений о труде взрослых выступают экскурсии, поскольку дети имеют возможность увидеть трудовые действия, сам процесс труда, его орудия. Экскурсии – один из основных видов занятий и особая форма организации работы по воспитанию, одна из очень трудоемких и сложных форм обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekskursiya_kak_forma_ranney_proforientatsii_v_dou.docx30.64 КБ

Предварительный просмотр:

Экскурсия, как одна из форм организации работы по формированию ранней профориентации у дошкольников

Заречная Елена Борисовна

воспитатель

МБДОУ детский сад №12 «Ивушка»

(г.Белгород, Россия)

В новых социальных условиях, связанных с процессами демократизации, гуманизации общественного устройства, произошли изменения в отношении к труду, его социальной значимости, функций в обществе, что не могло не отразиться на процессе трудового воспитания детей. Малыши быстро перенимают новые оценки результатов труда (выгодно – невыгодно и др.) и установки взрослых. Дети всегда в своих играх, помыслах – «зеркало общества», поэтому в сложившихся условиях необходимо многое переосмыслить в организации педагогической работы, в том числе и в трудовом воспитании. Несмотря на переоценку многих ценностей нельзя игнорировать категорию вечных, абсолютных, среди которых труд и его нравственная и социальная значимость.

 Главная цель ранней профориентации детей - это развить эмоциональное отношение ребенка к профессиональному миру, дать возможность проявить свои силы и возможности в различных видах деятельности и профессий. 
    Свою задачу, как воспитателя, я вижу в том, чтобы не только познакомить воспитанников с разнообразным миром профессий, но и помочь детям соотнести свои интересы и увлечения с работой взрослых людей. Чем больше ребенок «примерит» на себя различных профессий, чем больше приобретет знаний, умений и навыков, тем лучше он будет оценивать свои возможности в старшем возрасте.

Важным средством развития представлений о труде взрослых выступают экскурсии, поскольку дети имеют возможность увидеть трудовые действия, сам процесс труда, его орудия. Экскурсии – один из основных видов занятий и особая форма организации работы по воспитанию, одна из очень трудоемких и сложных форм обучения. Основное значение экскурсии в том, что она обеспечивает формирование у детей конкретных представлений и впечатлений об окружающей жизни.

 Преимущество экскурсий состоит в том, что они позволяют в естественной обстановке познакомить детей с объектами и явлениями. Экскурсии способствуют развитию наблюдательности, возникновению интереса. Для создания положительного отношения к труду и осмысления его значимости имеет живой пример окружающих взрослых, непосредственное соприкосновение с их трудом. Экскурсия - форма профориентационной работы, которая дает возможность дошкольникам непосредственно ознакомиться с профессией в реальных условиях, получить информацию из первоисточников, пообщаться с профессионалами.

Экскурсию провести значительно труднее, чем занятие в группе, поэтому успех ее зависит от тщательной подготовки воспитателя и детей. Все разнообразие экскурсий подразделяется по следующим признакам:

 - По содержанию;

 - По составу участников;

- ​ По месту проведения;

 - ​ По способу передвижения;

 -​ По форме проведения.

 В этом организованном процессе познания окружающего мира огромную роль играет эмоциональная сторона, которая является необходимым компонентом каждой экскурсии. Экскурсоводу (воспитателю) важно добиться от детей сопереживания, а не только наблюдения и слушания. Увиденное и услышанное должно вызывать у детей ответные чувства: восхищения, возмущения, радости от услышанного и др. Важно, чтобы сведения, сообщаемые экскурсоводом, не были общеизвестными, иначе к ним быстро пропадет интерес. Но и нельзя, чтобы они были слишком оторваны от знаний детей. Новые сведения должны ложиться на почву знаний, сформированную предыдущим жизненным опытом детей. Экскурсия, представляет собой форму организации процесса обучения, позволяющая проводить наблюдения и изучение различных предметов и явлений в естественных условиях или музеях, на выставках и производстве и занимает длительный отрезок времени в режиме дня, требует от воспитателя особой подготовки, использование разнообразных методов и приёмов, организацию разнообразной деятельности детей.

По содержанию экскурсии делятся на:

     -Исторические, в которых освещается конкретный период истории края;

     -Военно-исторические, т.е .экскурсии по  местам военных событий и в военно-исторические и мемориальные музей;

  -Производственные, которые раскрывают историю предприятия, показывают его достижения, производственный процесс;

     -Природоведческие - по экологической тематике, к уникальным памятникам природы, в отделы природы краеведческого музея;

     -Искусствоведческие экскурсии рассказывают о творчестве композиторов, художников. Это экскурсии в картинные галереи, выставочные залы;

    -Литературные;

 -Архитектурно-градостроительные - с показом памятников архитектуры, знакомящие с планировкой и застройкой города.

