Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа социально-коммуникативной направленности «Веселые пальчики»
методическая разработка (младшая группа)
Направленность программы:
Дополнительная общеразвивающая программа «Веселые пальчики» имеет социально-педагогическую направленность.
Актуальность программы:
Зачем развивать мелкую моторику рук дошкольнику?
Само понятие мелкая моторика обозначает выполнение точных и мелких движений кистями рук и пальцами, при котором в работу включаются сразу несколько систем: нервная, костная и мышечная.
Интересно, что та зона коры головного мозга, которая отвечает за тонкие движения пальцев, расположена очень близко к речевой зоне. Соответственно, чем более развита часть мозга, отвечающая за мелкую моторику, тем большее влияние она оказывает и на речевую зону. Вот почему между речью ребенка и мелкой моторикой и существует эта особенная и неразрывная связь.
Специальные исследования, проведенные Институтом физиологии детей и подростков, подтвердили, что от степени развития мелкой моторики зависит не только успешное удовлетворение бытовых потребностей ребенка (умение одеться, обуться, поесть при помощи ложки или вилки), но и управление речью, а значит, и в целом, качество жизни.
Только малыш, способный внятно говорить и координировать работу пальцев, может приступать к успешному дальнейшему изучению письма и счета, учиться читать и осваивать основные правила ухода за собой.
Однако даже если речь ребенка в норме – это вовсе не значит, что ребенок хорошо управляется со своими руками. Если в возрасте 4-5 лет завязывание шнурков вызывает у ребенка затруднения, а из пластилина кроме шариков и колбасок ничего не лепится, если в 6 лет пришивание пуговицы – невыполнимая и опасная задача – значит, и ваш ребенок не исключение. К сожалению, о проблемах с координацией движений и мелкой моторикой большинство родителей узнают только перед школой. Это оборачивается форсированной нагрузкой на ребенка: кроме усвоения новой информации, приходится еще учиться удерживать в непослушных пальцах карандаш. Больше всего на свете маленький ребенок хочет двигаться, для него движение – есть способ познания мира. Значит, чем точнее и четче будут детские движения, тем глубже и осмысленнее знакомство ребенка с миром. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. Учителя отмечают, что первоклассники часто испытывают серьезные трудности с овладением навыков письма. Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания. Для овладения навыком письма необходима определенная функциональная зрелость коры головного мозга. Неподготовленность к письму, недостаточное развитие мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания может привести к возникновению негативного отношения к учебе, тревожного состояния ребенка в школе. Поэтому в дошкольном возрасте важно развить механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.
Поэтому хорошо развитую мелкую моторику, от которой напрямую зависит формирование навыков письменной и устной речи ребенка, можно назвать одним из важнейших показателей готовности к школе. Кроме того, она способна помочь и в изучении английского языка с малышом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
veselye_palchiki_sapunova.docx | 39.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Направленность программы:
Дополнительная общеразвивающая программа «Веселые пальчики» имеет социально-педагогическую направленность.
Актуальность программы:
Зачем развивать мелкую моторику рук дошкольнику?
Само понятие мелкая моторика обозначает выполнение точных и мелких движений кистями рук и пальцами, при котором в работу включаются сразу несколько систем: нервная, костная и мышечная.
Интересно, что та зона коры головного мозга, которая отвечает за тонкие движения пальцев, расположена очень близко к речевой зоне. Соответственно, чем более развита часть мозга, отвечающая за мелкую моторику, тем большее влияние она оказывает и на речевую зону. Вот почему между речью ребенка и мелкой моторикой и существует эта особенная и неразрывная связь.
Специальные исследования, проведенные Институтом физиологии детей и подростков, подтвердили, что от степени развития мелкой моторики зависит не только успешное удовлетворение бытовых потребностей ребенка (умение одеться, обуться, поесть при помощи ложки или вилки), но и управление речью, а значит, и в целом, качество жизни.
Только малыш, способный внятно говорить и координировать работу пальцев, может приступать к успешному дальнейшему изучению письма и счета, учиться читать и осваивать основные правила ухода за собой.
