Методическое пособие для многофункционального дидактического пособия «Кукла Акварелька»
учебно-методическое пособие (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Соколова Лариса Рафаиловна

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждения –детский сад №1 «Улыбка» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей закрытого административного – территориального образования поселок Солнечный Красноярского края

Методическое пособие

для многофункционального дидактического пособия

 «Кукла Акварелька»

Разработчик: воспитатель

Лариса Рафаиловна Соколова

                                                           

2023г.

Содержание

  1. Введение………………………………………………..……....................3
  2. Актуальность…………………………………………...............................3
  3. Методика использования многофунционального дидактического пособия

«Кукла Акварелька»………………………………………………………3

       4. Дидактические игры с использованием многофункционального дидактического                  пособия кукла «Акварелька»       ………………………………………………5

5. Заключение………………………………………………..…..................... 8

6. Список используемых источников ……………………………………... 9

  1. Введение

Кукла - это радость, кукла - это сказка,

 Кукла - это детство, что вернётся вдруг...,

 С куклой очень дружат и любовь и ласка.

 Кукла - это значит доброта вокруг.

                                                                                             Людмила  Покровская.

        

 

Кукла - одна из интереснейших страниц в истории культуры.

Кукол любят все: взрослые и дети. Для детей они - забава, а взрослые с радостью смотрят на красивые игрушки, которые доставляют им радость и возвращают в детство.

Кукла по сути своей - отражение образа человека. Для каждого ребенка она является той игрушкой, которая больше всего вызывает и оживляет представление о его собственной человеческой сущности.

Играя с куклами, ребенок включается в мир людей: в игре он отражает свой опыт, в особенности то, что его волнует, воспроизводит действия знакомых людей или сказочных персонажей, вкладывает в уста куклы, свои слова, мысли, переживания, через куклу в душу и в сознание ребенка проникают представления о человеке - красивом и некрасивом, хорошем и плохом, добром и злом.

Кукла выполняет важную функцию в процессе человеческой социализации. Каждое поколение, развиваясь из своего детства, своего культурного типа и одновременно преодолевая его, оставляет в наследство другому поколению «куклу-знак». Разнообразие ролей, приписываемых кукле, бесконечно.

Кукла играет огромную роль в жизни ребенка. Все мы знаем, что игра – это самый важный вид деятельности в воспитании и развитии ребенка. В игре формируется личность ребенка, его морально - волевые качества. Игры с куклой – образом человека – позволяют ребенку познать, понять и освоить сложную систему построения отношений со взрослыми и детьми, присвоить ценностные нормы нравственного поведения, проявить творчество.

  1. Актуальность

Одним из наиболее эффективных средств развития и воспитания дошкольника является создание единого образовательного пространства, которое позволяет сформировать у ребенка дошкольного возраста нравственные представления и ценности, ввести в мир предметов, природы и человеческих отношений, обеспечить его полноценную жизнедеятельность. В раннем детстве все свободное время дети заняты игрой. Игра – уникальная деятельность малыша, а также средство его воспитания и развития. В игровой, неформальной обстановке дошкольники усваивают не только знания, но и очень многие навыки и умения, незаметно для себя начинают корректировать свое поведение и преодолевать психологические трудности. Любая игра немыслима без игрушки.

В настоящее время дети стали больше отдавать предпочтение планшетам и гаджетам, стали мало играть в игры, в которые играли их родители еще 20 лет назад. Стали мало играть в куклы, т.е. игры, которые способствуют развитию чувства доброты, материнства, чуткости. Все это вызывает тревогу за будущее поколение. Вот почему игровые занятия с куклой актуальны для развития и воспитания ребенка, так как дети, это будущее того общества, в котором всем нам предстоит жить!

Кукла - занимает особое место в воспитании ребенка. Игры с куклой – образом человека – позволяют ребенку познать, понять и освоить сложную систему построения отношений со взрослыми и детьми, присвоить ценностные нормы нравственного поведения, проявить творчество. Это та игрушка, которая больше всего отвечает потребностям познавательной и речевой деятельности детей.

