Семинар
методическая разработка
Предварительный просмотр:
Ранняя профориентация дошкольников (семинар – практикум )
Цель семинара - практикума: повышение уровня теоретической и практической подготовки воспитателей, совершенствование практических навыков, необходимых в работе по ознакомлению детей дошкольного возраста с профессиями взрослых людей. Ход семинара - практикума:
Ведущий. Добрый день, уважаемые коллеги! Я приглашаю вас поприветствовать друг друга. Делаем круг. В момент остановки музыки здороваемся теми частями тела, которые я назову. На экране появляется слайд со словом «Профессия». Ведущий. Вам необходимо на каждую букву, написать название профессии (например: «повар», «радист», «офицер», «фокусник», «егерь», «стоматолог», «слесарь», «инспектор», «ямщик»)
Ведущий. Я предлагаю вам вспомнить свои мечты, когда вы окончили школу? Кем вы хотели стать? Какую профессию получить? Каждый человек мечтает обрести в жизни любимую профессию, доставляющую радость ему и приносящее пользу людям. Поэтому очень важно познакомить детей с профессиями. Наше сегодняшнее мероприятие будет посвящено ознакомлению дошкольников с профессиями или ранней профориентацией детей дошкольного возраста. В настоящее время ориентация детей дошкольного возраста в мире профессий рассматривается как неотъемлемое условие их всестороннего и полноценного развития. Давайте поразмышляем над такими вопросами: ▪ Каковы задачи профориентационной работы в ДОУ во всех возрастных группах? Какой результат деятельности на этапе завершения дошкольного образования? ▪ По каким направлениям ведется работа по ранней профориентации с дошкольниками, какие принципы при этом учитываются? ▪ Какие современные технологии, формы и методы работы с детьми можно использовать для ознакомления дошкольников с профессией? Дошкольный возраст детей является наиболее благоприятным периодом для формирования любознательности. Это позволяет формировать у детей активный интерес к разным профессиям. Процессом формирования представлений дошкольников о мире труда и профессий управляет педагог, учитывая при этом возрастные и психофизиологические особенности дошкольников. Теоретическая часть
Ведущий А сейчас мы с вами немного поиграем. Игра «Педагогическая гармошка» Для определения вашего понимания сущности «профориентация» я предлагаю вам лист бумаги. Каждый из вас должен написать на листе ассоциативное слово со словом «профориентация», складывать лист гармошкой и передать следующему участнику семинара. (Педагоги записывают слова на листе бумаги. Как только он возвращается к ведущему, он зачитывает слова, записанные педагогами).
Ведущий Давайте посмотрим, что у нас получилось? Что же означает термин «Профориентация в ДОУ»? (Ведущий зачитывает слова)
Ведущий. Какие задачи решает профориентация в детском саду? (Задачи профориентационной работы в ДОУ на слайде) Задачи профориентационной работы с детьми дошкольного возраста Анализ специализированной литературы позволяет выделить обобщенные задачи работы по формированию у детей представлений о труде взрослых для каждой возрастной группы.
Дети младшего дошкольного возраста (3-4 года) Задачи работы: - формировать первоначальные представления о некоторых видах труда взрослых, простейших трудовых операциях и материалах; - учить вычленять труд взрослых как особую деятельность, направленную на заботу о людях; - обращать внимание детей на положительных сказочных героев и персонажей литературных произведений, которые трудятся; - развивать представления об использовании безопасных способов выполнения профессиональной деятельности людей ближайшего окружения.
Дети среднего дошкольного возраста (4-5 лет) Задачи работы: - формировать представление о профессиях, направленных на удовлетворение потребностей человека и общества; - формировать представление о сложных трудовых операциях и механизмах; -формировать первичные представления о мотивах труда людей; - формировать представления о видах трудовой деятельности, приносящих пользу людям и описанных в художественной литературе; - учить сравнивать профессии; - учить вычленять цели, основное содержание конкретных видов труда, имеющих понятный ребенку результат; - знакомить с наиболее распространенными видами профессиональной деятельности, связанными с чрезвычайными ситуациями.
