Рабочая программа «Колыбель слов» «Развитие речи детей раннего возраста средствами логоритмики»
учебно-методический материал (младшая группа)
Целью данной программы является – создание условий для коррекции и профилактики имеющихся отклонений в речевом развитии ребёнка посредством логоритмики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kolybel_slov.docx | 67.54 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРИНЯТО на Педагогическом совете Протокол №___ от «__ »____________2023г. | УТВЕРЖДАЮ Заведующий МАДОУ _______________Т.В.Шемец «_____»_____________2023г.
о |
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №6 «Светлячок» города Лесосибирска»
Рабочая программа
«Развитие речи детей раннего возраста
средствами логоритмики»
Возраст детей: 1,5 – 3 лет
Срок реализации: 2 года
Автор-составитель:
воспитатель Сапсуева Н.В.
1 категории
г. Лесосибирск, 2023г
СОДЕРЖАНИЕ
1.3 Значимые для разработки и реализации программы характеристики. 8
1.3.1 Возрастные особенности детей раннего дошкольного возраста 1,5 – 2 лет. 8
1.3.2 Возрастные особенности детей раннего дошкольного возраста 2 – 3 лет. 10
1.4 Целевые ориентиры освоения программы 12
2.1. Образовательная деятельность в соответствии с ФГОС ДО 14
2.2 Примерное комплексно-тематическое планирование 1.5 – 3 лет 14
2.3 Особенности взаимодействия с семьями воспитанников 22
2.4 Взаимодействие с узкими специалистами 22
Раздел III ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ 23
3.1 Формы, способы, методы реализации программы 23
3.2 Мониторинг результатов освоения программы 26
3.3 Материально – техническое и методическое обеспечение программы 26
I .ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1 Пояснительная записка
Своевременное овладение правильной, чистой речью способствуют формированию у ребёнка уверенности в себе, развитию его мышления, коммуникативных качеств. Речь – не врождённая способность, она формируется постепенно. У многих детей этот процесс задерживается в силу разных причин. Сами собой дефекты звукопроизношения не исправляются. Но при благоприятных условиях обучения дети способны к самокоррекции. Занятия физической культурой и музыкальные занятия не решают всех задач по развитию крупной моторики и речи детей. Наиболее эффективное средство развития психической и моторной сфер - занятия логопедической ритмикой, которая базируется на взаимосвязи речи, музыки и движений.
Ранний возраст ребёнка – это чрезвычайно ответственный период развития человека, когда происходит закладка фундамента его личности.
В раннем возрасте у детей речь становится доминирующей линией развития. Быстро пополняется словарь, качественно улучшается умение строить предложения, совершенствуется звуковая сторона речи. Ребёнок учится сравнивать, строить умозаключения наглядно-действенного характера. Речь служит средством общения и саморегуляции поведения.
Чему же должны научиться дети в этот возрастной период?:
- подражать звукам окружающей среды. Например, показать, как гудит машина, как капает дождик и т.д.;
- повторять за взрослым слоги и слова. Например, топ-топ, ля-ля, дя-дя и т.д.;
- по просьбе взрослого показывать части тела;
- узнавать знакомые предметы и называть их;
- рассматривая книги, ребёнок должен по просьбе взрослого уметь показать на картинках предметы одежды, игрушки, предметы домашнего обихода, а также называть их;
- уметь словесно выражать свои желания.
- должны научиться говорить предложения, состоящие из двух слов.
Ритмическая организация является основой жизни. Все, окружающее нас, живет по законам ритма. Смена времен года, дня и ночи, биение сердца, возрастные процессы - все это и многое другое подчинено определенному ритму. По выражению Э. Жака Далькроза, «ритм есть движение материи, логически и пропорционально распределенной во времени и пространстве».
Данные физиологии и психологии доказывают тесную взаимосвязь слуховых ощущений с мышечными. Еще великий русский физиолог И.М. Сеченов отмечал, что слуховое и мышечное восприятие связано с временными ощущениями. Советский ученый, невролог, и психиатр Б.. М.. Бехтерев доказал, что вначале на маленького ребенка заметное воздействие оказывает ритм, а лишь затем звуковысотные сочетания и тембр звучащей музыки.
Ритмические движения способствуют активации различных анализаторных систем, становлению интегративной деятельности человека. Поэтому развитием чувства ритма рекомендуется заниматься с самого раннего возраста и в доступной для дошкольников форме: ритмических упражнениях и играх.
Различные педагогические системы придают большое значение воспитанию. Логоритмика является своеобразной формой активной терапии, средством взаимодействия в комплексе методик и учебной дисциплины. Первое понимание логоритмики основано на сочетании слова, музыки и движения. Взаимоотношения указанных компонентов могут быть разнообразными, с преобладанием одного из них или связи между ними.
Второе понимание логоритмики обусловливает включение ее в любую реабилитационную методику воспитания, обучения и лечения людей с различными аномалиями развития и нарушения речи. Целью логоритмики является преодоление речевого нарушения путем развития и коррекции неречевых и речевых психических функций и в конечном итоге адаптация человека к условиям внешней и внутренней среды. Задачи логоритмики определяются как оздоровительные, образовательные, воспитательные, коррекционные.
В педагогическом аспекте логоритмика - это система физических упражнений, построенная на связи движений с музыкой. Она способствует воспитанию познавательной, волевой и эмоциональной сфер личности, гармоническому физическому и художественному развитию детей, развитию музыкального слуха, внимания и восприятия, комплексных видов памяти, выразительности движений, формирует эмоциональную отзывчивость и музыкально – ритмическое чувство, учит движениями выражать характер и темп музыкального произведения, развивает музыкально - речевые способности, расширяет певческий диапозон. На занятиях логоритмики формируются представления о музыкальном, двигательном, речевом, изобразительном ритмах и осуществляется в неразрывном единстве.
В игровой форме дети осваивают и закрепляют понятия величины, формы и цвета предметов, овладевают движениями общей и мелкой моторики, учатся находить ритмическую организацию в музыке и речи, знакомятся с элементарными приемами самомассажа.
Сюжетно - тематическая организация работы позволяет каждому ребенку чувствовать себя комфортно, уверенно, так как в игре максимально реализуются потенциальные возможности детей. Комплексно – игровой метод наиболее целесообразен для развития познавательных процессов и соответствует детским психо – физическим данным. Такое построение занятий позволяет добиться устойчивого внимания на протяжении всего занятия и соответственно повышает результативность в усвоении знаний.
Занятия включают в себя пальчиковые и подвижные игры, песни и стихи. Сопровождаемые движениями, двигательные упражнения, несложные танцы. Элементарное музицирование на музыкальных инструментах, дидактические игры, способствующие развитию чувства ритма. Речевой материал доступен в лексическом отношении, включает малые формы русского фольклора и стихи современных детских поэтов. Значительная роль в работе по осознанию ритмического строя речи принадлежит играм, созданным на основе стихотворного текста. Эти игры учат малышей координировать движения со словом, что способствует, в первую очередь, речевому развитию детей. Обучение детей на музыкально - шумовых инструментах является средством для решения следующих (помимо развития чувства ритма) задач: развития внимания и памяти, координации движений, мелкой моторики и т. д.
Все упражнения проводятся по подражанию. Речевой материал предварительно не выучивается.
При разработке занятий использовались рекомендации Министерства образования Российской Федерации (Инструктивно - методическое письмо «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения» от 14.03. 2000 г. № 65/23- 16), где предпочтение отдается интегрированным занятиям, включающим развитие музыкальных способностей, речи, движения, познавательную деятельность с оздоровительной направленностью.
