Педагогический проект «Лукоморье» для детей с ТНР старшего дошкольного возраста.
проект (старшая, подготовительная группа)

Ввиду особой значимости духовной основы творчества А.С. Пушкина, для развития личности дошкольника был разработан творческий проект «Лукоморье», через который педагоги смогу воспитать в ребенке грамотного читателя, приобщить его к русской литературе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_lukomore_so_starshimi_doshkolnikami.docx29.3 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогический проект «Лукоморье»

для детей с ТНР старшего дошкольного возраста.

Пояснительная записка.

     Сегодня, как никогда актуальным становится присоединение детей к миру русского языка, его богатству. В этом году весь русскоязычный мир отмечает 225летие со дня рождения Гения русской литературы всех времен – Александра Сергеевича Пушкина.

      Творческое наследие А. С. Пушкина является живым достоянием нашей современности, оно раскрывается в наши дни во всём своём величии и многообразии. Сегодня поэзия Пушкина воспринимается, как неотъемлемая часть круга детского чтения и сопровождают юного читателя в течении многих лет его взросления. Написанные им сказки увлекают детей и раскрывая перед нами великолепные сказочные образы. Сказки Пушкина представляют собой совокупность мудрости и духовного наследия русского народа, богатства оригинальных сюжетов. В основе пушкинских сказок лежат русские народные сказки, фольклорные сказания, песни, былины. Сказки Пушкина оказывают огромное влияние на эмоциональное развитие детей, развивают их воображение и эрудицию, поскольку расширяют словарный запас ребенка, воспитывают лучшие морально-нравственные качества.

      Ввиду особой значимости духовной основы творчества А.С. Пушкина, для развития личности дошкольника был разработан творческий проект «Лукоморье», через который педагоги смогу воспитать в ребенке грамотного читателя, приобщить его к русской литературе. 

Цели проекта: приобщение детей к культурным общечеловеческим ценностям и богатству родного языка, через введение детей в мир сказок А. С. Пушкина.

Задачи проекта.

Образовательные.

- Познакомить детей с творчеством А.С. Пушкина, и с главными героями его сказок.

- Учить отображать полученные впечатления в продуктах детской художественной деятельности, содействовать творческому развитию детей.

- Учить рассуждать, эмоционально воспринимать содержание сказки.

- Учить замечать и выделять изобразительно - выразительные средства, понимать их значение.

Развивающие:

- Развивать интерес к творчеству великого поэта, к русской литературе.

- Развивать навыки выразительного чтения, совершенствовать звукопроизношение и связную речь детей.

-  Формировать умение давать характеристики героям сказок, делать выводы.

- Развивать словотворческие способности детей.

Воспитательные:

- Воспитывать умения замечать интересные события в повседневной жизни, умение слышать и слушать друг друга.

- Воспитывать чувства добра, справедливости, умение любить и видеть прекрасное через сказки А.С. Пушкина.

Коррекционная работа.

•        Коррекционно–образовательные: совершенствовать навыки развития сюжета, используя «сказочные» языковые средства; формировать творческое рассказывание, умение раскрывать тему, подчинять свою сказку определённой (основной) мысли.

•        Коррекционно–развивающие: развивать традиции семейного чтения.

•        Коррекционно–воспитательные: создавать атмосферу эмоционального комфорта, взаимопонимания и поддержки; прививать умение прийти на помощь в трудную минуту.

 Задачи проекта для педагогов.

-   Разработать дидактически-методический комплект проекта.

- Организовать взаимодействие с родителями по ознакомлению детей с творчеством А.С. Пушкина.

-   Создать предметно-пространственную среду в группе по теме проекта.

Задачи проекта для родителей.

- Научиться ориентироваться в информации по формированию у детей активного словаря по сказкам А. С. Пушкина.

 - Включиться в совместную деятельность с детьми при создании продуктов проектной деятельности.

Тип проекта: творческий

Вид проекта: краткосрочный (2недели июня)

Участники проекта: дети с ТНР старшего дошкольного возраста, родители воспитанников, воспитатели, музыкальный руководитель, учитель-логопед.

Этапы реализации проекта.

1 этап – подготовительный.

Организация подготовительной работы для реализации данного проекта:

- Разработка проекта.

- Составление плана работы.

- Подбор методической, художественной литературы, иллюстративного, музыкального материала по теме проекта.

- Анкетирование опрос родителей и детей о том, какие книги дома читают, есть ли в домашней библиотеке произведения А.С. Пушкина.

2 этап – основной.

- Реализация проекта согласно плану.

- Пополнение и подбор материала для реализации проекта, проведение сбора необходимых материалов и литературных источников по соответствующим тематикам.

- Пропаганда знаний о влиянии художественной литературы на развитие ребёнка для родителей воспитанников.

- Организация тематических выставок.

