План работы по самообразованию воспитателя группы компенсирующей направленности. Тема: «Игра как средство воспитания и развития ребенка с ОВЗ».
материал

Мишина Ирина Николаевна

Тема: «Игра как средство воспитания и развития ребенка с ОВЗ». 

 

Ребенок проводит в игре много времени. В жизни ребёнка дошкольного возраста игра занимает одно из ведущих мест. Игра для него – основной вид деятельности, форма организации жизни, средство всестороннего развития. Развитие личности в дошкольном возрасте характеризуется динамичностью, усвоением большого объема новых знаний, умений, появлением новых качеств, потребностей. В этом возрасте формируются все стороны личности ребенка: интеллектуальная, нравственная, эмоционально-волевая. Развитие ребенка осуществляется в процессе разнообразной деятельности со взрослыми и в детском коллективе. Особая роль в связи с этим отводится играм детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie_2024-25g.docx29.71 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное

дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №16 города Красноармейска  Саратовской области»

        

План работы по самообразованию

воспитателя  группы компенсирующей направленности.

Тема: «Игра как средство воспитания и развития ребенка с ОВЗ».

(Название темы)

 

Мишина Ирина Николаевна

(Ф.И.О.)

воспитатель

(Должность)

01.09.2024 -31.05.2025

Тема самообразования: «Игра как средство воспитания и развития ребенка с ОВЗ» на период  с 01.09.2024 – 31.05.2025

Цель: Повышение профессиональной компетенции посредством изучения значения игры для развития ребенка.

Задачи: 1. Изучение и систематизация теоретического и практического материала по теме; 2. Внедрение современных форм работы с использованием различных игр для всестороннего развития детей, 3. Создание соответствующей предметно-пространственной среды; 4. Создание картотек по видам игр в соответствии с ФГОС; 5. Приобщение воспитанников к элементарным нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми; 6. Разработка консультаций для родителей, привлечение родителей к совместной работе.

Актуальность темы:

Ребенок проводит в игре много времени. В жизни ребёнка дошкольного возраста игра занимает одно из ведущих мест. Игра для него – основной вид деятельности, форма организации жизни, средство всестороннего развития. Развитие личности в  дошкольном возрасте характеризуется динамичностью, усвоением большого объема новых знаний, умений, появлением новых качеств, потребностей. В этом возрасте формируются все стороны личности ребенка: интеллектуальная, нравственная, эмоционально-волевая. Развитие ребенка осуществляется в процессе разнообразной деятельности со взрослыми и в детском коллективе. Особая роль в связи с этим отводится играм детей. Педагог А.С. Макаренко так характеризовал роль детских игр: «Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таким во многом он будет в работе. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре». Игра – понятие многогранное. Игра сейчас встаёт в строй самых насущных потребностей человека. Без неё невозможно нормальное развитие мозга и тела. Понять природу игры, её поразительный воспитательный потенциал – это понять природу счастливого детства. Детские игры воспитывают и развивают в ребёнке всё, что составляет богатство человеческой личности. Игра – главная сфера общения детей; в ней расширяются проблемы межличностных отношений, совместимости, партнёрства, дружбы, товарищества. В игре познаётся и приобретается социальный опыт, взаимоотношения людей. Игра социальна по своей природе и непосредственному насыщению, являясь отражённой моделью поведения, проявления и развития сложных самоорганизующих систем, и практикой творческих решений, предпочтений, выборов свободного поведения ребёнка, сферой неповторимой человеческой активности. Поскольку детская игра – явление универсальное и дети в играх копируют окружающую жизнь, её функции разнообразны. Наиболее важные функции игры: – обучающая функция позволяет решить конкретные задачи воспитания и обучения, которые направлены на усвоение определённого программного материала и правил, которым должны следовать играющие. Важны обучающие игры также для нравственно-эстетического воспитания детей; – развивающая функция заключается в развитии ребёнка, коррекции того, что в ней заложено и проявлено; – воспитательная функция помогает выявить индивидуальные особенности детей, позволяет устранить нежелательные проявления в характере воспитанников; – коммуникативная функция состоит в развитии потребности обмениваться со сверстниками знаниями, умениями в процессе игр, общаться с ними и устанавливать на этой основе дружеские взаимоотношения, проявлять речевую активность; – развлекательная функция способствует повышению эмоционально-положительного тонуса, развитию двигательной активности, питает ум ребёнка неожиданными и яркими впечатлениями, создаёт благоприятную почву для установления эмоционального контакта между взрослым и ребёнком; – психологическая функция состоит в развитии творческих способностей детей; – релаксационная функция заключается в восстановлении физических и духовных сил ребёнка; Имея такое разнообразие функций, игра заслуживает того, чтобы её включали во все виды деятельности, ибо она хранит и передаёт по наследству огромную гамму духовных, эмоциональных ценностей человеческих проявлений. Игра – специфический, чисто детский мир жизни ребёнка. Игра есть практика развития. Дети играют – потому что развиваются, и развиваются, потому что играют. Игра – свобода самораскрытия, саморазвития с опорой на подсознание, разум и творчество. Продукт игры – наслаждение её процессом, конечный результат – развитие реализуемых в ней способностей. Игры детей есть самая свободная, естественная форма проявления их деятельности, в которой осознаётся, изучается окружающий мир. Игра есть потребность растущего ребёнка: его психики, интеллекта, биологического фонда. Итак, важную роль в обучении, воспитании и развитии личности имеет игровая деятельность, которая в жизни ребёнка дошкольного возраста занимает первостепенное место.

