Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа ранней профориентации дошкольников "Мир профессий"
методическая разработка (подготовительная группа)
программа предполагает теоритическую и практическую подготовку детей к профессональному самоопределению.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_mir_professiy.docx | 79.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 2
Рекомендована педагогическим советом Протокол № 1 от «29» августа 2023 г.
| Утверждаю: Заведующий ______ /Т.В.Батина / Приказ № от «01»сентября 2023г.
|
Программа
по ранней профориентации «Мир профессий»
(уровень освоения – ознакомительный)
Возраст учащихся: 5-7лет
Срок реализации: 1 год
Автор - составитель: воспитатель
Лучникова Ольга Вячеславовна,
I квалификационная категория
р.п. Сосновка,
2023 г.
ИНФОРМАЦИОНАЯ КАРТА ПРОГРАММЫ
1. Учреждение | муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 2 |
2. Полное название программы | Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по ранней профориентации «Мир профессий» |
3. Сведения об авторе: 3.1. Ф.И.О., должность | Лучникова Ольга Вячеславовна-воспитатель |
4. Сведения о программе: 4.1. Нормативная база: | -Федеральный закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; - Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» - Конвенция о правах ребёнка; - Конституция Российской Федерации -Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.09. 2014 г. № 1726-р); -Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным программам (утвержден Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 09 ноября 2018 г № 196; - СП 2.4.3648-20 Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи. |
4.2. Область применения | дополнительное образование |
4.3. Направленность | социально-педагогическая |
4.4. Тип программы | модифицированная |
4.5. Вид программы | общеразвивающая |
4.6. Возраст обучающихся по программе | 5-7 лет |
4.7. Продолжительность обучения | 1 год |
Раздел № 1 «Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы»
1.1 Пояснительная записка
Удивительная страна Детство! Можно мечтать о своём будущем, например, кем быть. Свою мечту воплотить в играх: сегодня – врач, завтра – банкир и даже президент.
Что такое профессиональная ориентация? Это система мероприятий, направленных на выявление личностных особенностей, интересов и способностей у каждого человека для оказания ему помощи в разумном выборе профессии, наиболее соответствующих его индивидуальным возможностям. Это касается не только выпускников школ. Трехлетний ребенок уже проявляет себя как личность. У него проявляются способности, наклонности, определенные потребности в той или иной деятельности. Зная психологические и педагогические особенности ребенка в детском возрасте можно прогнозировать его личностный рост в том или ином виде деятельности. Мы можем расширить выбор ребенка, дав ему больше информации и знаний в какой-либо конкретной области.
В рамках преемственности по профориентации детский сад является первоначальным звеном в единой непрерывной системе образования. Дошкольное учреждение – первая ступень в формировании базовых знаний о профессиях. Именно в детском саду дети знакомятся с многообразием и широким выбором профессий. Эти элементарные знания помогают детям расширить свои познания о работе родителей, бабушек и дедушек, поближе познакомиться с рабочим местом мамы и папы, узнать, что именно выполняют они на работе.
Профориентация дошкольников стала одним из направлений работы нашего коллектива.
Направленность программы
Направленность программы: социально –педагогическая.
Программа предполагает и теоретическую, и практическую подготовку детей к последующему профессиональному самоопределению: ознакомление детей с трудом взрослых и непосредственное участие детей в посильной трудовой деятельности. Участия детей в трудовой деятельности можно расценивать как элементарные трудовые (профессиональные) пробы, в процессе которых зарождаются профессионально ориентированные интересы.
Новизна
Новизна Программы заключается в разработке современной комплексной системы ранней профессиональной ориентации дошкольников, состоящей из:
- формирования развивающей предметно-пространственной среды путем создания мобильных палаток по профессиям (что позволит построить образовательную деятельность на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам 5 - 7 летний ребенок становится активным пользователем комбинаторики в играх, в выборе деятельности);
- социального партнерства детей и взрослых (в процессе экскурсионной деятельности, проектной, исследовательской деятельности )..
