Межпредметный проект по формированию основ безопасного поведения на дороге у детей старшего дошкольного возраста «Правила дорожного движения знай и соблюдай»
проект (подготовительная группа)

Коняшова Елена Владимировна

Проект направлен на формирование основ безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста. Срок реализации проекта 1 учебный год. В проекте предполагается использование различных дидактических, творческих, подвижных игр, работа с лепбуками, встреча с инспекторами ГИБДД и работниками библиотеки. Проект разработан в соответствии с требованиями ФГОС ДО, на основе образовательной области «Социально-коммуникативное развитие».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_dlya_detey_starshego_doshkolnogo_vozrasta.docx30.73 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №131»

Межпредметный проект по формированию основ безопасного поведения на дороге у детей старшего дошкольного возраста

«Правила дорожного движения знай и соблюдай»

                                                                        Выполнила:

                                                                                        старший воспитатель

                                                                     Коняшова  

                                                                                        Елена Владимировна

Дзержинск -2024

Проект для детей старшего дошкольного возраста

«Правили дорожного движения знай и соблюдай»

                                                                             Щади   здоровье,
                                                                            Жизнь щади,
                                                                            За движением следи.
                                                                            Экзамен важного значенья
                                                                            Держи по правилам движенья!
                                                                                                              О. Базаров
 В нашей стране ситуация с детским дорожно-транспортным травматизмом была и остаётся очень тревожной. Статистика  происшествий свидетельствует, что дети нередко оказываются в аварийных ситуациях. Причиной многих ДТП чаще всего становятся сами дети. Приводят к этому незнание элементарных основ Правил дорожного движения и безучастное отношение взрослых. Л. С. Выготский считал, что формирование ребёнка происходит в особых условиях, которые он называл социальной ситуацией развития. Она определяется содержанием образования, которое даёт возможность для сотрудничества ребёнка и взрослого. Знания, полученные и усвоенные в дошкольном возрасте, впоследствии становятся нормой поведения, а их соблюдение – потребностью человека.
Авторские программы и методические пособия, позволяют сделать вывод о том, что авторами используются разнообразные подходы к формированию основ безопасности дорожного движения.

    Актуальность и практическая значимость формирования основ безопасности дорожного движения подчёркивается высокими статистическими показателями. Ежегодно в России в дорожно-транспортные происшествия попадают до полутора тысяч детей, многие получают травмы различной степени тяжести.

     У детей дошкольного возраста отсутствует защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым. Их жажда знаний, желание постоянно открывать что-то новое часто ставит ребенка перед реальными опасностями  на улицах, на дороге. Поэтому у детей необходимо воспитывать сознательное отношение к Правилам дорожного движения, которые должны стать нормой поведения каждого культурного человека.

    Важной для человечества потребностью является: обеспечение безопасности его жизнедеятельности. Это находит отражение в исследованиях многих отечественных ученых, начиная с М.В. Ломоносова. Большой вклад в решение научной проблемы безопасности человека внесли исследования зарубежных педагогов-психологов А. Адлера, Б. Паскаля, 3. Фрейда, П. Маслоу и др. В отечественной педагогической практике накоплен достаточный опыт по обучению дошкольников безопасному поведению на дорогах. Это работы Н.Н.Авдеевой, Р., Б. Стеркиной, Н.Л. Князевой, А.В. О.А. Скоролуповой, Т.А.Шорыгиной,  К.Ю. Белой и Т.Ф. Саулиной.

   Дети – самая уязвимая категория участников дорожного движения. Максимально защитить их от возможной беды – обязанность родителей и воспитателей. 

   В начале учебного года, было проведено исследование по знанию детьми правил дорожного движения, в ходе которого была выявлена проблема: дети недостаточно владеют знаниями по этой теме, не могут быстро ориентироваться в различной обстановке на дороге. В детском саду ребёнок должен усвоить основные понятия системы дорожного движения и научиться важнейшим правилам поведения на дороге.

Вместе с тем, в результате анализа проведенного анкетирования родителей, выяснилось, что имеет место недостаточное внимание со стороны родителей, по привитию навыков и верного отношения к соблюдению правил дорожного движения. Чтобы исправить эту ситуацию, было решено провести целенаправленную, систематическую работу по формированию представлений о значимости знаний о правилах дорожного движения в жизни ребенка через реализацию проекта «Правила дорожного движенья знай и соблюдай». В результате проекта мы предполагаем, повысить компетентность родителей при ознакомлении детей с правилами дорожного движения.

Целевая аудитория: воспитанники старшего дошкольного возраста, родители, воспитатели, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель, инспектор ГИБДД, работники библиотеки.

