Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа по ОБЖ "Азбука безопасности"
рабочая программа по обж (старшая группа) на тему
Оглавление
1. Пояснительная записка……………………………………..3 - 10
2. Учебно-тематический план……...…………………………11- 13
3. Содержание…………………………………………………14 - 26
4. Обеспечение……………………………………………… 27 - 31
5. Мониторинг образовательных результатов………………32 - 34
6. Список информационных источников………………………35
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Азбука безопасности | 65.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад п. Тихменево
Принята на заседании «УТВЕРЖДАЮ»
Совета педагогов заведующая МДОУ
Протокол №___________ _______(Расулова О.С.)
«___»__________20____г. «__» _______20_____г.
Педагогического совета
Социально-педагогическая направленность
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по основам безопасности жизнедеятельности
«Азбука безопасности»
Возраст обучающихся: 5 – 6 лет
Срок реализации: 1 год
Автор – составитель:
Панова Ольга Викторовна,
воспитатель МДОУ детский сад
п. Тихменево
п. Тихменево, 2018 г.
Оглавление
- Пояснительная записка……………………………………..3 - 10
- Учебно-тематический план……...…………………………11- 13
- Содержание…………………………………………………14 - 26
- Обеспечение……………………………………………… 27 - 31
- Мониторинг образовательных результатов………………32 - 34
- Список информационных источников………………………35
- Пояснительная записка
Актуальность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы определяется нормативно-правовыми документами федерального уровня. Рабочая программа по формированию основ безопасности и жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста разработана в соответствии:
- с Федеральными государственным образовательным стандартом к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 1155 от 14 ноября 2013 года).
- Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях" 2.4.1.2660-10 № 164 20.12.2010 г.
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 1155 от 14 ноября 2013 года.
В настоящее время наличие потенциальных источников возникновения различных опасных ситуаций, связанных с социально-экономическим развитием деятельности человека (доступность сложных бытовых приборов и оборудования, мобильность образа жизни взрослых и детей и др.), антропогенные изменения в природе, являющиеся причиной возникновения глобальных экологических проблем (снижение качества воды, воздуха, исчезновение отдельных видов растений и животных и др.) и, как следствие, ухудшение состояния здоровья детей вызывают необходимость овладения и усвоения ребенком достаточно сложных для его возраста знаний, общего понимания целостности человеческого организма, взаимосвязи образа жизни и здоровья человека. Важно побудить ребенка задуматься о работе своего организма, почувствовать и лучше понять его сложное устройство, осознать значение правильного питания, активного образа жизни, личной гигиены.
В дошкольном образовательном учреждении обязательная и первоочередная задача взрослых (педагогов и родителей) состоит в том, чтобы оберегать и защищать самых беззащитных граждан - маленьких детей, подготовить их к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями.
Необходимо выделить такие правила поведения, которые дети должны выполнять неукоснительно, так как от этого зависят их здоровье и безопасность. Безопасность – это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях. Кроме того, дети могут оказаться в неожиданной ситуации на улице и дома, поэтому главным в работе по данному направлению является стимулирование развития у детей самостоятельности и ответственности. Все, чему учат детей, они должны уметь применить в реальной жизни, на практике.
С целью формирования у дошкольников основ безопасности жизнедеятельности (состояния физической, психической и социальной защищенности), как необходимого условия полноценного развития человека, разработана программа «Азбука безопасности».
Создание программы также вызвано потребностью методического обеспечения курса социализации в системе дошкольного образования и необходимостью решения проблем воспитания детей новыми средствами, а также повышения качества и значимости дополнительного образования.
Возраст обучающихся: 5 – 6 лет.
Ребёнок 5-6 лет стремится познать себя и другого человека как представителя общества, постепенно начинает осознавать связи и зависимости в социальном поведении и взаимоотношениях людей. В 5-6 лет дошкольники совершают положительный нравственный выбор (преимущественно в воображаемом плане). Чаще начинают употреблять и более точный словарь для обозначения моральных понятий - вежливый, честный, заботливый и др.
В этом возрасте в поведении дошкольников формируется возможность саморегуляции, т. е. дети начинают предъявлять к себе те требования, которые раньше предъявлялись им взрослыми. Так они могут, не отвлекаясь на более интересные дела, доводить до конца малопривлекательную работу (убирать игрушки, наводить порядок в комнате и т. п.). Это становится возможным благодаря осознанию детьми общепринятых норм и правил поведения и обязательности их выполнения. Ребенок эмоционально переживает не только оценку его поведения другими, но и соблюдение им самим норм и правил, соответствие его поведения своим морально-нравственным представлениям. Однако соблюдение норм (дружно играть, делиться игрушками, контролировать агрессию и т. д.), как правило, в этом возрасте возможно лишь во взаимодействии с теми, кто наиболее симпатичен, с друзьями.
В возрасте от 5 до 6 лет происходят изменения в представлениях ребёнка о себе; оценки и мнение товарищей становятся для них существенными. Повышается избирательность и устойчивость взаимоотношений с ровесниками. Свои предпочтения дети объясняют успешностью того или иного ребёнка в игре («С ним интересно играть» и т. п.) или его положительными качествами («Она хорошая», «Он не дерётся» и т. п.). Общение детей становится менее ситуативным. Они охотно рассказывают о том, что с ними произошло: где были, что видели и т. д. Дети внимательно слушают друг друга, эмоционально сопереживают рассказам друзей.