Актуальность
Актуальность данной программы обусловлена ориентацией на раннюю профориентацию детей дошкольного возраста и возможности полноценного развития ребенка и организации профессионализации на ранних стадиях развития.
Педагогическая целесообразность
Педагогическая целесообразность обусловлена тем, что программа " Мир профессий" состоит в построении системы работы, направленной на раннюю профориентацию дошкольников, формированию у дошкольников первичного представления о мире профессий, основ безопасности жизнедеятельности через взаимодействие с семьёй и социумом. При разработке Программы учтён Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Один из аспектов образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» направлен на достижение цели формирования положительного отношения к труду. Ознакомление с трудовой деятельностью взрослых имеет решающее значение для формирования у ребенка первоначальных представлений о роли труда и значимости профессий в жизни общества.
Отличительные особенности
Отличительные особенности программы в использовании в образовательном процессе современных образовательных технологий по формированию первоначальных представлений у дошкольников о мире профессий. Каждое занятие имеет тематическое наполнение, связанное с рассмотрением определённой профессии. Воспитанники имеют возможность исследовать свои способности применительно к рассматриваемой профессии через «погружение в профессию»; расширять свой кругозор, представление о мире профессий посредством организации нетрадиционной формы работы с семьями воспитанников.
Адресат программы
Программа адресована детям 5-7 лет.
Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования, часть которых направлена на раннюю профориентацию дошкольников:
- ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др. ;
- способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
- ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства;
-активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх.
Объём и срок освоения программы
Программа рассчитана на 1 год обучения. Общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения и необходимых для освоения программы – 36 часа.
Формы обучения
Основной формой учебной работы является групповое занятие, которое осуществляется в соответствии с требованиями развивающего обучения. Занятия строятся таким образом, что теоретические и общие практические навыки даются для всей группы в игровой форме, при необходимости работа ведется в индивидуальном порядке с учетом личностных качеств учащихся.
Режим занятий
Занятия 1-го обучения проводятся 1 раз в неделю, по 1 учебному часу (25-30 мин)
Наполняемость учебной группы 10 человек.
Состав группы постоянный.
Формы и методы:
Методы, используемые для реализации программы:
Наглядные методы:
- экскурсии, целевые прогулки;
- наблюдения;
- рассматривание книжных иллюстраций, репродукций;
- применение настольных игр;
- сюжетные картинки;
- Мультимедийные презентации;
- Отрывки из художественных фильмов и мультфильмов;
- Фото почетных людей разных профессий;
Словесные методы
- чтение и обсуждение литературных произведений;
- этические беседы с элементами диалога
- заучивание стихотворений
Игровые методы
- проведение разнообразных игр (малоподвижная, сюжетно – ролевая, дидактическая игра, викторина, квест-игра, интелектуально-познавательная игра);
- загадывание загадок;
- воображаемые ситуации;
Практические методы
- организация продуктивной деятельности детей;
- проектная деятельность;
- экспериментальная деятельность;
- чтение литературных произведений;
- изготовление с детьми поделок, дидактического материала
Формы работы с детьми:
-детские мастерские,
-лаборатории,
-творческие группы,
- выставки,
-игровая деятельность,
-конкурсы и викторины
Форма работы с семьей:
- встречи с интересными людьми;
- детско-родительские проекты;
- досуговая деятельность;
Форма работы с социумом:
- заочные и очные экскурсии
- встречи с представителями профессий.
1.2. Цель и задачи программы
Цель: формирование представлений о разных профессиях, о важности и роли труда взрослых в обществе и в жизни каждого человека.
Задачи:
Обучающие:
- развитие эмоционально-положительного отношения к человеку труда;
- формирование представлений о необходимости трудовой деятельности в жизни людей;
- формирование обобщенных представлений о структуре трудового процесса, понимание взаимосвязи между компонентами трудовой деятельности;
Развивающие:
- развитие познавательной активности, интереса к профессиям взрослых;
- развивать интерес к самостоятельной познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста, к трудовым умениям, связанных с различными профессиями;
- способствовать связной речи, мышления, памяти, наблюдательности, активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными, глаголами по теме «Профессии»
Воспитательные:
- воспитывать у детей интерес к людям разных профессий;
- воспитывать у детей положительное отношение к общественной значимости труда и профессионализму в любой сфере труда.
