Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Путешествие в осенний лес» для старшего дошкольного возраста
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Цель: Обобщение знаний детей об осени.
Задачи:
Образовательные: Систематизировать знания детей о лесе.
Закрепить и упорядочить накопленные детьми представления об осени (о деревьях и грибах). Продолжать учить детей отвечать на вопросы полным предложением;
Развивающие: Совершенствовать связную речь, упражнять в подборе определений.
Развивать умение отвечать на вопросы полным предложением. Продолжать развивать память, мышление, познавательную активность через игры и упражнения;
Воспитательные: воспитывать интерес к природе, эмоциональное восприятие.
Материалы и оборудование:
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_po_oznakomleniyu_s_okruzhayushchim_mirom_puteshestvie_v_osenniy_les_.docx | 208.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Светлячок»
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром
«Путешествие в осенний лес»
для старшего дошкольного возраста
Подготовила и провела:
Воспитатель Шмелькова Т.В
2023г.
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром
«Путешествие в осенний лес» для старшего дошкольного возраста
Цель: Обобщение знаний детей об осени.
Задачи:
Образовательные: Систематизировать знания детей о лесе.
Закрепить и упорядочить накопленные детьми представления об осени (о деревьях и грибах). Продолжать учить детей отвечать на вопросы полным предложением;
Развивающие: Совершенствовать связную речь, упражнять в подборе определений.
Развивать умение отвечать на вопросы полным предложением. Продолжать развивать память, мышление, познавательную активность через игры и упражнения;
Воспитательные: воспитывать интерес к природе, эмоциональное восприятие.
Материалы и оборудование:
Методы:
- Методы формирования новых знаний и способов деятельности (объяснительно-иллюстративный и репродуктивный – рассказ, объяснение, демонстрация, опрос; частично-поисковый – « Кто лишний?»)
- Методы организации деятельности
- Методы контроля (устные опросы)
- Методы формирования личностных результатов
Оборудование: проектор, экран, магнитная доска, деревья, грибы.
Демонстрационный материал: презентации «Осень», « Загадки про грибы», «письмо Лесовичка»; украшение зала: макеты деревьев, картины с изображением грибов.
Раздаточный материал: Дидактическая игра «Осенние отличия»,набор для аппликации.
Ход НОД
Воспитатель:
Ребята, сегодня я получила необычное послание. Пишет нам с вами Старичок Лесовичок. Давайте прочитаем, что же он нам написал?
«Письмо Лесовичка» : «Дорогие ребята старшей группы детского сада «Светлячок» Пишет вам старичок Лесовичок. Я живу в лесу и буду очень рад, если вы придете ко мне в гости. Лес я очень люблю и гостям всегда рад! Посмотрите пожалуйста видео презентацию, чтобы быть готовыми к путешествию. С Уважением, Старичок Лесовичок!»
Презентация «Осень»
Ну что ребята, отправимся с вами в гости к Старичку Лесовичку?
Дети: Да
Воспитатель: но прежде чем, мы с вами пойдем в лес, нам необходимо вспомнить правила поведения в лесу, давайте с вами поиграем в игру.
Поиграем в игру. Если я буду говорить правильно, то вы будете хлопать, а неверно, то топать. Слушайте внимательно:
- Пойте, кричите, аукайте, громкой песней лес баюкайте. (Действия детей)
- Птиц, лягушек и ужей из леса надо гнать взашей. (Действия детей)
- В лесу громко не разговаривай. (Действия детей)
- Муравейники не разоряй. (Действия детей)
- Птенцов домой не забирай. (Действия детей)
- Ходи по лесу осторожно, веток не ломай. (Действия детей)
- В лес бери с собой лукошко, соберешь мухоморов немножко. (Действия детей)
- Молодцы, вы не ошиблись.
Но еще одно самое важное правило - не ходить в незнакомый лес одному. И нам с вами понадобится проводник! А кто же это будет, как вы думаете? Кто приглашал нас в гости в лес?
Дети: Старичок Лесовичок
Воспитатель : правильно, он нам с вами прислал подсказку, которая поможет нам прийти в лес. Путь нелегкий. Нам пора отправляться. Ребята, становитесь друг за другом и вперёд!
Игра с движениями:
1) идем по пыльной проселочной дороге (топают ногами);
2) теперь идем по высокой сырой траве (ходьба, высоко поднимая колени, оттягивая носок);
3) а вот впереди болото, осторожно! Перешагивайте с кочки на кочку (перепрыгивание из стороны в сторону);
4) попали в дремучую чащу, где ветки наклоняются до земли (наклоны в стороны, с имитацией «раздвигания веток»);
5) а вот и другая тропинка, шуршит песок под ногами (ладони издают шуршащий звук, ноги скользят по земле);
6) мостик впереди, перешагиваем через брёвнышки (поднимание ног по очереди с хлопками под коленом).
