Доклад для выступления на педагогическом совете №3 «Опытно - исследовательская деятельность в познавательном развитии дошкольников»
консультация

Абдужамалова Земфира Абдулкафаровна

Очень важно развивать у дошкольников исследовательский  тип мышления. Это не значит, что воспитатель видит в подопечных будущих профессиональных исследователей, экспериментаторов и учёных, он даёт ребятам ощутить восторг открытия. Неправильно вкладывать в детей информацию в чистом виде. Правильно позволять им открывать мир заново. При помощи визуального, акустического и сенсорного восприятия дошкольники выявляют качества и свойства предметов,  устанавливают причинно-следственные связи в окружающей действительности, обобщают и систематизируют накапливаемые знания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad1.docx20.83 КБ

Предварительный просмотр:

 Муниципальное автономное дошкольное образовательное

 учреждение города Нижневартовска детский сад   №61 «Соловушка»

Выступление на педсовете №3

 от 07.04.2022

«Опытно - исследовательская  деятельность в познавательном развитии дошкольников»

Подготовила:

Абдужамалова З.А.

 

г. Нижневартовск, 2022г.

     В Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) говорится, что работа воспитателя должна быть направлена на формирование у детей познавательной активности и исследовательских навыков. Современная система образования отходит от обучения детей путём прямой передачи знаний, но развивает в них стремление к поиску новой информации разнообразными методами. Педагог зарождает в ребёнке мотивацию к нахождению ответов на возникающие вопросы, поощряет любознательность. 

(слайд1)

 Говоря о познавательно-исследовательской деятельности, мы имеем в виду активность ребенка, направленную на постижение устройства вещей, связей между явлениями окружающего мира, их упорядочение и систематизацию.

(слайд2)

С целями и задачами данной темы можете ознакомиться на слайде.

Очень важно развивать у дошкольников исследовательский  тип мышления. Это не значит, что воспитатель видит в подопечных будущих профессиональных исследователей, экспериментаторов и учёных, он даёт ребятам ощутить восторг открытия. Неправильно вкладывать в детей информацию в чистом виде. Правильно позволять им открывать мир заново. При помощи визуального, акустического и сенсорного восприятия дошкольники выявляют качества и свойства предметов,  устанавливают причинно-следственные связи в окружающей действительности, обобщают и систематизируют накапливаемые знания.

(слайд3)

 

На основе элементарной исследовательской деятельности, выделяют этапы формирования интеллектуальных умений. 

Они представлены на слайде.

В младшем дошкольном возрасте экспериментирование напоминает сюжетную игру, подразумевающую активную практику ребенка. В игре 3-4-летнему дошкольнику дается определенный сюжет, подводящий его к эксперименту или цепочке экспериментальных действий, или предлагается роль, которая позволит малышу экспериментировать в заданных условиях. Учитывая, что пик познавательного интереса детей приходится на 3-4 года‚ игры-экспериментирования и игры-путешествия для детей данного дошкольного возраста - это игры с широким познавательным контекстом. Ребенок должен получить в такой игре ответы на все интересующие его вопросы.

 

(слайд4)

Типы исследования. (представлены на слайде)

Типы исследования, доступные и интересные дошкольникам:
- опыты (экспериментирование) с предметами и их свойствами;
- коллекционирование (классификационная работа);
- путешествие по карте;
- путешествие по "реке времени".

Первые два типа исследования присутствуют в свободной самостоятельной деятельности старшего дошкольника. Всем известно, с каким азартом ребенок разбирает механические устройства, чтобы посмотреть, как они действуют, или манипулирует различными предметами с целью вызвать какой-либо эффект. Также ребенок может увлекаться сбором простых коллекций, сортировкой включенных в них предметов (камней, марок и т.п.)

 (слайд5)

"Исследования-путешествия" инициируются взрослым, но органично принимаются ребенком, поскольку условный, воображаемый план роднит их с сюжетной игрой.
Каждый из обозначенных типов исследования, "работая" в целом на познавательное развитие ребенка, создает наиболее благоприятные условия для реализации той или иной развивающей задачи:
- опыты (экспериментирование) - освоение причинно-следственных связей и отношений (представления о связях и зависимостях в неживой и живой природе и т.п.);
- коллекционирование (классификация) - освоение родо-видовых   отношений (представления о видовом разнообразии в природе, о видах рукотворных предметов и т.п.):
- путешествие по карте - освоение пространственных схем и отношений (представления о пространстве мира, частях света и родной стране);
 - путешествие по "реке времени" - освоение временных отношений (представления об историческом времени - от прошлого к настоящему - на примерах материальной цивилизации: история жилища, транспорта и т.п.).

(слайд 6) 

Темы познавательно – исследовательской деятельности дошкольников

- Темы, связанные с неживой природой и частично с рукотворным миром (инструменты, приборы и пр.), наиболее целесообразно раскрыть с помощью  "опытов" (где ребенок может сам активно поэкспериментировать).
- Темы, связанные с живой природой, явлениями социальной жизни, целесообразно задавать в контексте "коллекционирование (классификация)".
- Темы, связанные с элементарными географическими представлениями (о сторонах света, океанах и континентах, их обитателях и т.д.), наиболее целесообразно вводить через контекст "путешествие по карте", а темы, связанные с историческим временем (прошлое-настоящее-будущее), - через контекст "путешествие по "реке времени".

Путешествия по карте и по "реке времени" не преследуют цели давать детям детальными географические и исторические сведения. Главное - создать в воображении ребенка целостные живые образы разных уголков Земли через яркие "метки"-символы (типичные природные ландшафты и их обитатели, люди и их занятия), а также создать целостные образы исторических эпох через "метки"-символы материальной цивилизации.

