Педагогический проект «Лукоморье» для детей с ТНР старшего дошкольного возраста.
проект (старшая, подготовительная группа)
Ввиду особой значимости духовной основы творчества А.С. Пушкина, для развития личности дошкольника был разработан творческий проект «Лукоморье», через который педагоги смогу воспитать в ребенке грамотного читателя, приобщить его к русской литературе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_lukomore_so_starshimi_doshkolnikami.docx | 29.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагогический проект «Лукоморье»
для детей с ТНР старшего дошкольного возраста.
Пояснительная записка.
Сегодня, как никогда актуальным становится присоединение детей к миру русского языка, его богатству. В этом году весь русскоязычный мир отмечает 225летие со дня рождения Гения русской литературы всех времен – Александра Сергеевича Пушкина.
Творческое наследие А. С. Пушкина является живым достоянием нашей современности, оно раскрывается в наши дни во всём своём величии и многообразии. Сегодня поэзия Пушкина воспринимается, как неотъемлемая часть круга детского чтения и сопровождают юного читателя в течении многих лет его взросления. Написанные им сказки увлекают детей и раскрывая перед нами великолепные сказочные образы. Сказки Пушкина представляют собой совокупность мудрости и духовного наследия русского народа, богатства оригинальных сюжетов. В основе пушкинских сказок лежат русские народные сказки, фольклорные сказания, песни, былины. Сказки Пушкина оказывают огромное влияние на эмоциональное развитие детей, развивают их воображение и эрудицию, поскольку расширяют словарный запас ребенка, воспитывают лучшие морально-нравственные качества.
Ввиду особой значимости духовной основы творчества А.С. Пушкина, для развития личности дошкольника был разработан творческий проект «Лукоморье», через который педагоги смогу воспитать в ребенке грамотного читателя, приобщить его к русской литературе.
Цели проекта: приобщение детей к культурным общечеловеческим ценностям и богатству родного языка, через введение детей в мир сказок А. С. Пушкина.
Задачи проекта.
Образовательные.
- Познакомить детей с творчеством А.С. Пушкина, и с главными героями его сказок.
- Учить отображать полученные впечатления в продуктах детской художественной деятельности, содействовать творческому развитию детей.
- Учить рассуждать, эмоционально воспринимать содержание сказки.
- Учить замечать и выделять изобразительно - выразительные средства, понимать их значение.
Развивающие:
- Развивать интерес к творчеству великого поэта, к русской литературе.
- Развивать навыки выразительного чтения, совершенствовать звукопроизношение и связную речь детей.
- Формировать умение давать характеристики героям сказок, делать выводы.
- Развивать словотворческие способности детей.
Воспитательные:
- Воспитывать умения замечать интересные события в повседневной жизни, умение слышать и слушать друг друга.
- Воспитывать чувства добра, справедливости, умение любить и видеть прекрасное через сказки А.С. Пушкина.
Коррекционная работа.
• Коррекционно–образовательные: совершенствовать навыки развития сюжета, используя «сказочные» языковые средства; формировать творческое рассказывание, умение раскрывать тему, подчинять свою сказку определённой (основной) мысли.
• Коррекционно–развивающие: развивать традиции семейного чтения.
• Коррекционно–воспитательные: создавать атмосферу эмоционального комфорта, взаимопонимания и поддержки; прививать умение прийти на помощь в трудную минуту.
Задачи проекта для педагогов.
- Разработать дидактически-методический комплект проекта.
- Организовать взаимодействие с родителями по ознакомлению детей с творчеством А.С. Пушкина.
- Создать предметно-пространственную среду в группе по теме проекта.
Задачи проекта для родителей.
- Научиться ориентироваться в информации по формированию у детей активного словаря по сказкам А. С. Пушкина.
- Включиться в совместную деятельность с детьми при создании продуктов проектной деятельности.
Тип проекта: творческий
Вид проекта: краткосрочный (2недели июня)
Участники проекта: дети с ТНР старшего дошкольного возраста, родители воспитанников, воспитатели, музыкальный руководитель, учитель-логопед.
Этапы реализации проекта.
1 этап – подготовительный.
Организация подготовительной работы для реализации данного проекта:
- Разработка проекта.
- Составление плана работы.
- Подбор методической, художественной литературы, иллюстративного, музыкального материала по теме проекта.
- Анкетирование опрос родителей и детей о том, какие книги дома читают, есть ли в домашней библиотеке произведения А.С. Пушкина.
2 этап – основной.
- Реализация проекта согласно плану.
- Пополнение и подбор материала для реализации проекта, проведение сбора необходимых материалов и литературных источников по соответствующим тематикам.
- Пропаганда знаний о влиянии художественной литературы на развитие ребёнка для родителей воспитанников.
