РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Развитие речи детей раннего возраста»
рабочая программа по развитию речи на тему
Программа предназначена для детей раннего возраста. Нормативный срок освоения данной программы - 42 дня в условиях реабилитационного центра.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Развитие речи детей раннего возраста | 74.8 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБУ «Катайский реабилитационный центр для детей и подростков
с ограниченными возможностями»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«Развитие речи детей раннего возраста»
Составитель: учитель-логопед
Колмакова Н.В.
Г. Катайск 2015г.
Содержание
Пояснительная записка……………………………………………… 3 стр.
Особенности, формы и средства организации коррекционно-
развивающей работы………………………………………………… 6 стр.
Система мониторинга достижения детьми планируемых
результатов освоения программы………………………………… 7 стр.
Литература…………………………………………………………….. 9 стр.
Приложения…………………………………………………………… 10 стр.
Пояснительная записка
Актуальность программы.
Роль развития речи ребенка в первые годы жизни трудно переоценить. Овладение речью перестраивает процессы восприятия, памяти, мышления, совершенствует все виды детской деятельности и “социализацию” ребенка. В психологических, лингвистических, психолингвистических исследованиях детской речи таких ученых как Выготский Л.С., Запорожец А.В., Лисина М.И., Шахнарович А.М., Жукова Н.С., Филичева Т.Б., было доказано, что любое нарушение в ходе развития речи отражается на деятельности и поведении детей. Особенностью предположительно темповых задержек речевого развития детей в раннем возрасте, как считают исследователи, является их обратимость, что связано с высокой пластичностью детского мозга. Следовательно, оказанная ребенку раннего возраста помощь во многих случаях способна предупредить тяжелые формы общего недоразвития речи, в значительной степени ускорить ход речевого и умственного развития ребенка. В связи с этим проблема раннего опознавания и коррекции отклонений в речевом развитии у детей раннего возраста приобретает особое значение для их дальнейшего полноценного развития и обучения.
Основные этапы предречевого и речевого развития у детей младенческого и раннего возраста.
1-й год жизни.
1месяц - крик, кряхтение.
1-3 месяца - формирование гуления, появление «комплекса оживления», зрительного и слухового сосредоточения, примитивных эмоциональных реакций, "экспериментирование" с гласными звуками.
3-6 месяцев - активное гуление, (отличающегося от предыдущего этапа большим разнообразием звуков, интонаций), появление губных звуков с гласными («ба», «па»). Данный период является начальным этапом перехода от гуления к лепету.
6-9 месяцев - активный лепет, усложнение и расширением объема движений губ, языка, мягкого неба, совершенствование функции дыхания, удлинение произвольный выдоха. Способность к регуляции громкости и тембра своего голоса, в зависимости от эмоционального состояния. Ситуационное понимание обращенной речи.
9-12 месяцев - переход лепета в слоги, появление способности понимать и выполнять простые инструкции «дай», «на» (способность воспринимать функцию обращенной речи регулирующую поведение), первые односложные слова «ба-ба», «ма-ма».
2-ой год жизни.
1 год - появление однословных предложений.
1 год 3 месяца - увеличение запаса слов до 30.
1 год 6 месяцев - увеличение запаса слов до 40-50, легко повторяет часто слышимые слова.
1.5-2 года - появление фраз, двухсловных предложений.
2 года- появление вопросов: «Что это?», «Куда?», «Где?». Увеличение запаса слов до 200-300. Начинает пользоваться прилагательными, местоимениями и предлогами.
3-ий год жизни.
2 года 6 месяцев - появление многословных предложений.
2 года 6 месяцев - 3 года - Активная речь с использованием сложноподчиненных предложений, при этом могут сохраняться трудности звукопроизношения (свистящие, шипящие).
3 года - запас слов до 800-1000. Появление вопросов: «Когда?», «Почему?».
4-ый год жизни.
Дети 4-го года жизни уже пользуются в речи простыми и сложными предложениями, на этом этапе еще у многих детей отмечается неправильное звукопроизношение.
Развитие речи и преодоление недостатков в развитии речи у детей раннего возраста осуществляется путем использования поэтапной системы формирования речи. Она предусматривает:
- Раннее воздействие на речевую деятельность с целью предупреждения вторичных отклонений.
- Развитие речи с опорой на онтогенез (учет закономерностей развития детской речи в норме).
- Взаимосвязное формирование фонетико-фонематических и лексико-грамматических компонентов языка (единство названных направлений и их взаимоподготовка).
- Дифференцированный подход в логопедической работе к детям, имеющим различную структуру речевого нарушения.
- Связь речевой деятельности с другими сторонами психического развития.
Очень важно, чтобы процесс нормализации речи детей осуществлялся с учётом общедидактических и специальных принципов:
1. Принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития детей.
2. Принцип коммуникативно-деятельного подхода к развитию речи.
3. Принцип формирования элементарного осознания явлений языка.
4. Принцип обогащения мотивации речевой деятельности.
5. Принцип комплексности воздействия на ребенка.
6. Принцип воздействия на все стороны речи.
7. Принцип опоры на сохранные звенья.
8. Принцип учета закономерностей онтогенеза.
9. Принцип учета ведущей деятельности.
10. Принцип учета индивидуальных особенностей ребенка.
Образовательная деятельность на логопункте в ГБУ «Катайский реабилитационный центр» регулируется нормативно-правовыми документами:
1. Конвенция о правах ребенка от 20.11.1989г.;
2. Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» №124-ФЗ от 24.07.1998.;
3. Письмо Министерство образования РФ от 27.03.2000г. №27/901-6 «О психолого-медико-педагогическом консилиуме»;
4. Письмом МО РФ от 22 января 1998г. №20-58-07 «Об учителях-логопедах и педагогах-психологах учреждений образования».
Планирование программы «Развитие речи детей раннего возраста» составлено с учетом возраста детей на основе современных коррекционно-развивающих программ Министерства Образования РФ и методических пособий: «Программа развития и обучения дошкольника. От 1 до 3 лет. Мой первый словарь» Герасимова А. С., «Ранняя диагностика речевых нарушений у детей младенческого возраста» Жарова В.А.,«Абилитация младенцев» первая в России программа раннего вмешательства» Кожевникова Е. В., Чистович Л. А., «Методика занятий с детьми 2-го и 3-го года жизни» Ладыгина Н. Ф., «Обучение и развитие ребёнка раннего возраста» В.Штрасмайер, «Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста» Стребелева Е.А. и др.
Исходной методологической основой программы являются положения, разработанные в отечественной логопедии Л.С. Выготским, Р.Е. Левиной,В.И. Лубовским и др.
Цель программы – развитие всех компонентов речевой системы у детей раннего возраста.
Основные задачи программы:
1. Стимулирование неречевых и речевых реакций ребенка.
2. Создать условия для формирования правильного звукопроизношения и закрепление его на словесном материале исходя из индивидуальных особенностей учащихся.
3.Развивать артикуляционную моторику, фонематические процессы, грамматический строй.
4. Обогащать и активировать словарный запас детей, развивать коммуникативные навыки посредством повышения уровня общего речевого развития детей.
5. Создать условия для коррекции и развития познавательной деятельности детей (общеинтеллектуальных умений, слухового и зрительного восприятия, памяти, внимания, фонематического слуха) и общей координации движений, мелкой моторики.
Особенности, формы и средства организации коррекционно-
развивающей работы
Программа предназначена для детей раннего возраста – от 0 до 4 лет.
Нормативный срок освоения данной программы – 42 дня.
Для создания и внедрения системы логопедической коррекционно-развивающей работы с детьми раннего возраста была разработана модель, которая позволяет (Приложение №1):
- максимально рано выявлять детей с предположительно-темповыми задержками речевого развития;
- сократить разрыв между моментом выявления первичного нарушения и началом логопедического воздействия;
- целенаправленно вовлекать родителей в процесс развития речи детей.
Модель предполагает работу по 3 блокам: первый блок – диагностический, второй коррекционно-развивающий, третий консультативный. Все блоки взаимосвязаны.
Диагностический блок.
Цель - объективно оценить речевые возможности детей раннего возраста.
Для проверки речевого развития были разработаны индивидуальные речевые карты (Приложение №2). Для диагностики детей второго года жизни используется методика Е.И. Исениной "Изучение понимания речи", речевое обследование детей 3-го и 4-го года жизни также проводится по методике Е.И. Исениной (Приложение №3).
