РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ЛОГОРИТМИКИ
Слайд № 1
Речь маленьких детей в период ее формирования отличается дефектами воспроизведения звуков: искаженном их произношении, заменах одних звуков другими, смешении звуков и пр. Причиной может являться недостаточная сформированность речевого аппарата и слухового внимания. Эффективным методом, который целенаправленно стимулирует двигательную и речевую активность является логоритмика.
Что такое ЛОГОРИТМИКА, и почему она нужна нашим детям
Все вокруг нас живет в определенном ритме: смена дня и ночи, времен года, сердцебиение…еще древние греки заметили, что ритмические движения способствуют гармоничному физическому и интеллектуальному развитию. Позже к ним подключились и известные биологи и врачи – они доказали, что регулярное выполнение определенных движений в определенном ритме под музыку способно побороть самые разные заболевания. Так возникла лечебная ритмика.
Слайд № 2
Логоритмика или логопедическая ритмика отличается от лечебной тем, что упражнения сопровождаются речью, и получается единство 3х компонентов: движения, речи и музыки. Именно этот «коктейль» способен благотворно влиять на речь детей, делать ее плавной и разборчивой, и даже устранять заикание.
Все используемые упражнения в логоритмике делятся на две большие группы: 1) упражнения, развивающие неречевые процессы (общая и мелкая моторика, координация движений, ориентировка в пространстве, регуляция мышечного тонуса, развитие чувства музыкального темпа, ритма, развитие психических процессов) 2) речевые упражнения (развитие дыхания, голоса, темпа и интонации речи, развитие артикуляции и мимики, работа над правильным звукопроизношением и формированием фонематического слуха.
Слайд № 3
Итак, зачем это надо?
Логоритмика помогает красиво и правильно говорить. Но на что она еще способна?
1. Прежде всего, логопедическая ритмика отлично развивает общую и тонкую моторику, особенно координацию движений. Также она способствует нормализации мышечного тонуса, как всего тела, так и отдельных групп мышц, и развитию речевого дыхания.
Слайд № 4
2. Еще логоритмика развивает внимание, память и восприятие, особенно слуховое (очень важное для усвоения речи.
Слад № 5
3. Ну и, разумеется, она благотворно влияет на физическое развитие: активизирует мышцы и суставы, формирует двигательные навыки.
4. В последнее время специалисты заметили, что логопедическая ритмика помогает улучшить психоэмоциональное состояние малыша: при этом непоседливых и возбудимых крох она успокоит, а медлительных и «заторможенных» наоборот, растормошит.
Слайд № 6
Логоритмика включает следующие виды упражнений:
Слайд № 7
Пальчиковая гимнастика.
Всем известно, что она развивает мелкую моторику, тренирует дифференцированные и точные движения пальцев рук.
Эти упражнения чаще всего не представляют особой сложности для выполнения детьми. Но у детей раннего и младшего дошкольного возраста возникают трудности в выполнении отдельных элементов, требующих определенных точностей, например, соединение пальцев в колечки, рожки улитки, элемент имитации перемалывания муки и т.д. Поэтому, им оказывается помощь в ходе индивидуальной работы. Данные упражнения вызывают у детей положительные эмоции, порой даже смех (если это шуточные стихи). Дети с большим желанием в них играют.
Слайд № 8
2.Игры или упражнения на общее движение.
Игры или упражнения на общее движение (ходьба, бег, прыжки, ползание).
Ходьба – естественный вид движения человека. Она осуществляется за счет четкой координации движений рук и ног.
Дети раннего возраста, как правило, неловки: ходьба их неустойчивая, походка неровная. Часто при ходьбе они шаркают ногами. Поэтому задания по обучению ходьбе и легкому бегу под музыку обязательно включаются в логоритмику.
В этом возрасте лучше использовать во время ходьбы стихотворные тексты, так как у детей темп движений индивидуален и может быть кто-нибудь из ребят, не будет успевать за заданным музыкой темпом. Поэтому можно использовать стишки и потешки во время ходьбы.
Например, при быстрой ходьбе произносим стишок:
Маленькие ножки
Бежали по дорожке
А при медленной ходьбе с высоким подниманием колена:
А большие ноги
Шагали по дороге.
Слайд № 9
Дыхательные упражнения.
У детей в этом возрасте отмечаются задержки дыхания и дополнительные вдохи. Поэтому особое внимание уделяется работе над речевым дыханием. С его помощью формируется звукопроизношение, артикуляция и развитие голоса.
Дети на занятиях вдыхают аромат спелых яблок, дуют на осенние листочки, снежинки, бабочки и т.д.
Подобно мы уже об этом говорили.
Слайд № 10
4.Рассматривание картинок, книжек или игрушек с рассказыванием стихов или пением песенок (это делает взрослый, а ребенок помогает).
При этом у детей автоматизируются звуки, язык тренируется выполнять правильные движения, отрабатывается четкое, ритмичное произношение фонем и слогов, развивается фонематический слух и слуховое внимание.
