Педагогический совет «СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»
материал

Соломатова Александра Павловна

Цель педагогического совета:

-Обновление и актуализация знаний воспитателей в вопросах использования  инновационных подходов к построению речевого пространства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedsovet_po_razvitiyu_rechi.docx115.37 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогическое совещание

«СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

СЛАЙД 1

Цель педагогического совета:

-Обновление и актуализация знаний воспитателей в вопросах использования  инновационных подходов к построению речевого пространства.

-Проанализировать состояние работы по речевому развитию детей в ДОУ, наметить пути совершенствования в данном направлении

-Систематизация знаний педагогов об особенностях современных форм и методов работы по развитию речи дошкольников

Повестка:

1. «Речевое развитие дошкольника в соответствии с ФГОС дошкольного образования» - Коммуникативная игра - заместитель заведующего по УВР, Соломатова А.П.

2. Доклад «Использование инновационных технологий в образовательной деятельности по речевому развитию детей дошкольного возраста в контексте ФГОС ДО» - заместитель заведующего по УВР, Соломатова А.П.

Содокдад «Инновионные методы: аква-гимнастика, биоэнергоплатика, кинезиологические упражнения в работе с детьми в речевом развитиидошкольников» - педагог-психолог Клочихина О.В.

3. Консультация «Нестандартные подходы к заучиванию стихотворений детьми дошкольного возраста» -  Ветрова Татьяна Николаевна, член союза писателей России.

4. Аналитическая справка по тематической проверке: «Условия для речевого воспитания дошкольников в детском саду» - заместитель заведующего по учебно-воспитательной работе Соломатова А.П.

5. Деловая игра «Речевой коллоквиум»

6. Награждение участников смотра-конкурса «Лучший речевой уголок»

Детский сад № 226 ОАО РЖД»

Коммуникативная игра

«Речевое развитие дошкольника в соответствии с ФГОС дошкольного образования»

Подготовила:

заместитель заведующего по УВР, Соломатова А.П.

2017

Цель: систематизировать знания педагогов по образовательной области «Речевое развитее» с требованиями ФГОС ДО

Сегодня дошкольным образовательным учреждениям предъявляются всё более серьезные требования, заставляющие пересматривать традиционную систему работы. Понимание роли

педагога как транслятора знаний - в прошлом. Главное сегодня – выявление и развитие способностей каждого воспитанника, формирование у дошкольников широкого круга

компетенций. В рамках ФГОС ребенок должен быть участником образовательных отношений на основе взаимодействия, сотрудничества как между собой, так и со взрослыми. Разные виды детской деятельности: проектная деятельность, познавательно- исследовательская, игровая, продуктивная помогут ребенку стать полноправным активным участником образовательной деятельности т.д. в соответствии с концепцией личностно-ориентированного социально-педагогического подхода

СЛАЙД 2

А сейчас давайте вспомним, в чем же заключается Речевое развитие дошкольника в соответствии с ФГОС дошкольного образования.

Прошу всех встать в круг. Сейчас мы проведем разминку перед началом нашей теоретической части педсовета в виде коммуникативной игры

«Передай предмет» (педагоги встают в круг и отвечают на поставленный вопрос, передавая предмет друг другу по кругу.)

1. вопрос Что включает в себя образовательная область по ФГОС ДО?

СЛАЙД 3

Речевое развитие дошкольника в соответствии с ФГОС дошкольного образования включает владение речью, как средством общения и культуры;

  • обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;

  • развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;

  • знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;

  • формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

СЛАЙД 4

Второй вопрос

  • Основные аспекты проведения занятия по ФГОС ДО

СЛАЙД 5

Продумывать организацию детей на занятии

создать проблемную ситуацию

различные приемы руководства

иннтеграция

использовать такой прием, как педагогическая поддержка

использовать педагогические технологии9 проблемное обучение, исследовательская деятельность, проектная деятельность, здоровьесберегающие технологии и другое.

решение проблемной и поисковой ситуации

активная речевая деятельность детей

свободу выбора предстоящей деятельности и  в тоже время, своим мастерством увлечь детей за собой

СЛАЙД 6

3 вопрос  «Какими качествами должен обладать ребёнок на этапе завершения дошкольного образования?»

СЛАЙД 7

  •  ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;

- знаком с произведениями детской литературы

- Ребёнок проявляет инициативность и самостоятельность в  общении.

- Он охотно общается со взрослыми и сверстниками.

- Обсуждает    возникающие проблемы, может поддержать разговор на интересную для него тему.

Спасибо за участие в игре. Мы с вами активизировали свои знания по образовательной области «Речевое развитие».  Прошу занять свои места. Продолжим.

Детский сад № 226 ОАО РЖД»

Доклад

«Использование инновационных технологий в образовательной деятельности по речевому развитию детей дошкольного возраста в контексте ФГОС ДО»

Подготовила:

заместитель заведующего по УВР, Соломатова А.П.

2017

Говорить умеют все, но говорить правильно, умеют лишь единицы из нас. Разговаривая с другими, мы пользуемся речью, как средством передачи своих мыслей. Речь для нас является одной из главных потребностей и функций человека. Именно речь отличает человека от других представителей живого мира. Именно через общение с другими людьми человек реализует себя как личность.

Судить о начале развития личности ребенка дошкольного возраста без оценки его речевого развития невозможно.

Проблема формирования речи у детей дошкольного возраста актуальна на сегодняшний день. Формирование речи у дошкольников является важной и трудно решаемой задачей. Успешное решение этой задачи необходимо как для подготовки детей к предстоящему школьному обучению, так и для комфортного общения с окружающими. Однако развитие речи у детей в настоящем времени представляет собой актуальную проблему, что обусловлено значимостью связной речи для дошкольников.

Вспомним Традиционные методы речевого развития детей.

В настоящее время методика развития речи, как и общая дидактика, не располагает устойчивой классификацией приемов. Приемы развития речи это элемент метода. можно разделить, прежде всего, на: наглядные, словесные, игровые, косвенные методы.

Давайте вспомним, что включают в себя эти методы

СЛАЙД 8

• Наглядные:

Организация наблюдения;

Демонстрация иллюстраций, картин, предмета, макета и т. д. ;

Просмотров видеофильмов.

• Словесные:

Речевой образец;

Повтор;

Вопрос;

• Игровые:

Дидактические игры-упражнения;

Театрализованные игры;

Сюжетно-ролевые игры;

И другие виды игр с речевым содержанием.

• Косвенные:

Подсказка;

Совет;

Исправление;

Реплика;

Замечание.

