Конспект занятия « Сказка про Коня-гордеца и Оленя-хитреца». Ижорская сказка.
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Саитгалиева Елена Владимировна

В работе использована методика "Умные игры в этнических сказках" О.М.Вотиновой, Л.В.Паруниной.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skazka_pro_konya-gordetsa_i_olenya-hrabretsa.docx17.54 КБ

Предварительный просмотр:

                УПРАВЛЕНИЕ ДЕЛАМИ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФГБДОУ «ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА - ДЕТСКИЙ САД 1387»

Конспект занятия

« Сказка про Коня-гордеца и Оленя-хитреца».

Ижорская сказка.

( Новая технология по методике

Умные игры в этнических сказках.

под редакцией О.М.Вотиновой, Л.В.Паруниной.)

                     

                    Воспитатель высшей квалификационной категории:

Саитгалиева Е.В.

Задачи:

Познавательные:

Совершенствовать процессы логического и пространственного мышления путём работы с плоскостными играми.

Совершенствовать познавательные способности: умение анализировать, сравнивать, оценивать поступки сказочных героев.

Развивающие:

Развивать творческое воображение и зрительное восприятие с помощью работы с контурными схемами.

Развивать внимательность и наблюдательность, воображение, творческое и абстрактное мышление, зрительное восприятие.

 Развивать интерес детей к народным сказкам.

Воспитательные:

Формировать умение высказывать предположения, предлагать варианты решения проблемной ситуации, договариваться друг с другом.

Способствовать пониманию основного смысла сказки (быть добрым и справедливым, уметь прийти на помощь, уважать и почитать своих близких).

Демонстрационный и раздаточный материал.

Развивающая среда «Фиолетовый лес», образы персонажей сказки.

«Чудо Часики».

Игры В. Воскобовича «Чудо-Крестики 2, 3», Чудо-Соты 1», «Фонарики».

 схемы к сказке.

Иллюстрации «Народы России», слайды на ТВ.

Ход занятия:

Дети стоят на ковре, взявшись за руки.

В.: - Ребята, в начале нашего занятия хочется вспомнить стихотворение

Владимира Степанова, которое мы выучили.

И называется оно « Российская семья». ( читают Илья, Платон, Федя)

                                             

 Слайд 1.

Живут в России разные
Народы с давних пор:
Одним тайга по нраву,
Другим степной простор.
У каждого народа
Язык свой и наряд,
Один черкеску носит,
Другой надел халат.
Один рыбак с рожденья,
Другой оленевод,
Один кумыс готовит,
Другой готовит мёд.
Одним милее осень,
Другим милей весна
А Родина – Россия
У нас у всех одна!

( дети сели на подушки полукругом)


В.: -
Россия — огромная страна. На ее территории проживают более 160 народов!  Общаться, дружить,  работать вместе для нас естественно. Конечно, для доброго общения надо понимать и уважать те народы, что живут рядом.

Ребята, скажите, что нам может помочь узнать о жизни какого-либо народа?

( ответы : традиции, костюм, песни, стихи, сказки)

С помощью народных сказок мы с вами узнали, как живут некоторые народы России, чем занимаются, какие черты характера ценят в человеке, а какие высмеивают.

Вспомним некоторые сказки  (воспитатель показывает схему из сказки, а дети рассказывают о чём эта сказка и чему она учит).

 Посмотрите на наши Чудо-Часики и прочитайте слово, которое подготовила для нас сказочная Кукушка. Слово это мы сможем прочитать, когда часы покажут ровно 9 часов (сказка).

Ребята, сегодня у нас в гостях  Ижорская сказка. ( дети, стоя за большим столом смотрят на ТВ слайды )

Музыкальное сопровождение:  ижорская народная песня «Марайани».

Ижорцы — это малочисленный  народ, который с древнейших времен населяет северо-западные земли Ленинградской области и  хранит свой язык, свои традиции, свои песни и сказки.

( слайды 2, 3, 4 )

Представителей этого народа осталось чуть больше двухсот человек, их называют «тающим» народом.

И тем ценнее для нас знакомство с ижорской сказкой. Ижорцы хранят в памяти тысячи песен и сказаний.

Сегодня я хочу  познакомить вас с поучительной «Сказкой про Коня-гордеца и Оленя-хитреца».

Рассказывание сказки:

Жил да был на хуторе у одного человека Конь.

(слайд 5 ) — иллюстрация

Статный, резвый, собою красивый. Хозяин не мог на Коня нарадоваться. Житьё у Коня было нехитрое, праздное. Целыми днями по полям да лугам скакал, траву пощипывал, в воду на своё отражение глядел. И хозяин Коня холил да лелеял.

Комментарии и пояснения педагога

Что значит «холил да лелеял»? (оберегал от трудностей, не давал ему работы.)

