Презентация "РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ЛОГОРИТМИКИ"
презентация к уроку по развитию речи (младшая группа)

Максимова Елена Павловна
РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ЛОГОРИТМИКИ
Слайд № 1
Речь маленьких детей в период ее формирования отличается дефектами воспроизведения звуков: искаженном их произношении, заменах одних звуков другими, смешении звуков и пр. Причиной может являться недостаточная сформированность речевого аппарата и слухового внимания. Эффективным методом, который целенаправленно стимулирует двигательную и речевую активность является логоритмика.
Что такое ЛОГОРИТМИКА, и почему она нужна нашим детям
 Все вокруг нас живет в определенном ритме: смена дня и ночи, времен года, сердцебиение…еще древние греки заметили, что ритмические движения способствуют гармоничному физическому и интеллектуальному развитию. Позже к ним подключились и известные биологи и врачи – они доказали, что регулярное выполнение определенных движений в определенном ритме под музыку способно побороть самые разные заболевания. Так возникла лечебная ритмика.
Слайд № 2
Логоритмика или логопедическая ритмика отличается от лечебной тем, что упражнения сопровождаются речью, и получается единство 3х компонентов: движения, речи и музыки. Именно этот «коктейль» способен благотворно влиять на речь детей, делать ее плавной и разборчивой, и даже устранять заикание.
 Все используемые упражнения в логоритмике делятся на две большие группы: 1) упражнения, развивающие неречевые процессы (общая и мелкая моторика, координация движений, ориентировка в пространстве, регуляция мышечного тонуса, развитие чувства музыкального  темпа, ритма, развитие психических процессов) 2) речевые упражнения (развитие дыхания, голоса, темпа и интонации речи, развитие артикуляции и мимики, работа над правильным звукопроизношением и формированием фонематического слуха.
Слайд № 3
Итак, зачем это надо?
  Логоритмика помогает красиво и правильно говорить. Но на что она еще способна?
1. Прежде всего, логопедическая ритмика отлично развивает общую и тонкую моторику, особенно координацию движений. Также она способствует нормализации мышечного тонуса, как всего тела, так и отдельных групп мышц, и развитию речевого дыхания.
 
Слайд № 4
2. Еще логоритмика развивает внимание, память и восприятие, особенно слуховое (очень важное для усвоения речи.  
 
Слад № 5
3. Ну и, разумеется, она благотворно влияет на физическое развитие: активизирует мышцы и суставы, формирует двигательные навыки.
4. В последнее время специалисты заметили, что логопедическая ритмика помогает улучшить психоэмоциональное состояние малыша: при этом непоседливых и возбудимых крох она успокоит, а медлительных и «заторможенных» наоборот, растормошит.
Слайд № 6
  Логоритмика включает следующие виды упражнений:
Слайд № 7
Пальчиковая гимнастика.
Всем известно, что она развивает мелкую моторику, тренирует дифференцированные и точные движения пальцев рук.
Эти упражнения чаще всего не представляют особой сложности для выполнения детьми. Но у детей раннего и младшего дошкольного возраста возникают трудности в выполнении отдельных элементов, требующих определенных точностей, например, соединение пальцев в колечки, рожки улитки, элемент имитации перемалывания муки и т.д. Поэтому, им оказывается помощь в ходе индивидуальной работы. Данные упражнения вызывают у детей положительные эмоции, порой даже смех (если это шуточные стихи). Дети с большим желанием в них играют. 
Слайд № 8   
2.Игры или упражнения на общее движение.
Игры или упражнения на общее движение (ходьба, бег, прыжки, ползание).  
Ходьба – естественный вид движения человека. Она осуществляется за счет четкой координации движений рук и ног.
Дети  раннего возраста, как правило, неловки: ходьба их неустойчивая, походка неровная. Часто при ходьбе они шаркают ногами. Поэтому задания по обучению ходьбе и легкому бегу под музыку обязательно включаются в логоритмику.
В этом возрасте лучше использовать во время ходьбы стихотворные тексты, так как у детей темп движений индивидуален и может быть кто-нибудь из ребят, не будет успевать за заданным музыкой темпом. Поэтому можно использовать стишки и потешки во время ходьбы.
Например, при быстрой ходьбе произносим  стишок:
Маленькие ножки
Бежали по дорожке
А при медленной ходьбе с высоким подниманием колена:
А большие ноги
Шагали по дороге.
Слайд № 9
 Дыхательные упражнения. 
У детей в этом возрасте отмечаются задержки дыхания и дополнительные вдохи.  Поэтому особое внимание уделяется работе над речевым дыханием. С его помощью формируется звукопроизношение, артикуляция и развитие голоса. 
  Дети на занятиях вдыхают аромат спелых яблок, дуют на осенние листочки, снежинки, бабочки  и т.д.  
Подобно мы уже об этом говорили.
Слайд № 10
 4.Рассматривание картинок, книжек или игрушек с рассказыванием стихов или пением песенок (это делает взрослый, а ребенок помогает).
При этом у детей автоматизируются звуки, язык тренируется выполнять правильные движения, отрабатывается четкое, ритмичное произношение фонем и слогов, развивается фонематический слух и слуховое внимание.
 
