Педагогический совет " Совершенствование работы по социально-личностному развитию дошкольников"
методическая разработка
Педагогический совет " Совершенствование работы по социально-личностному развитию дошкольников"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedagogicheskiy_sovet.docx | 37 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение детский сад «Колокольчик»
Педагогический совет
Тема: «Совершенствование работы по развитию социально-личностных качеств ребёнка»
Разработчик : Болтенкова Т.В.
Старший воспитатель
Педагогический совет
Тема: «Совершенствование работы по развитию социально-личностных качеств ребёнка»
Цель: Систематизация знаний педагогов о социально-коммуникативном развитии в условиях внедрения ФГОС.
Форма проведения: круглый стол.
Участники: воспитатели всех возрастных групп, музыкальный рукводитель.
Подготовительная работа:
- Тематическая проверка « Создание условий для социально-личностного развития дошкольников в ДОУ»
- Подготовка материала для воспитателей по социально-коммуникативному развитию согласно образовательной программы.
План проведения педсовета:
- Коммуникативная игра «Вы еще не знаете, что я люблю»
- Выступление старшего воспитателя Болтенковой Т.В. «Основные направления реализации образовательной области социально-коммуникативного развития»
- Выступление педагогов: « Методики работы по социально-личностному развитию детей:
- Методика «Концерты»;
-методика «Волшебная труба»
- методика « Руководство взрослыми в игре»
4. Проведение игр по социально-личностному развитию
5Разработка решений педсовета.
Ход педагогического совета:
- Коммуникативная игра «Вы еще не знаете, что я люблю»
Правила игры: по кругу передаётся предмет. Каждый участник продолжает фразу: «Вы ещё не знаете, что я в свободное время люблю… » (вариант – делать в свободное время… (называется какой-то факт о себе, который большинству неизвестен) »
Задание: поставьте цель к данной игре, назовите возможные варианты данной игры с детьми.
«Актуальность проблемы социализации» (слайд 1)
Уважаемые коллеги, тема педагогического совета посвящена социально-личностному развитию дошкольников.
Скажите мне пожалуйста, как вы понимаете термин «социализация» ?
Социализация — процесс интеграции личности в социальную систему, вхождение в социальную среду через овладение ее социальными нормами, правилами и ценностями, знаниями, навыками, позволяющими ей успешно функционировать в обществе.
А что же такое социализация ребёнка? Какие факторы влияют на её.
Итак, социализация ребенка – это развитие малыша начиная с самого момента его рождения. Зависит она от взаимодействия крохи с окружающей средой, в то время когда ребенок будет активно впитывать все то, что он видит, слышит, чувствует. Это понимание и усвоение всех культурных и моральных норм и ценностей, а также процессы саморазвития в том обществе, к которому дитя принадлежит. Если говорить в общем, то социализация – это процесс усвоения ребенком социальных норм, ценностей и принципов, которые существуют в данном обществе. А также впитывание тех правил поведения, которыми активно пользуются его члены (слад 2)
Современное общество требует инициативных молодых людей, способных найти "себя" и своё место в жизни, восстановить русскую духовную культуру, нравственно стойких, социально адаптированных, способных к саморазвитию и непрерывному самосовершенствованию. Основные структуры личности закладываются в первые годы жизни, а значит, на семью и дошкольные учреждения возлагается особая ответственность по воспитанию таких качеств у подрастающего поколения В связи с этим проблема социально-личностного развития - развитие ребёнка во взаимодействии с окружающим его миром - становится особо актуальной на данном современном этапе.
Данный факт находит своё отражение в основных федеральных документах, определяющих деятельность органов управления и учреждений образования. Так статьи 12 и 13 Закона РФ "Об образовании" устанавливают общие требования к программам и содержанию образования, которое в первую очередь должно ориентироваться на адаптацию личности к жизни в обществе, на обеспечение самоопределения личности и создание условий для её самореализации.