Повышаются возможности безопасности жизнедеятельности ребенка 5-6 лет. Это связано с ростом осознанности и произвольности поведения, преодолением эгоцентрической позиции (ребёнок становится способным встать на позицию другого).
В игровом взаимодействии существенное место начинает занимать совместное обсуждение правил игры. Дети часто пытаются контролировать действия друг друга - указывают, как должен себя вести тот или иной персонаж. В случаях возникновения конфликтов во время игры дети объясняют партнёрам свои действия или критикуют их действия, ссылаясь на правила. При распределении детьми этого возраста ролей для игры можно иногда наблюдать и попытки совместного решения проблем («Кто будет…?»). Вместе с тем согласование действий, распределение обязанностей у детей чаще всего возникает ещё по ходу самой игры.
К 5 годам они обладают довольно большим запасом представлений об окружающем, которые получают благодаря своей активности, стремлению задавать вопросы и экспериментировать.
Направленность: Социально – педагогическая.
Вид: модифицированная, интегрированная.
Цель программы: формировать у детей знания о правилах безопасного поведения и здорового образа жизни, воспитание ценностного отношения к себе и окружающему миру.
Задачи:
- Формировать представления и освоение способов безопасного поведения, основ экологического сознания.
- Формировать целостную картину мира и расширение кругозора в части представлений о возможных опасностях, способах их избегания, способах сохранения здоровья и жизни, безопасности окружающей природы.
- Формировать первичные представления о себе, гендерных особенностях, семье, социуме и государстве, освоение общепринятых норм и правил взаимоотношений с взрослыми и сверстниками в контексте безопасного поведения и основ экологического сознания.
- Формировать первичные ценностные представлений о здоровье и здоровом образе жизни человека.
- Развивать у детей понимание того, что планета Земля – наш общий дом, в котором живут звери, птицы, рыбы, насекомые, а человек - часть природы; что на жизнь и здоровье человека и животных влияют чистота водоемов, почвы и воздушной среды.
- Развивать навыки свободного общения с взрослыми и детьми в процессе освоения способов безопасного поведения, способов оказания самопомощи, помощи другому, правил поведения в стандартных опасных ситуациях и др., в части формирования основ экологического сознания.
- Выработать у дошкольников нормы поведения, уверенность в себе.
Ожидаемые результаты
Результаты обучения:
В результате освоения программы воспитанники будут
иметь представления:
- о несовпадении приятной внешности и добрых намерений человека;
- об опасных ситуациях при контакте с незнакомыми людьми;
- о нормах поведения при общении с другими дети, в том числе подростками;
- о нормах поведения в экстремальных ситуациях в быту;
- о нормах поведения в случае, если ребенок потерялся на улице;
- о правилах безопасного поведения на улице;
-о местах на улице, где позволительно играть;
- о правилах обращения с предметами, несущими в себе опасность;
- о ценности здоровой пищи;
- о роли лекарств и витаминов;
- о пользе овощей и фруктов;
- о значении крови для живых существ;
- о способах решения конфликтов и ссор между детьми;
- о допущении здоровой дозы страха в реально опасных ситуациях.
-о необходимости следить за своей внешностью.
- домашний адрес и номер телефона; имена и отчества родителей; адрес детского сада;
- телефоны милиции, скорой помощи, пожарной части;
-правила пользования телефоном;
- правила поведения в ситуации насильственного поведения со стороны незнакомого взрослого;
- строение человеческого тела и его внутреннее строение;
- правила уличного движения, перехода улицы в указанных местах, в соответствии со световыми сигналами;
- дорожные знаки для водителей и пешеходов;
- разные виды транспорта;
- разные способы проявления заботы о здоровье окружающих.
-какие действия вредят природе, а какие способствуют ее восстановлению.
-какие опасности встречаются в природе.
Результаты развития и воспитания:
-применять усвоенные знания и способы деятельности для решения проблемных ситуаций;
-планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели;
- соблюдать правила поведения на улице (дорожные правила), в общественных местах;
-различать и называть виды транспорта (наземный, подземный, воздушный, водный);
-ориентироваться в окружающем пространстве, обозначать взаимное расположение и направление движения объектов; пользоваться знаковыми обозначениями;
-устанавливать причинно-следственные связи между состоянием окружающей среды и жизнью живых организмов, бережно относиться к природе;
-бережно относиться к своему здоровью.
Особенности организации образовательного процесса.
При разработке Программы учитывались подходы, базирующиеся на достижениях отечественной психологической и педагогической науки, которая вобрала в себя критически переосмысленный мировой опыт и создала ряд фундаментальных собственных теорий.
В ее основе:
1. Дидактические принципы воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста (принципы научности, развития, развивающего образования, связи науки с практикой, систематичности и последовательности, доступности, наглядности, сознательности и активности в обучении, прочности и др.).