Однако даже если речь ребенка в норме – это вовсе не значит, что ребенок хорошо управляется со своими руками. Если в возрасте 4-5 лет завязывание шнурков вызывает у ребенка затруднения, а из пластилина кроме шариков и колбасок ничего не лепится, если в 6 лет пришивание пуговицы – невыполнимая и опасная задача – значит, и ваш ребенок не исключение. К сожалению, о проблемах с координацией движений и мелкой моторикой большинство родителей узнают только перед школой. Это оборачивается форсированной нагрузкой на ребенка: кроме усвоения новой информации, приходится еще учиться удерживать в непослушных пальцах карандаш. Больше всего на свете маленький ребенок хочет двигаться, для него движение – есть способ познания мира. Значит, чем точнее и четче будут детские движения, тем глубже и осмысленнее знакомство ребенка с миром. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. Учителя отмечают, что первоклассники часто испытывают серьезные трудности с овладением навыков письма. Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания. Для овладения навыком письма необходима определенная функциональная зрелость коры головного мозга. Неподготовленность к письму, недостаточное развитие мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания может привести к возникновению негативного отношения к учебе, тревожного состояния ребенка в школе. Поэтому в дошкольном возрасте важно развить механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.
Поэтому хорошо развитую мелкую моторику, от которой напрямую зависит формирование навыков письменной и устной речи ребенка, можно назвать одним из важнейших показателей готовности к школе. Кроме того, она способна помочь и в изучении английского языка с малышом.
Отличительные особенности программы:
Специальными исследованиями Кольцовой М.М. установлено, что уровень развития речи детей находятся в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Эти выводы были подтверждены исследованиями отечественных учёных Е. И. Есениной, Л. В. Фоминой, вот почему так важно с раннего возраста развивать мелкую моторику пальцев рук у детей.
Анализ особенностей произношения у детей шестого года жизни показал, что до 50% воспитанников детских дошкольных учреждений имеют отклонения в речевом развитии и оказываются не подготовленными к школьному обучению. Отклонения в речевом развитии могут иметь как ярко выраженные внешние признаки, так и особенности, системно охватывающие различные уровни речевой деятельности и языковой системы. В этих условиях необходимо оказать ребёнку соответствующую коррекционную помощь, развивать моторику пальцев рук, для того, чтобы ликвидировать трудности, возникающие при нарушении произношения у детей.
Конечно, развитие мелкой моторики - не единственный фактор, способствующий развитию речи. Если у ребёнка будет прекрасно развита моторика, но с ним не будут разговаривать, то и речь ребёнка будет не достаточно развита. То есть необходимо развивать речь ребёнка в комплексе: много и активно общаться с ним в быту, вызывая его на разговор, стимулируя вопросами, просьбами. Необходимо рассказывать ребёнку обо всём, что его интересует и плюс к тому, развивать мелкую моторику рук.
Адресат программы:
Дополнительная общеразвивающая программа предназначена для детей в возрасте 3-4 года. Это дети, посещающие МАДОУ ЦРР д/с №131.
Объем и срок освоения программы:
Срок освоения программы – 9 месяцев.
На полное освоение программы требуется 36 академических часов.
Формы обучения:
Форма обучения – очная.
Особенности организации образовательного процесса
Набор в группу носит свободный характер и обусловлен интересами воспитанников и их родителей (законных представителей). Рекомендуемый состав группы - 8 человек, допустимый - 15 человек. Формы организации деятельности на занятиях: фронтальная, групповая, в парах, индивидуальная.
Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий:
Общее количество часов в год – 18.
Занятия проводятся 1 раз в 2 недели, во второй половине дня. Продолжительность занятий исчисляется в академических часах для детей 3-4 года – не более 15 минут.
Педагогической целесообразностью программы является важность организации процесса занятий с детьми таким образом, чтобы сам процесс приносил детям радость. Программа нацелена на общее, гармоничное, психическое, физическое и духовное развитие. Содержание и формы работы могут конкретизироваться в зависимости от возможностей детей, от ведущих целей их воспитания.
