Рабочая программа кружка по развитию речи «Использование народного творчества в развитии речи Детей младшего дошкольного возраста»
рабочая программа (младшая группа)
Цель программы:
формировать умение выразительно читать стихи, потешки, участвовать в показе спектаклей; познакомить с разновидностями пальчиковых игр.
Задачи:
Обучающие:
1.Знакомить детей с устным народным творчеством, русским фольклором; 2.Обогащать, активизировать речь детей;
3.Учить обсуждать содержание потешки, текста пальчиковой игры; 4.Побуждать к активности в выборе роли, к вхождению в роль;
5.Закреплять умение согласовывать движение рук с текстом потешки; 6.Учить подражать движениям взрослых;
Развивающие:
1.Развивать мелкую моторику, воображение, мышление, память;
2.Развивать интерес к народному творчеству;
3.Развивать чувство ритма, образное мышление детей;
4.Развивать внимание, зрительное восприятие;
5.Развивать согласованность движений обеих рук.
Воспитательные:
1.Воспитывать любовь и эмоциональное отношение к героям потешек; 2.Воспитывать любовь ко всему живому.
Методы проведения кружка:
1. Словесный (беседа, разучивание потешек, стихов, загадок, русских народных песен, тексты пальчиковых игр);
2. Наглядный - показ действий.
3.Действия руками ребёнка;
4. Самостоятельные действия ребёнка.
В основе образовательного процесса кружка лежат следующие
педагогические принципы:
- уважения личности ребёнка, обучение и воспитание в доступной, соответствующей его возрасту форме;
- индивидуального подхода к ребенку с учетом его особенностей;
- оздоровительной направленности – на пальцах рук есть много точек, массаж которых помогает укреплять здоровье ребенка;
- коммуникативности – создание атмосферы доброжелательного общения между детьми;
Форма работы с детьми:
Кружок проводится по вторникам с группой детей 4 раза в месяц (во 2-й половине дня). Продолжительность занятий 10 – 15 минут. Курс занятий рассчитан на 8 месяцев (с октября по май).
Ожидаемые результаты:
После освоения содержания рабочей программы дети готовы и способны:
1.Обогащение активного и пассивного словаря детей;
2.Знакомство детей с фольклором;
3.Освоение детьми невербальных средств общения;
4.Способность выражать свои чувства и понимать чувства других;
5.Уверенность в себе, преодоление робости;
6.Интерес к фольклору, пальчиковым играм.
7. Воспроизводить кистевые и пальчиковые движения вслед за воспитателем;
8.Знакомство родителей с особенностями развития мелкой моторики рук у детей.
Учебный план работы кружка «Использование народного творчества в развитии речи детей младшего дошкольного возраста»
на 2019 – 2020 учебный год.
Название курса | Кол-во занятий в месяц | Кол-во занятий в год | Длительность занятий, мин. | Кол-во воспитанников |
Использование народного творчества в развитии речи детей младшего дошкольного возраста | 4 занятия в 1 группе. | 32 | 10 - 15 | 18 чел. |
План занятий во второй младшей группе.
Месяц | Содержание образовательной деятельности | Цель: | Развивающая предметно- пространственная среда |
Сентябрь | песенка-закличка «Осень, осень, в гости просим».; русская народная сказка «Теремок»;пальчиковая игра «Апельсин», «Пальчики, здравствуйте». | Развивать моторику рук; вызвать желание следить за развитием действий в настольном театре, сопереживать персонажам в русской народной сказке. | Настольный театр; деревянный театр «Теремок» |
Октябрь | Потешка «Мягкие лапки,а в лапках-царапки», потешка «Тили-бом! Тили-бом!», русская народная сказка «Колобок» (кукольный театр), пальчиковая игра «Комар» | Развивать умение обсуждать содержание потешки; обучать детей показу сказки с помощью кукол (на руку), вызвать радостное настроение. | Кукольный театр «Колобок» |
Ноябрь | Потешка «Вот и вышел человечек», потешка «Сидит белка на тележке», украинская народная сказка «Рукавичка» (инсценировка), пальчиковая игра «Кролик», разучивание «Я умница-разумница» (Играем с куклой) | Развивать устойчивый интерес к инсценировке сказки. Побуждать передавать основные эмоции с помощью выразительных средств. | Маски героев сказки. Кукла. |
Декабрь | Потешка «Варись, варись кашка», знакомство с русскими народными загадками домашних животных , русская народная сказка «Кот, петух и лиса» (кукольный театр). Стих-е «Белый снег пушистый» | Развивать умение детей подражать действиям взрослого, согласовывать действия со словами; знакомить с театральными куклами , развивать у детей интерес театрально-игровой деятельности, воспитывать умение следить за развитием действия в кукольном спектакле. | Фигуры «Домашние животные», дидактическая игра «Домашние и дикие животные» |