Слайд № 11
5.Игровые упражнения для развития органов артикуляции и по звукопроизношению.
В силу своих возрастных особенностей у малышей маловыразительная мимика и малоразвитый артикуляционный аппарат, обусловленные вялостью и малоподвижностью мышц лица. Поэтому обязательным элементом на занятии должны быть упражнения, направленные на развитие артикуляционной моторики.
Также развитие мимических мышц может строиться на использовании естественных мимических движений:
«Плакса» - зажмуривание глаз;
«Надуем шарик» - надувание щек без сопротивления и с надавливанием;
«Мы удивились» - приподнимание и опускание надбровных дуг;
«Тигренок» - оскаливание зубов;
«Упрямые бараны» - нахмуривание мышц лба и т.д.
Сначала тренируются движения отдельных лицевых мышц, затем они объединяются в комплексы, отражающие такие сложные чувства, как радость, огорчение, обиду, ликование и т.д.
Слайд № 12
6.Танцевальная разминка или игра на музыкальных инструментах (бубен, дудочка, ложки, барабан).
Включается в работу слуховой, зрительный анализаторы, развивается чувство ритма, мелкая моторика рук. Данные виды деятельности строятся на жестах и движениях, выражающих дружелюбие, открытое отношение друг к другу, что дает детям положительные и радостные эмоции. В танцевальных разминках и играх не оценивается качество выполнения движений, что позволяет ребенку раскрепоститься.
В работе по логоритмике важна связь с музыкальным руководителем.но бывает так, что его нет рядом. И тогда мы все пользуемся либо дисками, либо поем без фонограммы.
Я думаю, что многие из вас знают и используют в своей работе серию музыкальных дисков «Музыка с мамой» Сергея и Екатерины Железновых.
Главная особенность их методики в том, что по сути это веселая игра, где ребенку ничего не навязывается. Напротив, он сам с удовольствием включается в эту игру, а материал подается ему в самой доступной форме.
Это потешки, песенки, подвижные игры, которые безо всякого сомнения придутся по вкусу малышам. Такой игровой ненавязчивый подход делает методику понятной для самых маленьких.
Слайд № 13
Упражнения на регуляцию мышечного тонуса
Принцип этих упражнений – сильное напряжение мышц с последующим их расслаблением. У детей формируется умение снижать излишнее напряжение.
Слайд № 14
Заключительное упражнение на релаксацию.
В конце каждого занятия проводятся релаксационные упражнения. Такие упражнения помогают сосредоточить внимания детей на физических ощущениях в состоянии расслабления. Предлагается детям послушать музыку природы с закрытыми глазами сидя на стульчиках или лежа на ковре. Как правило. они сопровождаются художественным словом.
Самое важное – это координированная работа всех этих составляющих. Только тогда речь будет красивой, звучной и выразительной. Последовательность упражнений можно брать любую. Если занятие логоритмикой кажется длительным, можете исключить какие-то разделы. Следует учитывать принцип: двигательные упражнения и игры чередуются со статичными. И, конечно же, все проводится в игровой форме.
Слайд № 15
Логоритмическая работа в
течение дня
1. Утренняя гимнастика с речевками и звукоподражаниями.
2. Проговаривание потешек, приговорок, чистоговорок во время режимных процессов — умывания, одевания на прогулку, под готовки к занятиям.
3. Речевые игры перед едой.
4. Логоритмические паузы на занятиях.
5. Динамические паузы между занятиями.
6. Физкультурные театрализованные занятия с использованием речевого материала.
7. Бодрящая гимнастика со звукоподражанием.
8. Подвижные игры с пением (на прогулке).
9. Игры малой подвижности (в группе).
10. Логоритмические досуги.
Слайд № 16
Важными условиями для организации логоритмических игр и упражнений является предметно-развивающая среда.
• Иллюстрации и репродукции.
• Малые скульптурные формы.
• Дидактический материал.
• Игровые атрибуты.
• Музыкальные инструменты.
• Аудио - видеоматериалы.
• Картотека игр и упражнений.
Очень важно работать в сотрудничестве с родителями, так как им принадлежит ведущая роль в воспитании ребенка.
В каждой семье свои представления на то, как нужно развивать речь ребенка. Можно провести анкетирование на тему «Развитие речи ребенка в домашних условиях». Не секрет, что основная масса родителей отдает предпочтение нынешним развивающим мультфильмам, программам для детей, музыкальным книгам. Меньшая часть занимаются чтением художественной литературы, рассматриванием картинок с последующим пояснением, проигрыванием речевых игр, прогулками с комментариями происходящего.
Через оформление информационных стендов, памяток, буклетов необходимо знакомить родителей с отдельными элементами логоритмических занятий с упражнениями, которые можно было проводить дома. Для этого можно и посоветовать приобрести музыкальные диски с веселой логоритмикой Е. Железновой.
Таким образом, реализация комплексного подхода по развитию речевого аппарата и слухового внимания, посредством введения – элементов логоритмики позволяет повысить эффективность работы по развитию речи детей раннего возраста.