Методическое пособие для многофункционального дидактического пособия «Кукла Акварелька»
учебно-методическое пособие (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskoe_posobie_kukla_akvarelka_2023.doc | 97.5 КБ |
didakticheskie_kukly.pptx | 1.11 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждения –детский сад №1 «Улыбка» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей закрытого административного – территориального образования поселок Солнечный Красноярского края
Методическое пособие
для многофункционального дидактического пособия
«Кукла Акварелька»
Разработчик: воспитатель
Лариса Рафаиловна Соколова
2023г.
Содержание
- Введение………………………………………………..……....................3
- Актуальность…………………………………………...............................3
- Методика использования многофунционального дидактического пособия
«Кукла Акварелька»………………………………………………………3
4. Дидактические игры с использованием многофункционального дидактического пособия кукла «Акварелька» …………………………………………………5
5. Заключение………………………………………………..…..................... 8
6. Список используемых источников ……………………………………... 9
- Введение
Кукла - это радость, кукла - это сказка,
Кукла - это детство, что вернётся вдруг...,
С куклой очень дружат и любовь и ласка.
Кукла - это значит доброта вокруг.
Людмила Покровская.
Кукла - одна из интереснейших страниц в истории культуры.
Кукол любят все: взрослые и дети. Для детей они - забава, а взрослые с радостью смотрят на красивые игрушки, которые доставляют им радость и возвращают в детство.
Кукла по сути своей - отражение образа человека. Для каждого ребенка она является той игрушкой, которая больше всего вызывает и оживляет представление о его собственной человеческой сущности.
Играя с куклами, ребенок включается в мир людей: в игре он отражает свой опыт, в особенности то, что его волнует, воспроизводит действия знакомых людей или сказочных персонажей, вкладывает в уста куклы, свои слова, мысли, переживания, через куклу в душу и в сознание ребенка проникают представления о человеке - красивом и некрасивом, хорошем и плохом, добром и злом.
Кукла выполняет важную функцию в процессе человеческой социализации. Каждое поколение, развиваясь из своего детства, своего культурного типа и одновременно преодолевая его, оставляет в наследство другому поколению «куклу-знак». Разнообразие ролей, приписываемых кукле, бесконечно.
Кукла играет огромную роль в жизни ребенка. Все мы знаем, что игра – это самый важный вид деятельности в воспитании и развитии ребенка. В игре формируется личность ребенка, его морально - волевые качества. Игры с куклой – образом человека – позволяют ребенку познать, понять и освоить сложную систему построения отношений со взрослыми и детьми, присвоить ценностные нормы нравственного поведения, проявить творчество.
- Актуальность
Одним из наиболее эффективных средств развития и воспитания дошкольника является создание единого образовательного пространства, которое позволяет сформировать у ребенка дошкольного возраста нравственные представления и ценности, ввести в мир предметов, природы и человеческих отношений, обеспечить его полноценную жизнедеятельность. В раннем детстве все свободное время дети заняты игрой. Игра – уникальная деятельность малыша, а также средство его воспитания и развития. В игровой, неформальной обстановке дошкольники усваивают не только знания, но и очень многие навыки и умения, незаметно для себя начинают корректировать свое поведение и преодолевать психологические трудности. Любая игра немыслима без игрушки.
В настоящее время дети стали больше отдавать предпочтение планшетам и гаджетам, стали мало играть в игры, в которые играли их родители еще 20 лет назад. Стали мало играть в куклы, т.е. игры, которые способствуют развитию чувства доброты, материнства, чуткости. Все это вызывает тревогу за будущее поколение. Вот почему игровые занятия с куклой актуальны для развития и воспитания ребенка, так как дети, это будущее того общества, в котором всем нам предстоит жить!
Кукла - занимает особое место в воспитании ребенка. Игры с куклой – образом человека – позволяют ребенку познать, понять и освоить сложную систему построения отношений со взрослыми и детьми, присвоить ценностные нормы нравственного поведения, проявить творчество. Это та игрушка, которая больше всего отвечает потребностям познавательной и речевой деятельности детей.