Цели и задачи:
Цель: Способствовать накоплению сенсорного опыта ребенка через развитие зрительного, слухового и тактильного восприятия, развивать мелкую моторику руки, понимание речи; гармоничное развитие детей.
Задачи программы:
- Формирование произвольных координированных движений пальцев рук, глаза, гибкости рук, ритмичности развитие осязательного восприятия (тактильной, кожной чувствительности пальцев рук)
- Формирование практических умений и навыков;
- Обучать различным навыкам работы с бумагой, пластилином.
- Развитие мелкой моторики пальцев, кистей рук;
- Совершенствование движений рук;
- Развитие познавательных психических процессов: произвольное внимание, логическое мышление, зрительное и слуховое восприятие, память;
- Развитие речи детей;
- Воспитывать нравственные качества по отношению к окружающим (доброжелательность, чувство товарищества и т. д.);
- Воспитывать и развивать художественный вкус;
- Воспитывать усидчивость, целенаправленность.
Программа предусматривает проведение кружковых занятий в различной форме:
Индивидуальная самостоятельная работа детей.
Работа в парах.
Групповые формы работы.
Дифференцированная.
Фронтальная проверка и контроль.
Самооценка выполненной работы.
Дидактическая игра;
- Пальчиковые игры;
- Игры-экспериментирования с предметами и материалами;
- Самомассаж рук.
Этапы реализации программы:
Технология деятельности строится по этапам:
- Диагностика исходного уровня развития познавательных процессов и контроль за их развитием.
- Планирование средств, какими можно развивать то или иное качество (внимание, память, воображение, мышление), с учетом индивидуальности каждого ребёнка и имеющихся знаний.
- Построение междисциплинарной (интегральной) основы обучения по развивающему курсу.
- Постепенное усложнение материала, поэтапное увеличение объема работы, повышение уровня самостоятельности детей.
- Ознакомление с элементами теории, обучение способам рассуждения, самостоятельной аргументации выбора.
- Интеграция знаний и способов познавательной деятельности, овладение ее обобщенными приемами.
- Оценка результатов развивающего курса по разработанным критериям, в которую должен быть включен и ребёнок (самооценка, самоконтроль, взаимоконтроль).
Планируемые результаты:
Дети должны знать:
- развитие у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитию умственных способностей и речи;
- развитие у детей на основе разнообразной деятельности эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию, готовности к проявлению гуманного отношения в детской деятельности, поведении, поступках;
- способности устанавливать контакты, осуществлять взаимодействие в различных группах, проявлять нравственное отношение к окружающему миру.
Дети должны уметь:
- Застегивать самостоятельно пуговицу, молнию, крючки;
- Самостоятельно работать с пластилином;
Сравнивать, находить общее и частное свойства, обобщать и абстрагировать, анализировать и оценивать свою деятельность;
путем рассуждений решать логические, нестандартные задачи, выполнять творческо-поисковые, словесно-дидактические, числовые задания, находить ответ к математическим загадкам;
выполнять задания на тренировку внимания, восприятия, памяти
Механизм оценивания образовательных результатов:
Дети по программе не оцениваются.