Цель проекта: формирование основ безопасного дорожного движения у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи: 

1.Формировать у детей сознательное и ответственное отношение к личной безопасности и безопасности окружающих.
2.Расширять и систематизировать знания о правилах безопасного  поведения на улице и дороге, в транспорте.
3.Развивать умение наблюдать и правильно оценивать дорожные  ситуации, ориентироваться в ближайшем пространственном окружении.
4.Способствовать развитию уверенности в себе, осознания роста своих достижений, чувства собственного достоинства

Предполагаемый результат проекта:

· У детей сформируются первичные знания об улице и её сопутствующих понятиях, а также правилах поведения на дорогах города, в общественном транспорте;

· Сформируются первичные представления и знания о разнообразии видов транспорта и транспортных средствах, а также пешеходных переходах, дорожных знаках;

· Сформируются умения ориентироваться на улицах города, за счет повышения познавательного интереса к жизни улицы;

· Произойдет максимальное преобразование и пополнение развивающей среды различными пособиями, для формирования у детей навыков безопасного поведения на дороге;

· Сформируются представления детей о том, что правила, предписанные пешеходам, пассажирам и водителям необходимо четко знать и соблюдать

· Смогут использовать свои творческие способности при реализации проекта

· Проявится интерес к выполнению правил поведения на дороге, через знакомство с художественными произведениями, музыкой

· Обогатится образная, связанная речь и словарный запас новыми знаниями, позволяющая применять полученные знания в самостоятельной театрализованной деятельности.

Предполагаемый продукт реализации проекта

• Создание группового уголка по изучению правил дорожного движения с мобильным макетом проезжей части, домами, машинами, дорожными знаками

• Совместное создание макетов: перекрестков, островка безопасности

• Коллективный коллаж детей «Мы учим правила дорожного движения»

• Выставка работ совместного творчества детей и родителей «Наши помощники -дорожные знаки!»

  • Оформление альбома « Правила дорожные –детям знать положено!»
  • Создание картотеки подвижных игр по ПДД

• Создание картотеки дидактических игр по изучению и закреплению знаний по дорожному движению

РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЕКТА

  1. Нормативно-правовое
  • Инструкция Департамента здравоохранения «Об организации экстренной медицинской помощи детям, пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях» от 17.11.95 г.
  • Приказ Минобразования РФ № 354 от 09.07.96 г. «О повышении безопасности дорожного движения детей и учащихся России».
  • Закон РФ «О безопасности дорожного движения», ст. 29.
  • Федеральная целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения в 2006—2012 гг.».
  1. Информационное:
  • информационная страница на сайте дошкольного учреждения;
  • мультимедийные презентации, 
  • буклеты, памятки, папки-передвижки, листовки
  • выпуск  газеты  по ПДД (1 раз в месяц)

  1. Материально-техническое:
  • уголок безопасности в групповых помещениях;
  • дорожно-транспортная площадка;
  • выносные макеты дорожно-транспортных средств
  • методические и дидактические пособия, картотека
  • мультимедиа
  1. Методическое:

1. К. Ю. Белая «Формирование основ безопасности у дошкольников».

2. Г. П. Шалаева Школа раннего развития. «Мои друзья – дорожные знаки».

3. Л. И. Пензулаева «Физическая культура в детском саду».

4. Э. Я. Степаненкова «Сборник подвижных игр 2-7 лет».

5. Т. С. Комарова «Занятия по изобразительной деятельности в старшей группе детского сада».

6. А. Меркурьева «Дорожные знаки для детей».

7. Т. Ф. Саулина «Знакомим дошкольников с правилами дорожного движения».

     8. Л. Ю. Павлова «Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром».

9. Авдеева Н.Н., Князева Н.Л., Стеркина Р.Б. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2002

Газета «Добрая дорога детства»

Основные формы работы:

1. Работа с воспитанниками ДОУ:

Важным условием для успешности реализации проекта  является исходные функции показателей развития основ безопасности у детей. Полученные первичные результаты являются отчетом для прогнозирования развития особенностей личности ребенка, подбора оптимального содержания воспитания, педагогических методов  и приемов, В связи этим при формировании навыков основ безопасного поведения на дороге целесообразно использовать следующие  виды  деятельности ребенка:

1.Игровая деятельность – система применение игр и упражнений на формирование навыков безопасного поведения, а так же освоение и закрепление норм поведения на дорогах  через сюжетно– ролевые игры, театральную деятельность, дидактические игры основой которых является освоение и практическое применение детьми способов безопасного движения.

2. Чтение художественной литературы 

3.Использование художественного слова –  стихотворений, дразнилок, пословиц и поговорок, рассказов зарубежных авторов и сказок народов мира.