Январь | Потешка «Ты, мороз, мороз, мороз»; пальчиковая игра «Варежка»; хороводная игра «Как кошки расплясались» | Продолжать знакомить детей с русским народным творчеством. Формировать положительное отношение к ней. Развивать речь: обогащать словарь, формировать умение строить предложение, добиваться правильного и четкого произношения слов. | Музыкальное сопровождение. |
Февраль | Потешка «Коза-хлопота», загадывание загадок о зиме, знакомство со сказкой «Снегурочка и лиса» (настольный театр) | Воспитывать умение следить за развитием действия в народной сказке, понимать ее содержание; учить отгадыванию загадок. | Настольный театр. |
Март | Потешка «Идёт лисичка по мосту», «Бегут ручьи»; русская нар. сказка «Заюшкина избушка» (инсценировка); пальчиковая игра «Моя семья» | Развивать умение выражать эмоции с помощью мимики, жеста, движения; формировать умение концентрировать внимание на чтении сказки, развивать интерес к инсценировки сказки, желание принимать в ней участие, вызывать эмоциональный отклик. | Маски героев сказки, ширма. |
Апрель | «Солнышко покажись…»; потешка « Курочка-рябушечка»; русская народная сказка «Курочка Ряба» (кукольный театр); пальчиковая игра «Дом» | Разучивание русской народной потешки; формировать умение понимать эмоциональное состояние другого человека и адекватно реагировать. Развивать интерес к играм-драматизациям, поддерживать радостное настроение | Кукольный театр. |
Май | Потешка «На дубочке»; песенка «Жили у бабуси»; пальчиковая игра «Наш красивый петушок»; сказка «Гуси- лебеди». Анализ театрально-игровой деятельности детей | Продолжать развивать речь детей, развивать умение детей обсуждать содержание потешки; воспитывать любовь и эмоциональное отношение к героям потешки. Познакомить с русской нар. сказкой. Продолжать побуждать детей внимательно следить за развитием действия в народной сказке, понимать содержание, уметь отвечать на вопросы педагога. | Иллюстрации, картина «Гуси – лебеди». |
Список использованной литературы:
- Бондаренко А.К. «Словесные игры в детском саду», - Пособие для воспитателя детского сада. М.: Просвещение, 1977. — 96 с.;
- Гербова В.В. Занятия по развитию речи во 2 младшей группе детского сада: книга для воспитателя дет.сада/ В.В. Гербова. – 2-е изд., перераб.-М.: Просвещение, 1989. – 111с.;
- Развитие речи детей дошкольного возраста: пособие для воспитателя детского сада/Под ред. Ф.А. Сохина. – М.: Просвещение, 1979. – 223 с. – Режим доступа: http://www.pedlib.ru/Books/1/0265/index.shtml?from_page=1;
- Русские народные песенки для маленьких, ссылка на источник: https://mishka-knizhka.ru/russkie-narodnye-pesenki/
- Савельева Е.А. «Пальчиковые и жестовые игры в стихах для дошкольников», -М.: Изд-во: Детство – Пресс, 2013. https://www.labirint.ru/books/246943/
- Ю.Г. Илларионова «Учите детей отгадывать загадки». Пособие для воспитателя детского сада. М.: Просвещение, 1976. https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2014/12/08/uchim-detey-otgadyvat-zagadki;
Приложение №1.
Месяц | Тема занятия |
сентябрь | 1.Мы шагаем, мы шагаем выше ножки поднимаем. 2.Песенка-закличка «Осень, осень, в гости просим» Осень, осень, в гости просим. 3.Русская народная сказка «Теремок» (инсценировка) 4. Пальчиковая игра «Апельсин» Мы делили апельсин, (рука в кулаке) Много нас, а он один, (указательный палец) Эта долька для ежа, (разгибаем пальцы по очереди) Эта долька для чижа, эта долька для утят, Эта долька для котят, эта долька для бобра, Ну, а волку кожура, (потряхиваем разжатой рукой) Он сердит на нас, беда, (из двух рук делаем волчью пасть) В домик прячемся – сюда! (руки «домиком» над головой) |
октябрь | 1.Потешка «Мягкие лапки, а в лапках царапки» 2.Потешка «Тили-бом! Тили-бом!» 3. Русская народная сказка «Колобок» (пальчиковый театр) 4.Пальчиковая игра Комар Летит муха вокруг уха, жжж (водим пальчиком вокруг уха) |
ноябрь | 1.Потешка «Вот и вышел человечек» 2.Потешка «Сидит белка на тележке» Сидит белка на тележке, продает она орешки: (загибаем пальчики) 3.Украинская народная сказка «Рукавичка» (инсценировка) 4. Пальчиковая игра «Кролик» Маленький кролик с большими ушами, (кисти прижать к голове, как ушки) Розовым носом, (указательными пальцами дотронуться до носа) Смешными усами (указательные пальцы прижаты к губам) Норку глубокую роет себе Сильными лапками в мягкой земле, («роем норку») Чистит он шёрстку себе ("чистим шерстку") Или спит, (руки складываем, кладем под щеку) Кролик ушами всегда шевелит, (шевелим "ушами") Слышит шаги и лисиц, и волков, Прячется в норку свою от врагов! (сжаться в комочек) 5.Играем с куклой. |
декабрь | 1.Потешка «Про кота -воркота»