- Организация тематических выставок.
3 этап – заключительный.
- Подведение итогов проведенной работы
- Подготовка отчетных материалов.
- Презентация результатов проекта. Защита проекта перед педагогическим сообществом.
Продукты проектной деятельности:
- Выставка по творчеству А.С. Пушкина.
- Выставка семейного творчества по сказкам А.С. Пушкина.
- Инсценировка «Лукоморье» для родителей и детей ДОУ.
- Картотека дидактических игр по сказкам А.С. Пушкина
- Видеоролик для родителей и педагогам ДОУ по итогам проекта.
Ожидаемые результаты.
Для детей.
• Повышение интереса к произведениям А. С. Пушкина.
• Активизация потребности к чтению и продуктивной деятельности.
• Развитие духовно-богатой личности ребенка.
• Совершенствование восприятия, осмысливание прослушанных произведений, обогащение чувств.
Для воспитателей.
• Систематизирование литературного и иллюстрированного материала по теме проекта.
• Внедрение инновационных методов в работе с детьми и родителями.
• Пополнение предметно - развивающей среды группы и методической копилки.
Для родителей.
• Укрепление взаимоотношений между детьми и родителями, педагогам.
• Вовлечение в педагогический процесс ДОУ, укрепление заинтересованности в сотрудничестве с детским садом.
• Развитие традиций семейного чтения.
Содержание проекта.
Методы и приёмы проекта:
- использование ИТК: презентации, мультфильмы сказок, интерактивные игры;
- чтение сказок;
- словарная работа по объяснению значения старинных слов;
- рассматривание репродукций картин и иллюстраций с изображением сказок;
- изобразительная деятельность;
- драматизация;
- игровая технологии: дидактические, подвижные, словесные игры.
Взаимодействие с родителями.
• Консультация: папка – передвижка «Читаем Пушкина детям».
• Выставка семейного творчества «Герои Пушкинских сказок»
• Участие в выставке семейного чтения «Сказки А.С. Пушкина».
• Изготовление декораций и атрибутов для инсценирования.
• Инсценирование «У Лукоморья» детьми для родителей.
Деятельность воспитателя:
• Оформление тематической выставки по творчеству А.С. Пушкина
• Создание дидактического и методических пособий: дидактические игры: «Разложи по порядку», «Четвертый лишний», «Подбери героев одной сказки», «Собери картинку»; сценарий литературного вечера, игры- викторины, конспект беседы.
• Сбор наглядной информации: мультфильмы, презентаций, репродукции картин
• Оформление тематической папки – передвижки «Читаем Пушкина детям».
План мероприятий.
Образовательные области | Мероприятия | Оборудование и материалы |
Познавательное развитие | - Беседа «Знакомство с биографией А.С. Пушкина» - Литературная игра - викторина «Путешествие по сказкам А. С. Пушкина» | Портрет А.С. Пушкина. Презентация «Пушкин А.С.» Выставка книг по творчеству Пушкина. Разрезные картинки-пазлы, красивый мешочек, зеркальце, яблоко, веревка, жетоны, футляры от киндер-сюрприза с бусинами внутри, грамоты. |
Социально-коммуникативное развитие | - Беседа «Сказки Пушкина - о чём они?» - Просмотр мультфильмов по произведениям А.С. Пушкина - Игры – драматизации по сказкам: «Три девицы под окном», «Петушок с высокой спицы», «Свет мой, зеркальце, скажи». - Инсценировка «Лукоморье» - Дидактические игры: «Разложи по порядку», «Четвертый лишний», «Подбери героев одной сказки», «Собери картинку», «Найди предметы из сказок Пушкина» | Видеопроектор, ноутбук, запись мультфильма «Сказка о рыбаке и рыбке» (1950 г), «Сказка о царе Салтане» (1984г.), «День чудесный» (1975г.), «У лукоморья дуб зелёный» (1950г.) Костюмы к инсценировке: русалка, леший, богатыри, Баба Яга, Кот учёный, Кощей Бессмертный, зверюшки, царевна, волк. Аудиозапись «У Лукоморья», магнитофон. |
Художественно-эстетическое развитие | - Бумагапластика «Золотая рыбка» - Пластилинография «Богатыри» - Чтение сказок А.С. Пушкина: «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о царе Салтане», «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях», «У Лукоморья дуб зелёный...» - Рисование «Царевна - лебедь» - Рассматривание иллюстраций к сказкам А.С.Пушкина - Литературный вечер «Что за прелесть эти сказки» - Слушание: песня «Ветер по морю гуляет» муз. Струве, сл. А.С.Пушкина. - Слушание «Полет шмеля» Н. А. Римский-Корсаков - «Бал сказок» (образы героев пушкинских сказок в музыке русских композиторов) - Моделирование «У самого синего моря», «У Лукоморья», «Белка песенки поет да орешки все грызет», «Здравствуй, князь ты мой прекрасный!» | Цветная бумага, клей – карандаш, ножницы, пластилин, доски для лепки, картон. Цветные карандаши, краски, кисти, бумага разного формата, восковые мелки. Иллюстрации: И.