- Ну вот мы и пришли! (имитация осенней поляны)
Дети садятся на стулья ( если в группе то за столы)
Воспитатель: Ребята, Куда мы попали? (В осенний лес). Какими красками разукрасила осень деревья и кусты? (красными, алыми, багряными, золотыми).
Воспитатель: Ребята а какие приметы осени вы знаете??
Дети: солнышко меньше греет, сильный ветер дует, листья опадают, животные и птицы готовятся к зиме, в лесу созревают ягоды ( брусника, клюква), вырастают грибы.
Дидактическая игра «Осенние отличия»
А теперь предлагаю вам поиграть в игру. Ребята сравните между собой картинки. Находите различия, аргументируйте их, используя полные ответы.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Давайте посмотрим вокруг. Как много в лесу различных деревьев, давайте же о них расскажем.
Дети одевают шапочки (на которых изображены деревья) и рассказывают стихи
Березка
Всем береза нравится
Ведь она – красавица!
Белый ствол ,густая крона
Рассылает всем поклоны
Листья тихо шелестят
Меж собою говорят.
Клен
Был зелёный летом,
Осень изменила,
Ярким, жёлтым цветом
Крону всю покрыла.
Листья, как корона
У большого Клёна.
Осина
Дунул ветерок немножко
В серебристые ладошки,
Задрожала ими сильно
Дуб
Дуб в лесу, как богатырь –
весь огромный – ввысь и вширь!
С веток словно для затей
Набросает желудей.
Ель
Какой бы лютый холод не был
И как бы вьюги не гудели, -
Стоят и смотрят гордо в небо
Зеленые, как летом, ели.
Рябина
По весне краса рябина
кудри белые вила...
Бусы красные надела,
разрумянилась, зардела
Боязливая ОСИНА
Показ лиственных деревьевлиственных деревьев.
Воспитатель: Молодцы ребята, присаживайтесь на свои места. Я предлагаю Вам посмотреть на картинки. Вы видите, что тут изображены: (береза, клен, дуб, рябина) – ((я показываю указкой, дети называют дерево)).
Лес в котором растут эти деревья, называется лиственный. Береза, Дуб, Клен, Рябина имеют свои отличительные признаки: Какие назовите?
1) Все они имеют листья
2) Осенью окраска листьев меняется.
3) Все лиственные деревья сбрасывают свою листву. А как называется явления, когда падают листья?
Дети: Это явление называется листопад. (листопад на картинке )
Воспитатель : Давайте посмотрим на следующую картинку. На ней изображены, какие деревья? Дети называют - сосна, ель, пихта. Правильно, только лес в котором растут такие деревья, называется хвойным. В отличие от лиственных деревьев хвойные деревья не сбрасывают хвою осенью, поэтому другое их название – вечнозеленые.
Воспитатель: Ребята, давайте еще раз повторим, лес в котором растут лиственные деревья называется - (лиственным), а лес в котором растут хвойные деревья называется (Хвойным).
Правильно, молодцы ребята.
Воспитатель: Предлагаю продолжить наше путешествие. Осенью собирают богатый урожай. Посмотрите, что изображено на картинках? (грибы)
Дети: грибы
Воспитатель: ребята, а кто из Вас ходил в лес за грибами? А как называется человек, который хорошо разбирается в грибах и умеет их собирать?
Дети: грибник
Воспитатель: а на какие группы делятся грибы?
Дети: съедобные и несъедобные
Воспитатель: давайте мы с вами сейчас встанем в круг и представим что собираем грибы.
Физкультминутка:
По грибы все пойдём (шагаем на месте)
Их в лукошко соберём
Под берёзкой, под осинкой (наклоны к ногам)
Мы наклоним свои спинки.
Это - белый, будем брать. ( собираем)
Это - красный, всем стоять, мы его не будем брать! (встали и погрозили пальчиком)
Сыроежки собираем (собираем)
И в корзинки отправляем. (
Груздь, лисички и опята,
Очень дружные ребята.
Этот, бледный, весь дрожит.
С ним нам лучше не дружить. (встали и погрозили пальчиком)
Ядовитый не берём,
Лучше мы домой пойдём. (идем по кругу)
Все садятся на свои места.
Воспитатель: ребята, посмотрите, старичок-Лесовичок прислал нам с вами еще одно письмо.
Лесовичок:. Я наблюдал за вами всю дорогу, и мне так понравилось, как вы путешествуете, и я решил вам загадать загадки.