2. Деятельностный подход к развитию ребенка и организации образовательного процесса (А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, А.В.Запорожец, П.Я.Гальперин, В.В.Давыдов и др.), который раскрывается через:
- принцип воспитания и обучения в деятельности – образовательный процесс основывается на собственной активности ребенка в совместной жизнедеятельности с взрослыми и сверстниками;
- принцип активности, инициативности и субъектности в развитии ребенка. Через собственную активность и внутренние силы ребенок сам открывает новые знания, принимает решения, делает осознанный выбор;
- принцип ориентации на зону ближайшего развития – обучение является движущей силой развития ребенка, или «обучение ведет за собой развитие», где обучение понимается в контексте понятия «зона ближайшего развития». Состояние развития никогда не определяется только его созревшей частью, или актуальным уровнем развития; необходимо учитывать и созревающие функции, или зону ближайшего развития, причем последней отводится главенствующая роль в процессе обучения, т.к. сегодняшняя зона ближайшего развития завтра станет для ребенка уровнем его актуального развития.
3. Фундаментальное положение Л.С. Выготского о ведущей роли обучения в развитии.
4. Теория А.В.Запорожца об амплификации (обогащении) ребенка средствами разных «специфически детских видов деятельности». Это принцип обогащения развития, принцип, который противостоит идеологии «акселерации», идеологии резкого, искусственно интенсифицированного развития ребѐнка. В теории амплификации детского развития Александр Владимирович подчѐркивает самоценность дошкольного детства, непреходящее его значение. То, что ты здесь не доработал, уже не сможет возвернуться к ребенку, он будет развиваться дальше, уже без этой пропущенной основы. Очень важно обогащѐнное развитие всех сторон ребѐнка, а особенно развитие его эмоционального мира, его образного мышления, воображения.
5. Возрастная периодизация Д.Б. Эльконина.
Содержание Программы учитывает возрастные и индивидуальные особенности контингента детей, воспитывающихся в образовательном учреждении.
2. Учебно – тематический план дополнительного образования «Азбука безопасности»
Учебный план представляет собой сетку образовательной деятельности и образовательной деятельности в режимных моментах в течение дня с распределением времени на основе действующего СанПиН. Учитывается, что Программа обеспечивает развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей.
Максимальная продолжительность непрерывной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста составляет 20 мин. Образовательная деятельность осуществляется во вторую половину дня 1 раз в неделю. Возможно осуществление образовательной деятельности на игровой площадке во время прогулки. Количество учебных часов 36.
№ | Тема занятия | Количество часов | ||||
1. | Введение Мониторинг образовательных результатов | Теория 1 - | Практика - 2 | Всего 1 2 | ||
2. | Ребенок и другие люди - Внешность человека может быть обманчива. - Встреча с незнакомцем. - Ситуации насильственного поведения со стороны незнакомого взрослого. - Ребенок и его старшие приятели. | 2 | 2 | 4 | ||
3. | Ребенок дома Опасные предметы в доме. Балкон, открытое окно и др. бытовые опасности. Экстремальные ситуации в быту. Это должен знать каждый (нужные телефоны). | 3 | 2 | 5 | ||
4. | Здоровье ребенка Как я устроен? Что такое кровь? Зачем она нам нужна? Почему заболели ребята? Витамины в жизни человека. Если хочешь быть здоров. | 2 | 2 | 4 | ||
5. | Здоровье ребенка Личная гигиена. Здоровая пища. Забота о здоровье окружающих. Правила оказания первой помощи. | 3 | 1 | 4 | ||
6. | Эмоциональное благополучие ребенка Конфликты между детьми. К кому можно обратиться за помощью, если ты потерялся на улице. Игры во дворе. | 2 | 2 | 4 | ||
7. | Ребенок на улице О безопасности на дорогах. Дорожные знаки. О работе ГИБДД. Правила поведения в транспорте. Правила езды на велосипеде. | 3 | 2 | 5 | ||
8. | Ребенок и природа Контакты с животными. Съедобные ягоды и ядовитые растения. Съедобные и несъедобные грибы Будь природе другом. | 2 | 2 | 4 | ||
9. | Мониторинг образовательных результатов Подведение итогов |
- - | 2
1 |
2 1
| ||
Итого | 18 | 18 | 36 |
3. Содержание дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Азбука безопасности»
Сентябрь
Мониторинг образовательных результатов
Октябрь
Занятие 1.Тема: «Внешность человека может быть обманчива»
Задачи: формировать понятие о том, что приятная внешность незнакомого человека не всегда означает его добрые намерения, рассмотреть и обсудить типичные опасные ситуации возможных контактов с незнакомыми людьми дома и на улице, научить правильно себя вести в таких случаях.
Содержание:
- Беседа на материале жизненного опыта детей (дядя с бородой, хорошо одетые, симпатичные молодые люди).
- Беседа на материале сказок («Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» - мачеха с отравленным яблоком; «Золушка»; Чудище в «Аленьком цветочке»).
- Проигрывание и обсуждение ситуаций (взрослый уговаривает ребенка пойти с ним, обещает конфетку, игрушку, сообщая, что действует по просьбе родителей; открывает дверцу машины и предлагает покататься).
- Сочинение историй с описанием внешности персонажей.
- Творческое задание: рисование «своих» и «чужих» людей, обсуждение рисунков.
Занятие 2.Тема: « Встреча с незнакомцем»
Задачи: рассмотреть и обсудить с детьми такие опасные ситуации, как контакты с чужими людьми, научить их правильно себя в таких ситуациях.
Содержание:
1.Моделирование ситуации: «Один дома»
2.Д.и «Найди опасность», «Знакомый свой, чужой»
3.Выполнение цикла заданий на тему «Раскрась спрятанную фигуру»
3.Беседа на материале иллюстраций (в данном случае милиционер оказался не настоящим - это переодетый бандит, а у переодетого почтальона в сумке – пистолет).