Дети старшего дошкольного возраста (5-7 лет) Задачи работы с детьми 5-6 лет: - расширять и систематизировать представления о труде взрослых, материальных и нематериальных результатах труда, его личностной и общественной значимости; - расширять и систематизировать представления о разнообразных видах техники, облегчающей выполнение трудовых функций человека; - формировать первоначальные представления о труде как экономической категории; - формировать представления о различных сторонах трудовой деятельности детей средствами художественной литературы; - систематизировать знания о труде людей в разное время года; - знакомить с трудом людей творческих профессий: художников, писателей, композиторов, мастеров народного декоративно-прикладного искусства.
Задачи работы с детьми 6-7 лет: - расширять и систематизировать представления о различных видах труда взрослых, связанных с удовлетворением потребностей людей, общества и государства (цели и содержание вида труда, некоторые трудовые процессы, результаты, их личностную, социальную и государственную значимость, представления о труде как экономической категории); - расширять и систематизировать представления о современных профессиях; - расширять представления о профессиях, связанных со спецификой местных условий; - расширять представления о роли механизации в труде, о машинах и приборах – помощниках человека; - формировать представление о видах производственного труда (шить, производство продуктов питания, строительство) и обслуживающего труда (медицина, торговля, образование), о связи результатов деятельности людей различных профессий. Реализация обозначенных задач позволяет к моменту завершения дошкольного образования достичь следующих результатов: - ребёнок знает о назначении техники и материалов в трудовой деятельности взрослых; - называет профессии разных сфер экономики; - различает профессии по существенным признакам; - называет профессионально важные качества представителей разных профессий; - выделяет структуру трудовых процессов (цель, материалы, инструменты, трудовые действия, результат); - объясняет взаимосвязь различных видов труда и профессий; - объясняет роль труда в благополучии человека; - имеет представление о семейном бюджете и назначении денег; - моделирует в игре отношения между людьми разных профессий; - участвует в посильной трудовой деятельности взрослых; - эмоционально-положительно относится к трудовой деятельности, труду в целом; - демонстрирует осознанный способ безопасного поведения в быту. Ведущий. Система работы с дошкольниками по ранней профориентации проводится по 3 направлениям: (слайд)
1. Приближение детей к труду взрослых. Педагог знакомит детей с профессией как на занятии, так и вне: рассказывает о труде взрослых с показом иллюстраций: что за профессия, где работает (о месте работы), во что одет, что нужно для работы, какими чертами должен обладать и т.п.
2. Приближение труда взрослых к детям. Это организованные экскурсии, наблюдения, тематические встречи с людьми разных профессий - на работе (предприятии, учреждении)
3. Совместная деятельность взрослого и ребёнка. К этому направлению относятся игровая и продуктивная деятельность. Данный подход способствует активизации интереса детей к миру профессий, систематизации представлений и успешной социализации каждого ребёнка. Работа по ранней профориентации дошкольников строится с учётом следующих принципов: (слайд)
1. Принцип личностно ориентированного взаимодействия (организация воспитательного процесса на основе глубокого уважения к личности ребенка, учета особенностей его индивидуального развития, на отношении к нему как сознательному, полноправному участнику воспитательного процесса).
2. Принцип доступности, достоверности и научности знаний.
3. Принцип открытости (ребенок имеет право участвовать или не участвовать в какой-либо деятельности, предоставлять или не предоставлять результаты своего труда, принять решение о продолжении, завершении работы).
4. Принцип диалогичности (возможность вхождения в беседу по поводу выполнения работы, полученного результата, перспектив продолжения работы).
5. Принцип активного включения детей в практическую деятельность (экскурсия, наблюдение, трудовые поручения, беседы, развлечение, викторина, игры).