Традиционная методика обучения дошкольников рекомендует использовать в качестве основного приема обучения образец рассказа педагога. Но опыт показывает, что дети воспроизводят рассказ воспитателя с незначительными изменениями, рассказы бедны выразительными средствами, лексический запас слов мал, в текстах практически отсутствуют простые распространенные и сложные предложения. Но главным недостатком является то, что ребенок сам не строит рассказ, а повторяет уже только — что услышанное. За одно занятие детям приходится выслушивать несколько однообразных однотипных рассказов. Детям этот вид деятельности становится скучным и неинтересным, они начинают отвлекаться. Доказано, что чем активнее ребенок, чем больше он вовлечен в интересную для себя деятельность, тем лучше результат. Воспитателю нужно побуждать детей к речевой деятельности, а также важно стимулировать речевую активность в процессе свободного общения.

СЛАЙД 9

Стало очевидно, что необходимо изменение способов работы воспитателя на занятиях по развитию речи дошкольников. В последнее время все чаще поднимается вопрос о применении инновационных технологий в ДОУ, так как внедрение инноваций в работу образовательного учреждения – важнейшее условие совершенствования и реформирования системы дошкольного образования.

Использование в воспитательно-образовательном процессе ДОУ современных педагогических технологий, таких как, обучение в сотрудничестве, проектная методика, интерактивное взаимодействие, использование новых информационных технологий, помогают нам реализовать личностно - ориентированный подход к детям, обеспечивая индивидуализацию и дифференциацию педагогического процесса с учетом их способностей и уровня развития.

Инновация — это результат инвестирования интеллектуального решения в разработку и получение нового знания, ранее не применявшейся идеи по обновлению сфер жизни людей.

Инновационные технологии – это система методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств, направленных на достижение позитивного результата за счёт динамичных изменений в личностном развитии ребёнка в современных социокультурных условиях. Педагогические инновации могут либо изменять процессы воспитания и обучения, либо совершенствовать. Инновационные технологии сочетают прогрессивные креативные технологии и стереотипные элементы образования, доказавшие свою эффективность в процессе педагогической деятельности.

СЛАЙД 10

Можно выделить следующие причины появления инноваций в дошкольном образовании: научные исследования;

социокультурная среда – потребность дошкольных образовательных учреждений в новых педагогических системах;

творческая вариативность педагогов;

заинтересованность родителей в достижении положительной динамики в развитии детей.

  • условиях реализации ФГОС ДО принципиально новой является необходимость решения речевых задач в контексте детской деятельности (игры, детского исследования, труда, экспериментирования), не переводя ее в учебную по форме и методам воздействия. Это требует новых технологий коммуникативного и речевого развития дошкольников.

СЛАЙД 11

При выборе технологии необходимо ориентировать на следующие требования:

  • ориентация технологии не на обучение, а на развитие коммуникативных умений детей, воспитание культуры общения и речи;

  • содержание технологии сориентировано на становление позиции субъекта в общении и речевой деятельности;
  • технология должна носить здоровьесберегающий характер;

  • основу технологии составляет личностно-ориентированное взаимодействие с ребенком;

  • реализация принципа взаимосвязи познавательного и речевого развития детей;

  • организация активной речевой практики каждого ребенка в разных видах деятельности с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей.

СЛАЙД 12

Рассмотрим технологии речевого развития дошкольников

Технология – это совокупность приёмов, применяемых в каком либо деле, искусстве, мастерстве (толковый словарь).

Технологии речевого развития:

  • проектная деятельность
  • технология портфолио
  • исследовательская деятельность, коллекционирование
  • игровые технологии
  • информационно-коммуникационные технологии
  • технология проблемного обучения
  • альтернативные технологии

СЛАЙД 13

Метод проектов

Рекомендуется

проводить   с

дошкольниками

монопроекты,   содержание

которых

ограничивается рамками одной образовательной области и

интегрированные проекты,

в которых

решаются задачи из разных образовательных областей программы.

Темы монопроектов по речевому развитию дошкольников могут быть следующие:

«Со  словами

поиграем  –  много

нового  узнаем»,

«Раз  –  словечко,  два  –

словечко»

(формировать у детей интерес к словотворчеству и поэтическому слову);

«Использование приѐмов мнемотехники для развития монологической речи» (учить связно,

последовательно, грамматически и фонетически правильно излагать свои мысли, рассказывать о событиях из окружающей жизни);

«Путешествие в Читалию» (формировать интерес и потребность детей в чтении художественной литературы);

Развитие  диалогической  речи  у детей  старшего  дошкольного  возраста  через  изучение основ журналистики» (ознакомление с творческими профессиями: поэт, музыкант, журналист, писатель, художник и т.д., совершенствование навыков диалогической речи); «Как рождается книга?» (развитие речевого творчества детей);

«Трудно ли быть вежливым?» (освоение правил этикета, умений использовать их в повседневном общении);

«Спор хороший и плохой» (освоение этикета убеждения и спора).

  • младшей группе возможно использование краткосрочных мини-проектов, которые представляют собой серии образовательных ситуаций: «Прогулка куклы Кати» (подбор верхней одежды и одевание куклы в соответствии с сезоном, подбор игрушек для игр на прогулке, знакомство с правилами безопасности при выходе на прогулку); «Поможем малышам (животным) найти мам» (узнавание, называние и установление соответствия взрослых животных и их детенышей, знакомство с внешними особенностями домашних животных и некоторыми правилами обращения с ними) и др.

Проекты в средней группе предполагают обязательное использование элементарного экспериментирования, выполнение заданий проекта парами или небольшими подгруппами. Примерные темы проектов для детей средней группы: «Зачем людям транспорт?», «Камень, ножницы, бумага», «Как человек узнает время?», «Зачем человек придумал посуду?», «Почему сок, вода, молоко разного цвета?» и др.

Проекты для детей старшего дошкольного возраста характеризуются познавательной и социально-нравственной направленностью тематики: «Если с другом вышел в путь...», «Добрые слова в день рождения», «Тайна третьей планеты», «Как открыть книжный гипермаркет?», «Жалобная книга природы».

Тематика детских проектов может соответствовать праздникам и знаменательным событиям, происходящим в стране, городе, детском саду или группе.

Например, при подготовке к празднованию Дня воспитателя дети подготовительной к школе группы берут интервью у работников детского сада, узнают особенности их профессиональной деятельности, отмечают некоторые личностные черты и с учетом этого готовят поздравления и подарки.

Результатом проектной деятельности может быть коллективный продукт, полученный в результате сотрудничества детей всей группы: альбом рисунков, рассказов, коллаж «Наш детский сад» и т.д.

СЛАЙД 14

Технология портфолио

Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые воспитанником в разнообразных видах деятельности. Данный способ фиксации индивидуальных достижений позволяет отразить положительные эмоции, творческие успехи, впечатления, награды, забавные высказывания.