Форма поведения итогов:
Формой подведения итогов является открытое занятие для родителей, обобщающие занятия после каждого раздела
Учебный план
№ п/п | Содержание | Часы |
1 | Работа с сыпучими материалами | 4 |
2 | Моделирование | 3 |
3 | Знакомство с пальчиковой игрой | 3 |
4 | Самомассаж | 1 |
5 | Закрепление пройденного материала | 6 |
6 | Мониторинг | 1 |
Итого: | 18 |
№ | Тема | Количество часов | Форма контроля | |||
всего | теория | практика | Самостоятельная подготовка | |||
1. | Пересыпание крупы ложкой из одной мисочки в другую. | 15 | 3 | 12 | 0 | Опрос, беседа |
2. | Сортировка семечек тыквы и подсолнуха. | 15 | 3 | 12 | 0 | Опрос, беседа |
3. | Игра «Что это?» - разглаживание скомканных в шарики листов бумаги с контурными изображениями предметов посуды | 15 | 3 | 12 | 0 | Опрос, беседа |
4. | «Мы конструкторы». | 15 | 3 | 12 | 0 | Опрос, беседа |
5. | «Кто это?» - разглаживание скомканных в шарики листов бумаги с контурными изображениями домашних птиц. | 15 | 3 | 12 | 0 | Опрос, беседа |
6. | «Угощение для птиц» | 15 | 3 | 12 | 0 | Опрос, беседа |
7. | Массаж пальчиков карандашами «Дровишки» - катание карандаша между ладошками по всей длине пальчиков. | 15 | 3 | 12 | 0 | Опрос, беседа |
8. | Игра «Помоги котику найти дорожку к домику». (Пальчиком провести дорожку к домику). | 15 | 3 | 12 | 0 | Опрос, беседа |
9. | Массаж пальчиков грецким орехом «Катилась торба». | 15 | 3 | 12 | 0 | Опрос, беседа |
10. | Игра «Подарок для мышей и мышат». (Сортировка семечек тыквы и подсолнуха) | 15 | 3 | 12 | 0 | Опрос, беседа |
11 | Пальчиковая игра «Веселая мышка» | 15 | 3 | 12 | 0 | Опрос, беседа |
12. | Игра «Снегопад в лесу». | 15 | 3 | 12 | 0 | Опрос, беседа |
13. | Пальчиковая игра «Пирог» | 15 | 3 | 12 | 0 | Опрос, беседа |
14. | Игра «Покатай, покатай». | 15 | 3 | 12 | 0 | Опрос, беседа |
15. | Коллективная работа «Весенний луг» | 15 | 3 | 12 | 0 | Открытое занятие |
225 мин. | 45 мин. | 180 мин. | 0 |
Содержание программы:
Сроки проведе - ния | Кол-во часов | Тема занятий: | Задачи |
Сентябрь Октябрь | 1 | Пересыпание крупы ложкой из одной мисочки в другую. | Развивать познавательные психические процессы у детей. МАТЕРИАЛ: крупы, ёмкости для круп, ложка |
1 | Сортировка семечек тыквы и подсолнуха. | учить распознавать разные семена, развитие мелкой моторики рук. Развивать внимание, логическое мышление. МАТЕРИАЛ: семечки тыквы и подсолнуха | |
1 | Игра«Что это?» - разглаживание скомканных в шарики листов бумаги с контурными изображениями предметов посуды | упражнять детей в умении осуществлять целенаправленные действия умственного плана, частичном мысленном решении задач. МАТЕРИАЛ: листы бумаги с изображением посуды. | |
Ноябрь | 1 | «Мы конструкторы». | формировать умение разложить сложную фигуру на простые, по образцу. Развивать внимание, логическое мышление. МАТЕРИАЛ: разноцветные геометрические фигуры. Контуры фигур изображённые на листе. |
1 | «Кто это?» - разглаживание скомканных в шарики листов бумаги с контурными изображениями домашних птиц. | упражнять детей в умении осуществлять целенаправленные действия умственного плана, частичном мысленном решении МАТЕРИАЛ: листы бумаги с изображением домашних птиц | |
Декабрь | 1 | «Угощение для птиц» | закрепить умение детей в сортировании различных семян по группам, распознавание разных семяна, развитие мелкой моторики рук. Развивать внимание, логическое мышление. МАТЕРИАЛ: семена, крупы |
1 | Массаж пальчиков карандашами «Дровишки» - катание карандаша между ладошками по всей длине пальчиков. | Развивать мелкую моторику пальцев. МАТЕРИАЛ: Карандаш | |
1 | Игра «Помоги котику найти дорожку к домику». (Пальчиком провести дорожку к домику). | Развивать координацию рук, эмоциональное отношение к результату своей деятельности. МАТЕРИАЛ: игрушка «Котик», построенный домик из конструктора | |
Январь Февраль | 1 | Пальчиковая гимнастика «Зайчики». | Развивать общую координацию движения. МАТЕРИАЛ: пальцы рук |