Занятия по логоритмике хорошо вписываются в учебную работу, так как построены в соответствии с современными подходами к воспитанию детей дошкольного возраста и направлены на овладение чувством ритма, что способствует формированию у ребенка целостного восприятия пространства и времени, гармонизации психического развития детей.
Новизна. Дошкольный возраст наиболее благоприятный период для успешного развития и воспитания ребенка. При этом большое значение имеет речевое, сенсорное, двигательное развитие в этот период. Развитие речевой деятельности ребенка, как отмечается в работах педагогов и психологов, зависит от складывающегося в начале его жизни чувственного познания: зрительного, слухового, тактильного. Поэтому логоритмика наряду с традиционными методами работы в исправлении речевых нарушений, играет большую положительную роль. Логоритмика является наиболее эмоциональным звеном логопедической деятельности, сочетающим исправление нарушений речи с развитием сенсорных и двигательных способностей детей.
1.2 Цели и задачи программы
Логопедическая ритмика — одно из звеньев коррекционной педагогики. Прежде всего, это комплексная методика, включающая в себя средства логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания. Ее основой являются речь, музыка и движение.
Поэтому цель данной программы является – создание условий для коррекции и профилактики имеющихся отклонений в речевом развитии ребёнка посредством логоритмики.
Задачи:
Оздоровительные задачи: укрепление костно-мышечного аппарата; развитие физиологического дыхания; развитие координации движений и моторных функций; воспитание правильной осанки, походки, грации движений; развитие ловкости, силы, выносливости.
Образовательные задачи: формирование двигательных навыков и умений; пространственных представлений и способности произвольно передвигаться в пространстве относительно других детей и предметов; развитие переключаемости; совершенствование певческих навыков.
Воспитательные задачи: воспитание и развитие чувства ритма; способности ощущать в музыке, движениях и речи ритмическую выразительность; воспитание умения перевоплощаться, проявлять свои художественно-творческие способности; воспитание умения соблюдать заранее установленные правила.
Коррекционные задачи: развитие речевого дыхания; формирование и развитие артикуляционного аппарата; развитие общей и мелкой моторики, ориентации в пространстве; регуляции мышечного тонуса; развития музыкального темпа и ритма, певческих способностей; активация всех видов внимания и памяти.
Принципы и подходы
Принципы построения программы:
1. Принцип опережающего подхода, заключающийся в раннем развитии коммуникативных умений.
2. Принцип развивающего обучения, означающий, что обучение должно вести за собой развитие ребёнка (по Л.С. Выготскому).
3. Принцип систематичности, предусматривающий планомерность, непрерывность и регулярность процесса.
4. Принцип диалогического взаимодействия дошкольников со взрослыми и сверстниками.
5. Принцип полифункционального подхода, предполагающий одновременное решение нескольких коррекционных задач на одном логоритмическом занятии.
6. Принцип постепенного усложнения материала, предусматривающий постепенный переход от более простых заданий к более сложным по мере овладения и закрепления формирующих навыков.
7. Принцип наглядности, означающий тесную взаимосвязь всех анализаторных систем организма с целью обогащения слуховых, зрительных и двигательных образов детей.
8. Принцип доступности, учитывающий возрастные и физиологические особенности детей и характер речевых нарушений.
9. Принцип сознательности и активности детей, заключающийся в том, что педагог должен использовать в работе приёмы активизации познавательных способностей детей.
10. Принцип успешности, подразумевающий то, что ребёнок получает задания, которые он способен успешно выполнить.
Подходы:
Системный подход. Сущность которого, заключается в том, что относительно самостоятельные компоненты рассматриваются не изолированно, а в их взаимосвязи, в системе с другими. При таком подходе педагогическая система работы с дошкольниками рассматривается как совокупность следующих взаимосвязанных компонентов: цели образования, субъекты педагогического процесса, содержание образования, методы и формы педагогического процесса и предметно-развивающая среда.
Личностный подход. Утверждающий представления о социальной, деятельной и творческой сущности ребенка как личности. В рамках данного подхода предполагается опора в воспитании обучении на естественный процесс саморазвития задатков и творческого потенциала личности, создания для этого соответствующих условий.
Деятельностный подход. Деятельность-основа, средства и решающее условие развития личности. Поэтому необходима специальная работа по выбору и организации детей. Это в свою очередь, предполагает обучение детей выбору цели и планированию деятельности, ее организации и регулированию, контролю, самоанализу и оценке результатов деятельности.
Полусубъектный подход. Сущность человека значительно богаче, разностороннее сложнее, чем его деятельность. Личность рассматривается как система характерных для нее отношений, как носитель взаимоотношений и взаимодействия социальной группы, что требует особого внимания к личностной стороне педагогического воздействия с детьми.
Культурологический подход. Обусловлен объективной связью человека с культурой как системой ценностей. Ребенок не только развивается на основе освоенной им культуры, но и вносит в нее нечто принципиально новое, т.е. он становится творцом новых элементов культуры. В связи с этим освоение культуры как системы ценностей представляет собой, во-первых, развитие самого ребенка и, во-вторых, становление его как творческой личности.
Данная программа рассчитана для детей 1,5-3 лет.
Срок реализации программы «Развитие речи детей раннего возраста
средствами логоритмики» - 2 года.
1.3 Значимые для разработки и реализации программы характеристики.
1.3.1 Возрастные особенности детей раннего дошкольного возраста 1,5 – 2 лет.
Этот период - один из самых сложных для ребенка, его родителей и педагогов, так как именно в этом возрасте (1,5 – 2 лет) детей чаще всего впервые приводят в детский сад. Адаптация малышей к жизни в группе детей часто проходит очень напряженно, иногда болезненно.
Отсюда главная задача музыкально-ритмического воспитания -использование игровых двигательных упражнений как средства эмоционального взаимодействия ребенка и взрослого. В этот период самым необходимым является создание для малышей психологического комфорта. Вызвать у ребенка радостные эмоции, интерес к играм-забавам, музыке, увлечь и занять его значительно важнее, чем обучить каким-либо движениям и умениям.
В этом периоде жизни развивается самостоятельность детей, формируется предметно – игровая деятельность, появляются элементы сюжетной игры. Общение с взрослым носит ситуативно – деловой характер, затем характер делового сотрудничества. Совершенствуются восприятие, речь, наглядно – действенное мышление, чувственное познание действительности.
После полутора лет у детей, кроме основных, развиваются и подражательные движения.
В простых подвижных играх и плясках дети привыкают координировать свои движения и действия друг с другом.
При обучении и правильном подборе игрового материала дети осваивают действия с разнообразными игрушками: разборными строительным материалом и сюжетными игрушками. Эти действия ребенок воспроизводит по подражанию после показа взрослого.
Значительные перемены происходят и в действиях с сюжетными игрушками. Дети начинают переносить разученное действие с одной игрушки на другую.
Второй год жизни – период интенсивного формирования речи. Связи между предметом, действием и словами, их обозначающими, формируются в 6-10 раз быстрее, чем в конце первого года жизни.
Дети усваивают названия предметов, действий, обозначение некоторых качеств и состояний. Благодаря этому можно организовать деятельность и поведение малышей, формировать и совершенствовать восприятие, в том числе составляющие основу сенсорного воспитания.
Активный словарь на протяжении года увеличивается неравномерно. К полутора годам он равен примерно 20-30 словам. После одного года 8-10 месяцев происходит скачок, развивается активно используемый словарь. В нем много глаголов и существительных, встречаются простые прилагательные и наречия (тут, там, туда и т.д.), а также предлоги.
