Конспект занятия « Сказка про Коня-гордеца и Оленя-хитреца». Ижорская сказка.
план-конспект занятия (подготовительная группа)
В работе использована методика "Умные игры в этнических сказках" О.М.Вотиновой, Л.В.Паруниной.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
skazka_pro_konya-gordetsa_i_olenya-hrabretsa.docx | 17.54 КБ |
Предварительный просмотр:
УПРАВЛЕНИЕ ДЕЛАМИ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФГБДОУ «ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА - ДЕТСКИЙ САД 1387»
Конспект занятия
« Сказка про Коня-гордеца и Оленя-хитреца».
Ижорская сказка.
( Новая технология по методике
Умные игры в этнических сказках.
под редакцией О.М.Вотиновой, Л.В.Паруниной.)
Воспитатель высшей квалификационной категории:
Саитгалиева Е.В.
Задачи:
Познавательные:
Совершенствовать процессы логического и пространственного мышления путём работы с плоскостными играми.
Совершенствовать познавательные способности: умение анализировать, сравнивать, оценивать поступки сказочных героев.
Развивающие:
Развивать творческое воображение и зрительное восприятие с помощью работы с контурными схемами.
Развивать внимательность и наблюдательность, воображение, творческое и абстрактное мышление, зрительное восприятие.
Развивать интерес детей к народным сказкам.
Воспитательные:
Формировать умение высказывать предположения, предлагать варианты решения проблемной ситуации, договариваться друг с другом.
Способствовать пониманию основного смысла сказки (быть добрым и справедливым, уметь прийти на помощь, уважать и почитать своих близких).
Демонстрационный и раздаточный материал.
Развивающая среда «Фиолетовый лес», образы персонажей сказки.
«Чудо Часики».
Игры В. Воскобовича «Чудо-Крестики 2, 3», Чудо-Соты 1», «Фонарики».
схемы к сказке.
Иллюстрации «Народы России», слайды на ТВ.
Ход занятия:
Дети стоят на ковре, взявшись за руки.
В.: - Ребята, в начале нашего занятия хочется вспомнить стихотворение
Владимира Степанова, которое мы выучили.
И называется оно « Российская семья». ( читают Илья, Платон, Федя)
Слайд 1.
Живут в России разные
Народы с давних пор:
Одним тайга по нраву,
Другим степной простор.
У каждого народа
Язык свой и наряд,
Один черкеску носит,
Другой надел халат.
Один рыбак с рожденья,
Другой оленевод,
Один кумыс готовит,
Другой готовит мёд.
Одним милее осень,
Другим милей весна
А Родина – Россия
У нас у всех одна!
( дети сели на подушки полукругом)
В.: - Россия — огромная страна. На ее территории проживают более 160 народов! Общаться, дружить, работать вместе для нас естественно. Конечно, для доброго общения надо понимать и уважать те народы, что живут рядом.
Ребята, скажите, что нам может помочь узнать о жизни какого-либо народа?
( ответы : традиции, костюм, песни, стихи, сказки)
С помощью народных сказок мы с вами узнали, как живут некоторые народы России, чем занимаются, какие черты характера ценят в человеке, а какие высмеивают.
Вспомним некоторые сказки (воспитатель показывает схему из сказки, а дети рассказывают о чём эта сказка и чему она учит).
Посмотрите на наши Чудо-Часики и прочитайте слово, которое подготовила для нас сказочная Кукушка. Слово это мы сможем прочитать, когда часы покажут ровно 9 часов (сказка).
Ребята, сегодня у нас в гостях Ижорская сказка. ( дети, стоя за большим столом смотрят на ТВ слайды )
Музыкальное сопровождение: ижорская народная песня «Марайани».
Ижорцы — это малочисленный народ, который с древнейших времен населяет северо-западные земли Ленинградской области и хранит свой язык, свои традиции, свои песни и сказки.
( слайды 2, 3, 4 )
Представителей этого народа осталось чуть больше двухсот человек, их называют «тающим» народом.
И тем ценнее для нас знакомство с ижорской сказкой. Ижорцы хранят в памяти тысячи песен и сказаний.
Сегодня я хочу познакомить вас с поучительной «Сказкой про Коня-гордеца и Оленя-хитреца».
Рассказывание сказки:
Жил да был на хуторе у одного человека Конь.
(слайд 5 ) — иллюстрация
Статный, резвый, собою красивый. Хозяин не мог на Коня нарадоваться. Житьё у Коня было нехитрое, праздное. Целыми днями по полям да лугам скакал, траву пощипывал, в воду на своё отражение глядел. И хозяин Коня холил да лелеял.
Комментарии и пояснения педагога
Что значит «холил да лелеял»? (оберегал от трудностей, не давал ему работы.)