1 | Массаж пальчиков грецким орехом «Катилась торба». | Развивать мелкую моторику. МАТЕРИАЛ: Грецкий орех. | |
1 | Игра «Подарок для мышей и мышат». (Сортировка семечек тыквы и подсолнуха) | Развивать мелкую моторику рук и пальцев. МАТЕРИАЛ: Семечки тыквы и подсолнуха | |
1 | Пальчиковая игра «Веселая мышка» | Развивать общую координацию движений, учить выполнять движения в соответствии с текстом. МАТЕРИАЛ: пальцы рук | |
Март Апрель | 1 | Массаж крутить карандашом (Катание гладкого и ребристого карандаша между ладонями). | Развивать мелкую моторику рук. МАТЕРИАЛ:гладкий и ребристый карандаш. |
1 | Игра «Снегопад в лесу». | Учить детей из ваты катать круглые предметы круговыми движениями между ладоней шарики. МАТЕРИАЛ: Вата, трафарет ёлки из зеленой бумаги | |
1 | Пальчиковая игра «Пирог» | Развивать мелкую моторику рук, умение воспроизводить движения в соответствии с текстом. МАТЕРИАЛ: пальцы рук | |
1 | Игра «Покатай, покатай». | Развивать мелкую моторику рук. МАТЕРИАЛ: стол, простой карандаш | |
Май | 1 | Коллективная работа «Весенний луг» | Совершенствовать мелкую моторику пальцев рук; развивать зрительное внимание и пространственную ориентацию МАТЕРИАЛ: белая бумага, ватман зеленого цвета |
Календарный учебный график
Режим работы МАДОУ ЦРР д/с № 131:
В соответствии с Уставом МАДОУ ЦРР д/с №131
5-ти дневная рабочая неделя, с 7 - 00 до 19 - 00, выходные дни - суббота, воскресенье и общегосударственные праздничные дни.
Праздничные дни:
- 1-8 января – новогодние каникулы.
- 23 февраля – День защитника Отечества.
- 8 марта – Международный женский день.
- 1 мая – Праздник Весны и Труда.
- 9 мая – День Победы.
- 12 июня – День России.
- 4 ноября – День народного единства
Начало и окончание учебного года:
начало учебного года – 01.09.2021 г.
окончание учебного года – 31.05. 2022 г.
Продолжительность учебного года: 36 недель.
Сроки проведения каникул:
Каникулы проводятся в период с 01 января по 09 января 2022 г.
Перечень праздничных мероприятий, традиций для воспитанников:
- День Знаний – 01.09
- Осенний праздник - 28.10. – 30.10
- Новогодний праздник - 31.12. – 08.01.
- Масленица – по календарю
- День защитника Отечества – 23.02
- 8 марта - 06.03-08.03
- День Победы - 08.05-10.05
- Выпускной утренник - 26.05 – 31.05
- Летний праздник – 01.06.
Организационно-педагогические условия реализации дополнительной общеразвивающей программы.
Образовательный процесс осуществляется на основе учебного плана, рабочей программы и регламентируется расписанием занятий. В качестве нормативно-правовых оснований проектирования данной программы выступает Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», приказ Министерства просвещения от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», Устав МАДОУ ЦРР д/с №131, правила внутреннего распорядка обучающихся МАДОУ ЦРР д/с №131, локальные акты МАДОУ ЦРР д/с №131.
Указанные нормативные основания позволяют образовательному учреждению разрабатывать образовательные программы с учетом интересов и возможностей обучающихся.
Научно-методическое обеспечение реализации программы направлено на обеспечение широкого, постоянного и устойчивого доступа для всех участников образовательного процесса к любой информации, связанной с реализацией общеразвивающей программы, планируемыми результатами, организацией образовательного процесса и условиями его осуществления.
Социально-психологические условия реализации образовательной программы обеспечивают:
- учет специфики возрастного психофизического развития обучающихся;
- вариативность направлений сопровождения участников образовательного процесса (сохранение и укрепление психологического здоровья обучающихся);
- формирование ценности здоровья и безопасного образа жизни; дифференциация и индивидуализация обучения; мониторинг возможностей и способностей обучающихся, выявление и поддержка одаренных детей, детей с ограниченными возможностями здоровья;
- формирование коммуникативных навыков в разновозрастной среде и среде сверстников.
