Организация работы ДОУ по ранней профориентации дошкольников
материал
Важным аспектом является индивидуальный и дифференцированный подходы к детской личности (учет интересов, предпочтений, способностей, усвоенных умений, личностных симпатий при постановке трудовых заданий, объединении детей в подгруппы) и моральная мотивация, ранняя ориентация и знакомство с профессиями взрослых. Дошкольный возраст– начальный этап первичной профессионализации, профессионального становления человека, в этом возрасте обращение к миру профессий требует особых технологий и может рассматриваться как этап ранней профориентации
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
organizatsiya_raboty_dou_po_ranney_proforientatsii_doshkolnikov.docx | 29.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Шилкова О.Н. старший воспитатель , ВКК МБДОУ ПГО «Детский сад № 32» Полевской городской округ |
Организация работы ДОУ по ранней профориентации дошкольников
На основе требований Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся» с учетом Плана мероприятий по реализации в 2021–2025 годах Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования в МБДОУ ПГО «Детский сад № 32» была разработана Программа воспитания. Она является компонентом основной образовательной программы дошкольного образования.
В основе процесса воспитания детей в МБДОУ ПГО «Детский сад № 32» лежат конституционные и национальные ценности российского общества.
Важным аспектом является индивидуальный и дифференцированный подходы к детской личности (учет интересов, предпочтений, способностей, усвоенных умений, личностных симпатий при постановке трудовых заданий, объединении детей в подгруппы) и моральная мотивация, ранняя ориентация и знакомство с профессиями взрослых. Дошкольный возраст– начальный этап первичной профессионализации, профессионального становления человека, в этом возрасте обращение к миру профессий требует особых технологий и может рассматриваться как этап ранней профориентации.
Творческой группой педагогов в нашем детском саду разработан педагогический проект «В мире профессий». Актуальность данного проекта обусловлена ориентацией на раннюю профориентацию детей дошкольного возраста и возможности полноценного развития ребенка.
В настоящее время ориентация детей дошкольного возраста в мире профессий и в труде взрослых рассматривается как неотъемлемое условие их всестороннего, полноценного развития. Сегодня в России наблюдается острейший дефицит рабочих кадров. Данная ситуация связана в первую очередь с тем, что быть рабочим в определённый момент постсоветской истории стало не престижно. В настоящее время почти повсеместная нехватка квалифицированных рабочих кадров создаёт серьёзные проблемы для большинства промышленных предприятий.
Одной из важнейших задач становится повышение престижа тех профессий, которых сейчас так не хватает на региональном рынке труда. Процессы профессионального и личностного самоопределения являются предметом научного интереса многих исследователей, так как это один из центральных моментов становления личности.
Ознакомление с трудом взрослых считается традиционной составляющей дошкольного воспитания, предполагая в основном информирование и организацию сюжетно-ролевых игр. Однако современные образовательные технологии позволяют решать разнообразные задачи в этой области. Рассматривая дошкольный возраст как возраст первичной профессионализации (Е.А. Климов, Э.Ф. Зеер, В.А. Цвык) можно однозначно сказать, что именно в этот период начинают складываться важнейшие факторы будущего профессионального выбора:
- способности и склонности самого ребенка;
- привычка к разным видам труда;
- позиция родителей, их взгляд на профессиональное будущее своего ребенка;
- интерес и позитивное эмоциональное отношение к различным группам профессий.
Организация первичной профессионализации целесообразна методом погружения ребенка в различные группы профессий, выстраивая таким образом модель ближайшего профессионального окружения дошкольника, в которой он учится выстраивать социальные связи и отношения и приобретает первичный опыт различных видов труда. Раннее начало подготовки ребенка к выбору будущей профессии заключается не в навязывании ребенку того, кем он должен стать, по мнению взрослых, а в том, чтобы познакомить ребенка с различными видами труда и группами профессий. Даже знакомство с конкретной группой профессий должно предполагать расширение кругозора детей, удовлетворять индивидуальные интересы каждого ребенка.
Существует острая нехватка подготовленных специалистов в области разработки и проектирования металлургических процессов.
Проект знакомит детей дошкольного возраста с профессиями по 6 модулям такими как:
- Образование
- Медицина
- Горнодобывающая промышленность
- МЧС
- Сельское хозяйство
- Сфера обслуживания
И дает возможность, используя интеграцию образовательных областей, стимулировать интересы и способности ребенка в конструировании, сфере работы с инструментами, различными материалами, механизмами и т.д. Чем шире опыт ребенка в различных видах труда, чем больше разных умений и навыков приобретет он в детстве, тем лучше он будет знать, и оценивать свои возможности в более старшем возрасте.