Воспитатель: ребята вы готовы ? тогда слушайте первую загадку. (на каждую отгадку появляется картинка на экране)
Видео презентация « Загадки про грибы»
С виду он похож на зонтик,
Только меньше во сто крат.
Коль гроза на горизонте,
Он бывает очень рад.
Если дождик и тепло,
Он считает - повезло! (Грибы)
Глубоко был спрятан он,
Раз-два-три и вышел вон,
И стоит он на виду,
Белый, я тебя найду! (Боровик)
Что за желтые сестрички
Спрятались в траве густой?
Вижу я их всех отлично,
Заберу скорей домой.
Очень чистый, вкусный гриб -
Рад и повар, и грибник.
Эти желтые сестрички
Называются… (Лисички)
У тенистого лога
Вырос гриб-недотрога:
Чуть нажмешь на бочок -
Глядь, уже синячок. (Моховик)
Он в лесу стоял,
Никто его не брал,
В красной шапке модной,
Никуда не годный. (Мухомор)
Нет грибов дружней, чем эти, -
Знают взрослые и дети -
На пеньках растут в лесу,
Как веснушки на носу. (Опята)
Вдоль лесных дорожек
Много белых ножек
В шляпках разноцветных,
Издали приметных.
Собирай, не мешкай!
Это … сыроежки
Бледная она стоит,
У нее съедобный вид.
Принесешь домой - беда,
Будет ядом та еда.
Знай, что этот гриб - обманка,
Враг наш - бледная… (Поганка)
Не спорю - не белый,
Я, братцы, попроще.
Расту я обычно
В берёзовой роще.(Подберёзовик)
Я в красной шапочке расту
Среди корней осиновых.
Меня увидишь за версту —
Зовусь я — … (Подосиновик)
Воспитатель: ребята, а вы знаете какие грибы съедобные. А какие несъедобные?
Дети: да
Воспитатель: А теперь Лесовичок хочет проверить знаете ли вы грибы или нет. Не наберете ли вы ядовитых грибов?
Игра-сюрприз от Лесовичка «4 лишний».
Ребята, посмотрите внимательно на картинки и подумайте, какая лишняя.
Воспитатель: вот это вы молодцы, ребята. Справились с заданием. А знаете ли вы, из чего состоит гриб?
Давайте посмотрим на доску.
У гриба есть шляпка и ножка. Всё вместе это называется плодовым телом.
Самая важная часть гриба – это грибница, она представляет собой сеть из тонких
белых нитей, находится грибница под землёй, и из нее потом и вырастают
маленькие грибочки.
Воспитатель: Ребята, у Вас у каждого на столах лежат материал,
из которого мы можем составить гриб. Давайте попробуем.
Сначала берем грибницу и приклеиваем ее на цветной лист бумаги, затем берем
ножку и приклеиваем ее над грибницей. А затем берем шляпку, и приклеиваем ее к
ножке. Вот у нас с Вами и получились собственные грибочки. Давайте мы с Вами
оставим их в лесу, в подарок Старичку- Лесовичку. Ему будет очень приятно. Оставим?
Воспитатель: Ребята, наше с вами путешествие подходит к концу. Скажите вам понравилось?
Воспитатель: Тогда давайте скажем Спасибо Лесовичку, за такую прогулку.
А он Вам мешочек с сюрпризом передал, а в нем сладкое угощение для Вас.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ КОРРЕКЦИОННОГО ЗАНЯТИЯ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ОКРУЖАЮЩИМ И СОЦИАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ НА ТЕМУ «ЦВЕТЫ» (Старший дошкольный возраст)
Занятие ставит своей целью обобщение материала по теме "Цветы", обучение описательному рассказу по плану....
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим на тему "Космическое путешествие" для детей старшего дошкольного возраста
Занятие очень интересное и позновательное, после его проведения с детьми, захочется постоянно проводить такие занятия....
Конспект интегрированной образовательной деятельности по физическому развитию и ознакомлению с окружающим миром для детей с речевыми нарушениями старшего дошкольного возраста
Данная разработка представляет собой интегрированную образовательную деятельность по физическому развитию и ознакомлению с окружающим миром для детей с нарушением речи старшего дошкольного возраста. О...
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Путешествие в космические дали» для детей старшей группы
Формирование элементарных знаний о космосе у детей старшего дошкольного возраста...
Конспект коррекционно - образовательного занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи для детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ "Зимушка- Зима"
Конспект коррекционно - образовательного занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи для детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи для детей старшего дошкольного возраста с ЗПР "Мир животных"
Конспект непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи для детей старшего дошкольного возраста с ЗПР "Мир животных"...
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Путешествие в прошлое лампочки» (с детьми старшей группы)
Разработка содержит материал занятия с детьми по ознакомлению с историей возникновения лампочки и электричества....