Формирование основ безопасного поведения на дороге у детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность.
проект по обж (старшая группа)

минина лариса вячеславовна

Формирование основ безопасного поведения на дороге у детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность.

 

В наше время, детский травматизм при несоблюдении правил дорожного движения, остаётся самой болезненной проблемой.  Дети в силу своих возрастных особенностей не могут осознано действовать в окружающей их обстановке, не владеют навыками безопасного поведения на улице, в транспорте, у дошкольника не развита самостоятельность и ответственность за свои поступки.

В  дошкольном  возрасте закладывается фундамент жизненных ориентировок в окружающем, следовательно очень важно, как можно раньше,  знакомить детей с  Правилами  дорожного движения. Главная задача взрослых (воспитателей и родителей) – доступно разъяснить правила ребенку, а при выборе формы обучения донести до детей смысл, опасность несоблюдения правил, при этом, не исказив их содержания. Только совместными усилиями воспитателей и родителей, используя их знания, терпение и такт, возможно, научить детей навыкам безопасного поведения  на улицах  и дорогах. То, что ребенок усвоит в детском саду, прочно останется у него навсегда.

Для решения проблемы связанных с дорожно-транспортной аварийностью было принято постановление Правительства Российской Федерации от 3 октября 2013 г. N 864 г. Москва «О федеральной целевой программе «Повышение безопасности дорожного движения в 2013 - 2020 годах».

В условиях внедрения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования становится важным использование в образовательном процессе приёмов и методов, которые формируют умение самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, делать выводы и умозаключения. А это предполагает поиск новых форм и методов обучения, в частности, организацию проектной деятельности.

Проектная деятельность – это уникальная совместная деятельность взрослого и ребенка, направленная на достижение заранее определенного результата. Работая с детьми в пределах проекта, мы формируем умение самостоятельно получать знания и практически применять их в жизни.

 

 

 

 

 

Цель: Формирование основ безопасного поведения на дороге у детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность.

 

Для детей:

  • Формировать представления детей о правилах дорожного движения, работе сотрудников ГИБДД, о нормах и правилах безопасного поведения в транспорте, на дорогах;
  • Развивать у детей навыки и умения наблюдения за дорожной обстановкой, ее оценки, предвидения опасных ситуаций, умение обходить их;
  • Воспитывать дисциплинированность и осознанное выполнение правил дорожного движения, культуру поведения;
  • Способствовать освоению детьми практических навыков поведения в различных ситуациях дорожного движения через систему обучающих занятий, различных видов игр и игровых упражнений;
  • Вызвать эмоциональный отклик педагогов, родителей и детей в ходе совместной деятельности.

Для родителей:

  • Актуализировать проблему воспитания у детей и родителей культуры безопасного  поведения на дороге.
  • Воспитывать интерес к внутрисемейному сотрудничеству.
  • Повышать педагогическую культуру родителей.

 

Этапы проектной деятельности

 

  1. Подготовительный

 

  • работа с литературой
  • педагогическая диагностика детей
  • анкетирование родителей
  • разработка перспективных планов
  • обогащение развивающей предметно-пространственной среды

Педагог:

  • Подбор и классификация игр и игровых упражнений по изучению правил дорожного движения
  • Проведение педагогической диагностики
  • Разработка перспективных планов
  • Обогащение развивающей предметно-пространственной среды в области «Социально-коммуникативного развития»
  • Выявление уровня мотивационного отношения родителей к работе с детьми по данной проблеме
  • Привлечение родителей к непосредственному участию в проекте

 

Дети:

  • Наблюдение за транспортом и автомобилями на улицах города
  • Посещение музея ГАЗ совместно с родителями
  • Решение проблемных ситуаций
  • Чтение стихов, песен, скороговорок о ПДД
  • Целевые прогулки на остановку общественного транспорта, в районную библиотеку

 

Родители:

  • Участие в анкетировании
  • Участие в проблемном круглом столе «Что такое хорошо и что такое плохо?