Не только девочки, но и мальчики с удовольствием играют в куклы: кормят и лечат, носят на руках и баюкают, катают в коляске и пеленают. Дети обыгрывают различные ситуации, отображают и закрепляют обобщенные представления о них. В игре с куклой зарождается сюжетно-ролевая игра, когда ребёнок использует взятую на себя роль. Дети играют в парикмахерскую, больницу, словом во все то, что встретится в жизни. Они проигрывают сюжеты и целые сюжетные линии. Играя, ребенок воспроизводит взаимоотношение людей и усваивает законы общества. Поэтому куклы являются главными игрушками, способствующие социализации детей.
Образовательная работа с дошкольниками может быть организована с помощью самых различных средств: сюжетных игр-занятий, игровых упражнений с куклами, выполнения несложных поручений, индивидуального общения ребенка со взрослым, в зависимости от целей, ради которых она проводится. В своей педагогической деятельности я постоянно стараюсь найти новые формы и методы работы, чтобы ребенок был увлечен, занимался с интересом. Поэтому всегда стараюсь использовать сюрпризные моменты, дидактические пособия, созданные своими руками.
- Методика использования многофункционального дидактического пособия «Кукла Акварелька»
Кукла «Акварелька» является многофункциональным, мобильным и очень легким в использовании дидактическим пособием. Это пособие предназначено для занятий и игр с детьми в возрасте от 2 до 7 лет (со 2младшей до подготовительной группы, в различных образовательных областях: познание, речевое и художественное развитие, ознакомление с русскими народными промыслами, ориентировка в пространстве. Кукла изготовлена из тонкой фанеры, руки и ноги на шарнирах, двигаются. На ладошках куклы приклеен фетр. Кукла одета в юбку, рубашку и фартучек, на которые пришиты карманчики из прозрачного пластика, в них можно вставить различные картинки. Всё необходимое для этой куклы хранится в больших карманах, так что дети сами могут выбрать по своему желанию, чем поиграть. В дополнение к дидактическому пособию мною подобраны атрибуты: картинки с изображением элементов росписи, таблица смешения цветов, а также разнообразный дидактический материал, направленный на развитие мелкой моторики (бусины, разноцветные ленточки и т. д.).
Цели:
- Поддерживать интерес дошкольников к русским народным промыслам.
- Обогащать речь детей исконно-русскими словами.
- Автоматизировать поставленные звуки в активную речь детей посредством фольклора.
- Развивать мелкую моторику пальцев рук.
- Развивать психические процессы (ощущение, внимание, воображение, память, мышление).
- Закреплять у детей практические и теоретические знания по усвоению фольклорного наследия.
- Изучение частей тела куклы и человека.
- Изучение и закрепление практических и теоретических знаний о названиях цветов, смешении цвета, цветах радуги
- Изучение холодных и теплых тонов цвета
- Изучение геометрических фигур т. д.
Использование пособия в работе с детьми:
Это пособие прекрасно подходит для обыгрывания сюжетов, создания проблемных ситуаций на занятиях, для индивидуальной работы с детьми. Его можно задействовать как на индивидуальных и групповых занятиях по развитию художественных способностей и воображения у дошкольников, так и в свободной самостоятельной деятельности. Использование «Акварельки» позволяет расширить речевую среду в группе, создать желание развивать речевую активность при общении со взрослыми и сверстниками легко, в процессе игры, а также совершенствовать свои речевые навыки и эмоциональную отзывчивость.
Работа с пособием направлена прежде всего на использование на занятиях по рисованию (изучение холодных и теплых тонов цвета, названия цветов, смешении цвета, цвета радуги и т. д., но также может использоваться и в других областях, например:
• развитие сенсорных способностей детей;
• развитие мелкой моторики;
• развитие всех психических процессов.
Направление "Акварельки" может быть различным:
- Использование накладных кармашков в качестве наборного полотна, закрепление теплых и холодных тонов цвета;
- знакомство с цветами радуги, заучивание потешки про цвета «Каждый охотник желает знать…».