4.Тренинг: «Один дома»
5.Проигрывание и обсуждение ситуаций: чужой пытается открыть сам дверь; звонок незнакомого по телефону.
Занятие 3. Тема: «Ситуация насильственного поведения со стороны незнакомого взрослого»
Задачи: рассмотреть обсудить с детьми ситуации насильственных действий со стороны взрослого на улице, научить их соответствующим правилам поведения.
Содержание:
1.Рассматривание и обсуждение возможных ситуаций насильственного поведения незнакомого взрослого, который на улице хватает ребенка за руку и куда – то тащит; заталкивает в машину и хочет увезти.
2.Просматривание отрывка из мультфильма «Ну, погоди» (волк посадил зайца в мешок и хотел его унести).
3.Беседа на материале просмотренного мультфильма, материале сказок «Гуси – лебеди», «Петушок – золотой гребешок»
4.Творческое задание: изготовление настольного театра по сказке: «Петушок – золотой гребешок»
5.Разыгрывание по ролям сказки: «Петушок – золотой гребешок»
6.Дидактическая игра «Закончи фразу»
Занятие 4. Тема: «Ребенок и его старшие приятели»
Задачи: научить детей говорить «нет», если старший приятель попытается вовлечь его в опасную ситуацию.
Содержание:
1.Беседа на материале иллюстраций журналов «Безопасность».
2.Работа с рабочей тетрадью: «Соедини: опасная ситуация – следствие»
3.Обсуждение: почему это произошло.
4.Придумывание рассказов со счастливым случаем.
5.Игра «Можно-нельзя».
6.Моделирование ситуации: «Опасно»
Ноябрь
Занятие 1. Тема: « Опасные предметы в доме»
Задачи: помочь детям хорошо запомнить основные предметы, опасные для жизни и здоровья (острые, колющие, режущие и др.), помочь им самостоятельно сделать выводы о последствиях неосторожного обращения с такими предметами, о хранении опасных предметов.
Содержание:
1.Загадывание загадок об опасных предметах быта.
2.Д.и. «Раз, два, три, что может быть опасно - найди» « Так и не так»
2.Обсуждение ситуаций на материале жизненного опыта детей.
3.Игра с использованием мяча: «Закончи фразу»
4.Творческая работа: «Обведи красным цветом», «Вырежи потенциально опасные предметы»
5.Игра: «По местам»
Занятие 2. Тема: «Балкон, открытое окно и др. бытовые опасности (пожароопасные предметы, лекарства, алкоголь и др.)
Задачи: расширять представления детей о предметах, которые могут быть источниками опасности в доме, помочь детям хорошо запомнить основные группы опасных предметов, которыми им нельзя самостоятельно пользоваться, помочь сделать выводы о последствиях неосторожного обращения с такими предметами.
Содержание:
- Отгадывание загадок о предметах, требующих осторожного обращения.
- Игра «Закончи правильно фразу».
- Обсуждение ситуаций из личного опыта детей.
- Рассматривание иллюстраций альбома, их обсуждение.
- Выведение правил обращения с источниками опасности в доме.
- «Нужные телефоны».
- Творческое задание: «По местам»
Занятие 3. «Экстремальные ситуации в быту»
Задачи: рассмотреть и обсудить с детьми опасные ситуации, которые могут возникнуть дома; научить ребенка, как правильно действовать в таких ситуациях и как их избежать. Прививать навыки осторожного обращения с огнем, Воспитывать чувство ответственности.
Содержание:
1.Экспериментальная деятельность: «Огонь – хорошо, огонь – плохо»
2..Разбор конкретных ситуаций.
3..Загадывание загадок (электрические приборы, спички и лр.)
4.Творческое задание: «Дорисуй ситуацию», обсуждение, по какой причине, по их мнению, произошел пожар.
5.Игровая ситуация: алгоритм поведения при пожаре.
6.Опытническая деятельность: горящая бумага.
7.Моделирование ситуации: тушение возгорания
8.Творческое задание: «Нарисуй, какой пожар тушит пожарный»
Занятие 4. «Это должен знать каждый (нужные телефоны).
Задачи: научить пользоваться телефонами милиции, скорой помощи, пожарной части.
Содержание:
- Ознакомление с номером телефона «01», по которому надо звонить в случае пожара.
- Игра «Пожарные на учении».
- Моделирование ситуации: «В доме пожар» (действия при пожаре)
- Обсуждение ситуаций на основе жизненного опыта детей «Когда и как правильно вызывать милицию?» («02»), скорую помощь («03»).
- Творческое задание: «Дорисуй картинку»
- Разыгрывание историй с помощью макета квартиры и сказочных героев»
- Изготовление настольного театра для тренировки безопасного поведения: макет комнаты, фигурки персонажей
Декабрь
Занятие 1. «Как я устроен?»
Задачи: познакомить детей со строением человеческого тела, назначением и работой системы пищеварения, формировать основы здорового образа жизни.
Содержание:
- Беседа с рассматриванием плаката «Что внутри меня?».
- Д/и «О какой части тела говорю?»
- Решение головоломки: что общего в людях.
- Моделирование: «Путешествие морковки» (выкладывание схемы из бросового материала).
- Беседа «Полезные и вредные продукты».
- Д/и «Узнай и назови овощи», «Чудесный мешочек».