 

  1. Основной
  • реализация плана работы  с детьми и родителями

 

         Педагог:

  • Размещение информации об акциях, конкурсах на экране ТV
  •  Наглядная информация для родителей на сайте педагога
  • Участие в совместных разработках пособий, дидактических игр, игровых полей, ширм, игровых кубов, электронной игры
  • Проведение занятий, игровых упражнений, создает условия для моделирования ситуаций
  • Привлечение родителей к созданию «автогородк на детской площадке»

 

Дети;

  • Играют в развивающие интерактивные игры
  • Участвуют в продуктивной деятельности (выставки детского творчества, индивидуальные выставки)
  • Создают картотеку книжек – малышек для группы
  • Принимают активное участие в игровой деятельности

 

Родители;

  • Создание семейной медиатеки
  • Участие в Днях взаимодействия с семьей
  • Совместная познавательно-исследовательская и творческая деятельность детей и родителей
  • Участие в тематических развлечениях, викторинах, ток-шоу
  • Участие в семейных мастерских, мастер классах
  • Участие в тематических фотовыставках
  • Работа в клубе «Университет старшего поколения»
  • Участвуют в создании автогородка

 

 

      Методы и приемы:

 

  • Словесные: художественное слово, вопросы поискового характера, беседы

 

  • Наглядные: иллюстрации, видеоматериалы, фотографии, наблюдения

 

  • Практические: упражнения, моделирование, оформление макетов, тематических альбомов, лэтбуков

 

  • Игровые: обыгрывание предметов, макетов; игровые ситуации с ролевым поведением детей  и взрослых

 

      Формы организации:

 

  • совместная партнерская деятельность воспитателя с детьми

 

  • использование культурных практик (проектная деятельность, игра)
  • самостоятельная познавательно-исследовательская деятельность детей

 

  1. Заключительный
  • рефлексия,
  • итоговая педагогическая диагностика

 

Педагог:

  • Подготовка детей к участию в финале районного конкурса «Юные знатоки правил дорожного движения»
  • Проведение итоговой диагностики
  • Подведение итогов работы над проектом

 

Дети:

  • Принимают активное участие в театрализованных играх
  • Участвуют в финале районного конкурса «Юные знатоки правил дорожного движения»

 

Родители:

  • Участие в Дне взаимодействия с семьей
  • Презентация авторских разработок
  • Делятся опытом семейного воспитания в рамках присвоения культуры поведения на дороге
  • Подготовка атрибутов к выступлению команды на районном конкурсе «Юные знатоки дорожного движения»

 

 

Результативность профессиональной педагогической   деятельности и достигнутые эффекты

 

  • У детей сформировано представление детей о правилах дорожного движения, работе сотрудников ГИБДД, о нормах и правилах безопасного поведения в транспорте, на дорогах.
  • Развит навык и умение наблюдать за дорожной обстановкой, ее оценкой, дети могут предвидеть опасные ситуации и обходить их.
  • Совершенствована дисциплинированность и сознательное выполнение правил дорожного движения, культура поведения.
  • Дети освоили практические навыки поведения в различных ситуациях дорожного движения через систему обучающих занятий, игр, тренингов.
  • Дети и родители стали активными участниками совместной познавательно-исследовательской деятельности.
  • Дети активно проявляли самостоятельность и инициативность, индивидуальность и творческую активность.
  • Вырос интерес к внутрисемейному сотрудничеству.
  • Повысилась педагогическая культура родителей.

 

Непременным условием проектной деятельности является наличие представлений в конечном продукте деятельности и этапов его достижения.

Конечным результатом нашей проектной деятельности  стало изготовление макета «Автогородок на детской площадке», где дети могут применять полученные знания по вопросу безопасного поведения на дороге.

