Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа « Пластилиновая живопись»
рабочая программа (подготовительная группа)
- Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа « Пластилиновая живопись»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа « Пластилиновая живопись» | 31.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа кружковой работы
по пластилинографии
« Пластилиновая живопись»
Для детей подготовительной группы
на 2021-2022гг.
Воспитатель: Анциферова О.В.
Рабочая программа по пластилинографии
для детей подготовительной группы (6-7лет).
Пояснительная записка.
Актуальность программы.
« Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев»
В.А. Сухомлинский
Учёными выявлена связь между активным движением пальцев ребёнка и формированием его речевого аппарата. Ребёнок узнаёт мир с помощью манипуляций, то есть действий с различными предметами, которые позволяют ему узнать и изучить их свойства, при этом, познавая и свои творческие способности, изменить то, к чему прикасается. Одним из помощников ребёнка в этом важнейшем для его развития деле является пластилин. Тактильная активность, особенно ярко проявляемая детьми именно при играх с пластилином, напрямую влияет на формирование фантазии. Ведь развитие фантазии у ребенка тесно связано с развитием интеллектуальных способностей. Поэтому, стимулируя с помощью поделок из пластилина развитие фантазии ребенка, его способность представлять перед собой образы предметов, закладывается база для развития интеллекта ребенка. Учеными доказано, если развитие двигательной активности рук отстает от нормального течения, то задерживается и речевое развитие. В процессе занятий с пластилином ребенок проявляет творческие способности, которые благотворно влияют на формирование здоровой и гармонично развитой личности.
Планомерная работа по формированию ручной умелости в детском саду и семье способствует:
• развитию речи, воображения, фантазии, смекалки;
• получению углубленных знаний о качестве и возможностях различных материалов;
• закреплению положительных эмоций;
• возникновению желания трудиться и овладевать особенностями мастерства;
• подготовке ребенка к последующему обучению в школе.
У детей снижается утомляемость, повышается работоспособность, активизируются мыслительные, психические процессы. Дети становятся более открытыми, раскрепощенными, активными, добрыми и отзывчивыми, уверенными в своих силах и возможностях. У них повышается коммуникабельность, они учатся общаться, дружить, работать в коллективе.
Рисование пластилином – замечательный по своим возможностям вид изобразительной деятельности. Оно позволяет ребёнку освоить объём, сделать картинку рельефной и за счёт этого более выразительной и живой. А еще это хороший способ дать детским пальчикам хорошую мышечную нагрузку.
Программа составлена с учётом реализации межпредметных связей по разделам:
• «Художественная литература», где используются произведения познавательной направленности.
• «Коммуникация», где осуществляется обогащение словаря, расширяя и уточняя знания детей об окружающем.
• «Познание», где осуществляется закрепление образов и понятия о живой и не живой природе.
Цель: развитие ручной умелости у детей 6-7 лет, через укрепление мелкой моторики пальцев рук, и организацию совместного творчества детей и взрослых.
Задачи:
Обучающие:
1. Накопить опыт практической деятельности по созданию поделок.
2. Использовать навыки творческого сотрудничества.
Развивающие: способствовать развитию
1. творческих способностей.
2. сенсорики, мелкой моторики рук.
3. пространственного воображения.
4. технического и логического мышления, глазомера.
5. способности самостоятельного выполнения и создания различных поделок.
Воспитательные:
1.Уважительное отношение к результатам труда.
2.Интерес к творческой и досуговой деятельности.
3.Практического применения правил сотрудничества в коллективной деятельности.
Основные формы и методы работы.
Для достижения поставленных целей предусматривается отбор основных форм и методов деятельности. Особое место занимают следующие формы и методы обучения:
- репродуктивный (воспроизводящий);
- объяснительно - иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала);
- метод проблемного изложения (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути её решения);
- частично- поисковый;
- практический.
В проведении занятий используются как индивидуальные, так и групповые и коллективные формы работы.
Основные принципы:
1. Принцип доступности - обучение и воспитание ребенка в доступной, привлекательной и соответствующей его возрасту форме: игры, чтения литературы, рассматривание иллюстраций, продуктивной деятельности.
2. Принцип гуманистичности - индивидуально- ориентированный подход и всестороннее развитие личности ребенка.
3. Принцип деятельности - развитие мелкой моторики осуществляется через вид детской деятельности – лепку.