Концепция модернизации российского образования подчеркивает: "Важнейшие задачи воспитания - формирование духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе".
Анализируя проблемы современных дошкольников, можно выделить следующие типичные особенности:
- несмотря на изменения в мире, обществе и семье, дошкольники остаются детьми, они любят играть (содержание игр изменилось, наряду с сюжетно- ролевыми играми дети выбирают компьютерные игры, игры с современными головоломками, конструкторами);
- произошли существенные изменения в интеллектуальной сфере детей, они стали более информированы и любознательны, свободно ориентируются в современной технике, во взрослой жизни, чему способствует насыщенность среды в детском саду и дома;
- отмечаются изменения в нравственном, социально-личностном развитии детей, в их поведении, общении.
Проблемы дошкольного детства вызываются и усугубляются в том числе неспособностью и неготовностью некоторых семей к созданию условий для гармоничной социализации ребёнка, ослаблением преемственных связей между семейным и дошкольным воспитанием.
Главная задача государства и общества по отношению к детям – обеспечение оптимальных условий для развития их индивидуальных способностей, возможности саморегуляции, формирование у ребёнка основ уважительного отношения к окружающим, умение общаться и взаимодействовать, приобщение к общечеловеческим ценностям. В настоящее время идёт интенсивное развитие дошкольного образования в разных
направлениях: повышение интереса к личности ребёнка дошкольного возраста, его уникальности, развитию у него потенциальных возможностей и способностей.
Задача современного дошкольного образовательного учреждения состоит в том, чтобы из его стен вышли воспитанники не только с определённым запасом знаний, умений и навыков, но и люди самостоятельные, обладающие определённым набором нравственных качеств, необходимых для дальнейшей жизни, усвоения общественных, этических норм по ведения, ненасильственного взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
В ФГОС предусматривается: Основная цель – позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
Задачи социально-коммуникативного развития в ФГОС ДО:
- усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
- развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;
- становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
- развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания;
- формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками;
- формирования уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации;
- формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;
- формирование основ безопасного поведения в быту и социуме, природе.
(слайд 3)
Таким образом, являясь приоритетным, социально-личностное развитие детей выводится сегодня в ранг стратегических направлений обновления российского образования, в том числе дошкольного, и непосредственно связано не только с педагогикой, но и психологией, изучающей влияние социальной среды на развитие личности ребёнка.
Основные направления реализации образовательной области
«Социально-коммуникативное развитие» (по программе «От рождения до школы» Васильевой М.А., Вераксы М.Е., Комаровой Т.С.)
(слайд 4)
-Уважаемые коллеги прошу вас ответить на вопрос:
- Какие основные направления реализации образовательной области
« Социально-коммуникативное развитие»
Давайте проверим ( слайд)
1.Социализация, развитие общения, нравственное воспитание. 2.Ребенок в семье и сообществе, патриотическое воспитание
3. Самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание.
4. Формирование основ безопасности.
Посмотрите внимательно в ООП ДОУ и в ваших рабочих программах обозначены целевые ориентиры по социально-коммуникативному развитию дошкольников.