Основные разделы портфолио дошкольника могут быть следующие: «Я расту»

(антропометрические данные разных возрастных периодов, контуры ладони, ступни); «Моя

семья» (рисунки, записанные со слов ребенка рассказы, фотографии); «Почитай-ка» (список

любимых книг ребенка, рисунки по художественным произведениям); «Мои фантазии»

(выдуманные ребенком рассказы, сказки, небылицы, загадки, образцы словотворчества, рисунки и

творческие работы); «Расскажу я вам стихи» – раздел, в котором записываются названия

выученных ребенком стихотворений; «Грани таланта» (особые таланты и склонности ребенка в

одной или двух областях); «Умелые ручки» (поделки, аппликации, оригами, фотографии

объемных работ); «Награда для героя» (дипломы, грамоты, сертификаты ребенка в различных

конкурсах, олимпиадах, фестивалях); «Вдохновение зимы (весны, лета, осени)» (в разделе

размещаются детские работы (рисунки, сказки, стихи, фотографии с утренников, записи детских

стихотворений и др.); «Скоро в школу» (фото школы, рисунки на школьную тему, буквы, которые

он запомнил, рекомендации для родителей, критерии готовности к школе).

Разделы заполняются постепенно, в соответствии с возможностями и достижениями ребенка, наиболее полно отражают особенности роста и развития дошкольника.

Одним из условий речевого развития детей дошкольного возраста является организация содержательного, активизирующего общения взрослого и ребенка. Поводом для такого общения может служить технология исследовательской деятельности детей.

СЛАЙД 15

Одним из условий речевого развития детей дошкольного возраста является организация содержательного, активизирующего общения взрослого и ребенка. Поводом для такого общения может служить технология исследовательской деятельности детей.

Технология исследовательской деятельности, коллекционирование

Познавательная активность реализуется детьми в наблюдениях, сенсорном обследовании, опытах, экспериментировании, эвристическом обсуждении, развивающих играх и т.д. Ребенок может рассуждать, спорить, опровергать, доказывать свою точку зрения в активной познавательной деятельности. С этой целью педагог может использовать разнообразные бытовые

  • проблемные ситуации, содержащие познавательные задачи, заимствовать их из художественной
  • научной литературы, из явлений и процессов окружающего природного мира.

Занятия по экспериментальной и исследовательской деятельности позволяют обогатить, активизировать и актуализировать словарь ребенка. Понятийный словарь, формируемый в процессе практических действий, очень глубокий и стойкий, поскольку связан с формированием собственного жизненного опыта ребенка, активнее входит в связную речь. Опустив кусочек льда в воду, ребенок надолго запомнит это явление; выявив его причину, будет знать, что лед плавает, потому что он легче воды. Если поместить большое количество льдинок в воду, то можно наблюдать, как они сталкиваются, трутся друг о друга, трещат и крошатся, что напоминает явление ледохода. Смоделированная ситуация позволит ребенку в дальнейшем ярко и подробно описать приход весны. Происходит формирование и закрепление грамматических категорий речи: согласование существительных с прилагательными, местоимениями, числительными; формирование падежных форм, сложных синтаксических конструкций, использование предлогов.

На занятиях-опытах развивается связная речь. Ведь при постановке проблемы ее необходимо сформулировать; при объяснении своих действий суметь подобрать подходящие слова, доходчиво передать собственную мысль. Во время таких занятий происходит формирование монологической речи, умение выстраивать и оречевлять собственные действия, действия товарища, собственные суждения и умозаключения. Развивается и диалогическая речь (совместное наблюдение за предметами и явлениями, обсуждение совместных действий и логических заключений, споры и обмен мнениями). Происходит сильный всплеск речевой активности и инициативности. В этот момент мало говорящие дети преображаются, стремятся выйти на передний план коммуникации.

  • исследовательской деятельности можно отнести не только наблюдения и опыты в природе, но и работу с временной лентой (например, темы: «История развития почты», «Появление ручки», «Жизнь шляпы»), «путешествия» по карте («Где находятся «теплые края»?», «Путешествие к бабушке в деревню»), а также коллекционирование (коллекция пуговиц, марок и т.д.) – сбор предметов, объединенных тематикой.

Коллекционирование – это система работы, включающая рассматривание экспериментально-поисковую деятельность, проведение дидактических и сюжетных игр с использованием предметов коллекции. Дети узнают о прошлом представленных в коллекции предметов, их происхождении и изменении; рассматривают экспонаты коллекции. К каждому экспонату прилагается «история». Эти истории вместе с экспонатами сочиняют дети. По сути, это творческие рассказы, стихи, загадки, сказки. Из них составляются рукописные книги, используемые в дальнейшем для повышения мотивации к чтению. Они являются речевыми образцами для детей каждой последующей группы.

СЛАЙД 16

Игровые технологии

  • Мнемотехника

Мнемотаблицы - схемы служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи детей. Их используют: для обогащения словарного запаса, при обучении составлению рассказов, при пересказах художественной литературы, при отгадывании и загадывании загадок, при заучивании стихов.

СЛАЙД 17

  • Моделирование
  • процессе развития речи старших дошкольников используются специальные предметно – схематические модели. При формировании у детей представлений о слове и предложении детей знакомят с графической схемой предложения. Педагог сообщает, что, не зная букв, можно писать предложение. Отдельные черточки в предложении - это слова. Детям можно предложить построить предложение: «Наступила холодная зима. Дует холодный ветер».

Графические схемы помогают детям более конкретно ощутить границы слов и их раздельное написание. В этой работе можно использовать различные картинки и предметы.

Для словесного анализа предложений в подготовительных группах воспитатели используют модель «живые слова». Сколько слов в предложении столько педагог и вызывает детей. Дети встают по порядку в соответствии с последовательностью слов в предложении.

СЛАЙД 17

  • LEGO-технология

Применение LEGO-технологий, ориентированных на развитие мелкой моторики, являются незаменимыми в речевом развитии дошкольников.

  • процессе НОД по развитию речи, художественной литературе отрабатываются грамматические конструкции. Например, согласование числительных с существительными – «Сколько в домике окошек», «Сколько ягодок на кустике»; словообразование – добавление приставок к глаголам: «Придумайте новые слова от слова «Летать» и продемонстрируйте действие, используя дерево и птичку» и другие дидактические упражнения.

При составлении пересказов очень большую помощь детям оказывают модели-иллюстрации к литературному произведению, созданные самими детьми. Пересказ не по сюжетной картинке, а по объемному изображению декораций из конструктора, помогают ребенку лучше осознать сюжет, что делает пересказ более развернутым и логичным.

Огромную роль в развитии речевых навыков играет инновационный образовательный конструктор LEGO Education Эюкейшен - образование «Построй свою историю». С помощью данного конструктора дети придумывают свои уникальные истории, пересказывают литературные произведения, составляют рассказы, описывающие реальные ситуации из окружающей действительности и т.д. С использованием LEGO работа над рассказом, пересказом, диалогом становится более эффективной.