 

 

 

 

Методическое обеспечение

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
  • Авдеева Н.Н., Князева Н.Л., Стеркина Р.Б. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2002
  • Иванов А. Как неразлучные друзья улицу переходили. – М.: АСТ-ПРЕСС 1996.
    Правила дорожного движения для детей дошкольного возраста /Сост. Н.А.Извекоа, А.Ф.Медведева, Л.Б.Полякова, А.Н.Федотова. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
  • Правила дорожные знать каждому положено: Познавательные игры с дошкольниками и школьниками./ Авт.-сост. М.С.Коган. – Новосибирск: Сиб. Унив. Изд-во, 2008.
  • Сосунова Е.М., Форштат М.Л. Учись быть пешеходом. Учебное пособие по ПДД для учащихся начальной школы. В 2-х частях. – СПб.: ИД МиМ, 1997.
  • Семенюк В.И., Владимиров Н.В. Работа с детьми по изучению правил дорожного движения. М., 1983.
  •  Скоролупова О.А. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Правила и безопасность дорожного движения». М., 2004.
  • Шалаева Г.П. азбука маленького пешехода. – М.: Филол. О-во СЛОВО, Эксмо, 2008.

 

 

Опубликовано 25.11. 2022

Минина Лариса Вячеславовна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx30.99 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование основ безопасного поведения на дороге у детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность.

В наше время, детский травматизм при несоблюдении правил дорожного движения, остаётся самой болезненной проблемой.  Дети в силу своих возрастных особенностей не могут осознано действовать в окружающей их обстановке, не владеют навыками безопасного поведения на улице, в транспорте, у дошкольника не развита самостоятельность и ответственность за свои поступки.

В  дошкольном  возрасте закладывается фундамент жизненных ориентировок в окружающем, следовательно очень важно, как можно раньше,  знакомить детей с  Правилами  дорожного движения. Главная задача взрослых (воспитателей и родителей) – доступно разъяснить правила ребенку, а при выборе формы обучения донести до детей смысл, опасность несоблюдения правил, при этом, не исказив их содержания. Только совместными усилиями воспитателей и родителей, используя их знания, терпение и такт, возможно, научить детей навыкам безопасного поведения  на улицах  и дорогах. То, что ребенок усвоит в детском саду, прочно останется у него навсегда.

Для решения проблемы связанных с дорожно-транспортной аварийностью было принято постановление Правительства Российской Федерации от 3 октября 2013 г. N 864 г. Москва «О федеральной целевой программе «Повышение безопасности дорожного движения в 2013 - 2020 годах».

В условиях внедрения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования становится важным использование в образовательном процессе приёмов и методов, которые формируют умение самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, делать выводы и умозаключения. А это предполагает поиск новых форм и методов обучения, в частности, организацию проектной деятельности.

Проектная деятельность – это уникальная совместная деятельность взрослого и ребенка, направленная на достижение заранее определенного результата. Работая с детьми в пределах проекта, мы формируем умение самостоятельно получать знания и практически применять их в жизни.

Цель: Формирование основ безопасного поведения на дороге у детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность.

Для детей:

  • Формировать представления детей о правилах дорожного движения, работе сотрудников ГИБДД, о нормах и правилах безопасного поведения в транспорте, на дорогах;
  • Развивать у детей навыки и умения наблюдения за дорожной обстановкой, ее оценки, предвидения опасных ситуаций, умение обходить их;
  • Воспитывать дисциплинированность и осознанное выполнение правил дорожного движения, культуру поведения;
  • Способствовать освоению детьми практических навыков поведения в различных ситуациях дорожного движения через систему обучающих занятий, различных видов игр и игровых упражнений;
  • Вызвать эмоциональный отклик педагогов, родителей и детей в ходе совместной деятельности. 

Для родителей:

  • Актуализировать проблему воспитания у детей и родителей культуры безопасного  поведения на дороге.
  • Воспитывать интерес к внутрисемейному сотрудничеству.
  • Повышать педагогическую культуру родителей.

