педагогический проект "Развитие речи детей среднего и старшего дошкольного возраста посредством мнемотехники экологического содержания"
статья по развитию речи (средняя группа)
В публикации представлен проект по развитию речи детей среднего и старшего дошкольного возраста с помощью мнемотехники
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_word_2.docx | 225.31 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ детский сад «Солнышко» г. Спасск-Рязанский
Педагогический проект
Тема: «Развитие речи дошкольников среднего и старшего возраста с помощью мнемотехники экологического содержания»
«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».
К. Д. Ушинский
2016-2017,2017-2018гг.
Название проекта:
«Развитие речи дошкольников среднего и старшего возраста с помощью мнемотехники экологического содержания»
Тип проекта: Педагогический
Вид проекта: Информационно-практико-ориентировочный, творческий
Возраст: Дети в возрасте от 4-6 лет ( средняя и старшая группы)
Продолжительность проектной деятельности: Долгосрочный
Участники проекта: Дети, родители, воспитатели МБДОУ детского сада «Солнышко»
Вступление. Что такое мнемотехника?
Слова «мнемотехника» и «мнемоника» обозначают одно и тоже – техника запоминания. Они происходят от греческого «mnemonikon»по имени древнегреческой богини памяти Мнемозины – матери девяти музи обозначают«искусство запоминания». Считается, что это слово придумал Пифагор Самосский (6 век до н.э.).
Первые сохранившиеся работы по мнемотехнике датируются примерно 86-82 гг. до н.э., и принадлежат перу Цицерона и Квинтилиана. Современный энциклопедический словарь дает следующие определения мнемотехники.
МНЕМОНИКА – искусство запоминания, совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций.
МНЕМОТЕХНИКА – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.
Мнемотехника использует естественные механизмы памяти мозга и позволяет полностью контролировать процесс запоминания, сохранения и припоминания информации.
Актуальность проекта
- Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь.
- Неспособность грамматически правильно построить предложение.
- Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развѐрнутый ответ.
- Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами.
-Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.
- Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи.
-Скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, нарушение звукопроизношения, внимания, несовершенно логическое мышление, плохое запоминание стихов
Поэтому, перед воспитателями встаёт задача, как помочь детям, но так, чтобы им было легко и интересно.
Мнемотехника помогает упростить для детей процесс непосредственно-образовательной деятельности. Дети обучаются в интересной игровой форме, без умственных и эмоциональных перегрузок.
Мнемотехника помогает развивать:
зрительную и слуховую память
зрительное и слуховое внимание
воображение
восприятие
развивает кругозор
развивает все стороны речи
Цель проекта:
Развитие связной речи детей среднего и старшего дошкольного возраста средствами мнемотехники экологического содержания
Начиная работу по технологии мнемотехника, воспитатель ставит перед собой следующие задачи:
1. Способствовать развитию основных психических процессов: памяти, внимания, восприятия, мышления.
2. Способствовать умению детей преобразовывать абстрактные символы в образы и наоборот образы
в абстрактные символы (перекодирование и кодирование информации).
3. Способствовать развитию умения работать по образцу, по правилам, слушать взрослого и выполнять его инструкции.
4. Способствовать развитию связной речи, расширению и обогащению словарного запаса детей.
5. Способствовать формированию целостного восприятия окружающего мира; Содействовать развитию интереса, мотивации к изучению нового, неизвестного в окружающем мире, принимать активное участие в образовательном процессе.
6. Способствовать развитию творческих способностей детей, умению самим составлять схемы и во с-производить их.
7. Способствовать развитию мелкой моторики рук.
8. Способствовать формированию навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности,
самостоятельности, инициативности, ответственности.
9. Способствовать развитию умения решать интеллектуальные и личностные задачи адекватно воз-расту, применять знания и способы деятельности в решении задач.
12. Создать условия способствующие взаимодействию и сотрудничеству с родителями детей.
Методы и приёмы мнемотехники
Во-первых, большое внимание надо уделить развитию у детей восприятия:
зрительного
слухового
кинестетического (движение глаза, руки, голосового аппарата)
обонятельного
вкусового
осязательного.
Для этого на занятиях необходимо использовать множество разнообразных игр и упражнений для тренинга перечисленных выше чувств.
Например:
«Что изменилось?», «Чего не стало?»
«Кто ушёл?»
«Кто позвал?»
«Развесим и соберём слова»
«Парные открытки»
«Узнай на ощупь»
«Чудесный мешочек»
«Узнай на вкус» и другие.