По месту проведения экскурсии подразделяются на

-Городские (обзорные и тематические);

- Заочные (видеосюжеты);

-Загородные (автобусные и пешеходные);

-Музейные.

По форме проведения экскурсии подразделяются следующим образом:

- Обычные экскурсии (обзорные и тематические);

- Учебные;

- Экскурсии – прогулки.

          Успех экскурсию зависит от тщательной подготовки воспитателя и детей. При разработке экскурсии важно ставить и решать комплекс задач воспитательного, образовательного и развивающего характера.

Подготовка воспитателя заключается, прежде всего, в определении цели экскурсии и отборе программного содержания. Намечает воспитатель экскурсию, исходя из требований программы и особенностей окружающей местности. Определяя место экскурсии, воспитатель выбирает наилучший путь к нему – не утомительный, не отвлекающий детей от намеченной цели. Продолжительность пути не должна превышать в средней группе 30 минут, в старшей и подготовительной группах – 40-50 минут, учитывая особенности дороги, состояние погоды. При определении расстояния до места экскурсии следует исходить из физических возможностей детей. При этом следует учитывать особенности дороги, состояние погоды.  При организации и проведении экскурсии необходимо помнить, большое количество даже интересной информации приводит к ослаблению внимания, к проявлению так называемых кризисов внимания. Первый кризис внимания наступает на 14 – 18 минуте, второй – через 11 – 14 минут после первого, третий – через 9-11 минут, четвертый – через 8-9 минут, и далее интервалы между кризисами внимания следуют каждые 4-5 минут.

Рекомендуются следующие способы поддержания внимания дошкольников:

 - ​ Показ экскурсионных объектов, который должен отличаться логичностью, последовательностью, активностью, точностью, образностью;

 - ​ Использование наглядных пособий: при их использовании происходит переключение слухового восприятия на зрительное, создается определенная разгрузка напряжения;

 - ​ Шутки, юмор;

 - ​ Вопрос-ответ;

 Как бы не было знакомо воспитателю место экскурсии, необходимо за день, за два до нее осмотреть его. Побывав на месте будущей экскурсии, воспитатель уточняет маршрут, находит нужные объекты, намечает содержание и объем тех знаний, которые должны получить дети о данном круге явлений, последовательность проведения отдельных частей экскурсии, устанавливает места для коллективных и самостоятельных наблюдений, для отдыха детей. Готовятся стихи, загадки, пословицы, игровые приемы по теме экскурсии. Продумывается оборудование, которое необходимо взять с собой.

Подготовка детей начинается с сообщения цели экскурсии, создания мотивации, заинтересованности к теме экскурсии. Напоминаются правила поведения на улице, в лесу, в общественных местах. Нужно обратить внимание на одежду, обувь детей.

При разработке экскурсии решаются задачи:

-воспитательные: экологическое, эстетическое, патриотическое воспитание.

-образовательные: познавательное развитие (развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира);

-развивающие: формирование навыков наблюдения (умение видеть признаки предметов, цвет и оттенки, форму, фактуру, пространственное положение), мыслительных процессов (анализа, сравнения, обобщения, классификации, умение устанавливать связи разной степени сложности) воображения и творческих способностей.

Структура экскурсии включает в себя:

-Вводную беседу с напоминанием о её цели;

-Коллективное наблюдение стимулируется с помощью вопросов, загадок, сравнений, игр, общением с работниками предприятий;

-Индивидуальное самостоятельное наблюдение детей;

-Сбор природоведческого материала;

-Игры детей с собранным материалом;

-Итог экскурсии-беседы, рассказы детей, что удивило, порадовало, запомнилось.

Знания, полученные на экскурсии, расширяются и закрепляются на занятиях, в играх, в наблюдениях в уголке природы за принесенными объектами.         

Конкретное руководство ходом экскурсии связано с теми методами, которые используются в процессе ее проведения. Особого внимания требует организация детей. Каждый раз, проводя экскурсию, воспитатель размещает детей таким образом, чтобы всем был хорошо виден объект наблюдения.