3 этап – заключительный.

- Подведение итогов проведенной работы

-  Подготовка отчетных материалов.

- Презентация результатов проекта. Защита проекта перед педагогическим сообществом.

Продукты проектной деятельности:

- Выставка по творчеству А.С. Пушкина.

- Выставка семейного творчества по сказкам А.С. Пушкина.

- Инсценировка «Лукоморье» для родителей и детей ДОУ.

- Картотека дидактических игр по сказкам А.С. Пушкина

- Видеоролик для родителей и педагогам ДОУ по итогам проекта.

Ожидаемые результаты.

Для детей.

•     Повышение интереса к произведениям А. С. Пушкина.

•     Активизация потребности к чтению и продуктивной деятельности.

      Развитие духовно-богатой личности ребенка.

•     Совершенствование восприятия, осмысливание прослушанных произведений, обогащение чувств.

Для воспитателей.

•        Систематизирование литературного и иллюстрированного материала по теме проекта.

•        Внедрение инновационных методов в работе с детьми и родителями.

•        Пополнение предметно - развивающей среды группы и методической копилки.

Для родителей.

•        Укрепление взаимоотношений между детьми и родителями, педагогам.

•        Вовлечение в педагогический процесс ДОУ, укрепление заинтересованности в сотрудничестве с детским садом.

•         Развитие традиций семейного чтения.

Содержание проекта.

Методы и приёмы проекта:

- использование ИТК: презентации, мультфильмы сказок, интерактивные игры;

- чтение сказок;

- словарная работа по объяснению значения старинных слов;

- рассматривание репродукций картин и иллюстраций с изображением сказок;

- изобразительная деятельность;

- драматизация;

- игровая технологии: дидактические, подвижные, словесные игры.

Взаимодействие с родителями.

•        Консультация: папка – передвижка «Читаем Пушкина детям».

•        Выставка семейного творчества «Герои Пушкинских сказок»

•        Участие в выставке семейного чтения «Сказки А.С. Пушкина».

•        Изготовление декораций и атрибутов для инсценирования.

•         Инсценирование «У Лукоморья» детьми для родителей.

Деятельность воспитателя:

•         Оформление тематической выставки по творчеству А.С. Пушкина

•         Создание дидактического и методических пособий: дидактические игры: «Разложи по порядку», «Четвертый лишний», «Подбери героев одной сказки», «Собери картинку»; сценарий литературного вечера, игры- викторины, конспект беседы.

•         Сбор наглядной информации: мультфильмы, презентаций, репродукции картин

•          Оформление тематической папки – передвижки «Читаем Пушкина детям».

План мероприятий.

Образовательные области

Мероприятия

Оборудование и материалы

Познавательное развитие

- Беседа «Знакомство с биографией А.С. Пушкина»

- Литературная игра - викторина «Путешествие по сказкам А. С. Пушкина»

Портрет А.С. Пушкина.

Презентация «Пушкин А.С.»

Выставка книг по творчеству Пушкина.

Разрезные картинки-пазлы, красивый мешочек, зеркальце, яблоко, веревка, жетоны, футляры от киндер-сюрприза с бусинами внутри, грамоты.

Социально-коммуникативное развитие

- Беседа «Сказки Пушкина - о чём они?»

- Просмотр мультфильмов по произведениям А.С. Пушкина

- Игры – драматизации по сказкам: «Три девицы под окном», «Петушок с высокой спицы», «Свет мой, зеркальце, скажи».

- Инсценировка «Лукоморье»

- Дидактические игры: «Разложи по порядку», «Четвертый лишний», «Подбери героев одной сказки», «Собери картинку», «Найди предметы из сказок Пушкина»

Видеопроектор, ноутбук, запись мультфильма «Сказка о рыбаке и рыбке» (1950 г), «Сказка о царе Салтане» (1984г.), «День чудесный» (1975г.), «У лукоморья дуб зелёный» (1950г.)

Костюмы к инсценировке: русалка, леший, богатыри, Баба Яга, Кот учёный, Кощей Бессмертный, зверюшки, царевна, волк. Аудиозапись «У Лукоморья», магнитофон.

Художественно-эстетическое развитие

- Бумагапластика «Золотая рыбка»

- Пластилинография «Богатыри»

- Чтение сказок А.С. Пушкина: «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о царе Салтане», «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях», «У Лукоморья дуб зелёный...»

- Рисование «Царевна - лебедь»

- Рассматривание иллюстраций к сказкам А.С.Пушкина

- Литературный вечер «Что за прелесть эти сказки»

- Слушание: песня «Ветер по морю гуляет» муз. Струве, сл. А.С.Пушкина.