6. Принцип рефлексивности. Является основной для осознания каждым ребенком себя как субъекта собственной деятельности, социальных отношений. В результате у ребенка формируется представление о себе, своих возможностях, своей успешности. Таким образом, формируется способность осознания действий, самооценка результата, саморегуляции поведения. Основная сложность работы по ознакомлению детей с профессиями заключается в том, что значительная часть труда взрослых недоступна для непосредственного наблюдения за ней. Задача педагога - найти те средства, формы, методы работы, которые бы привели к эффективному результату. Какие это методы?
(слайд) ▪ Наглядные к которым относятся: экскурсии, наблюдения. дидактические пособия, рассматривание картин, иллюстраций, фотографий, рисунков. просмотр видеозаписей. ▪ Словесные, которые включают: художественное слово, рассказ воспитателя, беседы, малые фольклорные формы, проблемные ситуации высказывания и сообщения. ▪ Практические – это: трудовые поручения, обучение отдельным способам выполнения трудовых операций. игровые обучающие ситуации сюжетно-ролевые игры. ▪ Игровые, к которым относятся: дидактические игры, игровые упражнения, игры с правилами, словесные игры, игры-воображения, игры-шутки, сюжетно-ролевые игры, сюрпризные моменты. ▪ Методы, способствующие непосредственно детской продуктивной деятельности. К ним относятся: показ, объяснение, обучение отдельным способам выполнения трудовых операций, обсуждение труда и его результатов, оценка.
Ведущий. Предлагаю вам вспомнить и перечислить формы работы, которые вы будете использовать в работе с детьми при ознакомлении с профессиями. (Педагоги по очереди называют формы работы) Формы работы: - организованная образовательная деятельность; - совместная трудовая деятельность взрослого и ребенка, организация практических трудовых действий; - самостоятельная деятельность ребенка; - познавательно-исследовательская деятельность; - наблюдения за трудом взрослых; - чтение художественной литературы; - художественно-творческая деятельность; - игровая деятельность; - моделирование; - целевые прогулки и экскурсии; - культурно-досуговая деятельность; - экскурсии и встречи с людьми разных профессий; - встречи с интересными людьми; - живой пример окружающих взрослых.
Ведущий. Чтобы этот процесс ранней профориентации стал увлекательной деятельностью для детей необходимо создать условия. Продуманная развивающая предметно-пространственная среда откроет возможность для индивидуального раскрытия ребенка, его интересов и возможностей, позитивной социализации, научит взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. - Какую необходимо создать развивающую предметно-пространственную среду? Что в ней должно быть? (Ответы педагогов) Ведущий. Подобрана художественная литература, книжки–малышки по теме; картотека пословиц и поговорок о труде, загадок, стихов, песен о профессиях и орудиях труда; репродукции картин, раскрасок с профессиями в уголке изобразительной деятельности; дидактические игры по теме «Профессии»; альбом с фотографиями «Профессии наших родителей». Материалы для сюжетно-ролевых игр, подборка мультфильмов, видеофильмов, презентаций, связанных с темой «Профессии». Какие педагогические технологии можно использовать педагогам в практической деятельности? (ответы педагогов) Технологии в профориентационной работе: ▪ технология макетирования; ▪ технология мини-музея «Автомобилиус»; ▪ проектные технологии «Все профессии важны»; ▪ игровые технологии (дидактические игры, сюжетно-ролевые игры, игрыэкспериментирования, игры-викторины, игры-путешествия); ▪ ИКТ- технологии; ▪ технологии исследовательской деятельности .