Этапы проектной деятельности

  1. Подготовительный

  • работа с литературой
  • педагогическая диагностика детей
  • анкетирование родителей
  • разработка перспективных планов
  • обогащение развивающей предметно-пространственной среды

Педагог:

  • Подбор и классификация игр и игровых упражнений по изучению правил дорожного движения
  • Проведение педагогической диагностики
  • Разработка перспективных планов
  • Обогащение развивающей предметно-пространственной среды в области «Социально-коммуникативного развития»
  • Выявление уровня мотивационного отношения родителей к работе с детьми по данной проблеме
  • Привлечение родителей к непосредственному участию в проекте

Дети:

  • Наблюдение за транспортом и автомобилями на улицах города
  • Посещение музея ГАЗ совместно с родителями
  • Решение проблемных ситуаций
  • Чтение стихов, песен, скороговорок о ПДД
  • Целевые прогулки на остановку общественного транспорта, в районную библиотеку

Родители:

  • Участие в анкетировании
  • Участие в проблемном круглом столе «Что такое хорошо и что такое плохо?

  1. Основной
  • реализация плана работы  с детьми и родителями

         Педагог:

  • Размещение информации об акциях, конкурсах на экране ТV
  •  Наглядная информация для родителей на сайте педагога
  • Участие в совместных разработках пособий, дидактических игр, игровых полей, ширм, игровых кубов, электронной игры
  • Проведение занятий, игровых упражнений, создает условия для моделирования ситуаций
  • Привлечение родителей к созданию «автогородк на детской площадке»

Дети;

  • Играют в развивающие интерактивные игры
  • Участвуют в продуктивной деятельности (выставки детского творчества, индивидуальные выставки)
  • Создают картотеку книжек – малышек для группы
  • Принимают активное участие в игровой деятельности

Родители;

  • Создание семейной медиатеки
  • Участие в Днях взаимодействия с семьей
  • Совместная познавательно-исследовательская и творческая деятельность детей и родителей
  • Участие в тематических развлечениях, викторинах, ток-шоу
  • Участие в семейных мастерских, мастер классах
  • Участие в тематических фотовыставках
  • Работа в клубе «Университет старшего поколения»
  • Участвуют в создании автогородка

      Методы и приемы:

  • Словесные: художественное слово, вопросы поискового характера, беседы

  • Наглядные: иллюстрации, видеоматериалы, фотографии, наблюдения

  • Практические: упражнения, моделирование, оформление макетов, тематических альбомов, лэтбуков

  • Игровые: обыгрывание предметов, макетов; игровые ситуации с ролевым поведением детей  и взрослых

      Формы организации:

  • совместная партнерская деятельность воспитателя с детьми

  • использование культурных практик (проектная деятельность, игра)
  • самостоятельная познавательно-исследовательская деятельность детей

  1. Заключительный
  • рефлексия,
  • итоговая педагогическая диагностика

Педагог:

  • Подготовка детей к участию в финале районного конкурса «Юные знатоки правил дорожного движения»
  • Проведение итоговой диагностики
  • Подведение итогов работы над проектом

Дети:

  • Принимают активное участие в театрализованных играх
  • Участвуют в финале районного конкурса «Юные знатоки правил дорожного движения»

Родители:

  • Участие в Дне взаимодействия с семьей
  • Презентация авторских разработок
  • Делятся опытом семейного воспитания в рамках присвоения культуры поведения на дороге
  • Подготовка атрибутов к выступлению команды на районном конкурсе «Юные знатоки дорожного движения»

Результативность профессиональной педагогической   деятельности и достигнутые эффекты

  • У детей сформировано представление детей о правилах дорожного движения, работе сотрудников ГИБДД, о нормах и правилах безопасного поведения в транспорте, на дорогах.
  • Развит навык и умение наблюдать за дорожной обстановкой, ее оценкой, дети могут предвидеть опасные ситуации и обходить их.
  • Совершенствована дисциплинированность и сознательное выполнение правил дорожного движения, культура поведения.
  • Дети освоили практические навыки поведения в различных ситуациях дорожного движения через систему обучающих занятий, игр, тренингов.
  • Дети и родители стали активными участниками совместной познавательно-исследовательской деятельности.
  • Дети активно проявляли самостоятельность и инициативность, индивидуальность и творческую активность.
  • Вырос интерес к внутрисемейному сотрудничеству.
  • Повысилась педагогическая культура родителей.

