Рабочая программа по дополнительному образованию "Мастерята"
рабочая программа
Разновозрастной
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_dopolnitelnomu_obrazovaniyu_masteryata.docx | 80.24 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Ханты - Мансийского автономного округа
ГОРОДСКОЙ ОКРУГ ГОРОД ПЫТЬ-ЯХ
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Прогимназия «Созвездие»
СОГЛАСОВАНО: Педагогическим советом Протокол №1 от 31.08.2023 г. |
УТВЕРЖДАЮ И.о. директора МАОУ «Прогимназия «Созвездие» ______________________Н.С.Свириденко Приказ №342-од от 31.08.2023 г. |
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯПРОГРАММА
Художественной мастерской "Мастерята"(художественныйтруд),врамках предоставления платных образовательных услуг
Автор программы:
Отегенова М.Н.
г.Пыть-Ях
2023-2024г
Оглавление
ЦЕЛЕВОЙРАЗДЕЛ
- Обязательнаячасть
- Пояснительнаязаписка. 3
Цель и задачи по реализации Программы ПринципыиподходыкформированиюПрограммы Значимые характеристики Программы
Характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста 1.1.2.ПланируемыерезультатыосвоенияПрограммы..................................................
СОДРЖАТЕЛЬНЫЙРАЗДЕЛ
- Формы,способы,методыисредствареализацииПрограммы 8
- Способыподдержкидетскойинициативы 9
- Особенностивзаимодействияссемьямивоспитанников 9
2.2. Часть, формируемая участниками образовательных отношений 2.2.1.Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации… 9
2.2.2.Коррекционнаяработаиинклюзивноеобразование. 9
- ОРГАНИЗАЦИОННЫЙРАЗДЕЛ
- Обязательнаячасть
- Особенностиежедневнойорганизациижизниидеятельностидетей 10
- Особенноститрадиционныхсобытий,праздников,мероприятий 10
- Особенности организации предметно-пространственной развивающей образовательнойсреды 10
- Материально-техническоеобеспечениеПрограммы . 10
- Методическиематериалыисредстваобучения. . 10
ПРИЛОЖЕНИЯ
- Методическиематериалыисредстваобучения. 12
- Планированиевоспитательно-образовательныхотношений. 14
- Используемаялитература. 24
ЦЕЛЕВОЙРАЗДЕЛ
Обязательная часть 1.1.1.Пояснительнаязаписка
Программа дополнительного образования «Мастерята»является авторской программой художественно-эстетической направленности. Созданной на основе методических пособий: «Программа художественного воспитания обучения и развитиядетей2до7лет»ЛыковойИ.А.,«Художественныйтрудвдетскомсаду» ЛыковаИ.«Пластилинография»ДавыдовойГ.Н.,«Модульнаяаппликация»Ольга Гре, «Аппликация» Румянцева Е.А.
Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миромлюдей,природы,предметныммиром.Происходитприобщениеккультуре,к общечеловеческим ценностям. Развивается любознательность, формируется
интересктворчеству.
Дляподдержкиданногоинтересанеобходимостимулироватьвоображение,
желаниевключатьсявтворческуюдеятельность.Назанятияхпорисованию,лепке, аппликации, а также ручному труду у детей развиваются эмоционально –
эстетическиечувства,художественноевосприятие,совершенствуютсянавыки изобразительного и конструктивного творчества.
Диалогиназанятияхмеждупреподавателемиребенкомнаправленына
совместное обсуждение ситуации и предполагают активное участие обеих сторон. Беседа является одним из основных методов формирования нравственно- оценочныхкритериевудетей.Беседанатему«почемунравится...»или«почемуне нравится...» с помощью наводящих вопросов побуждает ребенка к осмысливанию объекта.Необходимо,чтобыребенокуточнилдлясебятекритерии,покоторымон оценивает предмет.
Частично-поисковыйметоднаправленнаразвитиепознавательнойактивностии самостоятельности.Онзаключаетсяввыполнениинебольших заданий,решение которых требует самостоятельной активности (работа со схемами, привлечение воображения и памяти).
Однимизважныхусловийреализацииданнойпрограммыявляетсясоздание необходимой материальной базы и развивающей среды для формирования творческой личности ребенка.
Цельизадачипореализациипрограммы
Цель: - создавать условия для формирования всесторонне интеллектуальной, эстетически развитой творческой личности; опираясь на интегрированный подход; содействовать развитию инициативы, выдумки и творчества детей в атмосфере эстетических переживаний и увлеченности, совместного творчества взрослого и ребенка, через различные виды изобразительной и прикладной деятельности.
Задачи:
- обучитьдетейбезопаснымприёмамработысразличнымиинструментами;
- познакомитьдетейстерминологией,техникамиработыподекоративно - прикладному искусству;
- формировать интерес к декоративно- прикладному искусству; формировать чувство самоконтроля, взаимопомощи; формировать эстетический
художественный вкус; развивать образное мышление, творческие способности; творческую активность, воображение; поддерживать проявления фантазии и самостоятельностидетей при изготовлении поделок;
- прививать интерес к культуре своей Родины, к истокамнародноготворчества
- воспитыватьнравственныекачествадетей
- воспитывать эстетический вкус, культуру зрительного восприятия прекрасного, радость от совместного творчества;
- содействоватьформированиювсестороннеразвитойличности.
ПринципыиподходыкформированиюПрограммы
Программа сформирована в соответствии с принципами подходами, определёнными Федеральными государственными образовательнымистандартами:
- соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;
- сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости (содержание программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом имеет возможность реализации в практике дошкольного образования);
- соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности (позволяет решать поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаясь к разному «минимуму»);
- обеспечиваетединствовоспитательных,развивающихиобучающихцелейизадач процесса образования детей дошкольного возраста;
- строится с учётом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;
- основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;
- предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;
- предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работыс детьми.Основнойформой работысдетьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.