Не только девочки, но и мальчики с удовольствием играют в куклы: кормят и лечат, носят на руках и баюкают, катают в коляске и пеленают. Дети обыгрывают различные ситуации, отображают и закрепляют обобщенные представления о них. В игре с куклой зарождается сюжетно-ролевая игра, когда ребёнок использует взятую на себя роль. Дети играют в парикмахерскую, больницу, словом во все то, что встретится в жизни. Они проигрывают сюжеты и целые сюжетные линии. Играя, ребенок воспроизводит взаимоотношение людей и усваивает законы общества. Поэтому куклы являются главными игрушками, способствующие социализации детей.

Образовательная работа с дошкольниками может быть организована с помощью самых различных средств: сюжетных игр-занятий, игровых упражнений с куклами, выполнения несложных поручений, индивидуального общения ребенка со взрослым, в зависимости от целей, ради которых она проводится. В своей педагогической деятельности я постоянно стараюсь найти новые формы и методы работы, чтобы ребенок был увлечен, занимался с интересом.  Поэтому всегда стараюсь использовать сюрпризные моменты, дидактические пособия, созданные своими руками.

  1. Методика использования многофункционального дидактического пособия «Кукла Акварелька»

Кукла «Акварелька» является многофункциональным, мобильным и очень легким в использовании дидактическим пособием. Это пособие предназначено для занятий и игр с детьми в возрасте от 2 до 7 лет (со 2младшей до подготовительной группы, в различных образовательных областях: познание, речевое и художественное развитие, ознакомление с русскими народными промыслами, ориентировка в пространстве. Кукла изготовлена из тонкой фанеры, руки и ноги на шарнирах, двигаются. На ладошках куклы приклеен фетрКукла одета в юбку, рубашку и фартучек, на которые пришиты карманчики из прозрачного пластика, в них можно вставить различные картинки. Всё необходимое для этой куклы хранится в больших карманах, так что дети сами могут выбрать по своему желанию, чем поиграть. В дополнение к дидактическому пособию мною подобраны атрибуты: картинки с изображением элементов росписи, таблица смешения цветов, а также разнообразный дидактический материал, направленный на развитие мелкой моторики (бусины, разноцветные ленточки и т. д.).

Цели:

  1. Поддерживать интерес дошкольников к русским народным промыслам.
  2. Обогащать речь детей исконно-русскими словами.
  3. Автоматизировать поставленные звуки в активную речь детей посредством фольклора.
  4. Развивать мелкую моторику пальцев рук.
  5. Развивать психические процессы (ощущение, внимание, воображение, память, мышление).
  6. Закреплять у детей практические и теоретические знания по усвоению фольклорного наследия.
  7. Изучение частей тела куклы и человека.
  8. Изучение и закрепление практических и теоретических знаний о названиях цветов, смешении цвета, цветах радуги
  9. Изучение холодных и теплых тонов цвета
  10. Изучение геометрических фигур т. д.

Использование пособия в работе с детьми:

Это пособие прекрасно подходит для обыгрывания сюжетов, создания проблемных ситуаций на занятиях, для индивидуальной работы с детьми. Его можно задействовать как на индивидуальных и групповых занятиях по развитию художественных способностей и воображения у дошкольников, так и в свободной самостоятельной деятельности. Использование «Акварельки» позволяет расширить речевую среду в группе, создать желание развивать речевую активность при общении со взрослыми и сверстниками легко, в процессе игры, а также совершенствовать свои речевые навыки и эмоциональную отзывчивость.

Работа с пособием направлена прежде всего на использование на занятиях по рисованию (изучение холодных и теплых тонов цвета, названия цветов, смешении цвета, цвета радуги и т. д., но также может использоваться и в других областях, например:

• развитие сенсорных способностей детей;

• развитие мелкой моторики;

• развитие всех психических процессов.