           Перспективный план  работы по теме самообразования

Срок

Тема

Содержание работы

Практический выход

Сентябрь

Подбор и изучение литературы по теме;

 1. Аникеева Н.П. Воспитание игрой: Книга для учителя. - М.: Просвещение, 2001. 2. Артемова Л. В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников.- М.: Просвещение, 2012. 3. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М., 2008. 4. Воспитание детей в игре: Пособие для воспитателя дет. сада/ Сост. А.К.Бондаренко, - М.: Просвещение, 2003. 5. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка// Вопросы психологии: - 2006. - № 6.

Октябрь-апрель

Разработка и отбор игрового и дидактического материала.

Создание картотек для работы с детьми:  Картотека пальчиковых игр;  Картотека подвижных игр; Картотека дидактическиигр;   Картотека сюжетно-ролевых игр

Сделана картотека игр: пальчиковых, подвижных.

в течении года

Создание предметно-развивающей среды

 обновление игровых уголков группы

Создан музыкальный уголок, спортивный, уголок релаксации и уединения.

Консультация для родителей на тему: «Пальчики играют»

в течении года

Изучение опыта педагогов  сообществ на интернет-ресурсах, МО и др.

размещение своего опыта на интернет-ресурсах

 Социальная педагогическая сеть

памятка для родителей: «Как играть с ребёнком»

Март

Родительское собрание.

«Литературный вечер»

Родительское собрание Презентация фотографий деятельности детей «Вот как мы живем»

Чтение книг родителями детям.

Выставка поделок «Моя любимая игрушка»

Апрель

Проведение диагностики уровня развития игры детей по Н.Ф. Комаровой.

Консультация для родителей: «Поиграй со мной»

Май

Самоанализ по изучаемой теме

Оценка знаний

ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ЛИСТ диагностики игры детей по Н.Ф. Комаровой. 

 Показатели развития игры                                            Имена детей ------------------------------------------------------                                                                                            

Содержание игры

1.Замысел игры появляется: а) с помощью взрослого; б) самостоятельно;

2.Разнообразие замыслов

3.Количество игровых задач

4.Разнообразие игровых задач

5.Самостоятлеьность при постановке игровых задач: а)ставит взрослый; б)с помощью взрослого; в)самостоятельно;.

Способы решения игровых задач

6.Разнообразие игровых действий с игрушками.

7.Степень обобщенности игровых действий с игрушками: а) развернутые б) обобщенные

8.Игровые действия с предметами- заместителями : а) с помощью взрослого, б)самостоятельно; 9.Игровые действия с воображаемыми предметами; а) с помощью взрослого ; б) самостоятельно, 10.Принимает роль.

11.Разнообразие ролевых действий.

12.Выразительность ролевых действий.

13.Наличие ролевых высказываний.

14.Ролевые высказывания возникают по инициативе: а) взрослого; б) ребенка;

15.Ролевая беседа возникает а) со взрослым; б) со сверстником;

16.Ролевая беседа возникает по инициативе: а) взрослого; б) ребенка ;

17.Содержательность ролевой беседы. Взаимодействие детей в игре.