Рассказывание сказки:
Пожил так Конь в праздности и радости да и возгордился. Ни капли уважения никому не оказывал. Надоел ему хутор хозяйский, наскучили поля и луга. Стал он забегать в лес. Считал Конь, что он с любой трудностью справится, ведь хозяин так его ценит. Молодой был Конь, неопытный.
Работа над иллюстрацией к сказке.
Схема «Конь».
Ребята, догадайтесь, из каких деталей можно выложить нашего Коня-гордеца.
Музыкальное сопровождение:
П.И.Чайковский «Детский альбом» пьеса «Баба-Яга»
Сказкотерапевтический момент.
Каким мы видим Коня в этой сказке? Конь гордый.
Гордость — это одно из личных качеств. У того, кто гордый, высокое мнение о себе. Чем гордится Конь?
Конь гордится своей красотой, силой, ловкостью.
Давайте покажем гордого Коня: приподнимем подбородок. Выставим грудь вперёд, поднимем вверх одно колено.
Ребята, а когда вы испытываете гордость?
Мы испытываем гордость, если смогли помочь своему другу, близким, маме. Гордимся своими успехами, добрыми делами.
Но мы этим не хвастаемся.
Рассказывание сказки: ( на фоне Фиолетового леса)
В том лесу услыхала Олениха с оленятами грохот копыт, конский храп и охватил её сильный страх. Убежали Олениха с оленятами подальше от шума страшного.
А недалеко бродил Олень, муж Оленихи.
(слайд 6) — иллюстрация
Увидел, как жена с детьми к нему мчатся, подбежал с расспросами:
- Отчего так бежите, родные мои? Кто обидел вас?
- Муж мой ненаглядный, зверь неведомый в нашем лесу завёлся.
Спаси, муженёк, прогони зверя лютого, деток наших защити!
Рассердился Олень, велел жене с детьми в безопасное место уйти, а сам поскакал навстречу зверю неведомому.
(Дети показывают, как Олень рассердился: сдвигают брови, разводят плечи.)
Работа над иллюстрацией к сказке.
Схема «Олень».
Ребята, вот какого Оленя мы сейчас выложим с помощью наших игр.
Музыкальное сопровождение:
П.И.Чайковский «Детский альбом» пьеса «Русская песня»
Продолжить сказку мне помогут ребята, мы сейчас увидим маленький спектакль.
( в лесу появляются силуэты Коня и Оленя)
Рассказывание сказки: ( дети рассказывают по ролям)
Остановился Конь, взглянул на Оленя надменно, голову гордо вскинул и говорит:
- Разве я не удалец — молодец? Самый быстрый, самый умный, самый красивый, самый удалой! Всё на свете могу, и никакая беда мне не страшна.
- Ты самый хвастливый, - говорит ему Олень.
Рассердился Конь, бьёт копытом землю. ( Дети показывают)
- А ну, - говорит, - давай бежать наперегонки!
А Олень был смекалистый и на всякие хитрые выдумки горазд.
Сказкотерапевтический момент.
Кто такой хвастливый человек?
Хвастливый — это тот, кто любит преувеличивать свои достоинства и всем о них рассказывать.
Кто такой смекалистый человек?
Смекалистый — Это сообразительный человек, который из любой беды найдёт выход.
К кому в вашей семье мама обратится за помощью?
Конечно, мама чаще всего обращается за помощью к папе — он всегда защитит свою жену и своих детей.
Рассказывание сказки:
Вот и решил Олень своими хитрыми выдумками проучить хвастливого Коня.
Вывел Олень Коня на лесную тропу, кустарником засаженную да деревьями упавшими заваленную.
Физкультминутка: «Ёлочки-пенёчки»
Видишь, вдалеке яма широкая да глубокая? - спрашивает Олень. - Вот до ямы той и побежим. Прибежишь к ней первым — тогда поверю, что ты самый быстрый.
Работа над иллюстрацией к сказке ( на фоне Фиолетового леса)
Давайте с помощью шнурочков выложим эту лесную тропу и глубокую яму.
( дети выполняют задание, слушая инструкцию: -От клёна вверх до цветочка, затем вправо до ёлочек, вниз до лесного озера и т.д.)
Рассказывание сказки:
Побежали они по заросшей и заваленной тропе. Конь о поваленные деревья спотыкается, в кустарнике путается, а Олень знай себе мчится, препятствия ловко обегает. Он ведь, хитрец, хорошо эту тропу знал, каждый камень помнил, а Конь впервые на этой дороге оказался.
Физкультминутка:
( дети показывают, как бежали Конь и Олень: выполняют прыжки на ковре, слушая инструкцию: вперёд, вправо, влево, назад, два прыжка вперёд и т.д.) - затем дети возвращаются за столы.
Рассказывание сказки: (двое детей на фоне Фиолетового леса)
Добежал Конь до ямы, а Олень его ждёт-дожидается.
- Нечестно это, - спорит Конь, - давай по-другому состязаться!
Подумал Олень, предлагает:
- Давай через эту яму прыгать. Кто перепрыгнет, тот и победит.