4. Принцип интеграции – сочетание основного вида деятельности с развитием речи, с игровой деятельностью, с развитием познавательных процессов.
5. Принцип системности - решение поставленных задач в системе кружковой работы.
Подведение итогов: планируется оформление работ детей в форме выставки, выполнение совместных работ детьми, отчета о проделанной работе.
К концу учебного года ребенок:
- Овладевает основными навыками и умениями лепить предметы разной формы;
- Создавать небольшие сюжетные композиции, передавая пропорции, позы и движения фигур;
- Вырабатывать усидчивость;
- Развивает мелкую моторику пальцев
- Сохраняет интерес к занятию.
Структура занятий:
Занятия проводятся 1 раз в неделю с октября по май длительностью 25 минут.
1. Вводная часть: организационный момент, интеграция (чтение худ. литературы, пальчиковая гимнастика).
2. Основная часть: объяснение и практическая деятельность.
3. Заключительная часть: пальчиковая игра и подведение итогов – похвала детей за труд и красоту созданной композиции.
Пластилинография.
Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня: «графия» - создавать, изображать, а первая половина слова «пластилин» подразумевает материал, при помощи которого осуществляется осуществление замысла. Принцип данной техники заключается в создании лепной картины с изображением более или менее выпуклых, полуобъёмных объектов на горизонтальной поверхности.
Основой каждого такого занятия является изобразительная деятельность с использованием нетрадиционной художественной техники изобразительного искусства – пластилинографии.
Лепкой дети начинают заниматься уже с младшего возраста, осваивая простейшие приёмы работы с пластилином: раскатывание, сплющивание, вытягивание. Это даёт предпосылки к созданию сложных лепных композиций в старшем дошкольном возрасте и к использованию разнообразных приёмов: выполнение декоративных налепов разной формы, прищипывание, сплющивание, оттягивание деталей от общей формы, плотное соединение частей путём примазывания одной части к другой. Важное значение начинает приобретать цвет пластилина, как средство выразительности, средство передачи признаков изображаемых предметов. Дети учатся смешивать разные цвета для получения более светлого оттенка, осваивают приём «вливание одного цвета в другой».
Каждое занятие содержит не только практические задачи, но и воспитательно - образовательные, что в целом позволяет всесторонне развивать личность ребёнка. Первые успехи в работе вызовут у детей желание создавать тематические картинки сначала под руководством взрослого, а затем в собственном творчестве, что будет способствовать развитию воображения и фантазии детей. Такие занятия будут способствовать не только овладению детьми практическими навыками, но и научат их любоваться природой, бережно к ней относиться, помогут проникнуться любовью даже к самому маленькому, неказистому цветку. И тогда дети никогда бездумно не сорвут, не затопчут, не причинят вреда растению сами и остановят от неразумного шага других.
Работа с родителями.
Воспитание детей дошкольного возраста осуществляется в семье и детских учреждениях. Цель и задачи, стоящие перед семьей и детским садом, едины: воспитать здоровых, всесторонне развитых людей, горячо любящих свою Родину. В семье, несмотря на постоянно возрастающий культурный уровень людей, взрослые члены семьи не всегда имеют достаточные педагогические знания, не умеют установить правильные отношения между собой и с ребенком, не проявляют достаточной заботы о гармоничном развитии его личности. Систематическое разностороннее педагогическое просвещение родителей предусматривает ознакомление их как с основами теоретических знаний, так и с практикой работы с детьми. Важно, чтобы родители заботились об эстетическом развитии своих детей, чтобы литература, музыка, произведения живописи, народное творчество, ручной труд прочно входили в жизнь семьи.
Формы работы с родителями разнообразны: живое слово, показ воспитательной работы, организация выставок и мастер-классов, проведение консультаций, привлечение родителей к активному участию в жизни детского сада и др. Ведется эта работа в двух направлениях: индивидуально и с коллективом родителей.
Индивидуальные формы работы с родителями — это беседы, консультации, поручения родителям и т. п. Для коллектива родителей организуются общие консультации, выступления на родительских собраниях, мастер - классы, выставки, дни открытых дверей и т. д.
Общаясь с родителями индивидуально, есть возможность установить с ними отношения, основанные на взаимном уважении, наметить пути действенной помощи ребенку, дать родителям конкретные советы. Чтобы привлечь родителей к работе с детьми дома по развитию мелкой моторики, в родительские уголки групп помещаются консультации .Родители заинтересовались на мастер-классе или посетив выставки работ увидели успехи детей, стали приносить различный материал для изготовления поделок и начали заниматься дома. Участие родителей всегда стимулирует работоспособность детей и повышает интерес к играм и занятиям по развитию мелкой моторики.