4.Использование наглядных пособий –  сюжетных картин, фотографий, иллюстраций к сказкам, рисунков, схем и карт.    Слушание музыки, детских песен.

В качестве основных методов и приемов работы использовались:

  • Беседа 
  • Чтение и последующий анализ художественных произведений
  • Создание проблемных ситуаций для обыгрывания и обсуждения
  • Слушание и пение детских песен
  • Просмотр и обсуждение фрагментов знакомых мультфильмов
  • Рисование на заданную тему
  • Развивающие и словесные игры, направление на закрепление правил дорожного движения
  • Проигрывание этюдов с неопределенным концом («Как бы ты поступил в такой ситуации?»).

Реализация проекта в образовательных областях:

Социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие;

речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие 

  1. Организационные:
  • Проведение мероприятий
  • Участие в конкурсах разного уровня
  • Всероссийский день безопасности
  • Неделя безопасности в детском саду
  1. Интеллектуальные:
  • Система методов и приемов и способов обучения
  • Применение инновационных образовательных технологий

Этапы проекта:

I этап: Подготовительный - Сентябрь

1.Выявление проблемы, постановка цели, определение задач проекта.

Старший воспитатель, воспитатели

2. Проведение мониторинга по выявлению уровня сформированности основ безопасного поведения у воспитанников.

Воспитатели

3.Анкетирование родителей с целью выявления заинтересованности в вопросах формирования основ безопасности дорожного движения у детей.

Старший воспитатель, воспитатели

4.Разработать план работы по формированию основ безопасного движения

Воспитатели, специалисты,

5. Продумать и подготовить систему мероприятий для проведения недели Безопасности дорожного движения

Воспитатели, специалисты

6. Подбор дидактических игр, наглядно-демонстрационных материалов

Воспитатели, родители

7. Подбор произведений художественной литературы  для чтения и обсуждения

Воспитатели

8. Разработать план- конспект проведения собрания для родителей, подготовить материал для наглядной информации, буклетов, памяток

Старший воспитатель

9. Подобрать мультфильмы для просмотра с последующим обсуждением

Воспитатели, музыкальный руководитель

10. Оснащение и обогащение развивающей предметно – пространственной среды в группе,

Организация информационного пространства среди родителей

Старший воспитатель, воспитатели

11. Вовлечение родителей в образовательный процесс, подготовку групповых мероприятий по теме безопасности

Воспитатели, специалисты

2 этап- Основной (октябрь-май)

Месяц

Задачи

Мероприятия

Октябрь

Закреплять знания о правилах дорожного движения и поведения на улице.

*Режиссёрская игра с макетом.          

*Чтение рассказа «Зайка-велосипедист»

*Подвижная игра «Стой».                       *Рисование улицы родного города.

Расширять знания о светофоре.

*Решение проблемных  ситуаций «Что было бы если, если бы..»       *Подвижная  игра «Светофор»      

* Чтение рассказа «Три чудесных цвета».

Краткосрочный проект «Светофор наш друг»

*Встреча с инспектором ГИБДД

ноябрь

Закреплять знания о специальном транспорте.

*Дидактическая игра «Машины-помощники».

 *Сюжетно-ролевая игра «Скорая помощь».

*Работа с лепбуком «Транспорт»

*Разработка безопасного маршрута «Дом-детский сад-дом»

Декабрь

Закреплять знания о дорожных знаках, о правилах поведения в общественном транспорте и на улице,

*Развлечение «Поможем Незнайке»  

 *Подвижная игра «Узнай свой знак».

*Работа с лепбуком «Правила дорожного движения»

*Посещение городской библиотеки

Январь

Закреплять  знания о правилах  дорожного движения и поведения на улице.

*ООД «Берегись автомобиля»          *Сюжетно-ролевая игра «Такси»  

  *Просмотр презентации «Осторожно - дорога».

февраль

Закреплять знания о дорожных знаках и их назначении.

*ООД  «Дорожные знаки  - наши друзья»                                                                 *Художественный  труд «Дорожные знаки»

*Игра-драматизация «Как веселые человечки учили дорожную азбуку»

март

Закреплять знания о проезжей части и правилах дорожного движения.

*Выставка работ, совместная с родителями «Я пешеход».             *Изготовление  атрибутов для игры «Улица»

*Квест –игра «Пропавший дорожный знак»

апрель

Закреплять знания о транспорте.

  *Рассматривание альбома с различными видами транспорта.  

*Вечер загадок. Чтение художественной литературы.

*Квест-игра «На поиски пропавшей книги»

май

Закрепление знаний об инспекторе ГИБДД. Закреплять знания о проезжей части, о дорожных знаках, о правилах дорожного  движения.