СЛАЙД 19

  • Артикуляционные и речевые упражнения

  • Игры на развитие речевого дыхания

  • Подвижные и хороводные игры с текстом

  • Игры на формирование фонематического восприятия

  • Коммуникативные игры

  • Пальчиковые игры          
  • Дидактические игры
  • Логоритмика

Подробнее о аква-гинастики, биоэнергопластики и кинезиологических упражнениях вам расскажет Оксана Владимировна

СЛАЙД 20

Информационно – коммуникационные технологии

Компьютерные игровые комплексы (КИК) – одна из современных форм работы, в которой взаимоотношения взрослого и ребенка выстраиваются посредством технических видов коммуникации, позволяющих не только общаться в равных условиях, но и систематизировать знания, закреплять умения, свободно их использовать в самостоятельной жизнедеятельности.

Наряду с использованием развивающих компьютерных игр педагоги создают компьютерные презентации, которые используют на своих занятиях в соответствии с требованиями реализуемой программы.

 СЛАЙД 21

Технология проблемного обучения

Это организация образовательной деятельности, которая предполагает создание под руководством воспитателя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность воспитанников, в результате чего и происходит речевое развитие. Педагог выступает не жѐстким руководителем, а организатором совместной образовательной деятельности, который сопровождает и помогает ребѐнку стать активным коммуникатором, что актуально в настоящее время и соответствует ФГОС ДО.

Воспитатель не дает готовые знания детям, а выводит их на получение знаний

Проблемными вопросами начинающимися вопросительными наречиями почему? зачем? Ты как думаешь?

Эти вопросы сложнее по синтаксической конструкции, а главное — по содержанию, так как требуют определенной мотивации ответов, осмысливания причинно-следственных связей, установления смысловых ассоциаций — и следовательно непосредственно связаны с развитием логического мышления.

Педагогам полезно иметь картотеку проблемных ситуаций и вопросов, которая позволит задавать проблемную ситуацию в процессе ОД.

Педагогам полезно иметь картотеку проблемных ситуаций и вопросов, которая позволит задавать проблемную ситуацию в процессе ОД.

Примеры проблемных вопросов в разделе «Ознакомление с художественной литературой и развитие речи».

-Что будет ,если в сказке появится новый герой?

-Как вы думаете Баба -Яга добрая или злая?

-Если бы вы оказались на месте героя рассказа, о чем бы подумали?

-Почему говорят: «Сказка — ложь, да в ней намек»?

-Для чего используются образные слова?

-Можно ли словами «нарисовать» портрет?

-Как бы вы поступили, оказавшись на месте героя произведения?

«Подготовка к обучению грамоте»:

-Из чего состоит слово, если мы его произносим?

-Из чего состоит слово, если мы его пишем?

-Может ли слово состоять только из гласных звуков?

-Может ли слово состоять только из согласных звуков?

Воспитатель читает письмо: «Здравствуйте ребята. Меня зовут Умка. Живу я в вечном царстве льда и снега, на севере. Недавно я узнал, что у вас наступило лето. Я никогда не видел лето, но очень хочу узнать что же это такое». Как мы можем помочь Умке узнать о времени года – лето?

«Связная речь»

Тема: «Ежиный суп»

Задачи:

  • Обучение составлению окончания рассказа по данному началу с иллюстрированием продолжения незаконченного повествования;

  • Развитие навыков самостоятельного связного пересказа текста с предварительным отображением его содержания в рисунках – иллюстрациях;

  • Развитие творческого воображения;

  • Обучение действиям планирования развѐрнутого высказывания на основе составления наглядного

картинного

плана;

  Активизация

И обогащение

словарного

запаса.

Задания  Используя

иллюстрации

к

сказке

как

картинный

план,

пересказать сказку;

Придумать

собственную

сказку

по

аналогии  с  данной,

направляя

воображение

ребѐнка с помощью

вопросов, помогая

ему

иллюстрировать

своѐ сочинение.

Технологии обучения образной речи:

  • Технология обучения детей составлению сравнений.

Модель составления сравнений:

  • воспитатель называет какой-либо объект;

  • обозначает его признак;
  • определяет значение этого признака;
  • сравнивает данное значение со значением признака в другом объекте.

  • младшем дошкольном возрасте отрабатывается модель составления сравнений по признаку цвета, формы, вкуса, звука, температуры и др.

На пятом году жизни дается больше самостоятельности при составлении сравнений, поощряется инициатива в выборе признака, подлежащего сравнению.

На шестом году жизни дети учатся самостоятельно делать сравнения по заданному воспитателем признаку.

Технология обучения детей составлению сравнений развивает у дошкольников наблюдательность, любознательность, умение сопоставлять признаки предметов, обогащает речь, способствует мотивации развития речевой и мыслительной деятельности.

  • Технология обучения детей составлению метафор.

Метафора – это перенесение свойств одного предмета (явления) на другой на основании признака, общего для обоих сопоставляемых объектов. Не обязательно называть детям термин «метафора». Скорее всего, для детей это будут загадочные фразы Королевы Красивой Речи.

Прием простого алгоритма составления метафоры.

  1. Берется объект 1 (радуга). Про него и будет составлена метафора.
  2. У него выявляется специфическое свойство (разноцветная).
  3. Выбирается объект 2 с таким же свойством (цветочная поляна).
  4. Определяется место расположения объекта 1 (небо после дождя).

  1. Для метафорической фразы необходимо взять объект 2 и указать место расположения объекта 1 (Цветочная поляна - небо после дождя).

  1. Составить предложение с этими словами (цветочная небесная поляна ярко засияла после дождя).

  • Обучение детей составлению творческих рассказов по картине.

Предлагаемая технология рассчитана на обучение детей составлению двух типов рассказов по картине.

1 -  «текст реалистического характера»

2 -  «текст фантастического характера»

Оба типа рассказов можно отнести к творческой речевой деятельности разного уровня. Основополагающим моментом в предлагаемой технологии является то, что обучение детей

составлению рассказов по картине основывается на алгоритмах мышления. Обучение ребенка осуществляется в процессе его совместной деятельности с педагогом посредством системы игровых упражнений.

СЛАЙД 22

Технология ТРИЗ

Инструментарий ТРИЗа.

  • Мозговой штурм или коллективное решение проблем: перед группой детей ставится проблема, каждый высказывает свое суждение, как можно ее решить, принимаются все варианты. При проведении мозгового штурма, может быть «критик», который высказывает сомнения, активизирующие мыслительные процессы.

СЛАЙД 23

  • Метод фокальных объектов (пересечение свойств в одном предмете): выбирается два любых

предмета, описываются их свойства. В дальнейшем эти свойства

используются для характеристики создаваемого объекта. Анализируем предмет с позиции «хорошо-плохо». Зарисовываем объект.