В конце диагностического этапа составляется индивидуальная программа логопедического сопровождения (Приложение №4).
Коррекционно-развивающий блок.
Цель – создать положительный фон для развития речи детей раннего возраста.
Основной формой коррекционно-развивающей работы являются логопедические занятия. Все занятия направлены на развитие общения у детей и ознакомление с окружающим (Приложение №5 А, Б, В, Г). Каждое занятие решает коррекционно-развивающие задачи, которые определяются с учетом возрастных и индивидуально-типологических особенностей детей раннего возраста (Приложение №6, 7). Рабочая программа не является статичной по своему характеру. Темы занятий и количество часов указанных в программе примерное и может варьироваться в зависимости от речевого дефекта и степени усвоения материала детьми.
Форма организации занятий – индивидуальная.
Продолжительность занятий определена согласно нормативам «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений. СанПиН 2.4.1.1249-03» утверждённых Главным государственным врачом Российской Федерации.
Продолжительность занятий и количество занятий в неделю:
Дети от 0 до 1 года – 5 занятий в неделю продолжительностью 5 мин. (2ч. 30 мин.).
Дети от 1 до 2 лет – 5 занятий в неделю продолжительностью 10 мин. (5 ч.).
Дети от 2 до 3 лет – 5 занятий в неделю продолжительностью 15 мин. (7ч. 30 мин.).
Дети от 3 до 4 лет – 5 занятий в неделю продолжительностью 15 мин. (7ч. 30 мин.).
Консультативный блок.
Цель – просвещение родителей в области речевого развития.
(Приложение №8).
Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения программы
Содержание логопедических занятий с детьми 1-го года жизни определяются следующими направлениями работы:
- развитие эмоционального общения (вызывание и поддержание голосовых реакций) и понимания обращенной речи,
- формирование потребности в общении,
- развитие зрительного и слухового сосредоточения детей,
- стимуляция лепета, лепетных слов, перевода слова из пассивного в активный словарь,
- выработка зрительных, слуховых дифференцировок,
- формирование речевых и познавательных процессов, знакомство с предметами.
В итоге логопедической работы дети 1-го года жизни должны научиться:
- положительно относиться к учителю-логопеду (потребность в общении),
- понимать обращенную речь, уметь прислушиваться,
- познакомиться с предметным миром (расширить пассивный словарный запас),
- подражать действиям учителя-логопеда.
Содержание логопедических занятий с детьми 2-го года жизни определяются следующими направлениями работы:
- нормализация мышечного тонуса, мелкой моторики,
- развитие артикуляционного аппарата,
- развитие тактильных ощущений, мимики,
- выработка ритмичности дыхания,
- перевод слов из пассивного в активный словарь,
- выработка зрительных, слуховых дифференцировок, памяти, внимания, мышления.
В итоге логопедической работы дети 2-го года жизни должны научиться:
- узнавать себя, своих родителей, товарищей на фотографиях, показывать и называть их с использованием эмоционально-оценочных средств,
- обращаться к взрослому с обращением, просьбой,
- расширить представления о себе: осознание себя как личности, своего пола, расширение представлений о своих возможностях,
- обогатить активный словарь,
- определять и оречевлять место, отвечать на вопросы: куда?, где?
- узнавать знакомые предметы среди других,
- научиться узнавать предмет на рисунке.
- понимать и выполнять элементарные инструкции типа «Дай мне», «На, возьми».
Содержание логопедических занятий с детьми 3-го года жизни определяются следующими направлениями работы:
- развитие общения,
- расширение пассивного и активного словаря,
- формирование и актуализация лексико-грамматических,
- расширение представлений о себе: осознание себя как личности, своего пола, расширение представлений о своих возможностях,
- развитие восприятия,
- развитие восприятия целостности образа предмета,
- развитие слухового восприятия,
- развитие фонематического восприятия,
- развитие мелкой моторики.
В итоге логопедической работы дети 3-го года жизни должны научиться:
- положительно или отрицательно отвечать на вопросы и задавать их, комментировать свои действия,
- познакомиться с предметным миром, созданным руками человека, с явлениями и объектами неживой природы, с живой природой,
- сличать и различать: цвет, форму, величину,
- складывать по подражанию узоры из палочек,
- подбирать парные предметы по образцу,
- умения определять путем проб то, что звучало: голоса животных,
- выполнять артикуляционные упражнения.
Содержание логопедических занятий с детьми 4-го года жизни определяются следующими направлениями работы:
- развитие общения,
- расширение представлений о предметном мире (ознакомление с предметным миром, созданным руками человека; с явлениями и объектами неживой природы, с живой природой),
- развитие восприятия (сесорики, тактильного и зрительного восприятия),
- развитие пространственных отношений),
- развитие моторного праксиса,
- развитие изобразительно-графических способностей,
- развитие зрительно-пространственного восприятия и наглядно- образного мышления,
- развитие слухового восприятия, памяти,
- развитие фонематического восприятия,
- развитие мелкой моторики,
- развитие артикуляционного аппарата.
В итоге логопедической работы дети 4-го года жизни должны научиться:
- выполнять артикуляционные упражнения,
- подбирать парные предметы по образцу,
- складывать по подражанию узоры из палочек,
- сличать и различать: цвет, форму, величину,
- подражать движениям рук, пальцев,
- различать слова-паронимы,
- умения узнать на слух то, что звучало - бытовые звуки, музыкальные инструменты, узнавать животное по его крику,
- владеть пространственными отношениями, выраженными с помощью предлогов «на», «под», «рядом», вызывать интерес к пространственному положению предметов,
- различать отношения предметов и их частей по вертикали (на, под), по горизонтали (рядом, около, справа, слева, за, перед),
- определять предметы по тактильно-зрительному образцу,
- познакомиться с предметным миром, созданным руками человека, с явлениями и объектами неживой природы, с живой природой.
Литература
- Аксарина Н. М. Основные этапы и особенности развития высшей нервной деятельности детей раннего возраста. [Текст] М., 2004. – 164 с.
- Арушанова А. Г., Юртайкина Т. М. Третий год жизни: развитие речи и речевого общения [Текст]// Дошкольное воспитание. 2007. - № 12. - С.33-37
- Асеев В. Г. Возрастная психология. [Текст] Иркутск, 2009. – 218 с.
- Бадалян Л.О. Невропатология. [Текст]Москва, «Академия», 2000 . - 382 с.
- Баженова О. В. Диагностика психического развития детей в раннем онтогенезе (Практикум по патопсихологии [Текст]/ Под ред. Б. В. Зейгарника и др.) -М., 2002. – 128 с.
- Балобанова В. П. и др. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения. [Текст] СПб., 2000. - 239 с.
- Белошеева А. А. и др. Нервно-психические расстройства у детей. Речевые нарушения у детей. [Текст] Пермь, 2006. - 199 с.
- Большакова С. Е. Логопедическое обследование ребенка. [Текст] М.,2001. – 141 с.
- Баттерворт Дж., Харрис М. Принципы психологии развития. Пер. с англ. [Текст] Москва, «Когито-центр», 2000 . - 350 с.
- Винарская Е. Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии. [Текст] М., 2005.-153 с.
- Волкова Г. А. Логопедическая ритмика. [Текст] М., 2001. - 191 с.
- Выготский Л.С. Проблемы дефектологии. [Текст] М., Просвещение, 2006. - 126с.
- Гаврина С. Е. и др. Развиваем руки чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. [Текст] Ярославль, 2008. - 185 с.
- Герасимова А. С. и др. Программа развития и обучения дошкольника. От 1 до 3 лет. Мой первый словарь. [Текст] С-Пб., М., 2001. - 63 с.
- Дунаева 3. М., Ростягайлова Л. И. Клинико-психолого-педагогическое обследование детей раннего возраста в консультативно-диагностическом центре ИКП РАО [Текст] //Дефектология. 2005. - № 4. - С. 73-76
- Жарова В.А. Ранняя диагностика речевых нарушений у детей младенческого возраста [Текст]. Практическая психология и логопедия. - 2006.-№4. - С.15-17
- Жукова Н. С. Преодоление недоразвития речи у детей. [Текст] М., 2004. - 94 с.
- Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Логопедия. [Текст] Екатеринбург, 2007.-317 с.
- Журба Л. Т., Мастюкова Е. М. Минимальная мозговая дисфункция: научный обзор. [Текст] М., 2009. – 261 с.