 

(слайд7)

Форма организации занятий.

В работе по опытно-экспериментальной деятельности детей необходимо использовать разные формы и методы в комплексе, правильно сочетать их между собой. Выбор методов и необходимость комплексного их использования определяется возрастными возможностями дошкольников и характером воспитательно-образовательных задач, которые решают воспитатели. 

(Слайд 8)

Для положительной мотивации деятельности дошкольников используются различные стимулы. (с ними можно ознакомиться на слайде)

Результат в работе с детьми достигается с помощью соблюдения последовательности проведения опытов и экспериментов от «простого к сложному» на протяжении запланированного временного промежутка.

(Слайд9)

При подготовке занятия-экспериментирования педагоги придерживаются примерного алгоритма  (на слайде)

1.Выбор объекта исследования.

2. Предварительная работа (экскурсии, наблюдения, чтение, беседы, рассматривание иллюстративных материалов, зарисовки явлений, фактов и пр.)по изучению теории вопроса.
3. Определение типа вида и тематики занятия-экспериментирования.
4. Выбор цели, задач работы с детьми (как правило, это познавательные, развивающие, воспитательные задачи).
5. Игровой тренинг внимания, восприятия, памяти, логики мышления.

6. Предварительная исследовательская работа с использованием оборудования, учебных пособий (в мини- лабораториях или центре науки).
7. Выбор и подготовка пособий и оборудования с учётом сезона, возраста детей, изучаемой темы.

 8. Обобщение результатов наблюдений в различных формах (дневники наблюдений, таблицы, фотографии, пиктограммы, рассказы, рисунки мнемотаблицы и т.д.) с целью подведения детей к самостоятельным выводам по результатам исследования.

       

(Слайд 10)

Структура занятия.

 В совместной деятельности экспериментирование  осуществляется в ходе режимных моментов: приём пищи, занятие, игра, прогулка, сон, умывание. Для этого мы создаём специальные условия в развивающей среде, стимулирующие обогащение развития исследовательской деятельность

 Вне занятий опыты в лаборатории проводятся по желанию детей самостоятельно, воспитатель уточняет у ребенка цель опыта, но в ход его не вмешивается. Результаты опытов и выход знаний, полученных в самостоятельной деятельности детей, отражаются в дальнейших беседах. Дети с увлечением рассказывают о том, кто что делал, и что у кого получилось, анализируют полученные данные. Это положительно сказывается на развитии речи детей, умении выстраивать сложные предложения, делать выводы. Роль воспитателя – подготовить ключевые вопросы, запускающие и поддерживающие активность воспитанников. Окончательный вывод формулирует воспитатель.

В процессе свободного экспериментирования ребенок получает новую, порой неожиданную для него информацию, устанавливает практические связи между собственными действиями и явлениями окружающего мира, совершает своего рода открытие. Экспериментирование стимулирует ребенка к поискам новых действий и способствует развитию гибкости мышления

   В целом для занятия должно резервироваться 30-35 минут. На собственно "исследовательскую” часть отводится примерно 20-25 минут, на "дополняющую" культурную практику -10 минут.

 

(слайд11)

 

Показатели познавательной инициативы.

Целевым ориентиром для воспитателя (и критерием успешного продвижения ребенка) является комплекс нормативных показателей познавательной инициативы к концу дошкольного возраста - проявляет интерес к предметам и явлениям, лежащим за пределами конкретной ситуации, задает вопросы (почему? зачем? как?) - обнаруживает стремление объяснить связь фактов, используя рассуждение ("потому что...") - стремится к упорядочиванию, систематизации конкретных материалов, вещей (коллекции) - проявляет интерес к познавательной литературе - проявляет интерес к символическим "языкам": пытается самостоятельно "читать" схемы, карты, чертежи и делать что-то по ним (лепить, конструировать); самостоятельно составлять схемы, карты, пиктограммы; записывать истории, наблюдения (осваивает письмо как средство систематизации и коммуникации).

(слайд12)

Что дает экспериментирование?

Ребенок, почувствовавший себя исследователем, овладевший искусством эксперимента, побеждает нерешительность и неуверенность в себе

У него просыпаются инициатива и способность преодолевать трудности, переживать неудачи и достигать успеха, умение оценивать и восхищаться достижением товарища и готовность придти ему на помощь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему: Роль экспериментально – опытной деятельности в познавательном развитии дошкольника

Зарожденная в детстве тяга к знаниям и наукам, вовремя и правильно сформированная и поддерживаемая как воспитателями так и родителями, даст нам возможность воспитать в нашем будущем поколении правильн...

Педагогический совет «СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Цель педагогического совета:-Обновление и актуализация знаний воспитателей в вопросах использования  инновационных подходов к построению речевого пространства....

Презентация к педагогическому совету «СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

данная презентация сопровождает педсовет «СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»...

ДОКЛАД НА ПЕДСОВЕТ ТЕМА: «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПОЗНАВАТЕЛЬНОМ РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКОВ С УЧЕТОМ ВНЕДРЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ « КРЫМСКИЙ ВЕНОЧЕК»

Данный доклад содержит материал, раскрывающий деятельность воспитателя подготовительной группы в рамках региональной парциальной программы по гражданско-патриотическому воспитанию детей дошкольного во...

Педагогический совет №4 «Детское экспериментирование – средство интеллектуального развития дошкольников»

Детское экспериментирование  это замечательное и универсальное средство интеллектуального развития. Его можно использовать в различных видах деятельности детей, на занятиях по ознаком...

Педагогический совет " Совершенствование работы по социально-личностному развитию дошкольников"

Педагогический совет " Совершенствование работы по социально-личностному развитию дошкольников"...