Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Путешествие в прошлое лампочки» (с детьми старшей группы)
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Зубкова Елена Анатольевна

Разработка содержит материал занятия с детьми по ознакомлению с историей возникновения лампочки и электричества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_puteshestvie_v_proshloe_lampochki_zubkova.docx22.18 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Ровеньская средняя общеобразовательная школа №2»

Конспект НОД

по ознакомлению с окружающим миром

«Путешествие в прошлое лампочки»

(с детьми старшей группы)

Подготовила:

Зубкова Елена Анатольевна,

воспитатель старшей группы

 структурного подразделения

«Детский сад»

Ровеньки

2018

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим «Путешествие в прошлое лампочки».

Цель: Познакомить с историей электрической лампочки.

Задачи:

обучающие - расширять представление детей о целостной картине мира, познакомитьс историей возникновения электрической лампочки, обогащать представления о мире предметов, создающих комфорт, подвести к понятию того, что человек преобразует предметы для себя и других людей; познакомить с правилами безопасного обращения с электроприборами.

развивающие - развивать интерес к прошлому лампочки, связную речь, обогащать и активизировать словарный запас; творчество, фантазию;

воспитывающая - воспитывать познавательную детскую активность, любознательность.

Интеграция образовательных областей: речевое развитие, физическое развитие, познавательное развитие, художественно- эстетическое развитие

Оборудование: свеча, лучина, керосиновая лампа, электрическая лампочка, спички, различные светильники, фонарик и иллюстрации с изображением пещеры, костра, факела, лучины, свечи, керосиновой лампочки, электрической лампочки, различных светильников.

Ход занятия:

Организационный момент:

Воспитатель с детьми заходят в группу и настраивает их на занятие.

Воспитатель:Ребята, я очень рада вас сегодня видеть. Какие у вас всех приветливые и доброжелательные лица.

- А теперь давайте поприветствуем наших гостей.

Воспитатель:

Доброе утро! – солнцу и птицам.

Доброе утро! – улыбчивым лицам.

И каждый становится

Добрым, доверчивым

Пусть доброе утро

Длится до вечера!

Воспитатель:Давайте, ребята все вместе скажем нашим гостям: «Доброе утро».Дети повторяют за воспитателем, обращаясь к гостям: «Доброе утро»

Воспитатель:Ребята, вы любите путешествовать? (ответы детей). Я предлагаю вам отправиться в путешествие, а куда вы узнаете, отгадав загадки, будь внимательны. (загадываю загадки)

Дом – стеклянный пузырек,

А живет в нем огонек.

Днем он спит, а как проснется,

ярким пламенем зажжется.

***

Висит она без дела днем,

А ночью освещает дом.

Воспитатель: Молодцы! Вы правильно отгадали загадки. Это электрическая лампочка.Я предлагаю вам совершить волшебное путешествие по времени и отправиться в прошлое лампочки. Но для начала скажите, как выдумаете, всегда ли существовала электрическая лампочка? (ответы детей) Конечно нет, а когда же она появилась, мы сейчас с вами узнаем. У меня есть волшебные часы. Стоит только перевести стрелки в обратную сторону и сказать:

Тик-так, тик-так.

Время отмеряет шаг.

Стрелки мы переведем,

Сразу в древность попадем.

Но сначала закройте глаза, а я произнесу волшебные слова. С их помощью мы с вами окажемся рядом с предметами, которые расскажут о прошлом лампочки.

Тик-так, тик-так.

Время отмеряет шаг.

Стрелки мы переведем,

Сразу в древность попадем.

Раз, два, три – все открыли глаза!

Ребята, а что это за предметы лежат на столе?

Дети: (перечисляют предметы, лежащие на1  столе: картинка  древняя пещера и факел).

Воспитатель:  Ребята, посмотрите, давным-давно люди жили в пещерах. Как вы думаете, чем древние люди освещали свои пещеры? (Ответы детей)  Правильно, они разжигали в пещере очаг (костер, на котором готовили пищу и у которого грелись). От костра в пещере становилось светло и тепло. А как вы думаете, человеку трудно было ходить по улице ночью? Почему?