- Правила поведения за столом. Игра «Что можно, что нельзя?».
- Игра «Покажи на себе»
Занятие 2. «Что такое кровь? Зачем она нам нужна?»
Задачи: продолжать знакомить детей с внутренним строением человека, рассказать о значении крови для живых существ, о работе кровеносной системы, формировать основы здорового образа жизни.
Содержание:
- Беседа о кровеносной системе человека и значении крови с рассматриванием плаката «Кровообращение».
- «Из чего состоит кровь?», «Что происходит с кровью, когда мы поранились?» (практическая деятельность с выкладыванием разноцветных фишек).
- Беседа «Что полезно, что вредно для крови?» (выбрать нужные картинки).
- Игровое задание: «Прислушайтесь к биению сердца»
- Творческое задание: «Нарисуй малышу сердце».
Занятие 3. «Почему заболели ребята?»
Задачи: научить детей заботиться о своем здоровье, избегать ситуаций, приносящих вред здоровью.
Содержание:
1.Беседа на материале жизненного опыта детей, обмен опытом: рассказать друг другу, что они знают о болезнях.
2.Беседа о профессии врача, беседа на материале сказки К. Чуковского «Айболит».
3.Творческое задание: поиск опасных ситуаций для здоровья (использовать картинки).
4.Сочинение рассказа: «Как я берегу свое здоровье».
Занятие 4. «Витамины в жизни человека»
Задачи: дать детям знания о пользе витаминов и их значении для здоровья человека; объяснить детям как витамины влияют на организм человека.
Содержание:
- Беседа на основе жизненного опыта детей о полезных и вредных продуктах.
- Разучивание стихотворения: Л. Зильберга
«Никогда не унываю,
И улыбка на лице,
Потому что принимаю
Витамины А, В, С».
3. Работа с рабочей тетрадью: творческое задание «Отбери продукты».
4.Творческое задание: влияние витаминов на различные части тела (организма) человека.
3.Театрализованная игра «Витаминная семья»
4.Д.и. «Дары природы» «Узнай и назови»
Занятие 5. «Если хочешь быть здоров»
Задачи: формировать понимание необходимости заботиться о своем здоровье, беречь его, учиться быть здоровыми и вести здоровый образ жизни, прививать любовь к физическим упражнениям, закаливанию.
Содержание:
- Чтение отрывков из художественной литературы: В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо?», К.Чуковский «Мойдодыр», С.Михалков «Про девочку, которая плохо кушала».
- Заучивание поговорки: «От простой воды и мыла у микробов тают силы».
- Подвижная игра «Два мороза».
- Развивающая игра «Сравни картинки».
- Дидактическая игра «Что одеть на улицу».
- Игровые обучающие ситуации: предлагается съесть немытые овощи др.
- Посоветуйся с зеркалом»
8. Настольный театр: «Одеваемся на прогулку
Январь
Занятие 1. «Личная гигиена»
Задачи: развивать у детей понимание значения и необходимости гигиенических процедур.
Содержание:
- Обсуждение ситуаций на примере иллюстраций ОБЖ.
- Беседа на материале произведения А.Барто «Девочка чумазая»
- Загадка о зеркале. Беседа о его назначении.
- Игра «Зеркальце, скажи!»
- Игра «Узнай по описанию» (узнавание друзей по описанию внешности)
- Игра – драматизация по сказке К. Чуковского « Мойдодыр»
Занятие 2. «Здоровая пища»
Задачи: помочь детям понять, что здоровье зависит от правильного питания – еда должна быть не только вкусной, но и полезной.
Содержание:
1.Создание проблемной ситуации: «Глазами ребенка»
2.Беседа на примере жизненного опыта детей.
3.Творческое задание: «Вырежи продукты питания»
4.Ситуационно – имитационное моделирование: «Разнообразное меню», обсуждение.
5.Загадывание загадок о полезных продуктах
6.Чтение: «Ю.Тувим «Овощи».
7.Игра: «Овощи – фрукты»
8.Настольный театр: «Накроем на стол»
Занятие 3. «Забота о здоровье окружающих»
Задачи: дать знания о тяжелых, хронических заболеваниях, инвалидности, стараться пробудить в детях чувство сострадания, стремление помочь больным, одиноким, пожилым людям.
Содержание:
1.Беседа, «Какие болезни вы знаете? Причины болезней».
2.Рассказ педагога о том, как возникают хронические болезни.
3.Беседа «Как помочь больному?» (инвалиду, пожилому человеку).
4.Моделирование ситуации: «Поможем заболевшей кукле»
Февраль
Занятие 1. «Правила оказания первой помощи»
Задачи: научить детей оказанию первой помощи нуждающему больному, самопомощи.
Содержание:
1.Создание проблемной ситуации: «Бабушке (маме и.т.д. плохо)
2.Анализ заданной ситуации.
3.Тренинг: «Вызываем скорую помощь»
4.Ситуационно – имитационное моделирование: «Останавливаем кровь»
5.Практическое задание: «Бинтуем руку (ногу).
Занятие 2. «Конфликты между детьми»
Задачи: учить самостоятельно разрешать межличностные конфликты, учитывая при этом состояние и настроение другого человека, пользоваться нормами-регуляторами.
Содержание:
- «Что такое конфликт?» (примеры из жизненного опыта).
- Беседа о способах решения конфликтных ситуаций.