Ведущий. А теперь немного отдохнем, динамическая пауза. Я буду говорить действие по конкретной профессии – а ваша задача передать это действие в движении и назвать профессию): Трактор водит – тракторист, (Крутят воображаемый руль) Электричку – машинист (Руки на поясе, «пружинка») Стены выкрасил – маляр (Имитируют движения покраски) Доску выстрогал – столяр (Трут ладошки друг об друга) В доме свет провел – монтер («Фонарики») В шахте трудится – шахтер (Топают ногами) В жаркой кузнеце – кузнец (Перед собой ударяют кулаками) Кто всё знает – молодец! (Хлопки) Ведущий. Переходим к практической части нашего семинара. «Мозговой штурм» (задания представлены на слайдах):
- Определи профессию по фотографии (на слайде изображена фотография с изображением человека, определенной профессии. Задача педагогов – определить профессию). Фото 1. Резчик льда. До изобретения холодильника, для сохранения продуктов приходилось собирать лёд зимой, чтобы использовать его летом. Сбором льда и занимались специальные резчики. Они вырезали глыбы льда из замерзших озёр, рискуя умереть от переохлаждения в случае падения в прорубь.
- Фото 2. Человек – будильник. Эти люди ходили по определённому маршруту, стуча в окна своих клиентов длинной палкой, кидая камешки и крича, что есть мочи, до тех пор, пока они не убедятся, что разбудили людей, которые не хотят проспать работу.
- Фото 3. Установщик кеглей для боулинга. Вместо машин, для расстановки кеглей раньше использовались специальные люди. Работа была сложной, шумной и малооплачиваемой. Как правило для этой работы нанимались маленькие мальчики. Ребят, устанавливающих кегли в боулинге, заменили автоматы.
- Фото 4. Лектор фабричных рабочих. Слушали ли Вы, когда-нибудь музыку или аудиокнигу, выполняя монотонную работу? Работники фабрик нанимали живых "лекторов", которые читали им произведения литературы во время работы. Иногда работники скидывались для найма этого человека.
- 2. Соотнесите фотографию с определением профессии, дайте название этой профессии (на слайде представлено три фотографии с изображением людей современных профессий и краткое определение рода деятельности. Задача педагогов соотнести определение с фотографией, дать название профессии):
- Фото 1 человек, который получает деньги за размещение скрытой рекламы в собственном блоге (авторский интернет-дневник на свободную тему) вперемешку с личными записями БЛОГЕР
- Фото 2 специалист по наружной рекламе, осуществляет конструирование и монтаж деталей наружной рекламы (вывесок, макетов и пр.), необходимо знать особенности оборудования данной техники, иметь допуск к работе с высоким напряжением НЕОНЩИК
- Фото 3 специалист по дегустации (оценке качества по виду, вкусу и запаху) чая ТИТЕСТЕР
- Ведущий. Уверена, что после этого упражнения, есть люди, которые не все знали о многообразии, прошлом и настоящем профессий. Думаю, что каждому есть над чем поразмышлять, оценить собственные представления.
- Ведущий. А теперь предлагаю принять участие в «Игротеке». 1. Игра «Назови профессию» Инструкция: необходимо назвать профессии, которые относятся к указанному типу. «Человек - природа». Все профессии, связанные с изучением, охраной и преобразованием природы: ветеринар, садовник, агроном, эколог. «Человек - человек». Все профессии, связанные с воспитанием, обслуживанием, обучением людей, общением с ними: врач, воспитатель, учитель, медицинская сестра, продавец. «Человек – техника». Все профессии, связанные с созданием, обслуживанием и эксплуатацией техники: водитель, токарь, инженер, автослесарь. «Человек – знак». Все профессии, вязанные с созданием и использованием знаковых систем (цифровых, буквенных, нотных). К этой группе относятся переводчики художественных и технических текстов, аналитики, финансисты и другие. 2. Игра «Самая – самая» Инструкция: вам будут предлагаться некоторые необычные характеристики профессий, а вы должны будете по очереди называть те профессии, которые, по-вашему, в наибольшей степени данной характеристике подходят. 1. Самая зеленая (садовод, лесник, цветовод-декоратор ...) 