Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Путешествие в осенний лес» для старшего дошкольного возраста
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Шмелькова Татьяна Викторовна

Цель: Обобщение знаний детей об осени.

Задачи:

Образовательные: Систематизировать знания детей о лесе.

  Закрепить и упорядочить накопленные детьми представления об осени (о деревьях и грибах). Продолжать учить детей отвечать на вопросы полным предложением;

Развивающие:  Совершенствовать связную речь, упражнять в подборе определений.

Развивать умение отвечать на вопросы полным предложением. Продолжать развивать память, мышление, познавательную активность через игры и упражнения;

Воспитательные: воспитывать интерес к природе, эмоциональное восприятие.

Материалы и оборудование:

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Светлячок»

Конспект  занятия по ознакомлению с окружающим миром

«Путешествие в осенний лес»

для старшего дошкольного возраста

Картинки по запросу осенний лес

Подготовила и провела:

Воспитатель Шмелькова Т.В

2023г.

Конспект  занятия по ознакомлению с окружающим миром

«Путешествие в осенний лес» для старшего дошкольного возраста

Цель: Обобщение знаний детей об осени.

Задачи:

Образовательные: Систематизировать знания детей о лесе.

Закрепить и упорядочить накопленные детьми представления об осени (о деревьях и грибах). Продолжать учить детей отвечать на вопросы полным предложением;

Развивающие:  Совершенствовать связную речь, упражнять в подборе определений.

Развивать умение отвечать на вопросы полным предложением. Продолжать развивать память, мышление, познавательную активность через игры и упражнения;

Воспитательные: воспитывать интерес к природе, эмоциональное восприятие.

Материалы и оборудование:

Методы:

  1. Методы формирования новых знаний и способов деятельности (объяснительно-иллюстративный и репродуктивный – рассказ, объяснение, демонстрация, опрос;  частично-поисковый – « Кто лишний?»)
  2. Методы организации деятельности
  3. Методы контроля (устные опросы)
  4. Методы формирования личностных результатов

Оборудование: проектор, экран, магнитная доска, деревья, грибы.

Демонстрационный материал: презентации «Осень», « Загадки про грибы», «письмо Лесовичка»; украшение зала: макеты деревьев, картины с изображением грибов.

Раздаточный материал: Дидактическая игра «Осенние отличия»,набор  для аппликации.

Ход НОД

Воспитатель:

Ребята, сегодня я получила необычное послание. Пишет нам с вами Старичок Лесовичок. Давайте прочитаем, что же он нам написал?

«Письмо Лесовичка» : «Дорогие ребята старшей группы  детского сада «Светлячок» Пишет вам  старичок Лесовичок. Я живу в лесу и буду очень рад, если вы придете ко мне в гости. Лес я  очень люблю и гостям всегда рад! Посмотрите пожалуйста видео презентацию, чтобы быть готовыми к путешествию. С  Уважением, Старичок Лесовичок!»

Презентация «Осень»

Ну что ребята, отправимся с вами в гости к Старичку Лесовичку?

Дети: Да

Воспитатель: но прежде чем, мы с вами пойдем в лес, нам необходимо вспомнить правила поведения в лесу, давайте с вами поиграем в игру.

Поиграем в игру. Если я буду говорить правильно, то вы будете хлопать, а неверно, то топать. Слушайте внимательно:

- Пойте, кричите, аукайте, громкой песней лес баюкайте. (Действия детей)

- Птиц, лягушек и ужей из леса надо гнать взашей. (Действия детей)

- В лесу громко не разговаривай. (Действия детей)

- Муравейники не разоряй. (Действия детей)

- Птенцов домой не забирай. (Действия детей)

- Ходи по лесу осторожно, веток не ломай. (Действия детей)

- В лес бери с собой лукошко, соберешь мухоморов немножко. (Действия детей)

- Молодцы, вы не ошиблись.

Но еще одно  самое важное правило - не ходить в незнакомый лес одному. И нам с вами понадобится проводник! А кто же это будет, как вы думаете? Кто приглашал нас в гости в лес?

Дети: Старичок Лесовичок

Воспитатель : правильно, он нам с вами прислал подсказку, которая поможет нам прийти в лес.  Путь нелегкий.  Нам пора отправляться. Ребята, становитесь друг за другом и вперёд!

Игра с движениями:

1) идем по пыльной проселочной дороге (топают ногами);

2) теперь идем по высокой сырой траве (ходьба, высоко поднимая колени, оттягивая носок);

3) а вот впереди болото, осторожно! Перешагивайте с кочки на кочку (перепрыгивание из стороны в сторону);

4) попали в дремучую чащу, где ветки наклоняются до земли (наклоны в стороны, с имитацией «раздвигания веток»);

5) а вот и другая тропинка, шуршит песок под ногами (ладони издают шуршащий звук, ноги скользят по земле);

6) мостик впереди, перешагиваем через брёвнышки (поднимание ног по очереди с хлопками под коленом).

