Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа социально-коммуникативной направленности «Веселые пальчики»
методическая разработка (младшая группа)

Сапунова Ксения Андреевна

Направленность программы:

Дополнительная общеразвивающая программа «Веселые пальчики» имеет социально-педагогическую направленность.

Актуальность программы:

Зачем развивать мелкую моторику рук дошкольнику?

Само понятие мелкая моторика обозначает выполнение точных и мелких движений кистями рук и пальцами, при котором в работу включаются сразу несколько систем: нервная, костная и мышечная.

Интересно, что та зона коры головного мозга, которая отвечает за тонкие движения пальцев, расположена очень близко к речевой зоне. Соответственно, чем более развита часть мозга, отвечающая за мелкую моторику, тем большее влияние она оказывает и на речевую зону. Вот почему между речью ребенка и мелкой моторикой и существует эта особенная и неразрывная связь.

Специальные исследования, проведенные Институтом физиологии детей и подростков, подтвердили, что от степени развития мелкой моторики зависит не только успешное удовлетворение бытовых потребностей ребенка (умение одеться, обуться, поесть при помощи ложки или вилки), но и управление речью, а значит, и в целом, качество жизни.

Только малыш, способный внятно говорить и координировать работу пальцев, может приступать к успешному дальнейшему изучению письма и счета, учиться читать и осваивать основные правила ухода за собой.

Однако даже если речь ребенка в норме – это вовсе не значит, что ребенок хорошо управляется со своими руками. Если в возрасте 4-5 лет завязывание шнурков вызывает у ребенка затруднения, а из пластилина кроме шариков и колбасок ничего не лепится, если в 6 лет пришивание пуговицы – невыполнимая и опасная задача – значит, и ваш ребенок не исключение. К сожалению, о проблемах с координацией движений и мелкой моторикой большинство родителей узнают только перед школой. Это оборачивается форсированной нагрузкой на ребенка: кроме усвоения новой информации, приходится еще учиться удерживать в непослушных пальцах карандаш. Больше всего на свете маленький ребенок хочет двигаться, для него движение – есть способ познания мира. Значит, чем точнее и четче будут детские движения, тем глубже и осмысленнее знакомство ребенка с миром. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. Учителя отмечают, что первоклассники часто испытывают серьезные трудности с овладением навыков письма. Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания. Для овладения навыком письма необходима определенная функциональная зрелость коры головного мозга. Неподготовленность к письму, недостаточное развитие мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания может привести к возникновению негативного отношения к учебе, тревожного состояния ребенка в школе. Поэтому в дошкольном возрасте важно развить механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.

Поэтому хорошо развитую мелкую моторику, от которой напрямую зависит формирование навыков письменной и устной речи ребенка, можно назвать одним из важнейших показателей готовности к школе. Кроме того, она способна помочь и в изучении английского языка с малышом.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл veselye_palchiki_sapunova.docx39.68 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Направленность программы:

Дополнительная общеразвивающая программа «Веселые пальчики» имеет социально-педагогическую направленность.

Актуальность программы:

Зачем развивать мелкую моторику рук дошкольнику?

Само понятие мелкая моторика обозначает выполнение точных и мелких движений кистями рук и пальцами, при котором в работу включаются сразу несколько систем: нервная, костная и мышечная.

Интересно, что та зона коры головного мозга, которая отвечает за тонкие движения пальцев, расположена очень близко к речевой зоне. Соответственно, чем более развита часть мозга, отвечающая за мелкую моторику, тем большее влияние она оказывает и на речевую зону. Вот почему между речью ребенка и мелкой моторикой и существует эта особенная и неразрывная связь.

Специальные исследования, проведенные Институтом физиологии детей и подростков, подтвердили, что от степени развития мелкой моторики зависит не только успешное удовлетворение бытовых потребностей ребенка (умение одеться, обуться, поесть при помощи ложки или вилки), но и управление речью, а значит, и в целом, качество жизни.

Только малыш, способный внятно говорить и координировать работу пальцев, может приступать к успешному дальнейшему изучению письма и счета, учиться читать и осваивать основные правила ухода за собой.