Последующая работа по углублению и закреплению представлений, полученных на экскурсии, осуществляется в системе занятий и в повседневной жизни; в изобразительной деятельности, конструировании, рассказах, труде детей. В заключение целесообразно проводить итоговые беседы.

Сложность экскурсии, как формы организации обучения, делает ее доступной только в средней, старшей  и подготовительной группах. Своеобразные экскурсии с детьми младшего возраста проводятся внутри помещения и в пределах участка детского сада. Они состоят из фронтального наблюдения под руководством воспитателя. Продолжительность их и содержание весьма ограничены.

Правильно проведенная экскурсия оставляет глубокий след в детской памяти и находит отражение в творческих играх детей, оказывая влияние на их поступки и поведение. Но в игре не получают отражения наблюдения, в которых для ребенка на первый план выступают только предметы и ускользают люди, их деятельность и взаимоотношения.

Удачная экскурсия, конечно, является основой процесса усвоения детьми знаний о значении труда, о том, как, кем и для чего он проводится. Поскольку наиболее доходчивы и убедительны живые образы, подлинный пример труда взрослых. Жизненная наглядность (экскурсии) обеспечивает наибольшую отчетливость представлений, максимальную действенность приобретаемых детьми знаний. Наглядно воспринятое требует, однако, интерпретации. В процессе дальнейших бесед, посредством включения детей в различные виды деятельности, уточняются, закрепляются, дополняются сведения, полученные во время наблюдений.

Таким образом, ознакомление детей с трудом взрослых относится к важным задачам дошкольного образования. Экскурсии выступают важнейшим средством, условием формирования у дошкольников представлений о труде взрослых. Они позволяют в естественной обстановке познакомить детей с объектами и явлениями. Экскурсии способствуют развитию наблюдательности, возникновению интереса. Успешность использования этой формы работы зависит от содержательной и процессуальной ее проработанности.       

 Основные методические приемы проведения экскурсий:

-  Элемент ритуала (в экскурсиях на военно-историческую тематику);

-​  Исследования (выполнение простых исследовательских заданий, результаты которых подтверждают сказанное экскурсоводом (создание альбома «Кем я хочу стать»);

-​ Задания (назвать цвета наблюдаемого объекта, сравнить работу повара и учителя и т.д.) Необходимо объяснить воспитанникам, что на экскурсии надо быть дисциплинированными и внимательными, напомнить правила культурного и безопасного поведения на улице Нужно обратить внимание и на одежду детей. Они должны быть одеты удобно, в соответствии с погодой и сезоном. Хорошо привлечь к подготовке экскурсионного оборудования и снаряжения детей. Это способствует возбуждению у них интереса к предстоящей экскурсии.

Требования к методам организации и проведения экскурсий:

1. Соответствие содержания интересам детей;

 2. Определить количество детей;

 3. Направлена на предмет (никакие привходящие явления не должны отвлекать внимание ребенка от главного, центрального);

4. Не должна носить характер урока, формального обучения.

 5. Тщательная подготовка педагога;

6. Заранее установить те речевые формы, которые будут закрепляться или предлагаться впервые;

7.После экскурсии подобрать картинки, провести беседу, дидактическую игру, нарисовать свои впечатления;

 8. Число экскурсий должно обязательно планироваться в соответствии с другими занятиями.

В наше время динамично меняется мир, постоянно совершенствуются и усложняются технологии. Поэтому фундаментальное значение в образовательном процессе с детьми дошкольного возраста приобретают  информационные  сферы образования. Поэтому использование интерактивных технологий является эффективным средством развития познавательных интересов современных дошкольников.

С развитием компьютерной техники и глобальных сетей появилась возможность проведения виртуальных экскурсий в стенах детского сада. Не покидая здания, можно посетить и познакомиться с объектами, расположенными за пределами детского сада, города и даже страны.

          Виртуальная экскурсия – это один из методов проектной деятельности и является эффективной формой профориентации дошкольников. Она представляет собой способ знакомства с объектами окружающего мира, не посещая в реальности самого места; знакомство педагога с методами поиска, систематизации и наглядного представления информации с помощью компьютера.  Виртуальная экскурсия - это организационная форма образовательной деятельности, отличающаяся от реальной экскурсии виртуальным отображением реально существующих объектов. Преимуществами являются доступность, возможность повторного просмотра, наглядность, наличие интерактивных заданий. Рассмотрев условия и орудия труда той или иной профессии, в самостоятельной деятельности ребенок использует свои знания и сюжетно-ролевая игра становится более насыщенной и продуктивной.
Огромную роль в активизации деятельности детей во время виртуальных экскурсий играет поисковый метод. Дети не просто знакомятся с материалами экспозиций, но и занимаются активным поиском информации. 

