Методическая разработка: Многофункциональное дидактическое пособие «Волшебные кубики»
методическая разработка по математике (младшая группа)
Многофункциональное дидактическое пособие «Волшебные кубики» является основой для проведения дидактических игр, направленных на развитие познавательных и речевых способностей дошкольников. В игровой деятельности с дидактическими кубиками создаются условия для обогащения и накопления сенсорного опыта, развития познавательной сферы детей дошкольного возраста. Дети учатся ориентироваться в различных свойствах предметов: цвет, форма, количество. В игре с кубиками обогащается активный словарь ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka.docx | 23.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка: Многофункциональное дидактическое пособие «Волшебные кубики»
Автор: Черных Ксения Вячеславовна
Организация: ГБДОУ №18
Населенный пункт: Санкт-Петербург
Согласно ФГОС необходимо создавать развивающую предметно-пространственную среду с тем, чтобы обеспечить равные возможности для полноценного развития каждого ребенка.
В силу наглядно-образного мышления дошкольника воспитатель должен создавать и постоянно пополнять дидактические наглядные пособия, опирающиеся на игровое пространство.
Многофункциональное дидактическое пособие «Волшебные кубики» является основой для проведения дидактических игр, направленных на развитие познавательных и речевых способностей дошкольников. В игровой деятельности с дидактическими кубиками создаются условия для обогащения и накопления сенсорного опыта, развития познавательной сферы детей дошкольного возраста. Дети учатся ориентироваться в различных свойствах предметов: цвет, форма, количество. В игре с кубиками обогащается активный словарь ребенка.
Цели: развитие речи, внимания, памяти; умение выполнять задание по образцу, развитие элементарных математических представлений, закрепление ранее полученных знаний у детей младшего дошкольного возраста.
Применение: Речевое развитие, познавательное развитие.
Пособие изготовлено из бросового материала: крупные пластмассовые кубики собраны на оси и закреплены в раме. Кубики легко вращаются вокруг своей оси, что позволяет детям свободно ими манипулировать.
В пособии 4 ряда, каждый ряд состоит из кубиков одного цвета, на которых закреплены картинки по разным темам. Картинки съемные.
Первый блок кубиков с картинками «Математика для малышей»
1 ряд: кубики желтого цвета с картинками с картинками на гранях кубиков:
Первый кубик с цифрами: цифры 1,2, 3,4
Второй, третий, четвертый кубик : картинки с предметами от одного до четырех: яблоко, вишня, шар, бабочка.
2 ряд: кубики синего цвета с картинками на гранях кубиков :
1 грань: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал;
2 грань: колесо, штурвал , пуговица, часы
3 грань: салфетка, дорожный знак, телевизор, книга;
4 грань: дыня, черепаха, божья коровка, поднос овальный.
3 ряд: кубики красного цвета с картинками:
1 грань: куб, шар, конус, брусок
2 грань: аквариум, фотоаппарат, кубики, кубик Рубика.
3 грань: арбуз, яблоко, мяч, глобус
4 грань: колокольчик, колпачок, елочка, пирамидка.
4 ряд: кубики зеленого цвета с картинками:
1 грань: цветные паровозы: красный, зеленый, желтый, синий;
2 грань: цветные вагончики;
3 грань: цветные вагончики;
4 грань: цветные вагончики.
Второй блок кубиков с картинками «Играем, мир открываем»
1 ряд: кубики зеленого цвета с картинками:
1 грань: морковь, картофель, помидор, лук;
2 грань: роза, ромашка, одуванчик, тюльпан;
3 грань: малина, морошка, черника, земляника;
4 грань: яблоко, банан, апельсин, ананас.
2 ряд: кубики желтого цвета с картинками:
1 грань: сапоги, ботинки, тапочки, туфли;
2 грань: шляпа, кепка, шапка, панама;
3 грань: самолет, автомобиль, поезд, корабль;
4 грань: стул, стол, диван, кровать.
3 ряд: кубики зеленого цвета с картинками:
1 грань: чашка, тарелка, кувшин, кастрюля;
2 грань: пирамидка, машинка, кукла, мяч, мишка;
3 грань: утка, попугай, ворона, воробей;
4 грань: бабочка, стрекоза, муравей, жук.