18.Вступает во взаимодействие : а) со взрослыми; б) со сверстниками;

19.Ставит игровые задачи: а) взрослому; б)сверстнику;

20.Принимает игровые задачи от: а) взрослого; б) сверстников ; 21.Длительность взаимодействия: а) кратковременное; б) длительное.

Памятка

 Уважаемые родители! Организуя игру ребенка и становясь ее участником, помните следующие правила:

-Вдумчиво, тактично, неназойливо руководите игрой.

 -Не диктуйте ребенку, что ему делать, постоянно поучая его.

 - Постарайтесь помочь ребенку советом, незаметно направить его игру в нужное русло.

 - Когда ребенок сам научается решать игровые задачи, по-своему выходить из затруднительного положения в игре, он обретает уверенность в своих силах.

- У партнеров по игре ребенок учится играть с воображаемыми предметами.

-Чем старше становится ребенок, тем более тонким и вдумчивым должно выть вмешательство в его игру.

- Ребенок, овладевший самостоятельной игрой, чувствует себя по-настоящему счастливым, а благодарность взрослому за его незаметный кропотливый труд - распахнутые двери в прекрасный мир детской игры.

Консультация для родителей: «Пальчики играют»

Сегодня мы поговорим о том, какие пальчиковые игры для детей  являются наиболее эффективными и почему. Очень важно с самого раннего возраста правильно развивать мышцы ребенка, чтобы в будущем у него была правильная моторика и хорошая реакция. Особенно важно это для развития ладошек и пальцев ребенка, ведь от этого зависит его дальнейшая жизнь. Педиатры рекомендуют всем родителям играть с детьми в пальчиковые игры.  Пальчиковые игры простые и забавные, улучшают память и восприимчивость ребенка и развивают мелкую моторику рук. Как видно из названия этих игр, главную роль тут играют движения пальцами. Самым ярким примером пальчиковой игры является всем известная присказка про сороку-белобоку. Каждому из нас читали её в детстве заботливые мамы и бабушки. Она существует в различных вариациях, но в основном текст её таков: «Сорока-белобока кашку варила, деток кормила». Дальше идет перечисление всех её деток, которых сорока накормила кашкой, при этом загибаются по очереди все пальчики на ладошке ребенка. Ещё одной распространённой игрой являются «Фонарики». Текст таков: «Фонарики зажглись! Фонарики погасли!». Сначала сжатые кулак пальцы резко и одновременно на двух руках разжимаются (зажглись, затем пальцы сжимаются в кулак (погасли). Также можно поиграть с ребенком в «Печем блины». Касаемся поверхности стола попеременно ладонью и тыльной стороной руки. Если нет стола – подойдут и коленки. Приговариваем: Мама нам пекла блины, очень вкусные они. Встали мы сегодня рано (потягиваемся) и едим их со сметаной (подносим сложенные «щепотью» пальцы ко рту, имитируя еду). Ещё одна очень полезная пальчиковая игра - «Заготавливаем капусту». Делаем движения с проговариванием: Мы капусту рубим, рубим! (Сжимаем пальцы в кулаки – одновременно на двух руках) Мы морковку трем, трем! (одна рука в кулаке – «морковка» ритмично движется вверх и вниз по ладони другой руки. Потом меняем руки). Какую бы игру вы ни выбрали для вашего малыша, никогда не забывайте о том, что вы должны произносить слова чётко, внятно и с выражением, стараться помочь ребенку запомнить эти несложные стихотворения. Такие игры не только развивают мелкую моторику пальцев, но и память, сосредоточенность и воображение, а также помогут запомнить какие-то важные факты (времена года, названия животных и растений и т. д.) Конечно, пальчиковых игр для детей существует огромное количество, ими просто изобилует любой форум для мам. Но, конечно, вы и сами можете импровизировать и придумывать их самостоятельно. Главное — чтобы вашему ребёнку было интересно и весело. Успехов!