- воспитывать желание научиться выполнять трудовые действия представителей разных профессий.
1.3. Содержание программы
№ п/п | Название раздела, темы | Кол-во часов | Формы аттестации/ контроля | ||
теория | практика | всего | |||
Введение в образовательную программу | 1 | - | 1 | Диагностика базовых знаний, умений и навыков детей в виде вопросов и диагностических заданий по профессиям | |
1 | Семья/Детский сад/ Школа | 3 | 2 | 5 | Педагогическое наблюдение. Сюжетно-ролевая игра «Воспитатель детского сада» Игра-интервью «Школа» |
1.1 | Что такое профессия? | 1 | - | 1 | |
1.2 | Профессии моих родителей | 0,5 | 0,5 | 1 | |
1.3 | Профессии в детском саду | 0,5 | 0,5 | 1 | |
1.4 | Профессия – учитель | 0,5 | 0,5 | 1 | |
1.5 | Специалисты в школе | 0,5 | 0,5 | 1 | |
2. | Профессии общепита | 2 | 2 | 4 | Дидактическая игра «Поваренок» Сюжетно – ролевая игра «Кафе» |
2.1 | Повар | 0,5 | 0,5 | 1 | |
2.2 | Официант | 0,5 | 0,5 | 1 | |
2.3 | Продавец-кассир | 0,5 | 0,5 | 1 | |
2.4 | Уборщик | 0,5 | 0,5 | 1 | |
3 | Строительные профессии | 4 | 4 | 8 | Педагогическое наблюдение Дидактическая игра «Маленький зодчий» Сюжетно-ролевая игра «Мы строители» |
3.1 | Архитектор | 0,5 | 0,5 | 1 | |
3.2 | Инженер -строитель | 0,5 | 0,5 | 1 | |
3.3 | Геодезист | 0,5 | 0,5 | 1 | |
3.4 | Плотник, каменщик, столяр | 0,5 | 0,5 | 1 | |
3.5 | Штукатур-маляр | 0,5 | 0,5 | 1 | |
3.6 | Облицовщик наружных и внутренних работ | 0,5 | 0,5 | 1 | |
3.7 | Кровельщик, бетонщик, газосварщик | 1 | 1 | 2 | |
4 | Творческие профессии | 2 | 2 | 4 | Проект «Творческая профессия» |
4.1 | Художник, дизайнер | 0,5 | 0,5 | 1 | |
4.2 | Музыкант, певец и композитор | 0,5 | 0,5 | 1 | |
4.3 | Режиссер, актер | 0,5 | 0,5 | 1 | |
4.5 | Стилист, визажист и модельер | 0,5 | 0,5 | 1 | |
5 | Профессии на страже нашего здоровья | 4 | 3 | 7 | Сюжетно ролевая игра «В амбулатории» |
5.1 | Врач | 1 | 1 | 2 | |
5.2 | Фельдшер | 0,5 | 0,5 | 1 | |
5.3 | Медицинская сестра | 1 | 1 | 2 | |
5.4 | Санитарка | 1 | - | 1 | |
5.5 | Фармацевт | 0,5 | 0,5 | 1 | |
6 | Профессии, которые нас спасают и охраняют | 3 | 3 | 6 | Сюжетная игра «Школа пожарников» Дидактическая игра «Светофор» |
6.1 | Пожарный | 0,5 | 0,5 | 1 | |
6.2 | Спасатель | 0,5 | 0,5 | 1 | |
6.3 | Кинолог | 0,5 | 0,5 | 1 | |
6.4 | Участковый | 0,5 | 0,5 | 1 | |
6.5 | Следователь | 0,5 | 0,5 | 1 | |
6.6 | Сотрудник Госавтоинспекции | 0,5 | 0,5 | 1 | |
Итоговые мероприятия Итоговое занятие. Контрольная диагностика базовых знаний, умений и навыков. | 1 | 1 | Викторина «Чья профессия нужней, интересней и важней» | ||
Всего: | 19 | 17 | 36 |
Учебный план
Содержание учебного плана
Введение в образовательную программу
Теория: Диагностика базовых знаний, умений и навыков детей. Инструктаж по технике безопасности при проведении игр, прогулок экскурсий. Правила поведения на занятии.