Рассказывание сказки:

Пожил так Конь в праздности и радости да и возгордился. Ни капли уважения никому не оказывал. Надоел ему хутор хозяйский, наскучили поля и луга. Стал он забегать в лес. Считал Конь, что он с любой трудностью справится, ведь хозяин так его ценит. Молодой был Конь, неопытный.

Работа над иллюстрацией к сказке.

Схема «Конь».

Ребята, догадайтесь, из каких деталей можно выложить нашего Коня-гордеца.

Музыкальное сопровождение:  

П.И.Чайковский «Детский альбом» пьеса «Баба-Яга»

 

Сказкотерапевтический момент.

Каким мы видим Коня в этой сказке? Конь гордый.

Гордость — это одно из личных качеств.  У того, кто гордый, высокое мнение о себе. Чем гордится Конь?

Конь гордится своей красотой, силой, ловкостью.

Давайте покажем гордого Коня: приподнимем подбородок. Выставим грудь вперёд, поднимем вверх одно колено.

Ребята, а когда вы испытываете гордость?

Мы испытываем гордость, если смогли помочь своему другу, близким, маме.  Гордимся своими успехами, добрыми делами.

Но мы этим не хвастаемся.

Рассказывание сказки:  ( на фоне Фиолетового леса)

В том лесу услыхала Олениха с оленятами грохот копыт, конский храп и охватил её сильный страх. Убежали Олениха с оленятами подальше от шума страшного.

А недалеко бродил Олень, муж Оленихи.

(слайд 6) — иллюстрация

Увидел, как жена с детьми к нему мчатся, подбежал с расспросами:

- Отчего так бежите, родные мои? Кто обидел вас?

- Муж мой ненаглядный, зверь неведомый в нашем лесу завёлся.

Спаси, муженёк, прогони зверя лютого, деток наших защити!

Рассердился Олень, велел жене с детьми в безопасное место уйти, а сам поскакал навстречу зверю неведомому.

 (Дети показывают, как Олень рассердился: сдвигают брови, разводят плечи.)

Работа над иллюстрацией к сказке.

Схема «Олень».

Ребята, вот какого Оленя мы сейчас выложим с помощью наших игр.

Музыкальное сопровождение:  

П.И.Чайковский «Детский альбом» пьеса «Русская песня»

 

Продолжить сказку мне помогут  ребята, мы сейчас увидим маленький спектакль.

( в лесу появляются силуэты Коня и Оленя)

Рассказывание сказки: ( дети рассказывают по ролям)

Остановился Конь, взглянул на Оленя надменно, голову гордо вскинул и говорит:

- Разве я не удалец — молодец? Самый быстрый, самый умный, самый красивый, самый удалой! Всё на свете могу, и никакая беда мне не страшна.

- Ты самый хвастливый, - говорит ему Олень.

Рассердился Конь, бьёт  копытом  землю. ( Дети показывают)

- А ну, - говорит, - давай бежать наперегонки!

А Олень был смекалистый и на всякие хитрые выдумки горазд.

Сказкотерапевтический момент.

Кто такой хвастливый человек?

Хвастливый — это тот, кто любит преувеличивать свои достоинства и всем о них рассказывать.

Кто такой смекалистый человек?

Смекалистый — Это сообразительный человек, который из любой беды найдёт выход.

К кому в вашей семье мама обратится за помощью?

Конечно, мама чаще всего обращается за помощью к папе — он всегда защитит свою жену и своих детей.

Рассказывание сказки:

Вот и решил Олень своими хитрыми выдумками проучить хвастливого Коня.

Вывел Олень Коня на лесную тропу, кустарником засаженную да деревьями упавшими заваленную.

Физкультминутка: «Ёлочки-пенёчки»

 Видишь, вдалеке яма широкая да глубокая? - спрашивает Олень. - Вот до ямы той и побежим. Прибежишь к ней первым — тогда поверю, что ты самый быстрый.

Работа над иллюстрацией к сказке ( на фоне Фиолетового леса)

Давайте с помощью шнурочков выложим эту лесную тропу и глубокую яму.

( дети выполняют задание, слушая инструкцию:  -От клёна вверх до цветочка, затем вправо до ёлочек, вниз до лесного озера и т.д.)

Рассказывание сказки:

Побежали они по заросшей и заваленной тропе. Конь о поваленные деревья спотыкается, в кустарнике путается, а Олень знай себе мчится, препятствия ловко обегает. Он ведь, хитрец, хорошо эту тропу знал, каждый камень помнил, а Конь впервые на этой дороге оказался.

Физкультминутка:

( дети показывают, как бежали Конь и Олень: выполняют прыжки на ковре, слушая инструкцию: вперёд, вправо, влево, назад, два прыжка вперёд и т.д.) - затем дети возвращаются за столы.

Рассказывание сказки: (двое детей на фоне Фиолетового леса)

Добежал Конь до ямы, а Олень его ждёт-дожидается.

- Нечестно это, - спорит Конь, - давай по-другому состязаться!