Принцип актуальности разработки программы предполагает её ориентацию на наиболее важные образовательные потребности детей, родителей.
Принцип прогностичности предусматривает способность программы соответствовать возможным изменениям образовательного запроса к ДОУ. Программа призвана, не только удовлетворить сегодняшний образовательный запрос,ноиформироватьпедагогическуюцелесообразностьисоциально-значимые потребности у родителей. Программа ясно излагает содержание образования, оставляет простор для творческого и гибкого развития содержания образования.
Принцип реалистичности предполагает соответствие программы не только потребности родителей и возможностям, интересам, склонностям детей, но и менталитету, профессиональному уровню педагогического коллектива, реальным материальным и финансовым ресурсам ДОУ.
Принцип контролируемости позволяющий отслеживать промежуточные иитоговые результаты образовательного процесса.
Принцип системности предполагает целостность программы, гармонизацию стратегических приоритетов ДОУ, образовательных программ групп и материально-технических и медико-социальных условий пребывания детей в ДОУ. Значимые характеристики Программы
Цели и задачи Программы реализуются не только в рамках НОД, но и при проведении режимных моментов – как в совместной деятельности взрослых и детей, так и в самостоятельной деятельности детей. Воспитательно – образовательные отношения строятся с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными особенностями и возможностями детей, предполагая адекватные возрасту формы работы с детьми.
Программарассчитананаразновозрастногоразвития:
- младшийвозраст(3до 4лет);
- среднийвозраст(4до5лет);
Характеристикиособенностиразвитиядетейдошкольноговозраста
В младшем дошкольном возрасте происходят дальнейшие изменения в эстетическом развитии ребенка. Повышается восприимчивость к художественным произведениям, к некоторым элементам их художественной формы, например к ритму, рифме, цвету. В изобразительной деятельности дети от простейших действий с карандашом, глиной переходят к изображению, узнаванию, называнию, образному восприятию полученных форм. Ассоциативные образы, возникшие у детей по цвету, пятнам, линиям, форме, под влиянием обучения приобретают все преднамеренный характер изображения. Дети овладевают простейшими навыками не только в изобрази- тельной, но и в музыкальной деятельности, позволяющими им добиваться образности в изображаемом, самостоятельности и первоначального проявления творческой активности. Все это свидетельствует о наличии эстетического характера художественной деятельности малышей.
В среднем дошкольном возрасте происходит существенное развитие детского восприятия, его точности и дифференциальности. У детей отчетливо проявляется стремление к творчеству, самостоятельному решению поставленной задачи в изобразительной, музыкальной, театрализованной деятельности. Они становятся способными сознательно добиваться выразительности образа в аппликации, скульптуре, рисунке.
Старший возраст детей обладают довольно большим запасом представлений об окружающем, которые получают благодаря своейактивности,стремлению задавать вопросы и экспериментировать. Ребёнок этого возраста уже хорошо знает основные цвета и имеет представления об оттенках (например, может показать два оттенка одного цвета: светло-красный и тёмно-красный). При этом длязапоминания дети уже могут использоватьнесложные приёмы и средства.В 5-6 лет ведущее значение приобретает наглядно-образное мышление, которое позволяет ребёнку решать более сложные задачи с использованием обобщённых наглядных средств (схем, чертежей и пр.) и обобщённых представлений освойствах различных предметов и явлений. Действия воображения — создание и воплощение замысла — начинаютскладыватьсяпервоначальнов игре. Это проявляется в том,
что прежде игры рождается её замысел и сюжет. Постепенно дети приобретают способность действовать по предварительному замыслу в конструировании и рисовании.В старшем дошкольном возрасте освоенные ранее виды детского труда выполняются качественно, быстро, осознанно. Становится возможным освоение детьми разных видов ручного труда. В процессе восприятия художественных произведений, произведений музыкального и изобразительного искусства дети способны осуществлять выбор того (произведений, персонажей, образов), что им больше нравится, обосновывая его с помощью элементов эстетическойоценки.Они эмоционально откликаются нате произведения искусства,вкоторых переданы понятные им чувства и отношения, различные эмоциональные состояния людей, животных, борьба добра со злом. Совершенствуется качество музыкальной деятельности. Творческие проявления становятся более осознанными и направленными (образ, средства выразительности продумываются и сознательно подбираются детьми). В продуктивной деятельности дети также могут изобразить задуманное (замысел ведёт за собой изображение).
В возрасте 6—7 лет происходит расширение и углубление представлений детей о форме, цвете,величине предметов.Ребёнок уже целенаправленно,последовательно обследует внешние особенности предметов. При этом он ориентируется не на единичные признаки, а на весь комплекс (цвет, форма, величина и др.). К концу дошкольного возраста существенно увеличивается устойчивость непроизвольного внимания, что приводит к меньшей отвлекаемости детей. Воображение детей данного возраста становится, с одной стороны, богаче и оригинальнее, а сдругой
— более логичным и последовательным, оно уже не похоже на стихийное фантазирование детей младших возрастов. Несмотря на то, что увиденное или услышанное порой преобразуется детьми до неузнаваемости, вконечных продуктах их воображения чётче прослеживаются объективные закономерности действительности. В этом возрасте продолжается развитие наглядно-образного мышления, которое позволяет ребёнку решать более сложные задачи с использованием обобщённых наглядных средств (схем, чертежей и пр.) и обобщённых представлений о свойствах различных предметов и явлений. В продуктивной деятельности дети знают, что хотят изобразить, и могут целенаправленно следовать к своей цели, преодолевая препятствия и неотказываясь от своего замысла, который теперь становится опережающим. Созданные изображения становятся похожи на реальный предмет, узнаваемы и включают множество деталей. Совершенствуется и усложняется техника рисования, лепки, аппликации. Дети способны конструировать по схеме, фотографиям, заданным условиям, собственному замыслу постройки из разнообразного строительного материала, дополняя их архитектурными деталями; делать игрушки путём складывания бумаги в разных направлениях; создавать фигурки людей, животных, героев литературных произведений из природного материала.
