Консультация для педагогов: «Экскурсия как одна из форм естественно-научного направления в повышении познавательного интереса дошкольников»
консультация по коррекционной педагогике
Сегодня, как никогда, востребован образовательный формат, который в наибольшей степени учитывает индивидуальные особенности психической и социальной деятельности ребёнка, способствующий его саморазвитию, самообучению и самореализации, развитию исследовательской активности и инициативы.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов:
«Экскурсия как одна из форм естественно-научного направления в повышении познавательного интереса дошкольников»
Сегодня, как никогда, востребован образовательный формат, который в наибольшей степени учитывает индивидуальные особенности психической и социальной деятельности ребёнка, способствующий его саморазвитию, самообучению и самореализации, развитию исследовательской активности и инициативы. Естественно-научное направление становится одним из приоритетных направлений в дошкольном образовании, позволяющее заложить базовые знания у детей-дошкольников, сформировать целостную картину мира, удовлетворить их познавательные интересы.
Дети должны иметь возможность получать знания и формировать умения не только и не столько при помощи педагога, сколько через самостоятельное деятельностное познание окружающего мира. Прежде всего, за счёт соответствующей разнообразной развивающей среды, расширяющей и углубляющей эту возможность, а также новым формам и методам приобщения к познанию окружающего мира.
Это предполагает обновление содержания, форм и средств организации образовательного процесса вообще, и естественно-научного направления в нём, в частности. Эколого — биологическая область естественно-научного направления в ДОУ является основной базой для детского исследования, экспериментирования и самостоятельной деятельности. А здесь каждое дошкольное образовательное учреждение сталкивается с дефицитом ресурсов: как материальных, так и интеллектуальных.
Чтобы усилить ресурсы ДОУ, удовлетворить запросы и потребности образовательного процесса, создать исследовательскую базу, отвечающую современным требованиям, дать детям полноценные реалистические представления о природном мире области, дошкольная образовательная организация должна создать новые педагогические и социальные условия, которые предполагают использование детьми новых способов активного познания, а педагогов стимулируют на инновационное поведение. А это значит выйти на новый уровень взаимодействия с социумом, выйти за пределы территориальной ограниченности.
В связи с этим, особую актуальность приобретает интеграция ДОУ с другими образовательными учреждениями города, у которых накоплен самостоятельный опыт образовательной деятельности с дошкольниками, в единое образовательное пространство. При этом каждое учреждение, являясь уникальным по своим целям, содержанию, методам и приёмам деятельности, дополняет другое.
Примером этого может служить модель сетевого взаимодействия ДОУ,и Муниципальным бюджетным образовательным учреждением дополнительного образования «Станция юных натуралистов» г.Мичуринска Тамбовской области – первое внешкольное учреждение города, работает с 1932 года, создано по инициативе И.В. Мичурина.
МБОУ ДО «Станция юных натуралистов» –удаленная площадка региональной Экостанции,
с 1 сентября 2020 года в рамках реализации мероприятий федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование».
Приоритетными направлениями деятельности Экостанции являются:
создание современных условий по формированию у детей и молодежи естественнонаучной, прежде всего экологической, грамотности;
воспитание будущих научных кадров, обладающих академическими знаниями и профессиональными компетенциями для развития приоритетных направлений отечественной фундаментальной и прикладной науки в области биологии, экологии, сельского хозяйства, лесного дела, природопользования и охраны окружающей среды.
В рамках реализации регионального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование» МБОУ ДО «Станция юных натуралистов» является организацией, ответственной за методическую поддержку внедрения типовых моделей развития региональной системы дополнительного образования детей – типовой модели реализации разноуровневых программ дополнительного образования детей.
Деятельность в учреждении выстроена с учетом современных тенденций развития образования, что позволяет с учетом имеющихся ресурсов комплексно решать вопросы обучения, воспитания, развития, профессиональной ориентации и социальной адаптации учащихся. Сложившаяся система взаимодействия способствует укреплению статуса и повышения конкурентоспособности учреждения в муниципальной системе дополнительного образования.
Она основана на использовании уникальных ресурсов не только с целью дополнения друг друга, обеспечения возможности детям осваивать дополнительные общеразвивающие программы этих организаций, но и обмена педагогическими практиками, привлечения в образовательный процесс ДОУ квалифицированных специалистов, развития профессиональных компетенций педагогов.
Образовательные программы сетевых партнёров носят деятельностный исследовательский характер. Дети не просто знакомятся с новой информацией, а принимают активное участие в процессе её приобретения. Они ведут исследования и наблюдения, проводят опыты и эксперименты, реализуют исследовательские проекты, проводят научные конференции, принимают участие в различных акциях.
В рамках взаимодействия на площадках сетевых партнёров реализуются сетевые образовательные программы, разработанные ДОУ совместно с организациями – партнерами.
Каждая из программ имеет свою специфику, продиктованную уникальностью образовательной среды, предоставляемой субъектом сетевого взаимодействия.
Взаимодействие между педагогами ДОУ и специалистами организаций – сетевых партнеров развивается по нескольким направлениям.