 
 
Слайд № 11
5.Игровые упражнения для развития органов артикуляции и по звукопроизношению.
В силу своих возрастных особенностей у малышей маловыразительная мимика и малоразвитый артикуляционный аппарат, обусловленные вялостью и малоподвижностью мышц лица. Поэтому обязательным элементом на занятии должны быть упражнения, направленные на развитие артикуляционной моторики.
 
Также развитие мимических мышц может строиться на использовании естественных мимических движений:
«Плакса» - зажмуривание глаз;
«Надуем шарик» - надувание щек без сопротивления и с надавливанием;
«Мы удивились» - приподнимание и опускание надбровных дуг;
«Тигренок» - оскаливание зубов;
«Упрямые бараны» - нахмуривание мышц лба и т.д.
Сначала тренируются движения отдельных лицевых мышц, затем они объединяются в комплексы, отражающие такие сложные чувства, как радость, огорчение, обиду, ликование и т.д.
 
Слайд № 12
6.Танцевальная разминка или игра на музыкальных инструментах (бубен, дудочка, ложки, барабан).
Включается в работу слуховой, зрительный  анализаторы, развивается чувство ритма, мелкая моторика рук. Данные виды деятельности строятся на жестах и движениях, выражающих дружелюбие, открытое отношение друг к другу, что дает детям положительные и радостные эмоции. В танцевальных разминках и играх не оценивается качество выполнения движений, что позволяет ребенку раскрепоститься.
 
В работе по логоритмике важна связь с музыкальным руководителем.но бывает так, что его нет рядом. И тогда мы все пользуемся либо дисками, либо поем без фонограммы.
Я думаю, что многие из вас знают и используют в своей работе серию музыкальных дисков «Музыка с мамой» Сергея и Екатерины Железновых.
 
Главная особенность их методики в том, что по сути это веселая игра, где ребенку ничего не навязывается. Напротив, он сам с удовольствием включается в эту игру, а материал подается ему в самой доступной форме.
Это потешки, песенки, подвижные игры, которые безо всякого сомнения придутся по вкусу малышам. Такой игровой ненавязчивый подход делает методику понятной для самых маленьких.
Слайд № 13
Упражнения на регуляцию мышечного тонуса 
Принцип этих упражнений – сильное напряжение мышц с последующим их расслаблением. У детей формируется умение снижать излишнее напряжение.
 