Дети«Ничего не видно, темно».

Воспитатель: Кто знает, что придумали древние  люди, чтобы освещать себе путь ночью? (Ответы детей).Давным-  давно люди придумали факелы.Они догадались, что, если в костер опустить палку, она загорится, и с ней можно будет отойти туда, куда не доходит свет костра. А затем на конец палки стали наматывать промасленную паклю. Так появился факел. (показываю и рассматриваем с детьми). В давние времена с факелами не только ходили по улицам, но и на стенах их укрепляли, чтобы освещать помещения. Как вы думаете, удобно ли было пользоваться факелом? (Ответы детей). Мне кажется, что нет! Итак, продолжаем наше путешествие (подходим ко 2 столу  на котором лежат лучина, керосиновая лампа, свеча)

Воспитатель: Затем люди придумали лучину. Что это такое? (Ответы детей). Посмотрите, это обыкновенная деревянная щепка, заостренная на конце. Обычно лучину делали из березы, так как она лучше горит. Один конец лучины зажигали, а другой вставили в специальную подставку, светец.

 Под светец ставили специальную ванночку с водой: ведь в деревянном доме даже маленькая искорка, упавшая на пол, может привести к настоящему пожару! Но пожары все равно случались. Как вы думаете, при свете такой лучины хорошо было видно? (Ответы детей). Да света от лучины было мало, к тому же, она очень быстро сгорала, и приходилось ее заменять на новую. Словом, не очень было удобно! Лучинами люди пользовались и в годы войны, чаще всего их использовали в землянках.

Воспитатель: Прошли годы, и человек придумал более удобный предмет для освещения – свечу. Её делали из пчелиного воска, бараньего сала.

Воспитатель показывает свечу, обращает внимание детей на то, что у свечи есть фитиль, сделанный из ниток. Показывает картинку, как горит свеча.

Воспитатель: Как вы думаете, ребята, много света давала свеча?  (ответы детей) Правильно, очень мало света от свети, к тому же ею можно обжечься, от неё может быть пожар. Ребята, в наше время где используют свечи? Правильно, для украшения тортов, на праздниках.

Воспитатель:  Ребята давайте продолжим наше интересное путешествие.

Люди хотели придумать более удобное освещение для своего жилья. Со временем они научились из нефти делать керосин и придумали керосиновые лампы.(Воспитатель показывает керосиновую лампу, объясняет принцип её действия). Керосиновая лампа плохо освещала комнату, в неё постоянно надо было наливать керосин.

Воспитатель: Как вы думаете, удобной ли была керосиновая лампа?

Воспитатель: Да, правильно, молодцы. Керосиновая лампа, ребята, ещё была не безопасна. Если вдруг кто-то нечаянно опрокидывал лампу, то керосин разливался, и вспыхивал огонь.А теперь мы с вами немножко отдохнём.

Физминутка:

1. Если свет погаснет вдруг, - шаги на месте, руки на поясе

У меня есть верный друг. - руки на поясе, повороты влево и вправо

2. Мне с фонариком не страшно - руки держим в фонариках

Я иду вперёд отважно

3. Шаг на месте раз, два, три - ходьба на месте, руки на поясе

Плечи шире разверни.

4. Проведём одну игру: - присели, руки на поясе

Все присядем, скажем «у».

5. Быстро встанем - встали, руки на поясе

Скажем «а».

6. Нам пора уж за дела. – сели на свои места.

Воспитатель: Молодцы, отправляемся дальше в наше путешествие.

(подходят к 3 столу: портрет изобретателя Ладыгина А.Н., лампочка).Прошло много лет. Люди искали всё новые способы удобного освещения своего жилища и когда появилось электричество, русский изобретатель Александр Николаевич Ладыгин придумал электрическую лампочку.

Воспитатель показывает Электрическую лампочку.