Упрощенные слова (ту-ту, ав-ав) заменяются обычными, пусть и несовершенными в фонетическом отношении. После полутора лет ребенок начинает воспроизводить контур слова (разное число слогов), наполняя его звуками заместителями, более или менее сходными по звучанию слышимому образцу.
К полуторам годам в высказываниях детей появляются двухсловные предложения, а в конце второго года обычным становится использование трех, четырех сложных предложений.
Ребенок старше полутора лет активно обращается к взрослым с вопросами, но выражает их преимущественно интонационно. Вопросительными словами дети пользуются реже, но могут спросить: «Где платок?», «Баба куда пошла?».
Дети учатся выполнять словесные просьбы взрослого в пределах видимой, наглядной ситуации.
На втором году жизни ребенок усваивает имена взрослых и детей, с которыми общается повседневно, а также некоторые родственные отношения (мама, папа, бабушка). Он понимает элементарные человеческие чувства, обозначаемые словами «радуется», «сердится», «испугался». В речи появляются оценочные суждения: «плохой», «хороший», «красивый».
Совершенствуется самостоятельность детей в предметно – игровой деятельности и самообслуживании.
Малыш постепенно овладевает умением самостоятельно есть любую пищу, умываться и мыть руки, приобретает навыки опрятности, аккуратности.
Расширяется ориентировка в ближайшем окружении. Знание того, как называются части помещения группы (мебель, одежда, посуда), помогает ребенку выполнять несложные поручения взрослых. Постепенно он привыкает соблюдать элементарные правила поведения, обозначаемые словами «можно», «нельзя», «нужно». Общение с взрослым носит деловой, объектно-направленный характер.
На втором году жизни между детьми сохраняется и развивается тип эмоционального взаимообщения. Они самостоятельно играют друг с другом (по двое-трое) в разученные ранее при помощи взрослого игры («Прятки», «Догонялки»).
Возможны несложные плясовые действия малышей парами на музыкальных занятиях.
Одним из главных приобретений второго года жизни можно считать совершенствование основных движений, особенно ходьбы.
Подвижность ребенка порой даже мешает ему сосредоточиться на спокойных занятиях.
Происходит быстрое развитие разных сторон речи и функций. Хотя темп развития понимания речи окружающих по-прежнему опережает умение говорить, в конце второго года активный словарь состоит уже из 200-300 слов. С помощью речи можно организовать поведение ребенка, а речь самого малыша становиться основным средством общения с взрослым.
1.3.2 Возрастные особенности детей раннего дошкольного возраста 2 – 3 лет.
Ранний дошкольное возраст – уникальный период развития человека, обладающий своеобразной логикой и спецификой; это особый мир со своим языком, образом мышления, действиями. В этом периоде идёт активное усвоение ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи - фонетической, лексической, грамматической.
Речевые игры и ролевые стихи являются основой для развития просодических компонентов речи: ритмичности, мелодики, интонационной выразительности, кроме того, они оказывают благоприятное воздействие на состояние вербальной памяти и продуктивности запоминания.
Важность их использования на занятиях по логоритмике объясняется тесной взаимосвязью в развитии музыкального и речевого слуха, так как речь и музыка имеют единую интонационную природу.
Физическое развитие.
Физическое развитие ребёнка двухлетнего возраста ярко выражено по сравнению с первым годом его жизни:
- может уверенно не только ходить, но и бегать, и прыгать, и маршировать;
- без поддержки взрослых преодолевает препятствия, высотой от 15 до 20 см. Например, спускается и поднимаются по лестнице;
- может ударить по мячу ногой или рукой;
- умеют самостоятельно кушать не только второе блюдо, но и первое (борщ, суп, уху и т.д.), правильно держа ложку и донося ее содержимое в рот. Уверенно держит чашку и пьет из нее жидкость.
- с успехом залезают на табуретки, лесенки и т.д.
- могут самостоятельно надевать некоторые предметы одежды: шапку, колготки, носки.
Психологическое развитие.
- речь более понятна и состоит из коротких предложений, в том числе прилагательных
- складывает кубики, мозаику, пирамиду
- режет бумагу, держа ножницы оной рукой
- интуитивно определяется, какой рукой писать или рисовать. Поэтому уже в два года вы сможете заметить, что ваш малыш – левша. Хотя только к пяти годам можно окончательно сказать: какой рукой он владеет лучше: правой, левой или в равной мере двумя (бывают и такие уникалы — амбидекстромы).
- чувствует ритм музыки. подтанцовывая понравившимся мотивам. Танцы может громко сказано, но кроха в такт покачивается, приседает и притопывает.
- ваш «помощник» уже выполняет элементарные просьбы и указания
- запоминает несложные стихи, потешки, песенки и т.д.
- различает и знает названия основных шести цветов
- активно занимается творчеством: рисует черточки, кружечки, карлючки и т.д., а также лепит из пластилина простые геометрические фигурки
- пытается разобрать игрушки, стремясь изучить их содержимое.
Развитие речи.
Перечислив ряд психических и физических достижений ребенка, можно выделить основной процесс – это речевой. Это самый важный факт интеллектуального развития ребенка. Как утверждают психологи, малыши от полутора до трех лет наиболее предрасположены, восприимчивы и чувствительны к усвоению разговорного языка. Их мозг предрасположен к активному усвоению правильного произношения звуков, развитию способности выражать мысли и т.д.
Если кроха молчит и практически не разговаривает, то родителям стоит проконсультироваться со специалистами – педиатром, логопедом. Обычно, они назначают ряд занятий и упражнений, дают необходимые рекомендации.
Навыки и умения.
Немаловажной в развитии карапуза 2-х лет является социальная область – это умение и навыки самообслуживания. Он должен уметь:
- проситься на горшок
- мыть руки и умываться
- вытираться полотенцем
- чистить зубы в присутствии родителей или других взрослых лиц
- брать трубку звонящего телефона
- после игры убрать игрушки в коробок.
Музыкальное развитие.
В этот период развитие детей в музыкально-ритмической деятельности
происходит более интенсивно: меньше времени тратится на установление контакта, у детей уже вырабатывается своеобразный рефлекс на музыкальный зал и “музыкальную тетю”, которая танцует и поет, играет вместе с малышами. Педагог получает возможность больше внимания уделить качеству движения и при этом добивается более четких, ритмичных и уверенных движений.
С помощью педагога искусство становится для ребенка целостным способом познания мира и самореализации. Интегративный подход к организации взаимодействия детей с искусством позволяет каждому ребенку выражать свои эмоции и чувства более близкими для него средствами: звуками, красками, движениями, словом.
Ребенок начинает понимать, что музыка позволяет общаться и быть понятым любому человеку. Эмоции, переживаемые при восприятии музыкального произведения, вызывают эмоциональный подъем, активизируют творческий потенциал дошкольника. Глубина эмоционального переживания выражается в способности дошкольника интерпретировать не столько изобразительный музыкальный ряд, сколько нюансы настроений и характеров, выраженных в музыке.
1.4 Целевые ориентиры освоения программы
К концу первого года дети обучатся:
- удерживать внимание на выполнении конкретной задачи (с помощью взрослого);
- отражать ритмичность движения в музыкально-образных играх и упражнениях (взрослые воздействуют на ребёнка словами, жестами и т.п., помогая ему выполнять задания);
- реагировать на смену характера музыки (движениями, мимикой, звуками голоса);
- произносить звуки и слоги на выдохе вместе с педагогом;
- общаться в диалоге с педагогом (взрослым): давать односложные ответы, кивать и пр.;
- извлекать звук на колокольчиках, бубнах и погремушках, знать их названия.