1.1.2.ПланируемыерезультатыосвоенияПрограммы
При решении поставленных в Программе задач создаются условия, направленные на достижение детьми целевых ориентиров. Ребенокнаучитьсяпланироватьработу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его, при необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел; осуществляет
творческий подход к каждой работе; владеет приёмами работы различными инструментами, знает правила техники безопасности при обращении с ними; проявляет высокий интерес к изготовлению поделок из различных материалов. Участие в выставках и конкурсах. Дети способны работать с различным художественным материалом (пластилин, бумага разных видов, природный материал) Выделять выразительные средства народных декоративных росписей. Украшать силуэты игрушек элементами народных декоративных росписей.
- Часть,формируемаяучастникамиобразовательныхотношений
- Развивающее оценивание качества образовательной деятельности по Программе
Контрользареализацией программы
В начале обучающего периода проводится педагогическая диагностика, с целью выявления навыков и способностей детей;
Текущей контроль (оценка усвоения изучаемого материала) осуществляется педагогом в форме наблюдения;
Итоговая аттестация, проводится в конце учебного года, в форме выполнению тестовых упражнений по определению уровня освоенных навыков.
Каждыйпоказательоцениваетсяисходяиз3-хстепенейоценки:
Уровниосвоенияпрограммымладшийвозраст
Низкий - проявляет интерес к ручному труду,не различаети не называетцвета,не самостоятелен в деятельности, выполняет работу по аппликации, лепке только при помощи взрослого.
Средний – проявляет интерес кручномутруду, различает и называетцвета, иногда прибегает к помощи взрослого.
Высокий – достиг уровня самостоятельности, уверенно лепит пластилином, по заданной.
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙРАЗДЕЛ
Обязательнаячасть
- Образовательная деятельность в соответствии с направлениями развития детей
Программа обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различныхвидахдеятельностииохватываетследующиеобразовательныеобласти: 1)Социально-коммуникативное развитие. Проявление дружелюбия при оценке работ других детей; проявление уважения при передаче, подаче необходимого
материала товарищу; умение договариваться при работе над коллективной работой.
- Познавательное развитие. Расширение кругозора, развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.
- Речевое развитие. Использование на занятиях художественного слова; Развитие звуковой и интонационной культуры речи; знакомстве с книжной культурой,
детской литературой, понимании на слух текстов различных жанров детской литературы.
- Художественно-эстетическое развитие. Развитие предпосылок ценностно- смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы;
-становлениеэстетическогоотношениякокружающемумиру;
- формированиеэлементарныхпредставленийовидахискусства;
- восприятиемузыки,художественнойлитературы,фольклора;
- стимулированиесопереживанияперсонажамхудожественныхпроизведений;
-реализациюсамостоятельнойтворческойдеятельностидетей(изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).
- Физическоеразвитие.Использованиездоровьесберегающегопринципа.Для реализации данного принципа предлагается:
ориентироваться на позу как выразительную характеристику положения тела в пространстве посредством игровых упражнений; осваивать навыки рационального дыхания с помощью дыхательных упражнений.
Формы,способы,методы,исредствареализации
Построение воспитательно-образовательных отношений основывается на адекватных возрасту методах и формах работы с детьми. Выбор методов и форм работы осуществляется педагогом самостоятельно и зависит от контингента воспитанников, оснащенности образовательной организации, культурных и региональных особенностей, опыта и творческого подхода педагогов.
Непосредственнаяобразовательнаядеятельностьпроводится2развнеделю.
При организации непосредственной образовательной деятельности обеспечивается единство обучающих, развивающих и воспитательных задач. Поставленные задачи решаются, избегая перегрузки детей, на необходимом и достаточном материале, максимально приближаясь к разумному «минимуму». Непосредственная образовательная деятельность строится на комплексно - тематическом принципе с учетом интеграции образовательных областей. Построение непосредственной образовательной деятельности вокруг одной центральной темы дает большие возможности для развития детей. Темы помогают организовать информацию оптимальным способом. Тематический принцип построения воспитательно- образовательных отношений позволяет органично вводить региональные и культурные компоненты, учитывать специфику дошкольного учреждения.
Общее количество образовательны х ситуаций в год | Количество непосредственно образовательных ситуацийвнеделю | Длительность непосредственно образовательной ситуации |
72 | 2разавнеделю | 25минут |
Программойпредусмотренопроведение:
- диагностическихзанятий—2ч.
- практическихзанятий—70ч.
Способыподдержкидетскойинициативы.
Детям предоставляется широкий спектр специфических для дошкольников видов деятельности, выборкоторыхосуществляется при участии взрослыхсориентацией на интересы, способности ребёнка.
Особенностивзаимодействияс семьями воспитанников
Формы работы с семьями: Направлены на повышение педагогической культуры родителей, на укрепление взаимодействия дошкольной организации и семьи, на усиление ее воспитательного потенциала.
- Оформлениенагляднойагитациидляродителей
- Проведениебесед
- Консультацийдля родителей
- Родительских собраний, с целью усвоения родителями определённых знаний, умений, помощи им в разрешении проблемных вопросов
- Выставкидетскоготворчества
- Совместноетворчествородителейи детей
- Анкетирование
- Часть,формируемаяучастникамиобразовательныхотношений.
- Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации.
Коррекционнаяработаиинклюзивноеобразование.