- Ну вот мы и пришли! (имитация осенней поляны)

Дети садятся на стулья ( если в группе то за столы)

Воспитатель: Ребята, Куда мы попали? (В осенний лес). Какими красками разукрасила осень деревья и кусты? (красными, алыми, багряными, золотыми).

Воспитатель:  Ребята а какие  приметы осени вы знаете??

Дети:  солнышко меньше греет, сильный ветер дует, листья опадают, животные и птицы готовятся к зиме, в лесу созревают ягоды ( брусника, клюква), вырастают грибы.

Дидактическая игра «Осенние отличия»                                                                                        

А теперь предлагаю вам поиграть в игру.                                                                                                                                 Ребята  сравните между собой картинки. Находите различия, аргументируйте их, используя полные ответы.

Воспитатель: Молодцы, ребята!  Давайте посмотрим вокруг. Как много в лесу различных деревьев, давайте же о них расскажем.                                                                  

Дети одевают шапочки  (на которых изображены деревья) и рассказывают стихи

 Березка

  Всем береза нравится        
Ведь она – красавица!
Белый ствол ,густая крона
Рассылает всем поклоны
Листья тихо шелестят
Меж собою говорят.

Клен

Был зелёный летом,

Осень изменила,

Ярким,  жёлтым цветом

Крону всю покрыла.

Листья, как корона

У большого Клёна.
Осина

Дунул ветерок немножко

В серебристые ладошки,

Задрожала ими сильно

Дуб

Дуб в лесу, как богатырь –

весь огромный – ввысь и вширь!

С веток словно для затей

Набросает желудей.

 Ель

Какой бы лютый холод не был
И как бы вьюги не гудели, -
Стоят и смотрят гордо в небо
Зеленые, как летом, ели.

Рябина

По весне краса рябина

кудри белые вила...

Бусы красные надела,

 разрумянилась, зардела

Боязливая ОСИНА

Показ лиственных деревьевлиственных деревьев.

Воспитатель:  Молодцы ребята, присаживайтесь на свои места.  Я предлагаю Вам посмотреть на  картинки. Вы видите, что тут изображены: (береза, клен, дуб, рябина) – ((я показываю указкой, дети называют дерево)).

Лес в котором растут эти деревья, называется лиственный. Береза, Дуб, Клен, Рябина имеют свои отличительные признаки: Какие назовите?

1) Все они имеют листья

2) Осенью окраска листьев меняется.

3) Все лиственные деревья сбрасывают свою листву.  А как называется явления, когда падают листья?

Дети:   Это явление называется листопад. (листопад на картинке )

Воспитатель : Давайте посмотрим на следующую картинку. На ней изображены,  какие деревья? Дети называют - сосна, ель, пихта. Правильно, только лес в котором растут такие деревья, называется хвойным. В отличие от лиственных деревьев хвойные деревья не сбрасывают хвою осенью, поэтому другое их название – вечнозеленые.

Воспитатель: Ребята, давайте еще раз повторим, лес в котором растут лиственные деревья называется -  (лиственным), а лес в котором растут хвойные деревья называется  (Хвойным).

Правильно, молодцы ребята.

Воспитатель:  Предлагаю продолжить наше путешествие. Осенью  собирают богатый урожай. Посмотрите, что изображено на картинках? (грибы)

Дети: грибы

Воспитатель: ребята, а кто из Вас ходил в лес за грибами? А как называется человек, который хорошо разбирается в грибах и умеет их собирать?                           

Дети: грибник

Воспитатель: а на какие группы делятся грибы?

Дети: съедобные и несъедобные

Воспитатель: давайте мы с вами сейчас встанем в круг и представим что собираем грибы.

Физкультминутка:

По грибы все пойдём (шагаем на месте)

Их в лукошко соберём

Под берёзкой, под осинкой (наклоны к ногам)

Мы наклоним свои спинки.

Это - белый, будем брать. ( собираем)

Это - красный, всем стоять, мы его не будем брать! (встали и погрозили пальчиком)

Сыроежки собираем (собираем)

И в корзинки отправляем. (

Груздь, лисички и опята,

Очень дружные ребята.

Этот, бледный, весь дрожит.

С ним нам лучше не дружить. (встали и погрозили пальчиком)

Ядовитый не берём,

Лучше мы домой пойдём. (идем по кругу)

Все садятся на свои места.

Воспитатель: ребята, посмотрите, старичок-Лесовичок прислал нам с вами еще одно письмо.

Лесовичок:. Я наблюдал за вами всю дорогу, и мне так понравилось, как вы путешествуете, и я решил вам загадать загадки.