- Несиловые способы выхода из конфликтных ситуаций, разработка стратегии.
- Приемы профилактики конфликтов и ссор.
- Мимические упражнения.
- Моделирование ситуации: «Я тоже хочу такую же игрушку»
Занятие 3. «К кому можно обратиться за помощью, если ты потерялся на улице»
Задачи: помочь усвоить, что, если потерялись на улице, то обращаться за помощью можно не к любому взрослому, а только к милиционеру, военному, продавцу.
Содержание:
- Беседа на основе жизненного опыта детей.
- Ситуации, подобранные из литературных сюжетов.
- Разыгрывание тематических сценок.
- Тренинг: «К кому следует обратиться за помощью?».
- «Назови свой адрес и номер телефона».
Занятие 4. «Игры во дворе»
Задачи: обсудить различные опасные ситуации, которые могут возникнуть при играх во дворе дома, научить детей необходимым мерам предосторожности.
Содержание:
- Беседа: «Мои любимые игры».
- Обсуждение возможных опасных ситуаций. «Как их избежать?».
- Игра «Можно - нельзя»
- Тренинг: «Игры во дворе»
Март
Занятие 1 «О безопасности на дорогах »
Задачи: учить правилам поведения на улице, закрепить представление о том, где можно и где нельзя играть.
Содержание:
- Рассказы из жизни, сюжеты из литературы или мультфильмов.
- Разыгрывание ситуаций правильного и неправильного поведения на улице.
- «Нарисуй плакат».
- Моделирование ситуации: «Я играю с мячом»
Занятие 2. «Дорожные знаки»
Задачи: учить различать и понимать, что обозначают некоторые дорожные знаки.
Содержание:
- Беседа «Для чего нужны дорожные знаки?».
- Знакомство с предупреждающими знаками.
- Знакомство с запрещающими знаками.
- Предписывающие знаки («Движение прямо», «Движение направо»).
- Информационно-указательные знаки («Место остановки автобуса», «Пешеходный переход» и т.д.).
Занятие 3. «О работе ГИБДД»
Задачи: закрепить и систематизировать знания детей о работе сотрудников ДПС, о труде полицейского – регулировщика.
Содержание:
1.Всреча с сотрудником ДПС, беседа его с детьми.
2.Беседа на материале иллюстраций о работе полицейского – регулировщика.
3.Игра: «Я – регулировщик»
4.Сюжетно – ролевая игра «Автобус»
Занятие 4. «Правила поведения в транспорте»
Задачи: ознакомить детей с правилами поведения в общественном транспорте; воспитывать культуру поведения в транспорте, вежливое отношение к детям, взрослым и престарелым.
Содержание:
1..Беседа на материале жизненного опыта детей.
2.Игра на классификацию транспорта.
3.Игра: «Можно – нельзя»
4.Разбор конкретных ситуаций на материале иллюстраций.
5.Игра: «Разрешается – запрещается»
Занятие 5. «Правила езды на велосипеде (самокате, роликах)»
Задачи: рассмотреть различные опасные ситуации, которые могут возникнуть при катании детей на велосипеде (самокате, роликовых коньках); научить детей правилам поведения в таких ситуациях.
Содержание:
1.Беседа на материале личного опыта детей.
2.Ситуационно – имитационное моделирование: «Опасные ситуации»
3.Работа с рабочей тетрадью: творческое задание (правильное – неправильное поведение)
4.Копилка правил.
Апрель
Занятие 1. «Контакты с животными»
Задачи: объяснить детям, что контакты с животными иногда могут быть опасны.
Содержание:
1.Беседа на материале жизненного опыта детей.
2Анализ заданных ситуаций.
3.Сочинение историй по каждому проанализированному сюжету.
4.Моделирование ситуации с неправильным поведением ребенка с животным и его последствием.
5.Творческая работа: « Раскрась животных», «Найди неправильное поведение и его последствия»
Занятие 2. «Съедобные ягоды и ядовитые растения»
Задачи: Познакомить детей со съедобными ягодами и ядовитыми растениями, а также научить различать их и правильно называть.
Содержание:
1.Рассматривание плакатов: «Съедобные ягоды», «Ядовитые растения»
2.Игра: «Найди ответ на картинке»
3.Беседа на материале личного опыта детей.
4.Работа с рабочей тетрадью: раскрашивание по образцу.
5.Игра: «Съедобные – несъедобные ягоды»
6.Настольная игра: «Сбор грибов и ягод»
Занятие 3. «Съедобные и несъедобные грибы»
Задачи: Научить детей различать грибы (съедобные, несъедобные) по внешнему виду.
Содержание:
1.Рассматривание плаката: «Съедобные и несъедобные грибы».
2.Художесвенное творчество: раскрашивание грибов, ориентируясь на образец.
3.Загадки: «Вы – мне, я – вам»
4.Дидактическая игра: «Сварим суп из грибов» (моделирование)
5.Сказка: «Война грибов»
6.Правила грибников.
Занятие 4. «Будь природе другом»
Задачи: развивать представление о том, какие действия вредят природе, портят ее, а какие способствуют ее восстановлению; продолжать формировать у детей убеждение, что красота природы бесценна, поэтому ее надо охранять; воспитывать доброе, милосердное, ответственное отношение к природе.