(слайд 5)
I. Навыки адаптации к образовательному учреждению
- Умение слушать
2. Умение обращаться за помощью
Умение выражать благодарность
- Умение следовать полученной инструкции
- Умение доводить работу до конца
- Умение вступать в обсуждение
- Умение предлагать помощь взрослому
- Умение задавать вопросы
- Умение заявлять о своих потребностях
- Умение сосредотачиваться на своем занятии
- Умение исправить недостатки в работе
(слайд 6) II. Навыки общения со сверстниками
- Умение знакомиться
- Умение присоединиться к играющим детям
- Умение играть по правилам игры
- Умение просить об одолжении
- Умение предлагать помощь сверстнику
- Умение выражать симпатию
- Умение принимать комплименты
- Умение проявлять инициативу
- Умение делиться
- Умение извиняться
(слайд 7) III. Навыки обхождения с чувствами |
22. Умение воспроизводить основные чувства |
23. Умение выражать чувства |
24. Умение распознавать чувства другого |
25. Умение сочувствовать |
26. Умение обращаться с собственным гневом |
27. Умение реагировать на гнев другого человека |
28. Умение справляться со страхами |
29. Умение переживать печаль |
(слайд 8) IV. Навыки альтернативы агрессии |
30. Умение мирно отстаивать свои интересы |
31. Умение выражать недовольство |
32. Умение спрашивать разрешения |
33. Умение спокойно реагировать в ситуации, когда не принимают в общую деятельность группы |
34. Умение адекватно реагировать в ситуации, когда дразнят |
35. Умение проявлять толерантность |
36. Умение принять последствия собственного выбора (отношение к своей ошибке) |
37. Умение реагировать на незаслуженные обвинения |
38. Умение реагировать в ситуации, когда виноват |
(слайд 9 ) V. Навыки преодоления стресса |
39. Умение проигрывать |
40. Умение обходиться с чужой собственностью |
41. Умение говорить «нет» |
42. Умение адекватно реагировать на отказ |
43. Умение справляться с ситуацией игнорирования |
44. Умение справляться со смущением |
45. Умение справиться с накопившимся стрессом с помощью двигательной активности |
На что же должна быть направлена деятельность педагога с целью реализации социально-коммуникативного развития дошкольников. (слайд 10)
Важнейшей основой полноценного социального развития ребенка является его положительное самоощущение: уверенность в своих возможностях, в том, что он хороший, его любят. Взрослые заботятся об эмоциональном благополучии ребенка (поддерживают, подбадривают, помогают поверить в свои силы и возможности), уважают и ценят независимо от его достижений, достоинств и недостатков, устанавливают с детьми доверительные отношения; способствуют развитию у ребенка чувства собственного достоинства, осознанию своих прав и свобод (иметь собственное мнение, выбирать друзей, игрушки, виды деятельности, иметь личные вещи, по собственному усмотрению использовать личное время). Взрослые уважительно относятся к интересам, вкусам и предпочтениям детей (в играх, занятиях, еде, одежде и др.).
Взрослые способствуют развитию положительного отношения ребенка к окружающим людям: воспитывают уважение и терпимость независимо от социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, вероисповедания, пола, возраста, личностного и поведенческого своеобразия (внешнего облика, физических недостатков). Взрослые помогают детям понять, что все люди разные, необходимо уважать чувство собственного достоинства других людей, учитывать их мнение, желания, взгляды в общении, игре, совместной деятельности. Поощряют проявления доброжелательного внимания, сочувствие, сопереживание. Важно, чтобы у ребенка возникло желание и умение оказать помощь, поддержку другому человеку.
Взрослые создают возможности для приобщения детей к ценностям сотрудничества с другими людьми, помогают осознать необходимость людей друг в друге. Для этого следует поощрять совместные игры детей, организовывать их совместную деятельность, направленную на создание общего продукта. В процессе постановки спектакля, сооружения общей постройки, изготовления вместе со сверстниками и со взрослыми художественного панно и др. ребенок приобретает способность ставить общие цели, планировать совместную работу, соподчинять и контролировать свои желания, согласовывать мнения и действия. Взрослые способствуют развитию у детей чувства ответственности за другого человека, общее дело, данное слово.
Взрослые уделяют особое внимание развитию коммуникативной компетентности ребенка. Помогают детям распознавать эмоциональные переживания и состояния окружающих – радость, горе, страх, плохое и хорошее настроение и др.; выражать свои эмоциональные ощущения и переживания. Для этого взрослые вместе с детьми обсуждают различные ситуации из жизни, рассказов, сказок, стихотворений, рассматривают картины, привлекая внимание детей к чувствам, состояниям, поступкам других людей; организуют театрализованные спектакли и игры-драматизации, в ходе которых ребенок учится различать и передавать настроения изображаемых персонажей, сопереживает им, получает образцы нравственного поведения.