Воспитатель: ребята вы готовы ? тогда слушайте первую загадку. (на каждую отгадку появляется картинка на экране)

Видео презентация  « Загадки про грибы»

С виду он похож на зонтик,
Только меньше во сто крат.
Коль гроза на горизонте,
Он бывает очень рад.
Если дождик и тепло,
Он считает - повезло! (Грибы)

Глубоко был спрятан он,

Раз-два-три и вышел вон,

И стоит он на виду,

Белый, я тебя найду!  (Боровик)

Что за желтые сестрички 
Спрятались в траве густой? 
Вижу я их всех отлично, 
Заберу скорей домой. 
Очень чистый, вкусный гриб - 
Рад и повар, и грибник. 
Эти желтые сестрички 
Называются… (Лисички)

У тенистого лога 
Вырос гриб-недотрога: 
Чуть нажмешь на бочок - 
Глядь, уже синячок. (Моховик)

Он в лесу стоял,
Никто его не брал,
В красной шапке модной,
Никуда не годный. (Мухомор)

Нет грибов дружней, чем эти, -
Знают взрослые и дети -
На пеньках растут в лесу,
Как веснушки на носу. (Опята)

Вдоль лесных дорожек 
Много белых ножек 
В шляпках разноцветных, 
Издали приметных. 
Собирай, не мешкай! 
Это … сыроежки

Бледная она стоит, 
У нее съедобный вид. 
Принесешь домой - беда, 
Будет ядом та еда. 
Знай, что этот гриб - обманка, 
Враг наш - бледная… (Поганка)

Не спорю - не белый,
Я, братцы, попроще.
Расту я обычно
В берёзовой роще.(Подберёзовик)


Я в красной шапочке расту
Среди корней осиновых.
Меня увидишь за версту —
Зовусь я — … (Подосиновик)

Воспитатель: ребята, а вы знаете какие грибы съедобные. А какие несъедобные?

Дети: да

Воспитатель: А  теперь Лесовичок хочет проверить знаете ли вы грибы или нет. Не наберете ли вы ядовитых грибов?

Игра-сюрприз от Лесовичка «4 лишний».                                                                

Ребята, посмотрите внимательно на картинки и подумайте, какая лишняя.

Воспитатель: вот это вы молодцы, ребята. Справились с заданием. А знаете ли вы, из чего состоит гриб?

Давайте посмотрим на доску.                                                                                                              

У  гриба есть шляпка и ножка. Всё вместе это называется плодовым телом.

Самая важная часть гриба – это грибница, она представляет собой сеть из тонких

белых нитей,  находится грибница под землёй,  и из нее потом и вырастают

маленькие грибочки.

Воспитатель: Ребята, у Вас у каждого на столах лежат материал,

из которого  мы можем составить гриб. Давайте попробуем.                                                              

Сначала берем  грибницу и  приклеиваем ее на цветной лист бумаги, затем берем

ножку и приклеиваем ее над грибницей. А затем берем шляпку, и приклеиваем ее к

ножке. Вот у нас с Вами и получились собственные грибочки. Давайте мы с Вами

оставим их в лесу, в подарок Старичку- Лесовичку. Ему будет очень приятно. Оставим?                                                                                                                                    

Воспитатель: Ребята, наше с вами путешествие подходит к концу. Скажите вам понравилось?                                                                                                                                  

Воспитатель: Тогда давайте скажем Спасибо Лесовичку, за такую прогулку.                                

А он  Вам мешочек с сюрпризом передал, а в нем сладкое угощение для Вас.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ КОРРЕКЦИОННОГО ЗАНЯТИЯ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ОКРУЖАЮЩИМ И СОЦИАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ НА ТЕМУ «ЦВЕТЫ» (Старший дошкольный возраст)

Занятие ставит своей целью обобщение материала по теме "Цветы", обучение описательному рассказу по плану....

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим на тему "Космическое путешествие" для детей старшего дошкольного возраста

Занятие очень интересное и позновательное, после его проведения с детьми, захочется постоянно  проводить такие занятия....

Конспект интегрированной образовательной деятельности по физическому развитию и ознакомлению с окружающим миром для детей с речевыми нарушениями старшего дошкольного возраста

Данная разработка представляет собой интегрированную образовательную деятельность по физическому развитию и ознакомлению с окружающим миром для детей с нарушением речи старшего дошкольного возраста. О...

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Путешествие в космические дали» для детей старшей группы

Формирование элементарных знаний о космосе у детей старшего дошкольного возраста...

Конспект коррекционно - образовательного занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи для детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ "Зимушка- Зима"

Конспект коррекционно - образовательного занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи для детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи для детей старшего дошкольного возраста с ЗПР "Мир животных"

Конспект непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи для детей старшего дошкольного возраста с ЗПР "Мир животных"...

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Путешествие в прошлое лампочки» (с детьми старшей группы)

Разработка содержит материал занятия с детьми по ознакомлению с историей возникновения лампочки и электричества....