Направление "Акварельки" может быть различным:

  • Использование накладных кармашков в качестве наборного полотна, закрепление теплых и холодных тонов цвета;
  • знакомство с цветами радуги, заучивание потешки про цвета «Каждый охотник желает знать…».
  • знакомство с росписями (дымковская, городецкая, хохломская, гжель, самостоятельное составление узоров
  • развитие мелкой моторики (бусинки, пуговицы, косички, ленточки).
  • ориентировка в пространстве (ладошки куклы используются как фланелеграф. Например, детям предлагается положить на правую ладошку круг синего цвета, а на левую квадрат красного цвета и т. д.)
  • сравнение предметов (больше-меньше, уже-шире, например, завязать ленточку широкую зеленого цвета на правую сторону, а узкую на левую и т. д.)
  • развитие речи дошкольников (чтение и заучивание загадок, потешек, поговорок о народных промыслах).

  1. Дидактические игры с использованием многофункционального дидактического пособия кукла «Акварелька».

1. «Радуга».

Вместе с детьми рассмотреть кокошник «Акварельки», выяснить, что он украшен тесьмой разного цвета, назвать эти цвета и выучить наизусть потешку

Каждый Охотник

Желает Знать

Где Сидит Фазан.

2. «Тепло или холодно?»

На ладошки куклы прикрепляются изображение солнышка и снежинки и предлагаются несколько ленточек разного цвета. Ребенок должен вспомнить какие цвета являются теплыми, а какие холодными, и на одну косичку завязать ленты теплых тонов (красная, желтая, зеленая, а на другую - холодных (синяя, голубая, сиреневая)

     3.«Смешение цветов».

Детям предлагаются таблички с изображение двух девочек, платьица которых разного цвета при смешении образуют третий. Например, белый и синий цвета при смешении образуют голубой, а синий и желтый – зеленый и т. д.

4.Изучение хохломской росписи.

В кармашек, расположенный на фартучке «Акварельки» вставляются картинки с изображением элементов узоров хохломской росписи. Воспитатель рассказывает детям о хохломской росписи, о месте ее возникновения, способе изготовления и раскрашивания; предлагает ответить на вопросы, касающиеся рассказа. Прочитать потешку и спросить о каком золоте в ней говориться.

Хохлома, Хохлома!

Блещут золотом дома!

Миски, ложки, чаши, блюдца –

Золотая вся посуда!

загадать детям загадку

В каждом доме это есть.

Ей удобно очень есть

Кашу, щи, кисель, окрошку.

Нужно взять к обеду …

(ложку)

выучить поговорку, предварительно объяснив ее смысл

Дорога ложка к обеду.

5. Гжельская роспись.

В кармашек, расположенный на фартучке «Акварельки» вставляются картинки с изображением элементов узоров гжельской росписи. Воспитатель рассказывает детям о гжельской росписи, о месте ее возникновения, способе изготовления и раскрашивания; предлагает ответить на вопросы, касающиеся рассказа. Прочитать потешку и спросить о каких синих просторах в ней говориться.

Если в Гжели вы бывали,

То посуду там видали.

Что за синие просторы!

И картины, и узоры.

загадать детям загадку

Их под чашки подставляют,

Чай на стол не проливают.

Осторожно! Очень бьются!

Угадали? Это …

(блюдца)

Выучить поговорку, предварительно объяснив ее смысл: «Разбитую чашку не склеишь».

6. Городецкая роспись.

В кармашек, расположенный на фартучке «Акварельки» вставляются картинки с изображением элементов узоров городецкой росписи. Воспитатель рассказывает детям о этой росписи, о месте ее возникновения, способе изготовления и раскрашивания; предлагает ответить на вопросы, касающиеся рассказа. Прочитать потешку и спросить о каком «товаре» в ней говориться.

Едет в город Городец

Покупать товар купец.

Разрисованные прялки,

люльки, доски и качалки.

Загадать детям загадку

Если хочешь рисовать,

Нужно их, конечно, взять.

Станет мир цветным, как в сказке.

А раскрасят его …

(краски)

  1. «Мамины бусы».

Посчитать бусы со словами:

К маме Саша приходил,

Маму в бусы нарядил.

Бусин много: раз, два, три –

Как красиво, посмотри!

8. «Шире-уже».

Предложить вниманию детей ленточки различной ширины и фактуры и предложить на левую руку положить узкие ленты, а на правую – широкие.

9. «Рука-нога».