Слайд № 14
Заключительное упражнение на релаксацию.
В конце каждого занятия проводятся релаксационные упражнения. Такие упражнения помогают сосредоточить внимания детей на физических ощущениях в состоянии расслабления. Предлагается детям послушать музыку природы с закрытыми глазами сидя на стульчиках или лежа на ковре. Как правило. они сопровождаются художественным словом.
Самое важное – это координированная работа всех этих составляющих. Только тогда речь будет красивой, звучной и выразительной. Последовательность упражнений можно брать любую. Если занятие логоритмикой кажется длительным, можете исключить какие-то разделы. Следует учитывать принцип: двигательные упражнения и игры чередуются со статичными. И, конечно же, все проводится в игровой форме.
 
Слайд № 15
Логоритмическая работа в
течение дня
1. Утренняя гимнастика с речевками и звукоподражаниями.
2. Проговаривание потешек, приговорок, чистоговорок во время режимных процессов — умывания, одевания на прогулку, под готовки к занятиям.
3. Речевые игры перед едой.
4. Логоритмические паузы на занятиях.
5. Динамические паузы между занятиями.
6. Физкультурные театрализованные занятия с использованием речевого материала.
7. Бодрящая гимнастика со звукоподражанием.
8. Подвижные игры с пением (на прогулке).
9. Игры малой подвижности (в группе).
10. Логоритмические досуги.
 
Слайд № 16
  Важными условиями для организации логоритмических игр и упражнений является  предметно-развивающая среда.
Иллюстрации и репродукции.
Малые скульптурные формы.
Дидактический материал.
Игровые атрибуты.
Музыкальные инструменты.
Аудио - видеоматериалы.
Картотека игр и упражнений.
 
 Очень важно работать в сотрудничестве с родителями, так как им принадлежит ведущая роль в воспитании ребенка.
В каждой семье свои представления на то, как нужно развивать речь ребенка. Можно провести анкетирование на тему «Развитие речи ребенка в домашних условиях».  Не секрет, что основная масса родителей отдает предпочтение нынешним развивающим мультфильмам, программам для детей, музыкальным книгам. Меньшая часть занимаются чтением художественной литературы, рассматриванием картинок с последующим пояснением, проигрыванием речевых игр, прогулками с комментариями происходящего.
Через оформление информационных стендов, памяток, буклетов необходимо знакомить родителей с отдельными элементами логоритмических занятий с упражнениями, которые можно было проводить дома. Для этого можно и посоветовать приобрести музыкальные диски с веселой логоритмикой Е. Железновой.
 Таким образом, реализация комплексного подхода по развитию речевого аппарата и слухового внимания, посредством введения – элементов логоритмики позволяет повысить эффективность работы по развитию речи детей раннего возраста.
 

Скачать:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие с родителями по развитию речи детей раннего возраста средствами фольклора <<Малыши столицы>>

Взаимодействие с родителями по развитию речи детей раннего возраста  средствами фольклора “Малыши столицы” ...

Педагогический проект «Развитие речи детей раннего возраста средствами устного народного творчества»

Устное народное творчество является не только важнейшим источником и средством развития всех сторон речи детей, но и играет огромную роль в воспитании у дошкольников интереса к родной речи. Оно помога...

РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ЛОГОРИТМИКИ

Речь маленьких детей в период ее формирования отличается дефектами воспроизведения звуков: искаженном их произношении, заменах одних звуков другими, смешении звуков и пр. Причиной может являться недос...

Проект «Нас учит говорить фольклор» Развитие речи детей раннего возраста средствами малого русского фольклора

Существенную роль в процессе развития речи детей дошкольного возраста выполняет художественное слово – детская литература и фольклор. Именно фольклорные произведения характеризуются богатством, наполн...

Развитие речи детей раннего возраста средствами логоритмики

Опыт работы по развитию речи с детьми первой младшей группы....

Рабочая программа «Колыбель слов» «Развитие речи детей раннего возраста средствами логоритмики»

Целью данной программы является – создание условий для коррекции и профилактики имеющихся отклонений в речевом развитии ребёнка посредством логоритмики....