Содержание:
1.Экспериментирование: «Зачем нужен воздух»
2.Моделирование «веселой» и «грустной» полянки»
3.Работа с рабочей тетрадью: «Разбор конкретных ситуаций»
4.Чтение А.Барто «Весенняя прогулка»
5.Творческое задание: «Восстановим ситуацию»
6. Изготовление макета лесной полянки.
7.Настольный театр: «Бережем и охраняем природу»
Май
Повторный мониторинг образовательных результатов
Содержание:
1.Беседа на материале из личного опыта детей.
2.Творческое задание в рабочей тетради.
3.Обсуждение ситуаций.
4.Копилка правил.
4.Обеспечение дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
Материально-техническое обеспечение Программы.
Материально-технические условия реализации Программы соответствует:
- санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам, описанным в СанПиН 2.4.1.3049-13;
- правилам пожарной безопасности;
- требованиям к средствам обучения и воспитания в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями развития детей;
- требованиям ФГОС ДО к предметно-пространственной среде;
- требованиям к материально-техническому обеспечению программы (учебно-методический комплект, оборудование, оснащение, предметы).
Реализация программы невозможна без программно-методического обеспечения материала, соответствующего возрастным особенностям детей и создания богатой развивающей среды:
- различные пособия, демонстрационный материал (плакаты, дорожные знаки, модели разных видов транспорта, детские коляски, куклы, атрибуты для игр по правилам уличного движения, макеты перекрестка, домов и улиц);
- настольно-печатные игры по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, воспитанию ЗОЖ («Осторожно, дорога!», «Незнайка на улице», «Дорожные знаки», «Зеленый светофор»);
- дидактические игры по всем разделам познавательного направления, демонстрационный, методический материал (альбомы на разные темы, иллюстрации, наборы игрушек, серии картинок или открыток, разнообразные коллекции, макеты и др.), подборки книг, познавательных детских энциклопедий, видеофильмов, слайдов;
- стационарное место для продуктивной деятельности дошкольника по типу учебной зоны дошкольника – детский стол и стул;
- правильное освещение;
- мультимедийник;
- компьютер;
- DVD
- Спортивный зал,
- Спортивная площадка на улице
- Помещение для дополнительной общеобразовательной программы.
Программно-методическое обеспечение дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
автор | название | издательство | примечание |
Авдеева Н.Н. Князева Н.Л., Стеркина Р.Б. | Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста | ООО: Издательство «Детство – Пресс», 2013г. | пособие |
Голицына Н.С. Прилепко Е.Ф. | ОБЖ для старших дошкольников. Система работы Пожарная безопасность для дошкольников | Издательство «Скрипторий», 2013 г. Издательство «Скрипторий» 2009г. | Пособие пособие |
Организация развивающей предметно-пространственной среды
Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного пространства, материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья и коррекции недостатков их развития. При создании развивающей предметно-пространственной среды учитываются требования ФГОС: она содержательно насыщенна, трансформируема, полифункциональная, вариативна, доступна и безопасна.
Организация развивающей среды в детском саду с учетом ФГОС простроена таким образом, чтобы наиболее эффективно развивалась индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровня активности. Среда обогащена элементами, стимулирующими познавательную, эмоциональную, двигательную деятельность детей. Предметно-пространственная среда организована так, что каждый ребенок имеет возможность свободно заниматься любимым делом.
Оборудование размещено по центрам развития и позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам: конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность, экспериментирование.
Насыщенная развивающая предметно-пространственная среда является основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка.
Развивающая среда – основное средство формирования личности ребенка и источник его знаний и социального опыта. Среда, окружающая детей в детском саду, обеспечивает безопасность их жизни, способствовать укреплению здоровья и закаливанию организма каждого из них.
Особенности развивающей предметно-пространственной среды:
1. Среда выполняет образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главное – она работает на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.
2. Предусмотрено гибкое и вариативное использование пространства. Среда служит удовлетворению потребностей и интересов ребенка.
3. Форма и дизайн предметов ориентирована на безопасность и возраст детей.
4. Элементы декора легко сменяемы.
5. При создании развивающей предметно - пространственной среды в групповом помещении учитываются закономерности психического развития детей, показатели здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития, а также показатели эмоционально - потребностной сферы.
6. Цветовая палитра представлена теплыми, пастельными тонами.
7. При создании развивающего пространства в групповом помещении учитывается ведущая роль игровой деятельности.
8. Среда группы меняется в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения.
Развивающая предметно - пространственная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Она не только развивающая, но и развивающаяся. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, пополняется и обновляется, приспосабливается к новообразованиям определенного возраста. Создавая развивающую предметно - пространственную среду любой возрастной группы в детском саду, учитываем психологические основы конструктивного взаимодействия участников образовательных отношений, дизайн и эргономику современной среды дошкольного учреждения и психологические особенности возрастной группы, на которую нацелена данная среда.
Создание развивающей среды, отвечающей возможностям и потребностям ребенка способствует развитию познавательных и интеллектуальных способностей детей, от чего в первую очередь зависит эффективность решения задач по формированию у детей знаний о правилах безопасного поведения и здорового образа жизни, воспитанию ценностного отношения к себе и окружающему миру.
5.Мониторинг образовательных результатов
Система оценки уровня знаний детей.
- Ребёнок на улицах города.
Вопросы:
- Что такое улица? Кого называют пешеходом? Кто такие пассажиры?