- Занятия с детьми с задержкой речевого развития (ранний воз-раст) [Текст] /Сост. В. А. Киселева и др. Психолого-медико-социальный центр помощи детям и подросткам Северо-Западного округа. М., 2007. - 48 с.
- Кожевникова Е. В. и др. Междисциплинарная оценка при раннем вмешательстве [Текст] //Дефектология. 2002. - № 4. - С. 23-26
- Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи: Методическое пособие [Текст] /Под ред. Ю. Ф. Гаркуши. М., 2001.-157 с.
- Ладыгина Н. Ф. Методика занятий с детьми 2-го и 3-го года жизни. [Текст] М., 2003. – 182 с.
- Лапшин В. А., Пузанов Б. П. Основы дефектологии. [Текст] М., 2007. - 143с.
- Лебединская К. С. Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития. [Текст] М., 2008. - 121 с.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1
МОДЕЛЬ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ
С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА
ПРИЛОЖЕНИЕ № 2
Речевая карта
Анкетные данные
Фамилия, имя ребёнка________________________________________________________________________
Дата рождения, возраст_______________________________________________________________________
Домашний адрес_____________________________________________________________________________
Из какого ДОУ поступил_____________________________________________________________________
Решение ПМПК от_________________________________протокол №_______________________________
Диагноз ПМПК_____________________________________________________________________________
Анамнез
Сведения о родителях________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________
Наличие наследственных, нервно-психических, хронических соматических заболеваний у родителей_____
____________________________________________________________________________________
Данные о речевых нарушениях у родителей и родственников_______________________________________
_________________________________________________________________________________________
От какой беременности ребёнок, протекание беременности и родов_________________________________
_________________________________________________________________________________________
Состояние ребёнка при рождении______________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________
Раннее психомоторное развитие
Когда стал держать голову___________________сидеть__________________ходить___________________
Время появления зубов________________________количество зубов к 1 году_________________________
Перенесённые заболевания
(тяжёлые соматические заболевания, инфекции, травмы, судороги при высокой температуре, хронические заболевания)
До 1 года___________________________________________________________________________________
От 1 года до 3 лет____________________________________________________________________________
После 3 лет_________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________
Раннее речевое развитие
Гуление_______________________________________лепет________________________________________
Первые слова______________________________первые фразы_____________________________________
Прерывалось ли речевое развитие (по какой причине)_____________________________________________
___________________________________________________________________________________________
Речевая среда и условия воспитания ребёнка
Где воспитывался ребёнок____________________________________________________________________
Наличие двуязычия, речевой патологии у членов семьи____________________________________________
Отношение членов семьи к речевому дефекту ребёнка_____________________________________________
___________________________________________________________________________________________
Исследование неречевых психических функций
1. Наблюдение за ребёнком в процессе обследования:
А) общительность (легко вступает в контакт, инициативен или пассивен в общении, общение неустойчивое, наблюдается избирательное общение, избирательный негативизм)___________________
________________________________________________________________________________________
Б) особенности внимания (устойчивое, неустойчивое)__________________________________________
В) характер игровой деятельности ребёнка (манипулирование с предметами, игры с воображаемыми предметами, конструктивные игры, сюжетные игры, сюжетно-ролевые игры)______________________
________________________________________________________________________________________
Г) индивидуальные особенности ребёнка_____________________________________________________
________________________________________________________________________________________
2. Исследование слухового восприятия:
А) дифференциация звучащих игрушек______________________________________________________
Б) определение направления звучания игрушки_______________________________________________
3. Исследование зрительного восприятия:
А) восприятие величины (не соотносит, соотносит, обозначает словом)__________________________
Б) восприятие цвета (не соотносит, соотносит, обозначает словом)_______________________________
2-3 года—красный, синий, жёлтый, зелёный
3-4 года—красный, синий, жёлтый, зелёный, чёрный, белый
В) восприятие формы (с 3 лет) (не соотносит, соотносит)______________________________________
Круг________________треугольник_____________________квадрат__________________________
3. Исследование зрительно-пространственного гнозиса и праксиса:
А) ориентировка в пространстве (вверху-внизу, впереди-сзади)________________________________
Б) складывание разрезных картинок (из 2-3 частей)___________________________________________
В) складывание фигур из палочек по образцу (2-4 палочки)____________________________________
5. Состояние общей моторики (в норме, нарушения—моторная напряжённость, скованность движений, некоординированность движений, неловкость и др.)______________________________________________
____________________________________________________________________________
6. Состояние ручной моторики, ведущая рука____________________________________________________
___________________________________________________________________________________________
Исследование речевого развития
1. Анатомическое строение артикуляционного аппарата:
Губы____________________зубы_______________________прикус______________________________
Мягкое нёбо_______________________________язык__________________________________________
2. Состояние мимической мускулатуры:
· Поднять брови вверх (удивиться)____________________________________________________
· Нахмурить брови (рассердиться)_____________________________________________________
· Прищурить глаза__________________________________________________________________
· Надуть щёки (толстячок)____________________________________________________________
· Втянуть щёки (худышка)___________________________________________________________
3. Состояние артикуляционной моторики:
А) тонус (норма, чрезмерное напряжение, вялость)____________________________________________
Б) объём движений (полный, неполный)______________________________________________________
В) способность к переключению от одного движения к другому_________________________________
Г) наличие сопутствующих движений, тремора, гиперсаливации, отклонений кончика языка_________
4. Состояние дыхательной и голосовой функции (с 3 лет):
1. Дыхание:
А) тип дыхания (диафрагмальное, грудное, ключичное и др.)__________________________________
Б) объём речевого дыхания (достаточный, недостаточный)____________________________________
В) частота речевого дыхания (норма, учащённое, замедленное)_________________________________
Г) продолжительность речевого выдоха (норма, укороченный)_________________________________
2. Характеристика голоса:
А) громкость (норма, тихий, чрезмерно громкий)____________________________________________
Б) тембр голоса (не нарушен, наличие носового оттенка, хриплый и т.д.)________________________
В) модуляция голоса (наличие или отсутствие монотонности)_________________________________
3. Особенности просодической стороны речи (при наличии фразовой речи)________________________
___________________________________________________________________________________________
5. Звуковая сторона речи:
1. Воспроизведение звукоподражаний
Кукла плачет а-а-а_________________________заблудились в лесу АУ__________________________
Поезд гудит у-у-у_________________________ребёнок плачет УА______________________________
Мышка пищит и-и-и_______________________ослик кричит ИА_______________________________
Собака лает АВ-АВ______________________________________________________________________
2. Звуко-слоговая структура слов (с 3 лет).
Повторение слов из 1, 2, 3 слогов (отметить максимальное количество слогов, правильно произносимых слов)__________
3. Состояние звукопроизношения:
Гласные__________________________________________________________________________________
Б-П-М____________________________В-Ф_______________________Д-Т-Н_______________________
Г-К-Х___________________________сонорные________________________________________________
Свистящие_______________________шипящие__________________аффрикаты_____________________
4. Исследование фонематической стороны речи (с 3 лет)
А) показать на картинках предметы:
Стол-стул_______________________________коза-козы____________________________________
Папа-баба_______________________________миска-мишка_________________________________
Б) выделить звук из ряда звуков («Покажи собачку, когда она зарычит р-р-р»)____________________
___________________________________________________________________________________________
6. Импрессивная речь.
1. Пассивный словарь:
А) понимание конкретных существительных_________________________________________________
Б) понимание обобщающих существительных (с 3 лет)________________________________________
В) понимание действий___________________________________________________________________
2. Понимание грамматических форм:
А) ед. ч. и мн. ч. существительных________________________________________________________
Б) предложно-падежные конструкции______________________________________________________
В) уменьшительно-ласкательная форма существительных_____________________________________
3. Понимание соотношения между членами предложения (с 3 лет) (покажи палочкой карандаш, карандашом палочку)______________
7. Экспрессивная речь.
1. Общая характеристика речи (есть ли речь или отсутствует, лепетная речь, речь отдельными словами, фразовая речь)_____________
2. Активный словарь:
А) существительные (назвать предметы, картинки по темам «Игрушки», «Посуда», «Одежда», «Обувь», «Животные», «Семья» и т.д.)______
Б) глагольный словарь (назвать, что делает мальчик по картинкам: ест, спит, играет, рисует, пьёт)___________________________________________
В) словарь признаков (с 3 лет) (назвать по картинкам цвет, величину, вкус и др. качества предметов)_________________________________________________________________________________
3. Состояние грамматического строя речи:
А) мн.ч. сущ. И.п.