- знакомство с росписями (дымковская, городецкая, хохломская, гжель, самостоятельное составление узоров
- развитие мелкой моторики (бусинки, пуговицы, косички, ленточки).
- ориентировка в пространстве (ладошки куклы используются как фланелеграф. Например, детям предлагается положить на правую ладошку круг синего цвета, а на левую квадрат красного цвета и т. д.)
- сравнение предметов (больше-меньше, уже-шире, например, завязать ленточку широкую зеленого цвета на правую сторону, а узкую на левую и т. д.)
- развитие речи дошкольников (чтение и заучивание загадок, потешек, поговорок о народных промыслах).
- Дидактические игры с использованием многофункционального дидактического пособия кукла «Акварелька».
1. «Радуга».
Вместе с детьми рассмотреть кокошник «Акварельки», выяснить, что он украшен тесьмой разного цвета, назвать эти цвета и выучить наизусть потешку
Каждый Охотник
Желает Знать
Где Сидит Фазан.
2. «Тепло или холодно?»
На ладошки куклы прикрепляются изображение солнышка и снежинки и предлагаются несколько ленточек разного цвета. Ребенок должен вспомнить какие цвета являются теплыми, а какие холодными, и на одну косичку завязать ленты теплых тонов (красная, желтая, зеленая, а на другую - холодных (синяя, голубая, сиреневая)
3.«Смешение цветов».
Детям предлагаются таблички с изображение двух девочек, платьица которых разного цвета при смешении образуют третий. Например, белый и синий цвета при смешении образуют голубой, а синий и желтый – зеленый и т. д.
4.Изучение хохломской росписи.
В кармашек, расположенный на фартучке «Акварельки» вставляются картинки с изображением элементов узоров хохломской росписи. Воспитатель рассказывает детям о хохломской росписи, о месте ее возникновения, способе изготовления и раскрашивания; предлагает ответить на вопросы, касающиеся рассказа. Прочитать потешку и спросить о каком золоте в ней говориться.
Хохлома, Хохлома!
Блещут золотом дома!
Миски, ложки, чаши, блюдца –
Золотая вся посуда!
загадать детям загадку
В каждом доме это есть.
Ей удобно очень есть
Кашу, щи, кисель, окрошку.
Нужно взять к обеду …
(ложку)
выучить поговорку, предварительно объяснив ее смысл
Дорога ложка к обеду.
5. Гжельская роспись.
В кармашек, расположенный на фартучке «Акварельки» вставляются картинки с изображением элементов узоров гжельской росписи. Воспитатель рассказывает детям о гжельской росписи, о месте ее возникновения, способе изготовления и раскрашивания; предлагает ответить на вопросы, касающиеся рассказа. Прочитать потешку и спросить о каких синих просторах в ней говориться.
Если в Гжели вы бывали,
То посуду там видали.
Что за синие просторы!
И картины, и узоры.
загадать детям загадку
Их под чашки подставляют,
Чай на стол не проливают.
Осторожно! Очень бьются!
Угадали? Это …
(блюдца)
Выучить поговорку, предварительно объяснив ее смысл: «Разбитую чашку не склеишь».
6. Городецкая роспись.
В кармашек, расположенный на фартучке «Акварельки» вставляются картинки с изображением элементов узоров городецкой росписи. Воспитатель рассказывает детям о этой росписи, о месте ее возникновения, способе изготовления и раскрашивания; предлагает ответить на вопросы, касающиеся рассказа. Прочитать потешку и спросить о каком «товаре» в ней говориться.
Едет в город Городец
Покупать товар купец.
Разрисованные прялки,
люльки, доски и качалки.
Загадать детям загадку
Если хочешь рисовать,
Нужно их, конечно, взять.
Станет мир цветным, как в сказке.
А раскрасят его …
(краски)
- «Мамины бусы».
Посчитать бусы со словами:
К маме Саша приходил,
Маму в бусы нарядил.
Бусин много: раз, два, три –
Как красиво, посмотри!