2.Знакомство с русскими народными загадками о домашних животных. 3.Русская народная сказка «Кот, петух и лиса» (кукольный театр). 4.Белый снег пушистый. |
январь | 1.Потешка «Ты, мороз, мороз, мороз» Ты, мороз, мороз, мороз, не показывай свой нос! Уходи скорей домой, стужу уводи с собой. А мы саночки возьмём, мы на улицу пойдём, Сядем в саночки – самокаточки. 2.Пальчиковая игра «Варежка» Маша варежку надела: (сжать пальцы в кулак) «Ой, куда я пальчик дела? Нету пальчика, пропал, (все пальцы разжать, кроме большого) В свой домишко не попал». Маша варежку сняла: (разогнуть оставшийся согнутый палец) «Поглядите-ка, нашла! Ищешь, ищешь – и найдёшь, Здравствуй, пальчик, как живёшь?» (сжать пальцы в кулачок) |
февраль | 1.Потешка «Коза-хлопота» 2.Загадывание загадок о зиме. 3.Знакомство со сказкой «Снегурочка и лиса» (настольный театр). |
март | 1.Потешка «Идёт лисичка по мосту» Идёт лисичка по мосту несёт вязанку хворосту. Зачем ей хворост? Печь топить. Зачем ей печь? Обед варить. Зачем обед? Гостей кормить. А гости кто? Медведь с женой, да ёж, да кот, да мы с тобой. 2.Бегут ручьи. 3. Знакомство со сказкой «Заюшкина избушка» (инсценировка) 4.Пальчиковая игра «Моя семья» Знаю я, что у меня (руку поднять вверх, ладонью к себе, пальцы выпрямить)
Дома дружная семья: Это – мама, (свернуть безымянный палец) Это – я, (согнуть мизинец) Это – бабушка моя, (согнуть средний палец) Это – папа, (согнуть указательный палец) Это – дед, (согнуть большой палец) И у нас разлада нет! (пальцы сжать в кулак) |
апрель | 1.Потешка «Солнышко покажись…» 2.Потешка « Курочка-рябушечка» Курочка –рябушечка, куда пошла? 3.Русская народная сказка «Курочка Ряба» (кукольный театр) 4. Пальчиковая игра «Дом». Я хочу построить дом, (руки сложить домиком, и поднять над головой) Чтоб окошко было в нём, (пальчики обеих рук соединить в кружочек) Чтоб у дома дверь была, (ладошки рук соединяем вместе вертикально) Рядом чтоб сосна росла, (одну руку поднимаем вверх и "растопыриваем" пальчики) Чтоб вокруг забор стоял, (делаем круг перед собой) Пёс ворота охранял, (соединяем руки в замочек) Солнце было, дождик шел, (сначала поднимаем руки вверх, пальцы «растопырены», затем пальцы опускаем вниз, делаем «стряхивающие» движения)И тюльпан в саду расцвел! (соединяем вместе ладошки и медленно раскрываем пальчики) |
май | 1.Потешка «На дубочке»На дубочке, на дубочке, тут сидят два голубочка.У них шейки голубые, у них перья золотые,Красные кафтанчики, синие карманчики.На дубу они сидят, меж собою говорят:Всё про Вареньку, всё про маленьку... 2.Песенка «Жили у бабуси» Жили у бабуси два веселых гуся. 3.Пальчиковая игра «Наш красивый петушок» Наш красивый петушок (обе руки сжаты в кулачки)Кверху поднял гребешок (разжать ладони.)Крылышками машет (кистями помахать в воздухе.) На лужайке пляшет.Крошки хлебные клюёт (указательными пальцами постучать по столу.)Пёстрых курочек зовёт. 4. сказка «Гуси – лебеди». |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_2024.docx | 38.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена воспитателем Терво А.И. на основе:
- образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы». / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.
- практического пособия для воспитателей «Комплексные логоритмические занятия с детьми 3-4 лет». Картушина М.Ю.
- учебно – методического пособия «Методика развития речи детей» Е.И. Тихеева, Ф.А. Сохина, А.М. Бородич;
При всём разнообразии видов художественной деятельности, занятий (по форме и по содержанию) особое место в воспитательно-образовательной работе занимает развитие речи. Через речь ребёнок получает информацию об окружающем мире, у него формируются творческие способности. С помощью таких выразительных средств как: интонация, мимика, жест, походка разыгрываются литературные произведения, сказочные сюжеты, шуточные диалоги. В процессе освоения речи обогащается словарный запас, формируется звуковая культура речи, навыки связной речи расширяется её интонационный диапазон. Она учит доброте, чуткости, честности, смелости, формируют понятия добра и зла. Робкому ребёнку игра поможет стать более смелым и решительным, застенчивому — преодолеть неуверенность в себе. Программа направлена на развитие и укрепление мелкой моторики рук, речевой активности у детей, с целью общего укрепления организма, улучшения психоэмоционального состояния детей, для формирования чувства ритма, при тактильной стимуляции в определѐнном ритме. Во время педагогического процесса соблюдаются санитарно-гигиенические и методические требования к охране жизни и здоровья дошкольников в рамках дополнительного образования.