Предложить поиграть с куклой, представив, что она танцует: поднять левую руку вверх, поднять левую ногу, как у балерины.

10. «Кружки и квадраты»

Детям предлагается положить на правую ладошку круг синего цвета, а на левую квадрат красного цвета.

  1. Заключение.

Многофункциональное дидактическое пособие «Кукла Акварелька» прекрасное средство обучения и развития, используемое как в образовательной деятельности, игровой деятельности так и режимных моментах.

Обучение с применением данного дидактического пособия значительно позволяет повысить интерес младших дошкольников, а также активизировать сенсорную, речевую познавательную деятельность. При использовании дидактического пособия дети усовершенствовали и развили психические процессы:

-восприятие - научились анализировать предметы по существенным признакам: цвет, форма, размер, величина;

 -внимание - сосредотачиваться на предметах, явлениях, действиях;

-память - слуховая, тактильная, зрительная.

При реализации дидактического пособия наблюдается следующая положительная динамика:

- развивается внимание, терпение;

 - проявляются творческие способности;

- осваиваются начало геометрии;

 - воспитывается чувство радости от выполнения игровых заданий.

Обучая воспитанников в процессе игры, я стремилась к тому, чтобы радость от игровой деятельности постепенно перешла в дальнейшем в радость учения. С использованием игровых моментов усвоение сложных понятий происходит без особого нервного напряжения: ребенок с усердием старается овладеть тем, что способствует успеху игры.

Как видим, вариантов применения моего пособия множество. Оно красочное, удобное в использовании и не требует больших затрат, а многофункциональность позволяет применять его на разных этапах воспитательной работы.

 Творческий подход и фантазия воспитателя позволяет использовать дидактическое пособие очень широко, что делает игровые занятия более увлекательными и разнообразными.

  1. Список используемых источников.

1.   «Кукла в жизни ребёнка и её роль в нравственном воспитании» Е.Ю. Морозова, Москва, «Школьная Пресса», 2011 год

2.    «Играем вместе с ребёнком. Воспитание игрой» Абраменкова В.В. м.: Лепта,   2008год

3.  «Образная игрушка в играх дошкольников», Васильева О.К., Детство, 2003 год

4.  «Мне нравится в неё играть» Соловьёва Е., 2002 год

5.   «Я познаю мир», Детская энциклопедия, Н.Г. Юрина, 1998 год

6.  Стихи про куклу  morestihov.ru›poleznye…dlya-detej/pro…dlya…stikhi…

7.   Про куклуmudri-pudri.ru

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Кукла - это радость, кукла - это сказка, Кукла - это детство, что вернётся вдруг..., С куклой очень дружат и любовь и ласка. Кукла - это значит доброта вокруг!»

Слайд 2

Ступакова Елена Владимировна представила куклу ПЕЛЕНАШКУ, главной целью использования которой является развитие сенсорных навыков и мелкой моторики рук детей раннего возраста.

Слайд 3

Марина Владимировна Аширова создала «Куклу эмоций» для обучения детей умению управлять собой в конкретных, наиболее волнующих их ситуациях; повышения осознания своих эмоциональных проявлений и взаимоотношений с другими людьми .

Слайд 4

«Бабушка- Забавушка » - дидактическая кукла Макавеевой Юлии Владимировны разработана с целью формирования духовно-нравственных качеств личности у детей раннего и младшего дошкольного возраста через приобщение их к миру театра .

Слайд 5

Кукла, изготовленная Захаран Еленой Васильевной предназначена для использования в любой образовательной области .

Слайд 6

Ковалевой Ниной Николаевной была представлена кукла-полицейский Иван Петрович, который помогает детям старшего дошкольного возраста в усвоении норм и правил поведения на улице, на проезжей части и дома. Игры с использованием куклы-полицейского позволяют формировать у детей представления о нравственных нормах, закреплять поведение, соответствующее этим нормам, приучают детей анализировать свои взаимоотношения друг с другом и другими людьми с позиции уважения прав человека. Многофункциональность данной куклы обусловлена тем, что при желании ребят Иван Петрович может сменить профессию (стать пожарным, например).