Практика – Начальная диагностика.
Раздел 1. «Семья/детский сад/школа»
Тема1.1 «Что такое профессия?»
Теория: Расширять у детей знания и представления о профессиях (профессиях женских, и мужских) Вызывать интерес к окружающему миру, формировать реалистические представления о труде взрослых.
Обогащать словарный запас, развивать связную речь. Учить детей давать полные ответы на вопросы. Активизировать внимание мышление и память детей, развивать логическое мышление, мелкую моторику.
Воспитывать уважительное отношение к людям разных профессий.
Практика: беседа - о профессиях, о значении труда для общества, чтение стихотворения Джанни Родари «Чем пахнут ремесла», «Какого цвета ремесла», рассматривание иллюстраций.
Тема 1.2 «Профессии моих родителей»
Теория: беседа о видах труда, о различных профессиях своих родителей; учить определять профессию по описанию, показу предметов, используя стихи, загадки, пословицы и поговорки; воспитывать трудолюбие и уважение к труду взрослых;
формировать обобщённые представления о труде взрослых, о социальной значимости труда людей;
Практика: настольная игра лото «Кому что нужно для работы»
Тема 1.3 «Профессии в детском саду»
Теория: Беседа: «Кто работает в детском саду» - расширять знания детей о профессиях работников детского, пробуждать интерес к их профессиональной деятельности сада.
Практика: моделирование сюжетно-ролевой игры «Детский сад». Экскурсия по детскому саду.
Тема: 1.4 «Профессия –учитель»
Теория: беседа о профессии учителя - развивать интерес к школьному обучению. Пробуждать интерес к профессиональной деятельности педагога, подвести к понятию, что профессия учителя очень важная и нужная.
Практика: Экскурсия в школу: посещение кабинетов, знакомство с учителями, просмотр диафильмов, опытов
Тема : «Специалисты в школе»
Теория: беседа «Помощники педагога»- расширить знания детей о школе после экскурсии. О важности других профессий педагогов (логопед, социальный педагог, психолог, лаборант)
Практика: моделирование сюжетно –ролевой игры «Школа»
Раздел 2. «Профессии общепита»
Тема 2.1 «Повар»
Теория: «Пироги и калачи с пылу с жару из печи» беседа о профессии повара, познакомить с его профессионально- трудовыми процессами, предметами и продуктами, необходимыми для работы.
Практика: экскурсия на кухню. Опытно – экспериментальная деятельность: «Свойства теста»
Тема 2.2. «Официант»
Теория: формировать представление детей о профессии официанта, с основными предметами официанта в рабочих моментах, воспитывать уважение к труду.
Практика: рассматривание иллюстраций из серии «Профессия официант», сюжетно –ролевая игра «Кафе». Лепка из соленого теста «Пицца».
Тема 2.3 «Продавец - кассир»
Теория: беседа «Кто работает в магазине»-познакомить с атрибутами, необходимыми для профессии продавца, содержанием трудовой деятельности, показать важность данной профессии.
Практика: сюжетно ролевая игра «Магазин игрушек», Чтение х/л Е.Санин «Продавец».
Тема 2.4 «Уборщик»
Теория: беседа «Хозяйственно - бытовой труд по уборке помещения»- формировать привычку поддерживать чистоту и порядок в общественных местах, положительное отношение к работе и воспитание уважения к труду «уборщика».
Практика: хозяйственно-бытовой труд в группе.
Раздел 3. Строительные профессии
Тема 3.1. «Архитектор»
Теория: Беседы на тему «Строительные профессии», «Кто построил детский сад» - профессией архитектора, орудиями труда архитектора.