СЛАЙД 24

        Морфологический анализ. Создание новых объектов, с необычными свойствами (выбор свойств случайный). Строим «дом». Составляющие элементы: 1) цвет. 2) материал. 3) форма. 4) этажи 5) место расположения. (Я живу в синем, деревянном доме, круглой формы, на 120 этаже, посередине лужи).

СЛАЙД 25

        Системный оператор: дать характеристику любому предмету. Составляется таблица из девяти окошек: прошлое, настоящее, будущее по горизонтали и подсистемой, системой и надсистемой по вертикали. Выбирается объект. Раскладываются:

-свойства, функции, классификация, -функции частей, -какое место занимает в системе, связь с другими объектами, - как предмет выглядел раньше, -из каких частей состоит, -где могли его встретить, -из чего он может состоять в будущем, -из каких частей будет состоять, -где его можно будет встретить.

  • Прием «Эмпатия» (сочувствие, сопереживание): «Изобрази несчастное животное, что оно испытывает».

  • Поэтажное конструирование (составление описательного рассказа о предметах и явлениях окружающего мира). Полотно в виде домика со слуховым окошком и девятью окошками-кармашками. 1) Кто ты? 2) Где живѐшь? 3) Из каких частей состоишь? 4) Какого размера? 5) Какого цвета? 6) Какой формы? 7) Какой на ощупь? 8) Чем питаешься? 9) Какую пользу приносишь?

СЛАЙД 26

Технологию синквейна

Синквейн – стихотворение без рифмы из пяти строк. Правила составления синквейна:

  • правая строка – одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею;
  • вторая строка – два слова, прилагательные, описывающие основную мысль;
  • третья строка – три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы;
  • четвертая строка - фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме;
  • пятая строка – слова, связанные с первым, отражающие сущность темы.

Благодаря технологии синквейна изученный материал приобретает эмоциональную окраску, что способствует его более глубокому усвоению; отрабатываются знания о частях речи, о предложении; дети учатся соблюдать интонацию; значительно активизируется словарный запас; совершенствуется навык использования в речи синонимов, антонимов; активизируется и развивается мыслительная деятельность; совершенствуется умение высказывать собственное

отношение к чему-либо, осуществляется подготовка к краткому пересказу; дети учатся определять грамматическую основу предложений.

Детский сад № 226 ОАО РЖД»

Содокдад

«Инновионные методы: аква-гимнастика, биоэнергоплатика, кинезиологические упражнения в работе с детьми в речевом развитиидошкольников»

Подготовила:

- педагог-психолог Клочихина О.В.

2017

аква-гимнастика

  • Доказано, что уровень развития детской речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Чем активнее и точнее движения пальцев у маленького ребенка, тем быстрее он начинает говорить. Кроме того игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают у ребенка умение подражать взрослому. Пальчиковые игры способствуют развитию памяти ребенка, так как он учиться запоминать определенные положения рук и последовательность движений, у малыша развивается воображение и фантазия, кисти рук и пальцы приобретают силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.

«аква-гимнастика

  • » - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Игровые тренажеры и упражнения подбираются и используются на занятиях в соответствии с лексической темой. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо»«влево»«вверх»«вниз» и др. Дети старше 5 лет могут оформить игры разнообразным реквизитом - кубиками, мелкими предметами и т. д.
  • Пальчиковые упражнения в воде должны быть построены таким образом, чтобы сочетались сжатие, растяжение, расслабление кисти руки, а также использовались изолированные движения каждого из пальцев.
  • Игра «Медуза»
  • Исходное положение (И.П.) – кисти рук под водой, пальцы собраны вместе. Раскрываем кисть и опять закрываем в И.П.
  •  Игра «Морская звезда»
  • И.П. – кисти лежат на дне ванны, пальцы разведены в стороны. В хаотичном порядке поднимаем пальцы вверх, не отрывая ладонь от поверхности ванны.
  •  
  • Игра «Рак»
  • И.П. – кисти под водой. Мизинец, безымянный и средний пальцы прижаты к ладони. Большой и указательный пальцы выпрямлены. Сводим их вместе, изображая щупальца рака. Такие движения делаем попеременно со всеми пальцами: большой и указательный пальцы, затем средний, безымянный и мизинец.
  • Раку – Здравствуй! - я сказал, руку я ему подал.
  • Мне ответил рак: Привет!
  • И подал клешню в ответ.
  •  Игра «Рыбка»
  • И.П. – кисти рук лежат на поверхности воды. Бьём кистями по воде.
  • Рыбки-малютки
  • По морю плывут,
  • Скачут, резвятся и хвостиком бьют.
  •  Игра «Дельфин»
  • И.П. – ладони выпрямлены и направлены вперед. Выполняем волнообразные плавные движения кистей, опуская их в воду и поднимая вверх над водой.
  • Дельфин – малыш
  • Приплыл ко мне,
  • Он покатает на спине!
  •  Игра «Акула»
  • И.П. – пальцы, кроме большого, выпрямлены и собраны вместе, ладони поставлены на ребро и опущены в воду так, чтобы выпрямленный большой палец (плавник акулы) оставался над водой. Выполняем волнистые движения пальцами.
  • Вот зубастая акула
  • Мне хвостом своим махнула.
  •  Игра «Маленькая лодочка»
  • И.П. – обе ладони соединены вместе. Выполняем плавные движения по поверхности воды от себя, изображая плывущую лодочку.
  • Мы на лодочке вдвоем
  • К бабе в гости поплывем.
  •  Игра «Пароход»
  • И.П. – обе ладони соединены ковшиком, все пальцы кроме больших направлены в сторону от себя, а большие пальцы подняты вверх и соединены – это труба.
  • Пароход плывет вперед,
  • Нам подарки он несет.
  •  Игра «Дождь»
  • И.П. – пальцы разведены в стороны. Выполняем легкое постукивание пальцами по поверхности воды.
  • Дождь полил, как из ведра,
  • Будет лить он до утра.
  •  Игра «Волны»
  • И.П. – ладони поставлены на поверхности воды на ребро, пальцами друг к другу. Пальцы выпрямлены. Выполняем напряженные движения ладонями от себя и к себе так, чтобы образовались волны.
  • Волны по морю гуляют
  • И кораблик подгоняют