Основная задача коррекционно-педагогической работы —создание условий для всестороннего развития ребенка с ОВЗ в целях обогащения его социального опыта и гармоничного включения в коллектив сверстников.
Специфика методов обучения различным видам изобразительной деятельности детей с ОВЗ должна строиться на применении средств, отвечающих их психофизиологическим особенностям. Основная задача — формирование у детей эстетического отношения к миру, накопление эстетических представлений и образов, развитие эстетического вкуса, художественных способностей, освоение различных видов художественной деятельности. В этом направлении решаются как общеобразовательные, так и коррекционные задачи, реализация которых стимулирует развитие у детей с ОВЗ сенсорных способностей, чувстваритма, цвета, композиции; умения выражать в художественных образах свои творческие способности.
Основныенаправленияработывданнойобразовательнойобласти:
«Художественное творчество». Основная цель — обучение детей созданию творческих работ. Специфика методов обучения различным видамизобразительной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья должна строиться на применении средств, отвечающих их психофизиологическим особенностям.
Лепка способствует развитию мелкой моторики рук, развивает точность выполняемых движений, в процессе работы дети знакомятся с различными материалами, их свойствами. Аппликация способствует развитиюконструктивных возможностей, формированию представлений о форме, цвете. Рисование направлено на развитие манипулятивной деятельности и координации рук, укрепление мышц рук.
В зависимости от степени сохранности зрения, слуха, двигательной сферы ребенка и его интеллектуальных и речевых возможностей, следует подбирать разноплановый инструментарий, максимально удобный для использования
(величина, форма, объемность, цвет, контрастность), продумывать способы предъявления материала (показ, использование табличек с текстом заданий или названий предметов, словесно-жестовая форма объяснений, словесное устное объяснение); подбирать соответствующие формы инструкций. Во время работы с детьми с ДЦП необходимо соблюдать ряд условий, направленных на уменьшение влияния моторной недостаточности:
- посадитьребенкавудобнуюпозу,способствующуюнормализациимышечного тонуса, снижению напряжения;
- определитьведущуюрукуукаждогоребенка,имеющегонарушенияДЦП;
- навсехэтапахработыширокоиспользуетсяактивно-пассивныйметод(взрослый своей рукой помогает действию руки ребенка).
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙРАЗДЕЛ 3.1.Обязательная часть
- Особенности ежедневной организации жизни и деятельности детей. Непосредственно образовательная деятельность с детьми младшего дошкольного возраста; среднего дошкольного возраста; старшего дошкольного возраста проводиться 2 раза в неделю. Непосредственно образовательная деятельность проводится группами, продолжительность соответствует нормам СанПина. В
середине непосредственно образовательной деятельности проводятся физкультурные минутки.
Особенноститрадиционныхсобытий,праздников
Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий обусловлены реализацией проектно-тематического принципа построения воспитательно - образовательных отношений (основная образовательная Программа МАОУ «Прогимназия Созвездие»). Особенностиорганизацииразвивающейпредметно-пространственной среды
Цельорганизацииразвивающейпредметно-пространственнойсреды:
Создать условия для того, чтобы включить ребѐнка в активную познавательно творческую деятельность, и одновременно способствовать становлению и утверждению у него чувства уверенности в себе, проявления самостоятельности, коммуникабельности, инициативности и творчества.
Материально-техническоеоснащениеПрограммы.
Занятия проводятся в помещении, соответствующем требованиям санитарных норм, пожарной безопасности и хорошей освещенности.
Технические средства: Компьютер, экран, мультимедийные системы, детские столы, детские стулья.
- Методическиематериалыисредстваобучения(Приложение1.).
Часть,формируемаяучастникамиобразовательныхотношений
Здоровьесберегающиетехнологии
Здоровье – одна из главных ценностей в жизни человека. В стремительный век новейших технологий, исследований и разработок, проблема сохранения здоровья стоит оченьостро. Многие причины - от нас не зависящие и изменить что-либо нев наших силах. Но есть одна и очень важная – это формирование у детей дошкольного возраста потребности в сохранение и укреплении своего здоровья. Только физически развитые и практически здоровые дети достигают успехов и вершин познания мира. Для реализации данного направления в образовательной организации используются следующие здоровьесберегающие технологии:
Пальчиковаягимнастика.
Проводитсядляразвитиямелкоймоторикиидляразвлечениядетей, стимулирует развитие пальцев рук. Регулярное их использование в саду и дома также способствует развитию у ребёнка памяти, мышления, внимания, речи.
Гимнастикадляглаз.
Необходима для сохранения зрения. Упражнения для глаз используем для профилактикинарушения зрения, они снимают зрительное напряжение, укрепляют глазные мышцы.
Дыхательнаягимнастика
Оченьважноуделятьвниманиеправильномудыханию.Важно, чтобыдетидышали не поверхностно, а полной грудью.
Динамическиепаузы(физкультминутки).
Они развлекают детей, создают благоприятную для обучения атмосферу, несут элементы релаксации, снимают нервное напряжение от перегрузок.
Арт-терапия - одно из направлений современной психотерапии, в котором основным средством достижения позитивных психологических измененийявляется творчество. В арт-терапии реализуются обычнотакиевиды творчества как рисование, создание коллажей, лепка, создание скульптур изпеска,аппликация.
Планированиевоспитательно-образовательныхотношений
[Приложение2.].
Расписаниенепрерывнойнепосредственнообразовательнойобласти
«Художественноетворчество»
Днинедели | Времяпроведения | Возрастныегруппы |
Вторник | 15.15-15.45 | Вторые младшие, средние |
Четверг | 15.15-15.45 | Вторые младшие, средние |
Приложение1
Методическиематериалыисредстваобучения
Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекса:
- Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией: Н. Е. Вераксы. 2014г.Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду. — М.: Мозаика-Синтез,2011.