- Чего тут прыгать, подумаешь, яма. Вот увидишь. Перепрыгну!
Я самый лучший прыгун!
- Вот тогда ты первый и прыгай, а то я боюсь, - говорит хитрый Олень.
- А я не боюсь! Я храбрый!
Разбежался он, не допрыгнул и упал в яму. Пытается из нее выскочить, да никак не удаётся.
- Помоги мне! - кричит Конь из ямы.
- Ты же самый умный, придумай что-нибудь, - говорит ему Олень.
Не придумал ничего Конь и стал Оленя о помощи молить да прощения просить.
Сжалился Олень над Конём бедовым, подцепил рогами бревно и в яму опустил.
Работа над иллюстрацией к сказке
Подумайте, из каких деталей наших игр можно сделать бревно, с помощью которого Олень хочет помочь Коню.
Рассказывание сказки
Конь кое-как по бревну из ловушки выбрался, а потом говорит:
- Нечестно это, ты нарочно так устроил, воспользовался тем, что я самый храбрый.
Сказкотерапевтический момент
Кто такой бедовый человек?
Бедовый человек — это человек шустрый, озорной, рисковый.
Но прежде чем что-то сделать, особенно опасное, надо подумать, а надо ли это вообще делать? А получится у меня, не попаду ли я в беду?
Ребята, вы пожалели бы Коня , если бы оказались на месте Оленя?
Конечно, если в беде оказался твой друг, надо ему помочь.
И надо уметь прощать друга, когда он просит прощения.
Рассказывание сказки: ( в роли Волка ребёнок)
Не успел Олень ответить, как из-за деревьев выскочил Волк.
( в лесу появляется силуэт Волка)
- Удача какая! - зарычал он. - Сразу двое попались! Одним из вас пообедаю. А вторым — поужинаю!
Конь испугался, стоит трясётся от страха, а Олень подскочил к Волку да как швырнёт рогами в яму! А бревно из ямы выдернул, чтобы Волк не смог выбраться.
Работа над иллюстрацией к сказке
Волка-разбойника выкладывать мы не будем. Только уберём бревно.
Рассказывание сказки: (двое детей на фоне Фиолетового леса)
- Ты же говорил, что самый храбрый? Почему тогда стоял да дрожал?
Повинился Конь перед Оленем:
- Это ты, брат Олень, самый храбрый. Прости меня, - говорит, - я хвастать больше не стану. Усвоил я, что хвалиться попусту не надо, так и в беду угодить недолго.
И Коню домой захотелось, к хозяину заботливому да к полю широкому. Олень помог Коню дорогу найти.
На прощание Олень Коня напутствовал:
- Ты, брат Конь, не хвались зазря, хозяина своего почитай, на неприятности не нарывайся.
Поблагодарил Конь Оленя за науку, в гости звал.
Хозяин обрадовался, что Конь домой вернулся целым да невредимым.
А Конь с тех пор больше не хвастался, хозяина своего стал почитать, а с Оленем они до сих пор лучшие друзья.
Чему учит сказка( воспитательный текст)
Сказка нас учит тому, что хвастаться своими умениями не надо, а надо показывать их в деле. А ещё сказка учит уважать и оберегать своих близких и родных.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по чтению художественной литературы «Что за прелесть эти сказки?» (по сказкам А. С. Пушкина)
Конспект занятия по чтению художественной литературы «Что за прелесть эти сказки? » (по сказкам А. С. Пушкина)«Речевое развитие» Развивать умение узнавать и называть сказку прививатьлюбовь к творчеств...
Конспект занятий по развитию речи в логопедической группе "Сказка за сказкой"
Воспитывать любовь к сказкам как авторским, так и русским народным; доброту и уважение....
Конспект занятия - викторины "Мы каждый день читаем сказки и знаем сказки лучше всех"
Вызвать у детей радость общения со сказками, умение эмоционально воспринимать образное содержание сказок....
Конспект занятия - викторины "Мы каждый день читаем сказки и знаем сказки лучше всех"
Вызвать у детей радость общения со сказками, умение эмоционально воспринимать образное содержание сказок....
Конспект занятия по проекту "Сказка всегда рядом" на тему: Рисуем сказку "Репка"
Материал занятия можно использовать на занятиях, развлечениях...
Конспект занятия "По дорогам сказки" + Презентация Викторина "Знаете ли вы сказки?"
Конспект занятия "По дорогам сказки" + Презентация Викторина "Знаете ли вы сказки?"...
Конспект занятия для детей первой младшей группы по русской народной сказке : " Жили у бабуси". " Приключение двух гусей" по русской народной сказке : ""Жили у бабуси ""
Цель: Приобщение детей к русскому народному творчеству.Задачи: Образовательные; - познакомить детей с новым фольклорным произведением песенкой "" Жили у бабуси"";-закрепить пр...