Однако даже если речь ребенка в норме – это вовсе не значит, что ребенок хорошо управляется со своими руками. Если в возрасте 4-5 лет завязывание шнурков вызывает у ребенка затруднения, а из пластилина кроме шариков и колбасок ничего не лепится, если в 6 лет пришивание пуговицы – невыполнимая и опасная задача – значит, и ваш ребенок не исключение. К сожалению, о проблемах с координацией движений и мелкой моторикой большинство родителей узнают только перед школой. Это оборачивается форсированной нагрузкой на ребенка: кроме усвоения новой информации, приходится еще учиться удерживать в непослушных пальцах карандаш. Больше всего на свете маленький ребенок хочет двигаться, для него движение – есть способ познания мира. Значит, чем точнее и четче будут детские движения, тем глубже и осмысленнее знакомство ребенка с миром. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. Учителя отмечают, что первоклассники часто испытывают серьезные трудности с овладением навыков письма. Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания. Для овладения навыком письма необходима определенная функциональная зрелость коры головного мозга. Неподготовленность к письму, недостаточное развитие мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания может привести к возникновению негативного отношения к учебе, тревожного состояния ребенка в школе. Поэтому в дошкольном возрасте важно развить механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.

Поэтому хорошо развитую мелкую моторику, от которой напрямую зависит формирование навыков письменной и устной речи ребенка, можно назвать одним из важнейших показателей готовности к школе. Кроме того, она способна помочь и в изучении английского языка с малышом.

Отличительные особенности программы:

Специальными исследованиями Кольцовой М.М. установлено, что уровень развития речи детей находятся в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Эти выводы были подтверждены исследованиями отечественных учёных Е. И. Есениной, Л. В. Фоминой, вот почему так важно с раннего возраста развивать мелкую моторику пальцев рук у детей.

Анализ особенностей произношения у детей шестого года жизни показал, что до 50% воспитанников детских дошкольных учреждений имеют отклонения в речевом развитии и оказываются не подготовленными к школьному обучению. Отклонения в речевом развитии могут иметь как ярко выраженные внешние признаки, так и особенности, системно охватывающие различные уровни речевой деятельности и языковой системы. В этих условиях необходимо оказать ребёнку соответствующую коррекционную помощь, развивать моторику пальцев рук, для того, чтобы ликвидировать трудности, возникающие при нарушении произношения у детей.

Конечно, развитие мелкой моторики - не единственный фактор, способствующий развитию речи. Если у ребёнка будет прекрасно развита моторика, но с ним не будут разговаривать, то и речь ребёнка будет не достаточно развита. То есть необходимо развивать речь ребёнка в комплексе: много и активно общаться с ним в быту, вызывая его на разговор, стимулируя вопросами, просьбами. Необходимо рассказывать ребёнку обо всём, что его интересует и плюс к тому, развивать мелкую моторику рук.

Адресат программы:         

Дополнительная общеразвивающая программа предназначена для детей в возрасте 3-4 года. Это дети, посещающие МАДОУ ЦРР д/с №131.

Объем и срок освоения программы:

Срок освоения программы – 9 месяцев.

 На полное освоение программы требуется 36 академических часов.

Формы обучения:

Форма обучения – очная.

Особенности организации образовательного процесса

Набор в группу носит свободный характер и обусловлен интересами воспитанников и их родителей (законных представителей). Рекомендуемый состав группы - 8 человек, допустимый - 15 человек. Формы организации деятельности на занятиях: фронтальная, групповая, в парах, индивидуальная.

Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий:

Общее количество часов в год – 18.

Занятия проводятся 1 раз в 2 недели, во второй половине дня. Продолжительность занятий исчисляется в академических часах для детей 3-4 года – не более 15 минут.

Педагогической целесообразностью программы является важность организации процесса занятий с детьми таким образом, чтобы сам процесс приносил детям радость. Программа нацелена на общее, гармоничное, психическое, физическое и духовное развитие. Содержание и формы работы могут конкретизироваться в зависимости от возможностей детей, от ведущих целей их воспитания.