К концу второго года дети обучатся:
- сосредоточиться на выполнении конкретной задачи, подражая педагогу;
- повторять за педагогом и отражать ритмичность движения в музыкально-образных играх и упражнениях (взрослые воздействуют на ребёнка, помогая ему выполнять задания);
- определять и выражать доступными средствами (словами, мимикой, жестами) характер музыки или музыкального персонажа;
- соблюдать последовательность движений (даже если это повтор за педагогом) и слов в каждом конкретном задании и подчинять этому свои движения;
- общаться в диалоге с педагогом (родителем);
- произносить звуки и слоги на выдохе вместе с педагогом (мамой);
- выполнять пальчиковые фигуры с помощью направляющих движений родителей;
- извлекать звук на колокольчиках, бубнах и погремушках, знать их названия и тембры.
II СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Образовательная деятельность в соответствии с ФГОС ДО
Содержание образовательной деятельности направлено развитие слуховых функций, пространственных представлений, творческих, интеллектуальных способностей, способствует развитию эмпатии, развитию коммуникативных навыков, коррекции речевой функциональной системы ребёнка. Предметом логоритмики являются многообразные нарушения психомоторных функций детей с различными проблемами в развитии.. В связи с пересмотром системы образования в целом, и внедрением ФГОС, результаты освоения Программы дошкольного образования представлены в виде целевых ориентиров, в которых прописаны характеристики возможных достижений ребёнка. Логоритмические игры и упражнения способствуют их реализации.
Логоритмика содействует решению задач Дошкольного Образовательного Стандарта. В совместной непосредственно образовательной деятельности по логоритмики развиваются высшие психические функции детей: восприятие, память, мышление и речь, а также эмоционально-волевая сфера. Логоритмическая деятельность развивает умения, способности детей, помогает ребёнку, приближая его к соответствию целевым ориентирам на этапе завершения дошкольного образования. Образовательная деятельность по логоритмике построена таким образом, что задачи обучения, воспитания и коррекции решаются на неосознанном, непроизвольном уровне, сопровождаются ярким положительным эмоциональным фоном и позволяет педагогу организовать целостный воспитательно-коррекционный процесс.
2.2 Примерное комплексно-тематическое планирование 1.5 – 3 лет
Комплексно-тематическое планирование 1.5 – 2 лет (первая группа раннего возраста)
Месяц | № | Название занятия | Программное содержание |
ОКТЯБРЬ | 1 | Занятие 1 | Познакомиться с детьми, вызвать у них интерес к музыкальным занятиям, желание слушать музыку выполнять простейшие движения, чувствовать свое тело. |
2 | Занятие 2 | Привлекать внимание детей к плясовой музыке, учить понимать ее веселый, задорный характер. Учить пользоваться погремушкой как музыкальным инструментом. | |
3 | Занятие 3 | Побуждать исполнять плясовые движения под музыку веселого характера. Учить слышать окончание музыкального произведения и прекращать движения или игру на погремушке с его окончанием. Познакомить с музыкой нежного, ласкового характера — колыбельной | |
4 | Занятие 4 | Развивать музыкально-ритмические навыки, умение реагировать на начало и конец музыки, двигаться в соответствии с контрастным характером музыки (спокойная — плясовая), ритмично ходить под музыку и бегать. | |
НОЯБРЬ | 1 | Занятие 5 | Воспитывать эмоциональную отзывчивость на песню (музыку и слова), вырабатывать устойчивое слуховое внимание. Развивать навыки выразительных движений (ритмично ходить под музыку, бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга, не шаркая ногами). |
2 | Занятие 6 | Продолжать формировать эмоциональную отзывчивость на песню спокойного, ласкового характера — колыбельную; учить протягивать ударные слоги в словах, добиваться ровного звучания голоса. Развивать навыки выразительных движений. | |
3 | Занятие 7 | Учить слышать контрастную смену регистра в музыкальном произведении, реагировать на это сменой движения. Развивать музыкально-ритмические навыки: умение двигаться в соответствии с контрастным характером музыки (спокойная — плясовая). Учить петь, не опережая друг друга. | |
4 | Занятие 8 | Учить узнавать колыбельную и реагировать на ее спокойный характер. Углублять представления об окружающем посредством музыкально-ритмической деятельности, развивать инициативу и самостоятельность детей. | |
ДЕКАБРЬ | 1 | Занятие 9 | Учить узнавать знакомые музыкальные инструменты по тембровому звучанию, называть их. Упражнять в навыке спокойной ходьбы врассыпную под музыку ласкового характера. Учить петь всю песню. |
2 | Занятие 10 | В игровой форме учить осваивать топающий и спокойный шаг, двигаться врассыпную, не сталкиваясь друг с другом, легко, без напряжения; вызвать желание слушать музыку и живо реагировать на ее характер. | |
3 | Занятие 11 | Учить движениям с платочком. Продолжать учить слышать начало и конец музыкального произведения и начинать, и прекращать движения в соответствии. В пении учить детей прислушиваться к интонации взрослого, подводить к устойчивому навыку точного интонирования несложных мелодий. Следить за детьми, которые плохо проговаривают слова, поют излишне громко, неестественным голосом. Добиваться выразительного исполнения. Развивать у детей желание самостоятельно петь с музыкальным сопровождением и без него, учить петь слаженно в ансамбле. | |
4 | Занятие 12 | Учить переходить от движения к движению, ориентируясь на динамику музыкальной фразы. Развивать инициативу, побуждая к самостоятельному варьированию несложных мелодических оборотов, построенных на нескольких звуках. добиваться ровного звучания голоса, не допуская крикливого пения. | |
ЯНВАРЬ | 1 | Занятие 13 | Вызвать эмоциональный отклик на песню печального, грустного характера, развивать умение высказываться об эмоционально-образном содержании музыки. Вырабатывать устойчивое слуховое внимание, реагировать на динамические оттенки в музыке |
2 | Занятие 14 | Продолжать развивать навыки выразительных движений: ритмично ходить под музыку бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга, не шаркать ногами. Учить внятно пропивать слова, понимая их смысл, правильно произносить гласные и согласные в конце и в середине слов. Формировать навыки коллективного пения (одновременно начинать и заканчивать песню, не отставать и не опережать, петь дружно). | |
3 | Занятие 15 | Учить узнавать песни по вступлению, различать изобразительные моменты (капельки дождя и т.п.), средства музыкальной изобразительности (темп, динамика). Развивать образную речь детей. | |
ФЕВРАЛЬ | 1 | Занятие 16 | Учить находить похожие и различные по настроению образы в разных видах искусства; определять тембры музыкальных инструментов, передающие характер пьесы; развивать воображение (в движении). |
2 | Занятие 17 | Продолжать учить замечать смену характера музыки, средства музыкальной выразительности, передающие образ. Познакомить со звучанием нового музыкального инструмента — дудочки. Как и на предыдущих занятиях, учить передавать ласковый характер песни, вырабатывать напевное звучание | |
3 | Занятие 18 | Учить слушать и понимать музыку изобразительного характера. Порадовать детей исполнением хорошо знакомых песенок, любимыми играми. | |
4 | Занятие 19 | Продолжать учить самостоятельно менять движения со сменой музыкального произведения или музыкальной .фразы, развивать ритмическую четкость, умение понимать и сопереживать музыке грустного, печального характера | |