Практика: Составление рассказа «Строим дом».Конструирование «Дом будущего» Рассматривание альбома «Такие разные дома»
Тема 3.2 «Инженер - строитель»
Теория: беседа о труде инженера-строителя, что он проектирует и рассчитывает строительные работы всех видов, координирует строительный процесс.
Практика: Раскраска «Профессии»- строители. Конструирование из Лего.
Дидактическая игра «Геометрический город».
Тема 3.3 «Геодезист»
Теория: беседа о важности строительной профессии «геодезист» - он проводит множество измерений и не должен допускать ошибок.
Практика: рисование «Топографические знаки»,составление топографической карты по рисунку.
Тема 3.4 «Плотник, каменщик, столяр»
Теория: беседа о профессиях, работающих на стройке. Продолжать расширять представления о многообразии строительных профессий, о важности каждой из них.
Практика: экспериментирование - дать детям возможность познакомиться со свойствами некоторых строительных материалов.
Тема 3.5 «Штукатур -маляр»
Теория: Встреча с интересными людьми «Профессия штукатур- маляр» -сформировать понятие о профессии штукатур-маляр.
Практика: рисование «Красим дома».
Тема 3.6 «Облицовщик наружных и внутренних работ»
Теория: продолжать беседовать, знакомить и расширять представления о многообразии строительных профессий, о том, что облицовщик отвечает за внутреннюю и наружную облицовку зданий. От его работы зависит то, насколько эстетично будет смотреться конструкция в целом.
Практика: конструирование «Юные изобретатели», дидактическая игра «Инструменты для строительства»
Тема 3.7 «Кровельщик, бетонщик, газосварщик»
Теория: беседа о специалистах строительной области: кровельщик, чья основная обязанность заключается в подготовке и сборке материалов для кровли; бетонщик закладывает фундамент для дома, газосварщик производит соединение, либо разъединение металлических деталей.
Практика: Игра с мячом «Строительные специальности», настольно-печатная игра «Кому, что нужно для работы»
Раздел 4. Творческие профессии
Тема 4.1 «Художник, дизайнер»
Теория: встреча с интересными людьми- познакомить детей с профессией художника, дать детям представления о художнике- пейзажисте, портретисте, дизайнере.
Практика: Мастер класс педагога МБОУДО ЦДТ «Искусство витража»
Тема 4.2 «Музыкант, певец и композитор»
Теория: продолжать беседы о профессиях связанных с творчеством –певица, музыканта, композитора. Развивать умения определять логическую последовательность этих профессий.
Практика: музыкальная игра «Если нравится тебе», музыкально- дидактическая игра «Наш оркестр».Просмотр презентации «Мы певцы и музыканты»
Тема 4.3 «Режиссер, актер»
Теория: Беседа: «Профессии людей в кино» - обобщить и систематизировать знания о том, что такое киноискусство, какие профессии людей работают над кинофильмом.
Практика: рассматривание иллюстраций по теме. Моделирование сюжетно-ролевой игры «Мы снимаем кино».
Тема 4.4 «Стилист, визажист, модельер»
Теория: беседа о специалистах в области создания индивидуального образа с помощью средств искусства макияжа, одежды,
Практика: деловая игра «Сам себе стилист, визажист и модельер». Дидактическая игра «Подбери одежду».
Раздел 5. «Профессии на страже нашего здоровья»
Тема 5.1 «Врач»
Теория: беседа о труде врача - познакомить с обязанностями и
трудовыми действиями, сформировать понимание значимости данной профессии для общества.
Практика: Моделирование с/р игры «Поликлиника»
Чтение х/л К. Чуковского «Доктор Айболит. Просмотр мультфильма.
Тема 5.2 «Фельдшер»
Теория: беседа - о работе службы скорой медицинской помощи «Скорая помощь спешит нам на помощь» Формировать понятие «экстренный случай» и номера телефонов, соответствующие данной службе.
Практика: Д/и.: «Девочка заболела», Сюжетно – ролевая игра: «Скорая помощь».