Биоэнергопластика

  • Биоэнергопластика — здоровьесберегающая технология в ДОУ
  • Чем больше уверенности в движении детской руки, тем ярче речь ребёнка!
  • В. А. Сухомлинский
  • Что такое биоэнергопластика?
  • Биоэнергопластика включает в себя три базовых понятия:
  • «био» — человек как биологический объект;
  • «энергия» — сила, необходимая для выполнения определенных действий;
  • «пластика» — плавные движения тела, рук, которые характеризуется непрерывностью, энергетической наполненностью, эмоциональной выразительностью.
  • Биоэнергопластика – это соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти руки.
  • Исследования отечественных физиологов (М. М. Кольцова, В. М. Бехтерев, А. А. Леонтьев и др.) подтверждают связь развития рук с развитием мозга. В головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь. Взаимосвязь моторной и речевой зон проявляется в том, что человек, который затрудняется с выбором подходящего слова, помогает себе жестами, и наоборот: сосредоточенно рисующий или пишущий ребенок непроизвольно высовывает язык.
  • Биоэнергопластика синхронизирует работу полушарий головного мозга, улучшая внимание, память, мышление, речь.
  • Принцип биоэнергопластики - сопряжённая работа пальцев и кистей рук и артикуляционного аппарата, движения рук имитируют движения речевого аппарата. Комплекс упражнений, согласно принципу биоэнергопластики, способствует развитию подвижности артикуляционного аппарата, что, в свою очередь, оказывает влияние на точность в усвоении артикуляционных укладов.
  • Этапы работы с применением биоэнергопластики:
  • - Диагностический (сбор анамнеза, обследование общей, мелкой и артикуляционной моторики)
  • - Эмоциональный (создание положительного настроя)
  • - Основной (отработка артикуляционных упражнений с последующим подключением ведущей руки, а затем и второй руки).
  • Особенности работы с применением биоэнергопластики:
  • Знакомство с артикуляционным упражнением по стандартной методике. Отработка его перед зеркалом. Рука в упражнение не вовлекается. Педагог, демонстрирующий упражнение, сопровождает показ одной рукой.
  • К артикуляционному упражнению присоединяется ведущая рука.
  • Движения кисти руки должны стать раскрепощенными, плавными.
  • Постепенно подключается вторая рука. Таким образом, ребёнок выполняет артикуляционное упражнение или удерживает позу с одновременными движениями обеих рук, которые имитируют движения артикуляционного аппарата.
  • С целью повышения заинтересованности ребёнка в таких упражнениях применяются игровой персонаж (например, «Волшебные перчатки»«Обезьянка», счёт, музыка, стихи.
  • Преимущества биоэнергопластики:
  • - оптимизирует психологическую базу речи;
  • - улучшает моторные возможности ребёнка по всем параметрам;
  • - способствует коррекции звукопроизношения, фонематических процессов;
  • - синхронизация работы речевой и мелкой моторики сокращает время занятий, усиливает их результативность;
  • - позволяет быстро убрать зрительную опору – зеркало и перейти к выполнению упражнений по ощущениям.
  • Предложенное направление может использоваться воспитателями при проведении мероприятий в образовательной области "Коммуникация".
  • Использование биоэнергопластики в ДОУ способствует повышению работоспособности воспитанников, активизации познавательного интереса, благотворно воздействует на психику дошкольника, на его состояние физического и психического здоровья, обеспечивает успешность ребенка в процессе образовательной деятельности.
  • Примеры артикуляционных упражнений с применением биоэнергопластики:
  • Все упражнения можно делать сидя или стоя. Основное исходное
  • положение практически одинаково: голова в положении прямо, губы и зубы сомкнуты, руки согнуты в локтях на уровне груди.
  • Ручная поза: все упражнения выполняются сначала одной, затем другой рукой, а в завершение двумя вместе.
  • Темп выполнения – медленный. Постепенно темп выполнения увеличивается. Дети
  • ориентируются на темп, заданный взрослым, на его счет и образец движения руки.
  • Фонарики. Расположить ладони перед собой, выпрямив и раздвинув пальцы. Сжимать и разжимать пальцы на обеих руках одновременно, сопровождая движения ртом, открывая и закрывая рот.
  • Лодочка. Обе ладони поставлены на ребро и соединены «ковшиком», большие пальцы прижаты к ладоням. «Лодочка плывёт», одновременно язычок скользит по губам из одного уголка губы в другой.
  • Пароход. Обе ладони соединены «ковшиком», все пальцы, кроме больших, направлены в сторону «от себя», а большие пальцы подняты вверх и соединены – это «труба», одновременно двигая руками в стороны, как бы слегка покачивая, прищёлкивать губами.
  • Речка и рыбка. Выпрямленные ладони прижаты друг к другу. Пальцы направлены в сторону «от себя». Поворачивать сомкнутые ладони вправо и влево, имитируя движение рыбки хвостом, при этом язычок упирается то в одну, то в другую щёку.
  • Деревья. Расположить кисти рук перед собой, ладонями к себе. Пальцы разведены в стороны и напряжены. Язычок упирается в верхнюю губу. После выполнения упражнения встряхнуть кисти рук, поболтать языком.
  • Птичка пьёт водичку. Пальцы сложить «щепотью» - это клюв. Не отрывая локоть от стола, «клювом» коснуться стола. Далее – имитировать движения птицы: захватить «воду», поднять «голову», пощелкать клювом при этом губы сделать трубочкой и пошевелить ими.

 кинезиологические упражнения

  • Кинезиология – это наука о развитии головного мозга через движения или по - другому «Гимнастика мозга». Состоит из определенных упражнений для крупной и мелкой моторики, которые синхронизируют работу одновременно двух полушарий головного мозга, улучшают память, внимание, развивают моторику, речь. Сейчас я предлагаю вам выполнить пальчиковую гимнастику с элементами кинезиологии.
  • «Кулак-ребро-ладонь» (выполняем серию последовательных движений, убыстряя темп)
  • «Лезгинка» Левую руку сложить в кулак, большой палец отставить в сторону, кулак разворачиваем пальцами к себе. Выпрямленной ладонью правой руки прикасаемся к мизинцу левой. Одновременно меняем положение правой и левой рук. Повторяем 6-8 раз, добиваясь высокой скорости смены положений.
  • «Буратино» Ладонь левой руки ребром к лицу, большой палец приставить к носу. Прижать к мизинцу левой руки большой палец правой, пальцы не прижимаем друг к другу. Двигать пальцами вместе, по одному и перебирают от указательного пальца левой руки до мизинца правой. Руки поменять.
  • «Ухо-нос» Левой рукой беремся за кончик носа, а правой за противоположное ухо. Отпускаем одновременно ухо и нос, хлопаем в ладоши, меняем положение рук с точностью "до наоборот".

             Кинезиология  уделяет особое внимание таким упражнениям, в которых используются одновременные разнотипные движения рук. Регуляция таких движений осуществляется на уровне головного мозга, в отличии от симметричных содружественных движений, регуляция которых, в основном, происходят на уровне спинного мозга.

Аналитическая справка по итогам проверки работы

«Создание условий для речевого развития детей

в соответствии с ФГОС ДО»

Цель: выяснить состояние работы по развитию речи в Детском саду № 226 ОАО «РЖД». Определить эффективность воспитательно-образовательной работы в ДОУ по развитию речи, средствами всестороннего обследования  воспитательно-образовательного процесса и  последующего  педагогического анализа выяснить причины и факторы,  определяющие  качество педагогической работы по развитию речи детей, использование в работе инновационных методов и технологий.