- Комарова Т. С., Размыслова А.В. Цвет в детскомизобразительном творчестве. – М.: Педагогическое общество России, 2007.
- Бумажная филигрань / Александра Быстрицкая. – 2 – е изд. – М.: Айрис-прес, 2008. – 128с.
- Лепим из соленого теста. Украшения. Сувениры. Поделки. Декор.— М: Эксмо, 2004. -160 с.
- Модульнаяаппликация–М:АСТ-ПРЕССКНИГА.2013.-64с.
Наглядно дидактические пособия изделиядекоративно-прикладного искусства.
Народныеигрушки
- Богородскаярезнаяигрушка:
«Мужикимедведь»Л.Смирнова,«Машаимедведь»И.Стулова,«Царь Додон и Звездочѐт» И. Стулова
- Дымковская(вятская)игрушка:барыня,водоноска,нянька,всадник, лошадка, козѐл, баран, индюк, гусь
- Русскаяматрѐшка:
загорская,полхов-майданская,разновидностиматрѐшек:матрѐшка-боярыня, матрѐшка-боярин, витязь, старик-мухомор
Филимоновскаяигрушка-свистулька:барыня,мужик,всадник,медведь, козѐл, петух, курица, лиса
Серия«Мирвкартинках»(предметныймир)
- Авиация.-М.:Мозаика-Синтез,2005-2010.
- Автомобильныйтранспорт.—М.:Мозаика-Синтез,2005-2010.
- Бытоваятехника.—М.:Мозаика-Синтез,2005-2010.
- Водныйтранспорт.—М.:Мозаика-Синтез,2005-2010.
- Инструментыдомашнегомастера.—М.:Мозаика-Синтез,2005-2010,
- Музыкальныеинструменты.—М.:Мозаика-Синтез,2005-2010.
- Офиснаятехникаиоборудование.—М.:Мозаика-Синтез,2005-2010.
- Посуда.—М.:Мозаика-Синтез,2005-2010.
- Спортивныйинвентарь.—М.:Мозаика-Синтез,2005-2010.
- Школьныепринадлежности.—М.:Мозаика-Синтез,2005-2010. День Победы. -М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010
Иллюстрацииизвестныххудожников
- Билибин И. Русские народные сказки «Белая уточка», «Василиса Прекрасная»,«МарьяМоревна»,«ПерышкоФинистаЯсна-Сокола»,
«СестрицаАлѐнушкаибратецИванушка»,«СказкаобИване-царевиче,Жар- птице и о сером волке», «Царевна-лягушка»
- ВаснецовЮ.«Тримедведя»Л.Толстого,русскиенародныепесенкив
обработке К. Чуковского «Пятьдесят поросят», «Русские народные сказки»
- изсборника A. Афанасьева,сборникирусских народныхпотешек
«Радуга-дуга»и«Ладушки»
- ВладимирскийЛ.«Волшебникизумрудногогорода»Н. Волкова
ДемченкоО.«Сказки-крошки»B. Кротова, «Почему пантера чѐрная, а леопард-пятнистый?»Л.ГенденштейнапомотивамсказкиР.Киплинга ДехтерѐвБ.«Красная шапочка» Ш. Перро
Дубинчик Т.«Жили у бабули» по книге К.Д. Ушинского «Родное слово»,
- Альбомдлярисования«Помаляка»,«Колобок»
ЕлисеевА.русскаянароднаясказкивобработкеМ.Булатова«Лисичка со скалочкой»
Планированиевоспитательно-образовательныхотношений
Календарно-тематическийпланработы Кружка «Мастерята»
Сентябрь
№ | Тема Тестопластика | Цель | материал |
1 | «Тортик» | Продолжать знакомить детей с новым материалом для изготовленияподелок–соленое тесто, его характерными особенностями (мягкое, эластичное,прочноепри тепловой обработке), материаламииспособами замешивания.Учимлепитьторт и украшать его. | Солёноетесто, семечкигречка |
2 | «Куличикии рогалики » | Учитьлепитькуличкии рогалики.Упражнять в скатываниишара,овала, сплющивании,использовании природного материала для дополнения поделки. | Солёное тесто, муляжирогаликов куличиков |
3 | «Раскрашивание куличиков и рогаликов » | Учить детей раскрашивать изделияжелтымиоранжевым цветом | Краскигуашь кисточки |
4 | Морскойподарок | Учитьдетейделатьотпечаток используя морскую ракушку | Соленоетесто ракушки |
Октябрь
№ | Тема Тестопластика | Цель | материал |
1 | «Веселыйосьминог» | Учимлепитьвосьминога, используя один большой кусок теста и восем маленькихкусков. | Солёноетесто,горох. |
2 | «Сова» | Учить лепить сову, раскатывая тесто толщиной0,5вырезаем круг.Внижнейчастис помощью колпачка от фломастера делаем полукруги – оперение совы.Далеезагибаемк центрудваполукруга– это крылья и сверху загибаем маленький полукруг—головасовы. Делаемглаза,надавливая закрытой частью колпачка на соответствующиеместаи стекой формируем рот совы. Пальцами корректируеммаленькие ушкивместеналожения полукругов. | Солёноетесто, колпачекот фломастера |
3 | «Ежик» | Учить лепить ежа из целого куска, оттягивая мордочку,вместоиголок, используем макароны. Дополнитьработу, листиком. | Солёноетесто,перец горошком макароны |
4 | «Кулоныиподвески» | Учить лепить кулон- украшение, раскатывая тесто и выдавливая круг подходящего диаметра. Вместе с ребенком заполняем круг различнымиматериалами | Соленоетесто,детали для украшения. |
дляукрашения. | |||
5 | «Осенниелисточки» | Учитьраскатыватьтесто скалкой, вырезать листочкипошаблону, обрабатывать края кистью, смоченной водой. | Соленоетесто, березовый, кленовый или дубовый листья, илишаблонылистьев, стеки,кисточки,вода. |
6 | «Сердечко-сувенир» | Учитьизцелогокуска теста лепить сердечко украшать используя пуговичкиидрматериал. | Солёноетесто,стеки, пуговыцы бусины. |