Стол-столы___________________мяч_________________________шар_______________________
Кукла_______________________глаз_________________________рука_______________________
Б) ед.ч. сущ. В.п. без предлога («Назови, что ты видишь»)____________________________________
В) ед.ч. сущ. Р.п. без предлога («Назови, чего нет у мальчика»)________________________________
Г) согласование прил. с сущ. ед.ч. м.р. и ж.р. (с 3 лет)________________________________________
Д) употребление предложно-падежных конструкций (с 3 лет) с предлогами В, НА, ПОД, ЗА (назвать местонахождение предметов)__________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________
Е) употребление сущ. с уменьшительно-ласкательными суффиксами
Стол______________________________________________нос______________________________
Дом______________________________________________ложка_____________________________
Кукла___________________________________________кровать_____________________________
ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ_______________________________________________________
_________________________________________________________________________
Дата ____________________________________________логопед____________________________________
РЕКОМЕНДАЦИИ__________________________________________________
ДИНАМИКА
ПРИЛОЖЕНИЕ № 3
Речевое обследование детей 7 мес. – 2 лет.
Методика "Изучение понимания речи"
Фамилия, имя ребенка, возраст________________________________
Подготовка исследования.
Приготовить куклу и 4-5 хорошо знакомых детям предметов (например, чашку, погремушку, собачку и т.д.), коробку и кубики.
Проведение исследования.
Исследование проводится индивидуально с детьми 1-3 лет.
1 Ситуация - проверяют, отзывается ли ребенок на свое имя;
2.Ситуация - просят указать на называемый предмет;
3.Ситуация - предлагают показать у куклы какую-либо часть лица или тела;
4.Ситуация - просят найти аналогичную часть лица или тела у себя;
5.Ситуация - просят дать называемый предмет;
б. Ситуация - предлагают произвести с предметом определенные действия, например, положить кубики в коробку. (Это задание может усложняться в зависимости от возраста детей);
7.Ситуация - предлагают проделать те или иные движения руками, ногами, головой, всем корпусом. (Формулировку задания можно повторять несколько раз.)
Обработка данных.
Данные заносят в таблицу, где отмечают число повторений формулировки заданий, необходимых для того, чтобы ребенок его понял, число правильно выполненных заданий. Число повторений определяет количество набранных ребенком баллов:
1 раз - 2 балла;
2 раза - 1 балл (при выполнении задания), 0 баллов (при невыполнении задания);
более 2 раз - 0 баллов
Если ребенок набрал от 11 до 14 баллов, то это высокий уровень понимания речи; от 7 до 10 баллов - средний уровень понимания речи; от 6 до 0 баллов - низкий уровень понимания речи.
Речевое обследование детей 2 – 3 лет.
Фамилия, имя ребенка, возраст________________________________
- Слуховое внимание
1. Дифференциация звучащих игрушек
Инструкция: «Посмотри, у меня есть дудочка, послушай, как она звучит, скажи, что это? (также обыгрываются барабан, погремушка). А теперь, давай поиграем: я буду играть на какой-то игрушке, а ты будешь называть (показывать) на чем я играла» Ребенок отворачивается или взрослый играет за ширмой.
Предлагаемый материал | Ответы | |
Начало заезда | Конец заезда | |
Барабан | ||
Дудка | ||
Погремушка |
2. Определение звучания игрушки.
Инструкция: «А сейчас мы поиграем в игру: «Угадай где звенит». Ты закроешь глазки, и будешь показывать, где звенит погремушка (колокольчик)»
Направление звучания | Ответы | |
Начало заезда | Конец заезда | |
Вверху | ||
Внизу | ||
Справа | ||
Слева | ||
Сзади |
- Ручная моторика.
- Лепка
Инструкция: в таблице записываем – владеет, выполняет с помощью взрослого, не владеет
Навыки лепки | Ответы | |
Начало заезда | Конец заезда | |
«Колбаска» | ||
Шарик | ||
Сплющивание шарика | ||
Отрывание кусочка | ||
Соединение 2 форм |
- Навыки самообслуживания
Инструкция: в таблице записываем, что конкретно может ребенок сам, с помощью взрослого или ничего не умеет.
Начало заезда | |
Конец заезда |
- Воспроизведение звукоподражания.
Инструкция: «Скажи мне, пожалуйста, как…»
Предлагаемый материал | Ответы | |
Начало заезда | Конец заезда | |
Машина гудит | ||
Молоток стучит | ||
Кошка мяукает | ||
Собачка лает | ||
Самолет гудит |
- Связная речь.
- Сопровождение речью игрового и бытового действия (приборматывание).
Инструкция: указываем – сопровождает свои действия речью или нет.
Начало заезда | |
Конец заезда |
- Использование речи, как средства общения со сверстниками и взрослыми
Инструкция: указываем – общается ли ребенок , выполняет ли это с удовольствием или обращается только по необходимости.
Начало заезда | |
Конец заезда |
- Рассказывание знакомых сказок.
Инструкция: Предложить ребенку рассказать знакомую сказку, используя настольный театр, игрушки и т.п. («Репка», «Колобок», «Теремок»).
Указать в таблице качество речи ребенка – лепет, отдельные слова, фразы из 2 – 3 слов; самостоятельный пересказ, с помощью взрослого, отказ.
Начало заезда | |
Конец заезда |
- Предметный словарь.
1. Игрушки.
Инструкция: «Посмотри и скажи, что это». Если ребенок не разговаривает, просим показать – где мяч, …
Предлагаемый материал | Ответы | |||
Начало заезда | Конец заезда | |||
пассивный | активный | пассивный | активный | |
Машина | ||||
Кукла | ||||
Мяч | ||||
Книга | ||||
Кубики |
2. Части тела.
Инструкция: «Посмотри на куклу и скажи, что у нее есть». Если ребенок не разговаривает, просим показать на кукле - где у неё глазки,
Предлагаемый материал | Ответы | |||
Начало заезда | Конец заезда | |||
пассивный | активный | пассивный | активный | |
Глаза | ||||
Нос | ||||
Спина | ||||
Голова | ||||
Живот |
3. Животные.
Инструкция: «Посмотри на картинку (игрушку) и скажи, кто это». Если ребенок не разговаривает, просим показать – где …
Предлагаемый материал | Ответы | |||
Начало заезда | Конец заезда | |||
пассивный | активный | пассивный | активный | |
Кошка | ||||
Собака | ||||
Корова | ||||
Заяц | ||||
Медведь |
4. Посуда.
Инструкция: «Посмотри на картинку и скажи, что это». Если ребенок не разговаривает, просим показать – где …
Предлагаемый материал | Ответы | |||
Начало заезда | Конец заезда | |||
пассивный | активный | пассивный | активный | |
Тарелка | ||||
Чашка | ||||
Ложка | ||||
Кастрюля | ||||
Вилка |
5. Одежда.
Инструкция: «Посмотри на картинку и скажи, что это». Если ребенок не разговаривает, просим показать – где …
Предлагаемый материал | Ответы | |||
Начало заезда | Конец заезда | |||
пассивный | активный | пассивный | активный | |
Майка | ||||
Носки | ||||
Рубашка | ||||
Платье | ||||
Колготки |
VI. Словарь действий.
Инструкция: «Посмотри на меня и скажи, что я делаю». Если ребенок не разговаривает, просим выполнить действия.
Предлагаемый материал | Ответы | |||
Начало заезда | Конец заезда | |||
пассивный | активный | пассивный | активный | |
Хлопаю (в ладоши) | ||||
Топаю (ногами) | ||||
Улыбаюсь | ||||
Иду, шагаю | ||||
Прыгаю |
VII.Словарь определений.
Инструкция: «Посмотри на картинку (игрушку) и скажи, какая (какой) предмет». Если ребенок не разговаривает, просим показать – где …
Предлагаемый материал | Ответы | |||
Начало заезда | Конец заезда | |||
пассивный | активный | пассивный | активный | |
Красный(ая) | ||||
Большой(ая) | ||||
Маленький(ая) | ||||
Веселый(ая) | ||||
Сладкий(ая) |
VIII. Грамматический строй.
1. Единственное и множественное число .
