Доклад для выступления на педагогическом совете №3 «Опытно - исследовательская деятельность в познавательном развитии дошкольников»
консультация
Очень важно развивать у дошкольников исследовательский тип мышления. Это не значит, что воспитатель видит в подопечных будущих профессиональных исследователей, экспериментаторов и учёных, он даёт ребятам ощутить восторг открытия. Неправильно вкладывать в детей информацию в чистом виде. Правильно позволять им открывать мир заново. При помощи визуального, акустического и сенсорного восприятия дошкольники выявляют качества и свойства предметов, устанавливают причинно-следственные связи в окружающей действительности, обобщают и систематизируют накапливаемые знания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad1.docx | 20.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное
учреждение города Нижневартовска детский сад №61 «Соловушка»
Выступление на педсовете №3
от 07.04.2022
«Опытно - исследовательская деятельность в познавательном развитии дошкольников»
Подготовила:
Абдужамалова З.А.
г. Нижневартовск, 2022г.
В Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) говорится, что работа воспитателя должна быть направлена на формирование у детей познавательной активности и исследовательских навыков. Современная система образования отходит от обучения детей путём прямой передачи знаний, но развивает в них стремление к поиску новой информации разнообразными методами. Педагог зарождает в ребёнке мотивацию к нахождению ответов на возникающие вопросы, поощряет любознательность.
(слайд1)
Говоря о познавательно-исследовательской деятельности, мы имеем в виду активность ребенка, направленную на постижение устройства вещей, связей между явлениями окружающего мира, их упорядочение и систематизацию.
(слайд2)
С целями и задачами данной темы можете ознакомиться на слайде.
Очень важно развивать у дошкольников исследовательский тип мышления. Это не значит, что воспитатель видит в подопечных будущих профессиональных исследователей, экспериментаторов и учёных, он даёт ребятам ощутить восторг открытия. Неправильно вкладывать в детей информацию в чистом виде. Правильно позволять им открывать мир заново. При помощи визуального, акустического и сенсорного восприятия дошкольники выявляют качества и свойства предметов, устанавливают причинно-следственные связи в окружающей действительности, обобщают и систематизируют накапливаемые знания.
(слайд3)
На основе элементарной исследовательской деятельности, выделяют этапы формирования интеллектуальных умений.
Они представлены на слайде.
В младшем дошкольном возрасте экспериментирование напоминает сюжетную игру, подразумевающую активную практику ребенка. В игре 3-4-летнему дошкольнику дается определенный сюжет, подводящий его к эксперименту или цепочке экспериментальных действий, или предлагается роль, которая позволит малышу экспериментировать в заданных условиях. Учитывая, что пик познавательного интереса детей приходится на 3-4 года‚ игры-экспериментирования и игры-путешествия для детей данного дошкольного возраста - это игры с широким познавательным контекстом. Ребенок должен получить в такой игре ответы на все интересующие его вопросы.
(слайд4)
Типы исследования. (представлены на слайде)
Типы исследования, доступные и интересные дошкольникам:
- опыты (экспериментирование) с предметами и их свойствами;
- коллекционирование (классификационная работа);
- путешествие по карте;
- путешествие по "реке времени".
Первые два типа исследования присутствуют в свободной самостоятельной деятельности старшего дошкольника. Всем известно, с каким азартом ребенок разбирает механические устройства, чтобы посмотреть, как они действуют, или манипулирует различными предметами с целью вызвать какой-либо эффект. Также ребенок может увлекаться сбором простых коллекций, сортировкой включенных в них предметов (камней, марок и т.п.)
(слайд5)
"Исследования-путешествия" инициируются взрослым, но органично принимаются ребенком, поскольку условный, воображаемый план роднит их с сюжетной игрой.
Каждый из обозначенных типов исследования, "работая" в целом на познавательное развитие ребенка, создает наиболее благоприятные условия для реализации той или иной развивающей задачи:
- опыты (экспериментирование) - освоение причинно-следственных связей и отношений (представления о связях и зависимостях в неживой и живой природе и т.п.);
- коллекционирование (классификация) - освоение родо-видовых отношений (представления о видовом разнообразии в природе, о видах рукотворных предметов и т.п.):
- путешествие по карте - освоение пространственных схем и отношений (представления о пространстве мира, частях света и родной стране);
- путешествие по "реке времени" - освоение временных отношений (представления об историческом времени - от прошлого к настоящему - на примерах материальной цивилизации: история жилища, транспорта и т.п.).
(слайд 6)
Темы познавательно – исследовательской деятельности дошкольников
- Темы, связанные с неживой природой и частично с рукотворным миром (инструменты, приборы и пр.), наиболее целесообразно раскрыть с помощью "опытов" (где ребенок может сам активно поэкспериментировать).
- Темы, связанные с живой природой, явлениями социальной жизни, целесообразно задавать в контексте "коллекционирование (классификация)".
- Темы, связанные с элементарными географическими представлениями (о сторонах света, океанах и континентах, их обитателях и т.д.), наиболее целесообразно вводить через контекст "путешествие по карте", а темы, связанные с историческим временем (прошлое-настоящее-будущее), - через контекст "путешествие по "реке времени".
Путешествия по карте и по "реке времени" не преследуют цели давать детям детальными географические и исторические сведения. Главное - создать в воображении ребенка целостные живые образы разных уголков Земли через яркие "метки"-символы (типичные природные ландшафты и их обитатели, люди и их занятия), а также создать целостные образы исторических эпох через "метки"-символы материальной цивилизации.
(слайд7)
Форма организации занятий.