Консультация для родителей: «Поиграй со мной»

«Поиграй со мной!»— как часто слышим мы эту просьбу от своих детей. И как часто они слышат в ответ: «Некогда, поиграем потом». Может быть, это происходит от того, что мы, взрослые, не понимаем мир ребенка? Или просто не хотим и не умеем играть? А ведь игра для ребенка — это реальный мир, в котором он живет «сейчас», а не «потом». И в этом мире все правда, а не выдумка. Сколько радости мы видим в глазах ребенка, когда, преодолевая усталость и отрываясь от домашних дел, соглашаемся перевоплотиться во врача или Серого Волка! Чтобы научиться играть с ребенком, нужно только представить себя малышом, которого все безмерно интересует и радует каждую минуту. Вы поощряете самостоятельные игры детей, покупаете игрушки. Но не все при этом задумываются, каково воспитательное значение детских игр. Одни считают, что игра служит для забавы, для развлечения ребёнка. Другие видят в ней одно из средств отвлечения малыша от шалостей, капризов, заполнение его свободного времени, чтобы был при деле. Те же родители, которые постоянно играют с детьми, наблюдают за игрой, ценят её, как одно из важных средств воспитания. Для ребёнка дошкольного возраста игра является ведущей деятельностью, в которой проходит его психическое развитие, формируется личность в целом. С накоплением жизненного опыта, под влиянием обучения, воспитания – игры детей становятся более содержательными, разнообразными по сюжетам, тематике, по количеству исполняемых ролей, участников игры. В играх детей привлекает внутренний мир людей, взаимоотношения между ними, отношение родителей друг к другу, их отношение к труду, к окружающим предметам. Дети подражают родителям: манере общаться с окружающими, их поступкам, трудовым действиям. В играх ребёнок начинает отражать не только быт семьи, факты, непосредственно воспринимаемые им, но и образы героев прочитанных ему сказок, рассказов. Однако без руководства со стороны взрослых дети даже старшего дошкольного возраста не всегда умеют играть. Одни слабо владеют умениями применять имеющие знания, не умеют фантазировать, другие, умея играть самостоятельно, не владеют организаторскими способностями. Младшие дошкольники  не только не умеют играть вместе, они не умеют играть самостоятельно. Малыш обычно бесцельно возит взад-вперёд машину, не находя ей большего применения, он её быстро бросает, требует новую игрушку. Самостоятельность в игре формируется постепенно, в процессе игрового общения со взрослыми, со старшими детьми, с ровесниками. Развитие самостоятельности во многом зависит от того, как организована жизнь ребёнка в игре. Ждать, пока он сам начнёт играть самостоятельно – значит заведомо тормозить развитие детской личности. Хорошо, если дошкольник умеет самостоятельно затевать игру, подобрать нужный игровой материал, построить мысленно план игры, сговариваться с партнёрами по игре или сумеет принять его замысел и совместно выполнять задуманное. Тогда можно говорить об умении дошкольника играть. Но и эти дети требуют внимание и серьёзного отношения к своим играм. Им бывает необходимо посоветоваться с матерью, отцом, бабушкой, старшим братом, сестрой. По ходу игры, спросить, уточнить, получить одобрение своих поступков, действий, утверждаясь, таким образом, в формах поведения. Одним из важных педагогических условий, способствующих развитию игры маленького ребёнка, является подбор игрушек по возрасту. Для малыша игрушка – центр игры, материальная опора. Она наталкивает его на тему игры, рождает новые связи, вызывает желание действовать с ней, обогащает чувственный опыт. Прежде чем сделать очередную покупку, неплохо поговорить с сыном или дочерью о том, какая игрушка ему нужна и для какой игры. Часто девочки играют только с куклами, поэтому часто они лишены радости играть в такие игры, в которых формируется смекалка, находчивость, творческие способности. Мальчики обычно играют с машинами, с детским оружием. Такие игрушки ограничивают круг общения с девочками. Если мальчик не играет с куклой, ему можно приобрести мишку, куклу в образе мальчика, малыша, матроса, Буратино, Чебурашки и т. п. Важно, чтобы малыш получил возможность заботиться о ком-то. У каждого ребёнка должна быть такая игрушка, которой он может пожаловаться, которую поругает и накажет, пожалеет и утешит. Именно она поможет преодолеть ему страх одиночества, когда родители куда-то уйдут, страх темноты, когда выключается свет и надо уснуть, но не в одиночестве, а с подружкой-игрушкой. На них иногда злятся, их наказывают и даже ломают, забрасывая в дальний угол, но их вспоминают в минуты детского горя, достают из угла, чинят, дорисовывают стёршиеся глаза и губы, шьют новые наряды, пришивают уши и хвосты. Несомненно, у ребёнка должен быть определённый набор игрушек, способствующих развитию его чувственного восприятия, мышления, кругозора, позволяющих ему проигрывать реальные и сказочные ситуации, подражать взрослым. «Что такое хорошая игрушка? » Прежде всего — это игрушка безопасная, соответствующая возрасту ребёнка, должна быть похожа на «оригинал» и быть достаточно прочной. Детям следует приобретать игрушки разных видов: • Сюжетно-образные (изображающие людей, животных, предметы труда и быта) • Двигательные (каталки, коляски, спортивные игрушки) • Строительные наборы (деревянные геометрические формы) • Дидактические (разборные башенки, пирамидки, настольно-печатные игры, мозаики и т. п.) • Игрушки-забавы. В три года чаще всего ребёнок выбирает сюжеты для ролевых игр из той жизни, которая его окружает. Дети играют в «дочки-матери», «в папу и маму», в «магазин», в «доктора», «детский сад» и. т. п. Правильной будет покупка парикмахерских наборов, чайных и столовых сервизов, принадлежностей доктора Айболита, мебели и других предметов, отображающих различные стороны реальности. Помните, что все, кроме любимой игрушки, надо периодически менять и обновлять. Если вы заметили, что малыш долго не берёт в руки какую-то игрушку, значит, она ему сейчас просто не нужна. Спрячьте её подальше, а через некоторое время, её появление вызовет новый эмоциональный или познавательный интерес у ребёнка.

