План работы по самообразованию "Игра -как средство воспитания и развития ребёнка с ОВЗ"
материал (средняя группа)
Повышения профессиональной компетенции посредством изучения значения игры для развития ребёнка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_raboty_po_samoobr_2024-2025gg.docx | 23.59 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №3 «СВЕТЛЯЧОК»
(МБДОУ № 3)
155043, Ивановская обл., г.Тейково, ул.Молодежная, д.12А,
тел. 8(4932)-92-96-64, 8-963-152-96-64, эл.адрес: ИНН 3704002708 КПП 370401001
ПЛАН РАБОТЫ
ПО САМООБРАЗОВАНИЮ
«ИГРА
КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ И РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА С ОВЗ»
образовательная область
«познавательное развитие»
возраст 5-6 лет, дети ЗПР
Разработала:
Воспитатель: Ковалева М.Д.
Тейково
2024 -2025 уч.г.
Цель: Повышение профессиональной компетенции посредством изучения значения
игры для развития ребенка.
Задачи:
1. Изучение и систематизация теоретического и практического материала по теме;
2. Внедрение современных форм работы с использованием различных игр для
всестороннего развития детей,
3. Создание соответствующей предметно-пространственной среды;
4. Создание картотек по видам игр в соответствии с ФГОС;
5. Приобщение воспитанников к элементарным нормам и правилам взаимоотношений
со сверстниками и взрослыми;
6. Разработка консультаций для родителей, привлечение родителей к совместной
работе.
Этапы работы:
I этап (информационно – ознакомительный)
- изучение научной, методической литературы;
- анализ и обобщение теоретических данных;
- разработка комплексно – тематического планирования в рамках образовательной
области «Социализация и коммуникация»;
- разработка игровых картотек.
II этап (практический)
- внедрение в практику работы полученных теоретических знаний.
III этап (обобщающий)
- обобщение опыта работы по теме самообразования;
- анализ результатов работы.
Актуальность выбранной темы:
«Игра – путь детей к познанию мира, в котором они живут
и который призваны изменить»
Горький
Ребенок проводит в игре много времени. В жизни ребёнка дошкольного возраста
игра занимает одно из ведущих мест. Игра для него – основной вид деятельности,
форма организации жизни, средство всестороннего развития.
Развитие личности в младшем дошкольном возрасте характеризуется
динамичностью, усвоением большого объема новых знаний, умений, появлением
новых качеств, потребностей. В этом возрасте формируются все стороны личности
ребенка: интеллектуальная, нравственная, эмоционально-волевая. Развитие ребенка
осуществляется в процессе разнообразной деятельности со взрослыми и в детском
коллективе. Особая роль, в связи с этим отводится играм детей. Педагог А.С.
Макаренко так характеризовал роль детских игр: «Игра имеет важное значение в
жизни ребенка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа,
служба. Каков ребенок в игре, таким во многом он будет в работе. Поэтому
воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре».
Выдающийся педагог Крупская Н. К., подчеркивая особенности детских игр, писала: «Игра есть потребность растущего детского организма. В игре развиваются физические силы ребенка, тверже делается рука, гибче тело, вернее глаз, развиваются
сообразительность, находчивость, инициатива. В игре вырабатываются у ребят
организационные навыки, развиваются выдержка, умение взвешивать обстоятельства
и пр.»
Немецкий педагог Фр. Фребель считал: «Источники всего хорошего лежат в
игре и исходят из нее».
Игра решает следующие коррекционно-развивающие, коррекционно-воспитательные
и образовательные задачи:
#1056;азвитие познавательной деятельности ребёнка с ОВЗ;
2. Развитие эмоционально- волевой сферы;
3. Обогащение представлений об окружающем мире;
4. Формирование коммуникативных навыков;
5. Формирование культурного поведения;
6. Развитие двигательной сферы, в том числе мелкой моторики;
7. Пропедевтика страхов и отрицательных эмоций.
Я стараюсь в свою воспитательно-образовательную работу включать весь комплекс
игр, который существует для дошкольников. Это и дидактические, и сюжетно-
ролевые, и театрализованные игры, и игры-драматизации, и подвижные, и
конструктивные игры, игры-эксперименты.
Каждый вид игры выполняет определённые функции:
1. Дидактические игры – одно из средств познавательной деятельности школьника с
нарушением интеллекта. Дидактические игры развивают наблюдательность,
внимание, память, мышление, речь, повышают эффективность обучения.
2. В сюжетно-ролевых играх дети при помощи взятых на себя ролей воспроизводят
жизнь взрослых людей, их взаимоотношения, их деятельность. В ходе игры ученик
познаёт мир и усваивает общественный опыт. Воспитывается стремление к учению,
умение и желание трудиться, а также моральные качества, обогащается речевой запас.