Инструкция: «Посмотри на картинку и скажи, что на ней нарисовано». Если ребенок не разговаривает, просим показать – где …
Предлагаемый материал | Ответы | |||
Начало заезда | Конец заезда | |||
пассивный | активный | пассивный | активный | |
Мяч – мячи | ||||
Стол – столы | ||||
Рука – руки | ||||
Книга – книги | ||||
Игрушка - игрушки |
2. Существительные родительного падежа.
Инструкция: «Сейчас мы будем играть в игру: «Чего не стало?»».
Предлагаемый материал | Ответы | |
Начало заезда | Конец заезда | |
Нет кубика | ||
Нет шарика | ||
Нет карандаша | ||
Нет лопатки | ||
Нет машины |
3. Уменьшительно - ласкательная форма существительных.
Инструкция: «Давай сейчас будем говорить ласковые слова: тебя зовут Маша, а ласково – Машенька. А как ласково назвать …»
Предлагаемый материал | Ответы | |
Начало заезда | Конец заезда | |
Мама – мамочка | ||
Сын – сыночек / дочь - доченька | ||
Рука – ручка | ||
Дом – домик | ||
Стол – столик |
Речевое обследование детей 3 – 4 года.
Фамилия, имя ребенка, возраст________________________________
- Обследование словаря
1. Предметный словарь
Инструкция: «Посмотри на картинку и скажи, что на ней нарисовано».
Предлагаемый материал | Ответы | |
Начало заезда | Конец заезда | |
Автобус | ||
Заяц | ||
Дом | ||
Белка | ||
Кубик | ||
Цветы | ||
Колобок | ||
Часы | ||
Аквариум | ||
Фен |
2. Глагольный словарь
Инструкция: «Посмотри на картинку и скажи, что делает дедушка?»…
Предлагаемый материал | Ответы | |
Начало заезда | Конец заезда | |
Дедушка лежит. | ||
Мальчик играет. | ||
Мышка моет лапы. | ||
Мальчик обувает сапоги. | ||
Мальчик ест пирожок. | ||
Дядя читает газету. | ||
Мальчик купается. | ||
Дети смотрят телевизор. | ||
Девочка катит коляску. | ||
Мальчик рисует. |
3. Словарь наречий.
Инструкция: «Посмотри на картинку - это Буратино, он бежит весело, быстро, долго, вприпрыжку. А как …?» (2 и более правильных ответов - +; 1 ответ – v; затрудняется ответить - )
Предлагаемый материал | Ответы | |
Начало заезда | Конец заезда | |
Летит самолёт? | ||
Светит солнце? | ||
Плачет малыш? | ||
Стучит молоток? | ||
Ползает черепаха? |
4. Словарь прилагательных.
Инструкция: «Посмотри на картинку - это радуга, она красивая, яркая, разноцветная. А какой (какая, какое)…?» (2 и более правильных ответов - +; 1 ответ – v; затрудняется ответить - )
Предлагаемый материал | Ответы | |
Начало заезда | Конец заезда | |
Мороженое | ||
Утюг | ||
Крокодил | ||
Апельсин | ||
Бабушка |
5. Части целого.
Инструкция: «Посмотри на картинку и скажи, что есть …» (подчеркнуть, вписать)
Предлагаемый материал | Ответы | |
Начало заезда | Конец заезда | |
У девочки на голове, лице | нос, рот, глаза, брови, лоб, щеки, уши, подбородок, веки, волосы и т.д. | нос, рот, глаза, брови, лоб, щеки, уши, подбородок, веки, волосы и т.д. |
У мальчика (части тела): | голова, лицо, руки, локти, ладони, живот, спина, ноги, колени, пальцы и т.д. | голова, лицо, руки, локти, ладони, живот, спина, ноги, колени, пальцы и т.д. |
Из чего состоит дом? | Стены, окна, крыша, труба, пол, потолок, крыльцо, ступеньки, дверь и т.д. | Стены, окна, крыша, труба, пол, потолок, крыльцо, ступеньки, дверь и т.д. |
- Обследование грамматического строя.
1. Согласование существительного с прилагательным.
Инструкция: «Посмотри на картинку, это красное ведро, а здесь что нарисовано?».
Предлагаемый материал | Ответы | |
Начало заезда | Конец заезда | |
Теплая (шерстенная) кофта | ||
Зеленая (заводная) игрушка. | ||
Вкусный (шоколадный, сладкий) сырок. | ||
Рыжий (ловкий, хитрый) кот. | ||
Высокие (осенние, желтые) деревья. |
2. Образование существительных единственного, множественного числа, обозначающих животных и их детенышей.
Инструкция: «Посмотри на картинку – кто это (волк)? А кто у волка сынок? (волчонок) А если их много? (волчата)».
Предлагаемый материал | Ответы | |
Начало заезда | Конец заезда | |
Гусь – гусенок – гусята | ||
Лиса – лисёнок – лисята | ||
Кошка – котёнок – котята | ||
Медведь – медвежонок – медвежата | ||
Заяц – зайчонок – зайчата. |
3. Образование существительных множественного числа, родительного падежа.
Инструкция: «Сейчас мы будем играть в прядки с нашими зверятами. Посмотри, это – волчата. А сейчас кого не стало? (волчат)»
Предлагаемый материал | Ответы | |
Начало заезда | Конец заезда | |
Гусята – гусят. | ||
Лисята – лисят. | ||
Котята – котят. | ||
Медвежата – медвежат. | ||
Зайчата – зайчат. |
4. Употребление предложно – падежных форм.
Инструкция: «Посмотри, у меня есть шарик, какой он, а ещё есть коробочка. Шарик тоже хочет поиграть с тобой в прядки. Он будет прятаться, а ты говори куда».
Предлагаемый материал | Ответы | |
Начало заезда | Конец заезда | |
Шарик на коробке. | ||
Шарик в коробке. | ||
Шарик под коробкой. | ||
Шарик за коробкой. | ||
Шарик около (рядом с) коробкой |
- Связная речь.
Пересказ знакомой сказки «Репка», «Колобок», «Теремок» (по выбору ребёнка), с использованием игрушек, настольного театра. Отметить: самостоятельность, последовательность, соблюдение грамматических норм, передачу основной мысли текста, интонационная выразительность, сопровождение рассказа игровыми действиями.