Актуальность:
Возраст от 3 до 4 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка. Главная задача педагога, в области развития речи детей младшего дошкольного возраста, помочь им в освоении разговорной речи, овладеть родным языком. Важнейшими источниками развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (потешки, колыбельные песни, считалки, сказки, загадки) и пальчиковые игры. Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как оно расширяет знания ребенка об окружающей действительности, развивает умения тонко чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка. Развитие мелкой моторики кистей и пальцев рук у детей важно для общего развития ребёнка, так как ему понадобятся точные координированные движения, чтобы писать, одеваться, а также выполнять различные бытовые и прочие движения. Следовательно, движения руки всегда тесно связаны с речью и способству
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад «Тополёк» г. Бабушкин
Муниципального образования Кабанский район
Республики Бурятия
Принят: Утверждаю:
Заведующий МАДОУ детский сад
На педагогическом совете «Тополёк»
МАДОУ детский сад «Тополёк» Матвеевская Л.М.
№ от «» августа 2024 Приказ № от 2024
Рабочая программа кружка по развитию речи
«Использование народного творчества в развитии речи
Детей младшего дошкольного возраста»
Руководитель: воспитатель
Юшманова В.С.
Бабушкин
ют её развитию. Тренировка пальцев рук влияет на созревании речевой функции. Иначе говоря, если у малыша ловкие, подвижные пальчики, то и говорить он научится без особого труда, речь будет развиваться правильно. Исходя из этого, я выбрала тему моего кружка: «Использование народного творчества в развитии речи детей младшего дошкольного возраста».
Цель программы:
формировать умение выразительно читать стихи, потешки, участвовать в показе спектаклей; познакомить с разновидностями пальчиковых игр.
Задачи:
Обучающие:
1.Знакомить детей с устным народным творчеством, русским фольклором; 2.Обогащать, активизировать речь детей;
3.Учить обсуждать содержание потешки, текста пальчиковой игры; 4.Побуждать к активности в выборе роли, к вхождению в роль;
5.Закреплять умение согласовывать движение рук с текстом потешки; 6.Учить подражать движениям взрослых;
Развивающие:
1.Развивать мелкую моторику, воображение, мышление, память;
2.Развивать интерес к народному творчеству;
3.Развивать чувство ритма, образное мышление детей;
4.Развивать внимание, зрительное восприятие;
5.Развивать согласованность движений обеих рук.
Воспитательные:
1.Воспитывать любовь и эмоциональное отношение к героям потешек; 2.Воспитывать любовь ко всему живому.
Методы проведения кружка:
1. Словесный (беседа, разучивание потешек, стихов, загадок, русских народных песен, тексты пальчиковых игр);
2. Наглядный - показ действий.
3.Действия руками ребёнка;
4. Самостоятельные действия ребёнка.
В основе образовательного процесса кружка лежат следующие
педагогические принципы:
- уважения личности ребёнка, обучение и воспитание в доступной, соответствующей его возрасту форме;
- индивидуального подхода к ребенку с учетом его особенностей;
- оздоровительной направленности – на пальцах рук есть много точек, массаж которых помогает укреплять здоровье ребенка;
- коммуникативности – создание атмосферы доброжелательного общения между детьми;
Форма работы с детьми:
Кружок проводится по вторникам с группой детей 4 раза в месяц (во 2-й половине дня). Продолжительность занятий 10 – 15 минут. Курс занятий рассчитан на 8 месяцев (с октября по май).
Ожидаемые результаты:
После освоения содержания рабочей программы дети готовы и способны:
1.Обогащение активного и пассивного словаря детей;
2.Знакомство детей с фольклором;
3.Освоение детьми невербальных средств общения;
4.Способность выражать свои чувства и понимать чувства других;
5.Уверенность в себе, преодоление робости;
6.Интерес к фольклору, пальчиковым играм.
7. Воспроизводить кистевые и пальчиковые движения вслед за воспитателем;
8.Знакомство родителей с особенностями развития мелкой моторики рук у детей.
Учебный план работы кружка «Использование народного творчества в развитии речи детей младшего дошкольного возраста»
на 2019 – 2020 учебный год.
Название курса | Кол-во занятий в месяц | Кол-во занятий в год | Длительность занятий, мин. | Кол-во воспитанников |
Использование народного творчества в развитии речи детей младшего дошкольного возраста | 4 занятия в 1 группе. | 32 | 10 - 15 | 18 чел. |
План занятий во второй младшей группе.