8. «Шире-уже».
Предложить вниманию детей ленточки различной ширины и фактуры и предложить на левую руку положить узкие ленты, а на правую – широкие.
9. «Рука-нога».
Предложить поиграть с куклой, представив, что она танцует: поднять левую руку вверх, поднять левую ногу, как у балерины.
10. «Кружки и квадраты»
Детям предлагается положить на правую ладошку круг синего цвета, а на левую квадрат красного цвета.
- Заключение.
Многофункциональное дидактическое пособие «Кукла Акварелька» прекрасное средство обучения и развития, используемое как в образовательной деятельности, игровой деятельности так и режимных моментах.
Обучение с применением данного дидактического пособия значительно позволяет повысить интерес младших дошкольников, а также активизировать сенсорную, речевую познавательную деятельность. При использовании дидактического пособия дети усовершенствовали и развили психические процессы:
-восприятие - научились анализировать предметы по существенным признакам: цвет, форма, размер, величина;
-внимание - сосредотачиваться на предметах, явлениях, действиях;
-память - слуховая, тактильная, зрительная.
При реализации дидактического пособия наблюдается следующая положительная динамика:
- развивается внимание, терпение;
- проявляются творческие способности;
- осваиваются начало геометрии;
- воспитывается чувство радости от выполнения игровых заданий.
Обучая воспитанников в процессе игры, я стремилась к тому, чтобы радость от игровой деятельности постепенно перешла в дальнейшем в радость учения. С использованием игровых моментов усвоение сложных понятий происходит без особого нервного напряжения: ребенок с усердием старается овладеть тем, что способствует успеху игры.
Как видим, вариантов применения моего пособия множество. Оно красочное, удобное в использовании и не требует больших затрат, а многофункциональность позволяет применять его на разных этапах воспитательной работы.
Творческий подход и фантазия воспитателя позволяет использовать дидактическое пособие очень широко, что делает игровые занятия более увлекательными и разнообразными.
- Список используемых источников.
1. «Кукла в жизни ребёнка и её роль в нравственном воспитании» Е.Ю. Морозова, Москва, «Школьная Пресса», 2011 год
2. «Играем вместе с ребёнком. Воспитание игрой» Абраменкова В.В. м.: Лепта, 2008год
3. «Образная игрушка в играх дошкольников», Васильева О.К., Детство, 2003 год
4. «Мне нравится в неё играть» Соловьёва Е., 2002 год
5. «Я познаю мир», Детская энциклопедия, Н.Г. Юрина, 1998 год
6. Стихи про куклу morestihov.ru›poleznye…dlya-detej/pro…dlya…stikhi…
7. Про куклуmudri-pudri.ru
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Ступакова Елена Владимировна представила куклу ПЕЛЕНАШКУ, главной целью использования которой является развитие сенсорных навыков и мелкой моторики рук детей раннего возраста.
Марина Владимировна Аширова создала «Куклу эмоций» для обучения детей умению управлять собой в конкретных, наиболее волнующих их ситуациях; повышения осознания своих эмоциональных проявлений и взаимоотношений с другими людьми .
«Бабушка- Забавушка » - дидактическая кукла Макавеевой Юлии Владимировны разработана с целью формирования духовно-нравственных качеств личности у детей раннего и младшего дошкольного возраста через приобщение их к миру театра .
Кукла, изготовленная Захаран Еленой Васильевной предназначена для использования в любой образовательной области .
Ковалевой Ниной Николаевной была представлена кукла-полицейский Иван Петрович, который помогает детям старшего дошкольного возраста в усвоении норм и правил поведения на улице, на проезжей части и дома. Игры с использованием куклы-полицейского позволяют формировать у детей представления о нравственных нормах, закреплять поведение, соответствующее этим нормам, приучают детей анализировать свои взаимоотношения друг с другом и другими людьми с позиции уважения прав человека. Многофункциональность данной куклы обусловлена тем, что при желании ребят Иван Петрович может сменить профессию (стать пожарным, например).