7 | «Мышки» | Лепитьмышкуизцелого куска, оттягивая мордочку, соединять детали.Дополнятьработу мелкими деталями. | Солёноетесто,стеки, толстый картон. |
8 | «Слоник» | Учитьлепитьслоника используя несколько частей солено теста. | Солёноетесто,стеки, толстый картон. |
Ноябрь
№ | Тема Пластилинография | Цель | Материал |
1 | «Грибок из мелких шариков» | Учить формировать из целого куска задуманное. | Пластилин, картон, стеки. |
2 | «Декоративный цветочек» | Формировать умение налепливать по контуру, размазывать по всей форме | Пластилин, картон, стеки. |
3 | «Рыбки» | Учить приёму налепливаниямаленькими частями | Пластилин, картон, стеки. |
4 | «Кошечка » | Учить приемами создания овальной | Пластилин, картон, |
формы,отдельнолепить мелкие детали | стеки | |||
5 | Рельеф«Петушок» | Закрепить приём налепливаниямаленькими частями | Пластилин, стеки | картон, |
6 | «Подарокмаме» | Закрепить приём налепливаниямаленькими частями по контуру | Пластилин, стеки | картон, |
7 | «Подсолнух» | Формировать умение налепливать по контуру, размазывать по всей форме. | Пластилин, стеки | картон, |
8 | «Виноград» | Продолжать учить детей скатывать маленькие шарики из пластилина между ладонями и расплющивать пальцем; формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику; | Пластилин, стеки | картон, |
Декабрь
№ | Тема Работа с природным материалом | Цель | Материал |
1 | «Снеговикизманки» | Развивать фантазию и воображение, мелкая моторика пальцев рук | Аппликация из манной крупы |
2 | «Зимнийлес» | Развиватьфантазиюи воображение, мелкая моторикапальцеврук | Аппликация из цветной бумаги и крупы. |
3 | «Рыбка» | Развиватьфантазиюи воображение, мелкая моторикапальцеврук | Аппликация Крупа(пшено,греча, рис,овсяныехлопья) кисточки,клейПВА |
4 | «Снежинки» | Учитьсоздаватьузориз разных макаронных | Макароны разной формы, клей ПВА, |
изделий | кисточки | ||
5 | «Фантазеры» | Развиватьфантазию | Макароны, клей ПВА |
6 | «Новогодняяигрушка» | Развивать фантазию и воображение, мелкая моторика пальцев рук | Аппликация из желтого пшена и пластилина |
7 | «Зимнийпейзаж» | Развивать фантазию и воображение, мелкая моторика пальцев рук | Аппликация из разных круп |
8 | «Зимнеедерево» | Развивать фантазию и воображение, мелкая моторика пальцев рук | Аппликацияизсоли |
Январь
№ | Тема Модульнаяаппликация | Цель | Материал |
1 | «Рыбка» | научить делать модульнуюаппликацию;- развивать мелкую моторику рук | Цветнаябумагатрех цветов |
2 | «Кот» | Учить делать кота, используябумажные цветные круги
| Цветная бумага, ножницы. |
3 | «Белка» | научить делать белочку, используя цветные модули,развиватьмелкую моторику рук | Цветная бумага, ножницы , клей |
4 | « Динозавр» | Модульная аппликация - закреплятьнавыкиработы с бумажными модулями; -развиватьвоображение, фантазию | Цветная бумага, ножницы , клей |
5 | «Петушки» | Объемная аппликация. Учить скручивать в конус, приклеивать мелкие детали | Основа из картона цветная бумага, Цветные салфетки, клей ПВА |
6 | «Буратино» | УчитьделатьБуратино, используя бумажные цветные круги
| Основа из картона цветная бумага, Цветные салфетки, клей ПВА |
Февраль
Тема Оригами | Цель | Материал | |
1 | «Лягушка» | Знакомим с техникой оригами | цветнаябумага,клей ПВА |
2 | «Тюльпаны» | Учим делать цветокиспользуя различные приемы складывания бумаги. | Цветная бумага, картон, клей ПВА |
3 | «Самолет-истребитель» | Учим делать цветокиспользуя различные приемы складывания бумаги. | Цветная бумага, картон, клей ПВА |
4 | «Голубьмира» | Учим делать голубяиспользуя различные приемы складывания бумаги. | Кусочки ткани, клей ПВА, картон, кисточки |
5 | «Лисички» | Учим делать двухлисичек, используя различные приемы складывания бумаги. | Цветная бумага, картон, клей ПВА |
6 | «Злыептички» | Учим делать птичек используя различные приемы складывания бумаги. | Цветная бумага, картон, клей ПВА |
7 | «Золотаярыбка» | Учить делать рыбку используя метод оригами | Цветная бумага, картон, клей |
Март
Тема Квиллинг | Цель | Материал | |
1 | «Знакомствосквилингом и его основными фигурами » | Обучение приёмам и общемустилюквиллинга -научить сворачивать бумагу,делатьбазовые фигуры, собирать мозаичные композиции; закрепление навыков работысинструментами и материалами — ножницами, бумагой, клеем. | Цветные бумажные полоски, палочка для накручивания, клей |
2 | «Цветокдлямамы» | Упражнять в скатывании бумажных полосок, делать форму капли и полукруга, сплющивая бумажную спираль. | Цветные бумажные полоски, палочка для накручивания, клей.картон |