Первое из них — это реализация собственных программ организаций – сетевых партнеров через самостоятельную разработку и проведение образовательных мероприятий с использованием собственных ресурсов.
Второе направление взаимодействия – это совместная реализация на базе партнеров, разработанных воспитателями и специалистами сетевых программ.
Третье направление – это использование развивающей среды сетевых партнеров педагогами ДОУ для решения собственных программных задач.
Благодаря интеграционной образовательной платформе по формированию эколого — биологических знаний дети имеют возможность переносить знания, полученные на одной площадке, для решения задач, поставленных на другой. Такой метод познания способствует целостности восприятия мира, активизирует развитие познавательных способностей. Происходит формирование содержательных обобщений и понятий не через получение формальных знаний, а через поиск их смыслов, раскрытие закономерностей в окружающем мире.
Ввести ребенка в мир природы, сформировать реалистические представления-знания о ее объектах и явлениях, воспитать способность видеть красоту родной природы, любовь, бережное и заботливое отношение к ней – важнейшие задачи детского сада.
Задачи и цели нашей экскурсии:
1. Формировать у детей практические действия, которые необходимы для ухода за растениями в группе и на участке детского сада.
2. Познакомить детей с обитателями живого уголка СЮН.
3. Воспитывать бережное отношение к животным и растениям.
4. Развивать связную диалогическую речь.
5. Активизация и обогащение словаря.
С огромной радостью наша группа посетила Станцию Юных Натуралистов. В комнатах этого чудесного «музея природы» собрано большое количество представителей флоры и фауны. Угощения: морковь, капуста, свекла, яблоки, зелень, которые принесли дети, пришлись по вкусу всем обитателям живого уголка. Ребята с удовольствием кормили кроликов, морских свинок,хомяков.
Любовь к природе воспитывается на основе любви к своему краю, городу. Природа – это то, что нас окружает, а мы, люди, часть этой Природы. Знать, любить и ценить природу – обязанность каждого Человека, живущего на Земле.
Когда вернулись в детский сад, поделились своими впечатлениями от увиденного и в рисунках отобразили, кому что понравилось больше всего. Цели и задачи экскурсии были достигнуты.
Таким образом, познавательные экскурсии пробуждают у дошкольников интерес и желание более внимательно всматриваться в окружающую жизнь. В результате экскурсий обогащаются знания детей об окружающей их жизни, возрастает чувство уважения к труду людей.
Список литературы
Дорожкин Е.М., Давыдова Н.Н. Развитие образовательных учреждений в ходе сетевого взаимодействия/ Е. М. Дорожкин // Высшее образование в России, 2015.– №11. –– С. 11-17.
Калинина Н.Ю., Кузнецова Е.А. Технология формирования сетевого взаимодействия по обеспечению преемственности в системе дошкольного и начального общего образования в условиях реализации ФГОС НОО/ Ю.Н. Калинина // Методист. – 2015. – № 3. – С. 23-33.
Кокуева Л.В., Терещук М.Н. Развитие дошкольного образовательного учреждения за счет использования потенциала дополнительного образования // Педагогика. 2008. № 3(56). С. 80–83.
Кондрашова Н.В. Актуальные проблемы и тенденции развития дошкольного образования в России на современном этапе/ Н.В. Кондрашова //Перспективы науки. – Санкт-Петербург, 2016. – №. 11. – С. 24-31.
Лихацкая С.В., Кораблева Т.К., Гринченко О. И. Сетевое взаимодействие как модель единого воспитательного пространства/ В.С. Лихацкая // Управление ДОУ. – 2017. – № 6. – С. 54-56.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование технологии детско-взрослого проектирования, как одного из способов повышения познавательного интереса у старших дошкольников
МДОУ ЦРР Детский сад № 142 воспитатель Миролюбова О.В. Тема: « Использование технологии детско-взрослого проектирования, как одного из способов повышения познавательного интереса у старших дошкольник...
Картотека дидактических игр,направленных на развитие познавательного интереса дошкольников к миру растений"
Картотека дидактических игр , направленных на развитие познавательного интереса дошкольников к миру растений....
Рабочая программа для воспитателей: " Использование авторских методик для повышения познавательного интереса дошкольников в ФЭМП"
Представлены способы привлечения интереса у дошкольников к ФЭМП...
Квест-игра как одна из современных форм активизации познавательного интереса дошкольников
Акутальность квестов в ДОУ, план разработки квеста....
Методическая разработка консультации «Организация мини-музея, как одна из форм освоения основных направлений ФГОС в ДОУ»
Предлагаю разработку консультации, проведенную для педагогов по теме " Организация мини-музея, как одна из форм освоения основных напрвлений ФГОС в ДОУ"...
Мастер-класс «Использование авторских методик и технологий для повышения познавательного интереса дошкольников в ФЭМП «Математические сказки»
данный мастер - класс предназначен для педагогов с целью ознакомления детей с играми Воскобовича.....
Консультация для педагогов "Использование авторских методик для повышения познавательного интереса старших дошкольников в ФЭМП".
Консультация для педагогов "Использование авторских методик для повышения познавательного интереса старших дошкольников в ФЭМП"....