Непременным условием проектной деятельности является наличие представлений в конечном продукте деятельности и этапов его достижения.

Конечным результатом нашей проектной деятельности  стало изготовление макета «Автогородок на детской площадке», где дети могут применять полученные знания по вопросу безопасного поведения на дороге.

Методическое обеспечение

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
  • Авдеева Н.Н., Князева Н.Л., Стеркина Р.Б. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2002
  • Иванов А. Как неразлучные друзья улицу переходили. – М.: АСТ-ПРЕСС 1996.
    Правила дорожного движения для детей дошкольного возраста /Сост. Н.А.Извекоа, А.Ф.Медведева, Л.Б.Полякова, А.Н.Федотова. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
  • Правила дорожные знать каждому положено: Познавательные игры с дошкольниками и школьниками./ Авт.-сост. М.С.Коган. – Новосибирск: Сиб. Унив. Изд-во, 2008.
  • Сосунова Е.М., Форштат М.Л. Учись быть пешеходом. Учебное пособие по ПДД для учащихся начальной школы. В 2-х частях. – СПб.: ИД МиМ, 1997.
  • Семенюк В.И., Владимиров Н.В. Работа с детьми по изучению правил дорожного движения. М., 1983.
  •  Скоролупова О.А. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Правила и безопасность дорожного движения». М., 2004.
  • Шалаева Г.П. азбука маленького пешехода. – М.: Филол. О-во СЛОВО, Эксмо, 2008.

Опубликовано 25.11. 2022

Минина Лариса Вячеславовна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоговая работа по теме: «Формирование правил безопасного поведения на дорогах у детей среднего дошкольного возраста через организацию проектной деятельности». (Проект «Дорожная азбука»)

В данной работе представлен проект по формированию правил безопасного поведения на дорогах у детей среднего дошкольного возраста. (Проект «Дорожная азбука»)...

Методические рекомендации для педагогов "СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГР КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ НА ДОРОГАХ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"

Методические рекомендации для педагогов - картотека сюжетно - ролевых игр как средство формирования  основ безапосного поведения на дорогах у детей старшего дошкольного возраста....

Роль дидактических игр в формировании основ безопасного поведения на дороге у детей старшего дошкольного возраста

Дошкольный возраст – это важный период формирования человеческой личности. Определить правильно или неправильно ведет себя ребенок в тех или иных обстоятельствах очень сложно. Зачастую дети недо...

Методическая разработка непосредственно образовательной деятельности по формированию основ безопасного поведения на дорогах среди детей старшего дошкольного возраста «Шапокляк учит правила дорожного движения».

Цель:Формирование знаний, умений и практических навыков безопасного поведения на дороге и улице, закрепление теоретических  знаний детей о правилах дорожного движения....

Картотека конспектов по формированию и закреплению основ безопасного поведения на дороге у детей старшего дошкольного возраста

Знакомить детей с правилами дорожного движения, формировать у них навыки правильного поведения на дороге необходимо с самого раннего возраста, так как знания, полученные в детстве, наиболее прочные; п...

Межпредметный проект по формированию основ безопасного поведения на дороге у детей старшего дошкольного возраста «Правила дорожного движения знай и соблюдай»

Проект направлен на формирование основ безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста. Срок реализации проекта 1 учебный год. В проекте предполагается использование различных дидактически...

Метапредметный проект по формированию основ безопасного поведения на дороге у детей старшего дошкольного возраста «Правила дорожного движения знай и соблюдай»

Проект направлен на формирование основ безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста. Срок реализации проекта 1 учебный год. В проекте предполагается использование различных дидактически...