Сроки проведения: с 16 января 2016 г. по 17 февраля 2017 г.

Вопросы, подлежащие  проверки:

  • Собеседование с воспитателями по разделу программы
  • Обследование отдельных детей по стандартам, задаваемым программой
  • Проведение открытых показов
  • Анализ предметно-развивающей среды (с точки зрения ее содержания)
  • Анализ наглядной информации для родителей в группе
  •  анкетирование родителей
  • Смотр-конкурс «Лучший речевой центр»

Тематический контроль был проведен в соответствии с годовым планом работы дошкольного учреждения.

В ходе проверки выявлено:

собеседование воспитателей по опроснику оценки и самооценки профессионализма воспитателей  по разделу программы «Речевое развитие» показало, что педагоги проводят педагогическую деятельность  по образовательной  области «Речевое развитие» на основе основной образовательной программы детского сада с использование программ по развитию речи Гербовой В.В.

Воспитатели знают  основные цели и направления работы по развитию речи, особенности развития словаря детей, но в непосредственно образовательной деятельности и в свободной деятельности детей используют традиционные методы и приемы обучения дошкольников на занятиях по развитию речи.

Обследование детей  по стандартам задаваемых программой показало, что

Дети младшего возраста  понимают  заданные вопросы и понятно отвечать на них, понимают и употребляют обобщающие слова, затруднения детей в умении правильно согласовывать существительные и прилагательные, умение употреблять имена существительные в е. и мн. числе.

Дети  старшего возраста затрудняются в пересказывании литературных произведений, умении передавать диалог действующих лиц, составлять сложные предложения.

Проведение смотра-конкурса «Лучший речевой уголок».

 Во всех группах есть речевые уголки. Они отличаются друг от друга в большой или меньшей степени. В уголках есть книги, пособия, игры настольные, дидактические, игрушки. У всех воспитателей есть картотеки.

Предложения:

1. Самодельные игры и пособия должны соответствовать гигиеническим требованиям и быть безопасными для детей, а так же соответствовать возрасту детей и программным требованиям.

2. Картотека артикуляционной гимнастики должны быть в каждой группе.

3.  в речевых уголках каждой возрастной группы должен быть персонаж, игрушка, который помогает детям в игровой форме  получать нужные знания.

4. Для развития связной речи подобрать  и обновить схемы, мнемотаблицы соответствующие возрасту детей.

Планирование образовательного процесса.

Вместе с тем, недостаточно планируется индивидуальная работа (с указанием фамилии и имени ребенка) по развитию речи и формированию коммуникативных навыков дошкольников (младшая, старшая группы); работа в уголке книги – ремонт книг, оформление выставок (младшая, средняя, старшая, подготовительная группы); индивидуальных и групповых бесед с детьми (старшая группа); знакомство с художественной литературой младшие, средние, старшие группы.

Работа с родителями.

Отдельно нужно отметить наличие наглядной информации для

родителей:

педагогами были подготовлены консультации

«Развитие лексико-грамматической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста, как научить ребенка учить стихи, речевое развитие ребенка, что читать детям 4-5 лет»

В некоторых группах если имеется материал для родителей, то не выставлен, хотя проводится тематический контроль по развитию речи.

Было проведено анкетирование родителей по речевому развитию

ребенка.  


В анкетировании по вопросам развития коммуникативной компетентности дошкольников приняли участие 67семей воспитанников.  Родителям было предложено 10 вопросов по теме общения с детьми и развития речи дошкольников.

1. Лишь 21% родителей от общего числа опрошенных считает основной целью развития речи детей в детском саду «обучение полноценному общению со взрослыми и сверстниками». 90% родителей уверены, что главное - подготовить детей к обучению в школе; развивать у детей психические функции мышления, внимания, памяти так, чтобы они в дальнейшем были способны к восприятию любой информации.
13% считают  не важным занятия по развитию речи в дошкольном возрасте

2. 92% родителей считают, что в детском саду созданы условия для развития речи детей., так же родители отмечают, что дети редко проявляют интерес к книге дома.

3. Всего лишь половина 51% родителей ежедневно читают ребенку,  родители стараются читать  книги перед сном или в выходные дни.

4. 88% родителей считают, что наглядная информация по развитию речи, предлагаемая им интересна и полезна. Вместе с тем, по 7% родителей считают, что наглядная информация отсутствует, не обращают на нее внимания

5. Наиболее распространенные ответы на вопрос  какая помощь  от воспитателя детского сада вам требуется, ответы: логопедическая помощь, консультации: ребенок отказывается пересказывать прочитанные произведения, отказывается слушать сказки, что делать; Многие родители просят подобрать список литературы по возрасту. В средних группах и младших группах родители не знакомы с требованиями программы детского сада по развитию речи.

Тематический контроль показал, что проблема развития речи

дошкольников актуальна и   в ДОУ решается: через НОД, свободную

деятельность детей, через режимные моменты, во время проведения

прогулок, но не в достаточном количестве.

^ Вывод по тематическому контролю

В группах созданы условия для речевой деятельности детей: организуются дидактические и сюжетно-ролевые игры, театрализованная деятельность, групповые и индивидуальные беседы. Накоплен иллюстративный наглядный материал, в некоторых группах он очень богатый, но не используется в работе с детьми.

Однако необходимо: обратить внимание на систему планирования работы с детьми и родителями в группах, использование в практике работы моделей и схем по развитию связной речи дошкольников, на воспитание культуры общения со взрослыми и сверстниками, создание оптимальных условий на занятиях для проявления познавательной и речевой активности детей.

Из анкетирования видно, что родители стремятся к взаимодействию

между семьѐй и дошкольным учреждением, часто ответственность берут на

себя (особенно в старших и подготовительных группах), но есть и родители,

которые считают, что развитием и воспитанием детей должен заниматься в

большей степени детский сад.

Родители  присутствуют на детских праздниках, но посещение занятий,

мероприятий в группах на низком уровне. В связи с этим наблюдается

незнание со стороны родителей результатов деятельности дошкольного

учреждения в вопросах развития речи (родители не знают, какие знания получают их дети на занятиях по развитию речи, какие условия созданы в

ДОУ для развития речи).  


Предложения:

  1. Использовать в практике работы модели и схемы по развитию связной речи дошкольников.
  1. Ежедневно проводить индивидуальную работу (с указанием фамилии и имени ребенка) по развитию речи и формированию коммуникативных навыков дошкольников (младшая, старшая группы); планировать работу в уголке книги – ремонт книг, оформление выставок (младшая, средняя, старшая , подготовительная группы); индивидуальные и групповые беседы с детьми (старшая группа); чтение  художественной литературой (старшая, подготовительная группы).