Взрослые способствуют развитию у детей социальных навыков: помогают осваивать различные способы разрешения конфликтных ситуаций, договариваться, соблюдать очередность, устанавливать новые контакты. Важным аспектом социального развития ребенка в дошкольном возрасте является освоение элементарных правил этикета (приветствовать, благодарить, вести себя за столом и пр.). Следует знакомить детей с элементарными правилами безопасного поведения дома, на улице (знать, к кому можно обратиться, если потерялся на улице, назвать свое имя, домашний адрес и т.п.).
Важно создавать условия для развития бережного, ответственного отношения ребенка к окружающей природе, рукотворному миру: ухаживать за животными и растениями, подкармливать птиц, соблюдать чистоту, беречь игрушки, книги и т.п.
Уважаемые коллеги, скажите, какие виды деятельности способствуют социально-коммуникативному развитию дошкольников.?
Процесс социально-коммуникативного развития дошкольников включает различные виды деятельности: (слайд 11)
- Игровая деятельность – дает ребенку почувствовать себя равноправным членом человеческого общества. В игре у ребенка появляется уверенность в собственных силах, в способности получать реальный результат.
- Исследовательская деятельность – дает возможность ребенку самостоятельно находить решение или опровержение собственных представлений.
- Изобразительная - позволяет ребенку с помощью работы, фантазии вжиться в мир взрослых, познать его и принять в нем участие.
- Предметная – удовлетворяет познавательные интересы ребенка в определенный период, помогает ориентировать в окружающем мире.
- Наблюдение – обогащает опыт ребенка, стимулирует развитие познавательных интересов, рождает и закрепляет социальные чувства.
- Коммуникативная (общение) – объединяет взрослого и ребенка, удовлетворяет разнообразные потребности ребенка в эмоциональной близости с взрослым, в его поддержке и оценке.
- Проектная – активизирует самостоятельную деятельность ребенка, обеспечивает объединение и интеграцию разных видов деятельности.
- Конструктивная – дает возможность формировать сложные мыслительные действия, творческое воображение, механизмы управления собственным поведением.
Таким образом, каждый вид деятельности вносит вклад в процесс социально- личностного развития дошкольников.
4. Социализация через игру
Чтобы способствовать социальному развитию ребенка, взрослому необходимо поощрять всевозможные формы игры. Общение же – составляющая часть ее. В процессе игры развитие ребенка движется быстрыми темпами: социальное, психическое, эмоциональное… Дети чаще всего они в игровой форме воспроизводят быт взрослых – играют в магазин, в доктора, в детский сад или школу, в «дочки-матери»…
При создании воображаемой ситуации в игре ребенок учится участвовать в социальной жизни, «примеряет» на себя роль взрослого. В игре отрабатываются варианты разрешения конфликтов, выражается недовольство или одобрение, дети поддерживают друг друга – то есть выстраивается своеобразная модель мира взрослых, в котором дети учатся адекватно взаимодействовать.
Использование игровых ситуаций в коммуникативном развитии:
В дошкольном возрасте очень важно развивать у ребенка коммуникативные способности. Это необходимо для того, чтобы малыш был адаптирован к жизни в социуме, имел активную и ответственную социальную позицию, смог реализовать себя, всегда мог найти общий язык с любым человеком и завести друзей. Коммуникативное развитие детей способствует изменению и развитию его
эмоциональной сферы, ребенок начинает сознавать и лучше контролировать свои эмоции.
Развитию эмоциональной сферы ребенка способствуют разнообразные игровые педагогические технологии. В частности - организация разнообразных игровых ситуаций, обеспечивающих освоение положительного опыта и ценностных ориентаций.
Дается задание назвать возможные игры и провести одну из них с коллегами
- Для развития умения устанавливать контакт с собеседником детям предлагаются следующие упражнения.