3 | «Цыпленок» | Упражнять в скатывании бумажных полосок, делать форму круга и треугольника, сплющивая бумажную спираль. | Цветные бумажные полоски, палочка для накручивания, клей.картон |
4 | «Бабочка» | Учимделатьбабочку используя приемы квиллинга. | Цветные бумажные полоски, палочка для накручивания, клей.картон |
5 | «Рыбки» | Учим делать рыбку используя приемы квиллинга | Цветные бумажные полоски, палочка для накручивания,клей. |
картон | |||
6 | «ЦветокЛилия» | Упражнять в скатывании бумажных полосок, делать форму круга и треугольника, сплющивая бумажную спираль. | Цветные бумажные полоски, палочка для накручивания, клей.картон |
7 | «Солнышко» | Продолжить освоение техники квиллинга. Упражнять в сочетании различных форм | Цветные бумажные полоски, палочка для накручивания, клей.картон |
8 | «Стрекоза» | Учимделатьстрекозу используя приемы квиллинга | Цветные бумажные полоски, палочка для накручивания, клей.картон |
Апрель
№ | Тема Работа с бросовым материалом | Цель | Материал |
1 | «Портретвесны» | Учитьдетейделать поделку,используя бросовымматериал | Коллаж из различного материала |
2 | «Русскиеберезы» | Учитьдетейделать поделку,используярваную цветную бумагу. | Коллаж из различного материала |
3 | «Ежик из ватных палочек» | Продолжать учить детей работать с пластилином и ватными палочками. Развивать воображение. | Коллаж из различного материала, ватные палочки. |
4 | «Цветокизватных дисков » | Развивать воображение, умение делать цветок из ватных дисков выполняя аккуратно порученную работу. | Коллаж из различного материала, ватные диски. |
5 | «Котик из ватных | Развивать воображение, умение делатьцветокиз | Коллаж из различного |
дисков» | ватных дисков выполняя аккуратно порученную работу. | материала,ватные диски. | |
6 | «Красиваясалфетка» | Развивать воображение, мелкую моторику рук | Коллаж из различных материалов |
7 | «Веточкивербы» | Развивать воображение, мелкую моторику рук, учить делать цветы из ватных дисков и ватных палочек. | Ватныедиски,клей, картон |
8 | «Цветыяблони» | Учить делать из бумаги ветку цветущей яблони | Цветыяблони |
Май
№ | Тема пластилинография | Цель | материал |
1 | «Черепашка» | Закреплять навыки работы с пластилином на горизонтальной плоскости, передавая полуобъемное изображение предметов | Пластилин,стеки |
2 | «Деревьявесной» | Закреплять навыки работы с пластилином на горизонтальной плоскости, передавая полуобъемное изображение дерева | Пластилин,стеки |
3 | «Перожарптицы» | Создание миниатюры пластическими средствами | Пластилин,стеки |
4 | «Цветиксемицветик» | Закреплять умение делать цветок, используя навыки скатывания, расплющивания | Пластилин,стеки |
5 | «Золотаярыбка» | Лепка сказочных персонажей по мотивам сказок | Пластилин,стеки |
6 | «Бабочки» | Развиватьфантазию,учить делать бабочку. | Пластилин,стеки |
7 | «Яблонивцвету» | Развивать творческое воображение- свободное применение знакомых худ. техник. | Пластилин,стеки |
8 | «Клубничка» | Развивать творческое воображение, свободное применениезнакомыххуд.техник. | Пластилин,стеки |
Приложение3
Используемаялитература
- АдорноТ.Эстетическаятеория. -М.:Республика,2001.
- Арапова-ПискарѐваН.А.Ороссийскихпрограммахдошкольного образования//До-школьное воспитание. - 2005. - №9.
- АрнхеймР.Искусствоивизуальноевосприятие.-М.:Искусство,1974.
- БетенскиМала.Чтотывидишь?Новыеметодыарт-терапии.-М.: Эксмо-Пресс, 2002.
- БуровА.И.Эстетическаясущностьискусства// Проблемыиспоры.-М., 1987.
- ВенгерА.Л.Психологическиерисуночныетесты:Иллюстрированное руководство. - М.: Владос-Пресс, 2006.
- ВенгерЛ.А.,ПилюгинаЭ.Г.,ВенгерН.Б.Воспитаниесенсорной культуры ребѐнка. - М.: Просвещение, 1988.
- ВыготскийЛ.С.Воображениеитворчествовдетскомвозрасте. -М.: Просвещение, 1967.
- Галанов А.С., Коршелова С.Н., Куликова С.Л. Занятия с дошкольникамипоизобразительномуискусству.- М.:ТЦСфера,2002.
- ГибсонДж.Экологическийподходкзрительномувосприятию. -М.: Прогресс, 1988.
- ГильдебранндА.Проблемаформвизобразительномискусстве. -М.: Изд-во МПИ,1991.
- ГригорьеваГ.Г.Изобразительнаядеятельностьдошкольников. -М.:ИЦ Академия, 1997.
- ГригорьеваГ.Г.Игровыеприѐмывобучениидошкольников изобразительной деятельности. - М., 1995.
- ГригорьеваГ.Г.Развитиедошкольникавизобразительной деятельности. - М.: Академия, 2000.
- ДавидчукА.Н.Конструктивноетворчестводошкольников. -М.: Просвещение, 1973.
- Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретическогоиэкспериментальногопсихологическогоисследования.
- М.:Педагогика,1986.
- ДороноваТ.Н.Природа,искусствоиизобразительнаядеятельность детей. - М.: Просвещение, 1999.