Цели и задачи:

Цель: Способствовать накоплению сенсорного опыта ребенка через развитие зрительного, слухового и тактильного восприятия, развивать мелкую моторику руки, понимание речи; гармоничное развитие детей.

Задачи программы:

  • Формирование произвольных координированных движений пальцев рук, глаза, гибкости рук, ритмичности развитие осязательного восприятия (тактильной, кожной чувствительности пальцев рук)
  • Формирование практических умений и навыков;
  • Обучать различным навыкам работы с бумагой, пластилином.
  • Развитие мелкой моторики пальцев, кистей рук;
  • Совершенствование движений рук;
  • Развитие познавательных психических процессов: произвольное внимание, логическое мышление, зрительное и слуховое восприятие, память;
  • Развитие речи детей;
  • Воспитывать нравственные качества по отношению к окружающим (доброжелательность, чувство товарищества и т. д.);
  • Воспитывать и развивать художественный вкус;
  •  Воспитывать усидчивость, целенаправленность.

Программа предусматривает проведение кружковых занятий в различной форме:

 Индивидуальная самостоятельная работа детей.

 Работа в парах.

 Групповые формы работы.

 Дифференцированная.

 Фронтальная проверка и контроль.

 Самооценка выполненной работы.

 Дидактическая игра;

  • Пальчиковые игры;
  • Игры-экспериментирования с предметами и материалами;
  • Самомассаж рук.

Этапы реализации программы:

Технология деятельности строится по этапам:

- Диагностика  исходного  уровня  развития  познавательных  процессов  и  контроль за их развитием.

- Планирование средств, какими можно развивать то или иное качество (внимание,  память,  воображение,  мышление),  с учетом  индивидуальности  каждого ребёнка и имеющихся знаний.

- Построение междисциплинарной (интегральной) основы обучения по развивающему курсу.

- Постепенное  усложнение  материала,  поэтапное  увеличение  объема  работы, повышение уровня самостоятельности детей.

- Ознакомление с элементами теории, обучение способам рассуждения, самостоятельной аргументации выбора.

- Интеграция  знаний  и  способов  познавательной деятельности,  овладение  ее обобщенными приемами.

- Оценка  результатов  развивающего  курса  по  разработанным  критериям,  в которую должен быть включен и ребёнок (самооценка, самоконтроль, взаимоконтроль).

Планируемые результаты:

Дети должны знать:

  • развитие у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитию умственных способностей и речи;
  • развитие у детей на основе разнообразной деятельности эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию, готовности к проявлению гуманного отношения в детской деятельности, поведении, поступках;
  • способности устанавливать контакты, осуществлять взаимодействие в различных группах, проявлять нравственное отношение к окружающему миру.

Дети должны уметь:

  • Застегивать самостоятельно пуговицу, молнию, крючки;
  • Самостоятельно работать с пластилином;

 Сравнивать, находить общее и частное свойства, обобщать и абстрагировать, анализировать и оценивать свою деятельность;

 путем рассуждений решать логические, нестандартные задачи, выполнять творческо-поисковые, словесно-дидактические, числовые задания, находить ответ к математическим загадкам;

 выполнять задания на тренировку внимания, восприятия, памяти

Механизм оценивания образовательных результатов:

Дети по программе не оцениваются.

Форма поведения итогов:

Формой подведения итогов является открытое занятие для родителей, обобщающие занятия после каждого раздела  

        

Учебный план

п/п

Содержание

Часы

1

Работа с сыпучими материалами

4

2

Моделирование

3

3

Знакомство с  пальчиковой игрой

3

4

Самомассаж

1

5

Закрепление пройденного материала

6

6

Мониторинг

1

Итого:

18

Тема

Количество часов

Форма контроля

всего

теория

практика

Самостоятельная подготовка

1.

Пересыпание крупы ложкой из одной мисочки в другую.

15

3

12

0

Опрос, беседа

2.