- "Как можно нас называть по – разному?"
Выбирается ведущий. Он становится в круг. Остальные дети, представляя, что они - это его мама, папа, дедушка, бабушка, друзья, которые его очень любят, произносят его имя.
- "Улыбка" - дети сидят в кругу. Они берутся за руки и, глядя соседу в глаза, дарят ему самую дорогую улыбку, какая есть.
- "Комплимент" - дети становятся в круг и по очереди, глядя в глаза соседу, говорят несколько добрых слов, хвалят его. (Ты всегда делишься, ты веселая, у тебя красивое платье..."). Принимающий кивает головой и говорит: "Спасибо, мне очень приятно!" Вместо похвалы можно просто сказать "вкусное", "сладкое", "молочное" и др.
- Для совершенствования у детей способа общаться без слов сначала дают детям распознать изображенный жест (на рисунке, фотографии, диафильме), а затем предлагают игры:
- "Угадай" - один ребенок воспроизводит жест, а другие отгадывают его значение;
- "Походки" - один ребенок изображает походку кого - либо (человека, животного, птицы и т. д.), а остальные дети отгадывают, кому она принадлежит;
- "Иностранец" - один ребенок, изображая иностранцев с помощью жестов и мимики спрашивает, как пройти в зоопарк, в бассейн, на площадь, а остальные дети, также при помощи жестов и мимики, отвечают на его вопросы;
- "Расскажи стихи без слов". "Изобрази пословицу".
- Для совершенствования умения ясно и четко произносить слова детям предлагают:
- изобразить как бушует море, каким голосом говорит Баба Яга, Золушка и другие сказочные персонажи;
- произнести знакомое четверостишие - шепотом, максимально громко, как робот, со скоростью пулеметной очереди, грустно, радостно, удивленно, безразлично.
- Научить детей договариваться. Избежать конфликтов в детском коллективе поможет такая игра- мирилка « Дорожка дружбы»:
Дети расходятся в разные стороны ковра и медленно идут навстречу друг другу, произнося слова:
- По дорожке я шагаю- гнев на волю выпускаю. Не хочу я грустным быть, И сердитым тоже.
Нас с друзьями помирить
« Дорожка дружбы сможет».
Дети встречаются в « Кругу применения» (большом обруче)
- Для развития у детей эмпатии (осознанное сопереживание текущему эмоциональному состоянию другого человека) и эмпатийного поведения им предлагают:
- участие в кукольном спектакле, драматизации сказок, то в качестве зрителей, то в качестве актеров (происходит сближение с персонажем; свободный выбор и ролевое изображение помогает ребенку глубоко понять художественное произведение);
- сюжетные творческие игры, с повторением сцен - ребенок играет сначала одну роль, затем тут же другую (это помогает научить детей видеть эмоциональное состояние другого);
- разговор по телефону со сказочными персонажами, выражая свое отношение к тому или иному персонажу;
- следующие упражнения, игры:
"Опиши друга" - двое детей становятся спиной друг к другу и по очереди описывают прическу, одежду другого, а затем, выясняется, кто оказался точнее;
"Подари подарок другу" - при помощи мимики и жестов дети изображают подарок и дарят его друг другу;
"Царевна - Несмеяна" - дети пытаются развеселить одного ребенка разными способами: рассказывают анекдот, веселую историю, предлагают игру...;
"Сравнения" - дети сравнивают себя с какими - то животными, растениями, цветами, а затем совместно со взрослыми обсуждают, почему они выбрали такое сравнение;
"Волшебный магазин" - взрослый предлагает детям купить что - нибудь своим друзьям, родным в волшебном магазине, затем уточняет, для чего.
Решение педсовета:
- Совершенствовать работу по социально-коммуникативному развитию дошкольников в соответствии с ФГОС ДО.