Тема 5.3 «Медицинская сестра»
Теория: беседа о роли медицинской сестры в учреждениях детского сада, школы, больницы.
Практика: Игровая ситуация «Кукла Маша простудилась?», экскурсия в процедурный кабинет, аппликация: оформление медицинских карточек;
Тема 5.4 «Санитарка»
Теория: Беседа о том, кто помогает создавать чистоту и порядок в медицинских кабинетах, палатах больницы, для комфортного пребывания врача и медицинской сестры, больных в палатах.
. Практика: хозяйственно-бытовой труд в группе.
Тема 5.5 «Фармацевт»
Теория: беседа о работе фармацевта - формировать представление детей в значимости профессии фармацевт и специфике работы; о специальном фармацевтическом оборудовании.
Практика: экскурсия в аптеку, на работу к родителю.
Лепка из соленого теста «Разноцветные витаминки»
Раздел 6. «Профессии, которые нас спасают и охраняют»
Тема 6.1 «Пожарный»
Теория: беседа о труде пожарного -расширять и конкретизировать представления о профессии пожарного.
Практика: Чтение рассказа Л.Толстого « Пожарные собаки».Изучаем огнетушитель, пожарный гидрант, правила действий при возникновении пожара.
Экскурсия в пожарную часть.
Тема 6.2 «Спасатель»
Теория: беседа об особенностях профессии «Спасателя».
Учить предотвращать опасную ситуацию с помощью знаний личной безопасности. Научить детей правилам вызова служб специального назначения.
Практика: Экскурсия на работу к родителям (МЧС). Настольно-печатные игры «Что нужно спасателю».
Тема 6.3 «Кинолог»
Теория: познакомить с профессией кинолога - дрессировка собак розыскной и защитно-караульной службы.
Практика: Изготовление атрибутов для сюжетно-ролевой игры «Граница»:
карточки с отпечатками пальцев, следов людей, животных, удостоверения, усы, головные уборы.
Тема 6.4 «Участковый»
Теория: беседа о том, что участковый следит за порядком на своем участке
Практика: чтение х/л Н.Носова «Милиционер»,
Тема 6.5 «Следователь»
Теория: беседа «От шалости до правонарушения один шаг» следователи расследуют преступления.
Практика: Просмотр мультфильма «Приключение поросенка Фунтика», Встреча с интересными людьми: следователь ОМВД .
Тема 6.6 «Сотрудник Госавтоинспекции»
Теория: «Дисциплина на улице – залог безопасности» - беседа о работе сотрудника ГИБДД, о назначении его жестов.
Практика: выставка «Зеленый огонек». Эстафета зеленого огонька» с участием ЮИД ( дети школы)
Итоговое мероприятие.
Теория: проводится в виде викторины и вопросов по каждому разделу. Обобщить, систематизировать, закрепить знания детей пройденного материала.
Практика: диагностические задания в игровой форме . Викторина «Чья профессия нужней, интересней и важней»
1.4. Планируемые результаты
Предполагаемые результаты обучения по окончании
учебного года
Интересуется, задает вопросы о профессии и месте работы родителей.
С интересом включается в различные виды элементарной трудовой деятельности (ручной труд, самообслуживание и т.п.).
С удовольствием играет в игры, имитирующие трудовой процесс.
С интересом смотрит фильм о профессиях, задает вопросы.
Инициативен и самостоятелен в разных видах детской деятельности, выбирает род занятий, участников по совместной деятельности.
Способен рассказать: о профессии и месте работы родителей; о профессиях, особенностях работы; о группах профессий ( инструменты и материалы труда, трудовые действия, результат); об общественной значимости труда;
Положительное эмоциональное отношение к труду, стремится оказать помощь, участвовать в посильной трудовой деятельности.
Гордится профессией своих родителей.
Способен оценить результаты своего и чужого труда(демонстрирует понимание ценности результатов труда, сферы использования результатов труда).
Уверен в себе при выполнении доступных трудовых действий, в совместной со взрослым трудовой деятельности, при выполнении поручений.