4 ряд: кубики красного цвета с картинками:
1 грань: кошка, собака, свинья, корова;
2 грань: лиса, белка, заяц, медведь;
3 грань: синица, снегирь, сорока, воробей;
4 грань: семья, бабушка, папа, мама, ребенок.
Достоинства пособия:
-многофункционально и незатруднительно в изготовлении;
-является развивающим элементом предметно-пространственной среды;
-мобильность;
-можно использовать в совместной и самостоятельной деятельности детей, в индивидуальной работе;
-демонстрационное пособие в дидактических играх;
-благодаря пособию сохраняется игровой компонент для дошкольников.
Вариативность и изменение пособия:
- На грани кубиков можно закрепить картинки по разным темам.
- В зависимости от возраста и игровых задач отдельные грани могут быть закрыты (например, если отрабатывается тема животные, закрыть другие тематические кубики).
Блок дидактических упражнений и игр «Математика для малышей»
Дидактическое упражнение «Какая фигура лишняя?»
Цель: Учить называть геометрические фигуры, определять лишнюю фигуру в ряду из четырех геометрических фигур. Передавать в речи принцип исключения.
Речевой материал: Квадрат, треугольник, круг, прямоугольник. Лишняя фигура- круг, он без углов.
Дидактическое упражнение «Найди геометрические фигуры»
Цель: Развивать представления о геометрических фигурах, упражнять в их назывании.
Игровое задание: Геометрические фигуры спрятались среди разных предметов. Найди и назови фигуру. Ребенок крутит кубики и выполняет задание.
Дидактическая игра «Найди предмет такой же формы»
Цель: Развивать умение сопоставлять формы предметов с геометрическими образцами.
Игровая задача: Вот круг, найди предметы такой же формы.
Дидактическое упражнение «Продолжи ряд»
Цель: Развивать представление о количестве предметов и соотнесении их с цифрой
Игровая задача: Какая цифра стоит на первом кубике». Найди картинки на сторонах волшебных кубиков, где предметов один ( два, три, четыре).
Дидактическое упражнение «Не ошибись, Петрушка!»
Цель: Развивать представление о количестве предметов и соотнесении их с цифрой, учить делать исправления в уже построенный ряд ,опираясь на изображение первого кубика.
Игровая задача: Петрушка собрал кубики с картинками, но он допустил ошибку. Помоги Петрушке исправить ошибку.
Дидактическая игра «Какого цвета предмет?»
Цель: Отрабатывать согласование существительных с прилагательными.
Речевой материал: Желтая дыня, красное яблоко, оранжевый апельсин…
Дидактическая игра «Цветные паровозики»
Цель: Закреплять знание основных цветов
Игровая задача: собери вагончики под цвет паровоза: красный, синий, желтый, зеленый.
Дидактическая игра «Какой вагончик лишний?»
Цель: Закреплять основные цвета. Развивать зрительное внимание.
Ход игры: Воспитатель обращает внимание на «бегущий» цветной паровозик. Предлагает найти лишний вагончик и исправить ошибку.
Дидактическое упражнение «Столько –сколько»
Цель: Развивать представление о количестве и числе предметов, учить соотносить с цифрой.
Игровое задание : Найди количество предметов, указанное на первом кубике
Блок дидактических упражнений и игр «Играем, мир открываем»
Дидактическая игра «Что делают животные, птицы?»
Цель: Активизировать в речи детей глагольную лексику
Игровая задача: Отгадай загадку. Покажи животное-отгадку. Назови, что может делать это животное.
Речевой материал:
Собака- стоит, лежит, бежит, спит, лает, кусается, служит
Кошка- ласкается, мурлычет, лакает, крадется, умывается, царапается, облизывается
Лиса- бежит, охотится, мышкует, крадется.
Корова- мычит, жует, стоит, ходит.
Сорока- стрекочет, летает, прыгает, клюет.
Дидактическая игра «Четвертый лишний»
Цель: Развивать умение классифицировать предметы по существенному признаку, обобщать.
Игровая задача: Назови, что изображено на картинках. Назови лишнюю картинку, объясни, почему.
Речевой материал: Синица, снегирь, сорока –это птицы, а белка- животное.
Дидактическая игра « Назови одним словом»
Цель: учить классифицировать предметы.