Сортировка семечек тыквы и подсолнуха.        

15

3

12

0

Опрос, беседа

3.

Игра

«Что это?» - разглаживание скомканных в шарики листов бумаги с контурными изображениями предметов посуды

15

3

12

0

Опрос, беседа

4.

«Мы конструкторы».

15

3

12

0

Опрос, беседа

5.

«Кто это?» - разглаживание скомканных в шарики листов бумаги с контурными изображениями домашних птиц.

15

3

12

0

Опрос, беседа

6.

«Угощение для птиц» 

15

3

12

0

Опрос, беседа

7.

Массаж пальчиков карандашами «Дровишки» - катание карандаша между ладошками по всей длине пальчиков.

15

3

12

0

Опрос, беседа

8.

Игра «Помоги котику найти дорожку к домику»(Пальчиком провести дорожку к домику).

15

3

12

0

Опрос, беседа

9.

Массаж пальчиков грецким орехом «Катилась торба».

15

3

12

0

Опрос, беседа

10.

Игра «Подарок для мышей и мышат»(Сортировка семечек тыквы и подсолнуха)

15

3

12

0

Опрос, беседа

11

Пальчиковая игра «Веселая мышка»

15

3

12

0

Опрос, беседа

12.

 Игра «Снегопад в лесу».

15

3

12

0

Опрос, беседа

13.

Пальчиковая игра «Пирог»

15

3

12

0

Опрос, беседа

14.

Игра «Покатай, покатай»

15

3

12

0

Опрос, беседа

15.

 Коллективная работа «Весенний луг» 

15

3

12

0

Открытое занятие

225

мин.

45

мин.

180

мин.

0

Содержание программы:

Сроки проведе -

ния

Кол-во часов

Тема занятий:

Задачи

Сентябрь

Октябрь

1

Пересыпание крупы ложкой из одной мисочки в другую.

Развивать познавательные психические процессы у детей.

МАТЕРИАЛ: крупы, ёмкости для круп, ложка

1

Сортировка семечек тыквы и подсолнуха.        

учить  распознавать разные семена, развитие мелкой моторики рук. Развивать внимание, логическое мышление.

МАТЕРИАЛ: семечки тыквы и подсолнуха

1

Игра«Что это?» - разглаживание скомканных в шарики листов бумаги с контурными изображениями предметов посуды

упражнять детей в умении осуществлять целенаправленные  действия умственного плана, частичном мысленном решении задач.

МАТЕРИАЛ: листы бумаги с изображением посуды.

Ноябрь

1

«Мы конструкторы».

формировать умение разложить сложную фигуру на  простые,  по образцу. Развивать внимание, логическое  мышление.

МАТЕРИАЛ: разноцветные геометрические фигуры.  

Контуры  фигур  изображённые на листе.

1

«Кто это?» - разглаживание скомканных в шарики листов бумаги с контурными изображениями домашних птиц.

упражнять детей в умении осуществлять целенаправленные  действия умственного плана, частичном мысленном решении МАТЕРИАЛ: листы бумаги с изображением домашних птиц

Декабрь

1

«Угощение для птиц» 

закрепить умение детей в сортировании различных семян по группам,  распознавание разных семяна, развитие мелкой моторики рук. Развивать внимание, логическое мышление.

МАТЕРИАЛ: семена, крупы

1

Массаж пальчиков карандашами «Дровишки» - катание карандаша между ладошками по всей длине пальчиков.

Развивать мелкую моторику пальцев.

МАТЕРИАЛ: Карандаш

1

Игра «Помоги котику найти дорожку к домику»(Пальчиком провести дорожку к домику).

Развивать координацию рук, эмоциональное отношение к результату своей деятельности.

МАТЕРИАЛ: игрушка «Котик», построенный домик из конструктора

Январь

Февраль

1

Пальчиковая гимнастика «Зайчики».

Развивать общую координацию движения.

МАТЕРИАЛ: пальцы рук

1

Массаж пальчиков грецким орехом «Катилась торба».

Развивать мелкую моторику.