МАРТ | 1 | Занятие 20 | Развивать музыкально-ритмические навыки: умение слышать двухчастную форму проведения, двигаться в соответствии с характером музыки (плясовая, марш); эмоционально отзываться на песни разного характера, четко произносить слова и их названия. |
2 | Занятие 21 | Обогащать детей музыкальными впечатлениями, создавать у них радостное настроение, развивать умение ритмично двигаться под музыку. Учить петь естественным голосом, без напряжения, протяжно, вызывать желание петь самому и в хоре. | |
3 | Занятие 22 | Учить выразительному исполнению движений, совместным и индивидуальным действиям под музыку. Развивать умение реагировать на начало звучания музыки и на ее окончание, менять движения в соответствии с двухчастной формой произведения; петь коллективно, одновременно начинать и заканчивать песню, не опережать друг друга, петь дружно, слаженно. | |
4 | Занятие 23 | Учить ритмично, играть на различных музыкальных инструментах, соблюдая динамические оттенки. Тренировать в четком, маршевом шаге и в мягком движении врассыпную. | |
АПРЕЛЬ | 1 | Занятие 24 | Продолжать развивать умение узнавать в музыкальных произведениях образы разных животных. |
2 | Занятие 25 | Развивать фантазию, эмоциональность, “образность” движений, соответствующую характеру музыкального произведения. Продолжать учить узнавать песню по мелодии, называть ее и петь хором и по одному | |
3 | Занятие 26 | Учить соотносить настроение музыкального произведения с различными тембрами музыкальных инструментов и игрушек. Продолжать развивать навыки выразительного пения и движения. | |
4 | Занятие 27 | Продолжать развивать эмоциональную отзывчивость на песни веселого, игривого характера; побуждать произвольно, находить интонации, построенные на нескольких звуках; развивать навыки выразительных движений (собираться в круг в играх, взявшись за руки). | |
МАЙ | 1 | Занятие 28 | Обогащать детей музыкальными впечатлениями, накапливать слушательский опыт, совершенствовать навыки естественных движений (ходьба, бег, прыжки). Поощрять инициативу детей в инсценировании, развивать творчество в пении. |
2 | Занятие 29 | Продолжать учить двигаться врассыпную, не сталкиваясь друг с другом; быстро строиться в круг; ходить в хороводе со сменой направления; сужать и расширять круг; петь естественным голосом, выразительно напевно. | |
3 | Занятие 30 | Развивать представление о том, что музыка может передавать образы животных, птиц, их повадки; о языке музыки, средствах музыкальной выразительности: регистре, динамике, темпе, характере звучания. В игровой форме продолжать учить петь выразительно, естественным голосом. | |
4 | Занятие 31 | В игровой форме закреплять знания детей о характере музыки, ее выразительных средствах; активизировать и развивать речь детей, образное мышление. |
Комплексно-тематическое планирование 2-3 лет (вторая группа раннего возраста)
Месяц | № | Название занятия | Задачи |
ОКТЯБРЬ | 1 | «Встреча с белочкой в лесу» | 1.Развитие дыхания и голосовые тренировки: •Воспитание правильного речевого диафрагмального дыхания и длительного речевого выдоха 2-3 секунды; •Развитие силы, динамики и модуляции голоса; •Воспитание речевого подражания; 2.Развитие артикуляции и мимики: •Знакомство с органами артикуляции; •Развитие органов артикуляции посредством статических упражнений («Окошко», «Заборчик», «Лопата», «Дудочка» и т.д.) •Воспитание правильного понимания детьми мимики и её использования; 3.Развитие мелкой моторики: •Формирование подражания движениям рук; •Развитие тонкой моторики пальцев в упражнениях пальчиковой гимнастики; •Улучшение координации в работе зрительного, слухового и двигательного анализаторов, развитие быстроты реакций. 4.Развитие слухового восприятия, внимания, памяти. •Воспитание внимания к звуковой стороне речи; •Формирование умения различать гласные звуки по принципу контраста: А – не А; У-А, И-А, и т.д. •Формирование внимания к неречевым звукам. •Развитие подражания к речевым звукам; •Воспитание внимания, сосредоточенности и выдержки. 5.Согласование речи с движением: •Обучение навыкам координации речи с движением; •Формирование умения договаривать слова и словосочетания; •Накопление пассивного и активного словаря (закрепление результатов, достигнутых на логопедических занятиях). 6.Ходьба, бег, основные движения: 1) Коррекция движений при ходьбе, маршировке, при выполнении основных движений, правильная осанка, внимание и реакция на сигнал; 2) Ритмическая ходьба под музыку с движением по ориентиру (по дорожке шириной 30-35 см., обозначенной двумя канатами), держась левой рукой за верёвку и соблюдая заданное направление. 3) Воспитание музыкально-ритмических навыков; реакция на начало и окончание звучания музыки; умение изменять движения в зависимости от динамики (тихо-громко); умение выполнять движения в общем для всех темпе, координировать их. 4) Формирование умения слышать смену контрастных частей в двухчастной музыкальной форме и изменять движения в соответствии с ними; 5) Обучение детей построению в шеренгу, колонну, круг; 7.Пение. Игровое танцевальное творчество. •Выработка устойчивого слухового внимания, воспитание эмоциональной отзывчивости на песню; •Развитие у детей подражательности, установление взаимосвязи между звукоподражанием, игрушкой и определённой мелодией, создающей этот образ. Вызывание речевого подражания. Обучение пению попевок и припевок песен, имеющих в тексте звукоподражания. •Формирование умения подстраиваться к интонации педагога; петь, не опережая друг друга и не отставая, добиваясь ровного звучания голоса; вместе начинать и заканчивать пение; •Обучение правильному интонированию большой секунды, терции, кварты, несложных распевок и мелодии, включающих эти интервалы; •Воспитание правильной просодики при пении; диафрагмального дыхания, мягкого голосоначала, правильной артикуляции гласных А, У, И, О при изолированном произнесении и произнесении сочетания гласных, интонационной выразительности речи, модуляции голоса, длительного речевого выдоха 2-3 сек. •Воспитание ритма, навыков выразительного движения в танцевальных элементах. •Воспитание двигательной памяти детей в ритмических плясках. |
2 | «Кто грибок найдет?» | ||
3 | «В огороде заинька» | ||
4 | «Лучшая игра» | ||
НОЯБРЬ | 5 | «Про кота» | |
6 | «Кот и кошка» | ||
7 | «Утенок и его друзья» | ||
ДЕКАБРЬ | 8 | «Утки – беленькие» | 1.Развитие дыхания и голосовые тренировки: 1) Формирование правильного речевого диафрагмального дыхания и длительного речевого выдоха 3-4 секунды; 2) Развитие силы, динамики и модуляции голоса; 3)Формирование речевого подражания и слияния гласных. 2.Развитие артикуляции и мимики: •Активизация статических движений речевого аппарата; •Развитие артикуляционного аппарата на материале динамических упражнений («Качели», «Часики», «Лошадка», «Почистим зубки» и т.д.); •Развитие мимической мускулатуры по подражанию. 3.Развитие мелкой моторики: •Развитие координации движении в мелких мышечных группах пальцев рук; •Совершенствование работы двигательных, слуховых и зрительных анализаторов; •Согласование движений пальцев с речью. 4.Развитие слухового восприятия, внимания, памяти: •Совершенствование подражания речевым звукам; •Развитие внимания к ритмической и слоговой структуре слова; •Формирование умения прохлопывать, отстукивать ударный слог вместе с педагогом; •Воспитание слухового и зрительного внимания и восприятия. 5.