Мышакова Олеся Владимировна изготовила дидактическую куклу, имя, которой Цветана . Цель: формирование познавательной активности в ходе игровой деятельности. Кукла выполнена из папье – маше, меняет она только ободок и может служить сюрпризным моментом на любом мероприятии, в любой проектной деятельности, её можно использовать как настольную игру.
Кукла, изготовленная Кригер Венерой Идельевной , позволяет познакомить ребят с анатомией человека. Кукла сшита из флиса , набита синтепоном, рот у неё открывается, есть язык и зубы, что позволяет эффективно вести логопедическую работу с детьми. Руки и ноги свободно двигаются, пальцы рук сжимаются и разжимаются, на туловище куклы находится карман, в котором расположена модель органов человека (легкие, сердце, желудок, печень, почки). Куклу можно переодевать в сезонную одежду.
Мингалеевой Ириной Владимировной были представлены пальчиковые куклы – путешественницы, для развития мелкой моторики рук детей. Этим куклам не сидится на месте, поэтому в комплект к ним прилагаются разнообразные сенсорные дорожки, выполненные из фетра, бусин, пуговиц и т.д.
Большую мягкую куклу – образ ребенка, создала Моностырная Светлана Валентиновна. И грая с ней, дети воспроизводят взаимоотношения людей и усваивают законы общества.
Инструктор по физической культуре Шишкина Светлана Васильевна представила дидактическую куклу – спортсмена, которая помогает ребятам быстро и правильно освоить физические упражнения и элементы спортивных игр.
Соколовой Ларисой Рафаиловной была представлена многофункциональная кукла Акварелька, предназначенная, главным образом, для использования на занятиях по художественно - эстетическому развитию. Всё необходимое для игр с этой куклой хранится в больших карманах на её одежде, так что дети сами могут выбрать по своему желанию, чем поиграть. В дополнение к дидактическому пособию педагог изготовил атрибуты: картинки с изображением элементов росписи, таблицы смешения цветов, а также разнообразный дидактический материал, направленный на развитие мелкой моторики (бусины, разноцветные ленточки и т. д.).
Дидактическая кукла Марья, разработанная для занятий по познавательному развитию воспитателем Аксёновой Людмилой Викторовной, представляла собой выпиленную из ДВП двустороннюю фигуру высотой 1 метр. К кукле прилагаются комплекты одежды на разные сезоны, национальные костюмы и костюмы людей разных профессий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Многофункциональное дидактическое пособие кукла «Маша»
Многофункциональное дидактическое пособие кукла «Маша»...
Методические рекомендации к дидактическому пособию «Кукла Люся на фартуке».
Данное пособие рекомендовано педагогам-психологам, учителям-логопедам, воспитателям в работе с детьми с ОВЗ, детьми- инвалидами и детьми раннего возраста...
Методическая разработка: Многофункциональное дидактическое пособие «Волшебные кубики»
Многофункциональное дидактическое пособие «Волшебные кубики» является основой для проведения дидактических игр, направленных на развитие познавательных и речевых способностей дошкольников....
Методическая разработка дидактического пособия «Куклы в национальных костюмах»
Пособие знакомит детей с культурой, национальными особенностями, русским национальным костюмом, развивает познавательный интерес дошкольников, расширяет кругозор детей, систематизирует и закрепляет их...
Методическая разработка дидактического пособия «Куклы в национальных костюмах»
Пособие знакомит детей с культурой, национальными особенностями, русским национальным костюмом, развивает познавательный интерес дошкольников, расширяет кругозор детей, систематизирует и закрепляет их...
Многофункциональное дидактическое пособие «Куклы разные важны, куклы разные нужны»
У современных детей, «благодаря» информационному прогрессу, снизился интерес к живому общению, практически исчезла потребность в играх –драматизациях, что неизбежно ведёт к отставани...
Методическая разработка многофункционального дидактического пособия для детей 2-4 лет: “По дороге домой”
Предложенное пособие помогает формировать фразовую речь на базе материала 1 слоговой структуры...