3. Театрализованные игры и игры-драматизации – это разновидность сюжетно-
ролевых игр, однако они развиваются по заранее подготовленному сценарию, в основе
которого – содержание сказки, рассказа. Эти игры требуют от педагога
режиссирования, а от ребёнка – проговаривания реплик.
4. Подвижные игры служат средством коррекции моторных нарушений, т.к.
большинство таких детей имеют двигательные нарушения.
5. Для детей с нарушением интеллекта конструктивные игры служат средством
развития восприятия формы, объёма, размеров различных предметов. В ходе
конструктивных игр ребят развивается пространственная ориентация, а также мелкая
моторика.
6. Главное достоинство экспериментирования заключается в том, что оно даёт детям
реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта. В ходе
эксперимента идёт обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные
процессы.
Игра – понятие многогранное. Игра сейчас встаёт в строй самых насущных
потребностей человека. Без неё невозможно нормальное развитие мозга и тела. Понять
природу игры, её поразительный воспитательный потенциал – это понять природу
счастливого детства. Детские игры воспитывают и развивают в ребёнке всё, что
составляет богатство человеческой личности.
Игра – главная сфера общения детей; в ней расширяются проблемы межличностных
отношений, совместимости, партнёрства, дружбы, товарищества. В игре познаётся и
приобретается социальный опыт, взаимоотношения людей. Игра социальна по своей
природе и непосредственному насыщению, являясь отражённой моделью поведения,
проявления и развития сложных само организующих систем, и практикой творческих
решений, предпочтений, выборов свободного поведения ребёнка, сферой
неповторимой человеческой активности.
Поскольку детская игра – явление универсальное и дети в играх копируют
окружающую жизнь, её функции разнообразны.
Наиболее важные функции игры:
– обучающая функция позволяет решить конкретные задачи воспитания и обучения,
которые направлены на усвоение определённого программного материала и правил,
которым должны следовать играющие. Важны обучающие игры также для
нравственно-эстетического воспитания детей;
– развивающая функция заключается в развитии ребёнка, коррекции того, что в ней
заложено и проявлено;
– воспитательная функция помогает выявить индивидуальные особенности детей,
позволяет устранить нежелательные проявления в характере воспитанников;
– коммуникативная функция состоит в развитии потребности обмениваться со
сверстниками знаниями, умениями в процессе игр, общаться с ними и устанавливать
на этой основе дружеские взаимоотношения, проявлять речевую активность;
– развлекательная функция способствует повышению эмоционально-положительного
тонуса, развитию двигательной активности, питает ум ребёнка неожиданными и
яркими впечатлениями, создаёт благоприятную почву для установления
эмоционального контакта между взрослым и ребёнком;
– психологическая функция состоит в развитии творческих способностей детей;
– релаксационная функция заключается в восстановлении физических и духовных сил
ребёнка;
Имея такое разнообразие функций, игра заслуживает того, чтобы её включали во все
виды деятельности, ибо она хранит и передаёт по наследству огромную гамму
духовных, эмоциональных ценностей человеческих проявлений.
Игра – специфический, чисто детский мир жизни ребёнка.
Игра есть практика развития. Дети играют – потому что развиваются, и
развиваются, потому что играют.
Игра – свобода самораскрытия, саморазвития с опорой на подсознание, разум и
творчество.
Продукт игры – наслаждение её процессом, конечный результат – развитие
реализуемых в ней способностей.
Игры детей есть самая свободная, естественная форма проявления их деятельности,
в которой осознаётся, изучается окружающий мир.
Игра есть потребность растущего ребёнка: его психики, интеллекта, биологического
фонда.
Итак, важную роль в обучении, воспитании и развитии личности имеет игровая
деятельность, которая в жизни ребёнка дошкольного возраста занимает
первостепенное место.
I этап: ИНФОРМАЦИОННО-ОЗНАКОМИТЕЛЬНЫЙ
2024-2025 учебный год
Разработка и отбор игрового и дидактического материала.
Создание картотек для работы с детьми:
∙ Картотека пальчиковых игр
∙ Картотека подвижных игр
∙ Картотека дидактических игр
∙ Картотека опытнической деятельности
∙ Картотека сюжетно-ролевых игр
Анкетирование родителей
∙ «Выявление игровых интересов и предпочтений ребенка дома»
∙ «Как играть с ребенком»
II этап: ПРАКТИЧЕСКИЙ
2024-2025 учебный год
Проведение диагностики уровня развития игры детей по Н.Ф.
Комаровой.
Работа с детьми.
Использование игр в различных видах деятельности (режимные
моменты, НОД, развлечения, наблюдения, прогулки, коррекционные
часы)
Игры на подражание и взаимодействие.
«Солнышко», «Птички-лисички», «Вверх-вниз», «Две птички», «Ручки-
ножки», «Водитель», «Воробей», «Мишка», «Зайка», Зарядка для
зверят», «Песенка зайчат», «Прыг да скок», «Медвежата», «Туки-туки»,
«птички-невелички», «Обезьянки».