Сформирован: опыт ручного и физического труда, продуктивной деятельности (например: завинтить гайку, закрасить стену)
Раздел № 2. «Комплекс организационно-педагогических условий»
2.1. Календарный учебный график
Календарный учебный график
Количество учебных недель –36
Дата окончания и начала учебных периодов
Начало занятий с 1 сентября, окончание занятий 31 мая.
2.2. Условия реализации программы
Санитарно – гигиенические требования
Занятия проводятся в кабинете, соответствующем требованиям техники безопасности, противопожарной безопасности, санитарным нормам (хорошо освещается, проветривается). Имеется наличие аптечки для оказания первой медицинской помощи.
Кадровое обеспечение
Педагог, работающий по данной программе, должен иметь высшее или среднее профессиональное образование в области, соответствующей профилю детского объединения без предъявления требований к стажу работы, либо высшее профессиональное образование и дополнительную профессиональную подготовку по направлению «Образование и педагогика».
Методическое обеспечение программы.
Оборудование. Дидактический материал.
Учебные столы, стулья;
Доска (с возможностью магнитного крепления);
Медиотека (презентации, мультфильмы, видеофильмы и др., по ранней профориентации дошкольников)
Выставки, фотовыставки по результатам воспитательно – образовательной
деятельности.
Циклы конспектов, сценариев, проектов, методических разработок по ранней профориентации дошкольников.
Диагностический инструментарий по ранней профориентации дошкольников
Дидактический материал по ознакомлению дошкольников с профессиями
Напольный строительный материал;
Настольный строительный материал;
Схемы, иллюстрации отдельных построек
Атрибутика для сюжетно-ролевых игр по возрасту детей
Раскраски с изображением людей и предметов разных профессий.
Технические средства обучения – компьютер, проектор, экран.
2.3 Форма аттестации.
Оценка качества реализации программы включает диагностику первоначального уровня знаний и навыков и итоговый контроль.
Диагностика проводится педагогом группы ДОО. В случае необходимости к диагностике могут быть привлечены педагог-психолог, старший воспитатель и другие специалисты детского сада.
Диагностика первоначального уровня осуществляется в начале обучения в виде вопросов и заданий по данной тематике.
Итоговый контроль: определение результатов работы и степени усвоения знаний, умений и навыков детей о профессиях.
2.4. Оценочные материалы.
Вид контроля | Диагностическая методика | Цель диагностики |
Диагностика первоначального уровня | Диагностические задания и вопросы по каждому разделу | Определение первоначального уровня знаний |
Итоговый контроль (итоговая диагностика) | Викторина «Чья профессия нужней, интересней и важней», Диагностический инструментарий. | Определение результативности процесса обучения |
Исходя из ответов детей, по всем заданиям определяется уровень сформированности знаний детей о профессиях.
Каждый из них имеет 3 последовательных уровня (высокий, средний, низкий).
Уровни и балы | Показатели, критерии |
1 бал – низкий уровень | представления детей о трудовой деятельности человека недостаточно полные. Названные профессии они характеризуют, но не понимают их роли для человека. Дети не проявляются интереса ни к трудовой деятельности взрослых, ни к их профессиям. Участвуют в трудовой деятельности только вместе с воспитателем. Низкий уровень - дети не имеют никаких представлений о профессиях, в ответах на вопросы ими проявлена несформированность понятий о профессиях |
2 бала - средний уровень | дети имеют понятия и представления о профессиях, но они затрудняются в определении особенностей профессий. Знают значение профессий для человека. Положительно относятся к труду взрослых и профессиям. Однако интерес к трудовой деятельности ровный, неглубокий. Задумываются о будущей профессии, но выбор обосновать не могут. Выполняют задания по участию в трудовом процессе. Задания выполняют ответственно, но не проявляют при этом активности и творческого подхода. |
3 бала – высокий уровень | у ребенка сформированы понятия о профессиях, обладает знаниями об основных профессиях, их особенностях, значении для человека. Выражено положительное отношение к труду взрослых и профессии, устойчивый интерес к трудовой деятельности. Ребенок отразил свое желание овладеть определенной профессией и сумел обосновать свой выбор, активно участвует в трудовой деятельности, проявляет трудовые навыки. У ребенка развито чувство ответственности, активность, желание помочь в трудовом процессе. |
2.5. Методы обучения:
Наглядный метод (иллюстративный рассказ (лекция) с обсуждением наиболее сложных вопросов темы; проведение дидактических игр; экскурсии; работа с текстами, картами, составление кроссвордов, иллюстрирование библейских сюжетов).