Игровая задача: Назови одним словом все предметы на сторонах кубиков.
Дидактическая игра «Узнай по словам какой, кто (что) это? »
Цель: учит подбирать определения, соответствующие данному предмету(человеку, животному). Активизировать усвоенные ранее слова. Развивать внимание.
Ход игры: Воспитатель называет признаки, соответствующие данному предмету, дети отгадывают слово с опорой на картинки или находят нужную картинку, вращая кубики.
Речевой материал:
Добрая, нежная, ласковая, милая- мама.
Добрая, нежная, заботливая, старенькая -бабушка.
Сильный, смелый, серьезный – папа.
Веселый, добрый, маленький, игривый, послушный - ребенок
Шустрая, маленькая, красивая, рыжая, быстрая- белка.
Дидактическая игра « Моя семья»
Цель: Учить составлять предложения о членах семьи
Игровая задача: Выбрать нужного члена семьи в соответствии с действиями. Четко. Полным предложением отвечать на вопрос.
Ход игры. Взрослый показывает картинки на кубиках по теме «семья». Спрашивает ребенка: «Кто, что делает?»
Речевой материал: Кто гладит рубашку? (готовит еду, моет посуду)
Ответ ребенка: Мама гладит рубашку.
Кто играет в шахматы? (чинит люстру, смотрит телевизор).
Кто ходит в детский сад (играет в песочнице, строит башню из кубиков).
Дидактическая игра «Знаешь ли ты?»
Цель: Обогащать словарный запас детей названиями животных, птиц, ягод. Цветов.
Игровая задача: Первым назвать по картинкам животное(птицу…)
Ход игры: Воспитатель составляет тематические ряды на кубиках. Играющие поочередно называют зверей, птиц, цветы, ягоды и т.д. При правильном ответе игрок получает фишку.
Дидактическая игра « Мебельный магазин»
Цель: Закрепить обобщающее понятие мебель, учить называть предметы мебели.
Игровая задача: Правильно назвать все предметы мебели на гранях кубиков.
Ход игры: Петрушка пришел в мебельный магазин и купил новую мебель. Назови, что купил Петрушка?
Дидактическая игра «Товарный поезд»
Цель: Развитие логического мышления.
Игровая задача: Поиграем в поезда. Составить из кубиков цепочку заданных предметов, которые везет поезд.
Ход игры: Поезда идут в разные города и везут разные грузы. Поезд в Москву в зоопарк везет диких животных, найди эти картинки. Другой поезд везет транспорт, найди стороны кубика с этими картинками и т.д.
Используемая литература:
- Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. Кн. Для воспитателя детского сада.
- Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Многофункциональное дидактическое пособие "Волшебные кармашки"
Данное пособие может использовать в непосредственно образовательной деятельности детей, как в индивидуальной, так и в подгрупповой работе с дошкольниками....
Многофункциональное дидактическое пособие "Волшебный куб"
Цель: Развитие у детей познавательных способностей, творческих проявлений.Педагогика давно ищет пути достижения высоких и стабильных результатов в работе с детьми. Реагируя на все изменения социальных...
Многофункциональное дидактическое пособие «Волшебный цветок»
Авторская разработка описывает дидактическое пособие для развития интереса к познавательной деятельности, компенсироваия отставания в речевом развитии и подготовке ребенка к поступлению в общеоб...
Презентация многофункционального дидактического пособия "Волшебный цветок"
Данная презентация - авторская разработка дидактического пособия по развитию всех сторон речи с детьми, имеющими различные речевые нарушения....
Многофункциональное дидактическое пособие "Волшебные круги"
Интеллектуальное развитие человека - одно из основных условий его саморазвития, успешности в течение всей жизни. Поэтому, развитие познавательных способностей у детей 3 - 7 лет - одно из приоритетных ...
Методическая разработка многофункционального дидактического пособия для детей 2-4 лет: “По дороге домой”
Предложенное пособие помогает формировать фразовую речь на базе материала 1 слоговой структуры...
Методическая разработка. Многофункциональное дидактическое пособие по развитию речи для занятий с детьми лэпбук «Осень»
Лэпбук – новейший способ организации учебной деятельности с дошкольниками. Это игра, творчество, познание и исследование нового, повторение и закрепление изученного материала, систематизация зна...