Во-вторых, необходимо сформировать у детей навыки запоминания любой информации. Здесь будут наиболее эффективны следующие методы:
метод «крокирования» (от франц. croquis – чертеж, схема, набросок) - использование чертежей, схем, набросков, зарисовок.Этот метод является наиболее доступным и широко применяемым. Также здесь используются мнемотаблицы и коллажи. Для детей средней и старшей группы можно использовать более легкие таблички с рисунками, главное при составлении
таблиц, чтоб рисунки были связаны между собой, т.к. дети, для запоминания таблиц должны составить рассказ или связать их по смыслу, или классифицировать. Коллаж - это определенный формат картона или плотный лист бумаги, на который наклеиваются или накладываются, рисуются различные картинки, буквы, геометрические фигуры, цифры. Используя коллаж, мы
выполняем следующие задачи:
Закрепление различных методов запоминания.
Развитие фотографической памяти.
Расширение словарного запаса, образного восприятия, умение говорить, рассказывать.
Обучающая задача, т.к. в коллаж вмещают различную информацию.
Также используем игры и игровые упражнения, так называемые «кроки». Напомню, что это различные чертежи, схемы, наброски, зарисовки.
Например: Упражнение «Чтение письма по рисунку» - дети получают письмо -схему, которое они должны расшифровать. («Письмо весне»)
Как любая работа, мнемотехника строится по принципу от простого к сложному. Её можно разделить на три этапа.
I этап:Начинать работу с детьми любого возраста необходимо со знакомства с символами. На начальном этапе воспитатель предлагает и объясняет детям значение символов.
Малышам лучше предлагать картинки понятные для их восприятия, постепенно заменяя их схематичными, контурными изображениями предметов.
Что такое мнемотаблица?
Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определённая информация. Использование мнемотаблиц помогает детям эффективно воспринимать и воспроизводить полученную информацию, значительно сокращает время обучения и значительно облегчает детям поиск и запоминание слов, предложений и текстов. Мнемотаблицы являются дидактическим материалом. Они могут иметь самый широкий круг использования, практически в любой образовательной области, в любом виде деятельности.
Мнемотаблицы-схемы можно использовать:
для ознакомления детей с окружающим миром
при заучивании стихов
при пересказах художественной литературы
при обучении составлению рассказов
при отгадывании и загадывании загадок
для обогащения словарного запаса
при обучении составу числа
при воспитании культурно-гигиенических навыков
при воспитании навыков самообслуживания
при ознакомлении с основами безопасности жизнедеятельности
Чтобы мнемотаблица, как наглядно-практическое средство познания, выполняла свою функцию, она должна соответствовать ряду требований:
чётко отражать основные свойства и отношения, которые должны быть освоены с её помощью.
быть простой для восприятия и доступной для воспроизведения и действий с ней.
соответствовать уровню развития детей.
Мнемотаблицы бывают двух видов:
1. обучающие - содержат познавательный материал.
2. развивающие - содержат информацию, позволяющую развивать определённые навыки и умения.
Чем отличается мнемотехника от других технологий.
Интегративностью - образовательная деятельность реализуется во всех образовательных областях.
Экономичностью - используются имеющиеся методические средства и создаются дидактические средства не требующих финансовых затрат.
Процессуальностью - развитие ребенка рассматривается как процесс;
Здоровьесбережением - реализуются исходя из потребностей и возможностей ребенка. Ребенок не испытывает давления со стороны педагога; педагог выступает в роли сотрудника, наставника, тьютера.
Универсальностью - может использоваться любым педагогом и родителями.
Использование мнемотехники открывает для воспитателей огромные возможности для творчества и в образовательной деятельности и в совместной деятельности взрослого и ребёнка, даёт возможность детям усваивать сложный материал легко и быстро. Занятия с использованием мнемотехники всегда проходят интересно не только для детей, но и для педагога.
Для начала детей знакомят с мнемоквадратами - понятными изображениями, которые обозначают одно слово, словосочетание, его характеристики или простое предложение. Затем воспитатель усложняет работу с детьми, демонстрируя мнемодорожки – несколько картинок, по которым можно составить небольшой рассказ в 2-4 предложения. И, наконец, самая сложная структура – это мнемотаблицы. Они представляют собой изображение основных звеньев, в том числе схематические, по которым можно запомнить и воспроизвести целый рассказ, стихотворение, сказку.
Мнемоквадрат - это отдельная карточка — изображение с закодированной информацией. Рисунок в квадрате обозначает, либо одно слово, либо словосочетание, либо простое предложение. Это может быть как предмет, так и действие. Например: Осенний лист.
Мнемодорожка - это последовательность четырех или более мнемоквадратов, расположенных линейно. Рисунок в каждом квадрате, соответствует одному слову или словосочетанию. Опираясь на изображения, ребенок составляет историю из нескольких простых предложений. Например: Осенью листья с деревьев опадают. Птицы улетают в теплые края. Часто идет дождь, поэтому люди достают зонтик.
Мнемотаблица - это таблица, поделенная на квадраты, в каждый из квадратов заложена определенная информация. Каждому изображению в квадрате соответствует слово или словосочетание, на основе этих изображение составляется рассказ или учится стихотворение. Глядя на рисунки, ребёнок воспроизводит текстовую информацию, так как в этом процессе одновременно задействовано и слуховое и визуальное восприятие
. При помощи мнемотаблиц легко можно запомнить большой объём информации.