          Виртуальная экскурсия позволяет получить визуальные сведения о местах недоступных для реального посещения, сэкономить время и средства.

Этапы виртуальной экскурсии:

-        Подготовительный этап:

        Изучение и подбор литературы;

        Определение целей и задач;

        Изучение экскурсионных объектов;

        Отбор фото и видеоматериалов;

        Составление маршрута экскурсий;

        Подготовка текста экскурсии;

        Определение техники ведения виртуальной экскурсии.

-        Основной этап.

        Вводная беседа

       Показ экскурсии: видеопутешествие, видеоэкскурсия, фотопутешествие (подбор текста к слайдам, к фотоматериалам, озвучивание презентации).

-         Заключительный этап итоговая беседа (обобщение, систематизация увиденного, услышанного, обмен впечатлениями).

Виртуальная экскурсия в работе с дошкольниками позволяет получить визуальные сведения о местах недоступных для реального посещения, сэкономить время и средства. Достоинства данных экскурсий в том, что воспитатель сам отбирает нужный ему материал, составляет необходимый маршрут, изменяет содержание согласно поставленным целям и интересам детей. Во время виртуальных экскурсий меняется взаимодействие педагога с воспитанниками: его активность уступает место активности воспитанника, задача взрослого – создать условия для их инициативы. Воспитанники выступают полноправными участниками, их опыт важен не менее, чем опыт взрослого, побуждает воспитанников к самостоятельному поиску, исследованию.

Использование виртуальных экскурсий формирует у детей потребности в получении информации при помощи доступных средств, повышает мотивацию к познанию, формирует активную личностную позицию в окружающем мире.

 Виртуальная экскурсия может проводиться педагогом, как самостоятельное образовательное мероприятие, так и являться его частью, или быть проектом. Тема, цели, задачи подбираются и разрабатываются педагогом с учетом возрастных особенностей и интересов воспитанников. Содержание экскурсии — это то, с чем знакомит педагог воспитанников, и в какой форме. Содержание и структуру виртуальной экскурсии помогут разнообразить такие формы и приемы работы как викторины, конкурсы, соревнования, игровые ситуации. Маршрут должен соответствовать полному раскрытию темы экскурсии, иметь несколько остановок, логическую цепочку подачи информации. При подготовке используется личный опыт, изучение специальной и художественной литературы, сеть Интернет, оформление презентации, видеоролика. Музыкальное сопровождение может быть использовано с целью усиления эффекта образовательного воздействия на эмоциональное восприятие учебного материала. Закрепление и систематизация знаний детей происходит в ходе выполнения творческих работ, участия в конкурсах, выставках. Виртуальная экскурсия позволяет приостановить путешествие в любой момент, когда возникает потребность обсудить увиденное. В виртуальной экскурсии легче, объединить восприятие нового материала. Процесс обучения становится более естественным и непосредственным.

По форме и содержанию виртуальные экскурсии могут быть нескольких видов:

1. Мультимедийные презентации с помощью программы PowerPoint («Живопись русских художников», «Народные игрушки», «Что нужно строителю (стоматологу, окулисту, повару)», «История часов», «Дорожная азбука» и т. д.);
2.     Видеоэкскурсии (Экскурсии «Космодром», «Подводный мир», «Антарктида», «Шоколадная фабрика», «Где делают бумагу?», «Как создается книга, газета», «Можно ли жить в пустыне?», «Что внутри вулкана?», «Русский музей» и т .д.);
3.     Интерактивное общение с помощью программы Skype позволило расширить возможности по разработке и внедрению цикла мероприятий, способствующих обогащению игровой деятельности старших дошкольников в процессе знакомства с профессиями. У детей появилась возможность осуществить виртуальную экскурсию на рабочее место своих родителей (проект «Я у мамы (папы) на работе»); познакомить детей с жизнью детей Крайнего Севера (проект «Жить вместе здорово!»), сформировать представления о школе (проект «Ура! Школа!») и т. д.

Преимущества виртуальных экскурсий: позволяет посетить различные интересные места, не покидая здания детского сада; дает возможность неоднократно закреплять материал в нужном темпе, улучшает качество образовательного процесса. Погодные условия не мешают реализовать намеченный план и провести экскурсию по выбранной теме. «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Наличие интерактивных заданий способствует закреплению знаний, в том числе и по современным компьютерным технологиям. Педагогу виртуальные экскурсии, как форма работы, помогают разнообразить образовательный процесс по профориентации дошкольников , реализовать принципы наглядности и научности, повышать познавательную активность воспитанников, активизировать их умственные процессы, повышать свою компетентность.