Начало заезда | |
Конец заезда |
ПРИЛОЖЕНИЕ №4
Содержание индивидуальной программы логопедического сопровождения
Ф.И. ребенка__________________________________________________________________
Возраст_______________________________________________________________________
Проблемы ребенка_____________________________________________________________
Цель программы______________________________________________________
№п/п | Направление коррекционной р-ты | Содержание коррекционной работы |
1. | Развитие моторики | |
2. | Развитие артикуляционного аппарата | |
3. | Развитие восприятия | |
4. | Развитие слухового, фонематического восприятия | |
5. | Обогащение словарного запаса | |
6. | Развитие пространственных отношений |
ПРИЛОЖЕНИЕ №5 А
Календарный план логопедической работы с детьми 1-го года жизни
Неделя | День недели | Тема занятия |
I неделя | Понедельник | Обследование речи |
Вторник | «Развитие общения» | |
Среда | «Ладушки» | |
Четверг | «Где звучит игрушка?» | |
Пятница | «Рассматривание красочных игрушек» | |
II неделя | Понедельник | «Открой сам» |
Вторник | «Прокатывание колесных игрушек» | |
Среда | «Игра с пирамидкой» | |
Четверг | «Кубик на кубик» | |
Пятница | «Найди игрушку» | |
III неделя | Понедельник | «В какой руке?» |
Вторник | «Где носик?» | |
Среда | «Игра с матрешкой» | |
Четверг | «Подражание голосам животных» | |
Пятница | «Делай как я» | |
IV неделя | Понедельник | «Игра с матрешкой» |
Вторник | «Театр на ладошке» | |
Среда | «Игра с пирамидкой» | |
Четверг | «Теремок» | |
Пятница | «Подражание голосам животных» | |
V неделя | Понедельник | «Игры с мячом» |
Вторник | «Прятки» | |
Среда | «Игра с пирамидкой» | |
Четверг | «Игры с куклой» | |
Пятница | «Подражание голосам животных» | |
VI неделя | Понедельник | «Театр на ладошке» |
Вторник | «Игры с мячом» | |
Среда | «Игра с матрешкой» | |
Четверг | «Прятки» | |
Пятница | Обследование речи |
ПРИЛОЖЕНИЕ №5 Б
Календарный план логопедической работы с детьми 2-го года жизни
Неделя | День недели | Тема занятия |
I неделя | Понедельник | Обследование речи |
Вторник | «Развитие общения» | |
Среда | «Кукла Катя» | |
Четверг | «Куклы пришли в гости» | |
Пятница | «Хрю-хрю!» | |
II неделя | Понедельник | «Мяу-Мяу!» |
Вторник | «Игры с лисой и зайчиком» | |
Среда | «Игра с пирамидкой» | |
Четверг | «Пи-пи-пи!» | |
Пятница | «Игры с мячом» | |
III неделя | Понедельник | «Театр на ладошке» |
Вторник | «Ме-ме!» | |
Среда | «Игра с матрешкой» | |
Четверг | «Большой – маленький» | |
Пятница | «И-го-го!» | |
IV неделя | Понедельник | «Собери сломанную игрушку» |
Вторник | «Подражание голосам животных» | |
Среда | «Игра с пирамидкой» | |
Четверг | «Большой – маленький» | |
Пятница | «Тяв-тяв!» | |
V неделя | Понедельник | «Игры с мячом» |
Вторник | «Колобок» | |
Среда | «Игра с матрешкой» | |
Четверг | «Кря-кря!» | |
Пятница | «Найди такой же предмет» | |
VI неделя | Понедельник | «Бе-бе!» |
Вторник | «Сказка о веселом язычке» | |
Среда | «Игра с пирамидкой» | |
Четверг | «Театр на ладошке» | |
Пятница | Обследование речи |
ПРИЛОЖЕНИЕ №5 В
Календарный план логопедической работы с детьми 3-го года жизни
Неделя | День недели | Тема занятия |
I неделя | Понедельник | Обследование речи |
Вторник | «Развитие общения» | |
Среда | «Сказка о веселом язычке» | |
Четверг | «Игрушки» - 1 | |
Пятница | «Игрушки» - 2 | |
II неделя | Понедельник | «Посуда» - 1 |
Вторник | «Посуда» - 2 | |
Среда | «Одежда» - 1 | |
Четверг | «Одежда» - 2 | |
Пятница | «Сказка о веселом язычке» | |
III неделя | Понедельник | «Мебель» - 1 |
Вторник | «Мебель» - 2 | |
Среда | «Сказка о веселом язычке» | |
Четверг | «Транспорт» -1 | |
Пятница | «Транспорт» - 2 | |
IV неделя | Понедельник | «Фрукты» -1 |
Вторник | «Фрукты» - 2 | |
Среда | «Сказка о веселом язычке» | |
Четверг | «Овощи» - 1 | |
Пятница | «Овощи» - 2 | |
V неделя | Понедельник | «Домашние животные» - 1 |
Вторник | «Домашние животные» - 2 | |
Среда | «Сказка о веселом язычке» | |
Четверг | «Дикие животные» - 1 | |
Пятница | «Дикие животные» - 2 | |
VI неделя | Понедельник | «Цветы» - 1 |
Вторник | «Цветы» - 2 | |
Среда | «Сказка о веселом язычке» | |
Четверг | «Кто чья мама» | |
Пятница | Обследование речи |
ПРИЛОЖЕНИЕ №5 В
Календарный план логопедической работы с детьми 4-го года жизни
Неделя | День недели | Тема занятия |
I неделя | Понедельник | Обследование речи |
Вторник | «Развитие общения» | |
Среда | «Посуда» - 1 | |
Четверг | «Посуда» - 2 | |
Пятница | Сказка «Волк и козлята» | |
II неделя | Понедельник | «Одежда» - 1 |
Вторник | «Одежда» - 2 | |
Среда | «Мебель» - 1 | |
Четверг | «Мебель» - 2 | |
Пятница | Сказка «Колобок» | |
III неделя | Понедельник | «Транспорт» -1 |
Вторник | «Транспорт» - 2 | |
Среда | «Фрукты» -1 | |
Четверг | «Фрукты» - 2 | |
Пятница | Сказка «Теремок» | |
IV неделя | Понедельник | «Овощи» - 1 |
Вторник | «Овощи» - 2 | |
Среда | «Домашние животные» - 1 | |
Четверг | «Домашние животные» - 2 | |
Пятница | Сказка «Кот, петух и лиса» | |
V неделя | Понедельник | «Дикие животные» - 1 |
Вторник | «Дикие животные» - 2 | |
Среда | «Лес. Деревья» - 1 | |
Четверг | «Лес. Деревья» - 1 | |
Пятница | Сказка «Лиса и заяц» | |
VI неделя | Понедельник | «Цветы» - 1 |
Вторник | «Цветы» - 2 | |
Среда | «Времена года» | |
Четверг | Сказка «Гуси-лебеди» | |
Пятница | Обследование речи |
ПРИЛОЖЕНИЕ № 6
Конспект коррекционно-развивающего занятия с детьми раннего возраста (2-3 лет)
Цели:
Образовательные:
- развитие понимания речи;
- расширение активного и пассивного словаря ребенка;
- формирование способности подражать и осваивать общение всеми доступными средствами (выразительный взгляд, указательный жест, “облегченные” слова, звукоподражания, слова);
- закреплять у ребенка знания о своем имени, частях тела, о действиях в окружающем, геометрических формах, животных.
Коррекционные:
- учить ребенка фиксировать взгляд на предмете, прослеживать взглядом его движение;
- развитие общей и мелкой моторики;
- развитие артикуляционного аппарата;
- формирование правильного ротового выдоха.
Воспитательные:
- воспитывать у детей навык совместной работы, налаживание положительного эмоционального контакта, создание доверительной обстановки.
Оборудование: зеркало, сюжетные картинки, домик, пальчиковый театр: бабушка, дедушка, заяц, волк, медведь, лиса, мяч.
Ход занятия
I. Организационный момент.
Наши ушки внимательно слушают,
Наши глазки внимательно смотрят.
Наши руки не мешают, а помогают.
- Сегодня мы с тобой отправимся в сказку (перед ребенком на столе игрушечный дом). Бабка и дед появляются с помощью сюрпризного момента.
- Жили- были дед и баба. Как-то раз просит дед: “Испеки мне баба колобок”.
- Из чего печь-то? Муки у нас совсем не осталось.
- А ты по сусекам поскреби, по амбару помети. Авось и наскребешь. Пошла бабка в амбар.
II. Развитие моторики пальцев рук.
На столе “пальчиковый бассейн”.
Упражнение “Веник”
Выполняется с широкой амплитудой движений раскрытой ладонью вправо-влево с фиксацией запястья на дне бассейна. Аналогичные движения выполняем рукой, сжатой в кулак, и попеременными движениями ладони и кулака.
Наскребла бабка муки.
- А теперь давай поможем бабе сделать колобок.
Игра “Колобок”
Кулачок как колобок,
Мы сожмем его разок.
Ребенок выполняет движения, сопровождая их стихотворным текстом. Одна рука сжата в кулак “колобок”, другой рукой ребенок поглаживает кулачок. Несколько раз сжимает его рукой, затем положение рук меняется.
- Вот какой красивый получился колобок. Круглый, как шар, мячик.
Положила бабка колобок на окно студить. А колобок лежал, лежал, да и покатился.
III. Нормализация мышечного тонуса.
Игра с мячом. Катим мяч - “колобок” к ребенку и обратно.
Берем левую руку ребенка. Поглаживаем и похлопываем её от локтя до кончиков пальцев и в обратном направлении, действуя правой рукой ребенка. Затем меняем руки. Все движения сопровождаются словами:
С горки-бух! (движения от локтя к пальцам руки)
На горку-ух! (движения от кончиков пальцев до локтя)
По ровненькой дорожке (поглаживающие движения)
Топ-топ! (стучим ладонью)
По гладенькой дорожке (поглаживающие движения)
Скок- скок! (постукивающие движения)
IV. Нормализация общей моторики.
Катится колобок по дорожке, а навстречу ему заяц. А-А-А. Поздоровайся с зайкой. Давай, поиграем с зайкой.
Игра “Зайка”
Зайка серенький сидит
И ушами шевелит (руки к голове, сделали ушки)
Вот-так, вот-так
И ушами шевелит.