Срок: постоянно
Ответственные: воспитатели всех групп, музыкальный руководитель
- Использовать в работе с детьми по социально-коммуникативному развитию разнообразные формы и методы (игровые технологии, проектирование, сотрудничество с социальным окружением).
Срок: постоянно
Ответственные: воспитатели всех групп, музыкальный руководитель
- Способствовать обогащению детской игры в части развития диалога, ролевого общения, ролевых отношений и действий, обновлению и пополнению атрибутов игр, их разнообразию в зависимости от возраста детей и планирования.
Срок: постоянно
Ответственные: воспитатели всех групп, музыкальный руководитель
- Строить образовательный процесс по «Социально-коммуникативному развитию» на основе интеграции с другими образовательными областями и видами детской деятельности.
Срок: постоянно
Ответственные: воспитатели всех групп, музыкальный руководитель
Анкета по социальному развитию для родителей
Уважаемые родители! Просим вас принять участие в нашем опросе.
Да Нет
Да Нет Не знаю
Физическая Интеллектуальная Коммуникативная (навыки общения) Духовно-нравственная Трудовая Социально-личностная Навыков саморегуляции
обязательно передать их своему ребенку? (отметьте все, что считаете нужным и пронумеруйте по значимости от (1) – самого важного до наименее важного): Любовь к Родине Уважение к родителям Взаимопомощь в семье Здоровый образ жизни Сочувствие, сострадание Образование, любовь к знаниям Благосостояние Уважение к личности каждого человека Дружеских отношений Забота о сохранении окружающего мира Творчество Лидерство, стремление к успеху Красота природы и искусства Религиозные ценности Другое |
важного. Те качества, которые вы считаете совсем не важными, просто вычеркните из списка. Здоровый Активный Жизнерадостный Обладающий необходимыми знаниями, умениями и навыками Тянется к новым знаниям Способный управлять своим поведением Исполнительный Принимающий авторитет взрослого Усидчивый Соблюдающий принятые нормы Общительный Доброжелательный Готовый к серьезной работе Умеет выражать свои мысли
Водите его на курсы подготовки при школе; Сами занимаетесь с ним чтением, счетом, письмом и т.д.; Стараетесь расширять кругозор ребенка; Ребенок занимается в каких-либо кружках, секциях, музыкальной школе, и таким образом приучается к самодисциплине и работе на результат; Играете с ним в игры по правилам (шашки, шахматы, спортивные игры и пр.); Стараетесь увлечь ребенка то одним, то другим интересным делом; Рассказываете ему интересные случаи из своей школьной жизни; Заранее пролечиваете имеющиеся у ребенка хронические заболевания; Уделяете внимание летнему отдыху и оздоровлению ребенка. СПАСИБО ЗА СОТРУДНИЧЕСТВО! |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический совет «СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»
Цель педагогического совета:-Обновление и актуализация знаний воспитателей в вопросах использования инновационных подходов к построению речевого пространства....
Презентация к педагогическому совету «СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»
данная презентация сопровождает педсовет «СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»...
Педагогический совет "Совершенствование работы воспитателя с дошкольниками через конструктивно-модельную деятельность"
Деловая игра с педагогами на тему конструктивной деятельности. Приёмы и способы конструирования, воспитательные задачи, наполнение центра конструирования....
Педагогический совет №4 «Детское экспериментирование – средство интеллектуального развития дошкольников»
Детское экспериментирование это замечательное и универсальное средство интеллектуального развития. Его можно использовать в различных видах деятельности детей, на занятиях по ознаком...
Педагогический совет "Совершенствование работы по профилактике безопасности воспитанников "
Педагогический совет в форме деловой игры...
Презентация к педагогическому совету "Совершенствование работы с родителями в условиях модернизации образовательного процесса. Использование дистанционных форм взаимодействия»
В современном мире развитие коммуникационных и информационных технологий идёт быстрыми темпами. В условиях эпидемиологической ситуации и режима повышенной готовности изменилось многое. Изменения кос...