Организация и проведение экскурсии включает в себя несколько этапов: 

-Подготовительный этап: выбор темы, постановка цели и разработка задач экскурсии. Подборка и изучение литературы и предварительная работа с детьми и с родителями. Далее, на основе полученного материала, изучаются экскурсионные объекты, составляется маршрут экскурсии, определяется техника ведения виртуальной экскурсии и готовится текстовое сопровождение экскурсии.

-Основной этап: включает в себя погружение ребенка в сюжет организованной образовательной деятельности путем создания мотивации через создание проблемных игровых познавательных ситуаций.

-Проведение экскурсии.

-Повторный просмотр наиболее интересных видеофрагментов по желанию детей;

-Завершение экскурсии, рефлексия.

 В ходе итогового обсуждения дети обобщают, систематизируют полученную информацию, делятся впечатлениями. Практика показала, что использование виртуальных экскурсий позволяет не только актуализировать знания и расширить представления детей об окружающем мире и мире профессий. Но и активизировать их познавательную активность, умственные процессы и социально-коммуникативные компетенции, сформировать умения поисково‐исследовательской деятельности. Виртуальные экскурсии актуальны и интересны для дошкольников прежде всего тем, что они позволяют получить информацию в естественной и доступной форме, повышают мотивацию к познанию, формируют активную личностную позицию в окружающей действительности. Используя виртуальные экскурсии в образовательной деятельности, педагог получает возможность реализовать свои идеи и творческие замыслы, которые помогают ему разнообразить и усовершенствовать образовательный процесс.

          Раннее начало подготовки ребенка к выбору будущей профессии заключается не в навязывании ребенку того, кем он должен стать, а в том, чтобы познакомить ребенка с различными видами труда, чтобы облегчить ему самостоятельный выбор в дальнейшем Проводимая работа по ранней профориентации позволяет  ненавязчиво подвести детей к выводу о том, что любой труд или профессиональная деятельность являются важными, нужными и значимыми в жизни человека.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческая мастерская как одна из форм организации работы с дошкольниками по здоровьесбережению.

В статье представлен опыт организации творческой мастерской по здоровьесбережению в старшей группе комбинированной направленности....

Презентация как одна из форм организации работы с детьми дошкольного возраста

Мультимедийная презентация используется в педагогическом процессе учреждения дошкольного образования  как средство обучения, в которое интегрированы информационные объекты различных типов: звук, ...

«Организация работы в формате ранней профориентации дошкольников в ДОУ»

     Мы готовим детей к тому, чтобы они в свое время - каким бы далеким нам сейчас это время ни казалось - могли смело вступить в самостоятельную жизнь.Значит, мы хотим, чтобы на...

«Экскурсии в мини-музей «Наши профессии» как условие формирования ранней профориентации дошкольников»

Здесь вы можете наглядно ознакомиться с материалом по профориентации для детей дошкольного возраста...

Организация работы ДОУ по ранней профориентации дошкольников

Важным аспектом является индивидуальный и дифференцированный подходы к детской личности (учет интересов, предпочтений, способностей, усвоенных умений, личностных симпатий при постановке трудовых задан...

Организация работы ДОУ по ранней профориентации дошкольников

Важным аспектом является индивидуальный и дифференцированный подходы к детской личности (учет интересов, предпочтений, способностей, усвоенных умений, личностных симпатий при постановке трудовых задан...

Консультация для педагогов: «Экскурсия как одна из форм естественно-научного направления в повышении познавательного интереса дошкольников»

Сегодня, как никогда, востребован образовательный формат, который в наибольшей степени учитывает индивидуальные особенности психической и социальной деятельности ребёнка, способствующий его самор...


 

Комментарии

Татаренцева Евгения Владимировна

Спасибо за консультацию! Очень важно и нужно, экскурсия-как одна из форм работы по формированию профориентации у дошкольников, действительно увлекает
детей, даёт им возможность окунуться в мир разных профессий, определённых трудовых действий, оставляет у ребят на долго эмоциональный отклик.

Кухтинова Жанна Георгиевна

Очень важная часть образовательного процесса в ДОУ - экскурсии. Полностью согласна с автором