- Слушание «Полет шмеля» Н. А. Римский-Корсаков

- «Бал сказок» (образы героев пушкинских сказок в музыке русских композиторов)

- Моделирование «У самого синего моря», «У Лукоморья», «Белка песенки поет да орешки все грызет», «Здравствуй, князь ты мой прекрасный!»

Цветная бумага, клей – карандаш, ножницы, пластилин, доски для лепки, картон.

Цветные карандаши, краски, кисти, бумага разного формата, восковые мелки.

Иллюстрации: И.Билибин «Тридцать три богатыря», «Пир у князя Гвидона», «И, дивясь, перед собой видит город он большой…», М. Врубель «Царевна – Лебедь», Т.А. Маврина «Дочка царская жива!».

Макет дуба, костюм кота (для взрослого); предметы: орех, яблоко, кораблик, зеркало, шмель, сети, петушок, нос Бабы Яги). Для мальчиков: шлемы богатырей, мечи; для девочек: диадемы, белые шарфики из легкой ткани.

Игрушки: лебедь, рыбка, белка, кот, корыто; театр би-ба-бо: дед, царевич, бабка; предметы: орешки, цепь, голубые и синие платочки, ель, сеть; конструктор Лего, пластилин.  

Магнитофон, ноутбук, проектор.

Речевое развитие

- Разучивание отрывков из сказок «Сказка о царе Салтане…» - «Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет…», «Сказка о мертвой царевне…» - «Ветер, ветер ты могуч…»

- Словесные игры: «Доскажи словечко», «Распутай предложение», «Сказочная цепочка слов», «ответь правильно»

- Разгадывание и придумывание загадок про героев сказок

- Пересказ сказки по мнемотаблице

Хрестоматия со сказками А.С. Пушкина

Картинки А4: дуб, кот, шмель, русалка, ступа, корыто и т.п.

Мнемотаблицы по сказкам Пушкина

Физическое развитие

-Подвижные игры: «Баба Яга», «Море волнуется»

- Игра-моталочка «Кто быстрее поймает золотую рыбку»

Маска бабы Яги, голубая ткань 2м x 2м, палочки с лентами на конце золотая рыбка

Список использованной литературы.

  1. Богатырёва Ю., Богатырёв А. Дошкольникам о Пушкине. Гном и Д, 1999
  2. Жукова Л.М. История о великом поэте Пушкин. Изд. Белый город, М., 2003г. 
  3. Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду» (подготовительная к школе группа). – М. Издательский дом «Цветной мир», 2017.
  4. Нищева Н. В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с тяжелыми нарушениями речи с 6 до 7 лет (подготовительная к школе группа). — СПб: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2017.
  5. Парфенова Е. В. Развитие речи детей в театрализованной деятельности. М.: Сфера, 2013.
  6. Светлова Г. А.С.  Пушкин «Там русский дух…Там Русью пахнет!» Дошкольное воспитание №1.1999 г.
  7. Степанов К. Пушкин: истоки творчества. Дошкольное воспитание №2 2000г. 
  8. Токмакова И. Поговорим с тобой о А.С.Пушкине. Дошкольное воспитание №1.1999 г.
  9. Хрестоматия А.С.Пушкин. «Стихи и сказки». Изд. Детская литература, М., 2020г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект на тему: «Грибы, ягоды» для старшего дошкольного возраста.

Целеполагание.Ягода – это небольшой сочный плод кустарников, мелких кустарников и травянистых растений, которые растут в лесах и садах. В зависимости от места произрастания ягоды называются лесными и ...

Программа педагога-психолога по психолого-педагогическому сопровождению детей среднего и старшего дошкольного возраста с проблемами социально-личностной сферы в условиях дошкольного образовательного учреждения «Я и другие»

Программа педагога-психолога по психолого-педагогическому сопровождению детей среднего и старшего дошкольного возраста с проблемами социально-личностной сферы в условиях дошкольного образовательного у...

Педагогический проект «Развитие речи детей младшего и среднего дошкольного возраста посредствам устного народного творчества»

Несомненно, на сегодняшний день тема очень актуальна.      В то время, как развивается наука, в жизнь внедряется компьютеризация, народный язык начинает терять эмоциональность...

Научно-исследовательский проект по теме "Роль педагогического общения в формировании детского коллектива в старшем дошкольном возрасте"

Научно-исследовательский проект по теме "Роль педагогического общения в формировании детского коллектива в старшем дошкольном возрасте"...

педагогический проект "Развитие речи детей среднего и старшего дошкольного возраста посредством мнемотехники экологического содержания"

В публикации представлен проект по развитию речи детей среднего и старшего дошкольного возраста с помощью мнемотехники...

Проект «Воспитание у детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста интереса и любви к родному городу»

В настоящее время особенно остро стоит проблема патриотического воспитания детей-дошкольников. Результаты исследований в области дошкольной педагогики и психологии свидетельствуют о том, что именно в ...