- Казакова Р.Г. и др. Рисование с детьми школьного возраста. Нетрадиционные пики, сценарии занятий, планирование. - М.: ТЦ Сфера,2005.КазаковаТ.Г.Детскоеизобразительноетворчество.-М.:
- КиселеваМ.В.Арт-терапиявработес"детьми:руководстводля детских психологов, педагогов,
- КожохинаС.К.Путешествиевмирискусства(программаразвития детей дошкольного и младшего школьного возраста). - М.: ТЦ Сфера, 2005.
- КомароваТ.С.Детскоехудожественноетворчество:Методическое пособие для воспитателей и педагогов. - М.: Мозаика-Синтез, 2005.
- КомароваТ.С,СавенковА.И. Коллективноетворчестводошкольников.
- М.:ПедагогическоеобществоРоссии,2005.
- КопцеваТ.Природаихудожник.-М.:Сфера,2000.
- КопцевВ.П.Учим детейчувствоватьисоздавать прекрасное:основы
объемногоконструирования. -Ярославль:Академияразвития,2001.
- КотлярВ.Ф.Изобразительнаядеятельностьдошкольников.Киев: радянська школа, 1986.
- КурочкинаН.А.Знакомимскнижнойграфикой. -СПб.:Детство-Пресс, 2001.
- КуцаковаЛ.В.Конструированиеихудожественныйтрудвдетском саду(программа и конспекты занятий). - М.: ТЦ Сфера, 2005.
- ЛабунскаяГ.В.Изобразительноетворчестводетей.-М.:Просвещение, 1965.
- ЛялинаЛ.А.Дизайнидети(изопытаметодическойработы). -М.:ТЦ Сфера, 2006.
- Мелик-ПашаевА.А.Художественныеспособностикакпроявлениеи форма самореализации личности. Автореферат диссертации доктора педагогических наук. - М., 1995.
- МухинаB.C.Изобразительнаядеятельностьребѐнкакакформа освоения социального опыта. Диссертация на соискание учѐной степени доктора педагогических наук. - М., 1981.
- НеменскийБ.М.Мудростькрасоты:Опроблемахэстетического воспитания: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1987.
- ПарамоноваЛ.А.Детскоетворческоеконструирование.-М.:Карапуз, 1999.
- ПауэлУ.Ф.Цветикакегоиспользовать:узнайте,что такоецвет...-М.: Апрель: ACT, 2005.
- СавенковаЛ.Г.Изобразительноеискусствоисреда:Интегративная программа полихудожественного развития на основевзаимодействия
искусств: Изобразительное искусство и среда (природа-архитектура-среда).1-11 классы. М.: Магистр, 1995.
- СоломенниковаО.А.Радостьтворчества. Ознакомлениедетей5-7летс народным искусством. - М.: Мозаика-Синтез, 2005.
- Теорияиметодикаизобразительнойдеятельностивдетскомсаду: Учебное пособие для студентов педагогических институтов/В.Б. Косминская, Е.И. Васильева, Р.Г. Казакова и др. - М.: Просвещение, 1985.
- ТоршиловаЕ.М.,МорозоваТ.В.Развитиеэстетическихспособностей детей 3-7 лет (теория и диагностика). - М.: НИИ ХВ РАО, 1994.
- УткинП.И.,КоролеваН.С.Народныехудожественныепромыслы. -М.: Высшая школа, 1992.
- Учебныепланыдошкольныхобразовательныхучреждений.Учебное пособие/Сост. И.А. Патронова, О.А. Куликова, Л.Л. Тимофеева. - М.: Педагогическое общество России, 2006.
- УшаковаО.С.,СтрунинаЕ.М.Диагностикаречевогоразвития дошкольников (3-7 лет). - М.: РИНО, 1999.
- ФлѐринаЕ.А.Изобразительноетворчестводетейдошкольного возраста. - М., 1956.
- ЦукарьА.Я.Урокиразвитиявоображения.-Новосибирск:РИФплюс, 1997.
- ЮдинаЕ.Г.,СтепановаГ.Б.,ДенисоваЕ.Н.Педагогическая диагностика в детском саду. - М.: Просвещение,200
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа к дополнительной общеразвивающей программе " Лего-конструирование"
Программа содержит цели и задачи, формы занятий, специальный критерий оценки, учебно-тематическийплан и т.д....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНЫМ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИМ ПРОГРАММАМ В ОБЛАСТИ РАННЕГО ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ «Первые шаги в искусство» Предмет по выбору «Логопедия»
Данная программа выполнена преподавателем Т.С. Чигринской в соответствии с требованиями к содержанию и направленности современным требованиям к преподаванию предмета «Логопедия»....
Рабочая программа к дополнительной общеразвивающей образовательной программе для средней группы (4 – 5 лет) «Умелые ручки» Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
Рабочая программа разработана для детей средней группы (от 4 до 5 лет) МБДОУ «Детский сад № 201» г. Чебоксары на основании Федерального государственного образовательного стандарта до...
Рабочая программа по дополнительному образованию Кружок - «Музыкальная шкатулка». один год (срок реализации программы)
Рабочая программа по дополнительному образованиюКружок - «Музыкальная шкатулка».один год(срок реализации программы)...
Рабочая программа педагога дополнительного образования по изобразительной деятельности «Краски» с учётом Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования составлена на основе основной общеобразовательной программы дошкольно
Цель программы : формирование у детей раннего возраста художественно-творческих способностей в изобразительной деятельности....
Рабочая программа к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе художественной направленности «Сказочная лепка»
Пластилинография – это нетрадиционная техника работы с пластилином. Понятие «Пластилинография» имеет два смысловых корня: «графия» - создавать, изображать. А первая полов...
Рабочая программа по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Школа будущего первоклассника» социально-педагогической направленности ( от 5 до7 лет)
Современные родители хотят видеть своих детей хорошо подготовленными к школе. Но наблюдения за детьми и беседы с учителями начальных классов говорят о том, что число не готовых к обучению чтению детей...