Воспитатель: Ребята, что изобрёл русский изобретатель?

Дети: Электрическую лампочку.

Воспитатель: Молодцы. Она и сейчас освещает наши квартиры и улицы. Теперь в наших домах много разных, красивых светильников.(подходят к 4 столу: картинки с современными элетроприборами)

Посмотрите на картинки и назовите предметы быта в которых используется электрическая лампочка. Кто знает?(Ответы детей:люстры, бра, торшеры, настольные лампы).

Воспитатель: А сейчас ребята появилась новая энергосберегающая лампочка. Вот она какая (показ лампочки). Она даёт много света, а расходует электроэнергию мало. Дома у вас, наверное, у многих такая есть.

Сегодня мы с вами узнали историю электрической лампочки, как она развивалась, совершенствовалась. Но лампочка не безопасна, она работает от электричества. Поэтому детям её нельзя откручивать, разбирать, вставлять в розетку посторонние предметы.

Помните: это опасно для жизни.

Воспитатель: Итак, наше путешествие подошло к концу, пришло время возвращаться в группу, закрыли глазки 

Тик-так, тик-так.

Время отмеряет шаг.

Стрелки мы переведем,

Снова в группу  попадем.

Раз, два, три – все открыли глаза!

Воспитатель: Вотмы и в группе, подойдите ко мне(дети подходят к доске: схема)Ребята, давайте вспомним, с чего начиналось рождение лампочки.

Работа со схемой.

Воспитатель: Молодцы, ребята. Вам понравилось, наше путешествие? Что нового вы узнали? Что понравилось больше всего?

-Ой, а у меня на столе лежит красивая, волшебная коробочка. Давайте посмотрим, что там лежит.

ОПЫТ «ЧТО В КОРОБКЕ?»

Взрослый предлагает детям узнать, что находится в коробке (неизвестно) и как обнаружить, что в ней (заглянуть в прорезь). Дети смотрят в прорезь и отмечают, что в коробке темнее, чем в комнате. Взрослый спрашивает, что нужно сделать, чтобы в коробке стало светлее (полностью открыть прорезь или посветить фонариком,открыть крышку, чтобы свет попал в коробку и осветил предметы внутри нее). Взрослый открывает прорезь, и после того как дети убеждаются, что в коробке стало светло, рассказывают о других источниках света – фонарике, который зажигает и ставит внутрь коробки, чтобы дети увидели свет через прорезь. Вместе с детьми сравнивает, в каком случае видно, и делает вывод о значении света.

В коробке подарки для детей.

Раздача подарков детям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Путешествие в космические дали» для детей старшей группы

Формирование элементарных знаний о космосе у детей старшего дошкольного возраста...

Методическая разработка по организованной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром: «Путешествие в прошлое лампочки»

Методическая разработка по организованной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром: «Путешествие в прошлое лампочки»...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром с использованием методов экспериментальной деятельности в старшей группе

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе  на тему:  « Удивительный воздух и его свойств »...

Конспект ООД по ознакомлению с окружающим миром "Путешествие в прошлое часов"

Конспект разработан для детей подготовительной группы, содержит ссылки на видео. Будет очень полезен для воспитателей детского сада....

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром для детей со сложной структурой дефекта. (Старшая группа). Тема "Мебель".

Конспект занятия по теме "Мебель" направленный на формирование представлений об основных видах мебели; физминутка; аппликация "Комната для медвежонка"....

КОНСПЕКТ занятия по ознакомлению с окружающим миром с использованием элементов экологического воспитания в старшей группе. «Азбука безопасности в природе – путешествие по экологической тропе»

КОНСПЕКТзанятия по ознакомлению с окружающим миром с использованием элементов экологического воспитания в старшей группе.«Азбука безопасности в природе – путешествие по экологической тропе...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром:" Путешествие в прошлое часов"

Данный материал предназначен для воспитателей деских садов, Конспект занятия для старшей и подготовительной  группыСоздание условий для ознакомления детей с разными видами часов и их историей.....