МАТЕРИАЛ: Грецкий орех.

1

Игра «Подарок для мышей и мышат»(Сортировка семечек тыквы и подсолнуха)

Развивать мелкую моторику рук и пальцев.

МАТЕРИАЛ: Семечки тыквы и подсолнуха

1

Пальчиковая игра «Веселая мышка»

Развивать общую координацию движений, учить выполнять движения в соответствии с текстом.

МАТЕРИАЛ: пальцы рук

Март

Апрель

1

Массаж крутить карандашом (Катание гладкого и ребристого карандаша между ладонями).

Развивать мелкую моторику рук.

МАТЕРИАЛ:гладкий и ребристый карандаш.

1

 Игра «Снегопад в лесу».

Учить детей из ваты катать круглые предметы круговыми движениями между ладоней шарики.

МАТЕРИАЛ: Вата, трафарет ёлки из зеленой бумаги

1

Пальчиковая игра «Пирог»

Развивать мелкую моторику рук, умение воспроизводить движения в соответствии с текстом.

МАТЕРИАЛ: пальцы рук

1

Игра «Покатай, покатай»

Развивать мелкую моторику рук.

МАТЕРИАЛ: стол, простой карандаш

Май

1

 Коллективная работа «Весенний луг» 

Совершенствовать мелкую моторику пальцев рук; развивать зрительное внимание и пространственную ориентацию 

МАТЕРИАЛ: белая бумага, ватман зеленого цвета

Календарный учебный график

Режим работы МАДОУ ЦРР д/с № 131:

В соответствии с Уставом МАДОУ ЦРР д/с №131

5-ти дневная рабочая неделя, с 7 - 00 до 19 - 00, выходные дни - суббота, воскресенье и общегосударственные праздничные дни.

Праздничные дни:

  • 1-8 января – новогодние каникулы.
  • 23 февраля – День защитника Отечества.
  • 8 марта – Международный женский день.
  • 1 мая – Праздник Весны и Труда.
  • 9 мая – День Победы.
  • 12 июня – День России.
  • 4 ноября – День народного единства

Начало и окончание учебного года:

начало учебного года – 01.09.2021 г.

окончание учебного года – 31.05. 2022 г.

Продолжительность учебного года: 36 недель.

Сроки проведения каникул:

        Каникулы проводятся в период с 01 января по 09 января 2022 г.

Перечень праздничных мероприятий, традиций для воспитанников:

  • День Знаний – 01.09
  • Осенний праздник - 28.10. – 30.10
  • Новогодний праздник - 31.12. – 08.01.
  • Масленица – по календарю
  • День защитника Отечества – 23.02
  • 8 марта     -    06.03-08.03
  • День Победы    -   08.05-10.05
  • Выпускной утренник -  26.05 – 31.05
  • Летний праздник – 01.06.

Организационно-педагогические условия реализации дополнительной общеразвивающей программы.

Образовательный процесс осуществляется на основе учебного плана, рабочей программы и регламентируется расписанием занятий. В качестве нормативно-правовых оснований проектирования данной программы выступает Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», приказ Министерства просвещения от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», Устав МАДОУ ЦРР д/с №131, правила внутреннего распорядка обучающихся МАДОУ ЦРР д/с №131, локальные акты МАДОУ ЦРР д/с №131.

Указанные нормативные основания позволяют образовательному учреждению разрабатывать образовательные программы с учетом интересов и возможностей обучающихся.

Научно-методическое обеспечение реализации программы направлено на обеспечение широкого, постоянного и устойчивого доступа для всех участников образовательного процесса к любой информации, связанной с реализацией общеразвивающей программы, планируемыми результатами, организацией образовательного процесса и условиями его осуществления.

Социально-психологические условия реализации образовательной программы обеспечивают:

- учет специфики возрастного психофизического развития обучающихся;

- вариативность направлений сопровождения участников образовательного процесса (сохранение и укрепление психологического здоровья обучающихся);

- формирование ценности здоровья и безопасного образа жизни; дифференциация и индивидуализация обучения; мониторинг возможностей и способностей обучающихся, выявление и поддержка одаренных детей, детей с ограниченными возможностями здоровья;

- формирование коммуникативных навыков в разновозрастной среде и среде сверстников.