Зайке холодно сидеть (руки сложили лодочкой и дуем теплой
Надо лапоньки погреть струей воздуха)
Вот-так, вот-так
Надо лапоньки погреть
Зайке холодно стоять
Надо зайке поскакать (попрыгали как зайка)
Вот-так, вот-так
Зайку кто-то напугал
Зайка прыг и ускакал (спрятались)
V. Речевая зарядка
Катится колобок, а навстречу ему серый волк. У-У-У. Покажем волку упражнения для губ и языка.
1. Артикуляционная гимнастика.
Увидел волк колобка, обрадовался.
“Окошко”
- широко открыть рот “жарко”,
- закрыть рот “холодно”.
И облизывается, так ему хочется его съесть.
“Вкусное варенье”
- улыбнуться,
- открыть рот,
- широким языком в форме “чашечки” облизать верхнюю губу.
Оскалил волк зубы.
“Заборчик”
- улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы.
2. Дыхательная гимнастика
Покатился колобок дальше. Видит озеро. Надо ему через озеро переплыть.
Игра “Шарик” (Таз с водой, дуем на шарик - “колобок”)
VI. Нормализация мимической мускулатуры.
Покатился колобок дальше. А тут медведь ему навстречу. О-О-О. Поздоровайся с мишкой.
VII. Физминутка
Аудиодиск Е. и С. Железновы “Лимпомпо”.
“Три медвежонка прыгали в саду” - подпрыгиваем на месте (ноги на ширине плеч).
“И, конечно, он упал вниз головой...” - наклоняемся, голову опускаем вниз и трясем ею.
“Медвежонка увели домой” - переваливаемся с ноги на ногу, стоя на месте.
Во время проигрыша ходим по комнате, как медвежата.
И покатился колобок дальше. Навстречу ему рыжая лиса. И-И-И. “Колобок, колобок, я тебя съем”. А колобок пока катился, научился хорошо говорить и сказал: “Не ешь меня, лиса, я тебе лучше песенку спою!”
Я колобок, колобок
По амбару скребен,
По сусеку метен,
Я от бабушки ушел,
Я от дедушки ушел,
И от зайца ушел,
И от волка ушел,
От медведя ушел,
А от тебя лиса и подавно уйду.
И укатился колобок.
VIII. Итог занятия.
- Сегодня мы с тобой поиграли с колобком, повстречались с зайкой, с волком, с медведем и даже обманули хитрую лису.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 7
Игры
Для детей первого года жизни.
«Где звучит игрушка?»
Цель: Формировать зрительно – слуховое восприятие детей в процессе игровых действий. Развивать понимание элементарных инструкций. Пособие: погремушка. Ход занятия: Логопед показывает ребенку погремушку, затем стучит по ней рукой. Передвигаясь около манежа и продолжая стучать в погремушку, логопед добивается, чтобы малыш следил за движущимся источником звука.
Аналогично игра проводится с другими звучащими игрушками: колокольчиком, бубном, пищащей игрушкой.
«Ладушки»
Цель: Расширять пассивный словарь в процессе выполнения игровых действий. Ход занятия: В манеже или за столом сидят 2-3 ребенка. Логопед хлопает в ладоши, напевая: «Ладушки, ладушки», — старается привлечь внимание детей к движениям своих рук. Обращаясь к одному из детей, логопед говорит: «Саша, сделай ладушки». Берет руки ребенка и хлопает ими, продолжая напевать: «Ладушки, ладушки». То же самое взрослый проделывает по 2-3 раза с каждым ребенком. Затем логопед учит детей выполнять «Ладушки» по подражанию.
Для детей второго года жизни.
1. Развитие понимания речи, зрительно – слухового восприятия с привлечением внимания к речи логопеда.
«Где кукла?»
Цель: формировать зрительно – слуховое восприятие детей в процессе игровых действий. Пособия: кукла, ширма. Ход занятия: на ковре сидят 2-3 ребенка. Логопед показывает им куклу, называет ее «Катя». Дает возможность рассмотреть куклу. Затем ведет куклу по полу, поясняя: «Катя топ-топ». Дети следят за ее передвижением. Логопед внезапно заводит куклу за ширму и спрашивает: «Где Катя?». Дети ищут куклу глазами и показывают пальчиком. Логопед достает куклу из – за ширмы и говорит: «Вот Катя!». Побуждает детей повторять слова: Катя. Катя топ – топ. Вот Катя!
Аналогично проводятся игры с другими игрушками: кошкой, собакой, мячиком, машинкой и т.д.
«Большой – маленький»
Цель: расширять пассивный словарь в процессе выполнения игровых действий. Ход занятия: занятие проводится с группой детей (2-3 чел.) или индивидуально. Ребенок стоит на полу. Логопед поднимает его руку вверх и говорит: «Вот какой Саша большой!» Затем логопед приседает и помогает присесть ребенку, при этом говорит: «А теперь Саша маленький».
2. Формирование речи в процессе упражнений на «обыгрывание» игрушек.
«Брось мяч в корзину».
Цель: учить детей понимать и выполнять элементарные инструкции. Пособия: два мячика среднего размера, корзинка.
Ход занятия: логопед ставит на пол корзину, берет мяч, подходит к ней с ребенком и говорит: «Вот корзинка». Логопед бросает свой мяч в корзинку и говорит: «Упал мяч». Дает другой мяч ребенку: «На, Коля, мяч. Брось его в корзинку!». Ребенок бросает мяч. Логопед просит повторить малыша слова: дай мяч, на мяч, упал мяч, брось мяч.
3. Обучение пониманию речи в процессе действий с предметами. Развитие мелкой моторики рук.
«Воткни грибочки»
Цель: учить детей выполнять простые речевые инструкции. Развивать мелкую моторику рук. Пособия: столик с 6 круглыми отверстиями, 6 грибков. Ход занятия: логопед ставит столик перед ребенком с воткнутыми грибками, обращается к ребенку: «Игорь, возьми грибок, положи его на стол». Когда все грибки будут положены на стол, логопед говорит: А теперь воткни грибок в дырочку». Игра проводится 2-3 раза.
4. Обучение детей конструированию, развитие речи, мелкой моторики рук.
«Башня», «Домик», «Дорожка», «Стол и стульчик», и т.д. Цель: учить детей простому конструированию. Пособия: набор «Строитель». Каждому ребенку определенное количество деталей. Ход занятия: конструирование по показу конструирование по образцу.
Желательно все постройки детей обыгрывать с помощью маленьких игрушек.
5. Развитие артикуляционной моторики.
«Ах, как сладко».
Цель: формировать у ребенка простейшие артикуляционные движения: высовывать и убирать язык. Учить понимать инструкцию: «Высунь – убери» Пособия: мензурка, шпатель, сладкий сироп. Ход занятия: логопед наливает в мензурку сироп, набирает его шпатель, подносит ко рту ребенка, тот облизывает сироп. Логопед восклицает: «Ах, как сладко!». Затем шпатель с сиропом подносится к нижней губе ребенка, при этом логопед показывает, как нужно высунуть язык, чтобы слизать сироп. Если язык у ребенка напряжен, то логопед легко постукивает шпателем по языку, добиваясь его расслабления. Постепенно медленные движения языка ускоряются. Аналогично проводятся последующие игры – занятия: «Киска пьет молочко», «Тик – так» и т.д.
Для детей третьего и четвертого года жизни.
1. Расширение активного словаря детей с помощью предметных картинок.
«Что это?»
Цель: учить детей устанавливать сходство предмета с его изображением. Расширить активный словарь. Пособия: предметные картинки: кукла, машинка ,мяч, собака. Ход занятия: логопед показывает ребенку картинку, называет ее и кладет перед ним. Затем, указывая на одну из них, логопед спрашивает: «Нина, что это?». Если ребенок не может назвать, логопед говорит сам и просит ребенка повторить: «скажи: это кукла».
2. Расширение активного словаря детей с помощью сюжетных картинок.
«Девочка кушает».
Цель: научить детей видеть сюжет картинки, т.е. узнавать знакомых персонажей и совершаемые ими действия. Формировать речь, состоящую из простых распространенных предложений, учить отвечать на вопросы по содержанию картинок не односложно, а полно, развернуто. Пособия: сюжетная картинка. Ход занятия: Логопед: Кто сидит за столом? Ребенок: Девочка сидит. Логопед: Что девочка делает? Ребенок: Девочка кушает. Логопед: Что девочка кушает? Ребенок: Девочка кушает суп. Логопед: Чем кушает суп? Ребенок: Кушает суп ложкой.