Билибин «Тридцать три богатыря», «Пир у князя Гвидона», «И, дивясь, перед собой видит город он большой…», М. Врубель «Царевна – Лебедь», Т.А. Маврина «Дочка царская жива!». Макет дуба, костюм кота (для взрослого); предметы: орех, яблоко, кораблик, зеркало, шмель, сети, петушок, нос Бабы Яги). Для мальчиков: шлемы богатырей, мечи; для девочек: диадемы, белые шарфики из легкой ткани. Игрушки: лебедь, рыбка, белка, кот, корыто; театр би-ба-бо: дед, царевич, бабка; предметы: орешки, цепь, голубые и синие платочки, ель, сеть; конструктор Лего, пластилин. Магнитофон, ноутбук, проектор. |
Речевое развитие | - Разучивание отрывков из сказок «Сказка о царе Салтане…» - «Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет…», «Сказка о мертвой царевне…» - «Ветер, ветер ты могуч…» - Словесные игры: «Доскажи словечко», «Распутай предложение», «Сказочная цепочка слов», «ответь правильно» - Разгадывание и придумывание загадок про героев сказок - Пересказ сказки по мнемотаблице | Хрестоматия со сказками А.С. Пушкина Картинки А4: дуб, кот, шмель, русалка, ступа, корыто и т.п. Мнемотаблицы по сказкам Пушкина |
Физическое развитие | -Подвижные игры: «Баба Яга», «Море волнуется» - Игра-моталочка «Кто быстрее поймает золотую рыбку» | Маска бабы Яги, голубая ткань 2м x 2м, палочки с лентами на конце золотая рыбка |
Список использованной литературы.
- Богатырёва Ю., Богатырёв А. Дошкольникам о Пушкине. Гном и Д, 1999
- Жукова Л.М. История о великом поэте Пушкин. Изд. Белый город, М., 2003г.
- Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду» (подготовительная к школе группа). – М. Издательский дом «Цветной мир», 2017.
- Нищева Н. В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с тяжелыми нарушениями речи с 6 до 7 лет (подготовительная к школе группа). — СПб: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2017.
- Парфенова Е. В. Развитие речи детей в театрализованной деятельности. М.: Сфера, 2013.
- Светлова Г. А.С. Пушкин «Там русский дух…Там Русью пахнет!» Дошкольное воспитание №1.1999 г.
- Степанов К. Пушкин: истоки творчества. Дошкольное воспитание №2 2000г.
- Токмакова И. Поговорим с тобой о А.С.Пушкине. Дошкольное воспитание №1.1999 г.
- Хрестоматия А.С.Пушкин. «Стихи и сказки». Изд. Детская литература, М., 2020г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проект на тему: «Грибы, ягоды» для старшего дошкольного возраста.
Целеполагание.Ягода – это небольшой сочный плод кустарников, мелких кустарников и травянистых растений, которые растут в лесах и садах. В зависимости от места произрастания ягоды называются лесными и ...
Программа педагога-психолога по психолого-педагогическому сопровождению детей среднего и старшего дошкольного возраста с проблемами социально-личностной сферы в условиях дошкольного образовательного учреждения «Я и другие»
Программа педагога-психолога по психолого-педагогическому сопровождению детей среднего и старшего дошкольного возраста с проблемами социально-личностной сферы в условиях дошкольного образовательного у...
Педагогический проект «Развитие речи детей младшего и среднего дошкольного возраста посредствам устного народного творчества»
Несомненно, на сегодняшний день тема очень актуальна. В то время, как развивается наука, в жизнь внедряется компьютеризация, народный язык начинает терять эмоциональность...
Научно-исследовательский проект по теме "Роль педагогического общения в формировании детского коллектива в старшем дошкольном возрасте"
Научно-исследовательский проект по теме "Роль педагогического общения в формировании детского коллектива в старшем дошкольном возрасте"...
педагогический проект "Развитие речи детей среднего и старшего дошкольного возраста посредством мнемотехники экологического содержания"
В публикации представлен проект по развитию речи детей среднего и старшего дошкольного возраста с помощью мнемотехники...
Проект «Воспитание у детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста интереса и любви к родному городу»
В настоящее время особенно остро стоит проблема патриотического воспитания детей-дошкольников. Результаты исследований в области дошкольной педагогики и психологии свидетельствуют о том, что именно в ...