Месяц | Содержание образовательной деятельности | Цель: | Развивающая предметно- пространственная среда |
Сентябрь | песенка-закличка «Осень, осень, в гости просим».; русская народная сказка «Теремок»;пальчиковая игра «Апельсин», «Пальчики, здравствуйте». | Развивать моторику рук; вызвать желание следить за развитием действий в настольном театре, сопереживать персонажам в русской народной сказке. | Настольный театр; деревянный театр «Теремок» |
Октябрь | Потешка «Мягкие лапки,а в лапках-царапки», потешка «Тили-бом! Тили-бом!», русская народная сказка «Колобок» (кукольный театр), пальчиковая игра «Комар» | Развивать умение обсуждать содержание потешки; обучать детей показу сказки с помощью кукол (на руку), вызвать радостное настроение. | Кукольный театр «Колобок» |
Ноябрь | Потешка «Вот и вышел человечек», потешка «Сидит белка на тележке», украинская народная сказка «Рукавичка» (инсценировка), пальчиковая игра «Кролик», разучивание «Я умница-разумница» (Играем с куклой) | Развивать устойчивый интерес к инсценировке сказки. Побуждать передавать основные эмоции с помощью выразительных средств. | Маски героев сказки. Кукла. |
Декабрь | Потешка «Варись, варись кашка», знакомство с русскими народными загадками домашних животных , русская народная сказка «Кот, петух и лиса» (кукольный театр). Стих-е «Белый снег пушистый» | Развивать умение детей подражать действиям взрослого, согласовывать действия со словами; знакомить с театральными куклами , развивать у детей интерес театрально-игровой деятельности, воспитывать умение следить за развитием действия в кукольном спектакле. | Фигуры «Домашние животные», дидактическая игра «Домашние и дикие животные» |
Январь | Потешка «Ты, мороз, мороз, мороз»; пальчиковая игра «Варежка»; хороводная игра «Как кошки расплясались» | Продолжать знакомить детей с русским народным творчеством. Формировать положительное отношение к ней. Развивать речь: обогащать словарь, формировать умение строить предложение, добиваться правильного и четкого произношения слов. | Музыкальное сопровождение. |
Февраль | Потешка «Коза-хлопота», загадывание загадок о зиме, знакомство со сказкой «Снегурочка и лиса» (настольный театр) | Воспитывать умение следить за развитием действия в народной сказке, понимать ее содержание; учить отгадыванию загадок. | Настольный театр. |
Март | Потешка «Идёт лисичка по мосту», «Бегут ручьи»; русская нар. сказка «Заюшкина избушка» (инсценировка); пальчиковая игра «Моя семья» | Развивать умение выражать эмоции с помощью мимики, жеста, движения; формировать умение концентрировать внимание на чтении сказки, развивать интерес к инсценировки сказки, желание принимать в ней участие, вызывать эмоциональный отклик. | Маски героев сказки, ширма. |
Апрель | «Солнышко покажись…»; потешка « Курочка-рябушечка»; русская народная сказка «Курочка Ряба» (кукольный театр); пальчиковая игра «Дом» | Разучивание русской народной потешки; формировать умение понимать эмоциональное состояние другого человека и адекватно реагировать. Развивать интерес к играм-драматизациям, поддерживать радостное настроение | Кукольный театр. |
Май | Потешка «На дубочке»; песенка «Жили у бабуси»; пальчиковая игра «Наш красивый петушок»; сказка «Гуси- лебеди». Анализ театрально-игровой деятельности детей | Продолжать развивать речь детей, развивать умение детей обсуждать содержание потешки; воспитывать любовь и эмоциональное отношение к героям потешки. Познакомить с русской нар. сказкой. Продолжать побуждать детей внимательно следить за развитием действия в народной сказке, понимать содержание, уметь отвечать на вопросы педагога. | Иллюстрации, картина «Гуси – лебеди». |
Список использованной литературы:
- Бондаренко А.К. «Словесные игры в детском саду», - Пособие для воспитателя детского сада. М.: Просвещение, 1977. — 96 с.;
- Гербова В.В. Занятия по развитию речи во 2 младшей группе детского сада: книга для воспитателя дет.сада/ В.В. Гербова. – 2-е изд., перераб.-М.: Просвещение, 1989. – 111с.;
- Развитие речи детей дошкольного возраста: пособие для воспитателя детского сада/Под ред. Ф.А. Сохина. – М.: Просвещение, 1979. – 223 с. – Режим доступа: http://www.pedlib.ru/Books/1/0265/index.shtml?from_page=1;
- Русские народные песенки для маленьких, ссылка на источник: https://mishka-knizhka.ru/russkie-narodnye-pesenki/
- Савельева Е.А. «Пальчиковые и жестовые игры в стихах для дошкольников», -М.: Изд-во: Детство – Пресс, 2013. https://www.labirint.ru/books/246943/
- Ю.Г. Илларионова «Учите детей отгадывать загадки». Пособие для воспитателя детского сада. М.: Просвещение, 1976. https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2014/12/08/uchim-detey-otgadyvat-zagadki;
Приложение №1.