В работе по опытно-экспериментальной деятельности детей необходимо использовать разные формы и методы в комплексе, правильно сочетать их между собой. Выбор методов и необходимость комплексного их использования определяется возрастными возможностями дошкольников и характером воспитательно-образовательных задач, которые решают воспитатели.
(Слайд 8)
Для положительной мотивации деятельности дошкольников используются различные стимулы. (с ними можно ознакомиться на слайде)
Результат в работе с детьми достигается с помощью соблюдения последовательности проведения опытов и экспериментов от «простого к сложному» на протяжении запланированного временного промежутка.
(Слайд9)
При подготовке занятия-экспериментирования педагоги придерживаются примерного алгоритма (на слайде)
1.Выбор объекта исследования.
2. Предварительная работа (экскурсии, наблюдения, чтение, беседы, рассматривание иллюстративных материалов, зарисовки явлений, фактов и пр.)по изучению теории вопроса.
3. Определение типа вида и тематики занятия-экспериментирования.
4. Выбор цели, задач работы с детьми (как правило, это познавательные, развивающие, воспитательные задачи).
5. Игровой тренинг внимания, восприятия, памяти, логики мышления.
6. Предварительная исследовательская работа с использованием оборудования, учебных пособий (в мини- лабораториях или центре науки).
7. Выбор и подготовка пособий и оборудования с учётом сезона, возраста детей, изучаемой темы.
8. Обобщение результатов наблюдений в различных формах (дневники наблюдений, таблицы, фотографии, пиктограммы, рассказы, рисунки мнемотаблицы и т.д.) с целью подведения детей к самостоятельным выводам по результатам исследования.
(Слайд 10)
Структура занятия.
В совместной деятельности экспериментирование осуществляется в ходе режимных моментов: приём пищи, занятие, игра, прогулка, сон, умывание. Для этого мы создаём специальные условия в развивающей среде, стимулирующие обогащение развития исследовательской деятельность
Вне занятий опыты в лаборатории проводятся по желанию детей самостоятельно, воспитатель уточняет у ребенка цель опыта, но в ход его не вмешивается. Результаты опытов и выход знаний, полученных в самостоятельной деятельности детей, отражаются в дальнейших беседах. Дети с увлечением рассказывают о том, кто что делал, и что у кого получилось, анализируют полученные данные. Это положительно сказывается на развитии речи детей, умении выстраивать сложные предложения, делать выводы. Роль воспитателя – подготовить ключевые вопросы, запускающие и поддерживающие активность воспитанников. Окончательный вывод формулирует воспитатель.
В процессе свободного экспериментирования ребенок получает новую, порой неожиданную для него информацию, устанавливает практические связи между собственными действиями и явлениями окружающего мира, совершает своего рода открытие. Экспериментирование стимулирует ребенка к поискам новых действий и способствует развитию гибкости мышления
В целом для занятия должно резервироваться 30-35 минут. На собственно "исследовательскую” часть отводится примерно 20-25 минут, на "дополняющую" культурную практику -10 минут.
(слайд11)
Показатели познавательной инициативы.
Целевым ориентиром для воспитателя (и критерием успешного продвижения ребенка) является комплекс нормативных показателей познавательной инициативы к концу дошкольного возраста - проявляет интерес к предметам и явлениям, лежащим за пределами конкретной ситуации, задает вопросы (почему? зачем? как?) - обнаруживает стремление объяснить связь фактов, используя рассуждение ("потому что...") - стремится к упорядочиванию, систематизации конкретных материалов, вещей (коллекции) - проявляет интерес к познавательной литературе - проявляет интерес к символическим "языкам": пытается самостоятельно "читать" схемы, карты, чертежи и делать что-то по ним (лепить, конструировать); самостоятельно составлять схемы, карты, пиктограммы; записывать истории, наблюдения (осваивает письмо как средство систематизации и коммуникации).
(слайд12)
Что дает экспериментирование?
Ребенок, почувствовавший себя исследователем, овладевший искусством эксперимента, побеждает нерешительность и неуверенность в себе
У него просыпаются инициатива и способность преодолевать трудности, переживать неудачи и достигать успеха, умение оценивать и восхищаться достижением товарища и готовность придти ему на помощь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья на тему: Роль экспериментально – опытной деятельности в познавательном развитии дошкольника
Зарожденная в детстве тяга к знаниям и наукам, вовремя и правильно сформированная и поддерживаемая как воспитателями так и родителями, даст нам возможность воспитать в нашем будущем поколении правильн...
Педагогический совет «СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»
Цель педагогического совета:-Обновление и актуализация знаний воспитателей в вопросах использования инновационных подходов к построению речевого пространства....
Презентация к педагогическому совету «СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»
данная презентация сопровождает педсовет «СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»...
ДОКЛАД НА ПЕДСОВЕТ ТЕМА: «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПОЗНАВАТЕЛЬНОМ РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКОВ С УЧЕТОМ ВНЕДРЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ « КРЫМСКИЙ ВЕНОЧЕК»
Данный доклад содержит материал, раскрывающий деятельность воспитателя подготовительной группы в рамках региональной парциальной программы по гражданско-патриотическому воспитанию детей дошкольного во...
Педагогический совет №4 «Детское экспериментирование – средство интеллектуального развития дошкольников»
Детское экспериментирование это замечательное и универсальное средство интеллектуального развития. Его можно использовать в различных видах деятельности детей, на занятиях по ознаком...
Педагогический совет " Совершенствование работы по социально-личностному развитию дошкольников"
Педагогический совет " Совершенствование работы по социально-личностному развитию дошкольников"...
План педагогического совета "«Реализация принципов обучения в познавательном развитии детей дошкольного возраста»
Материал будет полезен страшим воспитателям и методситам ДОУ....