Материально-технические условия.

Кабинет, соответствующий санитарным нормам СанПин. Пространственно-предметная среда (стенды, наглядные пособия и др.).

Кадровые: воспитатель реализующий данную программу, должен иметь высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки "Образование и педагогика" без предъявления требований к стажу работы, либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению подготовки "Образование и педагогика" без предъявления требований к стажу работы.

Методическое сопровождение:

1. резиновые игрушки, мячики (ежи)

2. бусы, шнуровки, мозаика, прищепки, счетные палочки, спички;

3. различные материалы: пластичные (тесто, пластилин, сыпучие (крупы, бобовые, песок, семечки);

4. бумага, карандаши, клей, кисточки;

5. фигурки пальчикового театра и др.

6. картотека пальчиковых игр;

7. картотека художественного слова (стихи, загадки).

8. разработанные игры;

9. картотека игр на развитие внимания;

10. картотека игр на развитие памяти;

11. семантические игры;

12. картотека проблемных ситуаций;

13. игры со спичками.

Информационные ресурсы

  • Белая А.Е. «Пальчиковые игры для развития мелкой моторики»
  • Большакова С.Е. Формирование мелкой моторики рук.
  • Данилова Е. «Пальчиковые игры»
  • Ермакова И.А."Развиваем мелкую моторику у малышей";
  • Мелкая моторика в психофизическом развитии детей. Журнал «Дошкольное воспитание» №1, 2015 г.
  • Новикова О. Веселые пальчиковые игры, Москва-Санкт-Петербург, из-во «Сова», ред. 2015г.
  • Пилюгина Э.Г. «Сенсорные способности малыша» - М.: «Мозаика-Синтез», ред. 2019;

Электронные ресурсы

  • Игры и упражнения на развитие мелкой моторики рук [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://www.baby2000.ru/um/motorika.html
  • Развитие мелкой моторики [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://www.rakushka66.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=130&Itemid=132
  • Развитие мелкой моторики малыша с 1 года [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://www.kengyru.ru/melkaya-motorika-razvitie-melkoi-motoriki-v-godik.htm
  • Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://festival.1september.ru/articles/581288
  • Развитие мелкой моторики у детей [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://proigrushku.ru/razvitie-melkoj-motoriki-u-detej
  • Развитие мелкой моторики у детей [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://malutka.net/razvitie-melkoi-motoriki-u-detei
  • Развитие моторики у детей [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://adalin.mospsy.ru/l_01_11.shtml


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности «Веселые нотки»

Прививать первоначальные навыки творческого ансамблевого музицирования на основе развития импровизационного мышления и первичного моделирования творческих процессов. Развивать музыкальные способности ...

Дополнительная общеразвивающая образовательная программа физкультурной направленности «Веселый мяч»

В общей системе всестороннего развития человека физическое воспитание ребенка занимает важное место.Именно в дошкольном возрасте закладываются основы здоровья, физического развития,формируются ...

Дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Умные пальчики»

Сегодня  можно встретить объявления: «Обучаем чтению с двух лет» или «Раскрываем потенциал дошкольника». Мамы и папы, как правило, готовы на все ради любимых детей. Они ра...

Дополнительная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности "Волшебные пальчики"

Рисование – очень интересный и полезный вид деятельности, в ходе которого, разнообразными способами с использованием разных материалов, создаются живописные и графические изображения. Дети ...

Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа естественнонаучной направленности «Познавай-ка»

Экспериментирование, исследования, опыты – любимое занятие каждого ребенка – это то, чем он будет заниматься на каждом занятии.В процессе экспериментирования ребенок получает воз...

Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа технической направленности «Лего для дошколят»

Сегодня обществу необходимы социально активные, самостоятельные и творческие люди, способные к саморазвитию. Инновационные процессы в системе образования требуют новой организации системы в целом.Форм...