Согласование речи с движением: •Совершенствование навыков координации речи с движением; •Развитие умения договаривать за взрослым слова и словосочетания в потешках, упражнениях и стихотворениях; •Пополнение активного и пассивного словаря (закрепление результатов, достигнутых на логопедических занятиях); •Продуцирование речевых контактов, положительных эмоциональных переживаний, блокирующих патологически обусловленные отрицательные эмоции. 6.Ходьба, бег, основные движения 1) Развитие у детей умения слышать и различать двухчастную и трёхчастную музыкальную форму, двигаться ритмично, самостоятельно менять движения в соответствии со сменой характера музыки; 2) Тренировка слухового внимания и слуховой памяти на материале из трех сигналов; 3) Развитие координации движений и ориентации в пространстве при ходьбе, маршировке, беге, выполнении основных движений. 7.Пение. Игровое танцевальное творчество. 1) Развитие устойчивого слухового внимания, умение дослушивать песню до конца. Обогащение музыкальных впечатлений детей; воспитание эмоциональной отзывчивости на пение разного характера. 2) Закрепление умения самостоятельно узнавать знакомые песни по вступлению и мелодии. 3) Выработка правильного речевого диафрагмального дыхания, правильного, умеренного темпа речи (речь с движением, пение с движением); умение петь протяжно, напевно, легким естественным звуком, пропевая фразу на одном выдохе, закрывая рот после фразы и делая естественный вдох. 4) Развитие у детей способности самостоятельно находить ласковые интонации; подведение к умению инсценировать песню. 5) Обучение детей пению, припевок песен, имеющих в тексте звукоподражания, а также пению песен, подбираемых с учётом сложности словаря (с помощью логопеда). Воспитание вокально-хоровых навыков и ритмической речи при использовании песен, попевок. 6) Формирование умения собираться в круг; в хороводах двигаться по кругу, взявшись за реки на шаге; двигаться осторожными мягкими шагами. 7) Развитие двигательной памяти: умения удерживать в памяти серию движений, ритм, серию перестроений, движение на координацию, словесную инструкцию педагога. |
9 | «Зайчик в гостях у ребят» | ||
10 | «Зайкин дом» | ||
11 | «Белкина помощница | ||
12 | Чудо-елка | ||
ЯНВАРЬ | 13 | Подарки Дедушки Мороза | |
14 | Птичья елка | ||
15 | Мороз и птички | ||
ФЕВРАЛЬ | 16 | Танюшка | |
17 | Вкусная каша | ||
18 | «Папин день» | ||
МАРТ | 19 | «Мамин день» | 1.Дыхательно-голосовые упражнения: 1) Формирование правильного речевого диафрагмального дыхания и длительного речевого выдоха 4-5 сек. 2) Развитие интонационной выразительности, ритмичности речи, модуляции голоса. 3) Совершенствование речевого подражания, слияния слогов с согласными. 2.Артикуляционно-мимические упражнения: 1) Активизация статических и динамических упражнений. 2) Совершенствование артикуляционного аппарата, чёткости и переключаемости движений. 3) Развитие эмоционально-выразительной мимики на основе подражательной деятельности. 3.Развитие мелкой моторики: 1)Увеличение амплитуды движений в суставах мелких мышечных групп пальцев. 2) Совершенствование согласования движений пальцев с речью. 3) Активизация пассивного словаря по лексическим темам. 4) Развитие быстроты и точности реакций. 4.Развитие слухового восприятия, внимания, памяти: 1) Закрепление подражания речевым звукам. 2) Формирование прохлопывания, отстукивания слогов с определённой звуко- слоговой структурой. 3) Развитие чувства темпа и ритма. 4) Совершенствование слухоречевой памяти, зрительной памяти, внимания. 5.Согласование речи с движением: 1) Воспитание правильного и умеренного темпа речи. 2) Развитие координации речи с движением. 3) Совершенствование общей моторики. 4) Коррекция нарушенной эмоционально-личностной сферы ребёнка с помощью психогимнастики. 5) Расширение пассивного и активного словаря по лексическим темам. 6.Ходьба, бег, основные движения: 1) Продолжение работы над ритмичностью движений. Повторение и закрепление приобретённых навыков. 2) Развитие умения слушать и различать двухчастную и трёхчастную музыкальную форму; самостоятельно менять движения в соответствии со сменой темпа, динамикой, ритма, тембра и характера музыки. 3) Развитие координации движений в крупных и мелких мышечных группах. 4) Тренировка слухового внимания и слуховой памяти на материале из трёх сигналов. 7.Пение. Игровое танцевальное творчество: 1) Развитее умения выполнять серию танцевальных движений, согласовывая их с музыкой. 2) Развитие выразительности исполнения движений, использование разученных танцевальных элементов и движений в свободных плясках, инсценировках песен. 3) Воспитание чувства товарищества, умения действовать в коллективе. 4) Развитие выразительности, образности, ритмичности движений; внимания, памяти, фантазии, воображения; умения самостоятельно изменять движения в соответствии с музыкальным образом. 5) Закрепление полученных музыкально-слуховых и певческих навыков. 6) Подбор вместе с логопедом ролевых песен, песен с различной эмоциональной окраской, использование драматизации при исполнении песен, развитие выразительности и вокально-хоровых навыков. |
20 | Хозяюшка | ||
21 | Капризная внучка | ||
22 | Аленушка и лошадка | ||
АПРЕЛЬ | 23 | Котенок и щенок | |
24 | Про собачку | ||
25 | Радуга-горка | ||
26 | Переполох | ||
МАЙ | 27 | Верные друзья | |
28 | Майский день | ||
29 | Про зеленую лягушку после дождя |
2.3 Особенности взаимодействия с семьями воспитанников
В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением, является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка».
Современная семья нуждается в педагогическом сопровождении, а именно, в совместной деятельности. Эта задача вполне решаема, если объединить усилия педагогов дошкольного учреждения, родителей и детей.
В основу совместной деятельности с семьёй, заложены следующие принципы:
- единый подход к процессу воспитания ребёнка;
- открытость Учреждения для родителей;
- взаимное доверие во взаимоотношениях педагогов и родителей;
- уважение и доброжелательность друг к другу;
- дифференцированный подход к каждой семье.
Формы работы с родителями:
- Посещение родителями открытых занятий (особенно важен начальный этап обучения);
- Индивидуальные и коллективные консультации (в том числе, на родительских собраниях);
- Организация тренингов по логопедической ритмике для родителей;
- Семейные мероприятия (праздники, конкурсы, семейные вечера, посвященные различной тематике, на которых воспитанники будут иметь возможность проявить способности, приобретенные в ходе работы по всем разделам программы).
Анкетирование родителей с целью получения обратной связи по проводимой педагогами работе (приложение2);
- Оформление информационных стендов для родителей.
2.4 Взаимодействие с узкими специалистами
Решение задач по освоению содержания осуществляется в тесном взаимодействии специалистов ДОУ: музыкальный руководитель, логопедом. Сотрудничество между специалистами и воспитателями ДОУ регламентируется общим планом деятельности Учреждения и осуществляется через: консультации, круглые столы, семинары – практикумы, наставничество и участие в совместных утренниках, спектаклях, досугах и др.
Раздел III ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
Программа составлена по возрастным группам. Она охватывает два возрастных периода развития детей: 1,5-2 лет и 2-3 лет.
Форма проведения занятия групповая, 1 раз в неделю.
Для каждой возрастной группы в программе представлен примерный перспективный план работы.
Предлагаемый в перспективных планах порядок разделов и тем может
варьироваться и изменяться по усмотрению педагога.