3. Развитие сенсорного восприятия.
«Предмет и его изображение»
Цель: дать представление о разнообразии геометрических фигур. Ввести и закрепить в активном словаре названия некоторых объемных геометрических фигур. Формировать понятие о сходстве и различии предметов по форме. Продолжать формирование у ребенка фразовой речи, состоящей из простых предложений. Оборудование: кубик, шарик, треугольная призма, дощечка с изображением данных фигур. Ход занятия: логопед кладет на стол все фигурки и дощечку. Затем берет со стола кубик, спрашивает у ребенка: «Что это?». Тот отвечает: «Кубик». Логопед, показывая на дощечку, спрашивает: «А где здесь кубик?». «Вот кубик», — ребенок показывает на изображение кубика. «А теперь мы положим кубик на дощечку, где нарисован тоже кубик», — говорит логопед. После этого он предлагает ребенку разложить оставшиеся фигурки.
4. Понятие о величине.
«Покатаем мишек на машинах»
Цель: закреплять в активном словаре детей понятия «большой – маленький». Совершенствовать зрительное восприятие величины предмета. Продолжать формирование фразовой речи. Оборудование: 2 мишки разной величины и соответствующие им 2 машины. Ход занятия: логопед ставит перед ребенком 2 машины. Спрашивает: «Какая это машина, а эта?». Малыш отвечает аналогичные вопросы задает, показывая двух мишек. Затем предлагает покатать сначала большого медведя, потом маленького. Сопровождая действия ребенка словами: «Большой мишка едет в большой машине, а маленький – едет в маленькой. Повтори!»
5. Понятие о цвете.
«Собери пирамидку».
Цель: закреплять в активной речи названия основных цветов. Выделять названный цвет из 2 – 3 других; самостоятельно определять цвет по инструкции логопеда. Продолжать работу по формированию фразовой речи. Оборудование: пирамидки 3 цветов (красный, желтый, зеленый) из трех колец каждая.
Ход занятия: на столе стоят пирамидки. Логопед показывает на пирамидку и спрашивает: «Какого цвета?». Ребенок показывает. Логопед предлагает снять колечки и положить их на стол. Потом просит ребенка поочередно собрать пирамидки, надевая кольца не только по цвету, но и по величине.
6. Формирование понятия о количестве предметов.
«Матрешки»
Цель: закрепить в активной речи понятие о количестве. Совершенствовать зрительное восприятие количества предметов. Оборудование: предметные картинки: на одной нарисована 1 матрешка, на другой 2 матрешки, на третьей – 5 матрешек. Счетный материал – 8 одинаковых матрешек в коробочке. Ход занятия: логопед ставит перед ребенком коробку с матрешками и картинку с изображением 1 матрешки. Спрашивает: «Вася, сколько матрешек нарисовано?». Ребенок: «Одна матрешка». Логопед: «Возьми из коробки 1 матрешку и поставь на картинку». Малыш получает картинку с изображением двух матрешек. «Сколько здесь нарисовано матрешек?», — спрашивает логопед. «Две матрешки». Логопед: «Возьми из коробки 2 матрешки и поставь их на картинку». Затем ребенку дают картинку с 5 матрешками. Он говорит: «Много». «А сколько в коробке матрешек?», — спрашивает логопед. «Много матрешек», — отвечает ребенок.
7. Обучение конструированию.
«Построим ворота и домик».
Цель: учить делать постройки по показу или образцу (домик) из строительного материала. Оборудование: по 3 бруска – для ребенка и логопеда, 2 кубика и 2 призмы – для ребенка и логопеда, маленькая машинка. Ход занятия: логопед строит ворота. Просит ребенка повторить за ним действия. Затем закрывает листом бумаги и строит домик. Говорит ребенку: А теперь построй еще домик». Ребенок строит. Постройку обыгрывают с помощью машины.
8. Развитие артикуляционной моторики и речевого дыхания.
«Птичка поет».
Цель: учить детей растягивать губы в «улыбке». Оборудование: заводная озвученная птичка. Ход занятия: логопед показывает птичку, говорит: «Посмотри, какая птичка». Заводит, ставит на стол: «Птичка поет – пи-и, пи-и, пи-и». Логопед обращает внимание ребенка на то, что губы растягиваются в стороны. «Как поет птичка?». Ребенок повторяет. Занятия всегда проводятся перед большим зеркалом.
9. Игры – разрядки.
Основная роль игры-разрядки – активизация, концентрация внимания ребенка при выполнении различных заданий. Игра-разрядка является составной частью любого занятия, где возникает необходимость смены одного вида деятельности другим. Продолжительность игры-разрядки до 2 минут. Ее характер и способ выполнения зависят от уровня психоречевого развития ребенка.
«Как прыгает зайчик?»
Цель: способствовать активизации внимания. Учить детей выполнять движения не только по подражанию, но и по инструкции. Развивать зрительно – слуховое восприятие. Совершенствовать моторику ребенка. Ход занятия: логопед спрашивает: «Как прыгает зайка?». Дети сгибают руки в локтях, прижимают кулачки к груди и начинают прыгать на двух ногах. Прыжки сопровождают словами: «Прыг – скок, прыг – скок». В ходе игры логопед следит за выполнением движений детьми.
«Ручки вверх, помашем ими»
Цель: способствовать активизации внимания. Развивать зрительно – слуховое восприятие. Совершенствовать моторику ребенка. Оборудование: карточка с текстом: Ручки вверх, помашем ими. Ручки в стороны – вот так. Ручки вниз. Ножками потопали – вот так. Зашагали ножки, Побежали по дорожке. Ход занятия: логопед предлагает детям встать из – за стола и поиграть вместе с ним.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 8
Примерные темы консультаций для родителей
1. «Ранний возраст – это серьезно».
2. «Когда следует обратиться за помощью к детскому логопеду».
3. «Сотрудничество логопеда с родителями детей раннего возраста».
4. «Почему ребенок говорит неправильно».
5. «Как воспитать у ребенка навыки правильного звукопроизношения».
6. «Обогащаем словарь детей».
7. «Роль родителей в формировании грамматически правильной речи у детей».
8. «Развитие связной речи детей в семье».
9. «Играем пальчиками и развиваем речь».
10. «Совершенствуем внимание и память ребенка».
11. «Игровая школа мышления».
12. «Профилактика речевых нарушений, стимуляция речевого развития в условиях семьи»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа по самообразованию на тему: «Устное народное творчество в развитии речи детей раннего возраста» 2018-2019 гг.
Устное народное творчество - неоценимое богатство каждого народа, выработанный веками взгляд на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта....
Программа по самообразованию на тему: «Устное народное творчество в развитии речи детей раннего возраста» 2018-2019 гг.
Устное народное творчество - неоценимое богатство каждого народа, выработанный веками взгляд на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта...
Карты педагогической диагностики индивидуального развития ребенка к дополнительной общеобразовательной программе коммуникативно-речевой направленности для детей от 1,6 до 2 лет «Развитие речи детей раннего возраста через театрализованную деятельность»
Для реализации диагностики по дополнительной общеобразовательной программе коммуникативно-речевой направленности для детей от 1,6 до 2 лет «Развитие речи детей раннего возраста через театрализов...
Рабочая программа "Развитие речи детей с помощью игровых методов и приемов Триз" возраст 5-6 лет
Рабочая программа "Развитие речи детей с помощью игровых методов и приемов Триз" возраст 5-6 лет...
Рабочая программа Развитие речи детей среднего дошкольного возраста через ознакомление с русским фольклором в условиях детского сада «Берёзка»
Знакомство с детским фольклором развивает интерес и внимание к окружающему миру, народному слову и народным обычаям, воспитывает художественный вкус, а так же многому учит: развивает речь, формируются...
Памятка для родителей "Как играть с детьми раннего возраста". Плакат - Развитие речи детей раннего возраста. Памятка для родителей "Речевое развитие детей раннего возраста (2 – го года жизни)"
Выбирая игру для ребёнка, надо следовать главному принципу: игра должна соответствовать возможностям ребёнка, быть для него привлекательной, способствовать познавательному и речевому развитию....
Рабочая программа «Колыбель слов» «Развитие речи детей раннего возраста средствами логоритмики»
Целью данной программы является – создание условий для коррекции и профилактики имеющихся отклонений в речевом развитии ребёнка посредством логоритмики....