-Что такое проезжая часть? Где должны ходить пешеходы? Где нужно переходить дорогу? Что обозначают сигналы светофора?
-Как нужно вести себя в транспорте?
- Кто и как следит за порядком на дороге?
Высокий уровень – ребёнок сам называет правила поведения на дороге, во дворе, в транспорте; различает знаки пешеходного перехода. Рассказывает о профессии регулировщика.
Средний уровень – отвечает на вопросы, затрудняясь.
Низкий уровень – отвечает на вопросы с помощью воспитателя.
- Пожарная безопасность.
- Что такое пожар? Что может стать причиной пожара? Что надо сделать, если возник пожар?
- Назови электроприборы. Какими игрушками можно украшать ёлку?
- Как нужно вести себя на кухне?
- Кто такой пожарник? Для чего нужна эта профессия?
Высокий уровень – ребёнок сам рассказывает, какими электроприборами запрещено детям пользоваться и почему; что нужно делать, если случился пожар. Рассказывает о профессии пожарника.
Средний уровень – называет электроприборы, но не объясняет, чем они могут быть опасны.
Низкий уровень – отвечает с помощью наводящих вопросов воспитателя.
- Ребёнок дома.
Какие опасные предметы могут находиться в доме? Почему нельзя ими пользоваться? Кто работает в службе скорой помощи? Зачем нужна эта служба?
Высокий уровень – сам рассказывает об опасных предметах в доме и почему нельзя ими пользоваться; о службе скорой помощи.
Средний уровень – только называет предметы домашнего быта, которыми нельзя пользоваться, не объясняя почему.
Низкий уровень – отвечает на вопросы с помощью наводящих вопросов воспитателя.
- Ребёнок и другие люди.
Можно ли пускать в дом незнакомых людей? Почему?
Если к тебе подошёл незнакомый человек и предложил тебе конфету или пойти с ним куда нибудь, как ты себя будешь вести?
- Если ты потерялся как нужно себя вести?
Высокий уровень – ребёнок сам рассказывает правила поведения при встрече с незнакомыми людьми.
Средний уровень – рассказывает не полными ответами.
Низкий уровень - отвечает с помощью наводящих вопросов.
- Ребёнок и природа.
- Какие опасности могут подстерегать в лесу? Что делать если заблудился? Где можно прятаться во время грозы?
- Как нужно вести себя на воде летом? Зимой? Как нужно пользоваться водой?
- Каких насекомых ты знаешь? Где они живут? Можно ли их трогать? Почему?
- Можно ли гладить бездомную кошку или собаку? Почему? Что нельзя делать при общении с кошкой или собакой?
- Какие лекарственные растения ты знаешь? Какие ядовитые? Назови съедобные грибы. Назови несъедобные грибы.
Высокий уровень – рассказывает правила поведения на природе; на воде; правила пользования водой; как вести себя при встрече с насекомыми и бездомными животными. Различает лекарственные растения от ядовитых; съедобные грибы от несъедобных.
Средний уровень – отвечает на вопросы не полными ответами.
Низкий уровень - отвечает на вопросы с помощью наводящих вопросов воспитателя
Список информационных источников
- Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стеркина Р.Б. « Безопасность». – С.П., 2002.
- Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стеркина Р.Б. « Безопасность». Рабочая тетрадь – 1, 2, 3, 4. – С.П. 2002 – 2003 .
- Белая Н.Ю. Как обеспечить безопасность дошкольников. – М.,2000.
- Горбунова Н.А. « ОБЖ». – В., 2002.
- ГолицынаН.С. «ОБЖ для старших дошкольников. Система работы.» - Издательство «Скрипторий», 2013г.
- Новикова И.М. «Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников». – М.,2009.
- Прилепко Е.Ф. Пожарная безопасность для дошкольников. Издательство «Скрипторий», 2009 г.
- Саулина Т.Ф. « Три сигнала светофора». М.,2009.
- Усачев А.А.,Березин А.И. « Школа безопасности». – М., 1999.
- Шарова О.Г. Основы пожаробезопасного поведения. – СПб.,1997.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа "Лего - конструирование"
Программа «LEGO -конструирование» направлена на организацию дополнительных занятий с воспитанниками старшей и подготовительной групп дошкольного учреждения....
Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа социально-коммуникативной направленности «Веселые пальчики»
Направленность программы:Дополнительная общеразвивающая программа «Веселые пальчики» имеет социально-педагогическую направленность.Актуальность программы:Зачем развивать мелкую моторику ру...
Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа « Пластилиновая живопись»
Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа « Пластилиновая живопись»...
Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная Программа "Юный шахматист"
Дополнительная образовательная программа «Юный шахматист» для детей 6-7 лет реализуется в дошкольном образовательном учреждении и направлена на обеспечение целостного процесса ...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Колобок»
Искусство лепки из соленого теста стало в наши дни чрезвычайно популярно. В работе с ним многих привлекает не столько доступность и относительная дешевизна, сколько безграничные возможности, кот...
Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа естественнонаучной направленности «Познавай-ка»
Экспериментирование, исследования, опыты – любимое занятие каждого ребенка – это то, чем он будет заниматься на каждом занятии.В процессе экспериментирования ребенок получает воз...
Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа технической направленности «Лего для дошколят»
Сегодня обществу необходимы социально активные, самостоятельные и творческие люди, способные к саморазвитию. Инновационные процессы в системе образования требуют новой организации системы в целом.Форм...