Слайд 7

Мышакова Олеся Владимировна изготовила дидактическую куклу, имя, которой Цветана . Цель: формирование познавательной активности в ходе игровой деятельности. Кукла выполнена из папье – маше, меняет она только ободок и может служить сюрпризным моментом на любом мероприятии, в любой проектной деятельности, её можно использовать как настольную игру.

Слайд 8

Кукла, изготовленная Кригер Венерой Идельевной , позволяет познакомить ребят с анатомией человека. Кукла сшита из флиса , набита синтепоном, рот у неё открывается, есть язык и зубы, что позволяет эффективно вести логопедическую работу с детьми. Руки и ноги свободно двигаются, пальцы рук сжимаются и разжимаются, на туловище куклы находится карман, в котором расположена модель органов человека (легкие, сердце, желудок, печень, почки). Куклу можно переодевать в сезонную одежду.

Слайд 9

Мингалеевой Ириной Владимировной были представлены пальчиковые куклы – путешественницы, для развития мелкой моторики рук детей. Этим куклам не сидится на месте, поэтому в комплект к ним прилагаются разнообразные сенсорные дорожки, выполненные из фетра, бусин, пуговиц и т.д.

Слайд 10

Большую мягкую куклу – образ ребенка, создала Моностырная Светлана Валентиновна. И грая с ней, дети воспроизводят взаимоотношения людей и усваивают законы общества.

Слайд 11

Инструктор по физической культуре Шишкина Светлана Васильевна представила дидактическую куклу – спортсмена, которая помогает ребятам быстро и правильно освоить физические упражнения и элементы спортивных игр.

Слайд 12

Соколовой Ларисой Рафаиловной была представлена многофункциональная кукла Акварелька, предназначенная, главным образом, для использования на занятиях по художественно - эстетическому развитию. Всё необходимое для игр с этой куклой хранится в больших карманах на её одежде, так что дети сами могут выбрать по своему желанию, чем поиграть. В дополнение к дидактическому пособию педагог изготовил атрибуты: картинки с изображением элементов росписи, таблицы смешения цветов, а также разнообразный дидактический материал, направленный на развитие мелкой моторики (бусины, разноцветные ленточки и т. д.).

Слайд 13

Дидактическая кукла Марья, разработанная для занятий по познавательному развитию воспитателем Аксёновой Людмилой Викторовной, представляла собой выпиленную из ДВП двустороннюю фигуру высотой 1 метр. К кукле прилагаются комплекты одежды на разные сезоны, национальные костюмы и костюмы людей разных профессий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Многофункциональное дидактическое пособие кукла «Маша»

Многофункциональное дидактическое пособие кукла «Маша»...

Методические рекомендации к дидактическому пособию «Кукла Люся на фартуке».

Данное пособие рекомендовано педагогам-психологам, учителям-логопедам, воспитателям в работе с  детьми с ОВЗ, детьми- инвалидами и детьми  раннего возраста...

Методическая разработка: Многофункциональное дидактическое пособие «Волшебные кубики»

Многофункциональное дидактическое пособие «Волшебные кубики» является основой для проведения дидактических игр, направленных на развитие познавательных и речевых способностей дошкольников....

Методическая разработка дидактического пособия «Куклы в национальных костюмах»

Пособие знакомит детей с культурой, национальными особенностями, русским национальным костюмом, развивает познавательный интерес дошкольников, расширяет кругозор детей, систематизирует и закрепляет их...

Методическая разработка дидактического пособия «Куклы в национальных костюмах»

Пособие знакомит детей с культурой, национальными особенностями, русским национальным костюмом, развивает познавательный интерес дошкольников, расширяет кругозор детей, систематизирует и закрепляет их...

Многофункциональное дидактическое пособие «Куклы разные важны, куклы разные нужны»

У современных детей, «благодаря» информационному прогрессу, снизился интерес к живому общению, практически исчезла потребность в играх –драматизациях, что неизбежно ведёт к отставани...

Методическая разработка многофункционального дидактического пособия для детей 2-4 лет: “По дороге домой”

Предложенное пособие помогает формировать фразовую речь на базе материала 1 слоговой структуры...