Подумал Олень, предлагает:

- Давай через эту яму прыгать. Кто перепрыгнет, тот и победит.

- Чего тут прыгать, подумаешь, яма. Вот увидишь. Перепрыгну!

Я самый лучший прыгун!

- Вот тогда ты первый и прыгай, а то я боюсь, - говорит хитрый Олень.

- А я не боюсь! Я храбрый!

Разбежался он, не допрыгнул и упал в яму. Пытается из нее выскочить, да никак не удаётся.

- Помоги мне! - кричит Конь из ямы.

- Ты же самый умный, придумай что-нибудь, - говорит ему Олень.

Не придумал ничего Конь и стал Оленя о помощи молить да прощения просить.

Сжалился Олень над Конём бедовым, подцепил рогами бревно и в яму опустил.

Работа над иллюстрацией к сказке

Подумайте, из каких деталей наших игр можно сделать бревно, с помощью которого Олень хочет помочь Коню.

Рассказывание сказки

Конь кое-как по бревну из ловушки выбрался, а потом говорит:

- Нечестно это, ты нарочно так устроил, воспользовался тем, что я самый храбрый.

Сказкотерапевтический момент

Кто такой бедовый человек?

Бедовый человек — это человек шустрый, озорной, рисковый.

Но прежде чем что-то сделать, особенно опасное, надо подумать, а надо ли это вообще делать? А получится у меня, не попаду ли я в беду?

Ребята, вы пожалели бы Коня , если бы оказались на месте Оленя?

Конечно, если в беде оказался твой друг, надо ему помочь.

И надо уметь прощать друга, когда он просит прощения.

Рассказывание сказки: ( в роли Волка ребёнок)

Не успел Олень ответить, как из-за деревьев выскочил Волк.

( в лесу появляется силуэт Волка)

- Удача какая! - зарычал он. - Сразу двое попались! Одним из вас пообедаю. А вторым — поужинаю!

Конь испугался, стоит трясётся от страха, а Олень подскочил к Волку да как швырнёт рогами в яму! А бревно из ямы выдернул, чтобы Волк не смог выбраться.

Работа над иллюстрацией к сказке

Волка-разбойника выкладывать мы не будем. Только уберём бревно.

Рассказывание сказки: (двое детей на фоне Фиолетового леса)

- Ты же говорил, что самый храбрый? Почему тогда стоял да дрожал?

Повинился Конь перед Оленем:

- Это ты, брат Олень, самый храбрый. Прости меня, - говорит, - я хвастать больше не стану. Усвоил я, что хвалиться попусту не надо, так и в беду угодить недолго.

И Коню домой захотелось, к хозяину заботливому да к полю широкому. Олень помог Коню дорогу найти.

На прощание Олень Коня напутствовал:

- Ты, брат Конь, не хвались зазря, хозяина своего почитай, на неприятности не нарывайся.

Поблагодарил Конь Оленя за науку, в гости звал.

Хозяин обрадовался, что Конь домой вернулся целым да невредимым.

А Конь с тех пор больше не хвастался, хозяина своего стал почитать, а с Оленем они до сих пор лучшие друзья.

Чему учит сказка( воспитательный текст)

Сказка нас учит тому, что хвастаться своими умениями не надо, а надо показывать их в деле. А ещё сказка учит уважать и оберегать своих близких и родных.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по чтению художественной литературы «Что за прелесть эти сказки?» (по сказкам А. С. Пушкина)

Конспект занятия по чтению художественной литературы «Что за прелесть эти сказки? » (по сказкам А. С. Пушкина)«Речевое развитие» Развивать умение узнавать и называть сказку прививатьлюбовь к творчеств...

Конспект занятий по развитию речи в логопедической группе "Сказка за сказкой"

Воспитывать любовь к сказкам как авторским, так и русским народным; доброту и уважение....

Конспект занятия - викторины "Мы каждый день читаем сказки и знаем сказки лучше всех"

Вызвать у детей радость общения со сказками, умение эмоционально воспринимать образное содержание сказок....

Конспект занятия - викторины "Мы каждый день читаем сказки и знаем сказки лучше всех"

Вызвать у детей радость общения со сказками, умение эмоционально воспринимать образное содержание сказок....

Конспект занятия по проекту "Сказка всегда рядом" на тему: Рисуем сказку "Репка"

Материал занятия можно использовать на занятиях, развлечениях...

Конспект занятия "По дорогам сказки" + Презентация Викторина "Знаете ли вы сказки?"

Конспект  занятия  "По дорогам сказки" + Презентация  Викторина "Знаете ли вы сказки?"...

Конспект занятия для детей первой младшей группы по русской народной сказке : " Жили у бабуси". " Приключение двух гусей" по русской народной сказке : ""Жили у бабуси ""

Цель: Приобщение детей к русскому народному творчеству.Задачи: Образовательные; - познакомить детей с новым фольклорным произведением песенкой "" Жили у бабуси"";-закрепить пр...