Месяц | Тема занятия |
сентябрь | 1.Мы шагаем, мы шагаем выше ножки поднимаем. 2.Песенка-закличка «Осень, осень, в гости просим» Осень, осень, в гости просим. 3.Русская народная сказка «Теремок» (инсценировка) 4. Пальчиковая игра «Апельсин» Мы делили апельсин, (рука в кулаке) Много нас, а он один, (указательный палец) Эта долька для ежа, (разгибаем пальцы по очереди) Эта долька для чижа, эта долька для утят, Эта долька для котят, эта долька для бобра, Ну, а волку кожура, (потряхиваем разжатой рукой) Он сердит на нас, беда, (из двух рук делаем волчью пасть) В домик прячемся – сюда! (руки «домиком» над головой) |
октябрь | 1.Потешка «Мягкие лапки, а в лапках царапки» 2.Потешка «Тили-бом! Тили-бом!» 3. Русская народная сказка «Колобок» (пальчиковый театр) 4.Пальчиковая игра Комар Летит муха вокруг уха, жжж (водим пальчиком вокруг уха) |
ноябрь | 1.Потешка «Вот и вышел человечек» 2.Потешка «Сидит белка на тележке» Сидит белка на тележке, продает она орешки: (загибаем пальчики) 3.Украинская народная сказка «Рукавичка» (инсценировка) 4. Пальчиковая игра «Кролик» Маленький кролик с большими ушами, (кисти прижать к голове, как ушки) Розовым носом, (указательными пальцами дотронуться до носа) Смешными усами (указательные пальцы прижаты к губам) Норку глубокую роет себе Сильными лапками в мягкой земле, («роем норку») Чистит он шёрстку себе ("чистим шерстку") Или спит, (руки складываем, кладем под щеку) Кролик ушами всегда шевелит, (шевелим "ушами") Слышит шаги и лисиц, и волков, Прячется в норку свою от врагов! (сжаться в комочек) 5.Играем с куклой. |
декабрь | 1.Потешка «Про кота -воркота»
2.Знакомство с русскими народными загадками о домашних животных. 3.Русская народная сказка «Кот, петух и лиса» (кукольный театр). 4.Белый снег пушистый. |
январь | 1.Потешка «Ты, мороз, мороз, мороз» Ты, мороз, мороз, мороз, не показывай свой нос! Уходи скорей домой, стужу уводи с собой. А мы саночки возьмём, мы на улицу пойдём, Сядем в саночки – самокаточки. 2.Пальчиковая игра «Варежка» Маша варежку надела: (сжать пальцы в кулак) «Ой, куда я пальчик дела? Нету пальчика, пропал, (все пальцы разжать, кроме большого) В свой домишко не попал». Маша варежку сняла: (разогнуть оставшийся согнутый палец) «Поглядите-ка, нашла! Ищешь, ищешь – и найдёшь, Здравствуй, пальчик, как живёшь?» (сжать пальцы в кулачок) |
февраль | 1.Потешка «Коза-хлопота» 2.Загадывание загадок о зиме. 3.Знакомство со сказкой «Снегурочка и лиса» (настольный театр). |
март | 1.Потешка «Идёт лисичка по мосту» Идёт лисичка по мосту несёт вязанку хворосту. Зачем ей хворост? Печь топить. Зачем ей печь? Обед варить. Зачем обед? Гостей кормить. А гости кто? Медведь с женой, да ёж, да кот, да мы с тобой. 2.Бегут ручьи. 3. Знакомство со сказкой «Заюшкина избушка» (инсценировка) 4.Пальчиковая игра «Моя семья» Знаю я, что у меня (руку поднять вверх, ладонью к себе, пальцы выпрямить) Дома дружная семья: Это – мама, (свернуть безымянный палец) Это – я, (согнуть мизинец) Это – бабушка моя, (согнуть средний палец) Это – папа, (согнуть указательный палец) Это – дед, (согнуть большой палец) И у нас разлада нет! (пальцы сжать в кулак) |
апрель | 1.Потешка «Солнышко покажись…» 2.Потешка « Курочка-рябушечка» Курочка –рябушечка, куда пошла? 3.Русская народная сказка «Курочка Ряба» (кукольный театр) 4. Пальчиковая игра «Дом». Я хочу построить дом, (руки сложить домиком, и поднять над головой) Чтоб окошко было в нём, (пальчики обеих рук соединить в кружочек) Чтоб у дома дверь была, (ладошки рук соединяем вместе вертикально) Рядом чтоб сосна росла, (одну руку поднимаем вверх и "растопыриваем" пальчики) Чтоб вокруг забор стоял, (делаем круг перед собой) Пёс ворота охранял, (соединяем руки в замочек) Солнце было, дождик шел, (сначала поднимаем руки вверх, пальцы «растопырены», затем пальцы опускаем вниз, делаем «стряхивающие» движения)И тюльпан в саду расцвел! (соединяем вместе ладошки и медленно раскрываем пальчики) |
май | 1.Потешка «На дубочке»На дубочке, на дубочке, тут сидят два голубочка.У них шейки голубые, у них перья золотые,Красные кафтанчики, синие карманчики.На дубу они сидят, меж собою говорят:Всё про Вареньку, всё про маленьку... 2.Песенка «Жили у бабуси» Жили у бабуси два веселых гуся. 3.Пальчиковая игра «Наш красивый петушок» Наш красивый петушок (обе руки сжаты в кулачки)Кверху поднял гребешок (разжать ладони.)Крылышками машет (кистями помахать в воздухе.) На лужайке пляшет.Крошки хлебные клюёт (указательными пальцами постучать по столу.)Пёстрых курочек зовёт. 4. сказка «Гуси – лебеди». |
Приложение №2.