Пальчиковые игры:

«Тише, мыши кот на крыше»

Тише, мыши, кот на крыше, (дети подносят указательный палец ко рту)

а котята ещё выше. (одну руку поднимают высоко)

Кот пошёл за молоком, (дети делают круговые движения руками)

а котята кувырком. (две руки крутят перед собой)

Кот пришёл без молока, (руки разводят в разные стороны)

а котята ха-ха-ха. (дети повторяют звукосочетание)

Капуста

Мы капусту рубим, рубим;

(Стучим рёбрами ладоней по столу)

Мы капусту солим, солим;

(Складываем подушечки пальцев вместе и потираем их друг о друга, будто посыпаем капусту солью)

Мы капусту трём, трём;

(Потираем кулак о кулак)

Мы капусту мнём, мнём.

(Энергично сжимаем и разжимаем кулаки). 

Кораблик

По реке плывёт кораблик.

(Складываем ладони лодочкой и «качаем» на волнах) 

Он плывёт издалека.

(Делаем ладонь козырьком и смотрим вдаль)

На кораблике четыре

Очень храбрых моряка.

(Поднимаем вверх четыре пальца на обеих руках, затем кладём руки на пояс, расправляем плечи и делаем грудь колесом)

У них ушки на макушке,

(Показываем ушки руками) 

У них длинные хвосты,

(Держим руку у поясницы и изображаем движения хвостиком)

Но страшны им только кошки,

Только кошки и коты.

(Поднимаем руки вверх, изображаем движения кошачьих лап с выпущенными когтями и шипим).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по самообразованию на 2013- 2015 год на тему "Игра как средство воспитания и развития ребенка с ОВЗ"

Содержит план и отчет по самообразованию на тему "Игра как средство воспитания и развития ребенка с ОВЗ". Актуальность. Задачи. Этапы....

Перспективно – тематический план работы подготовительной в группе компенсирующей направленности Тема: «Как я провёл лето»

Перспективно – тематический план работы подготовительной в группе компенсирующей направленностиСентябрь 1неделя (03.09-07.09.2018)Тема: «Как я провёл лето&ra...

Перспективный план работы в средней группе компенсирующей направленности № 8 « Речецветик» (4-5 лет) по теме «Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста посредством образовательной технологии «геокешинг»». на 2020-2021 уч.год

Перспективный план работы в средней группе компенсирующей направленности № 8 « Речецветик» (4-5 лет) по теме «Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста поср...

Перспективный план работы в старшей группе компенсирующей направленности № 8 « Речецветик» (5-6 лет) по теме «Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста посредством образовательной технологии «геокешинг»». на 2020-2021 уч.год

Перспективный план работы в старшей группе компенсирующей направленности № 8 « Речецветик» (5-6 лет) по теме «Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста поср...

Игра как средство воспитания и развития ребенка с ОВЗ

Тема: «Игра как средство воспитания и развития ребенка с ОВЗ». Цель: Повышение профессиональной компетенции посредством изучения значения игры для развития ребенка. Зад...

План работы по самообразованию "Игра -как средство воспитания и развития ребёнка с ОВЗ"

Повышения профессиональной компетенции посредством изучения значения игры для развития ребёнка....