словесный (чтение литературных произведений, фрагментов из Библии с последующим обсуждением и творческим заданием; беседа с закреплением материала в творческих работах под руководством воспитателя; анализ поэтического текста с раскрытием сюжетов и образов; проведение сюжетно-ролевых, дидактических игр, разбор житейских ситуаций; проведение викторин, конкурсов, тематических вечеров).
Практический (организация продуктивной деятельности)
Проектный (ролево-игровые с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей и решают по-своему поставленную проблему).
Примерная структура занятий по программе:
организационный момент;
вступительная беседа (мотивирующее начало);
показ педагогом приёмов работы;
самостоятельная (или совместно с педагогом) работа детей;
итоговая беседа.
Формы и методы обучения и воспитания
Методы обучения | Формы и приемы обучения | Методы воспитания |
Словесный, наглядный, практический, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, проблемный, игровой, проектный | Этическая беседа, пояснение. игровые ситуации проблемные задания практическая работа партнерская деятельность проектная деятельность | поощрение, стимулирование, мотивация, убеждение |
2.6. Примерный список литературы
для педагога
1.Буре Р. С. Дошкольник и труд. Теория и методика трудового воспитания. – М.: Мозаика-Синтез, 2011. – 136.
2. Гусева Т. Кем быть? // Поём, танцуем и рисуем. –2009. – №6. – С. 73-82.
3. Кондрашов В. П. Введение дошкольников в мир профессий: Учебно-методическое пособие. – Балашов: Издательство «Николаев», 2004. – 52.
4.Потапова Т. В. Беседы с дошкольниками о профессиях – М.: Сфера, 2005.
5.Шорыгина Т. А. Профессии. Какие они? Книга для воспитателей, гувернеров и родителей. М.: Гном, 2013. – 96.
для детей
- Беседы о профессиях с детьми 4-7 лет. М., 2010.
- Захаров Н.Н. Профессиональная ориентация дошкольников М.: Просвещение1989.
- Климов Е.А. Как выбрать профессию. – М., 1990. – 159с.
- Савина И.В. Формирование представлений о профессиях у детей старшего дошкольного возраста // Воспитатель ДОУ. 2012.№ 2
- Шорыгина Т.А. Беседы о профессиях. М., 2014.
- Интернет ресурсы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа по ОБЖ "Азбука безопасности"
Оглавление1. Пояснительная записка……………………………………..3 - 102....
Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа "Лего - конструирование"
Программа «LEGO -конструирование» направлена на организацию дополнительных занятий с воспитанниками старшей и подготовительной групп дошкольного учреждения....
Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа социально-коммуникативной направленности «Веселые пальчики»
Направленность программы:Дополнительная общеразвивающая программа «Веселые пальчики» имеет социально-педагогическую направленность.Актуальность программы:Зачем развивать мелкую моторику ру...
Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа « Пластилиновая живопись»
Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа « Пластилиновая живопись»...
Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная Программа "Юный шахматист"
Дополнительная образовательная программа «Юный шахматист» для детей 6-7 лет реализуется в дошкольном образовательном учреждении и направлена на обеспечение целостного процесса ...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Колобок»
Искусство лепки из соленого теста стало в наши дни чрезвычайно популярно. В работе с ним многих привлекает не столько доступность и относительная дешевизна, сколько безграничные возможности, кот...
Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа естественнонаучной направленности «Познавай-ка»
Экспериментирование, исследования, опыты – любимое занятие каждого ребенка – это то, чем он будет заниматься на каждом занятии.В процессе экспериментирования ребенок получает воз...