Литература: «Пальчиковые и жестовые игры в стихах для младших дошкольников». Савельева Е. А.
« Заборчик »
Бим-бом-бом, Кулаком одной руки ударять о ладонь другой руки, изобр. работу
Бим-бом-бом!- молотком.
По гвоздям бьем молотком. Руки лежат на столе. Ладони поставить на ребро и переплести
Постучал наш молоточек – пальцы (изгородь).
И построил нам заборчик.
( с.28)
« Котик »
Котик, котик, котик – тепленький животик, Круговыми движениями погладить ладонью живот.
Подойди к нам близко. Кистями обеих рук сделать манящие движения.
Вот сметаны миска, Ладони соединить в виде чаши. Руки положить на
Вот тарелка с молоком. стол ладонями вверх и прижать друг к другу
Ну, лакай же языком! Ребрами (тарелка). Ладони (тарелку) поднести к лицу и языком как бы облезать. облизать. (с.35)
« Супчик »
Суп решили мы сварить, Указательным пальцем пр. руки провести несколько раз по
Маму с папой накормить. указательному пальцу лв. руки (чистим морковь), остальные
Мы морковку поскоблили, пальцы прижаты к ладони.
Мы картошку раздобыли. Руки сложить в кулаки, покрутить ими в разные стороны.
Посолили, Пальцы сложены щепоткой. Показать, как солят суп.
Помешали, Кисть руки опустить и выполнять ею круговые движения.
Маму с папой угощали.
(с.38)
« Наша каша »
Мы крупу в ковше варили, Лв. ладонь сложить в виде ковша, указательным пальцем
Хорошенько посолили. пр.руки (ложкой) «помешать кашу». Пальцы сложить
щепоткой – посолить кашу.
Здесь уже и ложка наша. Пр. руку держать ладонью вверх в виде ложки.
Так вкусна на завтрак каша! Облизать губы языком (как вкусно!) (с.55)
«Елочка»
Перед нами елочка: сидя, дети соединяют кончики пальцев, делают «елочку»
Шишечки, показывают кулачки
Иголочки, указательные пальцы
Шарики, пальцы сжимают в круг
Фонарики, показывают «фонарики»
Зайчики, показывают «ушки зайца»
И свечки, прижимают ладони и пальчики друг к другу
Звезды, прижимают ладони с раздвинутыми пальцами
Человечки. ставят средний и указательный пальцы на колени
«Вымыли мы ручки, вымыли мы ножки, имитация мытья рук
Поиграли в ладушки, ладушки – ладошки! хлопки в ладоши
Во дворе цыплятам накрошили крошек, «крошим хлеб»
Поиграли снова в ладушки – ладошки! хлопки в ладоши
Гладили котенка чистыми ладошками, одной рукой поглаживаем другую
С ним мы поиграли в ладушки – ладошки! хлопки в ладоши
Улеглись ладошки прямо на дорожку… руки положили на колени
Как они устали - ладушки – ладошки!» поглаживание рука об руку
Игры с массажными мячик
Литература:
Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования. О. А. Зажигина..
Ходит ежик без дорожек Дети катают мячик в руках, делая движения вперед-назад,
По лесу, по лесу вправо-влево между ладонями.
И иголками своими Дети кладут мячик на пр. ладонь. Каждым пальцем лв. руки
Колется, колется. поочередно нажимают на бугорки мячика, затем меняют руки.
(с. 11)
« Снежок »
Топ, топ сапожок. Дети стучат мячиком по пр., затем по лв. коленке.
Хлоп, хлоп – вот снежок. Стучат мячиком по пр. ладони, затем по лв. ладони.
Заберусь на горку, Дети кладут мячик на пр. ладонь и прокатывают его по всей
Ух! Руке вверх до плеча, затем скатывают мячик вниз до ладони.
Съеду с горки – Повторяют эти движения с левой рукой.
Бух! (с.14)
Мой веселый круглый мяч, Дети катают мячик в руках (вперед-назад, вправо-влево) между
Щеки круглые не прячь. ладонями. Надувают щеки.
Я тебя поймаю, Катают мячик в руках, делая движения вперед-назад, вправо-
В ручках покатаю. влево между ладонями.
(с.17)
« Мячики »
Девочки и мальчики Дети берут мячик в любую руку и «прыгают» им по ладони
Прыгают как мячики. другой руки, затем меняют руки.
Мячики прощаются,
В ладошку возвращаются. (с.17)
« Мячик – крошка »
Посмотри, мяч какой – Дети берут мячик в любую руку и «прыгают» им по ладони
Круглый он и небольшой! другой руки, затем меняют руки.
Это мячик – крошка,
Спрятался в ладошке. Убирают мячик за спину.