Материально-технические условия.
Кабинет, соответствующий санитарным нормам СанПин. Пространственно-предметная среда (стенды, наглядные пособия и др.).
Кадровые: воспитатель реализующий данную программу, должен иметь высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки "Образование и педагогика" без предъявления требований к стажу работы, либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению подготовки "Образование и педагогика" без предъявления требований к стажу работы.
Методическое сопровождение:
1. резиновые игрушки, мячики (ежи)
2. бусы, шнуровки, мозаика, прищепки, счетные палочки, спички;
3. различные материалы: пластичные (тесто, пластилин, сыпучие (крупы, бобовые, песок, семечки);
4. бумага, карандаши, клей, кисточки;
5. фигурки пальчикового театра и др.
6. картотека пальчиковых игр;
7. картотека художественного слова (стихи, загадки).
8. разработанные игры;
9. картотека игр на развитие внимания;
10. картотека игр на развитие памяти;
11. семантические игры;
12. картотека проблемных ситуаций;
13. игры со спичками.
Информационные ресурсы
- Белая А.Е. «Пальчиковые игры для развития мелкой моторики»
- Большакова С.Е. Формирование мелкой моторики рук.
- Данилова Е. «Пальчиковые игры»
- Ермакова И.А."Развиваем мелкую моторику у малышей";
- Мелкая моторика в психофизическом развитии детей. Журнал «Дошкольное воспитание» №1, 2015 г.
- Новикова О. Веселые пальчиковые игры, Москва-Санкт-Петербург, из-во «Сова», ред. 2015г.
- Пилюгина Э.Г. «Сенсорные способности малыша» - М.: «Мозаика-Синтез», ред. 2019;
Электронные ресурсы
- Игры и упражнения на развитие мелкой моторики рук [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://www.baby2000.ru/um/motorika.html
- Развитие мелкой моторики [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://www.rakushka66.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=130&Itemid=132
- Развитие мелкой моторики малыша с 1 года [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://www.kengyru.ru/melkaya-motorika-razvitie-melkoi-motoriki-v-godik.htm
- Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://festival.1september.ru/articles/581288
- Развитие мелкой моторики у детей [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://proigrushku.ru/razvitie-melkoj-motoriki-u-detej
- Развитие мелкой моторики у детей [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://malutka.net/razvitie-melkoi-motoriki-u-detei
- Развитие моторики у детей [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://adalin.mospsy.ru/l_01_11.shtml
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности «Веселые нотки»
Прививать первоначальные навыки творческого ансамблевого музицирования на основе развития импровизационного мышления и первичного моделирования творческих процессов. Развивать музыкальные способности ...
Дополнительная общеразвивающая образовательная программа физкультурной направленности «Веселый мяч»
В общей системе всестороннего развития человека физическое воспитание ребенка занимает важное место.Именно в дошкольном возрасте закладываются основы здоровья, физического развития,формируются ...
Дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Умные пальчики»
Сегодня можно встретить объявления: «Обучаем чтению с двух лет» или «Раскрываем потенциал дошкольника». Мамы и папы, как правило, готовы на все ради любимых детей. Они ра...
Дополнительная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности "Волшебные пальчики"
Рисование – очень интересный и полезный вид деятельности, в ходе которого, разнообразными способами с использованием разных материалов, создаются живописные и графические изображения. Дети ...
Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа естественнонаучной направленности «Познавай-ка»
Экспериментирование, исследования, опыты – любимое занятие каждого ребенка – это то, чем он будет заниматься на каждом занятии.В процессе экспериментирования ребенок получает воз...
Дополнительная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности "Веселая азбука" для детей 6-8 лет
Программа поможет ребенку овладеть навыками чтения....
Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа технической направленности «Лего для дошколят»
Сегодня обществу необходимы социально активные, самостоятельные и творческие люди, способные к саморазвитию. Инновационные процессы в системе образования требуют новой организации системы в целом.Форм...