Занятия носят интегрированный характер и объединяют несколько видов детской деятельности, среди которых: познавательно-речевая, художественно-эстетическая и социально-коммуникативная, физкультурно-оздоровительная. Каждое занятие нацеливает на последовательное, системное введение ребенка в изучение окружающего мира.
3.1 Формы, способы, методы реализации программы
Построение занятий по логоритмике базируется на совокупности различных методов. Каждый метод включает в себя разнообразные приемы. Эти приемы подбираются с учетом степени усвоения двигательного, речевого материала, речевого и общего развития ребенка.
Наглядно – зрительные (показ):
- тактильно-мышечная наглядность
- наглядно-слуховая
– при которой осуществляется звуковая регуляция движений (песня, музыка);
Словесные:
Описание, объяснение, пояснение, беседа, словесная инструкция;
Практические:
- игровой метод;
– используется при разучивании новых упражнений;
- соревновательный – используется для совершенствования уже отработанных упражнений.
Содержание занятий.
Логоритмическое занятие включает следующие виды упражнений:
- Вводная ходьба и ориентирование в пространстве.
- Динамические упражнения на регуляцию мышечного тонуса развивают умение расслаблять и напрягать группы мышц. Благодаря этим упражнениям дети лучше владеют своим телом, их движения становятся точными и ловкими.
- Артикуляционные упражнения полезны в любом возрасте, так как четкая артикуляция – основа хорошей дикции. Артикуляционные упражнения для детей с нарушениями звукопроизношения – необходимость. Они подготавливают артикуляционный аппарат ребенка к постановке звуков (это задача логопеда). Четкие ощущения от органов артикуляционного аппарата – основа для овладения навыком письма. Работа над артикуляцией позволяет уточнить правильное звукопроизношение, развивает подвижность языка, челюстей, губ, укрепляет мышцы глотки.
- Дыхательная гимнастика корректирует нарушения речевого дыхания, помогает выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха. На логоритмических занятиях используются:
- упражнения на развитие диафрагмально-брюшного дыхания;
- выработка продолжительного речевого выдоха;
- тренировка согласованной работы дыхательной, голосовой и артикуляционной систем.
- Фонопедические и оздоровительные упражнения для горла развивают основные качества голоса – силу и высоту, укрепляют голосовой аппарат. В холодное время года эти упражнения выполняются ежедневно в качестве профилактики простудных заболеваний. На занятиях используются фонопедические упражнения по В. Емельянову, не только развивающие голосовые связки, но развивающие певческие навыки дошкольников.
- Упражнения на развитие внимания и памяти развивают все виды памяти: зрительную, слуховую, моторную. Активизируется внимание детей, способность быстро реагировать на смену деятельности. • Чистоговорки, обязательны на каждом занятии. С их помощью автоматизируются звуки, язык тренируется выполнять правильные движения, отрабатывается четкое, ритмичное произношение фонем и слогов. У детей развивается фонематический слух и слуховое внимание.
- Речевые игры могут быть представлены в различных видах: ритмодекламации без музыкального сопровождения, игры со звуком, игры со звучащими жестами и музицированием на детских музыкальных инструментах, театральные этюды, игры-диалоги и др. Использование простейшего стихотворного текста (русские народные песенки, потешки, прибаутки, считалки, дразнилки) способствует быстрому запоминанию игры и облегчает выполнение логоритмических задач.
- Ритмические игры развивают чувство ритма, темпа, метра (акцентуации сильной доли такта), что позволяет ребенку лучше ориентироваться в ритмической основе слов, фраз.
- Пение песен и вокализов развивает память, внимание, мышление, эмоциональную отзывчивость и музыкальный слух; укрепляется голосовой аппарат ребенка, способствует автоматизации гласных звуков. Процесс развития певческих способностей у детей с речевыми нарушениями направлен не только на формирование их художественной культуры, но и на коррекцию голоса, артикуляции, дыхания.
- Пальчиковые игры и сказки. Науке давно известно, что развитие подвижности пальцев напрямую связано с речевым развитием. Поэтому, развивая мелкую моторику пальцев рук, мы способствуем скорейшему речевому развитию. Пальчиковые игры и сказки, как и на музыкальных занятиях, проводятся чаще под музыку – тексты пропеваются, или музыка звучит фоном. Очень полезно использовать лепку несложных фигур, оригами, выкладывание несложных узоров мозаики под проговаривание текста игры.
- Элементарное музицирование на детских музыкальных инструментах развивает мелкую моторику, чувство ритма, метра, темпа, улучшает внимание, память, а также остальные психические процессы, сопровождающие исполнение музыкального произведения. Кроме известных музыкальных инструментов на занятии можно совместно с детьми изготовить и поиграть на самодельных инструментах – «шумелках» из коробочек и пластмассовых бутылочек, наполненных различной крупой, «звенелках» из металлических трубочек, «стучалках» из деревянных палочек и кусочках бамбуковой удочки, «шуршалках» из мятой бумаги и целлофана.
- Театральные этюды. Очень часто у детей с речевыми нарушениями маловыразительная мимика, жестикуляция. Мышцы лица, рук, всего тела могут быть вялыми или скованными. Мимические и пантомимические этюды развивают мимическую и артикуляционную моторику (подвижность губ и щек), пластичность и выразительность движений детей, их творческую фантазию и воображение. Это укрепляет в дошкольниках чувство уверенности в себе, возможность точнее управлять своим телом, выразительно передавать в движении настроение и образ, обогащает их новыми эмоциональными переживаниями.
- Коммуникативные игры формируют у детей умение увидеть в другом человеке его достоинства; способствуют углублению осознания сферы общения; обучают умению сотрудничать. Такие игры чаще проводятся в общем кругу.
- Подвижные игры, хороводы, физминутки тренируют детей в координации слова и движения, развивают внимание, память, быстроту реакции на смену движений. Эти игры воспитывают чувство коллективизма, сопереживания, ответственности, приучают детей выполнять правила игры.
Структура занятий
Логоритмические занятия составлены с опорой на лексические темы и имеют принцип игрового обучения.
Длительность занятия 8-10 минут.
I. Вводная часть: 1-2 минуты.
Включает в себя:
- различные виды ходьбы, бега с движениями рук, с изменением темпа и ритма движений;
- упражнения на ориентировку в пространстве;
- упражнения на развитие координации движений, регуляцию мышечного тонуса;
II. Основная часть: от 4-6 минут.
Включает в себя:
- развитие артикуляторной моторики, голоса, дыхания, мимики;
-упражнения на развития внимания, памяти:
-упражнение на развитие чувства темпа, ритма;
- упражнения на развитии координации речи с движением;
-слушание музыки для снятия напряжения;
- игровые упражнения на развитие мелкой моторики;
III. Заключительная часть: 1-2 минуты.
Включает в себя:
- упражнения на восстановления дыхания;
- спокойные виды ходьбы;
- упражнения на релаксацию
3.2 Мониторинг результатов освоения программы
Диагностика проводится в начале учебного года с целью исследования состояния слухового внимания детей, умения ориентироваться в пространстве, общей и ручной моторики, речевой моторики. Результаты диагностики учитываются при составлении индивидуальной работы с детьми. Повторное исследование проходит в конце учебного года, чтобы проследить динамику изменений состояния неречевых психических функций детей в процессе логоритмических занятий. Диагностика неречевых психических функций проводится по методике Серебряковой Н.В., Соломахе Л.С.. (Приложение №1)
3.3 Материально – техническое и методическое обеспечение программы
Организационные условия, позволяющие реализовать содержание данной Программы предполагают наличие:
-техническое оснащение (магнитофон и аудиоматериалы);
-наглядно-демонстрационный материал по темам занятий;
-музыкальные инструменты;
-физкультурный инвентарь;
-атрибуты для дыхательных упражнений;
-дидактический материал;
- педагогическая литература по логоритмике;
-шарики су-джок;
-мячики для самомассажа;
-индивидуальные зеркала.