(с.18)
« Веселый мяч »
Друг веселый, мячик мой! Дети берут мячик в любую руку и «прыгают» им по ладони
Всюду, всюду он со мной! др. руки, затем меняют руки.
Раз, два, три, четыре, пять, Касаются мячиком каждого пальца пр. и лв. рук.
Хорошо мне с ним играть! Катают мячик в руках, делая движения вперед-назад, вправо-
Влево между ладонями.
(с.20)
«Чистый еж »
Дождик вылился из тучки, Дети берут мячик в любую руку и «прыгают» им по ладони др.
руки, затем меняют руки.
Вымыл ежику колючки. Катают мячик в руках, делая движения вперед-назад, вправо -
Еж доволен – сыт, умыт! влево между ладонями.
На кроватке сладко спит. Дети кладут мячик на правую ладонь и накрывают мячик
левой ладонью. (с.18)
Игры с платочками
« Помощники »
Дружно помогаем маме, Дети берут платочек в обе руки и имитируют стирку
Мы белье полощем сами. белья.
Раз, два, три, четыре, пять,
Хорошо мы потрудились опять.
(с.24)
« Опята »
Дети кладут платочек на колени или на любую ровную поверхность.
На пеньке живет семья: Ставят кулак правой или левой руки на платочек.
Мама, папа, брат, Разгибают по одному пальцу на каждое название члена
Сестренка и, конечно, я! семьи.
Дом у нас один, а крыша Показывают платочек, держат его за два уголка.
Есть у каждого своя! Надевают платочки на голову.
(с.25)
« Прятки »
Дети кладут платочек на колени или на любую ровную поверхность.
Пальчики играли в прятки, Сжимают и разжимают пальцы обеих рук.
Ловко спрятались в кроватке.
Вот так, вот так, Пальцы обеих рук собирают платочек в обе ладошки.
Ловко спрятались в кроватке.
(с.25)
Поиграли – отдохните, расслабляем руки и встряхиваем
Ваши пальчики встряхните.
Сгибайте ваши пальчики, имитируем ушки зайчиков, сгибаем сомкнутые пальцы
Совсем как ушки зайчики. несколько раз.
(с. 24)
В домике сидит волчок, из обеих кистей рук делаем «подзорную трубу»
Он глядит на вас в глазок,
Может дверку приоткрыть из одной ладони делаем волчью пасть, и захватываем ею
И за пальчик укусить. каждый пальчик другой руки
Если больно, то немножко легкими движениями растираем ладони одна о другую.
Разотри свои ладошки(
с.28)
Быстро тесто замесили, имитируем замес теста и разделку его на кусочки.
На кусочки разделили,
Раскатали все кусочки имитируем раскатывание теста.
И слепили пирожки. «защипываем» воображаемые пирожки кончиками пальцев.
Пирожки с вареньем – прикладывая ладонь к ладони, «лепим пирожки».
Всем на удивление!
(с.94)
Вот жучок жужжит-кружится, раскрываем ладонь и поглаживаем ее круговыми
На цветочек он садится, движениями кончиков пальцев другой руки, сложенных
Ставит лапки наш жучок в щепоть. Захватывая щепотью поочередно все
На нарядный лепесток. пальцы, разминаем их от основания до подушечки.
Раз, два, три, четыре, пять – повторяем игру для второй руки.
Будет лепестки считать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект по эстетическому воспитанию детей второй младшей группы 3-4 лет "Устное народное творчество в воспитании детей младшего дошкольного возраста"
"Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов - авторитета, достойно завоёванного искусством, литературой. Мы не должны забывать о своём культурном прошлом, о на...
Проект на тему: «Устное народное творчество в воспитании детей младшего дошкольного возраста»
Проект на тему: «Устное народное творчество в воспитании детей младшего дошкольного возраста»...
План работы с родителями по теме «Устное народное творчество в развитии речи детей» на 2019–2020 учебный год младший дошкольный возраст
План работы с родителями по теме «Устное народное творчество в развитии речи детей» на 2019–2020 учебный год младший дошкольный возраст...
Проект "Устное народное творчество в воспитании детей младшего дошкольного возраста"
Проект "Устное народное творчество"...
«Устное народное творчество для приобщения детей младшего дошкольного возраста к книге» Из опыта работы с детьми младшего дошкольного возраста
Произведения устного народного творчества – это школа развития чувств детей. Мир красок и звуков окружает ребёнка. Как показал опыт, выразительные рассказывания, бесед...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка «РАДУГА-ДУГА» дополнительного образования художественно-эстетической направленности для детей старшего дошкольного возраста
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка «РАДУГА-ДУГА» дополнительного образования художественно-эстетической направленности для детей старшего дошкольного возраста...
Рабочая программа кружка дополнительного образования по пластилинографии «Наши умелые ручки» для детей подготовительного дошкольного возраста (6-7 лет)
Одним из способов реализации воспитательной составляющей новых стандартов является организация кружков дополнительного образования. Дополнительно создаются условия для развития индивидуальных задатков...