2. Самая сладкая (кондитер, продавец в кондитерском отделе ...) 3. Самая денежная (банкир, профессиональные теннисисты, боксеры, модель...) 4. Самая волосатая (парикмахер...) 5. Самая детская (воспитатель, педиатр, учитель...) 6. Самая смешная (клоун, пародист...) 7. Самая общительная (журналист, экскурсовод, тренер, учитель, массовик-затейник...) 8. Самая серьезная (сапер, хирург, разведчик, милиционер, политик, психолог...) 3. Игра «Закончи пословицу» Инструкция: прочитать начало пословицы и сформулировать её окончание. «Кто любит трудиться, … (тому без дела не сидится)». «Была бы охота - … (заладится всякая работа)». «Трудолюбию учатся три года, … (а лени – три дня)». «Не откладывай на завтра, … (что можно сделать сегодня)». «Раньше начнёшь, … (раньше поспеешь)». «Не начав - думай, ... (а начав - делай)». 4. Игра «Придумай профессии на начинающуюся букву … Д» Инструкция: назвать как можно больше профессий на заданную букву. Дворник, дальнобойщик, дизайнер, дегустатор, дежурный, дефектолог, делопроизводитель, декоратор, детектив, дворецкий, диктор, диджей, драматург, домохозяйка, диспетчер, дипломат. 5. Игра «Кто работает с этими вещами» Инструкция: установить ассоциативную связь между предметами и профессией человека. ▪ Весы, прилавок, товар… (продавец); ▪ Каска, шланг, вода … (пожарный); ▪ Сцена, роль, грим … (актер); ▪ Читальный зал, книги, читатель … (библиотекарь); ▪ Ножницы, ткань, швейная машинка … (портной); ▪ Плита, кастрюля, борщ … (повар); ▪ Доска, мел, тетради … (учитель); ▪ Руль, колесо, бензин … (водитель).
- Ведущий. На этом наш семинар – практикум подошел к концу, надеюсь, что он был для вас интересным и полезным. Подведем итоги! Я хотела бы вам предложить оценить степень своего участия в работе и выставить фишку соответствующего цвета: красную – «В основном слушала и запоминала, так как не компетентна в вопросах профориентации»; желтую – «Могла бы быть активнее, но не хватило знаний»; зеленую – «Активно участвовала, уровень моей компетентности в этой области достаточно высок». (Воспитатели выполняют задание). Ваша самооценка показывает, что вопросы, затронутые на семинаре – практикуме, способствовали повышению вашей компетентности в вопросах профориентации. Спасибо за внимание
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Научно- практический семинар в рамках городской инновационной площадки РИП-2. Тема семинара: Технологии школьного экологического мониторинга, включающие программные наблюдения за состоянием окружающей среды
Научно- практический семинар в рамках городской инновационной площадки РИП-2....
Семинар для педагогов «Семинар для педагогов «Организация совместной познавательно-исследовательской деятельности в рамках проекта»»
Материал предназначен для педагогов дошкольных образовательных учреждений....
ГМО. Семинар-практикум. Буклет для методического семинара.
laquo;Развитие творческих способностей дошкольника в условиях реализации ФГОС ДО»...
Всероссийский семинар с публикацией материалов семинара «Дошкольное образование: развитие на современном этапе» (педагогические идеи развития инициативности, самостоятельности обучающихся) " г. Иркутск публикация материала на тему: «Использование инноваци
Всероссийскийсеминар с публикацией материалов семинара«Дошкольное образование: развитие на современном этапе» (педагогические идеи развития инициативности, самостоятельности обучающихся) ...
Семинар: «Комплексный подход к развитию здоровой личности ребенка». семинар-практикум «Основные приемы работы с детскими страхами при помощи сказкотерапии».
Приемы и методы работы с детскими страхами...
Семинар-практикум на тему: «Воспитатель и родитель: диалог или монолог» (семинар-практикум для воспитателей ДОУ)
В настоящее время актуальной проблемой является взаимодействие педагогов дошкольного учреждения с родителями, которая предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями; оно также направлено на повы...
Что такое семинары и семинары-практикумы?
Что такое семинары и семинары-практикумы?...