Список литературы
1 Кузнецова Е.В. «Логопедическая ритмика в играх и упражнениях для детей с
нарушениями речи» М., 2004
2 Картюшина М.Ю. «Логоритмика для малышей» М., 2005
3 Алябьева Е.А. «Логопедические упражнения без музыкального сопровождения»
М., 2006
4 Железнова Е., Железнов С. «Музыка с мамой»
5 Бардышева Т.Ю. «Разговорчивые пальчики» М., 2001
6 Савина Л.П. «Пальчиковая гимнастика» М., 2002
7.Программа воспитания и обучения в детском саду. Под ред. Васильевой М.А., Гербовой В.В., Комаровой Т.С.
8.Садко Т.Н., Буренина А. И. Топ-хлоп, малыш. Программа по музыкально-ритмическому воспитанию детей 2-3 лет.
Приложение № 1
МОНИТОРИНГ УСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Диагностика неречевых психических функций по методике Серебряковой Н.В., Соломахе Л.С.
Критерии:
Слуховое внимание.
1.Дифференциация звучащих игрушек («Покажи, какая игрушка звучала: бубен, погремушка, дудочка, гармоника»).
По 1 баллу за каждую угаданную игрушку. Минимальное количество баллов-1, максимальное-5
2. Определение направления источника звука (музыкальной игрушки) – впереди, сзади, справа, слева.
По 1 баллу за каждое угаданное направление. Минимальное количество баллов-1, максимальное-5
Слухоречевая память
Тест на слухоречевую память – игра «Попугай»
Ребенку предлагают превратиться в попугайчика.
Попугай, попугай,
Все за мною повторяй.
Педагог зачитывает ряд слов, с показом картинок, которые ребенок должен запомнить и повторить и показать.
Для детей 2 - 3 лет предлагают цепочку из 3 слов (дом, мишка, кукла).
0 баллов-не повторил и не показал, 1 балл- показал 1 картинку, 2 балла-показал 2 картинки, 3 балла- повторил 1 слова, 4 балла- повторил 2 слова.
Двигательная память
Тест на двигательную память – игра «Обезьянка»
Детям предлагается запомнить и повторить серию из нескольких движений.
Обезьянкой быть хочу,
Что покажешь, повторю.
Детям 2-3 лет предлагается серия из 2 движений (поднять прямые руки в стороны, вверх).
1 балл-не повторил, 2 балла- повторил 1 движение, 3 балла- повторил 2 движения
Состояние общей моторики.
1. Предложить детям исполнить несколько знакомых танцевальных движений сначала по показу педагога, затем по словесным указаниям. Наблюдая за детьми, определить и оценить по 5-балльной шкале:
- силу движений,
- точность движений,
- темп движений,
- координацию движений,
- переключение от одного движения к другому.
Минимальное количество баллов-1, максимальное-6
Состояние мелкой моторики.
1.Точность движений. Детям предлагают показать фигуры пальцами – зайка, корзинка, замок. По 1 баллу за 1 правильно выполненную фигуру.
Минимальное количество баллов1, максимальное-4
2. Темп движений. Детям предлагают поиграть в пальчиковую игру «Апельсин».
Минимальное количество баллов-1, максимальное-4
3. Синхронность движений правой и левой руки. Дети играют в пальчиковую игру «Мы капусту рубим, рубим».
Минимальное количество баллов-1, максимальное-4
Ориентирование в пространстве.
1. Показать предметы, которые находятся вверху, внизу, впереди, сзади.
По 1 баллу за каждое правильно указанное направление.
Минимальное количество баллов-1, максимальное-5
Результаты диагностики заносятся в сводную таблицу.
Уровни освоения программы:
Высокий уровень (от 30 до 36 баллов) – дети правильно выполняют почти все задания, не испытывают сильных затруднений, воспроизводят максимальное количество слов и движений.
Средний уровень (от 17 до 30 баллов) – дети испытывают незначительные затруднения при выполнении заданий, иногда прибегают к помощи взрослого, объем запоминаемого материала снижен.
Низкий уровень (от 4 до 17 баллов) – при выполнении заданий дети прибегают к помощи взрослого, допускают значительные ошибки.
Сводная таблица результатов обследования детей
№ п/п | Фамилия, имя ребенка | СЛУХОВОЕ ВНИМАНИЕ | СЛУХОРЕЧЕВАЯ ПАМЯТЬ | ДВИГАТЕЛЬНАЯ ПАМЯТЬ | ОБЩАЯ МОТОРИКА | МЕЛКАЯ МОТОРИКА | ОРИЕНТИРОВКА В ПРОСТРАНСТВЕ | ||||||
НГ | КГ | НГ | КГ | НГ | КГ | НГ | КГ | НГ | КГ | НГ | КГ |
Приложение № 2
Анкета для родителей
ФИО ребёнка _______________________________________________
1. Пересказывает ли ребёнок содержание занятия (сюжет сказки)? - нужное подчеркнуть
Да. Иногда. Нет. (для детей от 3 лет)
2. Показывает ли дома, чему научился на занятии (пальчиковые игры, подвижные игры танцы и т.д.)?
Да. Иногда. Нет.
3. Отмечаете ли вы улучшения со стороны речи ребёнка (расширение активного словаря)?
Да. Нет. Не знаю.
4. Улучшилось ли физическое состояние ребёнка (координация движений, мелкая моторика, общая двигательная координация)?
Да. Нет. Не знаю
5. Охотно ли ваш ребенок посещает занятия по логоритмике?
Да. Нет. Иногда. Не знаю.
Ваше Ф.И.О. ___________________________________________________
Укажите, пожалуйста, кем вы приходитесь ребенку (выберите нужный вариант): Мама – Папа - Дедушка - Бабушка – Сестра – Брат – Иное_____________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ЛОГОРИТМИКИ
Речь маленьких детей в период ее формирования отличается дефектами воспроизведения звуков: искаженном их произношении, заменах одних звуков другими, смешении звуков и пр. Причиной может являться недос...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Развитие речи детей раннего возраста»
Программа предназначена для детей раннего возраста. Нормативный срок освоения данной программы - 42 дня в условиях реабилитационного центра....
Презентация "РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ЛОГОРИТМИКИ"
РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ЛОГОРИТМИКИСлайд № 1Речь маленьких детей в период ее формирования отличается дефектами воспроизведения звуков: искаженном их произношении, заменах одних...
рабочая программа кружковой деятельности во второй группе раннего возраста " Логоритмика для малышей"
Программа сформирована в соответствии с принципами и подходами, определенными Федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного образования....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ Развитие речи детей старшего дошкольного возраста
Развитие речи и преодоление недостатков в развитии речи у детей среднего дошкольного возраста осуществляется путем использования поэтапной системы формирования речи. Данная программа определяет содерж...
Развитие речи детей раннего возраста средствами логоритмики
Опыт работы по развитию речи с детьми первой младшей группы....
Рабочая программа кружка по развитию речи «Использование народного творчества в развитии речи Детей младшего дошкольного возраста»
Цель программы:формировать умение выразительно читать стихи, потешки, участвовать в показе спектаклей; познакомить с разновидностями пальчиковых игр.Задачи:Обучающие:1.Знакомить детей с устным народны...