Игры на развитие сенсорных способностей:
- Изготовление атрибутов и оборудования для игр «Ежи и
мышата», «Рыбки», «Сухой дождь», «Сенсорный домик»,
«Каждому шарику свой дом»
- Игры на развитие тактильных ощущений
- Игры на развитие цветового восприятия
- Игры на развитие слухового внимания
- Игры на развитие вкусовых ощущений
«Играем пальчиками – развиваем речь» - на развитие мелкой моторики.
- Изготовление трафаретов для игр на развитие мелкой моторики
«Выложи из палочек», «Выложи из крышек»
- Пальчиковая гимнастика.
- Игры с прищепками (конструирование, сортировка по цвету)
- Застежки-липучки, застежки-молнии, застежки-кнопки,
шнуровки
- «Открой-закрой» (завинчивание и отвинчивание крышек)
- «Кто быстрее» (наматывание клубочков, ленты на палочку)
«Помоги белочке» (сортировка шишек-желудей, фасоли разного
цвета)
- «Сделай бусы» (нанизывание бусин, трубочек, фигурок)
- Лепка из теста и пластилина
- Мозаика
- Конструкторы
Подвижные игры
- Игры на развитие двигательной активности,
- Игры малой подвижности
- Народные игры
Игры-эксперименты
- Опыты с водой
- Опыты с состояниями воды
- Опыты с воздухом
- Опыты с почвой и песком
Дидактические игры
- Изготовление дидактического материала для игр
- Игры с предметами и игрушками
- Настольно-печатные игры
- Словесные игры
Сюжетно-ролевые игры
- Пополнение предметно-развивающей среды, атрибутов для игр.
- Оптимизация распределения игровых зон
- Организация сюжетно-ролевых игр.
Работа с родителями
Памятки для родителей
- «Игрушки для ребенка»
- «Правила организации детской игры»
Консультации
- «Игра с малышом»
- «Какие игрушки покупать ребенку»
- «Поиграй со мной!»
- «Играем пальчиками»
- «Взрослые, дети, игра»
- «Занимательные опыты на кухне»
Привлечение к изготовлению игр и предметно-развивающей среды.
Участие в жизни группы .
- конкурсы «Новогодняя сказка», «Фруктовая фантазия», «Дары Осени», «День Защитника Отечества», «День Победы».
«Благоустройство и художественно-эстетическое оформление
прогулочного участка»
- Совместное физкультурное развлечение «Прогулка в лес»
Презентация фотографий деятельности детей «Вот как мы живем»
Организационно-педагогическая работа
Изучение опыта педагогов
- сообществ на интернет-ресурсах
Продолжение изучения новинок методической литературы по теме
самообразования.
Выступления для воспитателей.
«Использование игр в развитии общения детей младшего дошкольного
возраста»,
«Значимость игры в жизни человека
Участие в выставках
- «Театр своими руками»
- «Использование нестандартного оборудования, как средства
формирования социальных и коммуникативных навыков у детей»
Показ открытого НОД с использованием игр
Май 2025г.
III этап: ОБОБЩАЮЩИЙ
1. Размещение своих разработок на педагогических сайтах и участие в
интернет - конкурсах педагогического мастерства.
2. Отчёт о реализации программы по самообразованию на 2024-2025
учебный год.
3. Планирование педагогической работы на следующий учебный год.
Май 2025г.( могут быть изменения, на выбор педагога).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План работы «Дидактическая игра - как средство умственного воспитания»
О плане работы за год...
План работы по самообразованию "Проворные пальчики- бойкая речь" (развитие мелкой моторики как средство развития речи детей раннего возраста)
Цель: развитие мелкой моторики у детей раннего возрастаЗадачи:Сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речевой деятельностью детейСовершенствовать мелкую моторику через пальчиковые игрыРазв...
Родительское собрание в старшей группе "Природа, как средство воспитания и развития ребёнка".
Родительское собрание....
Перспективный план работы по теме : " Нравственно - патриотическое воспитание детей средствами регионального компонента" (подготовительная к школе группа компенсирующей направленности)
Перспективный план работы по теме : " Нравственно - патриотическое воспитание детей средствами регионального компонента" (подготовительная к школе группа компенсирующей направленности) ....
Перспективный план работы по теме : " Нравственно - патриотическое воспитание детей средствами регионального компонента" (подготовительная к школе группа компенсирующей направленности)
Перспективный план работы "Нравственно - патриотическое воспитание детей средствами регионального компонента"...
«Социальная среда как средство воспитания и развития личности ребёнка».
laquo;Социальная среда как средство воспитания и развития личности ребёнка»....
Консультация для педагогов "Сюжетно - ролевая игра как средство воспитания и развития ребёнка с ОВЗ"
Развитие сюжетно-ролевой игры у детей с ограниченными возможностями здоровья. Наиболее универсальное значение для общего психического развития детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и...