Список литературы:
1. Давыдова Г.Н. « Пластилинография» № 1, 2, 3, 4. – М.: 2009.
2. Морозова О.А. «Волшебный пластилин». – М.: Мозаика-Синтез, 2008.
3. Рони Орен «Секреты пластилина». – М.:Махаон, Издательская Группа Аттикус, 2009.
4. Новацкая М. «Пластилиновый зоопарк» – Питер, 2010.
5. Зайцева А. «Чудесный пластилин: лепим вместе с детьми», – М.: Эксмо, 2011.
6. Шорыгина Т. Цветы. Какие они? – «Издательство ГНОМ и Д», 2003.
Календарно-тематический план занятий по пластилинографии
с детьми подготовительной группы (6-7 лет)
Неделя | Тема | Программное содержание |
Октябрь | ||
1-я | «Виноградная гроздь» | Развивать художественный вкус детей, мелкую и общую моторику рук; воспитывать любовь и бережное отношение к природе, умение передавать форму, цвет, величину и изображения мелких деталей у фруктов: черенков, семян… Напомнить детям о свойствах пластилина: мягкий, податливый, способный принимать заданную форму. |
2-я | «Хитрая лиса» (тертая пластилинография) | Познакомить детей с новым способом рисования пластилином «тертая пластилинография», Развивать умение работать в команде. Воспитывать аккуратность, усидчивость. |
3-я | "Яблочки поспели" | Формировать интерес к окружающему миру, реалистические представления о природе. Развивать у детей эстетическое восприятие природы и умение передавать посредством пластилинографии изображение фруктового дерева. |
4-я | "Осенние деревья" | Продолжать знакомить детей с жанром изобразительного искусства – пейзажем. Обучать детей приемам работы в технике «пластилинография»: лепить отдельные детали - придавливать, примазывать, разглаживать границы соединения частей. |
Ноябрь | ||
1-я | "Лебеди" | Развивать практические умения и навыки детей при создании заданного образа посредством пластилинографии. Развивать умение передавать характерное строение птицы. Закреплять усвоенные раннее приемы лепки (скатывание, оттягивание, прищипывание, сглаживание и др.) |
2-я | «Павлин» | Способствовать развитию у детей эстетического восприятия, умения восхищаться природными формами и красками. Развивать умение изображать предмет, составляя его из отдельных деталей. Поощрять самостоятельное детское творчество. |
3-я | "Букет для мамы" (1 часть) | Воспитывать любовь и уважение к близким людям, развивать умение любоваться природными формами и преобразовывать их в декоративные. Закреплять умение детей выполнять лепную картину. |
4-я | «Букет для мамы» (2 часть) | Продолжить работу. Формировать композиционные навыки. Закреплять умение детей выполнять лепную картину. |
Декабрь | ||
1-я | "К нам Дед Мороз спешит" (композиция в которую войдет сюжет) занятие делится на 4 части. 1 часть – дома, деревья 2 часть – Дед Мороз 3- часть – Снеговик 4 часть - зайчата | Беседовать с детьми о зиме. Формировать эмоциональное восприятие окружающего мира, реалистическое представление о природе. Используя пластилинографию, учить детей выражать в художественно-творческой деятельности свои впечатления и наблюдения Создавать лепную картину с выпуклым изображением. Поощрять инициативу и самостоятельность в создании |
Январь | ||
1-я | "Рождество" (веточка ели с шишками и свечой) | Формировать умение создавать лепную картину с выпуклым изображением. Развивать творческое воображение. Развивать мелкую моторику рук |
2-я | "Зимние забавы» | Вызвать у детей стремление наиболее содержательно решать изобразительную задачу в рисунке дополняя создаваемый образ интересными деталями. |
Февраль | ||
1-я | "Подводное царство" | Обобщить представления детей об обитателях подводного мира. Продолжать осваивать приемы работы с пластилином: преобразовывать шарообразную форму в овальную, выгибать исходную форму в дугу, выполнять налепы на готовую основу изображаемого объекта. Развивать эстетическое и образное мышление |
2-я | "Золотая рыбка" | Продолжать закреплять навыки работы с пластилином на плоскости, создавая изображение в полуобъеме. Добиваться выразительности и необычности исполнения сказочного образа. |
3-я | "Подарок для папы" (обратная пластилинография) | Побуждать детей к изготовлению подарков для близких. Познакомить детей с новой техникой «обратная пластилинография». Развивать творческое воображение. Формировать навыки самостоятельной работы |