Работа по ранней профориентации дошкольников осуществляется по трем направлениям:
1. Работа с воспитанниками
2. Сотрудничество с семьями воспитанников
3. Взаимодействие с социумом
Учитывая особенности дошкольного возраста и начальный этап профориентации, проект в первую очередь направлена на развитие интересов ребенка и расширение его способностей и опыта через включение в различные виды деятельности. Это позволит в будущем осуществлять осознанный и свободный выбор профессии на основе собственных интересов и способностей. Традиционно сложилось, что ознакомление ребенка с миром профессий носит преимущественно информационный характер. При этом основными недостатками можно считать недостаточное включение ребенка в разные виды деятельности. Деятельностный характер ранней профориентации позволит развивать навыки ручного и физического труда, что является основой многих рабочих специальностей.
Проект предполагает:
- раннюю общетрудовую подготовку, развитие общих способностей дошкольников;
- раннее самоопределение детей дошкольного возраста;
- удовлетворение индивидуальных познавательных интересов дошкольников в познавательно-исследовательской деятельности;
- расширение кругозора и формирование системы представлений о группах профессий;
- формирование системы отношений и нравственных установок к труду;
- популяризацию рабочих специальностей, повышение престижа рабочих профессий и социального статуса человека труда;
- популяризацию профессионализма в любой сфере труда;
- ориентацию на региональный рынок труда, перспективы развития социально-экономической сферы;
- содействие формированию адекватной позиции родителей на выбор профессии ребенком.
Проект реализует цели и задачи патриотического воспитания, основывающегося на любви и преданности родному городу. Специфика проекта в том, что профессии, с которыми знакомились дети, несколько отличаются и дополняют традиционный список профессий, рекомендованных по ознакомлению детей с трудом взрослых.
Основная цель работы педагога по развитию ранней профориентации и получению опыта познавательно-исследовательской деятельности заключается в развитии творческих способностей дошкольников. Из психологии известно, что способности человека, в том числе и дошкольников 5-7 лет, развиваются в процессе деятельности. Средством развития познавательных способностей детей является умелое применение таких методов и приемов, обеспечивающих высокую активность дошкольников в познании окружающего. Методы и приемы формирования опыта, которые применяет педагог, должны учитывать уровень познавательных способностей детей, потому непосильные задачи могут подорвать веру воспитанников в свои силы и не дадут положительного эффекта. Поэтому система работы педагога по формированию опыта познавательно-исследовательской деятельности дошкольников должна строиться с учетом постепенного и целенаправленного развития творческих познавательных способностей дошкольников через различные формы совместной деятельности.
Формирование представлений дошкольников о мире труда и профессий – это актуальный процесс в современном мире, который необходимо строить с учётом современных образовательных технологий: технологии проектной деятельности, Технология интегрированного обучения, педагогическая технология организации сюжетно-ролевых игр. Технология исследовательской деятельности.
Все перечисленные методы, приёмы и формы работы с детьми позволяют создавать наиболее комфортные условия для выявления и раскрытия индивидуального потенциала каждого ребенка, для его развития .
В результате правильно организованного педагогического процесса дети:
- проявляют инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности, способен выбирать род занятий;
- обладают установкой положительного отношения к различным видам труда;
- обладают начальными знаниями о себе, социальном мире;
- способны к принятию собственных решений.
Таким образом, мы создаем условия для развитие ключевых компетенций у детей дошкольного возраста, направленных на формирование представлений о различных профессиях и формирование представлений о значимости профессиональной деятельности взрослых для общества.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальный план работы по самообразованию «Ранняя профориентация дошкольников. В мире профессий»
обобщение знаний о профессиях в процессе совместной и самостоятельной деятельности детей через «погружение» в реальные практические ситуации....
Опыт работы по теме «Ранняя профориентация дошкольников с ограниченными возможностями здоровья старшего возраста»
Опыт работы по теме «Ранняя профориентация дошкольников с ограниченными возможностями здоровья старшего возраста»...
Выступление из опыта работы на тему_ «Ранняя профориентация дошкольника, как первая ступень во взрослую жизнь"
Рассматривая вопрос о ранней профориентации дошкольников, мы нередко сталкиваемся с вопросом – А нужно ли вообще развивать данное направление работы и целесообразно знакомить дошкольников с миро...
«Организация работы в формате ранней профориентации дошкольников в ДОУ»
Мы готовим детей к тому, чтобы они в свое время - каким бы далеким нам сейчас это время ни казалось - могли смело вступить в самостоятельную жизнь.Значит, мы хотим, чтобы на...
Буклет для родителей: «Все работы хороши или ранняя профориентация дошкольников»
Знакомство детей с профессиями – это важный этап в процессе профессионального самоопределения личности!...
Организация работы ДОУ по ранней профориентации дошкольников
Важным аспектом является индивидуальный и дифференцированный подходы к детской личности (учет интересов, предпочтений, способностей, усвоенных умений, личностных симпатий при постановке трудовых задан...
Экскурсия, как одна из форм организации работы по формированию ранней профориентации у дошкольников
Важным средством развития представлений о труде взрослых выступают экскурсии, поскольку дети имеют возможность увидеть трудовые действия, сам процесс труда, его орудия. Экскурсии – один из основ...