Ожидаемые результаты реализации проекта
Появится умение детей работать с опорой на мнемотаблицу
при составлении описательных рассказов, заучивании
стихотворений; пополнение и активизация словарного запаса
детей;
-развитие логического и образное мышление,
совершенствование связной речи;
-умение договариваться и работать слажено; обращаться к
взрослому с вопросом
Список литературы
- 1. Алексеева М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. - М., 2000
- 2. Большева Т.В.Учимся по сказке: Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники: Учебно-методическое пособие. СПб: Детство-Пресс , 2011
- 3. Веракса Н.Е. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного обоазования/ Н.Е.Веракса, Т.С.Комарова, М.А.Васильева.- М.: Мозаика-Синтез, 2012.
- 4. Гербова В.В. Приобщение детей к художественной литературе. Программа и методические рекомендации/ В.В.Гербова. - Мозаика-Синтез, 2012
- 5. Громова О.Е., Соломатина Г.Н., Савинова Н.П. Стихи о временах года и игры. Дидактические материалы по развитию речи детей 5-6 лет. Москва, 2005
- 6. Илларионова Ю.Г. О заучивании стихотворений в детском саду/ Дошкольное воспитание. - 2001. № 2. С.13-15
- 7. Козаренко В.А. Учебник мнемотехники. Система запоминания «Джордано» Сайт Mnemonikon (http://www.mnemotexnika.narod.ru) - Москва, 2007.
- 8. Максаков А.И. Развитие правильной речи ребенка в семье - М.: Мозаика-Синтез, 2011
- 9. Матюгин И.Ю. Тактильная память. ( www.boltun-spb.ru). - М.: Эйдос,2001.
- 10. Матюгин И.Ю., Чакоберия Е.И. Школа эйдетики. Развитие памяти, образного мышления, воображения. - М.: Эйдос, 2004
- 11. Одинцева А. В. Использование мнемотаблиц при разучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста / А. В. Одинцева // Теория и практика образования в современном мире: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург,январь 2014 г.). - СПб.: Заневская площадь, 2014. - С. 52-53
- 12. Омельченко Л.В. Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи / Логопед. 2008. № 4. С. 102-115
- 13. Подлиняев О.Л. Эффективная память. - Издание второе, исправленное: Учебное пособие. - Иркутск: Изд-во Иркут.гос.пед.ун-та, 2003
- 14. Полянская Т.Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста - СПб, 2009
- 15. Репина З.А., Буйко В.И. Уроки логопедии. - Екатеринбург: Изд-во «ЛИТУР», 2003
- 16. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб, 2001
- 17. Сохин Ф.А. Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников. - М., 2002
- 18. Ткаченко Т.А. Использование схем в составлении описательных расказов/ Дошкольное воспитание. 2003. № 10. С. 16-21
- 19. Чиндилова О.В. Психолого-педагогические основы речевой деятельности старших дошкольников / Новое в психолого-педагогических исследованиях. - 2010. № 3. - С.119-124
- 20. Чуковский К.И. От двух до пяти. - М., 1966
- 21. Широких Т.Д. Учим стих - развиваем память / Ребенок в детском саду. 2004. № 2. - С. 59-62
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Развитие творческих способностей детей среднего и старшего дошкольного возраста посредством приобщения к истокам русской народной культуры."(из опыта работы)
Социально-нравственное развитие ребёнка в процессе знакомства с жизнью людей на Руси (предметами быта, традициями, обычаями, праздниками)....
Опыт работы "Развитие диалогической речи детей с ОНР старшего дошкольного возраста посредством сказок"
Речевое развитие детей - одна из центральных задач дошкольного образования. Речь открывает им доступ к культурно-историческому опыту народа. Благодаря речи происходит развитие познавательной сферы реб...
Опыт работы «Развитие связной речи детей с ТНР старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр».
Опыт работы«Развитие связной речи детей с ТНР старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр»....
Проект "Развитие конструкторских способностей у детей среднего и старшего дошкольного возраста посредством конструктора "ТИКО""
Уважаемые коллеги, позвольте представить вашему вниманию обобщение опыта работы по теме: «Развитие конструкторских способностей у детейсреднего и старшего дошкольного возраста посредством констр...
Проект «Развитие связной речи детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста посредством приобщения к сказкам»
Проект «Развитие связной речи детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста посредством приобщения к сказкам»...
РАЗВИТИЕ ИНИЦИАТИВЫ И САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО И СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В статье описывается эффективность использования метода проектов для развития инициативности и самостоятельности дошкольников...
Развитие инициативы и самостоятельности у детей среднего и старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности
Опыт работы об эффективности использоывания проектного метода в работе с дошкольниками по развитию их инициативы и самостоятельности...