4-я | "Подарок для мамы" (на диске) или (обратная пластилинография)1часть | Воспитывать любовь и уважение к близким людям, желание доставлять радость своей работой. Закреплять умение детей выполнять лепную картину. |
Март | ||
1-я | «Подарок для мамы» (на диске) или (обратная пластилинография) 2часть | Продолжение работы. Развивать умение доводить начатое дело до конца, радоваться своим успехам. |
2-я | "Весна идет, весне дорогу" (Душистый снег) | Формировать у детей интерес к пробуждающейся весенней природе, дать представление о первоцветах. Закреплять умение и навыки детей в работе с пластилином. Продолжать развивать мелкую моторику рук |
3-я | «Безопасность на дорогах» | Продолжать закреплять знания детей о правилах дорожного движения, дорожных знаков их значении. Развивать творческое воображение. Формировать навыки самостоятельной работы. |
4-я | "Мой домашний питомец" | Развивать умение работать самостоятельно, без подсказки педагога, выбирать технику. Воспитывать бережное отношение к домашним питомцам. |
Апрель | ||
1-я | "Летит ракета" | Развивать творческое мышление. Поощрять инициативу и самостоятельность детей в попытке дополнить рисунок по теме работы. Развивать мелкую моторику рук. |
2-я | "Пасха" | Развивать у детей эмоциональное восприятие окружающего мира. Поощрять инициативу и самостоятельность в построении композиции, попытки дополнить рисунок по теме занятия. |
3-я | «Динозавры» | Продолжать формировать умение передавать в технике пластилинография характерные движения животных, создавать выразительные образы с помощью дополнительного материала (крупа, бисер, макароны, бросовый материал). |
4-я | "Проснулись жуки, червячки и другие насекомые" (коллективная работа) | Обобщить представление о насекомых. Развивать умение работать в коллективе дружно и аккуратно, творческое и образное мышление детей. Поощрять инициативу детей и желание дополнить композицию |
Май | ||
1-я | "День Победы!" | Развивать художественно-творческие способности детей, закреплять приемы изобразительной деятельности с использованием нетрадиционной техники изобразительного искусства – пластилинографии, развивать у детей мелкую моторику и координацию движения рук, |
2-я | "Мак" | Продолжить знакомство детей с миром природы. Закрепить умение пользоваться в работе стекой: делить целое на части, наносить штрихи, стимулировать активную работу пальцев рук. |
3-я | "Клевер" | Продолжить знакомство детей с миром природы. Уточнить представления детей о летних цветах. Закрепить умение скатывать шарики разного размера. Продолжать развивать умение наносить рельефный рисунок с помощью стеки. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа по ОБЖ "Азбука безопасности"
Оглавление1. Пояснительная записка……………………………………..3 - 102....
Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа "Лего - конструирование"
Программа «LEGO -конструирование» направлена на организацию дополнительных занятий с воспитанниками старшей и подготовительной групп дошкольного учреждения....
Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа социально-коммуникативной направленности «Веселые пальчики»
Направленность программы:Дополнительная общеразвивающая программа «Веселые пальчики» имеет социально-педагогическую направленность.Актуальность программы:Зачем развивать мелкую моторику ру...
Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная Программа "Юный шахматист"
Дополнительная образовательная программа «Юный шахматист» для детей 6-7 лет реализуется в дошкольном образовательном учреждении и направлена на обеспечение целостного процесса ...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Колобок»
Искусство лепки из соленого теста стало в наши дни чрезвычайно популярно. В работе с ним многих привлекает не столько доступность и относительная дешевизна, сколько безграничные возможности, кот...
Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа естественнонаучной направленности «Познавай-ка»
Экспериментирование, исследования, опыты – любимое занятие каждого ребенка – это то, чем он будет заниматься на каждом занятии.В процессе экспериментирования ребенок получает воз...
Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа технической направленности «Лего для дошколят»
Сегодня обществу необходимы социально активные, самостоятельные и творческие люди, способные к саморазвитию. Инновационные процессы в системе образования требуют новой организации системы в целом.Форм...