3. Включить в план работы с родителями воспитанников подготовительной группы мероприятия по расширению их педагогического опыта в вопросах развития у дошкольников коммуникативной компетентности.

Деловая игра

Речевой коллоквиум (разговор или беседа)

1.  «Быстрый ответ»

  • Как организовать работу по развитию речи во 2-й половине дня (логоритмика, мнемотаблицы, дидактические игры, театрализованная деятельность, чтение худ. литературы и т.д.)
  • С какой возрастной группы начинается работа по обучению детей монологической речи? (средняя группа)
  • С какой возрастной группы начинается работа по обучению детей диалогической речи? (младшая  группа)
  • Назовите основные направления работы в ДОУ, через которые реализуется образовательная область – речевое развитие? (образовательная деятельность, осуществляемая с детьми в различных видах деятельности; образовательная деятельность, организованная в ходе режимных моментов; самостоятельная деятельность детей; сотрудничество с семьями воспитанников)

2. «Давайте обсудим»

      Ребенку не интересна НОД по речевому развитию. Что нужно сделать, чтобы повысить интерес к занятиям по развитию речи?

  • Организовывать занятия так, чтобы ребёнок вовлекался в процесс самостоятельного поиска и открытия новых знаний. Меньше контроля, больше самостоятельности и доверия.
  • Интеллектуальная и практическая деятельность на занятии должна быть разнообразной.
  • Следует постоянно менять форму вопросов, заданий, стимулировать поисковую деятельность детей, создавая атмосферу напряжённой работы.
  • Содержание занятий должно быть трудным, но посильным.
  • Чем больше новый материал связан с имеющимся личным опытом ребёнка, тем он интересен для него.
  • Учёт индивидуальных, возрастных, и психических особенностей ребенка.
  • Эмоциональность педагога, его умение поддержать и направить интерес к содержанию занятия.
  • Использование ИТ технологии на занятиях

3 . Составление педагогами мнемотаблиц по заданному стихотворению.

На дворе

звенит

капель,

по полям

бежит

ручей,

на дорогах

лужи.

Скоро выйдут

муравьи

после

зимней стужи.

      Пробирается

медведь

сквозь

лесной

валежник.

Стали птицы

4. Синквейн к слову

- речь воспитателя

- нод по развитию речи

5. «Аукцион методических находок»

Домашнее задание. Воспитатели представляют авторские игры.

Педагогами были представлены следующие авторские игры по развитию речи дошкольников:

Матинина М.Р. воспитатель 2 младшей группы № 2: «Желуди», Фотоаппарат. Летбук: «Моя Бурятия»

Швецова Е.Л. воспитатель 2 младшей группы № 1 игры с прищепками: «Накорми животных домашних и диких, Узнай овощи»

Якушенко М.В. – воспитатель средней группы № 1 круги Луллия «Один-много,  Кто что ест, Разложи по цвету»

Кандаурова Н.А. воспитатель средней группы № 2 игра бродилка «Маша и медведь»

Бургсдорф Е.В. воспитатель старшей группы № 1 игры на смарт доске «Местоимения – мой, моя, моё, мои»

Новикова Е.М. воспитатель старшей группы № 1 игра путешествие «Чайный путь»

Федорова Е.В. воспитатель подготовительной группы № 2 представила игру по развитие речи у детей «Пожарная безопасность»

По результатам смотра-конкурса «Лучший речевой уголок» были награждены следующие педагоги:

ЕВГЕНИЯ ЛЕОНИДОВНА ШВЕЦОВА

за разнообразие дидактического материала в речевом центре и эстетику его оформления

ЕЛЕНА МИХАЙЛОВНА НОВИКОВА

за использование в работе инновационных технологий по развитию связной речи старших дошкольников

ЕКАТЕРИНА ВЛАДИМИРОВНА БУРГСДОРФ

за использование в работе инновационных речевых  технологий и креативный подход к оформлению речевого центра

НИЛА ПЕТРОВНА ШУБИНА

за системное использование в индивидуальной работе материалов для тренировки фонематического восприятия, фонематического слуха и подготовку руки к письму

ОЛЬГА АЛЕКСАНДРОВНА ДИНЕР

за соответствие содержания речевого центра  федеральному государственному образовательному стандарту и эстетику его оформления

МАРГАРИТА РИНАТОВНА МАТИНИНА

за использование в работе дидактических игр и пособий по грамматике  и лексике родного языка

НАДЕЖДА АЛЕКСАНДРОВНА КАНДАУРОВА

за инновационный проект «Мир в коробке»

Технологический подход, то есть новые педагогические технологии гарантируют достижения дошкольника и в дальнейшем гарантируют их успешное обучение в школе.

Создание технологии невозможно без творчества. Для педагога, научившегося работать на технологическом уровне, всегда будет главным ориентиром познавательный процесс в его развивающемся состоянии.

Спасибо Вам всем!!! Успехов в вашей нелегкой, но творческой работе

Проект Решения педсовета: 

Решение педагогического совета:

1. Работу коллектива по речевому развитию детей считать  удовлетворительной.

2. Внедрить в образовательную деятельность с детьми инновационные технологии по речевому развитию детей дошкольного возраста в контексте ФГОС ДО:

  • проектная деятельность
  • технология портфолио
  • исследовательская деятельность, коллекционирование
  • игровые технологии
  • информационно-коммуникационные технологии
  • технология проблемного обучения
  • альтернативные технологии
  • отв. Воспитатели всех возрастных групп, срок постоянно.

3. Продолжать создавать в ДОУ условия для развития речи детей:

     - пополнить группы артикуляционными гимнастиками по развитию речи

     - в каждой возрастной группе придумать речевого героя

             Срок: до 07.о4.2017 Ответственные: воспитатели групп,

  4. Отражать в календарных планах

-  систематическую индивидуальную работу по речевому развитию  детей.

- чтение художественной литературы

отв. Воспитатели всех возрастных групп, срок постоянно.

5. Во всех группах разработать консультации для родителей «Рекомендуемая литература  для чтения детям»

В средних и младших группах приготовить консультацию для родителей «Речевое развитие дошкольников» в соответствии с программой и возрастными особенностями детей.

Срок: до 07.о4.2017 Ответственные: воспитатели групп,

6. Принять к сведению опыт работы Ветровой Т.Н.

                                                                                                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Современные походы к организации речевого развития дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования...

Современные подходы к организации речевого развития дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования

В статье представлены иновационные формы работы по речевому развитию дошкольников....

Презентация к педагогическому совету «СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

данная презентация сопровождает педсовет «СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»...

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Дошкольный возраст — период активного познавательного развития. В этот период последовательно формируются и развиваются все психические процессы. В раннем возрасте происходит развитие восприятия...

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В настоящее время в связи с совершенствованием процессов воспитания и обучения в детском саду, с внедрением федеральных государственных образовательных стандартов традиционные подходы к развитию речи ...