*Сюжетно - ролевая игра «Инспектор ГИБДД».                                                    *КВН  «Знатоки правил дорожного движения»                                            *Режиссёрская игра на макете «автомобилисты».

Встреча с инспектором ГИБДД

*Изготовление книжек-малышек в подарок малышам

*Участие в городском конкурсе «Внимание! Светофор!»

Разработка и проведение мероприятий недели Безопасности

Чтение рассказов и стихов в течение недели.

выпуск памяток для родителей «Безопасные шаги на пути безопасности на дороге».

Выставка стенгазет, выполненных родителями

«День помощи малышам» - изготовление книжек-малышек для детей второй младшей группы.

Спортивный праздник «Внимательный пешеход, вежливый водитель»

(инструктор  по физкультуры)

Выставка детских творческих работ «Дорожные знаки»»

Выставка дидактических игр и пособий по формированию основ безопасного поведения у детей дошкольного возраста –все педагоги МБДОУ

2. С родителями воспитанников ДОУ

Сотрудничество ДОУ с семьей является приоритетным в формировании основ безопасного поведения у дошкольников на дороге, обеспечивая воспитательный процесс и реальное взаимодействия ребенка родителей и социума. Родители являются первыми и основными воспитателями детей и невозможно сформировать основы безопасного поведения   у ребенка, как и любое другое качество, если они не являются союзниками педагогов в решении этой проблемы.

1. Проведение родительского собрания с участием детей «Безопасность на дороге -  дело каждого»

2. Круглый стол.

3. Выпуск тематических групповых газет, памяток-рекомендаций по воспитанию основ безопасного поведения на дороге.

4. Участие в выставке стенгазет по правилам дорожного движения.

5. Мини-проект «Светофор – наш друг»

6. Разработка безопасного маршрута «Дом – Детский сад – Дом».

7. Участие в детско-родительском развлечении «Знатоки правил дорожного движения».

8. Участие в неделе Безопасности.

III этап: Заключительный (май)

1.Анализ результативности работы по вопросу формирования основ безопасного поведения на дороге у родителей и детей дошкольного возраста.

2. Презентация проекта на педагогическом совете.

3. Внесение корректив  в разработанную систему.

4. Транслирование опыта  в сети Интернет, на методических мероприятиях.

    Для  проведения педагогической диагностики были разработаны  следующие критерии:

1.Представления детей  о правилах дорожного движения

2.Сознательное и ответственное отношение к личной безопасности и безопасности окружающих.
3. Умение наблюдать, правильно оценивать дорожные  ситуации, ориентироваться в ближайшем пространственном окружении.

4.Развитие уверенности в себе, осознания роста своих достижений,

Педагогическая оценка проводилась с использованием следующих методов: наблюдение за детьми, дидактические игры, беседы, анализ творческих работ.

Индикаторами измерения являются проценты:

 -стадия становления

-стадия формирования

- точка роста.

В процессе целенаправленной работы по обогащению знаний о правилах дорожного движения происходит постепенное осознание детьми их смысла. Дети начинают выделять источники опасности на дороге, осмыслить, что сами могут служить источником опасности на дороге, понимают необходимость соблюдения мер предосторожности.

Научившись поступать определенным образом в игровых условиях, воспроизводящих опасные ситуации на дороге, дошкольники намного увереннее чувствуют себя в реальной жизни.

В результате  проведенной работы все участники образовательного процесса - дети, родители, педагоги обогатят свой опыт.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации для педагогов "СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГР КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ НА ДОРОГАХ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"

Методические рекомендации для педагогов - картотека сюжетно - ролевых игр как средство формирования  основ безапосного поведения на дорогах у детей старшего дошкольного возраста....

Роль дидактических игр в формировании основ безопасного поведения на дороге у детей старшего дошкольного возраста

Дошкольный возраст – это важный период формирования человеческой личности. Определить правильно или неправильно ведет себя ребенок в тех или иных обстоятельствах очень сложно. Зачастую дети недо...

Методическая разработка непосредственно образовательной деятельности по формированию основ безопасного поведения на дорогах среди детей старшего дошкольного возраста «Шапокляк учит правила дорожного движения».

Цель:Формирование знаний, умений и практических навыков безопасного поведения на дороге и улице, закрепление теоретических  знаний детей о правилах дорожного движения....

Формирование основ безопасного поведения на дороге у детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность.

Формирование основ безопасного поведения на дороге у детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность. В наше время, детский травматизм при несоблюдении правил дорожного движения,...

Метапредметный проект по формированию основ безопасного поведения на дороге у детей старшего дошкольного возраста «Правила дорожного движения знай и соблюдай»

Проект направлен на формирование основ безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста. Срок реализации проекта 1 учебный год. В проекте предполагается использование различных дидактически...